Кластеры или секундовые гроздья
До сих пор мы упоминали только те созвучия, которые состоят из консонансов разного рода – терций, кварт и квинт. Но созвучия можно строить и из интервалов-диссонансов, в том числе и из секунд.
Из секунд образуются так называемые кластеры. Иногда их также называют секундовыми гроздьями (их графическое изображение очень напоминает гроздь каких-нибудь ягод – например, рябиновых или винограда).
Нередко кластеры обозначаются в нотах не в виде «нотных россыпей», а как закрашенные или пустые прямоугольники, располагаемые на нотном стане. Их следует понимать следующим образом: играются все ноты (белые или чёрные клавиши фортепиано в зависимости от цвета кластера, иногда и те, и другие) в пределах границ этого прямоугольника.
Пример подобных кластеров можно увидеть в фортепианной пьесе «Праздничная» российского композитора Лейлы Исмагиловой.
Кластеры, как правило, не относят к аккордам. Причина на то следующая. Оказывается, в любом аккорде должны хорошо прослушиваться отдельные звуки его составляющие. Любой такой звук можно в любой момент звучания выделить слухом и, например, пропеть, остальные звуки, составляющие аккорд, при этом нам не будут мешать. В кластерах же – иначе, потому что все их звуки сливаются в единое красочное пятно, и отдельно расслышать какой-либо из них не представляется возможным.
Аккорды от D (ре)[править]
D (ре) | |||
---|---|---|---|
Аппликатура | Описание | Пример постановки | Аудиозапись |
D — мажорное трезвучие от ноты ре Ноты: ре, фа-диез, ля На первом ладу | |||
Dm — минорное трезвучие от ноты ре Ноты: ре, фа, ля На первом ладу | |||
D7 — малый мажорный септаккорд от ноты ре Ноты: ре, фа-диез, ля, до На первом ладу | |||
Dm7 — малый минорный септаккорд от ноты ре Ноты: ре, фа, ля, до На первом ладу | |||
Dm6 — минорное трезвучие с секстой от ноты ре Ноты: ре, фа, ля, до-дубль-бемоль На первом ладу | |||
D# — мажорное трезвучие от ноты ре-диез (ми-бемоль) Ноты: ре-диез, фа-дубль-диез, ля-диез На третьем ладу | |||
D#m — минорное трезвучие от ноты ре-диез (ми-бемоль) Ноты: ре-диез, фа-диез, ля-диез На первом ладу | |||
D#dim — уменьшенный септаккорд от ноты ре-диез (ми-бемоль) Ноты: ре-диез, фа-диез, ля, до На первом ладу |
Как читать схемы аккордов на гитаре
Пока не разбираетесь в аккордах? Не страшно. Для начала осваивайте нужные трезвучия с помощью аккордовых схем: это специальные картинки аккордов на гитаре для начинающих.
Разберемся с тем, как читать схемы аккордов для гитары. Внешний вид схем может немного отличаться, но в целом они похожи. Обычно на схеме есть 6 линий, которые обозначают 6 струн гитары: 1-я – самая тонкая, 6-я – самая толстая. Гитарный гриф имеет вертикальное (как на картинке ниже), либо горизонтальное (как будто мы смотрим на него сверху) расположение.
Также на схемах обозначают лады, струны и пальцы (аппликатуру). Рассмотрим конкретный пример.
Мы видим, что трезвучие C играется на первых 3-х ладах на 2, 4 и 5-ой струнах. При этом 1 и 3-я струны не зажимаются, а 6-я вообще не участвует. Открытые струны, которые не нужно зажимать, обозначены кружочками, а та струна, которая не должна звучать, отмечена крестиком.
Отдельно скажем про обозначение гитарной аппликатуры, то есть о том, какими пальцами какие струны зажимать. Вот как соотносятся пальцы левой руки и номера на схемах: 1 – указательный палец, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец. Большой палец используется редко, обозначается буквой T (от англ.thumb – «большой палец»).
Схемы аккордов без баррэ
Аккорды До: C, C7
Это классические аккорды от тоники До, для игры которых не требуется баррэ. C7 – это так называемый септаккорд, который образуется путем добавления к стандартному трезвучию дополнительной ноты – в данном случае, B.
Аккорды Ре: D, Dm, D7, Dm7
Еще одни схемы основных аккордов для начинающих –на этот раз от тоники Ре. Вместе с классическими трезвучиями также вставлены септаккорды, которые расширят музыкальное звучание ваших композиций.
Аккорды Ми: E, Em, E7, Em7
Теперь ниже даны схемы аккордов от тоники Ми, которые не требуют навыков взятия баррэ. Как и в прошлых двух разделах, помимо классических трезвучий, здесь показаны и септаккорды для расширения вашего гитарного мелодического запаса.
Аккорды Соль: G, G7
Это схемы мажорных аккордов от тоники Соль. Они приведены потому что, в отличие от минора, не требуют навыков взятия баррэ. Септаккорд также дан вместе с обычным трезвучием.
Аккорды Ля: A, Am, A7, Am7
Ниже указано то, как ставить аккорды от тоники Ля. Как и в прошлых разделах, помимо классических трезвучий, также указаны септаккорды.
Обращение аккордов
Помимо основного вида, существуют так называемые обращения. Это тот случай, когда вместо основного тона, в аккорде “C”, к примеру, берётся не нота «до», а второй или третий звук трезвучия. “С” состоит из звуков до-ми-соль. Если мы применим первое обращение трезвучия, то получится, что порядок звуков будет уже такой: ми-соль-до, а записывать он будет C/E. Если применим второе обращение трезвучия, то в басу уже окажется третий звук – соль-до-ми Записываться он будет C/G.
Обращения трезвучий применяются в музыке часто, и значительно украшают музыку.
Из практических примеров можно вспомнить песню ДДТ – Это всё. Песня начинается с аккордов: G – D – Em – C. Однако вместо D здесь используется первое обращение трезвучия и получается D/F#, что придаёт этому месту особую красоту.
Аккорды от A (ля)[править]
A (ля) | |||
---|---|---|---|
Аппликатура | Описание | Пример постановки | Аудиозапись |
A — мажорное трезвучие от ноты ля Ноты: ля, до-диез, ми На втором ладу | |||
Am — минорное трезвучие от ноты ля Ноты: ля, до, ми На первом ладу | |||
A7 — малый мажорный септаккорд от ноты ля Ноты: ля, до-диез, ми, соль На втором ладу | |||
Am7 — малый минорный септаккорд от ноты ля Ноты: ля, до, ми, соль На первом ладу | |||
A# — мажорное трезвучие от ноты ля-диез (си-бемоль) Ноты в составе аккорда: ля-диез, до-дубль-диез, ми-диез На первом ладу | |||
A#m — минорное трезвучие от ноты ля-диез (си-бемоль) Ноты: ля-диез, до-диез, ми-диез На первом ладу | |||
A#7 — малый мажорный септаккорд от ноты ля-диез (си-бемоль) Ноты: ля-диез, до-дубль-диез, ми-диез, соль-диез На первом ладу | |||
A#m7 — малый минорный септаккорд от ноты ля-диез (си-бемоль) Ноты: ля-диез, до-диез, ми-диез, соль-диез На первом ладу |
Какие аккорды бывают:
- Мажорные;
- Минорные;
- Уменьшенные;
- Увеличенные.
Это определение музыкальных аккордов в целом. Гитарные аккорды могут быть мажорными или минорными, уменьшенные, с задержанием, с надстройками. Они могут быть простыми (те, в которых 3 ноты) или посложнее (4 и более нот). Существуют еще баррэ-аккорды. Баррэ – приём зажатия струн с использованием одного пальца.
Простые аккорды – это основные трезвучия, с которых стоит начинать изучение гитарного искусства. К таким можно отнести 6 аккордов, которые берутся на первых трех ладах гитары.
Основные аккорды: ля-минор — Am, ре-минор — Dm, ми-мажор — E, до-мажор — C, соль-мажор — G, ля-мажор — A. Это базовые аккорды для новичков на гитаре. Правильно подобрав их, станет возможным исполнить очень многие известные песни или композиции.
Мажорные аккорды
Аккорды в мажорном ладу звучат торжественно, празднично и весело. Они состоят из интервалов: большая терция – малая терция.
Список мажорных аккордов:
H (си — мажор)
Эти простые аккорды легки в построении для гитары. Новичкам рекомендуется начинать игру с них, как показано на картинке:
Минорные аккорды
Для минорных аккордов характерно лиричное, печальное и грустное звучание. От мажорных их отличает один интервал: малая терция – большая терция. Например, ноты Cm (до-минора): C — E♭- G.
Список минорных аккордов:
Hm (си — минор)
Их также можно отнести к базовым аккордам, освоение которых будет даваться начинающим легче.
Вводная информация
В этой статье я подготовил для Вас аккорды на гитаре для новичков, картинки и расшифровку аккордов.
Начинающему гитаристу совершенно не обязательно знать все существующие аккорды на гитаре, новичку достаточно ограничится лишь несколькими основными аккордами, это упростит процесс обучения, поможет выработать правильную технику, а «мышечная память» будет способствовать в освоении более сложных гитарных аккордов.
Двигайтесь от простого к сложному, не пытайтесь на первых же уроках взяв аккорд «Am» дотянуться мизинцем до 24-го лада))) Всему своё время. Для начала изучите основные аккорды «для новичков», а картинки с расшифровками вам в этом помогут.
Как брать аккорды
Не важно, в руках профессионального музыканта или любителя находится гитара. В любом случае необходимо соблюдать правильную постановку рук
Нужно добиться того, чтобы левая рука постоянно была в расслабленном состоянии, а правая работала синхронно с левой. Необходимо опереть гриф на большой палец, а остальные пальцы держать перпендикулярно струнам.
Совершать зажим струны нужно подушечками пальцев. Сила надавливания нужна такая, чтобы получался отчетливый звонкий звук, без «дребезжания». Здесь нужно избегать того, чтобы ставить пальцы на порожки ладов. Отсюда может возникать неприятный звук.
После взятия аккорда на гитаре по схеме, можно переключиться на следующий. Существуют аккорды, для перехода между которыми достаточно переместить позицию пальцев по грифу в необходимое положение. К примеру, это аккорды E и F (только здесь добавляется баррэ), Am и Cm, C, D. Другой способ перехода от аккорда к аккорду подразумевает изменение позиции пальцев на грифе. Для игры аккордами можно используя как технику перебора, так и боя.
Аккорды B (си-мажор) и Bm (си-минор) на гитаре
На фортепиано одну ноту можно сыграть только одним способом. На гитаре одна и та же нота может быть исполнена в нескольких позициях. Это же относится и к созвучиям.
B и Bm на гитаре можно сыграть 5 способами. На практике вы будете использовать всего 2 из них: с баррэ на 2 и 7 ладах. Остальные аппликатуры вам тоже нужно проработать, если вы хотите добиться подвижности пальцев.
B с баррэ на 2 ладу
Зажмите баррэ на 2 ладу. Мизинец, безымянный и средний пальцы расположите на 4 ладу на 2, 3, 4 струнах.
B с баррэ на 2 ладу
Совет: чтобы было удобнее играть, согните немного указательный палец. Усилие сосредоточьте на том, чтобы прижать 1 и 5 струны.
B на 2 ладу без баррэ
Bm с баррэ на 2 ладу
Чтобы сыграть Bm, зажмите баррэ на 2 ладу, средний палец поставьте на 2 струну, 3 лад. Остальные пальцы расположите на 4 ладу на 3 и 4 струнах.
Bm с баррэ на 2 ладуBm на 2 ладу без баррэ
B и Bm с малым баррэ на 4 ладу
Следующие аппликатуры будут сложными для новичка. Они требуют хорошей растяжки и силы пальцев. Нужно зажать малое баррэ на 4 ладу, а басовые струны зажать мизинцем и безымянным пальцем.
B с малым баррэ на 4 ладуBm с малым баррэ на 4 ладу
B с баррэ на 7 ладу
Зажмите баррэ на 7 ладу. Средним пальцем зажмите 3 струну на 8 ладу, безымянным и мизинцем 4 и 5 – на 9 ладу.
B с баррэ на 7 ладу
В этой аппликатуре очень удобно отрабатывать прием баррэ. Натяжение струн здесь меньше, и их проще прижимать к грифу.
Bm с баррэ на 7 ладу
Чтобы сыграть си-минор в этой позиции, зажмите предыдущую аппликатуру и уберите с 3 струны указательный палец.
Bm с баррэ на 7 ладу
B и Bm на 9 ладу
От 9 лада мажорное и минорное трезвучия B можно сыграть аппликатурами D и Dm. Только зажимать струны нужно без участия указательного пальца. Им вы зажимаете басовую ноту B на 4 струне, 9 лад.
B на 9 ладуBm на 9 ладу
B на 11 ладу
Зажмите указательным пальцем 3 струну на 11 ладу, средним – 2 струну на 12, безымянным – 4 струну на 13, мизинцем – 5 струну на 14. Глушите 1 и 6 струны. Они звучать не должны.
B на 11 ладу
Bm на 11 ладу
Зажмите указательным пальцем 3 струну на 11 ладу, средним – 4 на 12, безымянным – 2 на 12, мизинцем – 5 на 14. Первую и шестую глушите подушечками пальцев или ладонью.
Bm на 11 ладу
Применяйте дополнительные аппликатуры созвучий для аккомпанемента второй гитаре. Например, если другой музыкант берет аккорды в открытых позициях, используйте баррэ или играйте ноты в верхнем регистре. Так вы добавите исполняемому произведению выразительности.
Аккорды
Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).
Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.
Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:
- 3 — трезвучие
- 4 — септаккорд
- 5 — нонаккорд
- 6 — ундецимаккорд
- 7 — терцдецимаккорд
Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:
- мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
- минорное трезвучие = малая терция + большая терция
- уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
- увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция
Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.
Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.
Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.
- малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
- большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
- малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
- большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
- уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
- полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
- увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция
Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.
Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:
- малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
- большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция
Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.
Как ставить аккорд B на гитаре. Позиция на 2 ладу
Аппликатура, фото и описание
B на гитаре ставится с применением приёма баре. Придётся потренировать растяжку. Так как целых три пальца ставятся на расстоянии лада.
Как ставить B на 2 л.
Зажимаем барре на втором. Шестая струна здесь не требуется. Если вы знакомы с A (ля мажор), то его позиция целиком повторяет си-мажор (только на 4 ладу). 2, 3 и 4 струны нажимаются мизинцем, безымянным и средним. Между 1 и 2 пальцами происходит растяжка. Первое время это может принести значительные неудобства. Постепенно рука привыкнет к такому движению.
Самым сложным моментом является быстрая смена, когда после Am (или любого другого открытого) идёт аккорд b на гитаре. Для того, чтобы не «промазать» мимо четвёртого, заранее делайте растяжку уже «в воздухе». Можно потренироваться на предложенной комбинации. Постепенно руки запомнят это движение и будут вставать как положено. Как бы не было трудно в первое время, подобные занятия принесут пользу в будущем и позволят значительно расширить исполнительский репертуар. Тренировка разовьёт не только умение быстро сменять гармонии с разных позиций, но и улучшит навык растягивания связок на фалангах.
Примеры звучания
Бой
Перебор