Параграф 3. ТОНАЛЬНОСТИ
Стараясь объяснить как можно проще, скажу, что тональность это, как и аккорд, – набор звуков, но не просто набор, а определенный набор. Тональности могут быть 5-ти, 6-ти, 7-и и восьмизвучными. Как и аккорды, тональности имеют свое собственное строение.
Вокруг правильного употребления терминов крутятся множественные споры. Поясню. В данной главе я использую термин «тональность» немного в другом его значении. Определение слова «тональность» звучит следующим образом: Тональность – высота лада (звуковысотность лада). А что такое лад? Лад – это организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой. Простыми словами ЛАД – это структура из определенного числа звуков, трафарет, который мы будем накладывать на натуральный звукоряд из двенадцати звуков.
То есть, в данном случае под словом тональность я подразумеваю какой-либо лад имеющий определенную высоту (когда мы знаем, какие звуки содержатся в данной тональности).
Наиболее распространены семизвучные тональности. Из них самые-самые распространенные Мажор и Минор. Оба эти вида имеют свои разновидности, различаемые по названию и строению.
По классике строение тональности показывают в виде последовательности тонов и полутонов вроде: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (формула натурального мажора). Я же, не перебивая свою традицию обозначения, и к тональностям применю метод нумерации звуков, как и в случае с аккордами.
Итак:
Мажор: 1-3-5-6-8-10-12
Минор: 1-3-4-6-8-9-11
Имеются по три разновидности мажора и минора:
1) натуральный мажор/минор,
2) мелодический мажор/минор,
3) гармонический мажор/минор
Стоит упомянуть, что звуки тональности называют ее ступенями и обозначаются римскими цифрами от I до IIX ступени (от тоники до следующей тоники (через октаву)).
Начнем с редко встречающегося и малоиспользуемого Гармонического мажора. Он отличается от натурального мажора понижением шестой ступени гаммы (VI ступень). То есть его формула будет выглядеть так: 1-3-5-6-8-9-12.
Не менее редко встречающийся Мелодический мажор имеет пониженные VI и VII Ступени, что приводит нас к такой вот формуле мелодического мажора: 1-3-5-6-8-9-11.
Натуральный мажорный лад: 1-3-5-6-8-10-12.
Теперь приступим к разновидностям минора:
Натуральный минорный лад имеет строение 1-3-4-6-8-9-11.
Гармонический минор от него отличается VII повышенной ступенью, то есть вот такая формула получается: 1-3-4-6-8-19-12.
А в Мелодическом миноре повышаются сразу VI и VII ступени, но только есть одно НО! Эти ступени повышаются только при восходящем движении, то есть только тогда, когда мелодия идет от нижних звуков к верхним. В обратном же движении мелодический минор ничем не отличается от натурального минора.
Применяя тот же метод, что и при построении аккордов, мы можем выяснить, какие звуки входят в нужные нам тональности. Здесь для очень ленивых я привожу таблицы содержания звуков в натуральных мажорных и минорных тональностях. Для экономии места на странице те звуки, которые должны идти дальше, я переношу по кругу в начало таблицы.
Кстати, обратите внимание, что тональности C dur (До мажор) и A moll имеют набор одних и тех же звуков, только первая начинается со звука До, а вторая со звука Ля. Такое явление в музыке получило название параллельности тональностей
То есть пара тональностей (мажорная и минорная), имеющие одинаковый набор звуков, называются параллельными.
Так что в данной таблице параллельные тональности сгруппированы в пары, так как не имеет смысла рисовать два раза один и тот же набор звуков.
А вот табличка, в которой звуки выстроены по ступеням от I до VII. IIX ступень в этом случае является I-й:
7 урок. Басовый ключ
Если Вы хотите играть нормальные песни на пианино именно по нотам, то Вам нужно знать о том, что такое басовый ключ, как читать в нем ноты и так далее. А если же Вам это не нужно и Вы планируете играть песни по видео, то можете пропустить этот урок. Для этих людей я сделаю отдельный раздел, где мы с Вами будем разбирать различные песни на пианино по видео.
Итак, мы уже знаем, что такое скрипичный ключ и как в нем читаются ноты.
Теперь посмотрим на басовый ключ:
Значок басового ключа (Рис. 1)
В басовом ключе также пишутся ноты, только для левой руки, но они отличаются от нот в скрипичном ключе (нот для правой руки). Посмотрите на рисунок выше (рис. 1): басовый ключ начинает рисоваться с четвертой линейки.
И если в скрипичном ключе на четвертой линейке у нас располагалась нота Ре второй октавы, то в басовом ключе на четвертой линейке находится нота Фа малой октавы (малая октава на пианино идет перед первой).
Посмотрите на каждую ноту малой октавы, что записаны в басовом ключе:
Ноты в басовом ключе (Рис. 2)
Видите, запись нот в малой октаве (то есть в басовом ключе) отличается от записи нот в первой октаве (в скрипичном ключе). Давайте посмотрим еще на один рисунок, чтобы нам с Вами стало немного понятнее:
Ноты басового и скрипичного ключей (Рис. 3)
Как видите, некоторые ноты первой октавы можно записать и в басовом ключе (на верхних добавочных линеечках) — и наоборот — некоторые ноты малой октавы можно записать в скрипичном ключе ключе (на нижних добавочных линеечках).
Но обычно нет нужды так сильно извращаться, ведь сложно читать ноты на добавочных линейках. Обычно все пишут в том ключе, в котором удобней будет читать ноты без напряга.
Ноты большой октавы, естественно, пишутся в басовом ключе, потому что большая октава идет даже перед малой.
Басовый ключ на практике
Где же мы с Вами можем увидеть басовый ключ на практике? Смотрим на картинку:
Басовый ключ на нотном стане (Рис. 4)
Это ноты «Маленькой елочки» для двух рук
Обратите внимание: нотный стан идет группами по две строчки: Первая (верхняя) строчка играется правой рукой, вторая (нижняя) строчка играется левой рукой. Даже если на этой второй строчке не басовый, а скрипичный ключ (бывает и такое), то все равно эта вторая строчка играется левой рукой
Кое-что поясню. Сыграли две этих сгруппированных строчки — затем играем следующие две строчки, и так далее.
Как это звучит на двух руках? Смотрим:
(Видео 1)
Правой рукой играется мелодия, а левой рукой идет аккомпанемент. В данном случае левой просто идет долбёжка аккордами…
Вот это еще один интересный факт: аккомпанемент практически всегда играется аккордами, но не обязательно всегда все ноты аккорда играются одновременно: ноты аккорда могут играться и по очереди или в разном порядке.
В этой конкретной песне (Елочка) всего три аккорда, которые меняются на протяжении песни: C, G, F. В каком месте меняются аккорды — Вы можете видеть на картинке выше. В то время, как меняется аккорд на нотном стане, тут же и левая рука его меняет.
- Посмотрите, что еще можно сыграть левой рукой в елочке, вместо долбёжки аккордами:
- (Видео 2)
- Видите, те же самые аккорды играет левая рука, но ноты в аккордах играются не одновременно, а по очереди.
Упражнения
Упражнения:
- Записывайте ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До в басовом ключе в своем блокноте именно на нотном стане, как показано на рисунке 2 (рис. 2), проговаривая их вслух.
Так Вы разовьете зрительную память, что поможет Вам в дальнейшем играть песни на пианино «с листа» (по нотам с нотного стана).
- Попробуйте сами сыграть по нотам ту же самую «Елочку» двумя руками: сначала как на первом видео, потом как на втором.
Заключение
Друзья, вот мы и разобрались с Вами с басовым ключом. На самом деле, Вы многого достигните, если научитесь читать ноты и в скрипичном, и в басовом ключе, ведь Вы сможете сыграть любую песню по нотам, а друзья Вам будут завидовать, потому что им было лень разбираться в нотах
Размеры
Размеры определяют размер музыки. Музыка «размечена» в единых разделах, называемых тактами или тактами, а тактовые размеры устанавливают количество долей в каждом. Однако это не обязательно указывает на то, какие компоненты подчеркиваются, поэтому выбирается размер, который передает информацию о том, как на самом деле звучит произведение. Временные размеры, как правило, предполагают преобладающие группы ударов или импульсов.
Конкретное время — простые размеры . Нижнее число представляет собой значение напряжения звука (в данном 4 представляет собой пряжку или четвертную ноту). Верхнее число указывает, сколько из этих чисел появляется в каждом такте. В этом примере объявляется, что каждый такт равенство длине трех столбиков без накида (четверти). Например,. 4произносится как «три четверти времени» или «три четверти времени». | |
Конкретное время — составные тактовые размеры . Нижнее число представляет собой значение частей основного звука музыки (в данном случае 8 представляет собой дрожащую или восьмую ноту). Верхнее число указывает, сколько из этих подразделов появляется в каждом такте. Обычно каждая доля состоит из трех частей. Чтобы получить единицу основного импульса в составных счетчиках, нужно удвоить это значение и добавить точку, а также разделить верхнее число на 3, чтобы, сколько таких импульсов имеется в каждом такте. В этом примере содержится, что каждый такт равен длине двух столбиков с точками (четвертные ноты с точками). Это произносится как «время шесть-восемь». | |
Общее время. Этот символ представляет время. 4. Он происходит от разорванного круга, который представляет «несовершенный» двойной измеритель в . | |
Alla breve или Cut time .. Этот символ представляет. 2время, обозначающее два минимальные (или полутонные) доли на такт. Здесь крючком (или четвертью) будет половина удара. | |
Метроном марка. Написанный в начале партитуры и при любом значительном изменении темпа, этот символ точно определяет темп музыки, присваивая абсолютную длительность всем значениям нот в партитуре.. В этом конкретном примере исполнителю говорят, что 120 четвертей, или четвертных нот, укладываются в одну минуту времени. Многие издатели ставят перед пометкой буквы «MM », ссылаясь на метроном. |
Диез
Перед тем как мы познакомимся с диезом и научимся его использовать, взгляните на него:
Он выглядит как решетка на клавише телефона или небольшая лесенка. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса», что переводится как «острый».
Диез повышает звук ноты на полутон. Как мы сказали, альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ИХ НАЗВАНИЙ. Следовательно, черная клавиша будет называться так же, как основная ступень, но со словом «диез». Произнося вслух название альтерированной ноты, мы будем говорить: «До диез», «Ре диез» и т. д. Но, в отличие от произношения, в нотной записи принято знак ставить ПЕРЕД нотой.
На изображении ниже вы увидите, как располагаются диезы на клавишах пианино и как они изображаются на нотном стане:
Обратите внимание, что черных клавиш 5 в то время как белых – 7. Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши, также как между нотами Си и До. Это делит черные клавиши на группы по 2 и три, что очень удобно для визуального восприятия и позволяет быстро ориентироваться пианисту на клавиатуре
Это делит черные клавиши на группы по 2 и три, что очень удобно для визуального восприятия и позволяет быстро ориентироваться пианисту на клавиатуре.
Но из-за отсутствия двух черных клавиш Ми диез находится на клавише Фа, а Си диез – на клавише До. Это происходит потому, что расстояние между нотами Ми и Фа, Си и До составляет полтона.
Получается, Ми диез звучит как нота Фа, а Си диез – как До. Это явление, когда один и тот же звук обозначают разными нотами, называется «энгармонизм». Его можно сравнить со словами омонимами – одинаковыми по звучанию, но разными по значению.
Дубль-диез
Существует такой знак альтерации, который называется дубль-диез. Он дважды повышает ноту. То есть изменяет звучание на целый тон. Если в нотах вы увидите, скажем, ля дубль-диез, то на клавиатуре надо будет нажать клавишу Си. Это яркий пример энгармонизма. Выглядит дубль-диез как крестик, но с расширенными концами:
А вот так дубль-диез выглядит в нотах:
Как диезы и бемоли меняют ноты?
Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».
А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?
Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.
Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.
Буквенные обозначения нот и тональностей
Основным семи звукам нотной грамоты соответствуют такие символы: ноте до – буква с; ре – d; ми – e; фа – f; соль – g; ля – а; си – h. Занимательно, что в то время, когда создавалась система буквенных обозначений нот, первым звуком музыкального звукоряда считался звук «ля». Поэтому именно А – первая буква алфавита – соответствует ноте «ля». Знаки альтерации, такие как бемоль и диез, обозначаются слогами is и es, соответственно. Лишь для си-бемоля используют отдельный символ b, не применяя никакого окончания.
Теперь что касается тональностей. Всем известно, что они бывают мажорные и минорные. Для мажорных всегда используются большие (заглавные) буквы, для минорных – маленькие (строчные).
Диезы и бемоли по буквенной системе
Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).
Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).
Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.
И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.
Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:
Буквенное обозначение звуков и тональностей
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.
Таблица слоговых и буквенных названий
Основные звуки | Повышенныена 1/2 тона | Пониженныена 1/2 тона |
ДО — с | ДО# — cis | ДОb — ces |
РЕ — d | РЕ#— dis | РЕb— des |
МИ — e | МИ# — eis | МИЬ — es |
ФА — f | ФА# — fis | ФАb — fes |
СОЛЬ — g | СОЛЬ# — gis | СОЛЬb — ges |
ЛЯ — a | ЛЯ# — ais | ЛЯb — as |
СИ — h | СИ# — his | СИb — b |
Буквенное обозначение мажорных тональностей
ДО | мажор — C-dur | ФА | мажор — F-dur |
СОЛЬ | мажор — G-dur | СИ b | мажор — B-dur |
РЕ | мажор — D-dur | МИ b | мажор — Es-dur |
ЛЯ | мажор — A-dur | ЛЯ b | мажор — As-dur |
МИ | мажор — E-dur | РЕ b | мажор — Des-dur |
СИ | мажор — H-dur | СОЛЬ b | мажор — Ges-dur |
ФА # | мажор — Fis-dur | ДО b | мажор — Ces-dur |
ДО # | мажор — Cis-dur |
Буквенное обозначение минорных тональностей
ЛЯ | минор — a-moll | РЕ | минор — d-moll |
МИ | минор — e-rnoll | СОЛЬ | минор — g-moll |
СИ | минор — h-moll | ДО | минор — c-moll |
ФА # | минор — fis-moll | ФА | минор — f-moll |
ДО # | минор — cis-moll | СИ b | минор — b-moll |
СОЛЬ # | минор — gis-moll | МИ b | минор — es-moll |
РЕ # | минор — dis-moll | ЛЯ b | минор — as-moll |
ЛЯ # | минор — ais-moll |
Ключевые и случайные знаки
Диезы и бемоли могут быть СЛУЧАЙНЫМИ и КЛЮЧЕВЫМИ. Сперва рассмотрим случайные.
Случайными они называются как раз потому, что встречаются в нотном тексте случайно, непредсказуемо. Такие знаки действуют только в том такте, в котором написаны.
Ключевыми называются знаки, которые написаны в начале произведения, рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Действие таких знаков распространяется на все произведение. Например, вы увидели рядом с ключом два бемоля – Си и Ми. Теперь, когда вы встретите ноту Си или Ми, вы будете играть черную клавишу (Си бемоль и Ми бемоль). Действие ключевых знаков (или знаков при ключе, как их еще называют), может отменить бекар. Но он будет являться случайным знаком и будет действовать только в том единственном такте, где написан. Ниже приведем примеры, где есть ключевые, а также случайные знаки:
Ключевые знаки и определение гамм
Теперь несколько слов о ключевых знаках и принципах построения или определения некоторых типов гамм. Как уже было сказано выше, диез (или несколько) в ключе подразумевает повышение ноты на полтона (или нескольких нот) во всей гамме или музыкальном произведении. Что для диезов, что для бемолей существует определенный порядок, по которому они следуют в ключе один за другим.
Для диезных тональностей такая последовательность выглядит следующим представлением: фа / до / соль / ре / ля / ми / си. Последовательность для бемолей имеет обратный порядок. По знаку или знакам в ключе сразу же можно сказать, какая это тональность. Для мажора тоника вычисляется путем перехода на полтона вверх от последнего ключевого диеза, который является крайним справа. Минорную тональность можно определить, построив от мажорной тоники малую терцию вниз или перейти в последовательности диезов к знаку, который находится слева от предыдущего.
Чтобы было понятнее, в качестве примера возьмем тональность с тремя ключевыми знаками: фа-диез, до-диез и соль-диез. Последний знак в данном случае — соль-диез. Полтона вверх дают нам ноту ля. Это и есть тоника. То есть это гамма ля-мажор. Малая терция вниз – это фа-диез. Опять же, перепрыгивая через один диез назад, мы видим именно фа-диез. Как видите, все просто.
Нотная грамота для фортепиано
Любые музыкальные произведения для фортепиано, содержат различные цифры и знаки. Такую систему символов называют нотной грамотой. Для изучения нотной грамоты для фортепиано нужно узнать про ключи, такты, альтерации, паузы, размер и другие параметры.
Расскажем немного про само фортепиано. Всего у инструмента 88 клавиш, 52 — белых, 36 — чёрных:
- Белыми клавишами можно извлекать звуки открытых (неизмененных нот). Они расположены в ряд.
- Чёрными можно менять звучание. Ими проигрывают диезы / бемоли. Располагаются по две-три клавиши между белыми.
Также важно понимать, какими пальцами нажимают клавиши на фортепиано. Пальцы нумеруются следующим образом: начиная 1-м — большим, заканчивая 5-м — мизинцем
Это сделано для того, чтобы играть было удобно, а также для эстетики. Начинающим музыкантам, как правило, подписывают на клавишах цифрами для быстрого запоминания, какими пальцами нужно играть. Благодаря этому игра доводится до полного автоматизма.
Буквенное обозначение нот для фортепиано
В случае с фортепиано все очень просто, благодаря наличию черно-белых клавиш. Белые — полные ноты (также обозначаются), а черные — половинные (диезы / бемоли).
Порядок на фортепиано: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До.
В первичной базовой гамме «До мажор». Начальная «До» — 1-я октава, конечная «До» — 2-я октава. Последовательность повторяется на протяжении всего инструмента.
Построение некоторых типов гамм
Как уже понятно, основная гамма играется только с использованием знаков при ключе. Такие мажоры и миноры называются натуральными.
Особый интерес представляют собой гармонические и мелодические миноры, хотя можно встретить и мажорные гаммы такого типа (они употребляются достаточно редко). В гармоническом миноре дополнительно повышается VII ступень.
Мелодический минор выглядит несколько иначе. При игре гаммы вверх повышаются ступени VI и VII, а в обратном порядке эти знаки отменяются, заменяясь бекарами. Так, например, мелодический ля-минор при игре в обе стороны выглядит так: ли, си, до, ре, ми, фа-диез, соль-диез ля/ля, соль (чистый тон), фа (чистый тон), ми, ре, до, си, ля. Нетрудно, наверное, заметить, что обратная последовательность есть не что иное, как обычный натуральный минор.
Сейчас мы не берем в расчет некоторые специфичные лады типа лидийского, миксолидийского или какого-то еще, в которых существуют свои правила повышения или понижения некоторых нот. Они изучаются уже в музшколах, а подробнее в музыкальных училищах и консерваториях.
Белые и черные ноты
Каждая из черных нот может носить название белой ноты, но с диезом или бемолем. По отношению к предшествующей белой клавише или ноте, черная клавиша или нота является диезом.
Вот, как они будут называться в этом случае.
Двигаясь снизу вверх мы называем ноты «C» (до) и «C#» (до диез), «D» (ре) и «D#» (ре диез). Между «E» и «F» полутон. Затем «F» и «F#», «G» и «G#». Между «B» и «C» снова полутон.
А потом все повторяется заново.
Черные ноты могут иметь названия с бемолем если мы рассматриваем их в отношении к последующим белым клавишам.
К примеру, мы видим «D» (ре), опускаемся на пол тона и встречаем «Db» (ре бимоль). Потом «E» (ми), а на пол тона ниже «Eb» (ми бимоль). «G», потом на пол тона ниже «Gb». Ниже «A» на пол тона находится «Ab» и так далее.
Каждая из черных нот имеет два названия. Такое явление называется энгармонизмом. Это, когда одна и та же нота может называться «Фа диез» или «Соль бемоль». То есть имеет разные вариации.
Интервал, составляющий два полутона, называется целым тоном или целой ступенью. То есть расстояние между двумя белыми нотами (клавишами) целый тон. Только между «B» и «C», «E» и «F» полутон.
То есть между «C» и «D» целая ступень. Между «D» и «E» тоже целая ступень. Это потому, что между «D» и «E» находится полутон. То есть я иду D —> D# —> E.
В итоге два полутона дают целый тон.
В общем, расстояние между всеми белыми клавишами, кроме «B» и «C», «E» и «F», целый тон или ступень.
Интервал между двумя соседними черными клавишами тоже целый тон или ступень. Потому что между ними тоже имеется полутон.
Например, интервал между «F#» и «G#» составляет целый тон. Потому что между ними расположена нота «G» (соль).
Между «G#» и «A#» также целый тон. Равно, как и между «C#» и «D#». Или если хотите «Db» и «Eb».
Между «E» и «F#» тоже целый тон. Потому что между двумя клавишами находится полутон (нота F (фа)). Между нотами «B» и «C#» также интервал в целый тон. Потому что между двумя клавишами находится полутон (нота C).
Если вы сыграете все 12 нот подряд в пределах одной октавы, то получите хроматическую гамму. Это, когда вы играете каждый полутон. Но другие гаммы строятся из различных комбинаций полутонов и тонов.
На этом все!
Теперь вы знаете названия всех нот и для чего они предназначены. В следующий раз мы посмотрим, как они записываются на нотном стане.
Лады
Буквенные обозначения нот применяются и для определения ладовой принадлежности. Только здесь к букве, выражающей тональность, прибавляют слово dur – мажор или moll – минор. К примеру, если нужно записать «соль мажор»», пишется G-dur, если «соль минор», то g-moll; «до-диез мажор» – Cis-dur, «си-бемоль минор» – b-moll.
Буквенное обозначение нот и для фортепиано используется достаточно широко. Какой преподаватель или его ученик не любит подбирать на слух популярные пьески, записывая в тетрадь для дальнейшего исполнения. И в этом случае сэкономить время помогает система буквенных обозначений. Записывая тональности, можно даже не использовать пять линеек нотоносца.
Необычные длительности
Кроме этого, существуют особые обозначения длительности нот, которые, по сути, образуют полиритм. Самые распространенные – это дуоли и триоли. Дуоли очень часто обозначаются при помощи ноты с точкой. Все остальные нестандартные длительности горизонтальной квадратной скобкой над группой нот и цифрой.
Все особые длительности обозначают схожий прием – когда в длительность определенного числа нот нужно уместить их больше.
- Триоли считаются как три ноты, по длительности равные двум
- Квартоли – четыре ноты, по длительности равные трем
- Квинтоли – пять нот, равные по длительности четырем
- Секстоли – шесть нот, равные по длительности пяти.
Чаще всего это означает, что в один удар метра вам надо уместить три, четыре, пять и шесть нот соответственно.
В целом, количество звуков может быть любым – все исходит из того, что нужно композитору.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077
Паузы
Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:
Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.