«в 2 года я начал играть по слуху». пианист евгений кисин

Шоу «Голос»

Осенью 2020 года Олег заявил о себе на «слепых прослушиваниях» 9-го сезона вокального шоу «Голос». Музыкант выбрал для демонстрации своих данных композицию Baby, I Love You Бобби Макферрина и сумел покорить как зрителей, так и судей.

Олег Аккуратов и Валерий Сюткин на шоу «Голос» / «Первый канал»

К Аккуратову развернулись все члены жюри. Первым это сделал Сергей Шнуров, затем Баста и Валерий Сюткин, а последней — Полина Гагарина. Наставники поблагодарили участника за выступление, назвав его волшебным и блистательным.

В итоге музыкант стал членом команды Сюткина, чье творчество оказалось ему ближе. Из эфира в эфир он радовал публику профессиональным исполнением и в итоге стал одним из фаворитов проекта. Но в финале Олег проиграл Яне Габбасовой, что вызвало недовольство у его преданных поклонников.

Детство и юность Александра Махонина

Mr. Credo — творческий псевдоним Александра Махонина. Молодой человек родился 22 ноября 1971 года на территории Украины.


Mr. Credo (Александр Махонин): Биография артиста

Однако детство и юность он провёл на Урале, куда семья переехала практически сразу после рождения Саши. Родители воспитывали сына в строгих традициях. Отец мечтал о том, что Александр сделает себе военную карьеру.

Но у Махонина-младшего были другие планы — в подростковом возрасте он увлёкся музыкой, поэтому мечтал выступать на большой сцене. Родителей Махонина невозможно было переубедить.

В начале 1990-х годов молодой человек стал курсантом Пермского высшего военного командно-инженерного Краснознаменного училища ракетных войск стратегического назначения имени Маршала Советского Союза В. И. Чуйкова.

«Мне хотелось убежать со сцены»

— Я только что просмотрела запись, как вы, совсем маленький, выходите на сцену с симфоническим концертом. Страшно было перед публикой?

— Я начал выступать перед публикой еще в школе. А то, о чем вы говорите, было 23 мая 1985 года. В первом отделении я играл Первый концерт Шопена, а во втором — Третий Прокофьева. Когда после длинного оркестрового вступления в Первом концерте Шопена я начал играть, меня почему-то охватил страх. Он продолжался до конца первого отделения, мне казалось, что я играю ужасно, а когда кончилась первая часть, хотелось убежать со сцены. Во время антракта Анна Павловна и мама сказали, что все было неплохо и зря я так переживал. Во втором отделении уже было все в порядке. 

Фото: kissin.org

Еще помню дебют в Карнеги-холле, мне через 10 дней исполнялось 19 лет. Я был хорошо подготовлен, накануне весь день репетировал, но когда вышел на сцену и начал играть, почему-то стал дико волноваться. И так все первое отделение. 

Но дебют в Карнеги-холле — это все-таки дебют в Карнеги-холле. А почему в первый раз это произошло, я не понимаю. Я ведь до этого уже три раза выступал в Большом зале Московской консерватории. Откуда такая паника?

— Это волнение не зависит от уровня подготовки?

— Нет, я был хорошо подготовлен. Хотя волнение — вещь нормальная. Лет в 20 с небольшим я понял, как с этим справляться. Меня пригласили выступить на церемонии присуждения премии «Грэмми» в Радио-сити-мьюзик-холле. Представляла меня знаменитая актриса Вупи Голдберг, а смотрели эту церемонию по телевидению в прямой трансляции 1 миллиард 600 миллионов человек. Играл я «Испанскую рапсодию» Листа. Это произведение в общей сложности на 13 минут, в середине есть двухстраничный медленный лиричный эпизод, а после него снова начинается музыка в быстром темпе и идет до конца. Я исполнял как раз этот заключительный фрагмент, он технически очень сложен, высший пилотаж. За пару часов до выхода в зал меня привели в небольшую комнату, где стоял рояль, и я стал играть, играть, играть этот эпизод. Он идет всего три минуты. Представляете, сколько раз я его повторил? 

Зато на сцене совершенно не волновался, сыграл хорошо. Потом человек, который меня сопровождал, сказал: «You looked so relaxed» («Ты выглядел очень расслабленным». — Прим.ред.). Так что если хорошо подготовишься, то и паниковать не будешь. 

И еще — я это понял примерно в то же время — чтобы справиться с волнением, надо еще до выхода на сцену сосредотачиваться на музыке, которую тебе предстоит играть. Петь ее все время про себя, войти в нее. Тогда волнение превратится во вдохновение.

Фото: Peter Meisel / kissin.org

— На это способен только очень зрелый человек, а в какой момент это понимает ребенок?

— Наверное, это был не момент, а постепенный процесс. Когда мне предстоял дебют в Большом зале Московской консерватории с двумя концертами Шопена, приходилось заниматься по пять-шесть часов в день, и это мне было непривычно. В первые годы моего обучения музыке я занимался мало, потому что все было легко. И даже в 18 лет я неплохо сыграл сольный концерт в Ленинграде, к которому особо не готовился. Анна Павловна мне тогда сказала: «Опять вышел сухим из воды!» Но в позднем подростковом возрасте я прочитал статью, которую написал обо мне известный в то время музыкальный критик Геннадий Моисеевич Цыпин. Последний абзац помню дословно: «И вообще создается впечатление, что до сих пор в игре на рояле все давалось Кисину легко. Порой, может быть, даже слишком легко. Отсюда — и плюсы, и минусы его искусства. Сегодня видно лишь то, что идет от его уникального природного дарования. И это прекрасно, конечно, но лишь до поры до времени. В будущем что-то непременно должно будет измениться. Что? Как? Когда? Все зависит от этого».

Меня зацепил этот пассаж, тем более учительница моя мне говорила то же самое. Постепенно я понял, что надо по-настоящему хорошо заниматься, много заниматься, и чем больше занимаешься — тем лучше играешь. И сам я ощутил по своей игре, что надо больше от себя требовать.

После проекта

В 2020-м у пианиста прошло несколько сольных концертов, где он исполнял как джаз, так и классические произведения. Осенью музыкант посвятил свое выступление Рэю Чарльзу: в зале звучали хиты «самого узнаваемого голоса в мире», которые Аккуратов исполнял, аккомпанируя себе на рояле. Тогда же с участием Олега вышел музыкальный фильм «Триумф джаза» — представление в формате клубного концерта.

Олег Аккуратов и и Игорь Бутман /

Следующий год ознаменовался премьерой дебютного клипа исполнителя на песню «Солнце на ладони». Также он порадовал публику появлением на телевидении — стал участником шоу «Кто хочет стать миллионером?». Но главным событием для знаменитости стала встреча с президентом Владимиром Путиным. В разговоре с лидером государства Олег отметил нехватку в школах партитур, написанных по системе Брайля.

Импровизация и особый язык

Некоторые дети могут появляться на свет с особенными талантами к музыкальным занятиям, однако согласно исследованиям Готфрида Шлауга (Gottfried Schlaug), директора Гарвардской медицинской школы в Бостоне, именно постоянный процесс обучения игре на фортепиано приводит к изменениям в головном мозге. Обучение двуручным музыкальным инструментам, в особенности столь сложным как фортепиано, стимулирует активное развитие связей между полушариями мозга. .

Понимание импровизации – это один из способов понять механизмы творчества, посредством определения участков мозга, задействованных в креативном мышлении, а также – найти со временем новые методы лечения нервных заболеваний .

Фортепиано – это сложный инструмент для освоения. Настоящие пианисты обладают мозгом, способным эффективно экономить энергию за счет меньшего объема притока крови, который им необходим, чтобы сосредоточиться. Соответственно, для этого им требуется меньше энергии. К таким выводам пришел доктор Тимо Крингс (Timo Krings), просканировавший мозг солирующих пианистов.

Изменение микроциркуляции крови позволяет сосредоточиться на других вещах кроме игры и выработать собственную уникальную форму общения

Мозг реагирует так, как если бы пианисты отвечали в разговоре, при этом больше обращая внимание на художественно-смысловую выразительность и «грамматические» структуры, а не на определенные слова и фразы

Интересно узнать, как сложная деятельность по-особенному развивает человеческий мозг. Возможно, наука вскоре приоткроет завесу тайны и над другими особенностями, которыми наделяется мозг того, кто страстно занимается игрой не только на пианино, но и, например, на гитаре. А мы получим больше поводов отдавать детей в музыкальный кружок.

Xren.su

Личная жизнь артиста

По сравнению с другими представителями российской
эстрады личная жизнь артиста является очень скучной. У мужчины не было мимолётных
романов, он не заводил романы с коллегами и обходил стороной всякого рода
интриги.

Немного позже стало известно о том, что у Александра есть сын, который родился в 1995 году.

Тогда семье певца приходилось разделять площадь с родителями жены Натальи, но вскоре материальное положение семьи улучшилось, и пара переехала в собственное жилье.

Сын Александра наделён вокальными данными. Певец
упоминал о том, что с раннего детства старался привить сыну любовь к музыке. Сын
Mr. Credo уже записал дебютный трек. Отец хочет продвинуть сына на европейскую
сцену.

Детские годы пианиста

Алексей родился в Ташкенте, в семье профессиональных музыкантов. Отец Файзулхак Абдулхакович был виолончелистом, а мать Наталья Михайловна Погорелова – скрипачкой, поэтому мальчик с раннего детства рос в окружении классической музыки. То, что Леша растет неординарным ребенком, стало ясно практически сразу.

Когда мальчику только исполнилось 6 месяцев, он впервые дотронулся до клавиш пианино (оно стояло рядом с детской кроваткой), а позже, когда мама напевала мелодию, Алеша воспроизвел ее с удивительной точностью. Тогда родители поняли, что им придется посвятить жизнь их ребенку, развитию его таланта.

Когда Алеше исполнилось 2 года, не по годам развитой малыш уже удивлял всех знакомых родителей исполнением мелодий на пианино «Красный Октябрь». Поражал тонкий и очень точный слух Алексея – он мог издалека уловить неверную ноту. Начинал плакать, когда по радио включали мелодию минорного лада или печальная музыка начинала играть в парке. Матери приходилось просить музыкантов, чтобы они сыграли что-нибудь веселое.

Наталья Михайловна, видя творческие задатки сына, хотела, чтобы он пошел по ее стопам и стал скрипачом. Но подаренную мальчику скрипку Алексей разбил, проявив яростный отпор желанию матери. Тогда родители решили, что пора начинать давать сыну уроки игры на фортепьяно.

С трех лет Алексей начал изучать основы фортепьянной игры, а к пяти годам сам сочинял музыку и на слух переписывал в нотную тетрадь произведения Бетховена. Родители поняли, что Лешу пора отдавать в музыкальную школу. Прослушивание проходило в классе самого авторитетного преподавателя музыки Ташкента – Тамары Афанасьевны Попович.

Одно из первых фото Алеши с начала его музыкальной карьеры

В 7-летнем возрасте Алексея восхищенная публика слушала, как мальчик исполняет концертное рондо Моцарта с симфоническим оркестром. Родителям пришлось приобрести фотоаппарат и магнитофон, чтобы они могли запечатлеть каждое выступление своего гениального сына, хотя деньги на эти покупки пришлось копить несколько месяцев.

Музыка полностью захватила время Алеши, он репетировал днями и ночами, матери даже приходилось приносить ему еду прямо к музыкальному инструменту. Родители корили себя, что лишают ребенка детства, но педагог Тамара Попович убедила их, что только изнурительный труд поможет сделать из гениального мальчика настоящего виртуоза и знаменитость. В итоге родители создали атмосферу самой строгой дисциплины.

Тамара Афанасьевна неоднократно возила Алексея по разным городам Советского Союза и однажды показала талантливого мальчика профессору Наумову из Москвы. Лев Николаевич был изумлен гениальными задатками ребенка и пригласил Алексея поступить в Центральную Музыкальную школу (ЦМШ).

Такие напряженные репетиции не могли не сказаться на психологическом состоянии ребенка. У Алексея стали отмечаться признаки булимии. Родители не придавали им особого значения, думая, что сын опорожнял желудок только, когда съедал лишнего. Мать и отец не стали искать причин отклонения, но привычка с годами укоренилась.

В 15 лет Алексей был зачислен в ЦМШ при Московской государственной консерватории. Пианист безостановочно оттачивал свое мастерство, отдавая все свободное время искусству и мечтая поступить в Московскую государственную консерваторию.

«Он потрясающе играл в 8 лет, но с тех пор я о нем не слышал»

— Когда я была маленькая, спросила у мамы, что такое «вундеркинд», и она ответила: «Ну, это как пианист Женя Кисин — он еще ребенок, а играет как взрослый». Как вы из сегодняшнего дня оцениваете свои тогдашние способности — они действительно были удивительные?

— По стандартам того времени да. По крайней мере, я помню, как это оценивали другие. Но сейчас стандарты изменились. Мне приходится слышать немало детей — как правило, азиатского происхождения — которые в таком же возрасте, в каком я был тогда, играют так, как я бы тогда не смог.

— У меня ощущение, что это голая технология, без души. Почему-то именно этих детей очень рано начинают тренировать, но можно ли их назвать вундеркиндами?

— Если бы это была голая технология, я бы и упоминать не стал. В том-то и дело, что это не только невероятная техника, но и музыкальность, и артистизм, и очень большие именно чисто художественные достоинства.

Евгений Кисин. Фото: kissin.org

Я помню, смотрел запись одного маленького китайского мальчика, лет восьми, который по духу — я даже не о технике говорю, хотя с ней было все замечательно — именно по духу, по темпераменту, по настроению был неким потрясающим явлением для своего возраста. Он играл первую и последнюю части Первой сонаты Бетховена, но в последней части, в финале, он не мог брать аккорды в правой руке целиком, потому что ручка у него еще была слишком маленькая, он опускал некоторые ноты. Все равно это было мощное исполнение.

— Что с ним стало?

— С тех пор прошло почти 19 лет, я больше о нем не слышал. И понятно почему. Когда я прослушал эту запись, я позвонил его матери и имел с ней полуторачасовой разговор, в течение которого пытался убедить, что ее выдающемуся сыну ни в коем случае нельзя сейчас слишком много выступать, а нужно нормально учиться и развиваться. Мама мне на это удивленно отвечала: «Да? Другие мне, наоборот, говорят, что сейчас нужно его как можно скорее всюду показать, потому что, когда ему будет 12 лет, он уже не будет производить такого впечатления». 

— Из ребенка сделали дрессированную обезьянку.

— Боюсь, что да. Не позволили нормально учиться и развиваться.

— Почему среди музыкантов и шахматистов так часто встречаются вундеркинды?

— Насколько помню, именно об этом Владимир Ильич Ленин, согласно воспоминаниям великого виолончелиста Григория Пятигорского, спросил его во время их единственной встречи. 

Вождя мирового пролетариата интересовало, почему именно среди музыкантов и шахматистов есть вундеркинды, а в других областях человеческой деятельности нет.

Может быть, ученые знают. 

— Пятигорский тоже затруднился с ответом?

— Конечно. 

Исполнительский почерк

Исполнительскую манеру Александра Палея каждый слушатель воспринимает по-своему. Кто-то восхищается его погружением в музыку и эмоциональностью исполнения, кто-то ругает его за излишнюю экзальтированность и позерство. У каждого есть свое право суждения. И все-таки мы не можем не отметить наполненность и осмысленность игры палея, эмоциональную наполненность каждой фразы, раскрытие им глубинных смыслов музыки самых разных композиторов.

Палей не гонится за виртуозностью, не увлекается скоростью исполнительства и бессмысленными украшательствами. Совсем наоборот

Сам Палей в интервью говорит о том, как важно выразить что-то своей игрой, сказать с ее помощью что-то важное – и сделать это важное таким же значимым для публики, как для себя

Играется – как поется

«Меня учили, что кусок дерева надо заставить запеть человеческим голосом», говорит Палей. И на концертах ему это удается. Каждому выступлению предшествуют пробы и ошибки, сомнения, бессонные ночи. Но, выходя на сцену, пианист начинает диалог – и ведет публику за собой, в музыкальные глубины.
К слову, Палей признается, что любимый его звук – это человеческий голос. Возможно, именно его любовь к опере, к звучанию человеческого голоса, его интонациям помогает ему так тонко интерпретировать фортепианные произведения. Рояль под руками Палея действительно оживает и начинает петь.

Отношение к конкурсам

Александр Палей ведет активную концертную деятельность во многих странах мира

Палей открыто говорит о своей нелюбви к различного рода конкурсам. Сам он называет свою деятельность «борьбой с уродствами». Борьбой с коррупцией, проталкиванием на сцену чьих-то учеников и «затиранием» по-настоящему талантливых исполнителей. А еще – с бессмысленной виртуозностью. Часто на конкурсы приезжают хорошо технически подготовленные люди, но играющие без всякого эмоционального наполнения. Потому Палей и называет музыкальные конкурсы спортом. Игрой ради игры. И это ему неинтересно.

Нелюбовь Александра Беньяминовича к конкурсам имеет глубокие корни. Когда юный Палей участвовал в отборочном конкурсе в Баку, его несправедливо засудили, хотя на первом этапе он был явным фаворитом. Палей неоднократно страдал от несправедливости вышестоящих. Так, он вспоминает, что после консерваторской аспирантуры его, специально, чтобы унизить, назначили преподавателем на кафедру общего фортепиано. Немногим позже пианист (не без препятствий, конечно) покинул Советский Союз – и ни минуты не жалел об этом шаге.

Палей женат на китаянке, пианистке Пей Вен Чен. Осуществляет не только активную концертную деятельность, но и проводит собственные музыкальные фестивали в Ричмонде и Нормандии.

Возвращение легенды

С ослепшим глазом, прикованный к инвалидной коляске, Алексей вернулся домой, понимая, что никогда не сможет больше заниматься музыкой. Жена Даце рассказывала, что супруг отказался от прослушивания музыки – это доставляло ему огромную душевную боль.

Во время болезни Алексея многочисленные поклонники верили в него

В 2003 году семья отмечала 35-летие Алексея, когда одна из гостей, Донна Уиттен (физиотерапевт пианиста), предложила ему сыграть несложную мелодию на фортепьяно. На удивление, Султанов согласился. В последующие месяцы Донне удалось уговорить Алешу снова начать слушать классическую музыку и бороться за жизнь и карьеру.

Он ежедневно под руководством доктора и жены Даце выполнял упражнения для возвращения мышечной силы – для его ослабленных рук был специально куплен детский синтезатор. Позже Даце и Алексей исполняли несложные произведения в четыре руки. Долгие часы тренировок сделали свое дело – Алексей снова мог играть. Не так мастерски, как раньше, с помощью супруги, но он снова поверил в себя.

Даце уговорила его вновь выйти на большую сцену. На день благодарения, в 2004 году, Даце выкатила инвалидное кресло на сцену зала в Форт Уорте, где собрались тысячи поклонников творчества Султанова. В дуэте супруги исполняли мелодии, а восторженные зрители со слезами на глазах вставали со своих мест и аплодировали.

После выступления в Форт Уорте Султановы давали концерты в больницах и домах престарелых, давая понять их обитателям, что никогда нельзя отчаиваться, что выход есть всегда.
30 июня 2005 года Алексея не стало

Это известие стало огромным потрясением для поклонников пианиста, музыкантов из разных стран, родственников и жены Даце. По сей день во многих странах проводятся концерты его памяти, открываются благотворительные фонды для помощи талантливым музыкантам и людям, столкнувшимся с тяжелыми заболеваниями.

Алексей Романов: пианист без рук, который играет, как бог.

Знакомьтесь: это Алексей Романов, пианист — виртуоз. Ему 15 лет. Молодой человек родился без пальцев рук и одной стопы. Однако ему так хотелось играть на пианино, что отсутствие пальцев не помешало идти к цели.

Прошло несколько лет, и Алексей Романов выступает на престижных международных конкурсах.

Он сирота. Родители, увидев, что он родился с такими особенностями, отказались от него еще в роддоме.  

Еще раз: пианист — виртуоз. Сирота. Без единого пальца. Играет так, что хочется плакать от счастья. 

Как выяснилось, одаренный девятиклассник учится в казанской школе-интернате №4 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, куда попал из зеленодольского детдома, сменив «по пути» несколько школ и гостевых семей. С недавних пор заботу о подростке взяли на себя патронажные родители из Зеленодольска, к которым он ездит по выходным.

— Алексей, говорят, ты начал осваивать фортепиано, даже не владея нотной грамотой? — поинтересовалась у юного музыканта корреспондент «Вечерней Казани». 

— Да, еще два года назад я не знал нот. Но музыка мне нравилась всегда. Особенно классическая и современная инструментальная. Много музыки я скачивал из Интернета. И чем больше слушал, тем больше хотелось играть самому. Подбирал аккорды на слух. А потом помогли друзья. Одна знакомая скрипачка научила азам нотной грамоты, а другая подруга-пианистка подсказывала, кого из композиторов мне стоит слушать, скидывала по почте партитуры. Начинал с простых детских песенок вроде «Елочки».

— Где же ты упражнялся? У тебя был инструмент?

Здесь, в школе-интернате, есть пианино. Однажды я просто подошел к нашему преподавателю музыки Аиде Ахметшиной, попросил показать, как сыграть понравившуюся мне мелодию. Ноты скачал в Интернете. Она показала. Потом второй раз подошел. А потом она начала со мной заниматься. Каждый день. Год назад мне подарили электропианино — за победу в республиканском конкурсе для детей с ограниченными возможностями. Я там сыграл песенку Jingle bells и татарскую мелодию. Я балдею от электропиано! 

Ты когда-нибудь раньше выступал вместе с оркестром?

— Это выступление на сцене Государственного Большого концертного зала было первым. Честно говоря, я очень боялся. Не дай бог ошибиться!.. Поэтому вначале нервничал. Но благодаря поддержке оркестрантов у меня будто крылья за спиной выросли. Я расслабился, и музыка сама полилась из инструмента.

— Рустем Абязов написал для тебя оркестровку?

— Да. Меня с ним познакомили мои педагоги — просто подвели к нему за кулисами после концерта. Показали меня. Я ему сыграл. Первое, что он спросил, — пробовал ли я сочинять музыку. Я ответил — нет. А потом дирижер предложил мне поучаствовать в проекте «Звезды из завтра» — в виде исключения.

— Почему для выступления ты выбрал «сумеречный» саундтрек River Flows in You, а не Шопена или Баха?

Я вообще люблю саундтреки. Мелодия из вампирской саги у меня, скажем так, уже наигранная. Я ее год разучивал. Еще играю саундтреки из фильмов «Пираты Карибского моря», «Титаник»

А сейчас что разучиваешь?

— Сочинение итальянского композитора и пианиста Людовико Эйнауди. Он мне очень нравится. Он написал музыку к фильмам «Чтец» и «Черный лебедь».

— Руки после занятий устают? Мозоли, наверное, есть?

— Болей нет. Только удовольствие от игры.

— Хочешь стать профессиональным музыкантом?

— Честно — не знаю. Мне еще нравится рисовать карандашами и фломастерами, кататься на коньках…

В интервью Алексей из скромности не рассказал нам о своей проблеме. Недавно у него сломался протез ноги. И поскольку его нечем заменить (стоит протез очень дорого), подросток ходит на сломанном, который сильно натирает ногу. Как рассказали в школе-интернате, за помощью в приобретении нового протеза они обратились в Минкульт РТ и к президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Ответа пока нет. Ну а из хороших новостей — неделю назад Алешу зачислили в 7-ю музыкальную школу Казани, где он будет обучаться экстерном.

«Стучал ладонями по крышке рояля, чтобы изобразить красную конницу»

— Недавно в Японии прошел концерт, на котором исполнялась музыка вашего собственного сочинения. Вы в первую очередь пианист, а потом композитор? Или уже наоборот?

— Как только я начал в два года и два месяца играть по слуху, то сразу же стал и импровизировать свою собственную музыку. Я даже помню, как в три с половиной года сидел за роялем и импровизировал песню о том, что наш сосед по даче Николай Вдовин плохо обращается со своей собакой по кличке Цыган, а мой папа меня записывал на магнитофон.

Потом я пошел в школу, научился нотной грамоте и сразу стал записывать свою собственную музыку. И вообще, как только узнавал что-то новое, сразу же применял это в своей музыке.

Например, в семилетнем возрасте я написал фортепианную пьесу под названием «Хроматический этюд». Уже знал музыкальный термин poco a poco (постепенно), но еще не знал термина accelerando, и потому написал в своем «Этюде»: «poco a poco ускоряя». 

В начальных классах школы я часто болел воспалением легких и писал музыку, лежа в постели. Свои сочинения я неизменно посвящал «моей дорогой и любимой учительнице Анне Павловне Кантор». 

— Вы исполняли свою музыку?

