Русский цыганский романс, исполняемый по всему миру

Основные длительности нот

Сначала мы предложим вам просто рассмотреть все часто встречающиеся в музыке длительности и запомнить их названия, а чуть позже разберемся с их значением в музыкальном ритме и с тем, как их чувствовать.

Основных длительностей не так уж и много. Это:

ЦЕЛАЯ – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».

ПОЛОВИННАЯ – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то половинную – всего 2 секунды (все эти секунды сейчас чисто условные единицы, чтобы вы только лишь поняли принцип). Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).

ЧЕТВЕРТНАЯ – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Значит, если целая звучит 4 секунды, половинная – 2 секунды, то четвертная будет играться всего лишь 1 секунду. Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.

ВОСЬМАЯ – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). А длиться она будет, соответственно, всего половину секунды (0,5 с). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро).

ШЕСТНАДЦАТАЯ – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот. А на одну секунду приходится по нашей условной схеме аж четыре шестнадцатых нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины).

Конечно, существуют и длительности более мелкие, чем шестнадцатые – например, 32-е или 64-е, но пока ими забивать голову не стоит. Сейчас самое главное – понять базовые принципы, тогда остальное придет само собой. Кстати, есть длительности, которые больше целой (например, бревис), но это тоже тема отдельного разговора.

Соотношение длительностей между собой

На следующей картинке будет показана схема-таблица дробления длительностей. Каждая новая, более мелкая длительность возникает при делении более крупной на две части. Этот принцип называется «принципом четного деления». Целая нота делится на число два в разных степенях, то есть на 2, 4, 8, 16, 32 или другое, большее количество частей. Отсюда, кстати происходят и названия «четвертная», «восьмая», «шестнадцатая» и другие. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь ее понять.

Пожалуй, самым важным в изучении длительностей является понимание их соотношения между собой. Дело в том, что музыкальное время условно, оно не измеряется точно выверенными секундами. И поэтому мы не можем сказать точно, сколько будет длиться целая или половинная нота в секундах. Примеры, которые мы приводили, условны – всего лишь один из возможных вариантов. Что же тогда делать? Как тогда точно соблюдать ритм?

Поэма (оригинал версия Гребинки)

Русский Транслитерация Перевод

1. Очи чёрные, очи страстные,. Очи жгучие и прекрасные!. Как люблю я вас, как боюсь я вас!. Знать, вас увидел я в недобрый час!.. 2.. Вижу траур в вас по душе моей,. Вижу пламя в вас я победное:. Сожжено на нём сердце бедное… 3. Но не грустен я, не печален я,. Утешительна мне судьба моя:. Всё, что лучшего в жизни Бог дал нам,. В жертву отдал я огневым глазам!

1. Óči čjórnye, óči strástnye,. či žgúčie i prekrásnye!. Как люблю я вас, как боюсь я вас!. Знать увидел вас я в недобрый! <.57>Oh, nedárom vy glubiný temnéj!. Vížu tráur v vas po dušé moéj,. Vížu plámja v vas ja pobédnoe:. Sožženó na njom sérdce bédnoe… 3. No ne grústen ja, ne pečálen ja,. Utešítel’na mne Sud’bá mojá:. Все это лучшее в жизни Бог дал нам,. V žértvu ótdal ja ognevým glazám!

1. Черные глаза, страстные глаза,. горящие и красивые глаза!. Как я люблю тебя, как я тебя боюсь,. Кажется, я встретил тебя в тяжелый час!.. 2. О, не зря ты темнее бездны!. Я вижу в тебе траур по своей душе,. Я вижу в тебе торжествующее пламя:. Бедное сердце, принесенное в жертву в нем… 3. Но мне не грустно, не грустно,. Моя судьба успокаивает меня:. Все лучшее в жизни, что дал нам Бог,. В жертву я вернулся к огненным очам!

Ритмические упражнения на разные длительности

Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.

УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.

УПРАЖЕНИЕ №2. Теперь попробуйте уловить звучание других длительностей. Например, половинных. Половинные звучат, конечно же, в два раза медленнее, чем четверти, которыми у нас в данном случае отбивается пульс. В начале следующего примера вы услышите удары пульса четвертями – мы напомним таким образом вам этот тепм. Четвертные ноты прозвучат четыре раза, а затем пойдут половинные длительности. В каждой половинной постарайтесь уловить, прочувствовать продолжение тех же самых ударов. То есть второй удар в половинной ноте вам нужно как бы представить, ощутить внутри себя.

Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.

УПРАЖНЕНИЕ №3. Сейчас нужно будет ловить ритм из восьмых нот. Восьмые ноты исполняются быстрее, чем четвертные, и поэтому на каждый удар пульса будет приходиться сразу по две восьмушки. В приведенном ниже примере сначала, как всегда, пройдут четыре удара четвертями, а затем пойдет пульсация восьмыми. Вы при этом стучите про себя пульс ровными четвертями. Почувствуйте, как на один ваш удар приходится две восьмых ноты.

И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.

УПРАЖНЕНИЕ №4. Эта задача познакомит вас с ритмом шестнадцатых нот. Их на один удар пульса приходится сразу четыре штуки. Разгоняться мы будем постепенно. Сначала будет 4 удара четвертями, затем 8 ударов восьмушками, и только потом пойдут шестнадцатые. Шестнадцатые здесь для удобства собраны в группы по четыре штуки под одну «крышу» (под одно ребро). Начало каждой группы совпадает с ударом основного пульса.

И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.

Текст (версия Шаляпина)

«Очи черные» из версии Шаляпина
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .
Русский (кириллица) Транслитерация (латинский алфавит)

Очи чёрные, очи жгучие,. Очи страстные и прекрасные,. Как люблю я вас, как боюсь я вас,. Знать увидел вас я не в добрый час… Очи чёрные, жгучне пламенны. И мaнят они в страны дальные,. Где царит любовь, где царит покой,. Где страданья нет, где вражды запрет… Очи чёрные, очи жгучие,. Очи страстные и прекрасные,. Как люблю я вас, как боюсь я вас,. Знать увидел вас я.. Не встречал бы вас, не страдал бы так,. Я бы прожил жизнь улыбаючись,. Вы сгубили меня очи чёрные. Унесли на век моё счастье… Очи чёрные, очи жгучие,. Очи страстные и прекрасные,. Как люблю я вас, как боюсь я вас,. Знать вас я не в добрый час.

Очи черные, очи жгучие. Очи страстные и прекрасные. Как люблю я вас, как боюсь я вас. Знать увидел вас я не в добрый час.. Очи черные, жгучие пламенный. и манят они в страны дальние. Где царит любовь, где царит покои. Где страданья нет, где вражды запрёт.. Очи черные, очи жгучие. Очи страстные и прекрасные. Как люблю я вас, как боюсь я вас. Знать увидел вас я не в добрый час.. Не встречал вас, не страдал так. Я прожил жизнь ‘улыбаючи’. Вы згубили меня очи черные. Унесли на век мое счастье.. Очи черные, очи жгучие. Очи страстные и прекрасные. Как люблю я вас, как боюсь я вас. Знать увидел вас я не в добрый час

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: