«Штрафные батальоны» (1963)
Исполнение этой песни в фильме инвалидом на улице не удивительно. Тема уголовников, принимающих участие в Великой Отечественной войне, всегда казалась официальной культуре «скользкой». И именно по этой причине она даже стала на какое-то время модной в среде кокетливо диссидентствующей интеллигенции (взять хотя бы слезливую «Балладу о штрафном батальоне» Е. Евтушенко). Догадываюсь, что и притягательность блатного жанра заключалась, прежде всего, в его запрещённости, когда воры и бандиты воспринимались как некие «рисковые вольные» люди, противостоящие Системе. Ну, да бог им судья…
Что касается Высоцкого, то песня о штрафных батальонах стала для него знаковой — своеобразным синтезом блатной и военной тематики. В отличие от баллады Евтушенко, она сурова и отчаянна — вполне в духе того же Киплинга.
За этот час не пишем ни строки — Молись богам войны, артиллеристам! Ведь мы ж не просто так — мы штрафники, Нам не писать: «…считайте коммунистом». Перед атакой — водку, — вот мура! Свое отпили мы еще в гражданку, Поэтому мы не кричим «ура» — Со смертью мы играемся в молчанку.
При этом, романтизируя штрафные батальоны, Высоцкий умудряется избежать множества мифов и лжи, бытующих об этом подразделение войск. То, что штрафбаты использовали на опасных участках фронта, и то, что основной наградой за героизм были медали «За отвагу» — чистейшая правда.
А вот известный сериал «Штрафбат» собрал, по-моему, все возможные глупости и антисоветские слухи на эту жареную тему (про фильм Михалкова «Утомлённые солнцем» умолчим ввиду его полной неадекватности). Впрочем, об этом хорошо написано здесь.
Жены Высоцкого
Официально Высоцкий был женат 3 раза. Однако любимых женщин в его биографии было гораздо больше.
Первая жена
В 1960 г. студент Владимир Высоцкий, в возрасте 22 лет, вступил в брак с Изольдой Жуковой, которая также училась во МХАТе. Однако их семейный союз очень быстро распался, не просуществовав и года.
Вторая жена
В 1962 г. второй женой артиста стала Людмила Абрамова, родившая ему двух сыновей – Аркадия и Никиты. Тем не менее, в 1970 г. состоялся их официальный развод.
Третья жена
Третьей и последней супругой Владимира Высоцкого была Марина Влади. Он влюбился в нее сразу же, как только впервые увидел по телевизору. Музыкант постоянно думал о ней и пересматривал фильмы с ее участием.
Однажды совершенно случайно он встретил Влади в ресторане за обедом. Актер без раздумий направился к ее столику и стал смотреть ей прямо в глаза. Этот взгляд предопределил их дальнейшую судьбу.
Владимир Высоцкий и Марина Влади
В общем-то, не мудрено, что Высоцкому удалось покорить сердце француженки, ведь женщины буквально преследовали знаменитого поэта и музыканта.
В 1970 г. они поженились. В течение 10 лет, вплоть до самой смерти Высоцкого, Марина Влади оставалась рядом с ним, и была для него не только любимой женщиной, но и надежной опорой в жизни.
Однако их брак был далеко не идеальным. Музыканта неоднократно замечали в окружении других девушек, что нередко было причиной семейных ссор.
Зачем штурмуют вершины?
Сам Владимир Семёнович вспоминал о написании песен для фильма «Вертикаль» следующее: «Когда спрашиваешь альпинистов, зачем они штурмуют вершины, ни один не может объяснить. Заслуженный мастер спорта по альпинизму Елисеев на мой вопрос, зачем он когда-то впервые полез в горы и почему делает это до сих пор, ответил: «Сперва чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом?» Знаете, в горах нельзя надеяться на скорую помощь и на милицию, там может помочь только твой друг, его рука, ты сам и случай. Когда мы делали фильм, пытались ответить на вопрос: «А зачем собственно люди ходят в горы? Что их там привлекает?» И, пока киногруппа пытались ответить на этот вопрос, я написал несколько песен альпинистских для себя и своих друзей. Альпинисты, услышав песни, попросили вставить их в картину. Через большое сопротивление (имеется в виду киностудия) их вставили».
Тогда Высоцкий действительно был в опале, и кто-то из Госкино угрожал неприятностями, если в картине прозвучат песни неугодного барда. Но в итоге все композиции остались.
Символы в стихотворении Высоцкого «Песня о друге»
В творчестве В.С. Высоцкого можно найти немало и символов, через которые раскрывается поэтическая суть каждого произведения. В песне «О друге» это, прежде всего, образ горы — вершины, требующей покорения. Гора — это символ испытания, проходя которое люди преображаются. Следуя вышеперечисленному, проверять друга нужно на прочность — только так возможно понять, насколько надежный рядом с тобой человек.
А где можно проверить человека, как не в горах? Слушая песню, я представлял, как идут навстречу вершинам и горным опасностям покорители горных массивов, среди которых есть и два абстрактных героя нашей песни. Причём у второго героя, которого «испытывают на прочность», есть две явные стороны – светлая и тёмная. Вначале это трусливый, слабый человек, неприспособленный к покорению вершин, а значит неспособный совершать серьёзные поступки. Он, в силу своей слабости, уже никогда не сможет хранить очаг дружбы, прикрывая спину и всячески приходя на помощь своему другу. Ему нельзя доверять ни морально, ни, тем более, физически. Кто знает, возможно, что в тяжёлую минуту он, вместо того чтобы прийти на помощь, может совершить предательство, испугавшись ответственности.
В ТЕМУ
Изначально Николай Рашеев и Эрнест Мартиросян под влиянием нашумевшего фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» написали такой режиссёрский сценарий, что получился сюрреализм: альпинисты ползут по Красной площади, вбивая ледорубы в брусчатку… Директор Одесской студии Геннадий Збандут отстранил их и пригласил Говорухина, у которого, кстати, был спортивный разряд по альпинизму, и Дурова.
Песня о друге
Муз. и сл. В. Высоцкого
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик, —
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони.
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Кинематограф
Кроме игры на сцене, Владимир Высоцкий прославился и как артист большого кино. Исторически первой работой молодого человека на съемочной площадке стала лента «Сверстницы».
Дебют не принес ему особой популярности. К тому же он пришелся на годы студенчества, актер еще учился в театральном институте.
Владимир Высоцкий в картине «Сверстницы»
Следом вышли еще две картины с участием талантливого артиста: «713-й просит посадку» и «Карьера Димы Горина». Ни в одной из лент, однако, Владимир Семенович не получил главной роли. Да и постановщики не спешили с предложениями. Причина была не столько в неопытности актера, сколько в его репутации.
Владимир Высоцкий в фильме «Карьера Димы Горина»
Уже в то время Высоцкий испытывал проблемы с алкоголем. Режиссеры это знали. А потому, чтобы не наживать себе лишних трудностей с непростым артистом, предпочитали не иметь с ним дел.
Однако так продолжалось относительно недолго. После того, как бард зарекомендовал себя с лучшей стороны, его стали приглашать куда активнее.
Первую серьезную роль Владимир Семенович получил в 1966-м году. Ему предложили работу в ленте «Вертикаль», которая повествовала об альпинистах. Он же выступил автором песен, музыкального сопровождения к картине.
Владимир Высоцкий в картине «Вертикаль»
Лента имели небывалый успех. После выхода фильма Владимир Высоцкий моментально стал знаменит. Его настигла всесоюзная известность. Помимо зрительской любви, артист оказался объектом пристального интереса постановщиков. Наконец, он был широко востребован.
С этого момента Высоцкий снимался все чаще. В разные годы он трудился в картинках «Хозяин тайги», «Интервенция», «Опасные гастроли», «Служили два товарища».
Владимир Высоцкий в фильме «Служили два товарища»
В конце 60-х началась новая серия идеологических чисток в кругах деятелей искусства. В пылу поиска врагов, партийное руководство начало гонения на «Театр на Таганке». Особой критике подвергся его художественный руководитель, Юрий Любимов.
Высоцкий нашел в себе мужество открыто высказать чиновникам личное мнение и вступиться за главу родного творческого объединения. В отместку за такое поведение партийные лидеры начали серьезную кампанию против творчества барда и Высоцкого лично.
Его критиковали в газетах, обвиняли в безнравственности и принижении подвига советского солдата в войне, приписывая то, чего не было. Давление было колоссальным.
Однако Высоцкий не стал терпеть подобное несправедливое отношение и написал письмо в ЦК, где опровергал все обвинения. С течением времени открытый конфликт стал угасать, пока не прекратился вовсе. Однако советские чиновники не забыли непокорности артиста. Они относились к нему чуть ли не с презрением.
С этого момента в карьере Высоцкого началась черная полоса. По приказу партийных деятелей его композиции редко показывали в эфире. А ролей в кино стало намного меньше.
Родной театр также был в очень трудном положении. Доходило до того, что Высоцкого под каким-либо предлогом увольняли, и тут же новым приказом принимали обратно в труппу. Даже в годы опалы мужчина появлялся на сцене в образах центральных персонажей.
Наиболее крупную роль в кино Высоцкий Владимир Семенович получил в 1979-м году. Он сыграл Глеба Жеглова в картине «Место встречи изменить нельзя». Режиссером ленты выступил Станислав Говорухин, который хорошо знал артиста.
Владимир Высоцкий в картине «Место встречи изменить нельзя»
В этот раз Владимир Семенович принял решение не писать музыку для кино. Поскольку в противном случае зрители сконцентрировались бы на композициях, а не на его персонаже и актерской игре.
Фильм стал невероятно популярным. А роль Глеба Жеглова оказалась самой крупной за всю карьеру Владимира Семеновича как артиста большого кино.
Владимир Высоцкий — биография
Владимир Семенович Высоцкий — одна из крупнейших фигур отечественного творчества 20-го века. Он известен как многогранный артист. За годы деятельности в искусстве Высоцкий добился успеха на поприще кинематографа. Он трудился в театре, ему доверяли самые разные роли. Был талантливым бардом, исполнителем авторской песни, играл на гитаре.
Во многом, именно благодаря многогранной личности, интересному типажу и харизме он сумел приковать к себе взгляды десятков миллионов человек.
Слава артиста оказалась столь велика, что интерес к его личности не угас даже после смерти. А многие произведения за авторством барда разлетелись на цитаты.
Как это часто бывает с талантливыми людьми, Владимир Высоцкий был человеком непростым, обладал сложным характером и неоднозначной личностью. В годы славы он начал увлекаться алкоголем. А ближе к концу жизни пристрастился к наркотическим веществам.
Несмотря на то, что артист никогда не был открытым антисоветчиком, его известности, свободного искусства и народной любви боялись многие партийные чиновники. Всеми силами они старались ограничить творчество барда. Однако успеха на этот поприще так и не добились.
Артист жил очень ярко. А благодаря таланту встал в один ряд с классиками, поэтами 20-го века. До сих пор миллионы людей знают и любят творчество знаменитого автора песен и исполнителя.
Стечение обстоятельств
Второй режиссер фильма Степан Пучинян вспоминал, что изначально на главную роль радиста Володи планировали пригласить Юрия Визбора, который и сам занимался горным туризмом, и к тому времени написал такие известные «горные» песни, как «На плато Расвумчорр не приходит весна» и «Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят…»). Визбор прошел «пробы», но постоянно переносил сроки приезда и в итоге отказался от съемок, о чём, как утверждали причастные, потом сожалел. Тогда решили позвать Высоцкого. По некоторым сведениям, сценарий показался ему малоинтересным, но зато подкупила возможность выступить автором и исполнителем песен. На своих концертах и встречах со слушателями Владимир Высоцкий часто рассказывал о съёмках в этом фильме:
В дополнение к этой истории Станислав Говорухин в одном из интервью рассказал, что идея пригласить Высоцкого сняться в фильме появилась после того, как ему с Дуровым как дипломникам ВГИКа пришлось принять к постановке «горевшую» на Одесской киностудии картину. Постановщики решили сделать не просто фильм об альпинистах, а романтическую поэму о горах. Для поэмы требовались песни.
Мама, ку!. Фильм «Кин-дза-дза!» и музыка к нему создавались нелегко
Подробнее
Рождение песен
Первой родилась «Песня о друге». Консультант фильма, альпинист Леонид Елисеев, рассказал Высоцкому, как он с товарищами в 1955 г. поднимался по северному склону Главного Кавказского хребта. По вине одного из альпинистов с ним сорвались ещё четверо, получив различные травмы, а один остался посередине ледового склона без страховки. Елисеев из последних сил поднялся на 70 м и вызвал по рации спасателей. Высоцкий после этого провёл ночь без сна, в результате чего родились строки: «Если друг оказался вдруг…».
Статья по теме
«Занудно и несовременно». А в итоге «Крылатые качели» стали хитом
Следующей песней была «Вершина». Потом родилась «Скалолазка»… Одно время считалось, что «Скалолазку» Высоцкий посвятил Ларисе Лужиной, только по той причине, что большую часть фильма в кадре они находятся вместе. Но Лужина играет в фильме не альпинистку, а врача, и ни у самого Высоцкого, ни у его персонажа радиста нет повода назвать её скалолазкой. Более подходящие кандидатуры – это исполнительница главной роли Маргарита Кошелева, а также инструкторы по альпинизму Мария Готовцева и Светлана Лепко. Но Владимир Семенович так и не раскрыл тайну, кому посвятил песню. На концертах он иногда предварял ее исполнение словами: «Скалолазка – это такая женщина, которая лазит по скалам»…
Музыка
Владимир Семенович в первую очередь известен как поэт и исполнитель авторской песни. Попытки работы на стихотворной ниве случались еще в ранние годы. В детстве Владимир Высоцкий написал несколько произведений. Исторически первым стало стихотворение «Моя клятва», которое посвящалось Иосифу Сталину, и было приурочено к его кончине.
Чуть позже Высоцкий начал писать и стихи, и музыку. Первый цикл работ Владимира Семеновича носил блатной характер.
В. Высоцкий, фото 1961 г.
Одна из наиболее крупных композиций того периода творчества барда прозвучала в 1961-м году в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Она называлась «Татуировка».
Высоцкий и сам говорил о композиции как о первой в своем творчестве. Хотя это было не совсем так. Годом ранее из-под пера барда вышло другое произведение — «49 дней».
Высоцкий — Сорок Девять Дней. Vysotsky
Композиция посвящалась советскому солдату. Однако сам артист категорически не желал называть ее первой в своей карьере. Он говорил, что такие произведения — халтура. Потому как написать их можно сколько угодно, стоит только заглянуть в колонку новостей в газете.
«Дворовой период» творчества Владимира Высоцкого продолжался несколько лет. Сам поэт признавался, что блатная тематика его вовсе не прельщает.
Владимир Высоцкий на сцене
Примерно к середине 60-х годов он, наконец, отошел от этого направления и начал развиваться дальше. В 1965-м из-под пера мэтра вышло произведение «Подводная лодка». С этого момента артист заявил о себе с новой стороны. Это был уже не тот Высоцкий, которого знали совсем недавно. Наступил момент зрелого, серьезного творчества.
Артист нередко писал композиции для озвучивания фильмов, в которых принимал участие. Спустя несколько лет, в 1968-м Высоцкий выпустил первый альбом.
В него вошли композиции, которые ранее звучали в картине «Вертикаль». В том числе и «Песня о друге», которая считается одной из наиболее известных среди поклонников таланта барда. На долгие годы вперед эта композиция стала визитной карточкой артиста.
Владимир Высоцкий — Песня о друге.
В 1975-м Высоцкий записал еще одну пластинку. В конце 70-х он отправляется в гастрольный тур по Соединенным Штатам, где его композиции производят сильное впечатление.
Всю оставшуюся жизнь автор и исполнитель песен продолжал гастролировать. Он ездил как по СССР, так и по зарубежным странам. Старался успеть как можно больше. Будто бы наперед знал, что судьба отвела ему не так много времени.
За годы деятельности в качестве автора текстов и музыки, Владимир Высоцкий успел написать больше 500 композиций. А количество концертов, которые он провел, доходит почти до полутора тысяч.
Также его творческий биография насчитывает 7 альбомов и свыше десятка пластинок, где артист выступает не сольно, а в тандеме с другими звездами.
Количество же выпущенных экземпляров, физических носителей с его песнями, так и вовсе не поддается подсчету. Поскольку пластинки выпускали не только в СССР, но и за границей. В том числе и нелегально, в качестве пиратских версий, что для того времени было просто поразительно.
Кроме того, после смерти исполнителя интерес к его искусству только вырос.
Болезни и зависимости
Несмотря на отличную физическую форму, Владимир никогда не отличался хорошим здоровьем. В принципе, это и не удивительно. Ведь постоянное злоупотребление алкоголем и принятие различных наркотических средств не проходит бесследно.
За день Высоцкий выкуривал минимум пачку сигарет. При этом он уже и сам хотел избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, периодически проходя лечение в разных клиниках России и Франции.
Однако все эти попытки не увенчались успехом. Марина Влади присылала ему из Франции дорогие лекарства, но они тоже не помогали.
В 1969 г. с ним произошел первый серьезный приступ, который мог закончиться для него летальным исходом. У него внезапно пошла горлом кровь, в результате чего Влади срочно вызвала скорую помощь.
Удивительно, но сначала доктора не хотели оказывать ему медицинскую помощь, объясняя это тем, что пациент вот-вот умрет. Ситуацию спасла настойчивость Марины, которая стала угрожать медикам дипломатическим скандалом.
К счастью, врачи успели своевременно доставить его в больницу и провести соответствующую операцию, длившуюся около 18 часов.
Тем не менее все эти тревожные сигналы никак не повлияли на образ жизни великого барда. Он продолжил употреблять алкоголь, вследствие чего его стали серьезно беспокоить почки и сердце.
Позже Высоцкий сам начал принимать некоторые наркотики, думая, что они помогут ему избавиться от зависимости к спиртному. Уже в середине 70-х у него была обнаружена стойкая наркотическая зависимость.
С каждым разом он увеличивал дозы морфия и амфетамина, без которых потом уже не мог прожить и дня.
В биографии Высоцкого есть факты, говорящие о том, что в 1979 г. в Бухаре он пережил клиническую смерть.
Театр
В годы учебы Высоцкий показывал себя с самой лучшей стороны. Не удивительно, что его, начинающего артиста, привлекли к работе над серьезной постановкой.
Дебют актера состоялся в спектакле по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», где Владимиру Семеновичу досталась роль Свидригайлова.
В.Высоцкий в роли Свидригайлова
После выпуска из Школы-студии МХАТ в жизни артиста начался трудный период. Он искал, где сможет найти применение своему таланту.
Творческую деятельность молодой человек начал в театре имени Пушкина. Меньше чем через год мужчина перешел в театр Миниатюр. Большой славы на сцене он не получил. И это неудивительно: молодого человека задействовали или в массовке, или в эпизодах.
Амбициозный Высоцкий хотел большего. Такое положение вещей его категорически не устраивало. Чуть позже он пытался пробиться в «Современник», однако не удалось.
Почти через 4 года скитаний и поисков своего места, Владимир Семенович предстал перед художественным руководителем Театра на Таганке, Юрием Любимовым.
Владимир Высоцкий после спектакля
Чтение отрывка не произвело на мэтра особого впечатления. Но когда Высоцкий взял в руки гитару, сердце опытного артиста дрогнуло. Хотя из-за дурной репутации барда (уже тогда о нем говорили как о любителе алкоголя) Любимову советовали того не брать. Все же руководитель принял другое решение.
С этого момента Высоцкий нашел свое место. Родному театру он был верен всю жизнь. Именно тут раскрылся талант Владимира Семеновича как профессионального и умелого артиста.
За годы работы он успел побывать в самых разных образах, причем всегда ярких: Гамлет, Свидригайлов, Пугачев. Вот лишь несколько наиболее интересных ролей из послужного списка Высоцкого.
Владимир Высоцкий в роли Гамлета на театральной сцене
В составе труппы родного театра талантливый актер много раз бывал за границей. В разные годы артист посещал Канаду, дважды приезжал в Соединенные Штаты Америки, Мексику. Также некоторое время выступал в странах Европы.
Несмотря на успех, у Высоцкого частенько возникли споры с руководством. Юрий Любимов много раз оповещал труппу о том, что намеревается уволить артиста за грубые нарушения трудовой дисциплины.
Высоцкий за утренней гимнастикой
Однако окончательного разрыва с актером так и не произошло. Во многом благодаря таланту артиста, который невозможно было заменить. Мудрый руководитель театра это хорошо понимал и не желал терять такого человека.
Анализ песни Высоцкого В. С. «Песня о друге»
«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B. C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъемлемое качество человека с высокими моральными принципами, и антимещанскую позицию, столь характерную для флибустьерского духа эпохи шестидесятничества.
B. C. Высоцкий выступает в «Песне о друге» как тонкий знаток человеческих душ, понимающий разницу между тем образом, который хочет создать человек в глазах окружающих, и его истинной сущностью, которая порой бывает совершенно иной.
До конца раскрывается человек и его способность на самоотверженные поступки только в экстремальных ситуациях, например в горах, где от поведения одного альпиниста, идущего в общей связке, напрямую зависит жизнь его товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом, ему можно доверять.
Наряду с основной сюжетной линией произведения звучат рассуждения о социальном явлении, при котором человек выглядит как «и не друг, и не враг, а — так». Люди общаются, доверяют друг другу свои мысли, делятся мечтами и радостями. Но как только человеку становится нужна реальная помощь и поддержка, дружеский настрой в отношениях куда-то исчезает.
Весьма резко, даже, можно сказать, жестко звучит вердикт, вынесенный B. C. Высоцким во второй строфе по отношению к парню, который «сразу раскис» в горах: «Ты его не брани — гони: Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют». Дружеское отношение нужно заслужить своими личными качествами. Для людей, которые не достойны этого, B. C. Высоцкий находит красноречивое определение: «чужой». Здесь же возникает образ песни, которой достойны только настоящие друзья. Наказанием же для трусов и слабых духом нытиков будет изгнание и забвение, как, например, был изгнан из племени людского эгоистичный Лappa в «Старухе Изергиль» Л. М. Горького. Но Ларра совершил преступление: он убил отказавшую ему девушку. Он достоин своей участи. Герой же B. C. Высоцкого, который не смог справиться с малодушием, может быть, еще попытался бы преодолеть свой страх и стать настоящим человеком. Однако поэт не оставляет ему второй попытки. В этом есть определенная категоричность и жесткость авторской позиции. Но такой уж он максималист по духу — лирический герой поэзии B. C. Высоцкого. Для него не существует полутонов: в мире есть лишь добро и зло, белое и черное, а то, что кажется серым, всегда может почернеть в любую минуту.
Однако несмотря на подлость и предательство, нередко поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что такое понятие, как дружба, не иссякнет.
Именно поэтому третья заключительная строфа посвящена положительному образу — образу настоящего друга, который «шел за тобой, как в бой». Предательство в горах тем самым приравнивается к предательству на поле битвы. Образ покорителей вершины в финале стихотворения обладает необыкновенной притягательной силой: ничто не приносит человеку такой огромной радости, как радость победы над собой. Наградой за преодоление тягот и испытаний становится для лирического героя и его верного друга прекрасный вид с покоренной вершины горы.
Покорение вершины — образ, обладающий в стихотворении B. C. Высоцкого высокой силой художественного обобщения. Каждый из нас покоряет на жизненном пути свои вершины, чтобы в конце концов взять самую сложную высоту — достигнуть духовного совершенства. Но человеку трудно пройти свой путь одному: настоящие друзья — это именно те, кто до конца разделяет с ним и огорчения, и радость победы.
Глоссарий:
— высоцкий песня о друге анализ
— песня о друге анализ
— анализ песни высоцкого песня о друге
— песня о друге высоцкий анализ
— анализ стихотворения песня о друге
Основная идея
Как известно, друзья познаются в беде. И это действительно так. В своем произведении Высоцкий показывает, в чем заключается суть человеческой дружбы. В дружбе не важны слова, социальный статус и все то, чем человек может похвастаться в обычной обстановке. В дружбе главное — поступки в сложной ситуации, которые обнажают суть личности. Именно они проверяют дружбу на прочность. Достойное поведение в непростых условиях приводит к взаимному доверию. «Значит, как на себя самого, положись на него», — в этом заключается конечная цель дружбы и итог проверки. Таков смысл стихотворения «Песня о друге».
Высоцкий создал образ настоящего друга — того, кто не оставит в беде и будет способен разделить радость победы. У этого человека должны быть такие же ценности. Он должен работать над собой, достойно претерпевать трудности и выручать того, кто дорог, даже рискуя собой. В этом и состоит главная мысль стихотворения «Песня о друге». Автор выразил антимещанскую позицию, свойственную его романтичной эпохе.
«Военная Песня» («Мерцал закат, как сталь клинка…») (1966)
Однако настоящая всесоюзная слава к Высоцкому как к автору-исполнителю пришла после премьеры в 1967 году к/ф об альпинистах «Вертикаль». На его съёмках Высоцкий крепко сдружился с режиссёром фильма Станиславом Говорухиным (причиной этого, как ни забавно, стала драка в бильярдной, где мужчины бились плечом к плечу). Они вместе делили двухместный номер в Кабардино-Балкарской гостинице «Иткол». Она располагалась вблизи склонов Эльбруса, где и проходили съёмки «Вертикали».
Однажды в этой гостинице Высоцкий встретил группу немецких альпинистов. И один из немцев вспоминал, как в 1940 году он проходил подготовку на Кавказе вместе с советскими альпинистами, и даже наблюдал случай, когда советский инструктор спас в горах одного из немцев. А уже спустя два года те же немецкие альпинисты в составе дивизии «Эдельвейс» прорывались через Кавказский хребет к источнику советской нефти — в Азербайджан. История о том, как бывшие коллеги становятся заклятыми врагами и вдохновила Высоцкого на песню «Мерцал закат, как сталь клинка…» (она же «Военная Песня»).
А до войны вот этот склон Немецкий парень брал с тобою! Он падал вниз, но был спасен, А вот сейчас, быть может, он Свой автомат готовит к бою.
Отставить разговоры Вперед и вверх, а там… Ведь это наши горы, Они помогут нам!
Как только песня была написана, Высоцкий с нетерпением стал ждать Говорухина, чтобы поделиться своей новинкой. Но стоило только ему начать декламировать текст, как режиссёр, не моргнув глазом заявил, что на самом деле это «старая баксанская альпинистская песня». Мало того — начал цитировать дальнейший текст сам. Высоцкий просто опешил. И тогда Говорухин рассмеялся и заявил, что разыграл певца. На самом деле он побывал в номере в отсутствие Высоцкого и прочёл черновик песни.
Подобный розыгрыш Высоцкому не понравился, но он сдержался. А позже даже написал ироничную песню, как одного графомана посетила муза и вдохновила его на гениальные стихи, которые оказались строчками Пушкина.
Кроме «Военной песни» в фильм «Вертикаль» вошли и другие не менее (а то и более) известные песни на горные темы — «Песня о друге», «Скалолазка», «Вершина», «Прощание с горами». Именно благодаря фильму песни разлетелись по всей стране, открыв имя Высоцкого миллионам. Именно с песнями, а не с актёрской ролью в фильме стали связывать его имя. И именно песни из фильма, выпущенные на гибкой пластинке в 1967 году, стали первым официальным аудиорелизом Высоцкого. Кроме того, спустя год текст «Военной песни» был напечатан во 2-м номере журнала «Турист».
О других военных песнях Высоцкого — в заключительной статье цикла. Сами песни можно прослушать в 1-м комментарии к этой статье.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Песня о друге» представлено достаточно много средств выразительности. Так, благодаря фонетической анафоре, использованной в первой строке, читатель осознает суть самой песни. Автор использует эпитеты для того, чтобы сравнить трусливого человека с храбрым, который не боится покорять вершины: «На вершине стоял хмельной», хмур и зол, чужой. Также Высоцкий использует сравнение и антитезу, сопоставляя положительного героя с отрицательным. Метафора «в связке одной с тобой» емко отражает суть дружбы. Можно заметить, что стихотворению поэта свойственна прямолинейность и резкость звучания, усиливающая деление на черное и белое, героя и труса. Об этом свидетельствует сделанный акцент на твердых согласных звуках. Высоцкий благодаря тропам смог придать своим произведениям особую выразительность.
Для придания стихотворению динамичности и напора автор использует много глаголов. Чтобы выразить мысль четко и понятно, он вводит междометия, просторечия, жаргонизмы: «Если парень в горах не ах», «Если сразу раскис — и вниз», «Шаг ступил на ледник — и сник». Фонетическая анафора, использованная в самой первой строчке (если, если..), усиливает впечатление.
В своем произведении автор хотел донести до читателя простую истину. Необходимо сохранить веру в человека, благодаря которой и можно познать людей. Поэт призывает всегда давать шанс «парню», ведь именно так он сможет показать, какого отношения к себе заслуживает.
Темы, проблемы и настроение
Высоцкий рассуждает на тему дружбы в стихотворении «Песня о друге». Поэт пытается донести до своего слушателя и читателя, какими качествами должен обладать настоящий друг. Высоцкий демонстрирует, как можно познать натуру близкого человека. Ведь сразу трудно определить, каким человеком является новый знакомый. Безусловно, даже самые опытные психологи определяют натуру человека по его поступкам. Высоцкий даёт прекрасный совет: «Парня в горы тяни», утверждая, что это испытание необходимо преодолеть вместе.
Тема преодоления себя не менее значима. Восхождение на вершину — это метафора пути к успеху. Если человек терпит невзгоды молча, идет без жалоб и помогает близким, хоть и сам претерпевает трудности, то он достоин звания настоящему друга. К этому идеалу нужно стремиться. И в итоге человек испытает восторг от победы над слабостью.
Проблема слабости духа — центральная в произведении. Антигерой постоянно ноет, жалуется, после первого же поражения норовит сдаться и повернуть обратно. Его удел — это прозябание в зоне комфорта, где нет места настоящим трудностям и победам. Автор не дает такому человеку возможности научиться чему-то и проявить себя. Это жестоко, но и рационально, ведь тот, кто не друг и не враг, а так, в любой момент может предать из-за своей слабости.
В стихотворении «Песня о друге» автор поднял нравственную проблематику. В какой-то момент даже лучшим из нас приходится прощаться с людьми, которые нам чужды. И разрыв должен быть кардинальным, иначе мы просто потеряем время и приобретем горький опыт предательства в дружбе.
Настроение стихотворения «Песня о друге» категоричное, боевое, бескомпромиссное. Автор задает резкий и быстрый темп мысли, динамично излагая суть без лишних украшений. Поэтому он часто использует авторский знак препинания — тире. Так он пропускает лишние слова, излагая лишь отрывистые рекомендации и емкие метафоры. Чтобы в стихотворении было больше действия, автор использует большое количество глаголов.
В.С. Высоцкий. «Песня о друге». Авторская песня. Тема, идея, основная мысль стихотворения
Владимир Семенович Высоцкий – знаковая личность своего времени, актер, поэт, автор песен. Он был кумиром миллионов людей, до сих пор его песни популярны, их знают и любят. Удостоен посмертно Государственной премии СССР. Родился в 1938 году в Москве, в большой коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице. Его отец, Семен Владимирович, – полковник-связист, ветеран Великой Отечественной войны. Мама, Нина Максимовна, – переводчица технической литературы. В 1941 г. отец ушел на фронт. А вскоре Володя с мамой уехали в Оренбургскую область, где прожили два военных года. После войны родители расстались. Отец снова женился. Мама тоже вышла замуж. Володя жил то у матери с отчимом, то у отца и мачехи. В девятилетнем возрасте он уехал с отцом к месту его службы – в послевоенную Германию, а вернувшись оттуда в 1949 г., поселился в Москве в Большом Каретном переулке с отцом и его супругой. Там-то Высоцкий и «спелся» с соседскими ребятами. В каждой городской компании непременно была гитара, и под нее пели душещипательные песни, услышанные от вернувшихся из лагерей политзаключенных. Именно в это время у Владимира начался «роман» с семиструнной гитарой. Первые свои композиции он написал в начале 60-х. Это была дань «дворовой романтике», которую сам поэт не воспринимал всерьез. В школе Высоцкий учился хорошо, но отличником не был: на уроках шалил, писал стихи и басни, передразнивал одноклассников. Учителя считали его талантливым лентяем – такие обычно есть в каждом классе. В десятом Высоцкий стал посещать драматический кружок в Доме учителя. Но не сразу понял, что хочет связать свою жизнь с театром. Поступил в Московский инженерно-строительный институт, а через полгода бросил его. В новогоднюю ночь 1956 года решил поступать на актерское отделение Школы-студии МХАТ. А через три года сыграл свою первую роль в учебном спектакле «Преступление и наказание». Его ждало блестящее актерское будущее: главные роли в кино и головокружительная карьера ведущего артиста знаменитого Московского театра на Таганке. Владимир Высоцкий написал множество песен к кинолентам, в которых снимался сам. Его песни звучат в таких фильмах, как «Вертикаль», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Опасные гастроли» и многих других. В репертуаре Высоцкого было более 600 песен, которые до сих пор остаются популярными и не теряют актуальности. Это «Братские могилы», «Парус», «Мы вращаем Землю», «Городской романс», «Я не люблю», «Сыновья уходят в бой», «Песня о Земле», «Охота на волков», «Кони привередливые» и многие-многие другие. Сложно найти стороны жизни, которые В. Высоцкий не затронул в своем творчестве. Это и так называемые «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, и песни на политические темы – часто сатирические, содержащие резкую критику существующего строя, и песни юмористические, и песни-сказки. Большинство написаны от первого лица и впоследствии названы «песнями-монологами». В некоторых могло быть по нескольку персонажей, чьи «роли» В. Высоцкий исполнял, меняя голос («Диалог в цирке»). Это своеобразные песни-спектакли, написанные для исполнения одним актером. Он пел о жизни и о любви, о войне и представителях разных профессий, о героях и простых людях – песенное творчество принесло поэту широкую известность и искреннюю любовь народа.