— В первом классе я несколько раз играл в наших школьных концертах: в ЦДКЖ (Центральный дом культуры железнодорожника) и в Большом зале Гнесинского института. На афишах значилось: «Кисин. 4 пьесы. Исполняет автор». После выступления в Гнесинском зале я проходил между рядами к своему месту в аудитории, и какой-то дядя сказал: «Вот он, автор!»

Фото: Peter Meisel / kissin.org

Когда я учился во втором классе, в стране отмечалось 110-летие Ленина, и в нашей школе объявили конкурс на лучшее сочинение на «ленинскую тему». Выиграл я со своей пьесой «Революционные картинки», сыграл их в том же Гнесинском зале, и даже повторил на бис. В той пьесе я стучал ладонями по крышке рояля, чтобы изобразить красную конницу.

— Вы писали только для фортепиано?

— Сначала только для фортепиано, потом стал пробовать и для других инструментов, и для голоса. Родители дарили мне книги о разных музыкальных инструментах, я их запоем читал, но без практики мало представлял себе их возможности. Однажды я написал что-то для альта, Анна Павловна показала это преподавательнице альта в нашей школе, и та объяснила, что это на альте сыграть невозможно. Услышав это, я заявил: «Пусть альт развивается!»

Несколько лет спустя один мой школьный товарищ, учившийся на скрипке, попросил меня написать вариации на какую-нибудь известную тему для скрипки и фортепиано. Я написал вариации на главную тему 1-й части скрипичного концерта Мендельсона, дал их своему товарищу, и через несколько дней, посмотрев их, он сказал мне: «Знаешь, Женя, если бы Яша Хейфец очень хорошо позанимался, то, может быть, он смог бы сыграть половину!»

Фото: Pierre Anthony / www.kissin.org

— Когда пианист сочиняет свою собственную музыку, это не мешает ему исполнять чужую?

— Я сочинял очень много лет до 15-ти и какие только стили и инструменты не перепробовал. Написал песни на стихи Шолом-Алейхема и концерт для фортепиано и духовых, который состоял из трех частей (но длился в общей сложности минут девять). А потом вдруг — раз! ­­— и почувствовал, что собственная музыка перестала приходить мне в голову. Как раз в то самое время я начал все больше выступать с концертами и подумал: «Так тому и быть: я исполнитель, а не композитор». 

И вот лет 10 назад неожиданно началось снова. Я написал четыре пьесы для фортепиано, причем одну из них, токкату, начал сочинять еще в 1986 году, но тогда почему-то написал всего несколько строк, а вот много лет спустя закончил.

Показал я эти пьесы Арво Пярту и спросил его: «Пожалуйста, скажите мне абсолютно честно: стоит мне продолжать этим заниматься или нет?» На что получил ответ, что, безусловно, стоит. 

Его одобрение меня, разумеется, очень обрадовало и вдохновило, я продолжил сочинять, а несколько лет спустя немецкое издательство «Хенле» согласилось публиковать мою музыку. У меня уже опубликованы четыре опуса: четыре пьесы для фортепиано соло, соната для виолончели и фортепиано, струнный квартет и поэма для женского голоса и фортепиано «Танатопсис» на стихи Уильяма Каллена Брайанта. 

Репертуар

Благодаря своим личностным качествам, Александр Палей очень быстро освоил широкий фортепианный репертуар. В его исполнении зазвучали сочинения Баха, Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шопена, Шумана, Шуберта, Чайковского и других выдающихся композиторов. Как разносторонняя творческая личность, Палей не сужает рамки своего репертуара, сосредотачиваясь на творчестве какого-либо одного композитора. Напротив, Палей стремится донести до слушателей как можно больше еще не известной или редко исполняемой музыки.

Палей и современная музыка

Александр Палей: «Меня учили, что кусок дерева надо заставить запеть человеческим голосом»

На концертах Александра Палея можно услышать музыку Прокофьева и Шостаковича, Бартока и Онеггера, Мессиана, Веберна и Булеза. Часто Палей исполняет музыку молдавских композиторов, таких как Дубоссарский, Козулина, Лунгула, Мусти, Тарасенко. С удовольствием играет музыку Загорского: с этим композитором у них очень давняя симпатия друг к другу.

Загорский так рассказывал о пианисте:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: