Симптомы и причины
К основным симптомам слуховых галлюцинаций относятся слуховые галлюцинации в виде следующих звуков (отсутствующих в реальности):
- посторонних шорохов и шумов;
- окликов;
- жужжания;
- шипения;
- одного или нескольких звучащих голосов;
- спорящих голосов (в форме диалога);
- угрожающих и запугивающих голосов;
- приказывающих или запрещающих голосов (например, отказаться от еды или совершить самоубийство);
- очень громких шумов в голове при засыпании или пробуждении (синдром «взрывающейся головы»);
- игры на инструментах, музыки (отличают от состояния, когда мелодия или песня просто «застревает» в голове).
К распространенным причинам слуховых галлюцинаций относятся следующие состояния:
- Наличие таких психических расстройств как психоз, шизофрения, биполярное, тревожное и депрессивное расстройство. Посттравматическое стрессовое расстройство нередко вызывает слуховые галлюцинации у жертв преступлений, стихийных бедствий, участников военных действий.
- Повреждение головного мозга в результате травмы или несчастного случая. Многие люди, попавшие в тяжелые аварии, утверждают, что слышали «святые» и «духовные» голоса.
- Период отхода ко сну или пробуждения. Некоторые пациенты слышат голоса в голове перед сном или сразу после пробуждения. Чаще всего, они «зовут» их по имени.
- Жестокое обращение. У людей, подвергшихся жестокому обращению или издевательствам в детстве, нередко развиваются проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога и депрессия, которые в конечном итоге вызывают слуховые галлюцинации. Дети, пострадавшие от издевательств, физического и сексуального насилия подвержены повышенному риску слуховых галлюцинаций, которые могут включать в себя голоса обидчика.
- Прием наркотических средств. Психостимуляторы и галлюциногены воздействуют на нейромедиаторы головного мозга, вызывая слуховые галлюцинации.
- Хронический стресс. Человек, испытывающий стресс в течение длительного периода времени, может слышать голоса в своей голове. Помимо этого, слуховые галлюцинации могут вызвать смерть близкого человека. Они действуют как механизм выживания в первые дни тяжелой утраты.
- Изоляция. Человек, который долгое время живет изолированной жизнью, склонен слышать разные голоса. Например, моряки или потерпевшие кораблекрушение, испытывают слуховые галлюцинации, которые выступают компенсацией отсутствия социального взаимодействия.
- Длительное голодание. Вызывает энергетический «голод» у головного мозга, из-за чего нарушаются его функции, и у пациента возникают странные явления, включая слуховые галлюцинации.
- Недостаток сна. Согласно исследованиям, хроническое недосыпание может вызвать симптомы психоза, включая слуховые галлюцинации.
Распространённость абсолютного слуха
Процент людей, обладающих абсолютным слухом, очень различен в разных странах. В Европе, в том числе в России, Америке и на большой части остальных континентов среди граждан, не имеющих чего-либо необычного (для соответствующей страны) в происхождении или здоровье, такой человек, в среднем, один на десять тысяч. По своему повседневному поведению эти люди ничем не выделяются; среди них могут быть и музыканты, и представители далёких от музыки профессий.
В Юго-Восточной Азии и некоторых государствах центральной Африки обладатели абсолютного слуха составляют значительную долю населения. В этих странах говорят на тональных языках, когда каждый слог произносится с определённым тоном и высота звука используется для смыслоразличения в рамках слов/морфем. Примеры таких языков — китайский, вьетнамский, многие нигеро-конголезские. Целые народы, с рождения говорящие на тональных языках, могут обладать абсолютным слухом.
Среди профессиональных музыкантов процент носителей абсолютного слуха всюду выше, чем в среднем по населению. В Европе и США это примерно 10-15 %, в странах с тональными языками (например, в консерваториях Китая) — порядка 60-70 %. Наиболее выдающиеся европейские композиторы и исполнители чаще всего имели абсолютный слух, в их числе В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, К. Сен-Санс, С. Т. Рихтер, М. Л. Ростропович. Однако и среди музыкантов этого уровня такой слух был не у всех: не обладали им, например, П. И. Чайковский, Р. Шуман.
Особой категорией лиц, характеризующейся высокой распространённостью абсолютного слуха, являются слепые от рождения, психогенетически больные с синдромом Вильямса, а также люди с проявлениями аутизма. Не являющимся в клиническом смысле аутистами европейским музыкантам с абсолютным слухом чаще, чем коллегам без такого слуха, присущи какие-либо аутистические черты характера.
Условия для развития абсолютного слуха
Важнейшим условием для формирования абсолютного слуха, помимо природной предрасположенности и/или тональной языковой среды в первые годы жизни, является раннее начало музыкальных занятий. Принципиально даже не систематическое обучение, а контакт с инструментом с фиксированным строем (как правило, фортепиано) и наличие взрослого человека, способного показать ребёнку ноты и их наименования. Процент лиц с абсолютным слухом резко снижается с ростом возраста начала таких занятий. Наличие абсолютного слуха у крупнейших музыкантов связано, в частности, с тем, что многие из них имели родителей-музыкантов и начали занятия в раннем детстве (3-4 года).
Социальные, расовые, половые, национальные и т. п. различия могут оказывать только косвенное влияние. Так, в более обеспеченной семье родители с большей вероятностью создадут ребёнку условия для музыкальных занятий. Девочек учат музыке чаще, чем мальчиков — но среди мужчин больше аутистов. Китаец по национальности, скорее всего, вырастает в окружении китайской речи, хотя если он вырастет в некитайской языковой среде, то будет иметь меньшие шансы на абсолютный слух, чем европеец, младенчество которого прошло в Юго-Восточной Азии.
Свидетельств достижения абсолютного слуха во взрослом возрасте нет. Однако при очень большой тренировке может быть выработан псевдоабсолютный слух — способность долго держать в голове звучание «опорной» ноты и определять другие ноты, пока это звучание помнится. Такая способность с годами появляется у любого опытного музыканта и сохраняется некоторое время, но лишь люди со врождённым абсолютным слухом обладают этой способностью постоянно. Псевдоабсолютный слух теряется при прекращении занятий.
Как определяют музыкальный слух
Чтобы определить музыкальный слух, надо пройти несколько несложных тестов.
Эти тесты задаются детям при поступлении в музыкальную школу. Первое задание — проверка чистоты интонации — надо спеть знакомую песенку. Следующее упражнение — на ритмическое восприятие — простучать или прохлопать заданный преподавателем ритм.Далее идет проверка звуковысотного восприятия — надо определить — вторая нота выше или ниже заданной. Возможно задание — на каком инструменте звучит нота или мелодия.
Потом упражнение на проверку музыкальной памяти — повторить на «ля-ля» или «та-та» небольшой фрагмент, сыгранный или спетый преподавателем.
Ну, и если все задания выполнены «на ура» — приемная комиссия может проверить наличие абсолютного слуха. Это умение слышать высоту звука без подсматривания на клавиатуру или в ноту. Например, вам играют любую ноту, а вы слышите, что это фа-# или си-♭, или ми, и т.д.
Таким образом, можно выделить следующие параметры, по которым определяют наличие музыкального слуха: чистая интонация, чувство ритма, определение высоты и тембра звука, музыкальная память, абсолютный слух.
Как развивать музыкальный слух игрой на музыкальном инструменте
Очень полезно закрепить свои наблюдения практически. Например, попытаться подобрать услышанную мелодию по памяти на музыкальном инструменте или имитаторе. Это, кстати, полезное для развития интервального слуха действо. Даже если вы не сориентируетесь, с какой ноты стартовала мелодия, вам достаточно вспомнить ходы мелодии вверх-вниз и понять разницу (интервал) между соседними звуками.
Верно и обратное: люди с развитым интервальным слухом быстрее и точнее подбирают мелодии на слух. Даже если оригинальные ноты изначально не угаданы, подобранную мелодическую линию остается лишь транспонировать в нужную тональность, оригинальную или удобную для вашего исполнения.
В целом, если работа над музыкальным слухом для вас актуальна, никогда не спешите сразу искать аккорды к понравившейся песне. Сначала попробуйте подобрать ее самостоятельно, хотя бы основную мелодическую линию. А потом сверьте свои догадки с предложенным подбором. Если ваш подбор не совпадет с найденным в Интернете, это не означает, что вы подобрали не верно. Возможно, кто-то выложил свой вариант в удобной для себя тональности.
Чтобы понять, насколько верно вы подобрали, смотрите не на аккорды как таковые, а на интервалы между тониками аккордов. Если это пока трудно, найдите понравившуюся песню на сайте mychords.net и «подвигайте» тональности вверх-вниз. Если вы подобрали мелодию верно, одна из тональностей покажет вам те аккорды, которые услышали вы. Сайт содержит массу песен, старых и новых, и имеет простую навигацию:
Когда вы зайдете на страничку с нужной композицией, вы сразу увидите окошко «Тональность» со стрелочками вправо (на повышение) и влево (на понижение):
Для примера рассмотрим песню с простыми аккордами. Допустим, композицию «Камень» группы «Ночные Снайперы», вышедшую в 2020 году. Так, нам предлагается сыграть ее на следующих аккордах:
- «Ре-минор».
- «Ми-мажор».
- «Ля-минор».
- «Фа-мажор».
Если же мы поднимем тональность на 2 полутона, увидим аккорды:
- «Ми-минор».
- «Фа-диез мажор».
- «Си-минор».
- «Соль-мажор».
Таким образом, для транспонирования тональности нужно сдвинуть тонику каждого аккорда на нужное количество полутонов. Например, повысить на 2, как в представленном примере. Если вы перепроверите разработчиков сайта и прибавите по 2 полутона к каждому исходному аккорду, то увидите, как это работает:
- «Ре-минор» + 2 полутона = «Ми-минор».
- «Ми-мажор» + 2 полутона = «Фа-диез мажор».
- «Ля-минор» + 2 полутона = «Си-минор».
- «Фа-мажор» + 2 полутона = «Соль-мажор».
На клавиатуре фортепиано вы просто переносите аппликатуру аккорда вправо или влево на нужное количество клавиш, учитывая белые и черные. На гитаре при повышении тональности можно просто повесить каподастр: плюс 1 полутон – на первом ладу, плюс 2 полутона – на втором ладу и т.д.
Ввиду того, что ноты повторяются через каждые 12 полутонов (октаву), при понижении для наглядности можно использовать тот же принцип. Получается следующее:
- Минус 1 = плюс 11.
- Минус 2 = плюс 10.
- Минус 3 = плюс 9.
- Минус 4 = плюс 8.
- Минус 5 = плюс 7.
- Минус 6 = плюс 6.
Обратите внимание, что при повышении и при понижении на 6 полутонов мы приходим в одну и ту же ноту. Вы это легко услышите, даже если ваш музыкальный слух пока не совсем развит
Далее вам останется лишь выбрать удобную аппликатуру аккорда на гитаре. Разумеется, что с каподастром на 10-11 ладу играть неудобно, поэтому такое движение по грифу рекомендовано исключительно для наглядного понимания принципа транспонирования тональностей. Если вы поймете и услышите, какой аккорд вам нужен в новой тональности, вы запросто подберете удобную аппликатуру в любой библиотеке аккордов.
Так, для уже упоминавшегося аккорда «фа-мажор» есть 23 варианта, как его можно взять на гитаре . А для «соль-мажора» и вовсе предлагается 42 аппликатуры . К слову, если вы просто поиграете их все, это тоже будет способствовать развитию вашего музыкального слуха. Если данный раздел урока вам не вполне понятен, вернитесь к нему еще раз после того как пройдете урок 6, посвященный игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре. А пока продолжим работу над музыкальным слухом.
Музыка рождается в голове
Звуки в некой гармоничной последовательности – это музыка. Ученые долго изучали слух, как механизм восприятия и распознавания окружающих звуков. Слух – это функция контроля принимаемых и издаваемых звуков. У животных контролю подвержена только их громкость. На самом деле, трудно в лае собаки услышать задушевную мелодию, да и пение птиц – всего лишь звуковой код, заложенный в них инстинктом. Человек стоит в особом ряду. Его устройство слуха непосредственно связано с зоной коры головного мозга, отвечающей за восприятие и анализ окружающих звуков, а также за генерацию собственных.
Самым наглядным примером является музыка. Поток составляющих ее звуков проходит через сложный механизм ушных раковин и нейронных синапсов к височной доле мозга. В нем звуковые частоты «ложатся» на те участки коры, которые образно можно сравнить с клавиатурой рояля. Мозг как бы проигрывает в себе ноты, созвучные пришедшим в него сигналам извне. Далее мозг обрабатывает темп, тональность, интенсивность и ритм музыки.
Виды слуховых аппаратов
Слухопротезирование проводят с учетом возрастной категории.
Внутриушные слуховые аппараты (In-The-Ear или ITE) — приборы ручной работы, так как их изготавливают индивидуально, в соответствии со строением уха пациента.
Такие модели используют при протезировании всех возрастных категорий. Но, все же, это очень миниатюрное устройство. Поэтому людям старшего поколения с плохим зрением или моторикой может быть не совсем удобно использовать такой СА.
Если речь идет о ребенке, нужно помнить, что по мере роста меняется размер ушного канала, СА начинает менее плотно прилегать к стенкам ушного канала, что вызывает обратную связь — свист СА (то же касается индивидуальных ушных вкладышей для заушных аппаратов).
Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что раз в 1-2 года нужно будет обращаться к специалистам, чтобы заменить корпус внутриканального / внутриушного устройства или его уплотнить.
Диагностика и лечение
Диагностикой слуховых галлюцинаций занимается врач-психиатр, который проводит медицинский осмотр, собирает анамнез и историю болезни, расспрашивает о симптомах заболевания, проводит психопатологическое тестирование.
Если возникают подозрения на наличие неврологических или соматических причин возникновения галлюцинаций, назначаются лабораторные и инструментальные исследования:
- анализы крови для проверки метаболических или токсических причин;
- электроэнцефалография для проверки аномальной электрической активности в головном мозге и выявления судорог.
- МРТ или КТ-исследование для поиска структурных проблем головного мозга, таких как опухоль головного мозга или инсульт.
Доктор также может прибегнуть к выполнению пробы Ашаффенбурга. Этот провокационный тест включает предложение больному поговорить по телефону, который предварительно отключен от сети. При наличии слуховых галлюцинаций человек начнет вести диалог.
Лечение слуховых галлюцинаций зависит от причины их возникновения. Если они вызваны недосыпанием, приемом психоактивных веществ или сильным стрессом, в первую очередь, следует устранить провоцирующие факторы.
При наличии психических расстройств пациенту назначаются антипсихотические препараты (нейролептики), изменяющие метаболизм дофамина в головном мозге. К наиболее распространенным нейролептическим средствам относятся: галоперидол, аминазин, клозапин, рисперидон и другие.
Если больной страдает расстройствами настроения, то наряду с антипсихотиками назначают дополнительные лекарства, такие как антидепрессанты и стабилизаторы настроения.
При наличии выраженной суицидальной наклонности может потребоваться госпитализация в стационар, где пациент будет находиться под круглосуточным наблюдением медицинского персонала.
В отдельных случаях достаточно эффективной становится когнитивно-поведенческая терапия, которая помогает снизить частоту и интенсивность слуховых галлюцинаций и убедить больного в их нереальности. Как только человек привыкнет к голосам, он сможет научиться управлять ими.
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Как развивать музыкальный слух с помощью упражнений
Лучше всего музыкальный слух развивается в процессе игры на музыкальном инструменте или имитаторе. Если вы тщательно выполнили все задания урока №3, то вы уже сделали первый шаг на пути развития музыкального слуха. А именно сыграли и пропели все интервалы, изученные в ходе урока №3, на музыкальном инструменте или скачанном в Google Play имитаторе фортепиано Perfect Piano.
Если вы этого не сделали до сих пор, можете сделать сейчас. Начинать, напомним, можно с любой клавиши. Если сыграть одну клавишу дважды, получится интервал в 0 полутонов, 2 соседние клавиши – полутон, через одну – 2 полутона и т.д. В настройках Perfect Piano можно задать удобное лично вам число клавиш на дисплее планшета. Еще напомним, что на планшете играть удобнее, чем на смартфоне, т.к. экран больше и туда поместится больше клавиш.
Как вариант, можно начать с гаммы «до-мажор», как это принято в музыкальных школах нашей страны. Это, как вы помните из предыдущих уроков, все подряд белые клавиши, начиная с ноты «до». В настройках можно выбрать вариант обозначения клавиш согласно научной нотации (малая октава – С3-В3, 1-я октава – С4-В4 и т.д.) или более простое и привычное do, re, mi, fa, sol, la, si, do. Именно эти ноты нужно сыграть и спеть подряд по возрастающей. Затем упражнения нужно усложнять.
Самостоятельные упражнения для музыкального слуха:
1 | Сыграть и спеть гамму «до-мажор» в обратном порядке do, si, la, sol, fa, mi, re, do. |
2 | Сыграть и спеть все подряд белые и черные клавиши в прямом и обратном порядке. |
3 | Сыграть и спеть do-re-do. |
4 | Сыграть и спеть do-mi-do. |
5 | Сыграть и спеть do-fa-do. |
6 | Сыграть и спеть do-sol-do. |
7 | Сыграть и спеть do-la-do. |
8 | Сыграть и спеть do-si-do. |
9 | Сыграть и спеть do-re-do-si-do. |
10 | Сыграть и спеть do-re-mi-fa-sol-fa-mi-re-do. |
11 | Сыграть и спеть белые клавиши через одну в прямом и обратном порядке do-mi-sol-si-do-la-fa-re. |
12 | Играть через паузы по возрастающей do, sol, do, а петь все ноты подряд. Ваша задача – точно попасть голосом в ноту «соль», когда до нее дойдет очередь, и в ноту «до», когда до нее тоже дойдет очередь. |
Далее все эти упражнения можно усложнить: сначала играть ноты, а только потом петь их по памяти. Чтобы удостовериться, что вы точно попали в ноты, пользуйтесь приложением Pano Tuner, для чего разрешите ему доступ к микрофону.
А теперь перейдем к игре-упражнению, где вам понадобится помощник. Суть игры: вы отворачиваетесь от инструмента или имитатора, а ваш помощник нажимает одновременно 2, 3 или 4 клавиши. Ваша задача – угадать, сколько нот нажал ваш помощник. Хорошо, если сможете еще и спеть эти ноты. И великолепно, если вы на слух сможете назвать, что это за ноты. Чтобы было понятнее, о чем речь, посмотрите, как сыграли в эту игру профессиональные музыканты:
Ввиду того, что наш курс посвящен основам теории музыки и музыкальной грамотности, мы не предлагаем вам угадывать по 5 или 6 нот, как это делают профи. Однако если вы будете упорно заниматься, со временем тоже так сможете.
Если вы желаете раз и навсегда разобраться с попаданием в ноты, понять, как этот навык тренировать вокалистам, и готовы для этого потрудиться, можем рекомендовать вам полноценный урок длиною в академический час (45 минут) с подробными объяснениями и практическими упражнениями от музыканта и преподавателя Александра Зилкова:
В общем, никто не утверждает, что все получится легко и сразу, однако практика показывает, что своими силами без подсказки профессионалов можно потратить намного больше времени на элементарные вещи, чем привычные академические 45 минут лекции.
Определение болезни
Слуховая галлюцинация, также известная как паракузия, представляет собой тип галлюцинаций, при которых человек воспринимает звуки (такие как внутренний голос в голове, музыку и т. д.) без какого-либо фактического слухового стимула. То есть пациент слышит воображаемые звуки, которых не существует на самом деле.
Наиболее часто встречаются слуховые галлюцинации при шизофрении. Причем, наличие галлюциноза является одним из определяющих факторов для постановки данного диагноза. Как правило, слышимые больными голоса являются деструктивными, «злыми» и еще сильнее усиливают дезориентацию.
Слышать голоса в голове также могут люди, страдающие от опухолей головного мозга, эпилепсии, мигрени, болезни Альцгеймера, деменции, посттравматического стрессового расстройства, биполярного расстройства и болезни Паркинсона, а также злоупотребляющие наркотическими веществами (такими как, амфетамины или кокаин).
Стоимость услуг на выездное аудиологическое исследование:
Услуга | Цена со скидкой |
Комплексное выездное аудиологическое исследование включает в себя 5 последовательных исследований:
Исследование выполняется в состоянии естественного дневного/ночного сна. Продолжительность 2-3 часа. Стоимость услуги – 30,000 руб. (скидка -15%) |
25,500 руб. |
Мы в стремимся предложить пациентам лучшие условия, когда диагностируем и лечим потерю слуха.
Тест проводят специалисты, прошедшие специальное обучение по работе на оборудовании, которое используется на базе нашей клиники для диагностики и лечения потери слуха.
Литература
- Библиография научных исследований абсолютного слуха за 1876—1999 годы и с 2000-го года. (англ.)
- Бережанский П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития). — М., 2000.
- Брайнин В. Б. О некоторых возможностях развития абсолютного слуха // Материалы VII международной научно-практической конференции «Методолого-методическая подготовка учителя музыки». — 2002.
- Гребельник С. Г. Формирование у дошкольников абсолютного музыкального слуха. // Вопросы психологии. — М., 1984. — № 2.
- Ивонина Л. Ф. Абсолютный слух как психолого-педагогическая проблема. // Пермь: самиздат, 2007 — 76 с..
- Кауфман В. И. Абсолютный слух // Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. — Т. XVIII. — Л., 1947. — С. 169—170.
- Мальцева Е. А. Абсолютный слух и методы его развития. // Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМНа. — Вып. 1. — М., 1925. — С. 33—55.
Полифонический слух
Это способность слышать и представлять в уме движение двух и более мелодий внутри общей звуковой ткани музыкального произведения.
Эти голоса могут двигаться не синхронно, вступать и исчезать в разное время, догонять друг друга или опаздывать со вступлением (например, канон, подголоски, фуга). Но звучат они одновременно. Именно поэтому полифонический слух – один из сложнейших видов музыкального слуха.
Помните известную историю? Моцарт, когда ему было 14 лет, услышал исполнение Miserere в Сикстинской капелле. Он на слух запомнил целиком эту сложную полифонию и в точности записал его по памяти, хотя ноты произведения хранились в строжайшей тайне. Настоящий музыкальный хакер
Можно ли развить абсолютный слух?
До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха. Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим. Но не стоит опускать руки.
Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха. Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух. Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.
Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:
- начать петь в нужной тональности без подсказки и не «сползать» при пении a capella;
- определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
- проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).
Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.
Исторические аспекты
Умение распознавать высоту музыкальных звуков вызывало интерес ещё в древние времена. Однако рассуждать об абсолютном слухе как о конкретной способности имеет смысл только если существуют некие эталоны частот, с которыми сравниваются прослушиваемые звуки. Такие эталоны стали появляться в XVII веке.
В XVII-XIX столетиях была распространена более низкая, нежели сегодня, настройка (камертоны 392, 415, 430 Гц и др.), а характер звучания интервалов на клавишном инструменте, кроме октавы, мог отличаться от современного. В принципе, применительно к тем эпохам, носителем абсолютного слуха логично считать человека, обладавшего памятью на высоту отдельных нот в рамках принятого тогда и там, где он жил, музыкального строя. Подобной способностью обладал, например, В. А. Моцарт.
Самостоятельное понятие «абсолютный слух» было введено в научный оборот во второй половине XIX в. немецким акустиком Х. Риманом, а в России широкое использование данного термина началось с теоретических работ Н. А. Римского-Корсакова.
Это интересно: Прозопагнозия: болезнь при которой люди не могут распознавать лица