Мир русской песни. 5 класс. конспект урока

Анализ стихотворения «Вечерний звон» Козлова

Козлов Иван Иванович — поэт, переводчик, друг В. Жуковского и А. Пушкина. «Вечерний звон» — одно из самых известных его произведений, положенных на музыку.

Стихотворение написано в 1827 году. Его автору 48 лет, он коллежский советник, семьянин, и — уже много лет парализован и слеп. В основе стихотворения — вольный перевод стихотворения 1818 года «Вечерние колокола» Томаса Мура, которое он включил в цикл так называемых «Русских песен». Стихи И. Козлова чуть длиннее оригинала, но с сохранением ритма и строя первоисточника. Он не считал себя лишь переводчиком, публиковал без указания на Т. Мура. Печаталось оно с посвящением доброму другу семьи Козловых — Татьяне Вейдемейер. По жанру — песня, элегия, по размеру — четырехстопный ямб со смежной рифмой, 3 строфы. Композиция сюжетная и кольцевая. Кроме двух, все рифмы закрытые.

Звукопись этого стихотворения очень выразительна, уже с 1 строфы читатель словно слышит колокольный звон в искусной расстановке рифм. Интонация грустная, но светлая. Автор как будто благословляет все: и проходящую жизнь, и ход жизни, уносящий потихоньку близких, веселых, молодых, тот самый ход, что и его самого приведет к могиле. «Другой певец» будет петь «вечерний звон»: завидовать нечему, его тоже ждет тот же конец. Только вечный колокольный звон, знак и символ надежды на воскресение и загробную жизнь будет по-прежнему раздаваться по всей земле. Лирический герой вспоминает, как спешил проститься с краем родным, вся жизнь расстилалась перед ним. «Где я любил»: оставил позади он и первую любовь. В «последний раз» на службе в храме. «Весны обманчивой моей»: она так много обещала, но пронеслась так быстро. В «сырой могиле», предполагает он, не слышен этот звон. «Уже не зреть мне светлых дней»: в переносном смысле — не вернуть того времени, в прямом — можно расценить как намек на слепоту И. Козлова. «Напев унывный»: пожалуй, эмоциональная краска этого эпитета безрадостная, но не стоит забывать, что колокольный звон — это не только праздничный трезвон, но и размеренные удары колокола, напоминающие о вечности. Повторы усиливают напевность этого произведения. Простота и глубокий смысл этих строк понятны каждому человеку.

«Вечерний звон» И. Козлова вызвал цепную реакцию в русском искусстве: композиторы, художники, поэты брали строки и образы из него на вооружение, писали музыку, создавали одноименные живописные полотна.

Картина Левитана «Вечерний звон» − сочинение, 4 класс

Вариант 1

И.И. Левитан, талантливейший русский художник девятнадцатого века, всегда любил и чувствовал Россию и сердцем, и душой. На его полотнах, пронизанных глубокой нежностью к родному краю и его природе, изображены волшебные пейзажи, цепляющие до глубины души — “Золотая осень”, “Лесное озеро”, «На Волге».

На переднем плане величаво раскинулась Волга. Прохладные, магические тона воды ласкают взгляд. Солнце опустилось уже довольно низко, и мы можем наблюдать солнечных зайчиков, рассеявшихся по поверхности спокойного и мирного зеркала реки, которое отражает сумеречные небеса, по которым неспешна плывут кучевые барашки-облака. Небо, окрашенное в желтые, синие, голубые и фиолетовые пастельные тона отнюдь не кажется холодным, скорее наоборот манит и услаждает взор наблюдателя.

Берег, покрытый шелковистой летней травкой, едва колышется от легкого ветерка. У старенькой пристани приютились две старенькие рыбацкие лодочки. В одной из них сидит человек. Кажется, будто он призадумавшись смотрит на свое отражение в вечерних водах и наслаждаясь прохладой и свежестью, отдыхает от тяжелого рабочего денька.

Посреди реки на третьей лодке, гребцы с усердием гребут веслами, возможно они хотят переправиться на другой берег к стройной берёзовой чаще, заботливо укрывшей православные храмы. Деверья и кусты, пышной зеленой стеной возвышающиеся над водами, отражаются в зеркальной глади.

Вариант 2

Двое в черных одеждах ожидают на берегу у дороги к святым монастырям. Высокая белая арка открывает путь к Богу, прямиком в святую обитель, где человек, уйдя от мирской суеты, может приклонить голову и вознести молитву к небесам.

Возвышающиеся над лесом купола, благородно сияют золотыми крестами церквушек, словно сливаются с голубовато-бирюзовым небом.

От полотна веет умиротворением и спокойствием. Небывалое очарование, спирает дыхание, и зритель на миг замирает, словно впустив в свое сердце волнующий перелив церковных колоколов. Звон стройной мелодией льющийся над лесными и речными просторами. Все заворожено чудесным явлением.

Смотря на картину, кажется, что вот-вот почувствуешь свежесть летнего вечерка, вдохнешь опьяняющий запах трав и цветов, прохладной воды, стоит лишь открыть ставни окон и окунешься в деревенское размеренное течение жизни.

Вариант 3

Холст «Вечный звон» — это одно из выдающихся произведений известного русского художника, прожившего такую короткую, но замечательную жизнь. За это время он написал множество замечательных творений.

На этом полотне нет какого-то определенного места. Художник в своих картинах осуществил свои рассматривания природы. Этот холст был нарисован в конце девятнадцатого века.

В центральной части полотна расположена река. Ее воды обрамлены с одной стороны песчаным берегом, а с другой стороны реки берег покрыт зелеными деревьями и травой. На песчаном берегу на воде две лодки, водной из них находится человек. Дальше по течению плывет лодка, в которой находятся гребцы и отдыхающие. Воды реки спокойны.

После чего, взор смотрящего на картину перемещается к берегу реки, находящемуся напротив. На этом берегу находится монастырь, к которому ведет широкая вьющаяся дорога. У самой воды на дороге у берега стоят два монаха. Монастырь переливается в лучах золотого, отражаясь в спокойных серо-голубых водах тихой реки. Слева к монастырским воротам и самому монастырю, словно стена присоединяется лес. Над всем этим прекрасным видом раскинулось такое же прекрасное небо. Оно словно голубой шатер, озаренный солнечным светом. По небу, словно по реке плывут легкие, пушистые облака.

Глядя на картину чувствуешь, как внутри все замирает. Не только люди и природа находящиеся на картине стоят, будто бы околдованы звоном монастырских колоколов, который разливается над окружающими лесами и полями, над гладью широкой реки стоят очарованные этим колокольным перезвоном. Но и человек, который стоит перед этой картиной тоже, словно чувствует этот перезвон точно завороженный.

Когда смотришь на эту картину, в памяти не навязчиво появляются слова знаменитой песни «Вечерний звон». Такое чувство, что подражая словам этой песни, задумались все: люди, небо, река и окружающий лес, они заслушались звуками перезвона.

Этот холст ошеломляет зрителя ярким светом солнца, прохладой, веющей от реки, от чудесного леса. Смотря на этот холст, возникает ощущение, как будто вдыхаешь оживляющий воздух, различаешь колокольный перезвон. И становится так легко и спокойно на душе.

Звук на картине — непростая задача

Назвав картину «Вечерний звон», Левитан поставил перед собой сверхзадачу — изобразить звук.

Живопись и звук кажутся несовместимыми.

Но Левитану удается вплести музыку в пейзаж. Причём это выглядит легко читаемым посланием.

Мастер как бы говорит зрителю: «Моя картина называется «Вечерний звон». А значит представь мелодичный перелив колокольных голосов. А я поддержу твоё воображение. Легкой рябью на воде. Рваными облачками на небе. Оттенками желтого и охристого, так подходящими к мелодичной скороговорке».

Такое же послание мы наблюдаем у Анри Лероля, французского художника-реалиста. Он написал «Репетицию с органом» примерно в то же время.

Анри Лероль. Репетиция с органом. 1887. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Он также пишет простор, только внутри собора. Здесь обитает звук голоса. А дальше — подсказка художника. Ритмичная лепнина как бы обозначает звуковые волны. Здесь же изображены слушатели, к которым мы мысленно присоединяемся.

Слушатели есть и в «Вечернем звоне». Только с ними не все так просто.

Неудачные детали картины «Вечерний звон»

Левитан не любил изображать людей. Фигура ему давалась гораздо хуже, чем пейзаж.

Но иногда персонажи явно просились на полотно. В том числе на картину «Осенний день. Сокольники».

Парк сложно назвать парком, если он безлюден. Левитан не стал рисковать. Нарисовать фигуру девушки доверил Николаю Чехову (брату писателя).

Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879. Третьяковская галерея, Москва.

На картину «Вечерний звон» фигуры тоже просились. С ними проще представить звук.

Левитан изобразил их сам. Но даже такие мелкие персонажи вышли не очень удачными. Не хочется критиковать мастера, но детали уж очень занимательные.

Посмотрите на сидящую фигуру в одной из лодок. Она кажется слишком мелкой для переднего плана. Хотя, может, Левитан изобразил ребёнка. Но судя по очертаниям, это скорее женщина. 

Исаак Левитан. Вечерний звон (фрагмент). 1892. Третьяковская галерея, Москва.

А ещё мы видим толпу на лодке посередине реки. Фигуры людей слишком миниатюрные, чтобы к ним придираться.

Но вот с лодкой что-то явно не то. Как-то она странно накренилась. А еще сливается с отражением в воде.

Честно говоря, я этой лодки долго не замечала. Вопрос: зачем она тогда понадобилась. Ведь зритель ее не замечает. А когда замечает, озадачивается ее перекошенным видом.

Может быть, поэтому работу не стал покупать Павел Третьяков? Он был придирчив к живописным достоинствам картин. И даже мог попросить художника внести поправки.

То есть Третьяков видел картину на выставке, но не купил.Она досталась дворянской семье Ратьковых-Рожновых. Они владели несколькими доходными домами в Санкт-Петербурге.

Но картина все же попала в Третьяковку. Когда остатки семьи бежали в Европу в 1918 году, спешно передали ее музею.

Томас Мур и снова загадки

Поэт Томас Мур (или Томас Мор — такое написание тоже можно встретить, 1779 — 1852 годы) стал сразу известен далеко за пределами Англии. Знаменит он не только своими стихами, но и некоторыми яркими штрихами биографии.

Например, был он незадачливым дуэлянтом: вместе с соперником арестован прямо на месте преступления. Великий английский поэт лорд Байрон позволил себе посмеяться над везунчиком-невезунчиком, в результате Мур написал гневное письмо Байрону с намеком, что он всегда готов к следующему выяснению отношений. Байрон уже уехал, письмо его не застало.

Зато впоследствии поэты подружились. Настолько крепко подружились, что Байрон завещал Муру свои бумаги и мемуары. Томас Мур их сжег. А также написал биографию лорда Байрона.

Стихи Мура были крайне популярны в России, их знали. Постоянным переводчиком Мура был слепой поэт Иван Козлов. Но одна из загадок состоит в том, что Козлов всегда подписывал, чьи стихи и чей перевод. В случае с «Вечерним звоном» этого не было.

Более того, следующая загадка — стихотворение Мура «Those Evening Bells» было издано в рамках его сборника «Песни народов мира» с подзаголовком «Русская мелодия». Какая же мелодия со словами «Вечернего звона» могла существовать? Может быть, какая-нибудь более ранняя народная песня «про звон вечерний»? Неизвестно.

Еще интереснее: у «песни» Мура был еще один подзаголовок: «Колокола Санкт-Петербурга», что еще более озадачивает. Совсем интересно: в Англии Томас Мур встречался с историком, государственным деятелем и братом декабриста Александром Тургеневым. Считается, что Тургенев мог передать Муру русский «Вечерний звон», а Мур Тургеневу «английский». Обменялись.

Но какой же тогда изначальный? Ответа пока нет. И напоследок: у стихотворения Томаса Мура был и свой композитор — ирландец Джон Эндрю Стивенсон. Ноты Стивенсона к стихам Мура практически ничего общего с известной нам песней не имеют. Но сам Мур указывал, что его стихи имеют своим источником некую русскую песню.

И авторство А. Алябьева, как композитора, подвергается сомнению. Приводятся и другие фамилии, в частности — Василия Зиновьева. Но в этот вопрос углубляться еще более сложно, чем в проблему авторства текста.

Эту песню сразу перевели на все языки, даже на эсперанто. «O Abendglocken, Abendhall» — немецкий вариант, «Campanas de Atardecer» — испанский. На стихотворение Козлова были сочинены песни другими композиторами, из них интересны А. Гречанинов (1964 год, Калуга, 1956 год — Нью-Йорк) и Сергей Танеев (текст он сам перевел на эсперанто «Sonoriloj de vespero», этот текст сохранился, ноты утрачены). На стихотворение Томаса Мура также написали свои мелодии различные английские авторы.

Строчки из стихотворения Ивана Козлова упоминаются в стихах Евдокии Ростопчиной, Дениса Давыдова, Фета, Полонского, Брюсова, Клюева, Андрея Белого, Демьяна Бедного. Интересно и то, что одна из дочерей одного из графов Толстых, дочь Федора Толстого (Толстого-Американца) от его брака с цыганской плясуньей, написала собственное стихотворение «Вечерний звон». Но — написала на английском языке, что косвенно отсылает нас опять к Муру.

Песню Козлова-Алябьева можно услышать везде, в том числе и в кинофильмах («Двенадцать стульев», «Операция «Трест», «В бой идут одни «старики», «Калина красная»).

Одним словом, в том, что касается истории песни — известно только то, что известно. Авторами знаменитого романса числятся Александр Алябьев и Иван Козлов. Томас Мур — как первоисточник текста, хотя здесь все до сих пор не слишком понятно. Но независимо от того, кто, где, когда и при каких обстоятельствах сочинил это произведение, оно оказалось органически родственным очень многим людям

И даже не столь важно, сколько песне лет — 200 или 1000, важно то, что жизнь у нее еще долгая

«Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он!»

Впечатления от картины и её судьба

«Вечерний звон» искусствоведы относят к одной из самых содержательных и философских картин Левитана. Воодушевлённые ею, поэты слагают стихи, композиторы пишут музыку, думают и мечтают тысячи людей. Ведь общая атмосфера картины, чрезвычайно добросердечная, вызывает ощущения как после исповеди: на смену душевной тревоги приходят покой и умиротворение.

После первой выставки картина была приобретена знатным дворянским родом Ратьковых-Рожновых. Только после революции, когда семья эмигрировала в Европу, шедевр Левитана «Вечерний звон» был передан в Третьяковскую галерею.

Аккорды и тексты песен

  • 13 декабря
  • Ананасы в шампанском
  • Ах! Как птицы поют
  • Ах! Не будите меня
  • Баллада о без вести пропавшем
  • Баллада о двенадцати разбойниках
  • Баллада о казачке
  • Барьер
  • Боже, отдай нам Царя
  • Боже, храни Своих
  • Боже, Царя храни
  • Бродяга — tab
  • Будем же, братья, молиться
  • Бывали дни весёлые
  • В зелёном бору страдания
  • Вальс юнкеров
  • Венценосец
  • Верноподданным
  • Верую
  • Вечерний звон
  • Виновата ли я
  • Вот так она любит меня — табулатура
  • Вот тронулся поезд
  • Всё теперь против нас
  • Всем предателям Бога, Царя и России
  • Всем Святым, в Земле Российской просиявшим
  • Вы сестрицы — подруженьки
  • Гибель Стерегущего
  • Гимн самодержавной России
  • Голубчик мой, Ванюша
  • Горе мне
  • Господа офицеры
  • Господа рядовые
  • Господи, помилуй
  • Господи, спаси нас
  • Грозный Царь
  • Грузинская песня
  • Грустные частушки
  • Давайте делать паузы в словах
  • Два клинка
  • Двуглавый орёл
  • Державная Царица
  • Дивеево
  • Дикое поле
  • Долюшка
  • Донская баллада
  • Дума об Алёше Поповиче
  • Духовная война
  • Если можешь, прости
  • Живописцы — табулатура
  • Закатилась зорька за лес
  • Зачем сидишь до полуночи
  • Звонарь
  • Зелёный сарафан
  • Иерусалим — табы
  • Из ниоткуда — в никуда
  • Искалеченные родники
  • К русским
  • К чему нам быть на ты
  • К-141
  • Кабы мне младой
  • Казачья притча
  • Как по Божией Горе
  • Как служил солдат
  • Капитаны
  • Катерина
  • Качели — переборы
  • Классические розы
  • Колокол
  • Комарики
  • Конец русской былины
  • Конь боевой
  • Куликово поле — табулатура
  • Куманёк
  • Летят утки
  • Любо, братцы, любо
  • Мёртвые сраму не имут
  • Мальчик — гитарный бой
  • Марш славянки
  • Матушка — ноты
  • Меж высоких хлебов затерялося
  • Миленький ты мой — гитарный бой
  • Миром Господу помолимся
  • Мой духовный сад
  • Мой народ
  • Молитва русского народа
  • Молитва Франсуа Вийона
  • Молитва Духовные песнопения
  • Море Грина
  • Морская херувимская песня
  • Моя свеча — для гитары
  • Мчались звёзды
  • Мы — русские
  • Мы лишь на миг приходим в этот мир
  • Мы Православные
  • Мы скорбим по России
  • На дальней сторонке
  • На окошке два цветочка
  • На снежныя равнины пал туман
  • На фоне Пушкина снимается семейство
  • На этнической войне
  • Наша вера
  • Наша жизнь — не игра
  • Не надо грустить, господа офицеры
  • Не твои ли это слёзы
  • Невинная жертва,
  • Ностальгическая
  • О Володе Высоцком
  • О чём задумался, служивый
  • О, мой сынок
  • Обломилась доска
  • Обратитесь в детей
  • Окрасился месяц багрянцем
  • Они пройдут
  • Осень музыканта
  • Остров Крым
  • Откуда такая нежность
  • Перед пушками, как на парад
  • Песенка для Булата
  • Песенка о голубом шарике — гитарный бой
  • Песенка о московском муравье — переборы
  • Песенка о Моцарте — гитарный бой
  • Песенка старого шарманщика
  • Песнь узника
  • Песня о Батюшке Серафиме
  • Песня о моей жизни — гитарный бой
  • Песня о Святых Царственных мучениках
  • По дороге в Загорск
  • По смоленской дороге — табулатура
  • Победа будет за нами
  • Под музыку Вивальди — табулатура
  • Пойду, выйду в чисто поле
  • Покаяние — табы
  • Поле Куликово — табы
  • Поручик Голицын — переборы
  • Посею лебеду
  • Последний нонешний денёчек
  • Преподобномученица Евдокия
  • Придём домой
  • Провожала я дружка
  • Простите пехоте
  • Прощальная — переборы
  • Прощание с морем
  • Прощание с новогодней ёлкой
  • Радость моя
  • Разлука — табулатура
  • Раковина
  • Рассказ убитого
  • Родник
  • Россия, Украина, Белоруссия
  • Россия аккорды и текст
  • Русский Марш
  • Русь святая зовёт
  • Светит месяц
  • Свобода аккорды, тексты
  • Святая ночь
  • Святой Царь
  • Сердцу полезное слово
  • Сжигаю мосты
  • Слишком короток век — для гитары
  • Солнце истины
  • Соловей
  • Соловейко
  • Сон мне приснился
  • Среди долины ровныя
  • Стаканчики гранёные
  • Станем пред царицею небесною
  • Старые паруса
  • Степь, да степь кругом
  • Страдания извозчика Ерёмы
  • Странник одухотворённый
  • Сухой бы я корочкой питалась
  • Тихая осень
  • То, что я должен сказать — переборы
  • Только что-то опять пополам
  • Три сестры — гитарный бой
  • Туман — гитарный бой
  • Тюря
  • Тяжелый путь
  • Тяжко в мире жить
  • У меня младой муж гнедой
  • У церкви стояла карета — гитарный бой
  • Умирающая
  • Хороша я, хороша
  • Храни Вас Бог!
  • Храни тебя, Господь
  • Царица Александра
  • Царским орлам
  • Царь Иоанн
  • Царь Николай
  • Царь аккорды и текст
  • Цветик мой
  • Чёрный ворон — для гитары
  • Четыре кумы
  • Шотландская песня — переборы
  • Шумел камыш
  • Это было давно
  • Это было
  • Эх, загулял молодец
  • Я в садочке была
  • Я его любила
  • Я сказал, что где-то
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: