Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз
В более ранних выпусках мы рассматривали основные длительности нот и пауз. Но в музыке такое многообразие ритмов, что порой этих основных средств передачи не достаточно. Сегодня мы разберем несколько способов, которые помогают записать звуки и паузы нестандартной величины.
Для начала повторим все главные длительности: существуют ноты и паузы целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и другие, более мелкие. На расположенной ниже картинке можно увидеть, как они выглядят.
Далее, для нашего с вами удобства давайте также договоримся на условные обозначения длительностей в секундах. Вы уже знаете, что реальная длительность ноты или паузы – это всегда относительная величина, непостоянная. Она зависит от того, в каком темпе бьется пульс в музыкальном произведении. Но чисто в учебных целях предлагаем вам все-таки условиться, что четвертная нота – это 1 секунда, половинная – 2 секунды, целая – 4 секунды, а то, что меньше четверти – восьмые и шестнадцатые будут, соответственно, представляться нам как половина (0,5) и 1/4 часть секунды (0,25).
Ноты
В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.
Длительности нот
Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.
А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.
А вот как выглядит деление нот.
Целая – самая протяженная длительность.
Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.
Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.
Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».
Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.
Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.
Паузы в музыке
В музыке огромное значение несут не только длительности, но и промежутки тишины. Эти промежутки называют — паузами. Запомнить их будет просто, поскольку они называются также, как длительности.
- ЦЕЛАЯ — соответствует по звуку целой ноте. Продолжительность — 4 удара (когда пульс бьется 4-ми нотами). Визуально — это маленький прямоугольник, полностью покрашенный, который «подвешан» под 4-й линией нотного стана. Иногда смещается по высоте, может отдельно записываться.
- ПОЛОВИННАЯ — соответствует по звучанию половинной (пульс бьется 2-мя нотами). Внешний вид как у прямоугольника, «лежит» на 3-й линии нотоносца. Если было смещение или имела место отдельная запись — лежит над линией.
Рекомендация. Большинство новичков, которые только пытаются освоить базовые знания на протяжении долгого времени не могут различить половинную / целую паузу. Но, мы расскажем вам про один секрет
Обратите внимание, что половинная — находится в том месте, где нотоносец делится на 2 половины (3-я линейка). Если сомневаетесь, попробуйте вспомнить где находится половинная пауза, тогда все ваши сомнения улетучатся
- 4-я — по времени равна четвертной. Графически по-своему уникальная. Не каждый, даже самый опытный музыкант может написать ее так, как полагается. Сперва перечеркивают с левым наклоном 3-я и 4-я линии нотоносца. После этого, штрихи соединяют. Образуется нестандартная «молния», а после внизу ставят вывернутую запятую.
- 8-я — по времени и по способу просчета равна 8-й ноте. Графически похожа на наклоненный колышек в правую сторону, к которому добавили «завиточек», немного напоминающий вывернутую запятую, единственное, его острый кончик направлен вверх, к самой вершине этого колышка.
- 16-я — по времени имеет аналогию 16-м нотам. Графически похожа на 8-ю паузу, единственное, с 2-мя завитками.
По факту получается, что в графическом изображении мелких длительностей — одинаковый принцип: чем выше количество хвостов, тем меньше выходит длительность.
Что означает музыкальный размер и что такое такт
Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.
Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.
Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.
Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.
Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется Т АКТОМ . На письме такты разделены тактовыми чёрточками.
Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.
Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:
Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.
Нижнее число обозначает длительность каждой доли.
Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).
Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).
Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.
Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».
Скрипичный и басовый ключи
С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!
А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.
Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.
Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:
Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множество дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.
Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.
Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.
Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.
Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.
Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.
Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:
Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».
Откуда взялись названия нот
Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну «Ut queant laxis», который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.
Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.
Ut queant laxisResonare fibrisMira gestorumFamuli tuorumSolve pollutiLabii reatumSancte Ioannes
Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.
Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:
Паузы в музыке
Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.
Мы условились, что пауза — это тишина . Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33» . По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.
Буквенное обозначение тональностей
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.
Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».
В поисках симметрии
Давайте попытаемся найти симметрию в нотной записи. С первого взгляда ее там нет и быть не может, ведь ноты на стане расположены последовательно и возрастают монотонно:
Вообще, мне по душе итальянские названия нот, но в этой статье для компактности я буду использовать и буквенные обозначения.
Чтобы найти правильный ответ, часто приходится выходить за пределы обычного восприятия. Помните задачу, где надо зачеркнуть все девять точек четырьмя прямыми не отрывая пера?
Мы поступим также. Смотрите:
Эти ноты отстоят друг от друга на октаву, поэтому всегда будут равны между собой, какой бы ключ мы ни выбрали.
Мы смотрим на симметрию, которая все это время была у нас перед глазами! Зная это правило, очень скоро мы сможем ориентироваться в трех позициях на стане в каждом из ключей. А если к ним добавить непосредственных соседей, то число позиций увеличивается до девяти (об этом ниже). В добавок к этому есть еще ключевая линейка, нота которой обычно запоминается первой.
Выходит, что ключевая нота это опорная точка, но не начало координат. И только для альтового ключа эти понятия совпадают.
Гитарные аккорды
Буквенное обозначение — наиболее распространенный способ обозначения аккордов для аккомпанемента, например гитарных аккордов, например B♭7. Басовая нота может быть указана после /, например, C / G — это аккорд C мажор с басом G.
Где капо указывается, стандартизации мало. Например, после капо 3, большинство музыкальных листов напишут A, чтобы обозначить аккорд C, то есть они дают аккорд форма а не его шаг, но некоторые указывают его как C, другие дают две линии: C вверху и A внизу или наоборот. Некоторые даже используют /, записывая C / A или A / C, но это обозначение чаще используется для обозначения басовой ноты и сбивает с толку большинство гитаристов.
Буквенные обозначения аккордов и нот
Аккорды обозначаются большими латинскими буквами в соответствии с основным тоном. Маленькие буквы, применяемые для обозначения тональностей, как правило не используются для аккордов. Ваше Am означает, что от звука ЛЯ нужно брать минорный аккорд, минорное трезвучие.
Однако технически большая буква обозначает не мажорное трезвучие, а наличие в аккорде большой терции и чистой квинты. Т.е., например, если строить септаккорды, где-то получится большой мажорный, а где-то — доминантовый септаккорд и т.д.
Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. Можно построить трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. В цифровой записи не обозначают все ноты аккорда, а обозначают только первую ступень.
Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. То есть при написании любой ноты, например, F — говорим: «аккорд F мажор».
Отсюда ясно, что количество знаков альтерации при ключе и то, к каким нотам они относятся, возникает далеко не случайно. Если диезов два, то это обязательно фа-до, если три, то это обязательно фа-до-соль и т.д.
Если наша мелодия использует этот звукоряд в качестве лада, то говорят, что мы играем в тональности “до-мажор”.
Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. “B” в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать “B” как ноту си, а “Bb” как си бемоль.
Однако в эстраде, в том числе в джазе и роке, буквой B принято обозначать ноту си (чистую).
Вадим, таким образом обозначены сами виды аккордов, которые нужно строить от указанных вначале звуков. Все вы наверняка знаете 7 нот: ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ … Не каждый знает, но эти 7 нот являются не единственными (даже в рамках одной октавы.
Правила буквенного обозначения нот
Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.
Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.
B и H – обозначение ноты Си
Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.
Разница между диезом и бемолем
По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.
Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.
Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.
Подобные системы
Существуют соглашения о нотации высоты тона и октавы, которые кажутся похожими на научную нотацию высоты тона, но основаны на альтернативном соглашении об октаве, которое отличается от научного обозначения высоты тона, обычно на одну октаву. Например, средний C («C4«в ISPN) появляется в некоторых MIDI программное обеспечение как «C5«(MIDI примечание 60). Это соглашение, вероятно, связано с аналогичным соглашением в трекерах на основе сэмплов, где C5 это основная высота звука, на которой воспроизводится семпл (8287,12 Гц в MOD ), вынуждая музыканта рассматривать сэмплы на любой другой высоте как транспонирование инструментов при использовании их в песнях. Поочередно оба Ямаха и программное обеспечение MaxMSP определить середину C как C3. яблоко с Гаражная группа также определяет средний C (261,6256 Гц) как C3.
Последовательно используя научную нотацию, сообщение MIDI NoteOn назначает ноту MIDI 0 на C−1 (пять октав ниже C4 или средний C; самая низкая нота двух крупнейших органов мира; примерно на одну октаву ниже порога человеческого слуха: его обертоны, однако, слышны), ноты MIDI от 21 до A (нижняя клавиша 88-клавишного фортепиано), MIDI-нота 60 до C4 (Средняя C), MIDI-нота 69 — A4 (A440), MIDI-нота 108 до C8 (верхняя клавиша 88-клавишного фортепиано) и MIDI-ноту 127 до G9 (помимо фортепиано; на одну октаву выше самой высокой ноты на некоторых клавишных глокеншпилях; некоторые ноты выше высоких органных труб).
Это создает линейное пространство высоты тона, в котором октава охватывает 12 полутоны, где каждый полутон — это расстояние между соседними клавишами фортепианной клавиатуры. Расстояние в этом пространстве соответствует музыкальной высоте звука в равномерно темперированной гамме, где 2 полутона составляют целый шаг, а 1 полутон — полутон. Полутон с равным темпом также можно разделить на 100 центов. Каждый цент1⁄100 полутон или1⁄1200 октава. Эта мера высоты звука позволяет выразить микротоны не встречается на стандартных фортепианных клавиатурах.
Срединный темперамент
Обозначения иногда используются в контексте имел в виду один темперамент, и не всегда предполагает равный темперамент ни стандартный концерт A4 из 440Гц; это особенно верно в отношении более ранней музыки.
Стандарт, предложенный Американским акустическим обществом. явно указывает логарифмическую шкалу частоты, которая исключает средний темперамент, а используемая базовая частота дает A4 частота ровно 440 Гц. Однако, имея дело с более ранней музыкой, в которой не использовался одинаковый темперамент, понятно, что легче просто ссылаться на ноты по их ближайшему современному эквиваленту, чем указывать разницу, используя каждый раз центы.
Имена заметок
Система | Имена заметок | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Французский | делать (ут) | повторно | середина | фа | земля | в | если |
португальский | |||||||
Итальянский | |||||||
испанский | |||||||
Голландский (Бельгия) | повторно | ||||||
румынский | |||||||
русский | До (делать) | pe (смеется) | ми (ми) | фа (fa) | соль (соль) | ля (lia) | си (если) |
Немецкий | ПРОТИВ | D | E | F | грамм | В | ЧАС |
английский | B | ||||||
Голландский (Нидерланды) | |||||||
Китайский ( цзяньпу ) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Китайский ( гончепу ) | 上 (шанг) | 尺 (че) | 工 (gng) | 凡 (fán) | 六 (liù) | 五 (wǔ) | 乙 (yǐ) |
хинди | स (его) | रे (пере) | ग (га) | म (мой) | प (па) | ध (дха) | नि (ni) |
Корейский | 다 (да) | 라 (ра) | 마 (мой) | 바 (ба) | 사 (его) | 가 (га) | 나 (на) |
Японский | ハ (га) | ニ (ni) | ホ (хо) | ヘ (он) | ト (чтобы) | イ (я) | ロ (ro) |
Происхождение имен
В английской записи используются первые буквы алфавита. Немецкая нотация заменяет B на H по историческим причинам. Если он будет введен в XVI — м веке и является единственным примечание изменено BEMOL. B соответствует B-бемоль, а H — B (см. Статью: История нотной грамоты и связанные статьи).
Во Франции, Италии, Испании и других странах (Болгария, Таиланд …) мы используем сольмизацию, изначально основанную на латинском тексте «Ut queant laxis»:
- Ut queant laxis / re sonare fibris / mi ra gestorum / fa muli tuorum / sol ve загрязнения / la bii reatum / S ancte I ohannes.
С будет заменен на C позже и до сих пор существует, кроме того, особенно с . В Бельгии солмизация используется во франко- и голландскоязычных частях страны, а буквенная система — в небольшой немецкоязычной части страны.
В китайском языке цзяньпу используется с 1900 года и происходит от французской системы Галин-Париж-Шеве. Раньше гончепу (или обозначение гонче ), произносимое как гончеокбо на корейском языке, и косэкифу на японском языке, основывалось на китайских иероглифах в двух вариантах: вензипу и цзянцзипу ( чж ), сокращенная версия.
В японском языке, тоны рейтинг от A до G в катакана с кана из в Iroha Поющие в гимн буддийский Сутра о Нирване, в том числе это письменного версии позже в XI — м веке. :
- イ (я), ロ (ро), ハ (ха), ニ (ни), ホ (хо), ヘ (он), ト (к)
В музыке хиндустани используется рейтинговая система svaralipī .
Что такое фермата?
ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.
Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:
- В классической музыке фермата увеличивает длительность ноты или паузы ровно наполовину, то есть ее действие будет равносильно действию точки.
- В романтической и современной музыке фермата означает свободную, не регламентированную по времени задержку на длительности. Каждый исполнитель, встретив фермату, должен сам решить, насколько нужно продлить ноту или паузу, сколько их выдерживать. Конечно, многое в данном случае зависит от характера музыки и от того, как ее чувствует музыкант.
Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.
Гаммы и аккорды
Музыку сочиняют талантливые люди. Знают они ноты, или нет, никого не касается. Здесь же идет речь не о творчестве, а о записи. Прочитав эту страничку, Вы не научитесь писать музыку или придумывать аккомпанемент. Но Вы по крайней мере будете понимать, как строятся аккорды, из чего они состоят и как записываются. За более глубокими знаниями надо идти на более серьезные сайты.
C |
C# Dь |
D |
D# Eь |
E |
F |
F# Gь |
G |
G# |
A |
B |
H |
C |
C# Dь |
D |
D# Eь |
E |
F |
F# Gь |
G |
G# |
A |
B |
H |
До |
До# Реь |
Ре |
Ре# Миь |
Ми |
Фа |
Фа# Сольь |
Соль |
Соль# Ляь |
Ля |
Ля# Сиь |
Си |
До |
До# Реь |
Ре |
Ре# Миь |
Ми |
Фа |
Фа# Сольь |
Соль |
Соль# Ляь |
Ля |
Ля# Сиь |
Си |
Вы видите таблицу. На самом деле это не просто таблица, это кусок лестницы. Хроматической лестницы. Вы как бы смотрите на нее сверху. Каждая ступенька – нота. Каждая следующая нота выше предыдущей на полтона. Или ниже следующей на полтона. Поэтому некоторые ноты имеют по два названия.
Пример. Первая ступенька – до, третья – ре. Вторая – выше на полтона, чем до, т.е. до-диез, и ниже на полтона, чем ре, т.е. ре-бемоль.
До-диез и ре-бемоль – одна и та же нота.
У нот несколько названий. Можно сказать До, а можно C. Можно сказать Си, а можно – Н. Американцы вместо H могут написать В. Это их дело.
Вы, наверное, замечали, что музыка каждого народа имеет свои отличия. Как бы на свой лад. Венгры поют не так, как грузины, арабы – не так, как корейцы. У каждого народа свой набор излюбленных, привычных для слуха нот. Этот набор так и называется – лад народной музыки. Если в каждом ладу его ноты поставить по порядку, будет гамма этого лада.
Некоторые лады из народных стали международными, например, мажор или минор. Причем и мажоров, и миноров несколько. Когда–то каждый лад принадлежал какому-то народу, потом пути их разошлись, сошлись, немножко изменились и стали общими.
Итак, гамм, то-есть упорядоченных наборов нот данного лада, довольно много. Гамму каждого лада можно представить как гребенку с частично выломанными зубьями. Иногда оставшихся зубьев семь, иногда пять. И расположены они по-разному.
Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.
Вот гребенка одного из мажорных ладов. Гамма натурального мажора. В отличие от нашей таблицы здесь ступени разные. Причем нумерованные. Первая ступень – тоника. К какой ноте на лестнице эту гребенку единичкой приложишь, так и будет называться и тоника, да и вся гамма. Еще раз прошу заметить, что расстояния между ступенями гаммы разные. И еще раз напоминаю, что никто эту гребенку не изобретал, она сама такой стала. И то не сразу.
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложим эту гребенку к нашей лестнице, например, к ноте до. Получим гамму до мажор. Доремифасоль, как говорится. Лестница та же, что и наверху, только в ней меньше ненужной сейчас информации. Итак, прикладываем гребенку мажора:
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Теперь приложим приложим к ноте фа-диез. Получим гамму фа-диез мажор
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Обратите внимание: седьмая ступень гребенки попала на ноту фа. Но в данном случае это не фа, а ми-диез. Звучит, впрочем, одинаково
Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления
Звучит, впрочем, одинаково. Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления.
Гамма фригийского лада |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Вот гребенка гаммы фригийского лада.
Гамма миксолидийского лада |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Вот гребенка гаммы миксолидийского лада
Ну, и так далее. Следует помнить, что специальной гребенки для музыкальной рекламы памперсов пока нет. Хотя люди, которым другой музыки не требуется, уже есть.
Сейчас владеть разными ладами престижно. Некоторые успешные рок-музыканты похваляются, что знают все. И все употребляют.
В гамме не все звуки равны. Первый, нижний, – главный. Какой первый звук, такая и гамма. Между остальными звуками тоже есть иерархия. Одни звуки как бы тянутся к другим.
Про гаммы пока все. Играть их надо, но это – для особо продвинутых. Для тех, кто хочет уметь играть на гитаре.