4 основных типа аккордов
Теперь, когда мы поняли, как читать аккорды, давайте определим основные типы аккордов. Хотя мажорные и минорные аккорды являются наиболее распространенными, вы увидите эти четыре типа аккордов при работе с любой гаммой.
Мажорные аккорды
Мажорные аккорды являются основой популярной музыки благодаря своему простому и приятному звучанию. Эти аккорды строятся на основе мажорной гаммы и, как правило, имеют более счастливое звучание. Они обозначаются заглавными римскими цифрами. Разница между мажорными и минорными аккордами заключается в том, что в них используется мажорная терция, а не минорная.
Минорные аккорды
Минорные аккорды создаются с помощью формулы минорной гаммы. Эти аккорды, как правило, имеют более грустное, таинственное звучание и обозначаются строчными римскими цифрами. В минорных трезвучиях используется минорная терция вместо мажорной.
Уменьшенные аккорды
Уменьшенный аккорд — это минорный аккорд с уплощенной пятой тональностью или минорный аккорд, у которого пятая тональность понижена на один полутон. Если мы хотим сделать аккорд минорным уменьшенным, мы возьмем минорное трезвучие A C E и уплостим пятую часть, которая в данном случае является E. Поэтому аккорд A уменьшенный, или A dim для краткости, можно записать как A C Eb.
Полууменьшенный аккорд — это тип седьмого аккорда, в котором минорная седьмая ставится поверх уменьшенного трезвучия. Например, полууменьшенный аккорд C будет C Eb Gb Bb.
Дополненные аккорды
Дополненные аккорды в некотором смысле являются обратной стороной уменьшенных аккордов. Чтобы создать дополненный аккорд, нужно взять мажорный аккорд и усилить пятую долю. Возьмем для примера мажорный аккорд C, который называется C E G. Пятая часть от C E G — G, поэтому C aug будет C E G#.
Советы
Гораздо легче, если вы играете на инструменте, но на данный момент существует масса программного обеспечения, с помощью которого можно подбирать и записывать аккорды, даже в стиле джаза.
Рекомендуется изучить музыкальную теорию, хотя бы в части построения аккордов.
Естественно, сложнее подбирать аккорды в тональностях, имеющих диезы или бемоли.
Меняя тональности на фортепиано, помните, что музыкальный алфавит содержит буквы от A до G, а затем ноты меняются по кругу
Обратите внимание на цикличность нот: : I, III, V, — всегда «до, ми соль.» Тональность может иметь интервал ½ и включать в себя диезы и бемоли, именуемые «знаками альтерации», которые также используются при формировании трезвучий.
Как играть по нотам
Итак, мы разобрали, как читать ноты, но теперь давайте разберемся с тем, как по ним играть. Для этого необходимо выполнить несколько шагов. Первый — выучить нотный стан. Нотный стан — это та самая вещь, которая служит тетрадью и подсказкой любого пианиста. Именно там собраны все ноты и расположены они в своем, отдельном порядке.
Нотный стан состоит из пяти линий и четырех промежутков между ними. Каждая линия имеет свое обозначение и порядковый номер. Отсчет ведут снизу вверх. Именно на этих линиях располагаются ноты. В левой части нотного стана зачастую находится скрипичный ключ. Он отличается от остальных и имеет вид закрученной линии. Это верхний регистр. Для нижнего регистра придуман басовый ключ. Он тоже находится слева, но для него ноты другие.
Каждая нота имеет головку, которая либо пустая, либо закрашена и показывает, какую клавишу надо нажимать.
Второй пункт — нужно понять ритм
Это очень важно, чтобы вы смогли воспроизвести стиль и оригинальность песни полностью. . Третье — необходимо выучить звукоряд. Это очень важно, поскольку без него сыграть будет трудно
Нужно еще изучить все обозначения и попрактиковаться в построении аккордов. И тогда — все получится
Это очень важно, поскольку без него сыграть будет трудно. Нужно еще изучить все обозначения и попрактиковаться в построении аккордов
И тогда — все получится
Третье — необходимо выучить звукоряд
Это очень важно, поскольку без него сыграть будет трудно. Нужно еще изучить все обозначения и попрактиковаться в построении аккордов. И тогда — все получится
И тогда — все получится.
Watch this video on YouTube
Знаменитые композиторы и пианисты
Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.
Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.
Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.
Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.
Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.
Аккорды с задержанием
Удерживающий аккорд — это трезвучие или септаккорд, в котором третий (III) заменяется вторым (II) или четвертым (IV). Аккорды для захвата фортепиано и клавиатуры не отличаются от аккордов других инструментов.
Особенностью сус-аккордов является то, что из-за отсутствия трети в трезвучии такой аккорд нельзя однозначно отнести к мажорной или минорной гамме. Однако в контексте музыкального произведения может подразумеваться их принадлежность к одному из двух режимов.
Мажорный аккорд с задержанием (Csus2)
Схема аккордов до мажор со вторым регистром (Csus2).
Аккорд состоит из трех основных звуков:
- C (C) — основная хорда (основная);
- D (D) — вторая ступень (II ступень, верхний (нисходящий) вступительный тон);
- Соль (G) — это чистая квинта (шаг V).
Мажорный аккорд с задержанием (Csus4)
Образец аккордов до мажор с остановками в четвертой степени (Csus4).
Аккорд состоит из трех звуков:
- C (C) — основа хорды (фундаментальная);
- Fa (F) — чистая четвертая (IV степень);
- Соль (G) — это чистая квинта (шаг V).
Пауэр-аккорд (C5)
Схема силового хорда C5).
Аккорд состоит из двух звуков:
- C (C) — основа хорды (фундаментальная);
- Соль (G) — это чистая квинта (шаг V).
Песни на 3х аккордах
Хочешь узнать больше о своих музыкальных способностях?
Пройди увлекательный тест за 3 минуты и узнай себя с новой стороны!
Пройти тест
Как говорится – все гениальное просто! Существует множество песен, которые строятся на трех аккордах, но при этом их знают все от мала до вели́ка. Вот некоторые из них:
- Пятница «Солдат» (Fm – Bm – C)
- А. Пугачева «Миллион алых роз» (Am –Dm – E)
- Маленькой елочке холодно зимой (C – F – G)
- Спи моя радость усни (F – C – B)
- Том Джонс «Sex bomb» (Am – Dm – E)
- М.Тхагалегов «Едем в соседнее село» (припев: Cm – Fm – G)
- Два гуся
Если буквенные обозначения нот (латинские буквы в скобках) вам не знакомы, рекомендую прочитать главу Так же обратите внимание, что в скобках указаны только аккорды, но их последовательность может меняться в любом порядке. Слушайте, подбирайте, экспериментируйте, превращайте трезвучия в септы, используйте обращения. Если играть в разных тональностях трудно, играйте все в Ля миноре: Am – Dm – E
Если играть в разных тональностях трудно, играйте все в Ля миноре: Am – Dm – E.
Следующая гармоническая последовательность состоит из 4 аккордов:
До мажор – Ля минор – Фа мажор – Соль мажор.
Проделаем те же шаги что и прежде:
1) играем трезвучиями:
2) используем обращения. Играем так, чтобы рука как можно меньше перемещалась по клавиатуре:
3) один за одним превращаем трезвучия в септаккорды. В конечном счете получим вот такую картину:
Такая же гармоническая последовательность возможна в миноре. Возьмем тональность Ля минор:
Ля минор – Фа мажор – Ре минор – Ми мажор.
http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/20-cepochka-akkordov-lya-fa-re-mi.mp3
Вот несколько песен, в которых встречается эта цепочка аккордов:
- Танцы минус «Город» (Dm – B – Gm – A)
- Whitney Houston «I Will Always Love You» (припев: A – F#m – D – E)
- Бобик в гостях у Барбоса «Человек собаке друг» (F – Dm – B – C)
- А. Зацепин «Рынок» (C – Am – F – G)
- А. Дворжак «Этюд № 15» (A – F#m – D – E)
Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы
Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.
Все струны пронумерованы с 1-й по 6-ю: первая является самой тонкой, шестая – самой толстой. Также струны с 4 по 6 иногда называют «басовыми» или «низкими», 1-3 струны – «высокими», несмотря на то, что на плоскости гитары они расположены ниже.
Нумерация струн на гитаре
Для удобства записи гитарных партий и игры гриф гитары по горизонтали разделен на лады – на отдельных ладах есть отметки для быстрого визуального понимания и ориентации на грифе (обычно это 12-й лад, а также 3-5-7-9 лады и 15-17-19-21).
Нумерация ладов на гитаре
Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».
Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:
- Указательный — №1
- Средний – №2
- Безымянный — №3
- Мизинец — №4
- Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет
Септаккорды – аккорды из 4х звуков
Чтобы научиться играть красивые аккорды, трех звуков недостаточно. Давайте познакомимся с септаккордом, его видами и разберемся, как их строить.
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда образует септиму, поэтому аккорд и получил такое название.
Музыканты используют 7 септаккордов, хотя теоретически их может быть больше. Мы с вами рассмотрим только те, которые действительно стоит использовать чтобы украсить музыку – их четыре.
- Малый мажорный
- Малый минорный
- Большой мажорный
- Уменьшенный
Теперь поговорим о каждом по подробно.
Малый мажорный
Такое название аккорд получил потому, что его фонизм мажорный, а крайние звуки образуют малую септиму. Звучит он вот так:
Этот аккорд получить очень просто – нужно построить мажорное трезвучие и от звука, который лежит в вершине аккорда, построить малую терцию. Построим малый мажорный от ноты До:
Малый минорный
Этот аккорд имеет минорный фонизм, а крайние звуки образуют малую септиму. Чтобы получить этот аккорд, нужно взять минорное трезвучие и от его вершины построить малую терцию:
Малый минорный звучит очень приятно, мягко – убедитесь сами:
Большой мажорный
Крайние звуки этого аккорда образуют большую септиму, а в основание его лежит мажорное трезвучие. Чтобы получить такой аккорд, нужно взять мажорное трезвучие и от звука, находящегося в вершине, построить большую терцию:
Фонизм такого аккорда мажорный, светлый, прозрачный:
Уменьшенный септаккорд
Уменьшенный септаккорд получить проще всего – строим уменьшенное трезвучие и к вершине добавляем малую терцию:
Звучит такой аккорд напряженно, тревожно:
Итак, мы познакомились с четырьмя септаккордами:
Существуют и другие септаккорды, но мы их не рассматриваем потому, что их звучание более терпкое, и чтобы применять их на практике, нужен опыт.
Умение строить септаккорды – отличный навык, но это только половина дела. Сами по себе они не имеют особой ценности
Умение употреблять такие аккорды в контексте произведения – гораздо более важно и ценно, ведь они звучат фирмово и придают особый вкус вашей импровизации
Если вы до этого использовали только трезвучия, пришла пора превратить их в септаккорды. Давайте рассмотрим, какие ступени входят в состав септаккорда. Возьмем за основу ноту Ре:
Получились следующие ступени: 1, 3, 5, 7. Разница между трезвучием и септаккордом состоит в одной ноте – той, что располагается на 7 ступени. Именно она придает неповторимое звучание аккорду.
Сравните как звучит трезвучие и септаккорд:
Трезвучие
Септаккорд
Давайте построим минорное трезвучие от ноты Ми и попробуем добавить 7 ступень – ноту Ре:
Тоже самое проделаем с аккордом До мажор – добавим 7 ступень:
Не путайте 7 ступень тональности и 7 ступень аккорда. Например, в тональности Ля минор седьмой ступенью является нота Соль. Если добавлять ноту Соль ко всем подряд аккордам, ничего хорошего не выйдет. У каждого конкретного аккорда существует своя 7 ступень, которая является украшением музыкального полотна.
Как быстро выучить фортепианные аккорды?
Игра на пианино – это искусство и, чтобы его освоить, требуются постоянные тренировки, базовые знания и, конечно же, время. Но поверьте, польза игры на фортепиано, которую вы получите, полностью окупит все затраченные усилия.
Мы сегодня постарались дать вам самую полезную информацию о том, как сделать первый шаг. Теперь у вас есть представление о мажорных и минорных аккордах, список музыкальных произведений для начинающих, а также варианты обучающих пособий для самостоятельной работы. Всё это поможет вам на старте, но как не потерять темп и продолжить развивать свою технику исполнения?
Думаю, вы догадываетесь, что только репетиторы по игре на фортепиано способны составить индивидуальную программу для своих учеников и регулярно корректировать её по мере необходимости. Частные уроки всегда были и, скорее всего, останутся самым эффективным и быстрым способом научиться играть на пианино.
Умение играть аккорды является базовым для любого музыканта (фото freepik)
Их главный плюс заключается в том, что у вас есть возможность задать преподавателю любой вопрос, будь то непонятный материал по теории музыки или по практическим занятиям. Но для тех, кто твёрдо решил преодолеть путь к музыкальным вершинам в одиночку, мы выделили несколько важных этапов, пройдя которые вы начнёте быстро прогрессировать.
Во-первых, вам необходимо работать над игрой двумя руками. Помните, что руки будут двигаться независимо друг от друга, выполняя очень тонкую работу, что нам непривычно. Но когда вы освоите этот навык, дело пойдёт эффективнее. Следующим шагом станет изучение теории музыки, главным образом сольфеджио. Без умения читать нотный текст у вас не получится играть.
Далее нужно соединить два предыдущих навыка – играть обеими руками и понимать нотный текст без предварительного разбора и анализа. Здесь вам поможет только постоянная практика. Без тренировки у вас вряд ли получится пройти этот этап. Если вы понимаете, что не справляетесь, пусть вам поможет преподаватель фортепиано. Не обязательно записываться на целый курс, достаточно взять несколько занятий, чтобы отточить своё мастерство.
Аккорды для начинающих
Знание и использование всего нескольких базовых аккордов позволяют сыграть большинство популярных песен. Они могут выглядеть немного другими из-за несоблюдения тональности. Тем не менее речь идёт о тех же самых мелодиях. Чтобы выучить аккорды на гитаре достаточно отрепетировать их несколько раз, дать возможность сработать механической памяти. Следующим этапом в обучении будет тренировка быстрой смены одного аккорда другим. Рассмотрим несколько наиболее часто используемых и популярных аккордов.
Am – Ля минор
Он включает в себя ноты Ля, До, Ми. Его считают одним из наиболее простых. Ля минор регулярно используется в мелодиях и песнях. Вот как нужно сыграть аккорд на гитаре:
- Указательным на первом ладу необходимо прижать вторую струну.
- Средним — четвёртую.
- Безымянный — на третью.
Многие гитаристы начинали изучение построения трезвучий именно с Ля минор.
A – Ля мажор
Он также распространен, но встречается реже, чем предыдущий. Он включает в себя ноты Ля, Ми, До Диез. Чтобы его сыграть, используется только второй лад. Расскажем, как можно взять аккорд на гитаре. Пальцы располагаются следующим образом:
- Указательный — на четвёртой струне.
- Средний — на третьей.
- Безымянный — на второй
D – Ре Мажор
Здесь используются ноты Ре, Фа Диез, Ля. Чтобы взять D на гитаре, нужно:
- Прижать указательным третью струну на втором ладу.
- Средним держат первую на втором ладу.
- Безымянный ставится на второй в третьем ладу.
Чтобы использование этого трезвучия давало чистый звук, необходимо бить по четвёртой струне, используя ее в качестве тоники.
Dm – Ре Минор
Созвучие Dm включает ноты Ре, Фа, Ля. Рассмотрим, как держат этот аккорд на гитаре:
- Указательным пальцем прижимают первую струну на первом ладу.
- Средний ставят на третью струну на втором ладу.
- Безымянным нажимают на вторую на третьем ладу.
При работе с Ре Минор добиться чистого звучания можно только при игре на первых четырёх струнах.
E – Ми Мажор
Он хорошо звучит и очень популярен при игре на электрогитаре. Состоит из Ми, Си и Соль Диез. Чтобы его взять, пальцы нужно поставить в следующую позицию:
- Указательный палец ставят на третью струну в первом ладу.
- Средним прижимают пятую на втором.
- Безымянным надавливают на четвёртую на этом же ладу.
Em – Ми Минор
Em — один из наиболее часто используемых аккордов. Включает ноты Ми, Си, Соль. Для него используют два пальца. Чтобы его взять, пальцы располагают следующим образом:
- Указательный ставят на пятую струну на втором ладу.
- Средний — на четвёртую на этом же.
Безымянный при игре не используется.
C – До Мажор
До Мажор считается более сложным по сравнению с остальными, которые здесь приведены. Чтобы понять и запомнить, как он играется, нужно потратить больше усилий. Состоит из До, Ми, Соль. Его играют таким образом:
- Указательным пальцем прижимают вторую струну на первом ладу.
- Средний используют для четвёртой на втором.
- Безымянным надавливают на пятую на третьем ладу.
Чтобы он хорошо получился, нужно правильно ставить пальцы, не задевая другие струны.
G – Соль Мажор
G использует ноты Си, Соль, Ре.
- Указательный ставят на пятую струну второго лада.
- Для среднего — шестая на третьем.
- Мизинец используют для первой третьего лада.
Это единственный вариант, в котором используется мизинец.
Как заинтересовать ребенка
Детям сложно сохранить интерес к одному занятию на протяжении долго времени. Особенно если они не самостоятельно решили им заняться, а родители против воли записали в музыкальную школу.
В силу своего возраста ребенок не может просчитывать планы на многие годы вперед, и оценить полезность музыкальных навыков в дальнейшем. Его нужно мотивировать другими способами.
- Окружите его музыкой. Включайте дома и в машине классическую музыку или его любимые песни из мультиков. Сводите в филармонию, запускайте ролики с музыкантами-детьми, которые с удовольствием занимаются на пианино и создают шедевры.
- Просите научить вас. Активно интересуйтесь успехами малыша, и попросите помочь вам. Спросите о разных техниках игры, о методиках обучения, о сочетании нот или попросите сыграть определенные мелодии. Детям очень льстит, когда они знают что-то лучше взрослых.
- Обучайтесь в играх. Существует много игровых упражнений для изучения музыкальных произведений, чтобы превратить учебу в интересное приключение. Ежедневные задания, награды, бонусы и просто увлекательный процесс позволит ребенку играючи овладеть музыкальной теорией.
Если ребенок категорически отказывается заниматься музыкой, стоит поговорить с ним без давления и криков. Попробуйте узнать конкретную причина отказа, и после этого решить ее. Ему может не понравиться преподаватель или программа обучения, не интересно играть скучные «взрослые» мелодии. А может быть чрезмерная нагрузка вызывает усталость.
Прислушивайтесь к ребенку и идите на встречу, ведь музыка – это лишь часть жизни, а ваши отношения намного дороже.
В любом возрасте можно начать играть на пианино и добиться успеха. Даже самому можно освоить инструмент, пусть будет и не легко. Но все возможно, если задаться целью и регулярно тренироваться.
Как создаются аккорды
Для того чтобы понять, как работает аккордовая прогрессия, необходимо сначала разобраться, что такое аккорд. По сути, аккорд — это набор тонов или нот. Эти ноты обычно имеют тесную связь друг с другом, установленную в определенном ключе.
Аккорды обычно состоят как минимум из трех нот. Они называются по ключевой тональности, на которой они основаны. Например, в аккорде до мажор используются ноты из мажорной гаммы. В ключе до мажор мажорная гамма — это C D E F G A B C. Мы знаем это, используя универсальную формулу для мажорной гаммы: целый шаг-целый шаг-половина шага-целый шаг-целый шаг-целый шаг-половина шага (WWHWWWWH), как показано ниже.
Целый шаг составляет два полутона или две клавиши на фортепиано, а половинный шаг — это расстояние в одну клавишу на фортепиано или один полутон. В рамках одной шкалы существуют различные типы нот, называемые градусами шкалы. Степени шкалы и соотношения между определенными нотами одинаковы независимо от того, какую шкалу вы используете. Вы увидите, что основное различие между разными шкалами заключается в начальной ноте и типе шкалы (мажорная, минорная, пентатоническая, уменьшенная и т.д.).
Для примера рассмотрим градусы гаммы в ключе до-мажор:
7: B — Ведущий тон
Мажорный аккорд состоит из тоники, медианты и доминанты или 1-й, 3-й и 5-й ступеней шкалы. Поэтому в тональности до мажор мажорный аккорд — это C-E-G. Аккорды, состоящие из трех нот, называются триадами. Также могут быть аккорды с дополнительными нотами.
Например, мажорный 7-й аккорд, или Cmaj7, состоит из C-E-G-B
Обратите внимание, что этот аккорд похож на мажорный, только с добавлением 7-й гаммы или ведущего тона, которым является B. Существуют различные формулы для разных типов аккордов, которые мы подробно рассмотрим ниже
На графике выше вы можете видеть, как различные степени гаммы могут быть использованы для создания различных аккордов. У каждого типа аккордов есть своя формула, так сказать, которую мы рассмотрим ниже.
Мажорные аккорды
Мажорный аккорд — одна из самых популярных основ для распространенных прогрессий в западной музыке. Мажорное трезвучие можно создать, добавив третью и пятую мажорные степени к тонике в мажорной гамме. Мажорные трезвучия имеют более счастливое звучание и помогают подчеркнуть корневую ноту или тонику шкалы. В мажоре мажорный аккорд состоит из нот G, B и D в соответствии с мажорной шкалой. Любой аккорд, построенный на 1-й, 3-й и 5-й степенях мажорной шкалы, считается мажорным трезвучием.
Минорные аккорды
Минорный аккорд — это еще один популярный аккорд, который является корневым аккордом минорной гаммы. Как и мажорный аккорд, минорное трезвучие состоит из первой, третьей и пятой ступеней минорной шкалы. Возьмем для примера минорную гамму, которая состоит из A, B, C, D, E, F и G. Используя формулу, мы можем вывести, что минорный аккорд состоит из A, C и E.
Уменьшенные аккорды
Как и другие трезвучия, уменьшенные аккорды основаны на первой, третьей и пятой степенях шкалы. Чтобы создать уменьшенный аккорд, тоника мажорной гаммы наслаивается на уплощенную третью и уплощенную пятую доли гаммы. Так, для образования C diminished мажорный аккорд C, E, G меняется на C, E flat и G flat.
Седьмые аккорды
Если вы хотите придать аккордам больше глубины, вы можете добавить к ним седьмую степень. Седьмые аккорды образуются путем взятия трезвучия и добавления ведущего тона. Если мы используем в качестве примера аккорд до-мажор, то C, E, G превращается в CMaj7 с нотами C, E, G, B.
Инверсии относятся к аккордам, которые состоят из тех же нот, что и обычный аккорд, за исключением того, что корневая нота не находится в основании ноты. Возьмем для примера до-мажор — до-мажор обычно нотируется как C, E и G с тоникой в качестве основания. Таким образом, инверсия до-мажорного аккорда может быть E G C или G C E.
Пояснения к аппликатурам и обозначениям
Запись
Сочетание звуков в музыке может быть записано несколькими способами, но почти всегда аккорды записываются в виде заглавной буквы, обозначающей базовую ноту, и дополнительных строчных букв или цифр. Например, С, Cm, Cm7, Csus4 и т.д.
Обозначение пальцев
Также существует общепринятый принцип нумерации пальцев:
- указательный – первый;
- средний – второй;
- безымянный – третий;
- мизинец – четвертый;
- большой палец не нумеруется.
Аппликатуры
Аппликатура может выглядеть по-разному, но в ней всегда должны быть обозначены следующие элементы:
- Струны.
- Лады.
- Играемые ноты.
В некоторых аппликатурах вместо обозначения нот указывается, каким именно пальцем нужно зажать конкретную струну.
Из чего состоят аккорды
Мажорные и минорные аккорды состоят из звуков, расположенных по терциям. О том, что такое терции и какие еще бывают интервалы, вы узнаете на более поздних этапах обучения гитаре, когда будете изучать лады и тональности.
Аккорд | Количество звуков | Количество терций |
Трезвучие | 3 | 2 |
Септаккорд | 4 | 3 |
Нонаккорд | 5 | 4 |
Заключение
Прекрасно помню, сколько сил потратил, чтобы самостоятельно понять нотные премудрости. Интернета тогда не было. Самоучители, о которых я упоминул во введении, были для классической гитары, и я безуспешно пытался найти связь между аккордами (которые по одному и по большому секрету выдавали старшие мальчишки) и тем, что написано в самоучителях профессионалами. Молодые и начинающие долго не понимать не могут, им нужен постоянный успех, поэтому по объему статья ограничена.
Описанная в моих «попугаях» система и метод построения аккордов позволяют находить аппликатуру любых аккордов и определять название аккорда по составу его нот. Это может пригодиться как при освоении музыкальных инструментов, так и совершенствовании техники аккомпанемента.
Буду рад, если статья послужит побудительным толчком для получения через Интернет или в музыкальных школах дополнительных знаний о игре на музыкальных инструментах.
Литература: