Виды табулатур
Интернет запись
Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.
Запись через редактор табулатур
Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.
Разложим все ноты на 4 группы
До V лада проблем с запоминанием нот обычно не возникает, потому как есть привязка к открытым струнам и ориентиры в виде основных аккордов, а вот после V лада могут возникать затруднения. Чтобы преодолеть эти трудности — разложим все ноты на 4 группы.
Когда будете играть эти группы нот — старайтесь запомнить как выглядят эти последовательности нот аппликатурно на грифе.
A – B – C (Ля – Си – До)
Начнём с открытой 5 струны (Ля). Если повысить ноту Ля на целый тон (2 лада на гитаре), то вы всегда получите ноту Си. Это справедливо для любого места на грифе и для любой струны. Правило работает и для ноты До, которую можно получить, повысив ноту Си на полутон (1 лад на гитаре).
Обратите внимание на изображение ниже. Как видите, аппликатурно эта последовательность нот выглядит одинаково на 6 и 5 струнах
Ноты Ля, Си, До на грифе гитары
C – D – E (До – Ре – Ми)
Совершенно тот же принцип будет сохраняться в группе нот До – Ре – Ми, с той лишь разницей, что в этой группе между всеми нотами будет целый тон (2 лада на гитаре).
Запомните аппликатуру этой группы нот на 6 и 5 струнах. Сразу откладывайте в голове информацию, что повысив ноту До на целый тон в любом месте на грифе вы получите ноту Ре, а повысив на тон ноту Ре — всегда получите ноту Ми.
Ноты До, Ре, Ми на грифе гитары
E – F – G (Ми – Фа – Соль)
Теперь давайте сгруппируем ноты Ми – Фа – Соль. Эти ноты располагаются на участке 6 струны от открытой позиции до III лада. На 5 струне — от VII до X лада.
Чуть раньше уже упоминалось, что интервал между нотами Ми и Фа — полутон, а между нотами Фа и Соль — тон. Из этого следует, что найдя ноту Ми на грифе — следующий лад всегда будет нотой Фа, а повысив ноту Фа на один тон — вы получите ноту Соль. Теперь запомните аппликатуры этой последовательности на 6 и 5 струнах.
Ноты Ми, Фа, Соль на грифе гитары
F – G – A (Фа – Соль – Ля)
В последней группе нот Фа – Соль – Ля интервалы между соседними нотами составляют тон. Это значит, что найдя в любом месте грифа ноту Фа и повысив её на 1 тон — вы получите ноту Соль, а повысив таким же образом ноту Соль — получите ноту Ля.
На 6 струне эта последовательность нот играется с I до V, а на 5 струне с VIII до XII лада. Взгляните на картинку и запомните, как выглядит на грифе эта последовательность нот.
Ноты Фа, Соль, Ля на грифе гитары
Мы разобрали основу, на которой будет построена методика запоминания нот на грифе гитары. Если здесь вы будете плавать — ничего хорошего не получится, поэтому всё, что вы только что прочитали, нужно знать как таблицу умножения.
Когда вы будете чётко видеть каждую ноту на 6 и 5 струнах до XII лада, можете приступать к дальнейшему изучению грифа. После XII лада все ноты повторяются, поэтому пока что об этом не думайте, сосредоточьтесь на первых 12 ладах.
Чтобы быстрее запомнить ноты на 6 и 5 струнах предлагаю вам действовать следующим образом:
- играйте все группы нот в прямой и обратной последовательности. Играйте много, играйте долго, играйте вдумчиво. Смотреть телевизор и гонять по грифу не получится. Точнее, получится, но толку от этого будет мало. В этот процесс обязательно должны быть включены не только руки, но и голова;
- как уже говорилось, при проигрывании нот проговаривайте их названия вслух. Ещё эффективнее будет пропевать эти ноты в унисон. Это кажется бесполезным занятием, но это только кажется, поверьте. Если будете пропевать ноты, то помимо запоминания их расположения на грифе вы будете лучше запоминать, как они звучат;
- когда у вас нет времени посидеть с гитарой часок-другой и погонять эти группы нот по грифу — используйте любое свободное время, чтобы напрягать голову. Заставляйте мозг визуализировать гриф и расположение нот. К примеру, вместо того, чтобы послушать музыку в метро — заведите блокнот, расчертите там 12 ладов и вписывайте туда ноты. Начинайте с открытой струны и заканчивайте XII ладом. Делайте это для 6 и 5 струн, в прямом и обратном порядке;
- когда почувствуете, что можете выбрать рандомный лад на этих струнах и без промедления назвать ноту ничего не высчитывая — вы готовы продолжить изучение грифа. Обычно для этого достаточно нескольких дней сфокусированной работы.
Как самостоятельно находить новые аккорды
Если сыграть первую струну, ничего не зажимая, зазвучит нота ми (E):
Поставим палец на первый лад и опять сыграем первую струну. Зазвучит нота фа (F):
Если поставить палец не на первый, а на второй лад, тогда зазвучит нота фа диез (F#):
То есть каждый раз, когда мы смещаемся на 1 лад, нота повышается на одну полуноту.
Давайте теперь попробуем точно так же повысить не одну, а сразу 3 ноты. На примере аккорда ля мажор (A). Напомню, он состоит из первой ноты (ля), пятой (до диез) и восьмой (ми). В этом варианте правда они в другом порядке — сначала восьмая (ми), потом первая (ля), потом пятая (до диез). Но это не принципиально:
Теперь повысим каждую из трёх нот на 1 лад, то есть на 1 полуноту. A (ля) превращается в A# (ля диез). C# (до диез) превращается в D (ре). E (ми) превращается в F (фа). То есть пальцы расположены на струнах точно так же, только уже не на втором ладу, а на третьем:
Каждая нота сметилась на 1 позицию вверх. То есть из аккорда A, у которого были задействованы ноты 1-5-8, мы перешли в позицию 2-6-9. Это если считать от ноты A (ля). Но если мы первой нотой будем считать не A, а A#, тогда мы увидим, что у нас опять получилась стандартная схема мажорного аккорда 1-5-8. Только этот аккорд уже не изначальный A (ля мажор), а новый A# (ля диез мажор).
Точно так же, если сместить пальцы ещё дальше, не на третий, а на четвёртый лад, мы получим ноты си(B) — ре диез(D#) — фа диез(F#). То есть все ноты аккорда B (си мажор). Точно так же повышая на 1 лад, можно получить все 12 мажорных аккордов, после чего они начнут повторяться с самого начала (в нашем случае с аккорда A).
Хотелось бы заметить, что в аккорде A зажаты только 3 струны. Оставшиеся 3 струны — первая, вторая и шестая — открытые, то есть не зажаты:
На самом деле они тоже зажаты. Но не пальцами гитариста, а самой гитарой. И зажаты они на нулевом ладу.
То есть если вы хотите играть аккорд не только на трёх струнах, а на всех шести, их точно так же надо повышать на 1 лад. Сделать это проще всего, зажав указательным пальцем все струны на этом ладу. Этот приём называется баррэ:
Хочу обратить внимание, что цифры в кружках сменились с 1-2-3 на 2-3-4. Потому что указательный палец (под цифрой 1) теперь зажимает баррэ
Не стоит переживать, что 3 струны зажаты 2 раза — на 1 и 3 ладу. Звук всё равно будет такой же, как и если бы вы зажали только на 3 ладу.
Баррэ у многих новичков плохо получается, из-за чего гитара звучит не очень красиво. Но это важный приём, который очень вам пригодится. Так что я рекомендую над ним поработать. В будущем я напишу отдельную статью, рассказывающую как легче играть баррэ.
Теперь разберемся с высотой звука
Теория
По высоте звуки расположены лесенкой. Величина ступеньки – полтона.
На гитаре это как раз один лад. От Ля первой октавы до Ля второй октавы – октава, 7 нот, 12 полутонов. На этом отрезке лесенки частота звука удваивается. Ля первой октавы 440 Гц, значит, Ля второй октавы это 880 Гц.
Дальше все просто. Есть нотный стан. На нем 5 линий. Ноты пишутся под, на или над линиями. Когда не хватает линий, рисуют добавочные. Если надо повысить ноту на полтона, рисуют диез, понизить – бемоль. Если надо отменить, пишут бекар. Вот До, вот Ля, вот Фа-диез, вот Си-бемоль.
А вот так выглядит весь нотный диапазон гитары.
Практика
Единственное, что надо крепко запомнить, так это следующее:
· между нотами Ми и Фа и между нотами Си и До – полутон (одна ступенька). Между остальными соседними – тон (2 ступеньки).
· В гитаре истинный звук на октаву ниже, чем написано. Просто для удобства записи. Пишется До первой октавы, а реально звучит До малой октавы.
Все остальное учится в процессе. Поглядывайте на ноты, привыкайте.
В упражнениях все ноты снабжены названиями и разъяснениями, и Вы постепенно привыкнете.
Отлично все изложено у Носова в его самоучителе. Подробно и четко. Рекомендую.
Как правильно пользоваться табами новичку
Принцип чтения табов. Перед вами шесть линеек. Нижняя струна шестая, а верхняя первая. На этих линейках записывают цифры, которые обозначают, какую струну, на каком ладу вам нужно зажать. Если цифры расположена одна над другой, то значит, вам надо сыграть одновременно 2 струны. Всю информацию, изображённую на табулатурах, надо учитывать заранее, чтобы быстро по ним двигаться.
Обозначение боя
Бой обычно обозначают стрелочками рядом с каждым аккордом, или группой аккордов. Но не перепутайте, стрелка вниз обозначает удар наверх, а стрелка вверх – удар вниз.
Перебор или арпеджио
Арпеджио или перебор сразу визуально заметен в табах. В переборах струны идут практически по порядку, или через одну и обратно. А в арпеджио номера ладов выстроены как будто дугами, вверх-вниз.
Обозначение аккордов
Здесь всё просто. Над цифрами, которые, обозначают лады, сверху пишут названия аккордов и ноты. Так что можно быстро сориентироваться только по одному названию аккорда, даже не обращая внимания на ноты.
Что такое пул и хаммер в табулатуре?
Пул и хаммер — это некие приемы игры на гитаре, они похожи, так что их часто упоминают вместе. В них нет ничего сложного, главное понять. Сначала почитайте, а после мы посмотрим видео, чтобы стало еще более понятнее и наглядно.
Хаммер (Hammer-On) — прием игры, который означает, что мы должны ударить пальцем левой руки по конкретному ладу, при этом звук извлекается от этого удара, а правой рукой мы ничего не дёргаем. Хаммер выполняется при восходящем движении, то есть когда нужно двигаться по грифу вверх.
Хаммер обозначается в табулатуре буквой h. Например:
То есть мы сыграли на первой струне второй лад, при этом как обычно дёргая струну правой рукой, а вот потом мы ударяем, как будто молоточком, пальцем по четвертому ладу (а правой рукой при этом ничего не дергаем).
Пул (Pull-Off) — прием игры, при котором один лад срывается в другой, стоящий ниже. Пул выполняется в нисходящем движении, то есть когда нужно двигаться по грифу вниз.
Пул обозначается в табулатуре буквой p. Например:
Это значит, что мы дергаем четвертый лад как обычно (то есть с применением правой руки), а далее срываемся во второй лад. Палец на втором ладу уже заранее должен стоять.
Что значит срываемся? Это значит, что когда мы убираем палец с 4-го лада, мы еще этим же пальцем цепляем струну. А на втором ладу-то у нас уже стоит палец, поэтому в это время прозвучит второй лад.
Хаммер и пул — видео
Чтобы стало понятнее, посмотрите видео. Сначала хаммер, потом пул. А потом и то, и другое вместе.
Обозначение приемов игры в гитарных табулатурах
При помощи табулатуры, также можно обозначать и специфические гитарные приемы о которых мы говорили в прошлой статье: Обучение гитаре с нуля: специфические гитарные приёмы
Бэнд
Бенд обозначается изогнутой стрелочкой вверх от ноты, с дробью интервала до которого нужно тянуть на конце:
1/4 — четверть тона
1/2 — полтона
3/4 — три четверти тона
1/2 — полтора тона
Или надписью Full если нужно тянуть на целый тон (два лада)
В качестве примера мы приведем полутонный бэнд (на один лад)
Вибрато
Вибрато обозначается символом ~ над нужной нотой и может исполнятся как классическим способом (при помощи микро бэндов левой рукой) так и при помощи рычага на гитарном бридже (о видах которых подробнее мы писали в статье: Виды тремоло бриджей для электрогитары: от винтажа до современности).
Количество символов обозначающих вибрато рано времени его применения.
Слайд
Слайд обозначается символом \ или /, в зависимости от того совершается скольжение вниз или вверх по грифу. Ставится символ соответственно между нотами в которых совершается скольжение.
Пул и Хаммер
Пул и Хаммер, обозначаются символами p — пул и h — хамер, так же как и в случае со слайдом обозначения располагаются между нотами.
https://youtube.com/watch?v=OHifr7Vpw80
Зачем нужно учить расположение нот на грифе
Если вы задаетесь этим вопросом, то вот вам несколько причин:
- Адаптировать исполняемые композиции под себя. Если вы поете под гитару, то наверняка сталкивались с тем, что какая-то песня в оригинале исполняется в тональности выше или ниже той, которая удобна вам. Зная расположение нот на гитаре, вы сможете транспонировать любое произведение так, чтобы его исполнение не доставляло вам неудобств.
- Аккомпанировать другому музыкальному инструменту. Ноты – это буквы музыкального языка. Не зная их, вы не сможете вести полноценный диалог с другими музыкантами. Но, ориентируясь по грифу, вы сможете подыграть любому инструменту.
- Писать собственные мелодии и песни. Многие люди берут в руки гитару не только для того, чтобы играть любимые песни, но и придумывать свои. Чтобы это сделать, нужно владеть хотя бы элементарной теорией музыки. Как вы сможете придумать свою песню, если не будете знать, на какой струне можно извлечь нужный вам звук?
-
Играть с листа. Даже если вы не собираетесь играть в группе или сочинять собственную музыку, знание того, где расположена какая нота, поможет вам быстро ориентироваться по грифу, чтобы взять нужный аккорд в песне, которую вы играете в первый раз.
Представьте, как вы будете выглядеть, если не сможете сыграть не самую сложную песню по аккордам на дружеской вечеринке? - Проще учить музыкальную теорию. Если вы решили стать музыкантом в группе, то, как уже говорилось выше, вам в любом случае понадобится знать хотя бы основы музыкальной теории. Если единственный музыкальный инструмент, из которого вы умеете извлекать звуки, — это гитара, то знание расположения нот поможет вам выучить необходимые гаммы и лады.
Как играть перебором
АККОРДЫ
Минор обозначается буквой m, мажор договорились не указывать. Очень похоже на нотный стан, но ничего общего с ним не имеет.
Бывают разные виды табулатур для разных струнных и клавишных инструментов, но в этой статье только о шестиструнной гитаре. Изобрели табулатуру достаточно давно, примерно в 16-17 веках. Музыканты табулатуры называют сокращённо табы. Зажимаем на 3 ладу 6-ую струну и играем 6-4-3-2, дальше зажимаем на 2 ладу 6-ую струну и играем 6-4-3-2, дальше ничего не зажимаем и играем 6-4-3-2, дальше зажимаем на 3 ладу 5-ую струну и играем 5-4, и в конце играем открытую 6-ую струну, потом сразу на 2 ладу зажимаем 6-ую струну и 1 раз ее проигрываем, дальше все по новой. Ниже нужно воспроизвести весь аккорд Е одним ударом по струнам.
Учимся читать и записывать табулатуры
Общий вид записи табулатур — это изображение грифа гитары. Пример:
e|-------------------------------------------------------| B|-------------------------------------------------------| G|-------------------------------------------------------| D|-------------------------------------------------------| A|-------------------------------------------------------| E|-------------------------------------------------------|
В первую очередь записываются гитарные струны (их обозначения мы должны помнить из первого урока). Далее идет запись грифа и струн, которые необходимо играть.
Цифры, изображенные на грифе — это лад, на котором необходимо зажать струну. Пример:
e|----3------------------- B|------------------------ G|------------------------ D|------------------------ A|------------------------ E|------------------------
Т.е, данная табулатура говорит Вам, что необходимо зажать первую струну на 3-ем ладу, после чего дернуть ее.
Если необходимо звучание открытой струны, то тогда на табулатуре пишется символ O.
Играем мелодию по табулатуре
Как записываются и читаются табулатуры, Вы теперь знаете. Давайте перейдем к более сложному — попробуем сыграть какую-нибудь простую мелодию на гитаре, записанную на табулатуре.
В пример, мы возьмем вступление песни Кукла колдуна, которую исполняет группа Король и Шут.
Вот так выглядит вступление на табах:
1|---------------------------------------6--5-5--------6-5------| 2|-6--5-5-------6--5-------5-6-------------------6-6--------5---| 3|---------7-7--------7-7---------------------------------------| 4|--------------------------------------------------------------| 5|--------------------------------------------------------------| 6|--------------------------------------------------------------|
Давайте рассмотрим, как это играется. Сначала, играется вторая струна на 6-том ладу, после два раза этажа струна на 5-том. После 2 раза вторая струна на 3-тем ладу. Далее играется вторая струна, по одному разу на 6-том,5 и 3 ладах, после чего поднимаемся вверх, т.е 3-5-6 лады на второй струне. После переходим на первую струну и играем ее 1 раз на 6-том ладу и 2 раза на 5-том. После чего, мы переходим снова на 2-ю струну и играем два раза на 6-том ладу. Опять первая струна, играем 6-5 лад и заканчиваем на второй струне, на 5-том ладу.
Подтяжки / Bands
Наиболее распространённый вариант — это использовать букву «b», рядом с нотой, которую вы хотите подтянуть. Например 5b7. Имеется ввиду, что вам нужно сыграть ноту на 5 ладу и подтянуть её так, чтобы она звучала точно так же как нота на 7 ладу.
Иногда ноту до которой нужно сделать подтяжку расположена в круглых скобках 5b(7), а порой можно встретить и вот такую запись: 5(7), но на мой взгляд она не корректна.
Чтобы показать, что подтяжка должна «вернуться» в исходное положение используется буква «r» — reband. Например 5b7r5 показывает, что нужно ноту на 5 ладу подтянуть до 7 лада (5b7) и вернуть её в исходное положение (7r5), т.е. сделать reband.
Как правильно сидеть и держать инструмент
От правильной посадки и грамотной постановки рук при игре на гитаре зависит ваше удобство во время исполнения, темп и качество звучания. Поэтому кратко остановимся на этих моментах.
Посадка. Опишем популярную эстрадную посадку и расскажем, как держать гитару правильно. Тело и руки должны быть расслабленными. Никаких зажимов!
Инструмент лежит выемкой на бедре правой ноги (если вы правша). При этом гриф смотрит немного вверх. Наклон грифа вниз недопустим: это портит технику игры и постановку рук, играть становится неудобно, особенно в быстром темпе.
Постановка рук. Предплечье правой руки опирается на внешнюю сторону деки, что создает опору. При игре не следует трясти всей рукой: двигайте только кистью.
Гриф опирается на большой палец левой руки. Остальные пальцы находятся напротив ладов. Струны зажимаются подушечками пальцев. Профиль кисти округлый, а между ладонью и нижней частью грифа должно быть свободное пространство. Так вы сможете качественно зажимать нужные струны и не цеплять соседние, а звучание будет чистым и качественным.
Для удобства игры все время сохраняйте единую позицию левой руки: средний палец держите примерно напротив большого. Только иногда приходится чуть обхватывать гриф большим пальцем и заглушать басовую струну.
Находим ноты и строим октавы
Возможно, для вас это будет сюрпризом, но если вы выучили ноты на 6 и 5 струнах, то вы уже выучили весь гриф. Просто вы пока об этом не знали.
Дело в том, что если вы знаете аппликатуры октав на грифе гитары — вы можете найти любую ноту, взяв октаву от ноты на уже изученных вами струнах. С интервалами, в том числе с октавами, я уже знакомил вас в статье «Как пользоваться кварто-квинтовым кругом». Если кратко, октава — это интервал между двумя нотами, при котором частота одного из них либо в два раза выше, либо в два раза ниже другого.
Гитара — это очень удобный инструмент, как вы уже могли убедиться, когда изучали аппликатуры разных групп нот. В случае с октавами ситуация практически идентичная — аппликатурно октавы выглядят одинаково по всему грифу, за исключением некоторых изменений, вызванных строем инструмента. Об этом дальше поговорим подробнее.
Применение табулатур
Табы или просто табы используются для записи музыкальных композиций среди гитаристов. Это немного облегчает жизнь гитаристам, так как нет необходимости учить ноты и ноты (хотя, если вы решите достичь серьезного уровня, вам нужно будет выучить ноты) или иметь музыкальное образование.
Вкладки можно использовать для всех типов гитар, с любым количеством струн и с любой настройкой. Практически любое гитарное произведение можно записать в виде табулатуры. Существует множество программ для создания табулатур, наиболее распространенной из которых является Guitar Pro, редактор табулатур с большими возможностями. На данный момент в Интернете можно найти множество работ в формате этой программы (gtp, gt4, gt5).
Заключение
11е аккорды
Шестая от A — это F , которая, опять же, не находится в ключе. Power Tab Считается простейшим редактором именно табулатур, хотя в нем можно записывать и ноты.
Бывают разные виды табулатур для разных струнных и клавишных инструментов, но в этой статье только о шестиструнной гитаре. Изобрели табулатуру достаточно давно, примерно в 16-17 веках. Музыканты табулатуры называют сокращённо табы. Зажимаем на 3 ладу 6-ую струну и играем 6-4-3-2, дальше зажимаем на 2 ладу 6-ую струну и играем 6-4-3-2, дальше ничего не зажимаем и играем 6-4-3-2, дальше зажимаем на 3 ладу 5-ую струну и играем 5-4, и в конце играем открытую 6-ую струну, потом сразу на 2 ладу зажимаем 6-ую струну и 1 раз ее проигрываем, дальше все по новой. На схеме ниже табулатура для стандартного строя шестиструнной гитары.
Подведем итог
Итак, как вы убедились правильно читать табулатуры достаточно просто, поскольку схема очень интуитивная и простая для понимания. Знание таб будет очень полезным, как для начинающих гитаристов не знакомых с нотной грамотой, так и для опытных исполнителей. А все потому, что большинство современных аранжировок для guitar pro записываются именно табами.
К тому же разбирать произведение по ним гораздо проще и быстрее. Почему бы один раз не разобраться и экономить себе время в дальнейшем? Спасибо, что прочитали нашу статью, надеюсь, она была вам полезной, и вы смогли разобраться и найти ответы на свои вопросы.