Импровизация в музыке: понятие и методы

Воспитание средствами музыкально-ритмического искусства любви к классическому и фольклорному наследию мирового музыкального искусства и музыкальным традициям родного края

Воспитание любви к музыке, поддержание интереса к игре на фортепиано, обогащение слушательского опыта ученика разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями я считаю своей приоритетной задачей.

На уроке дети слышат и исполняют как испытанную временем музыку ХVIII-XIX веков, так и яркую, динамичную музыку современных авторов. Прослушивание пьес сопровождается свободными движениями.

Богатый материал для воспитания чувства ритма представляет народная музыка. Например, для усвоения сильных и слабых долей использую белорусские песни «Чаму ж мне не пець» или «Зайграй жа мне, дударочку», а для ощущения паузы — «Сеў камарык на дубочак» (приложение 18).

Ритмичные белорусские, русские, итальянские, испанские танцы дают почву для создания ритмических аккомпанементов и т. д. (приложение 19).

метод

Метод 1 из 5. Знайте свой предмет

Шаг 2. Выучите весы

Прыгайте прямо и выучите много разных тональностей, например си-мажор. Практикуйте изучаемую шкалу, возможно, сначала только правой рукой. Вы можете обнаружить, что эти «ухабистые» гаммы легче играть, чем до мажор, потому что вы можете «видеть» форму гаммы!

Шаг 3. Учите аккорды

Рекомендуется изучить триадные аккорды, прежде чем переходить к четверным и так далее. Аккорды триады состоят из трех нот (1-2-3), и есть определенный интервал между двумя нотами и основным тоном (1-2 или 1-3). Например, трезвучие до мажор состоит из C-E-G. Между C-E есть большая треть, а интервал C-G — идеальная квинта.

Шаг 4. Типов импровизаций столько, сколько людей

Вот несколько рекомендуемых методов, которые стоит попробовать … вы можете обнаружить, что некоторые из них подходят вам лучше, чем другие, поэтому попробуйте их все!

Метод 2 из 5: играйте ноты одной и той же тональности

Метод 3 из 5. Сыграйте мелодию в аккорде

Метод 4 из 5: двумя руками одновременно

Двигайте пальцами в той же тональности … все будет нормально.

Шаг 2. Попробуйте сыграть в игру «вопрос-ответ» своими руками

Одной рукой сыграйте случайное предложение, а другой попытайтесь ответить на него. Просто начни. В конце концов, вы можете обнаружить, что ваши руки могут одновременно генерировать мелодичные идеи, которые идут вместе.

Метод 5 из 5: смешивание аккордов и арпеджио

Мизинец и большой палец, как правило, наиболее удобны для этого.

Джаз для фортепиано, который звучит классно. Что играют мои ученики

В годы моей учебы в музыкальной школе ученики-пианисты почти не играли джазовую музыку. К началу профессиональной деятельности никакого понятия об ином репертуаре кроме классического у меня не было. Лишь последние несколько лет я начала набирать джазовый репертуар по запросам взрослых учащихся.

Проверенный моим опытом репертуар делится на две категории.

— Быстрый джаз представлен пьесами, для исполнения которых нужны технические навыки и беглость (разбор при этом может быть простым).

Если в фортепианном анамнезе ваших учеников годы классики, чтобы джаз «пошел», у выбранных пьес должны быть близкие к классике характеристики:

1. Яркий мелодизм, возможность запомнить и спеть мелодию, желательнa известная музыка.

2. Репетитивность в пределах возможного. Чем больше повторяющихся структур, тем лучше.3. Изложение транскрипций известных пьес не примитивное, но и не сверх-сложное.

Милан Дворжак — Этюд N15 ля мажор.

Целевая аудитория:

— средним и старшим детям на быстро выучить что-то приятное без усилий.

— новичкам чтобы начать, со 2-го года регулярных занятий.

Навыки и задачи:- знакомство с синкопой

— пение мелодии с аккомпанированием себе левой рукой арпеджиевыми цепочками.

Подробно о Джазовом Этюде Дворжака — в блоге «Что играть?»

___________________________

Людмила Марченко — «Охота на моль» (Играй и хлопай в ладоши)

«Охота на моль» — уникальная джазовая пьеса для фортепиано детям на повеселиться и подурачиться, а на самом деле на быстроту реакции и координацию. Автор пьесы, как я поняла, композитор из Таганрога Людмила Марченко, но в сети сведений об этом мало.

Ноты для детей «Охота на моль» необычные. Фортепиано здесь чередуется с хлопками в ладони, как будто мы хотим прибить моль, отсюда и название пьесы. Причём сами хлопки хитросделанные: различной частоты, очерёдности, разнообразные по ритму, синкопированные.

___________________________Джон Уильямс — Cantina Band из фильма «Звездные войны».

Пациенты: взрослые с уровнем advanced. Здесь главное — популярность. Люди моего поколения обожают этот безумный и новаторский эпизод кинематографа того времени: банда инопланетных чудищ феерично отжигает джаз на саксофонах и контрабасах. Я использую легкую аранжировку, разбор простейший, но для хорошей игры нужна беглость, фразировка и нюансы, то есть 7 классов музыкальной школы.

Разбор и скачать ноты — в блоге «Что играть?»

Оригинал:

____________________________Манфред Шмитц — «Микки-маус».Найден на российских сайтах месяц назад. Уровень — разный. Маленьким детям на вырост; взрослым от 3-го года добросовестных занятий; специалистам — блеснуть и зажечь. В зависимости от вашего уровня Микки-мауса можно играть (или давать играть) в двух вариантах.

2. Если уровень не позволяет и быстрый темп пока невыполним: играть медленно, добавив свинг. Свинг обязателен, чтобы пьеса хорошо прозвучала в медленном темпе. Без него прозвучит неестественно и заторможенно.

_____________________________

Джеральд Мартин — Honky Tonky.

Трехчастная пьеса с репризой Da Capo. В середине увлекательные басы буги с аккордами на слабую долю, на поиграть и погреметь в удовольствие. Для кого: дети после 3-го года, а взрослые после 5-6 лет добросовестных занятий. На видео играет мой ученик на концерте.

__________________________________

Когда быстрый темп — проблема, достаем из широких штанин немного медленного джаза. Здесь часто бывает наоборот: сложный разбор, но когда он осилен, есть возможность сыграть не сильно криминально и без технических усилий.

___________________________________Владимир Косма — «Сентиментальные прогулки»

Полу-джазовая красивая медленная пьеса для фортепиано из французского фильма «Дива» (1981 год), лауреата нескольких Сезаров. На фоне этой романтической музыки главные герои фильма гуляют по дождливому Парижу. a «в дождь Париж расцветает, точно серая роза», как сказал в своем стихотворении Максимилиан Волошин.

_____________________________________________________________

Харри Уоррен — I know why из фильма «Серенада солнечной долины».

Оригинал (с 1:03)

_______________________Скотт Джоплин — Solace.

— разбор тяжелый

_______________________________

Джордж Шеринг — Lullaby of birdland

Целевая аудитория примерно та же, что и у Джазового этюда Дворжака, с которого начинался пост.

— средним и старшим детям на быстро выучить что-то приятное без усилий.

— новичкам чтобы начать, со 2-го года регулярных занятий.

Навыки и задачи:

— знакомство с септаккордами и их обращениями

— пение известной мелодии с аккомпанированием себе левой рукой.

_____________________________________Джордж Гершвин — Summertime. Две версии.

Используйте вопрос – ответ

Еще один способ развить импровизацию – музыкальный мусоропровод. Другими словами, пролетают ноты и фразы без какой-либо реальной мелодии или смысла. Хороший способ избежать этого – использовать так называемый вопрос и ответ. Он получил это название из-за его сходства с разговором. Когда кто-то задает вопрос, он обычно сильно перегибается и остается без решения.

В музыке мы можем имитировать это, играя фразу, которая заканчивается на интервале, который не разрешает фразу. Затем за этим интервалом следует пауза, словно висящий вопрос. Ответ – это когда вы играете другую фразу после той паузы тишины, которая все же разрешается.

Это создает слуховое впечатление, что на вопрос дан ответ. Самый простой способ сделать это, если вы играете джем ля минор блюза, – сначала сыграть фразу, которая заканчивается на C.

В тональности ля минор до – третья, что обеспечивает неразрешенное напряжение в конце фразы на ней. После паузы сыграйте еще одну фразу, переходящую в ноту A. A – это тоника, поэтому она обеспечивает разрешение. Вопрос и ответ – всегда верный способ оживить ситуацию.

Джазовый стандарт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Джазовый стандарт (англ. jazz standard), также эвергрин (англ. evergreen) — музыкальное сочинение как часть общеизвестного джазового репертуара. Джазовый стандарт — чаще всего популярная песня, реже инструментальная пьеса — используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки, в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи. Количество джазовых стандартов точно не установлено (несколько сот пьес).

Джазовый стандарт реализуется музыкантом-солистом или джазовым ансамблем (при спонтанном ансамблевом музицировании музыкальную пьесу-прототип должны знать все участники ансамбля). В ходе обработки джазмен варьирует (обычно в сторону усложнения) не только тему (мелодию), но и гармонию, ритм, фактуру и другие элементы пьесы-прототипа, которые он индивидуально выделяет как наиболее характерные. В некоторых случаях при обработке тема может вовсе не звучать, а джазовый стандарт опознаётся знатоками и ценителями джаза по характерным гармониям, фактурным оборотам (например, basso ostinato), ритмическому рисунку и т.п.

Некоторые джазовые стандарты написали джазмены, но большинство их — популярные песни 1920-х — 1940-х гг., выпущенные нью-йоркскими издательствами Tin Pan Alley, песни из бродвейских мюзиклов, из голливудских и европейских кинофильмов. Позже стандарты стали приходить из академической музыки, латиноамериканской босса-новы, музыки популярных групп (например, «Битлз»). Знать наиболее ходовые стандарты считается в среде джазменов обязательным. Издаются специальные сборники стандартов, так называемые jazzbooks и realbooks.

Ниже следуют избранные джазовые стандарты в хронологическом порядке (указаны только композиторы, поскольку стихи не являются предметом джазовой обработки).

  • Friedwald W. Stardust melodies. New York: Pantheon Books, 2002. 416 pp. (подробный анализ и история интерпретаций 12 джазовых стандартов)
  • Gioia T. The Jazz Standards: A guide to the repertoire. New York: Oxford University Press, 2012. 528 p. ISBN 978-0-19-993739-4.

Для написания электронной музыки, вам нужно понимать всего два принципа: ВЕСЕЛЫЙ ПРИНЦИП и СЕРЬЕЗНЫЙ ПРИНЦИП.

И это, как многие, наверное, уже догадались вездесущие, но почему-то до сих пор многим не понятные, МАЖОР и МИНОР.

Если вернуться к аналогии с 3D очками и фильмом, то в музыке нужно пользоваться всего двумя видами очков, для того чтобы смотреть на просторные «джунгли» из нот и сразу получать гармоничные мелодии и аккорды из них. Нужно смотреть через две немного отличающиеся призмы:

ЛАД МИНОР и ЛАД МАЖОР, при чем, скорее всего, в 80% случаев вы будете пользоваться в EDM (Электронная танцевальная музыка) только одной из них и это призма ЛАДА МИНОР, который мы и разберем в этой статье.

ЛАД — это не что-то сверх умное и непостижимое, реально лад – это всего лишь 7 знаков, которые вам нужно будет запомнить один раз, и вы уже в клубе «крутых EDM музмейкеров»!

Как я и говорил, ЛАД это — призма, через которую нужно смотреть на ноты.

После аналогии с 3d очками, сейчас будет полезно представить, что ЛАД — это трафарет, который вы будете прикладывать к разным местам на Piano Roll, чтобы сразу получать для себя сочетание ПРАВИЛЬНЫХ клавиш, используя которые, вы будете получать свои первые красивые и гармоничные мелодии для будущих хитов!

Вот вам трафарет самого популярного ЛАДА МИНОР, чтобы ты мог писать супер взрывные мелодии как у современных звезд EDM арен.

Как научиться импровизировать: 6 приемов

Если в музыке, народном искусстве или танце вариативность допускается на основе профессиональных или узко направленных знаний и умений, то в разговоре научиться импровизировать может каждый. Начнем с того, что для блестящей импровизации на сцене или в компании вам потребуется уверенность в том, что вы интересны окружающим и умеете общаться.

Вам нужно запомнить одну истину: как бы хорошо вы ни готовились к выступлению, все равно найдется какой-нибудь выскочка, который скажет всего одно слово, и выступление уйдет под откос. Для этого как-раз и необходимо уметь смешно шутить и импровизировать. Итак, вот основные советы, как развивать умение выкручиваться в речевом творчестве.

Внимание зрителей

С первого вашего шага на сцене зрители уже в предвкушении шуток или суперрассказа. Но это завороженное молчание длится недолго – буквально до нескольких ваших реплик. Поэтому ваша задача не разочаровать зрителя или собеседника, или девушку на свидании

Ловите секреты, как надолго завладеть вниманием:

  • в шуточном разговоре или монологе речь должна быть живой, а не монотонной;
  • используйте эмоциональные контрасты;
  • высказывайтесь непринужденно, ни одна мышца на вашем лице не должна указывать на волнение, какие бы испытания или задания ни были;
  • фразы должны быть емкими и интересными, можно и “переливать из пустого в порожнее”, но это должно быть ненавязчиво, каждое предложение со своим отдельным смыслом.

Расположение публики

Если вы расположили к себе слушающих, то есть вызвали положительные эмоции, считайте, ваша речь удалась. Как расположить:

  1. Юмором. Тонкий и добрый юмор всегда в цене, как его развивать, читайте здесь.
  2. Единством. Найдите общий интерес со зрителем. Например, можете рассказать смешную историю из своей жизни по теме монолога, или высказать свое мнение, которого придерживается большинство слушающих.
  3. Профессионализм. Мастер слова всегда найдет что сказать и как словесно обыграть ситуацию.

Импровизация на сцене

Используйте ассоциации

Если так случилось, что вас отвлекли, или вы забыли подготовленные фразы, опирайтесь на ассоциации. Например, вы говорите о высоких ценах и забыли, что дальше нужно сказать. Начните новое предложение с истории из жизни, когда вам – студенту не хватило денег на проезд, и развивайте эту тему, пока нужные мысли не придут.

Тренировать ассоциативное мышление можно в повседневной жизни: играйте с друзьями, с чем у вас ассоциируется тот или иной предмет, человек. Еще можно говорить предложения по последнему слову предыдущего или слова по последней букве. Также хорошо развивает самостоятельный подбор ассоциаций на одно слово.

Ставьте вопросы

Этот прием поможет вам сообразить, как дальше на сцене продолжить свой монолог. Аудитория “съедает” то, что ей дают. Вы уведете ее за собой риторическими вопросами. Они предполагают паузы, выкрикивания ответов, реакцию вашу и зала, но вы взамен получаете драгоценное время на структурирование мыслей. Помните: вы обязаны не растеряться при форс-мажорах, а выкрутиться из любой ситуации.

Прием изменения темы

Если вы чувствуете, что зашли в речи не туда, и надо бы вернуться к истокам, используйте прием изменения темы по последнему слову, так никто не поймет, что вы вернулись обратно или начали говорить о другом. А к последнему слову можно применять уже описанные приемы, чтобы развить новую тему. Используйте синонимы, рассуждайте, задавайте вопросы. Так вы останетесь интересным.

Вживайтесь в роль

Люди перестают интересоваться теми, кто импровизирует в своей роли. Только великие юмористы по типу Задорнова, могут себе позволить такую роскошь. Часто интерес вызывает такой комплекс: сценическая роль, тема, смена приемов для удержания внимания. Поэтому не бойтесь быть смешным, не выходите из роли своего персонажа.

Посадка за инструментом

Прежде, чем учиться играть на пианино нужно научиться правильно сидеть за инструментом. От этого зависит успешность ваших занятий. Если сидеть неправильно, тело и руки будут напряжены, и вы не сможете играть свободно, бегло, с удовольствием.

Чтобы занять правильное положение за инструментом, нужно учесть 5 пунктов:

1) Высота стула, посадки.

У людей разные антропометрические данные. При одинаковом росте у одного человека может быть вытянутое тело и короткие ноги, а у другого все наоборот. Поэтому говорить о высоте стула не совсем верно. Правильнее будет сказать о том, в каком положении должны быть руки и ноги, когда вы садитесь за инструмент.

Важно чтобы локти находились на одном уровне с клавиатурой или чуть выше нее. Локти должны быть опущены вниз, а не торчать в стороны

В то же время, между руками и телом должен быть воздух, прижимать локти к себе не нужно.

Считается, что бедра должны быть параллельны полу и перпендикулярны туловищу. Но на деле это не очень удобно и небольшие отклонения все же возможны. Для детей существуют специальные подставки под ноги, а в случае если стул не регулируется по высоте, под 5 точку можно положить несколько книг.

2) Площадь стула, которую можно занять

Садиться на всю площадь стула не стоит. Центр тяжести в таком случае распределяется не верно и это не способствует игре. Правильно занимать 1\2 поверхности стула или даже 1/3.

3) Расстояние между корпусом и клавиатурой

Расстояние между корпусом взрослого музыканта и клавиатурой составляет примерно 30 см. Однако правильнее будет положиться на свои ощущения. Рука должна быть согнута в локте так, чтобы угол между предплечьем и плечом был чуть меньше 90 градусов.

Садиться нужно примерно посередине клавиатуры, что бы нота До первой октавы находилась напротив пупка.

4) Положение ног

Ноги должны опираться на полную стопу. Голени должны быть перпендикулярны полу. Колени могут находится на одном уровне с бедрами, тогда угол в коленном суставе составит 90 градусов. Такое положение ног считается правильным, но по факту не удобно. Поэтому колени могут быть опущены ниже уровня бедер.

5) Осанка

Важно следить за осанкой во время занятий. Спина должна быть прямой, но при этом грудь не стоит выпячивать вперед

Локти разведены чуть в стороны, чтобы между ними и телом был воздух. Важно контролировать плечи — у пианистов они часто поднимаются и блокируют правильную работу аппарата. Кисти рук расслаблены.

При такой посадке вы сможете достичь беглости пальцев и глубокого, полного звучания.

Все эти пункты необходимо учитывать, но не нужно их идеализировать. Допустим, вы сели правильно и ваши ноги опираются на полную стопу, голени перпендикулярны полу. А теперь вы начинаете использовать педаль, и ваша нога стоит уже на пятке, а про голень и говорить нечего. Таких моментов будет множество, поэтому не нужно стремиться к идеалу. Главное, научиться слышать свое тело. Если вы почувствовали, что начинают болеть запястья, задумайтесь – быть может вы сидите слишком высоко или низко. Если болит шея – последите за осанкой, положением спины и плеч. Играйте так, чтобы вам было комфортно и удобно, а мышцы были расслаблены.

Пианино без нот. Урок 1. Два простых правила импровизации на фортепиано с нуля! Музыка без нот.

Пианино. Урок 1. Два простых правила импровизации на фортепиано с нуля от Михаила Городские будды..Учись, познавай вкус музыки и продолжай обучение на пианино и многих других инструментах с помощью моего нового сайта http://muzimproviz.ru.И список инструментов будет постоянно расширяться! Я буду учиться на новых инструментах вместе с Вами!.Самая первоочередная задача это научить ум и руки воспроизводить музыку, что звучит в голове, а уж откуда она там звучит… У кого как ).В общем, на моем новом сайте Онлайн школе музыки без нот ( https://muzimproviz.ru ) можно приобрести подробные пошаговые уроки, причем по разным инструментам, либо бесплатно изучить азы игры на разных инструментах!Окунитесь в мир ЖИВОЙ музыки!Ибо я не встречал людей, которые познали пианино по книжке. Вы их видели вообще эти самоучители? Мура страшенная..Поэтому остается либо брать персональные уроки у учителя либо ходить в музыкалку..А когда ты вырос из школы, то это уже почти не реально дети, работа, дача и т.д. и т.п..Тем более, когда видишь, как люди, которые в детстве 5 лет мучались в музыкалке не могут собачий вальс толком вспомнить!Также я был поражен, что даже те, кто сохранил навыки игры, не могут ничего симпровизировать! Я, говорят, не могу без нот играть..А ведь даже не во всех консерваториях есть спецкурс «импровизация»..Поэтому когда мне мой друг показал этот простой принцип игры я заиграл через месяц! Без нот и сальфеджио, просто как душа хотела!Я осуществил свою 20-летнюю мечту! Представляете, меня 20 лет от пианино отделяла бумажная стена, ибо я был уверен, что чтобы научиться надо ходить в музыкалку 5 лет по 3 раза в неделю. А у меня нет столько времени! Поэтом для себя я эту мечту похоронил..А тут бац и можно!.Мне захотелось поделиться этим счастьем со всем миром! Ведь все могут играть без нот лет с 5!Вот чему надо учить на уроках музыки в школах!!!Хотите, покажу свое первое сочинение, через месяц -два после того, как мне показали эту штуку.А дальше, когда у тебя возник вакуум, когда ты хочешь больше нот, когда ты не знаешь, как сочетать белые и черные… Вот тогда на ура и с ЗАПОЕМ учишь теорию музыки… Кварто-квинтовый круг, гаммы, ритмы. Ты ХОЧЕШЬ изучить ноты, чтобы сыграть какого-нибудь Юруми… Вот что является моей целью!.Сначала ты учишься играть понимаешь, твое или еще не твое и тогда продолжаешь или нет..Понимаете?.Можно сравнить это с тем, что вам будут целый год объяснять что такое рамбутан или ягода шелковица, а только через год дадут попробовать. Много вы поймете из объяснения вкуса, если никогда не пробовали?В такой метафоре я предлагаю закрыть глаза, попробовать вкус музыки, и затем узнать из чего она состоит!В общем, все мои курсы музыки без можно найти на сайте.https://muzimproviz.ru.Подписывайтесь на нас:Я В вк: https://vk.com/micusman.Сообщество музыкантов ВК: https://vk.com/city_buddas.Наш Региональный Music Джем Фест на Беловском море https://vk.com/belochka_belovo_more.Наш Всероссийский Джем Фест на Горном Алтае: https://vk.com/jamfestaltay.Мой инстаграмм: https://vk.com/jamfestaltay.Присоединяйся!

Специализированный способ обучения игре на фортепиано

Как известно, в музыке есть несколько разных стилей. В музыкальных школах репертуар обычно строится на классических произведениях, а вот репетиторы по игре на фортепиано нередко предлагают своим ученикам сыграть джаз, блюз или эстрадные песни.

Зачем мы вам об этом рассказываем? Дело в том, что ноты и музыкальная грамота остаются неизменными, в каком бы стиле не исполнялись произведения. А значит, вы за один курс способны освоить разные стили и исполнительские техники. Обсудите этот вопрос со своим репетитором, чтобы он составил обучающую программу под ваш запрос.

Умение играть на фортепиано в разных стилях помогает постоянно совершенствоваться и не терять мотивацию (фото freepik)

Так, джазовое фортепиано построено на импровизации, а классическая музыка предполагает владение определённой техникой. Блюз не получится сыграть без представлений о тональности гармонии, в то время как эстрадные композиции легко “вытянуть” только за счёт хорошего слуха. Как видите, совмещая разные стили, вы получите полный комплект знаний и навыков, которые будут дополнять друг друга.

Репертуар для специализированного метода обучения

В России этот метод используется реже остальных. Возможно, у преподавателей пока недостаточно опыта, чтобы грамотно составить учебный план и быстро привести ученика к поставленным в начале курса целям. Но на сайте Superprof большой выбор репетиторов, в том числе и тех, которые владеют данной методикой.

Они знают, что научиться играть популярные мелодии легче, чем выучить классическое произведение, ведь в них нет такого количества аккордов, играемых левой рукой. Но выбор репертуара играет здесь решающую роль. Мы обычно советуем всем преподавателям учитывать психофизические особенности ученика, а также его личные музыкальные предпочтения, поэтому не стесняйтесь говорить об этом со своим репетитором.

Возраст ученика тоже играет немаловажную роль в подборе репертуара. Для обучения детей и подростков разработано множество авторских методик, которые базируются на конкретном музыкальном материале. Для взрослых таких разработок гораздо меньше, и репетиторам приходится самим находить нужные композиции. При выборе они чаще всего ориентируются на то, чтобы произведения выявляли все исполнительские достоинства ученика и помогали ему совершенствовать технику исполнения.

Как мотивировать себя

У всех бывает творческий кризис или эмоциональный спад. В такие моменты себя необходимо зарядить позитивом и найти источник мотивации. Способы могут быть самими разными, и каждый может найти свой источник вдохновения. Если вы знаете что вас вдохновляет, пользуйтесь этим. Если нет, я дам несколько советов, которые когда-то помогли мне самому.

1) Поставьте себе цель

Древняя мудрость гласит: «Когда корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Помните об этом и обязательно ставьте себе цель. Нельзя браться за дело, не имея конкретной цели. Если вы хотите научиться играть на пианино, вам нужно решить чего именно вы хотите: подбирать музыку на слух, играть по нотам, а может быть вам достаточно будет выучить пару-тройку произведений? Когда вы шаг за шагом двигаетесь к цели, избежать творческого кризиса гораздо проще. Вы знаете, как должен выглядеть результат, вы видите на каком уровне находитесь сейчас. Это дает вам понимание, какие шаги осталось проделать чтобы достичь цели.

Будьте реалистами. Не берите непосильных задач. На одном энтузиазме долго не протянешь, поэтому выбирайте такие произведения, которые вы сможете осилить в достаточно короткие сроки. Идите от малого к великому.

2) Смотреть видео

Смотрите видеоролики, на которых музыкант играет вашу любимую музыку. Хорошо если на видео видны руки и клавиши. Кроме удовольствия, из таких видео можно почерпнуть не мало полезного. Но будьте разумны, не сравнивайте себя с другими музыкантами, умоляя свои достижения. Вы можете сравнивать себя только с самим собой – собой вчерашним. А легкое чувство зависти должно вас по-хорошему заводить = мотивировать.

3) Играйте под фонограмму

Массу положительных эмоций может вызвать игра под фонограмму. Это что-то вроде караоке, только вместо вокала вы играете на инструменте. Найти фонограмму, или минус, как ее еще называют, можно в интернете. Это занятие здорово развивает мелодический слух, а кроме того доставит вам немало удовольствия, смотрите сами:

https://youtube.com/watch?v=KSnZzLMu_ws%3F

Этот минус вы можете скачать тут Скачать

4) Публичные выступления

Этот пункт подойдет не всем, но попробовать должен каждый.

Выступление перед публикой – это выброс адреналина и, как следствие, стресс. Одни легко с ним справляется, а для других это трясущиеся руки, и целый день «отходняка». Люди повсюду ищут острые ощущения: кто-то прыгает с парашютом, а кто-то участвует в мотогонках… Публичные выступления имеют такой же эффект. Артисты сначала привыкают к сцене, а потом жить без нее не могут. Певец заявляет о завершении публичной деятельности, но через пару месяцев снова на сцене – в этом нет ничего удивительного.

Попробуйте выступить перед друзьями или родными. Быть может это ваш путь. К тому же, опыт выступления перед публикой, может быть полезен в обычной жизни.

Заключение

Научиться играть может каждый, главное иметь желание и упорно заниматься по 30 минут в день. Как говорят мастера фортепианного искусства: «Занимаясь каждый день, ты делаешь по одному шагу вперед. Пропустив один день занятий, ты делаешь 3 шага назад».

https://youtube.com/watch?v=9Cw4wZ0ez-U%3F

Мне нравится эта статьтя99Не нравится статья7

Что такое импровизация и вариация

Есть интересное высказывание российского клавесиниста, органиста, музыковеда, искусствоведа, заслуженного артиста России Александра Евгеньевича Майкапара:

Мне показалось, что в этом высказывании между терминами «вариация» и «импровизация» обнаруживается некая неуловимая, противоречивая связь. Чтобы разобраться в этом, освежим в памяти значения музыкальных терминов «вариация» и «импровизация».

Вариация – это изложение темы с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии.

Импровизация — сочинение произведения в процессе его исполнения.

Попробую раскрыть смысл этих терминов шире. Вариации не сочиняются на ходу, а пишутся заранее. Вариация – это записанное в нотах или в памяти исполнителя, изменение средств музыкальной выразительности: фактуры, тональности, мелодии, гармонии, которые могут варьироваться, как поодиночке, так и совместно в различных сочетаниях.

Импровизация в блюзе и джазе – это, в основном, создание сольной мелодической и/или ритмической линии. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Очень важным в блюзовой/джазовой импровизации является сохранение особенностей стиля исполняемого произведения.

Существует термин — антипод стильной импровизации – это свободная импровизация, которая исполняется без каких-либо изначально заданных правил, то есть, без ограничений какими-либо жанровыми, стилистическими, гармоническими, мелодическими, ритмическими и прочими рамками.

Приведенное выше высказывание А.Е. Майкапара приоткрывает нам суть творчества вообще и музыкального в частности, которое выступает перед нами, то, как процесс изменения (вариации), то, как процесс создания нового (импровизации). Градации между двумя этими полюсами часто не уловимы, как для слушателя, так и для исполнителя.

Недостатки занятий по сольфеджио

Казалось бы, эти уроки призваны облегчить процесс познания всех тонкостей музыкальной науки, но не спешите радоваться. Люди, которые с азартом начинают погружаться в изучение целых, половинных и других нот, рискуют попасть в ловушку. Мы говорим о слишком академическом подходе к изучению сольфеджио.

Музыка всегда была и будет средством самовыражения, поэтому не надо превращать игру на фортепиано в набор механических действий. Для виртуозного исполнения любимых произведений вам необходимы определённые навыки и знания, но без чувств и эмоций это не работает.

В детских музыкальных школах уроки сольфеджио начинаются с первого класса (фото freepik)

Пианиста, который “проживает” каждый звук, вы с лёгкостью отличите от того, кто машинально воспроизводит ноты. Возможно, с технической точки зрения второй будет выгодно отличаться от первого, но всегда приятнее слушать человека, который играет с душой.

Второй ловушкой, в которую рискуют попасть начинающие музыканты, является снижение творческого потенциала. Когда день за днём вы отрабатываете одни и те же гаммы, арпеджио или аккорды, возникает ощущение, что нет прогресса. Начинает казаться, что свобода самовыражения не наступит. Хотите совет, как этого избежать?

Попробуйте на слух подбирать аккомпанементы к знакомым песням. По сути это то, к чему и приходит каждый музыкант через несколько лет практики, но ничего не мешает вам выполнять данное упражнение даже в начале музыкального пути. Такие простые импровизации придадут вам уверенности в собственных силах и вдохновят продолжать занятия.

Рискуйте

Лучший способ вырваться из зоны комфорта – полностью отказаться от нее. В конце концов, ваша фразировка не может расширяться за счет воспроизведения одних и тех же вещей. Во время практики ищите сложные и уникальные минусовки в тональности, к которой вы не привыкли.

Не беспокойтесь о том, чтобы звучать идеально с первого раза, это о том, чтобы попробовать что-то новое. Это также может применяться во время живых выступлений. Есть идея, но не слишком уверены, что она сработает, дерзайте! Слушателю может быть приятно услышать, как музыкант тянется к чему-то, пытаясь выйти за пределы своих возможностей. Неправильная нота здесь и там не будет иметь большого значения.

Вместо этого постарайтесь звучать иначе, чем когда-либо. Многие музыканты создадут свою библиотеку песен и будут придерживаться ее до самой смерти. Что ж, если заранее знать все, что собираешься сыграть, это перестает быть настоящей импровизацией. Спонтанная композиция в истинном виде несовершенна, но говорит о многом. Даже неправильные ноты могут передать эмоции.

868

Искусство импровизации

Искусство импровизации – сочинения музыки во время игры – требует не cтолько таланта и предрасположенности к сочинению, сколько усидчивости, терпения и досконального знания музыки. Импровизация на инструменте обязывает музыканта уметь играть и знать теорию: элементарную теорию музыки, сольфеджио, гармонию и другие разделы теории музыки.

Как научиться импровизировать на фортепиано известно с давних времен – тренируйтесь подбирать на слух мелодии. Игра по нотам полезна, но для сочинений нужно развивать способность воспроизводить услышанное и задуманное. Ещё для освоения искусства импровизации рассматривайте  и анализируйте ноты музыкальных произведений, выискивайте интересные решения. Заимствуйте ритмические решения, особенные фактуры, мелодические обороты. Это добавит вам музыкального опыта. Помните, что импровизировать на ходу не получится, если не владеть инструментом, так что не ленитесь упражняться, играть гаммы и арпеджио.

Шаг 1: Прогрессия лаунж пианино

Четыре аккорда в предыдущем разделе образуют общую последовательность аккордов, которая идеально характеризует звук фортепианного лаунж-джаза. Эта последовательность, также называемая минорной последовательностью оборота, следует последовательности аккордов 1-6-2-5 в минорной тональности. Если вы знакомы с теорией джаза, конкретные функции аккордов: Im6/9→VIø7→II7(♯9♭13)→V7(♯9♭13).

Вот прогрессия фортепиано для гостиной до минор.

Последовательность минорного оборота передает характерный звук лаунж-джазового фортепиано.

Последовательность минорного оборота часто встречается в джазовых стандартах в минорной тональности, таких как “Beautiful Love,” “You Don’t Know What Love Is” и “Lullaby of Birdland.”

Теперь, когда вы освоились с Lounge Piano Progression, вы готовы ко второму шагу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: