Концертное выступление.
Завершающим этапом творческой работы коллектива являются его публичные выступления. Это не только показ результатов повседневного труда коллектива, но и итоговая проверка всей его деятельности. На отчетных выступлениях и показах особенно ярко проявляются как положительные, так и отрицательные качества ансамблевого исполнительства, уровень подготовленности организационной стороны учебно-воспитательного процесса.
Концертное выступление – ответственейший момент в жизни музыкального коллектива. Во-первых, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса в коллективе, концертное выступление, в отличии от репетиции, имеет временную невозвратимость. На концерте нельзя остановить ансамбль, проиграть еще раз неудавшийся фрагмент, сделать замечание, изменить темповую, ритмическую, динамическую структуру пьесы, выровнять звучание групп отдельных и т.д. Пьеса звучит один раз, звучит такой, как получилась. По этому звучанию судят о техническом и художественном мастерстве ансамбля. Вся огромная предварительная работа коллектива оценивается отрицательно, если выступление получилось неудачным.
Во-вторых, во время концертного выступления участники и руководитель переживают иное, чем на репетиции, качественно новое эмоционально-психологическое состояние. Сильно психологическое воздействие оказывает на них слушательская аудитория. Присутствие публики порождает повышенную ответственность за исполнение, особое творческое волнение. На концерте пьеса исполняется, как правило, значительно эмоциональнее, ее музыкальная образность, «раскрытая и уложенная» участниками ансамбля, обогащается новыми красками, найденными непосредственно во время выступления, в момент большого творческого подъема.
В-третьих, концертное выступление отличается от обычной репетиции тем, что оно активизирует сплочение коллектива, поднимает творческую дисциплину, интенсифицирует воспитательный процесс. Временная невозвратимость концерта определяет максимальную ответственность каждого члена коллектива.
Педагогу также следует побеседовать с участниками ансамбля о внешнем виде и поведении на эстраде – выходе, посадке, поклоне, уходе. Выполнение требований дисциплины на сцене не только создает определенное впечатление у публики, но и способствует внутренней собранности каждого участника ансамбля, повышает чувство ответственности. Эту работу следует проводить даже в том случае, если данный ансамбль уже выступал в концертах ранее.
После концерта, на ближайшей встрече с ансамблем, педагог должен обсудить с учащимися итоги выступления, обратив их внимание на допущенные ошибки. Таким образом, концертное выступление неразрывно связанно с классной работой
Оно, с одной стороны, завершает работу над частью репертуара, а с другой – дает новый материал для дальнейшей учебно-воспитательной работы с ансамблем.
Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своим товарищем, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.
Композиция
В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.
«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено
Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.
Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.
Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.
2.5. Выступление
Концерт – важный элемент учебно-воспитательной работы, творческий итог деятельности ансамбля. Предметом внимания педагога должна стать подготовка ансамбля к выступлению, непосредственно сам выход, поведение на эстраде, выработка устойчивого внимания, четкость и продуманность действий.
Необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода (интервал между участниками, темп выхода и ухода).
Разумеется, этому необходимо уделить внимание с первых же репетиционных занятий. Участникам необходимо четко знать, кто с какой стороны и за кем выходит на сцену
Далее следует одновременно сесть за инструмент, синхронно начать играть. Необходимо отработать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены. Мобилизация внимания на сцене помогает не только внешне держаться красиво, но и донести до слушателя все сделанное в процессе репетиций, наконец, отражает чувство ответственности, уважение к слушателям.
Необходимо обеспечить большой «запас прочности» при подготовке к выступлениям детского ансамбля. Детская психика очень ранима, и ощущение неудачи может надолго отравить радость коллективного творчества. Вот почему в начальном периоде работы, классным занятиям следует отдать предпочтение перед преждевременными выступлениями. Излишнее волнение, чувство неудовлетворенности, которые приносят детям подобные «сырые» выступления, будут тормозить занятия в ансамбле на следующих этапах. После выступления участникам ансамбля нужно дать возможность выразить впечатление о своей игре. Дети очень любят это делать, и, обсуждая, бывают очень критическими.
Темперированный строй
Попыток темперации предпринималось великое множество. Вообще говоря, темперация – это любое отклонение интервала от чистого (натурального или пифагорейского).
Самым удачным вариантом оказалась равномерная темперация (РТС), когда октаву просто разбили на 12 «равных» интервала. «Равность» здесь понимается так: каждая следующая нота в одинаковое число раз выше предыдущей. И повысив ноту 12 раз, мы должны прийти в чистую октаву.
Решив такую задачу, мы получим 12-нотный равномерно темперированный строй (или РТС-12).
Рис. 6. Расположение нот темперированного строя
Но зачем вообще понадобилась темперация?
Дело в том, что если в натуральном строе (а именно его заменил равномерно темперированный) поменять тонику – звук от которого мы и «отсчитываем» тональность – например с ноты «до» на ноту «ре», то нарушатся все интервальные соотношения. Это ахиллесова пята всех чистых строев, и единственная возможность это исправить – это сделать все интервалы немного фальшивыми, но равными между собой. Тогда при перемещении в другую тональность по сути ничего не изменится.
Есть у темперированного строя и другие плюсы. К примеру, в нем можно исполнять музыку, как написанную для натурального строя, так и для пифагорейского.
Из минусов же самым очевидным является то, что все интервалы кроме октавы в этом строе фальшивые. Разумеется, и человеческое ухо – прибор не идеальный. Если фальшь будет микроскопической, то мы можем её просто не заметить. Но та же темперированная терция отстоит от натуральной довольно далеко.
Натуральная терция
Темперированная терция
Есть ли выходы из этой ситуации? Можно ли улучшить и этот строй?
Тропы
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Тропы | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. |
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский) Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. |
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов). Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). |
Метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. |
Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. |
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.) На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Перифраз | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.) Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны. |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
Приёмы решений по ТРИЗ
Всего по Альтшуллеру выделяется 40 приёмов. Расскажем о нескольких из них:
Принцип дробления
- Разделить объект на независимые части.
- Выполнить объект разборным.
- Увеличить степень дробления объекта.
Принцип объединения
- Соединить однородные или смежные объекты.
- Объединить во времени однородные или смежные операции.
- Один объект разместить внутри другого.
Принцип посредника
- Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
- На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.
Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.
Как найти и истолковать художественные средства
Чтобы интерпретировать литературные произведения, необходимо уметь распознавать использованные в них средства художественной выразительности автоматически, то есть не задумываясь. Вот несколько советов о том, как этого добиться.
Читайте вдумчиво и внимательно
Не стоит поддаваться искушению пролистать или пропустить какие-либо отрывки произведения. В этом случае можно не заметить некоторые из используемых средств выразительности и, как следствие, неверно интерпретировать текст.
Если в произведении есть какие-то отрывки, вызывающие особые эмоции или интерес, нужно присмотреться к ним внимательнее, проанализировать их на наличие литературных приемов. Неплохо также перечитать любые части, показавшиеся запутанными или непонятными при первом чтении. Это гарантирует более глубокое понимание отрывка (и произведения в целом).
Запоминайте основные литературные термины
Очень сложно идентифицировать литературные элементы в текстах, если не знать, что они собой представляют и как используются. Поэтому стоит запомнить хотя бы основные средства художественной выразительности, перечисленные выше. Знание этих приемов позволит легче узнать их в различных типах произведений.
Представьте целевую аудиторию
Зная, к какой аудитории автор обращается в своем произведении, можно легче понять, какие типы литературных приемов могут быть им использованы.
Например, в детской книге с наибольшей долей вероятности будут задействованы такие средства, как повтор или олицетворение.
Что такое сторителлинг? Узнайте, как создавать истории, от которых невозможно оторваться!
Делайте записи и отмечайте ключевые отрывки
Это один из самых важных советов. По мере чтения необходимо делать заметки в блокноте или на компьютере. Стоит записывать любые отрывки, абзацы, диалоги, описания и т. д., которые бросаются в глаза или содержат тот или иной литературный прием.
Можно делать заметки прямо на страницах, если книга – из личной библиотеки (но не из публичной!). Например, обводить в тексте ключевые слова и важные фразы, а также выделять интересные или особенно эффектные отрывки и абзацы.
Наконец, можно использовать стикеры для закладки страниц, где использован какой-то значимый литературный прием. Это поможет вернуться к ним позже, если потребуется.
1.4. Подготовительный период
Освоение нотного материала в классе ансамбля- предъявляет свои особые требования к педагогу и ученику. Приступая к работе над произведением, педагог, прежде всего, рассказывает о его авторе, знакомит с музыкальным содержанием и стилем произведения, разъясняет его форму. Разучивание музыкального произведения всегда требует постепенного обретения технической свободы, объединения различных компонентов исполнительской выразительности.
Во время подготовительного периода в работе с ансамблем педагог встречается с каждым участником дуэта в отдельности, тщательно готовя его к ансамблевому «сыгрыванию». Кропотливая индивидуальная работа, связанная с постижением и закреплением самых элементарных навыков ансамблевой игры, требуется даже в занятиях с достаточно продвинутыми учениками. Следует очень внимательно просмотреть нотный текст (ученики очень часто бывают невнимательными в самостоятельной работе).
Тщательная проработка штрихов, динамики, аппликатуры с учетом замысла, стилевых требований – таковы задачи, входящие в подготовительный период работы педагога.
Образ героя
Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой
Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета
В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная
Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь
Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.
2.3. Динамика в ансамблевом исполнении
Динамика (изменение силы, громкости звучания) является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения
Особо важное значение приобретает динамика в сфере фразировки – по-разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкального построения. Наиболее распространенный недостаток ученического исполнения – динамическое однообразие: все играется по существу mf и f
А p и pp вообще можно услышать очень редко.
Надо объяснить учащимся, что динамический диапазон четырехручного исполнения должен быть никак не уже, а шире, чем при сольной игре, так как наличие двух пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру, построить более объемные, плотные, тяжелые аккорды, использовать для достижения яркого динамического эффекта равномерное распределение силы двух человек. Хотя фортепиано не зазвучит от этого вдвое сильнее, но некоторый результат будет достигнут.
Важно, чтобы ученики ясно представляли градацию между f и p. Особую трудность представляет исполнение динамических указаний (акценты, crescendo, diminuendo и т.п.) в зоне нюанса piano
Часто такие обозначения выполняются абстрактно, безотносительно к указанному нюансу. Это требует от педагога особого внимания. Бережное отношение к piano – очень сложная, но необходимая область воспитания культуры музицирования. Трудности с реализацией указания subito piano будет гораздо меньше (особенно на первоначальном этапе), если ученик будет делать микро остановку перед subito piano.
Нюансы нередко становятся причиной изменений темпов (forte – быстрее, piano – медленнее, crescendo – ускоряя, diminuendo – замедляя).
Если с первых занятий не обращать на это постоянное внимание, то такие ошибки в дальнейшем преодолеваются с трудом. Несогласованное с партнером, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным
Поэтому создание единой во всех деталях динамики – обязательное условие технически грамотной совместной игры.
14 стр., 6521 слов
Работа над техникой в классе фортепиано
… в трудах клавиристов XVI-XVII веков уделено место технике игры — посадке, движениям, аппликатуре. Работа над техническими упражнениями описана в работе … исполнением до- минорного концерта В.Моцарта. Вскоре после этого начал заниматься у Бетховена, который высоко оценивал его дарование. По поручению Л.Бетховена пятнадцатилетний Черни аранжировал для фортепиано … трудности на четыре класса: 1) Октавы и …
Важность точного соблюдения каждым участником ансамбля динамических требований должна быть осознана учениками с первых уроков. К тому же нельзя допускать и формальной идентичности исполнения динамических указаний
Педагог учит умению правильно исполнять тот или иной общий нюанс в разных голосах в зависимости от их смысловой нагрузки, пониманию относительности звучания одного и того же нюанса (piano мелодии ярче, чем piano сопровождающей фигуры).
Во время занятий полезно иногда предложить детям исполнить отрывок изучаемого произведения, изменив всю его динамику. Результат такого исполнения «наоборот». как правило, очень помогает ученику осмыслить играемое произведение. Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения, нужно выявить кульминацию и посоветовать ff играть всегда с «запасом», а не на «пределе». Фортиссимо и форте не должно быть жестким (не от кисти, от локтя, а от плеча), резким. Такой недостаток в ансамбле особенно заметен. Напомнив, что до нюанса mf есть еще много градаций: mp, p, pp, полезно проиллюстрировать нюансы, чтобы ученики почувствовали, скольких выразительных средств они себя лишают.
Конечно, сразу добиться нужных результатов не удастся, потому что работа над звуком – область огромного труда.
Заключение
Для ансамбля баянистов характерны слитное, несколько однородное по тембру звучание, обширный диапазон и большое разнообразие нюансов – от сильной, плотной звучности до самой нежной и тихой. Ансамбли баянистов в состоянии исполнять сложнейшие произведения, написанные для симфонического оркестра, не искажая их фактуры и голосоведения.
Большое значение класса ансамбля в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы не вызывает сомнения. И главным здесь является привитие навыков ансамблевой игры, воспитание чувства ансамбля. Лучшие музыкальные школы на своих ежегодных отчетных концертах демонстрируют не только наиболее одаренных учащихся – исполнителей на различных музыкальных
инструментах, хоры и оркестры, но и хорошо и слаженные инструментальные дуэты, трио, квартеты и т.д.
Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. На занятиях ансамблем овладевают и совершенствуют, наряду с занятиями музыкальным инструментом, исполнительскую технику и навыки игры на баяне. Кроме того, у учащихся развивается музыкально-эстетический вкус и эстетическое отношение к музыкальному искусству. Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. Поэтому итогом проделанной работы могут быть выступления на классном, учебном, школьном концерте
Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах
Умение играть в ансамбле – важное качество, необходимое дирижёру и руководителю народного коллектива. Ведь именно ансамблевая игра – это результат творческих усилий участников, разных по особенностям творческого мышления, темпераменту, складу характера
Кроме того, игра в ансамбле, чрезвычайно дисциплинирует его участников в ритмическом отношении, активно совершенствует их метроритмические навыки, мелодический, полифонический, ладогармонический и тембровый слух.
Именно в процессе ансамблевой игры со всей полнотой и отчетливостью выявляют себя основные дидактические принципы развивающего обучения: а) увеличение объема исполняемого в учении музыкального материала и б) ускорение темпов его прохождения. Таким образом, ансамблевая игра — есть ничто иное, как усвоение максимума информации в минимум времени.
Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,полифонического, тембро-динамического). Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а так же овладеть более сложными метро – ритмическими категориями, (агогика, пауза и др.).
Ансамблевое музицирование способствует развитию аналитической, логической, рациональной памяти. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.
Заключение:
На основе выполненного анализа можно утверждать:
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, содержания исполняемого произведения. Такая форма занятий развивает важные профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений, поиск выразительности звучания. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ученик ощущает успех- единственный источник внутренних сил и мотивации.
Из проведенных исследований делается вывод:
1. Широкое использование фортепианного ансамбля способствует принципу педагогики – сотрудничества. Оно направлено на раскрытие творческого потенциала каждого учащегося, развитие способностей к самовыражению, освоение культурного наследия.
2. Ансамблевое исполнительство — как форма учебной работы требует умелого педагогического руководства и рационально продуманной методики, способствует реализации принципов развивающего обучения.
В настоящих методических рекомендациях были рассмотрены основные пути в особенности развития навыков ансамблевого четырехручного исполнительства. Разумеется, в работе не отражены все проблемы, связанные с ансамблевым музицированнием. Ждут ещё своего исследователя многие частные вопросы, связанные с этой интересной темой.