Музыкальные штрихи
Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».
Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.
Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:
Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:
Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.
Расположение нот на нотном стане
Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):
Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.
Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.
Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:
Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:
А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1
Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:
У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».
Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:
Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:
Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.
Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.
Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.
Способ 1: The Music Lab
Начнем с общего тестирования различия тональностей. Отметим, что данный сайт полностью на английском, поэтому вам придется хотя бы немного знать его или использовать встроенный в браузер переводчик. Впрочем, вы можете следовать нашей инструкции, чтобы разобраться с каждым действием и успешно завершить тестирование через The Music Lab.
Обратим внимание, что разработчики рекомендуют использовать наушники для максимально корректного тестирования. Подключите их к компьютеру, если еще не сделали это.
Затем нажмите «Next», чтобы приступить к подготовительным действиям на сайте.
Сначала нужно ответить, что вы еще не играли в данную игру, выбрав вариант «No».
Затем появится сообщение о первом подготовительном действии
Оно заключается в определении комфортного уровня громкости. Нажмите любую клавишу на клавиатуре, чтобы начать воспроизведение.
Как только вы поймете, что звук комфортный (не слишком громкий и не слишком тихий), щелкните по «Continue», чтобы подтвердить настройку.
Понадобится указать свой возраст, чтобы сайт примерно понимал, с какой аудиторией сравнивать ваши результаты и насколько ваше ухо чувствительно к переменам тональностей.
Еще будет вопрос о месте жительства, но отвечать на него правильно не обязательно, если вы желаете оставить эту информацию конфиденциальной.
При использовании наушников ответьте положительно на следующий вопрос.
Теперь начните заключительный этап подготовки к тестированию различия тональностей. Вы будете слышать три разных звука, среди которых нужно будет определить самый тихий. Нажмите «Continue» для запуска этой проверки.
Прослушайте три звука, следя за цифрами каждого.
После этого нажмите на клавиатуре цифру, которая соответствует самому тихому звуку.
Подготовьте свои пальцы к дальнейшему тестированию. Расположите их на буквах D и U, поскольку вам нужно будет выбирать, последний звук выше или ниже предыдущих прослушанных. В этом и заключается суть тестирования через The Music Lab.
Убедитесь еще раз, что вы готовы слушать звуки, и нажмите любую клавишу на клавиатуре для прослушивания первого.
Прозвучат три различных звука, последний из которых будет выше или ниже предыдущего. Именно это вам и нужно определить.
Прослушав, нажмите одну из клавиш, чтобы ответить.
Вы будете уведомлены, правильный ли дали ответ и как быстро. За скоростью гнаться не стоит, главное — отвечать корректно. Нажмите любую клавишу на клавиатуре, чтобы запустить воспроизведение следующих звуков. Делайте это необходимое количество раз, пока тест не будет завершен.
Разработчики уведомят вас о наличии еще нескольких вопросов перед формированием отчета о тестировании.
Они будут связаны с вашими музыкальными навыками и предпочтениями. Просто отвечайте так, как считаете нужным.
По завершении появится отчет, в котором вы узнаете, какое количество звуков было прослушано и сколько раз вы ответили правильно. Ниже появится процент, насколько вы лучше остальных участников тестирования и какую имеете среднюю скорость ответа.
Обратите внимание на диаграмму: на ней вы видите, в какой области тональности допускали больше всего ошибок. Если владеете языком или используете переводчик, можете прочитать полное описание тестирования, чтобы понять, насколько ваш результат является удовлетворительным.
Как и когда начинать заниматься музыкой?
В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:
- развитие понимания высоты и тембра звуков;
- прослушивание и анализ музыкальных произведений;
- игру на детских музыкальных инструментах;
- пение.
С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.
Аккорды
Теоретически аккорд – это одновременное звучание нот, расположенных по терциям. На практике что написано, то и аккорд.
Вот гребенка Вашего первого аккорда, мажорного трезвучия
Первый звук (нижний) – главный. Обратите внимание: расстояния между зубьями гребенки разные. Между первой и третьей ступенью – больше, между третьей и пятой – меньше
Мажорное трезвучие или Мажор |
||||
1 |
3 |
5 |
Гребенка мажорного трезвучия жестко связана с мажорной гаммой. В нее входит первый, третий и пятый звуки мажорной гаммы. Тоника, терция и квинта.
Приложим гребенку мажора к нашей большой таблице, например, к ноте соль. Получим соль-мажорный аккорд. Соль-си-ре.
Мажорное трезвучие Мажор |
|||||||||||||||||||||||
1 |
3 |
5 |
|||||||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Теперь, прикладывая гребенку к разным ступенькам хроматической лестницы, мы можем построить мажорный аккорд от любой ноты. Вы не поверите, но 50 лет назад некоторые хитрые люди делали такие модели из картона. И в продаже иногда они появлялись. В виде картонных или пластмассовых дисков с вращающимися стрелочками. По такой же схеме вычисляют аккорды современные компьютерные программы.
С мажором разобрались. Займемся минором.
Минорное трезвучие Минор |
|||||||
1 | 3 | 5 |
Вот гребенка минорного трезвучия. Первый звук (нижний) – главный. Потом – третья и пятая ступени минорной гаммы. Здесь расстояние между первой и третьей ступенью – три полутона (малая терция), а между третьей и пятой – четыре полутона, большая терция.
Пример: приложили единичкой к ноте D (Ре). Получился ре-минор, или просто Dm. Состоит из Ре, Фа и Ля (Если бы приложили мажор, было бы ре – фа-диез – ля).
Минорное трезвучие Минор |
|||||||||||||||||||||||
1 | 3 | 5 | |||||||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Теперь я покажу, как выглядят гребенки некоторых аккордов. Повторяю, это не теория, не учебник, не справочник, это попытка простого объяснения. Те аккорды, которые Вы будете играть на гитаре, Вы не скоро будете создавать по нотам.
Да, вот еще что. Если взять нижнюю ноту в аккорде и перенести ее вверх (заменить той же нотой следующей октавы), получится обращение аккорда. В гитарной практике чаще имеют дело не с классическими, а с обращенными аккордами.
Итак, вперед. Не старайтесь запоминать. Это только пример для понимания. Все аккорды здесь – от ноты до, приложите гребенку к другой ноте – будет аналогичный аккорд от другой ноты. Написано, например, C7, а приложили его гребенку первой нотой к ре – получился D7.
Расстояние между зубьями гребенок музыканты измеряют терциями. Они пишут Б3, большая терция, или М3, малая терция. На всякий случай я добавил расстояние и в полутонах.
Аккорд |
Другие названия |
Гребенка |
Состав |
Состав |
C |
Do До |
Б3+М3 |
4+3 |
|
Cm |
c, До |
М3+Б3 |
3+4 |
|
C7 |
До |
Б3+М3+М3 |
4+3+3 |
|
C+ Увеличенное |
С+5 С5+ |
Б3+Б3 |
4+4 |
|
Cm-5 Уменьшенное трезвучие |
C5ь |
М3+М3 |
3+3 |
Итак, подведем итог. Есть лестница, где каждая ступенька – это звук. Вся музыка в ней умещается. Разные народы отбирали для себя с этой лестницы наиболее подходящие звуки. Это лады. Мажорный лад, минорный, и т.д. Ноты в каждом ладу образуют гамму этого лада. Гаммы мы представляли в виде гребенок. Из гамм родились и простейшие аккорды. Всех аккордов никто не считал, но записывать их научились. Записать можно что угодно, была бы система. Посмотрим, как строится система записи аккордов.
Собственно методика
Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.
Изучение базовых нот
Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.
- Устанавливаем программу Anki
- Из великого многообразия карточек для музыки выбираем подходящий вариант. Мне понравился вот этот, который достаточно простой и не содержит лишнего. Для себя я добавил в эту колоду звуки из другой колоды. Так можно будет не только учить соответствие позиций и нот, но и запоминать их звучание.
- В режиме редактирования колоды проставляем тэг для всех позиций, которые мы хотим запомнить. Я назвал его «Fundamentals» и добавил туда все базовые ноты из скрипичного и басового ключей.
- Создаем новую колоду-фильтр в которую отбираем карточки с нашим тэгом. Для чего открываем колоду, нажимаем на кнопку «custom study» внизу окна, выбираем режим «study by card state or tag», выбираем соответствующий тэг.
- Если все было сделано правильно, должна получиться отдельная колода с 20 карточками.
- «Откидываемся на спинку кресла» и до просветления играем в игру «выбери одну ноту из трех», не забывая получать удовольствие в процессе.
Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда
Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.
Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.
Таким образом, алгоритм должен быть такой:
- Открыли очередную карточку
- Сначала посмотрели на ключ: скрипичный или басовый?
- Вспоминаем, что скрипичный — это ля-си-до, басовый — это до-ре-ми.
- Осознали, какому месту островка соответствует нота: центр, нижний край или верхний край?
- Выбрали одну ноту из трех, в соответствии с положением
- Опционально пропели ее в тон
- Повторяем до тех пор, пока у вас в сознании не будет возникать ответ раньше, чем вы смогли его себе объяснить. То есть буквально: открыли карточку и уже сразу знаете, какая нота на ней нарисована.
И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно
Это просто чрезвычайно важно
Изучение производных нот
К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.
Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:
Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.
Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.
В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:
То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.
Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).
А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.
Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.
Длительности нот
Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать
Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.
Как считать длительности:
1
Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2
Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3
Четвертная – тянется на «раз и».
4
Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5
Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».
Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.
В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.
Длительности (обозначения):
- Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
- Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
- Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
- Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
- Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
- Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
- Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.
Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:
Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.
Объединение нот в группу:
- 1 ребро – восьмые.
- 2 ребра – шестнадцатые.
- 3 ребра – тридцать вторые.
- 4 ребра – шестьдесят четвертые.
Вот как это выглядит:
Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:
Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.
Направление штиля:
- Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
- Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.
Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .
И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.
Гаммы и аккорды
Музыку сочиняют талантливые люди. Знают они ноты, или нет, никого не касается. Здесь же идет речь не о творчестве, а о записи. Прочитав эту страничку, Вы не научитесь писать музыку или придумывать аккомпанемент. Но Вы по крайней мере будете понимать, как строятся аккорды, из чего они состоят и как записываются. За более глубокими знаниями надо идти на более серьезные сайты.
C |
C# Dь |
D |
D# Eь |
E |
F |
F# Gь |
G |
G# |
A |
B |
H |
C |
C# Dь |
D |
D# Eь |
E |
F |
F# Gь |
G |
G# |
A |
B |
H |
До |
До# Реь |
Ре |
Ре# Миь |
Ми |
Фа |
Фа# Сольь |
Соль |
Соль# Ляь |
Ля |
Ля# Сиь |
Си |
До |
До# Реь |
Ре |
Ре# Миь |
Ми |
Фа |
Фа# Сольь |
Соль |
Соль# Ляь |
Ля |
Ля# Сиь |
Си |
Вы видите таблицу. На самом деле это не просто таблица, это кусок лестницы. Хроматической лестницы. Вы как бы смотрите на нее сверху. Каждая ступенька – нота. Каждая следующая нота выше предыдущей на полтона. Или ниже следующей на полтона. Поэтому некоторые ноты имеют по два названия.
Пример. Первая ступенька – до, третья – ре. Вторая – выше на полтона, чем до, т.е. до-диез, и ниже на полтона, чем ре, т.е. ре-бемоль.
До-диез и ре-бемоль – одна и та же нота.
У нот несколько названий. Можно сказать До, а можно C. Можно сказать Си, а можно – Н. Американцы вместо H могут написать В. Это их дело.
Вы, наверное, замечали, что музыка каждого народа имеет свои отличия. Как бы на свой лад. Венгры поют не так, как грузины, арабы – не так, как корейцы. У каждого народа свой набор излюбленных, привычных для слуха нот. Этот набор так и называется – лад народной музыки. Если в каждом ладу его ноты поставить по порядку, будет гамма этого лада.
Некоторые лады из народных стали международными, например, мажор или минор. Причем и мажоров, и миноров несколько. Когда–то каждый лад принадлежал какому-то народу, потом пути их разошлись, сошлись, немножко изменились и стали общими.
Итак, гамм, то-есть упорядоченных наборов нот данного лада, довольно много. Гамму каждого лада можно представить как гребенку с частично выломанными зубьями. Иногда оставшихся зубьев семь, иногда пять. И расположены они по-разному.
Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.
Вот гребенка одного из мажорных ладов. Гамма натурального мажора. В отличие от нашей таблицы здесь ступени разные. Причем нумерованные. Первая ступень – тоника. К какой ноте на лестнице эту гребенку единичкой приложишь, так и будет называться и тоника, да и вся гамма. Еще раз прошу заметить, что расстояния между ступенями гаммы разные. И еще раз напоминаю, что никто эту гребенку не изобретал, она сама такой стала. И то не сразу.
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложим эту гребенку к нашей лестнице, например, к ноте до. Получим гамму до мажор. Доремифасоль, как говорится. Лестница та же, что и наверху, только в ней меньше ненужной сейчас информации. Итак, прикладываем гребенку мажора:
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Теперь приложим приложим к ноте фа-диез. Получим гамму фа-диез мажор
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Обратите внимание: седьмая ступень гребенки попала на ноту фа. Но в данном случае это не фа, а ми-диез
Звучит, впрочем, одинаково. Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления.
Гамма фригийского лада |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Вот гребенка гаммы фригийского лада.
Гамма миксолидийского лада |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Вот гребенка гаммы миксолидийского лада
Ну, и так далее. Следует помнить, что специальной гребенки для музыкальной рекламы памперсов пока нет. Хотя люди, которым другой музыки не требуется, уже есть.
Сейчас владеть разными ладами престижно. Некоторые успешные рок-музыканты похваляются, что знают все. И все употребляют.
В гамме не все звуки равны. Первый, нижний, – главный. Какой первый звук, такая и гамма. Между остальными звуками тоже есть иерархия. Одни звуки как бы тянутся к другим.
Про гаммы пока все. Играть их надо, но это – для особо продвинутых. Для тех, кто хочет уметь играть на гитаре.
Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?
Для начала подготовим все, что нам понадобится:
- нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
- вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.
Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.
Обучение должно проходить в несколько этапов:
- Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
- Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
- Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
- После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
- На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
- После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.
Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.
Почему ноты тяжело читать начинающему
Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?
Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.
Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).
Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.
Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».
Теперь разберемся с высотой звука
Теория
По высоте звуки расположены лесенкой. Величина ступеньки – полтона.
На гитаре это как раз один лад. От Ля первой октавы до Ля второй октавы – октава, 7 нот, 12 полутонов. На этом отрезке лесенки частота звука удваивается. Ля первой октавы 440 Гц, значит, Ля второй октавы это 880 Гц.
Дальше все просто. Есть нотный стан. На нем 5 линий. Ноты пишутся под, на или над линиями. Когда не хватает линий, рисуют добавочные. Если надо повысить ноту на полтона, рисуют диез, понизить – бемоль. Если надо отменить, пишут бекар. Вот До, вот Ля, вот Фа-диез, вот Си-бемоль.
А вот так выглядит весь нотный диапазон гитары.
Практика
Единственное, что надо крепко запомнить, так это следующее:
· между нотами Ми и Фа и между нотами Си и До – полутон (одна ступенька). Между остальными соседними – тон (2 ступеньки).
· В гитаре истинный звук на октаву ниже, чем написано. Просто для удобства записи. Пишется До первой октавы, а реально звучит До малой октавы.
Все остальное учится в процессе. Поглядывайте на ноты, привыкайте.
В упражнениях все ноты снабжены названиями и разъяснениями, и Вы постепенно привыкнете.
Отлично все изложено у Носова в его самоучителе. Подробно и четко. Рекомендую.
7 лучших iOS-приложений для начинающих музыкантов
Разумеется, приложения не заменят уроков профессионального преподавателя. Но если профессиональное обучение для вас пока недоступно, то кое-чего можно добиться и с помощью приложений. Yousician в лёгкой игровой манере поможет освоить азы владения гитарой, укулеле, бас-гитарой и пианино.
Процесс обучения построен на механике Guitar Hero, когда вы должны брать нужные ноты в определённый момент. Попробовать вам дадут бесплатно, но для продолжения обучения придётся купить подписку.
Разработчик: Yousician Ltd
Цена: Бесплатно
Учитель музыки
Ни о каком серьёзном музицировании без знания нотной грамоты говорить не приходится — её нужно знать обязательно. Зубрить ноты дело утомительное, но от этого никуда не деться. В дальнейшем это нелёгкое дело сослужит вам хорошую службу.
С приложением «Учитель музыки» процесс пойдёт намного проще и приятнее. Просто угадывайте ноты на нотном стане, а приложение будет фиксировать статистику и помогать закреплять пройденный материал. В следующих уроках приложение будет предлагать ноты, которые даются вам хуже всего.
Разработчик: JSplash Apps
Цена: Бесплатно
Tab Pro
Начинающий гитарист может позволить себе неумение читать ноты, но без знания табулатур ему никак не обойтись. Если вы собираетесь играть каверы на композиции своих любимых исполнителей, то приложение Tab Pro будет очень полезным. Это огромная база гитарных табулатур с удобным проигрывателем и настройками дорожек. И эта база постоянно обновляется.
Для полноценной работы требуется подписка или покупка бессрочной лицензии. Однако приложение полностью оправдывает свою цену.
Garage Band
Какой бы примитивной ни была ваша первая песня, её всё равно захочется записать и показать друзьям. В этом случае как нельзя кстати будет фирменное приложение Apple Garage Band.
Вы сможете записать звук с гитары или микрофона, а недостающие партии добавить с помощью виртуальных инструментов. После этого вам останется только свести все дорожки воедино и экспортировать в нужный формат. Кроме того, Garage Band содержит множество лупов, а также базовые уроки игры на пианино и гитаре.
Цена: Бесплатно
Music Memos
С этим приложением от Apple вы сможете зафиксировать свою музыкальную идею в любое время и в любом месте. Для этого даже не нужен музыкальный инструмент под рукой. Записывать можно не только вокал, но и гитару с фортепиано.
Music Memos автоматически определит темп и аккорды, а также мгновенно подберёт партии ударных и баса. Звучание записи можно изменить, присвоить тег и выгрузить в iCloud Drive. Вы всегда можете продолжить работу над композицией в Garage Band или Logic X в дальнейшем.
Цена: Бесплатно
Cadenza
Безошибочно чувствовать ритм могут лишь люди с абсолютным слухом. К сожалению, большинство людей им не обладает. Развить чувство ритма вам поможет самый обыкновенный метроном. Благодаря ему вы сможете не сбиваться с темпа и играть вместе с другими музыкантами.
Однако метроном вполне может заменить приложение Cadenza. Оно также имеет встроенный тюнер для быстрой, а главное, точной настройки гитары. Последнее, кстати, как нельзя актуально для начинающих гитаристов.
Chords
Часто при разучивании песен новичкам попадаются незнакомые аккорды, аппликатуры которых они не знают. В ситуациях, когда вы захотите освежить в памяти аппликатуры аккордов, очень пригодится приложение Chords.
В нём присутствуют только схемы аккордов. Зато аккорды представлены самые разнообразные, даже самые замысловатые. И каждый из них снабжён наглядной аппликатурой.
Разработчик: Adam Zapletal
Цена: Бесплатно