Мажор и минор

Мажоры среди нас

Мажор – что означает это слово, с точки зрения обывателя? С расслоением общества произошло негласное деление на богатых, успешных и более бедных, обычных людей. Особенно это заметно в молодежных кругах, среди подростков, где статус подтверждается наличием модной одежды и престижного автомобиля, или их отсутствием. Избалованных с детства, ни в чем не знавших отказа детей обеспеченных родителей и называют мажорами.

Достаточно вспомнить одноименный сериал, по сюжету которого сын богатого бизнесмена пришел служить обычным опером в отделение полиции. Среда, обычно, недружелюбно настроена по отношению к мажорам. Им надо приложить усилия, чтобы доказать, что они способны испытывать человеческие чувства и они для них что-то значат. Так же грустить и страдать, любить, радоваться простым вещам, ценить дружбу.

Мажорная гамма: разновидности, состав, примеры

Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.

Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:

До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:

До — (тон) – Ре — (тон) — Ми — (полутон) – Фа — (тон) — Соль — (тон) – Ля — (тон) – Си — (полутон) — До

Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.

В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:

Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:

Мажорная гамма в тональности «Ми»:

Мажорная гамма в тональности «Фа»:

Мажорная гамма в тональности «Соль»:

Мажорная гамма в тональности «Ля»:

Мажорная гамма в тональности «Си»:

Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон

Или в нотах:

Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:

Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Или в нотах:

Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:

Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.

Миксолидийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке

Миксолидийский лад – один из самых значительных и важных как в народной, так и современной музыке. Он относится к мажорному наклонению, и является основой для блюза, рок-н-ролла и джаза. Его до сих пор используют в поп-музыке, и каждый музыкант должен понимать, как он выстраивается, чтобы в случае необходимости придумать более интересную и необычную аранжировку для композиции. В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое миксолидийский лад, по каким законам он строится, и как его использовать в музыке.

Отличия от обычного мажора

Главная особенность миксолидийского лада заключается в том, что он является основой блюзовой гаммы . Отсюда и его характерное «американское» звучание, поскольку вся подобная музыка выстроена именно вокруг данного звукоряда. В миксолидийской гамме понижена седьмая ступень, что дает дополнительный окрас к привычному мажору.

Построение миксолидийского лада

Как уже было сказано выше, данный звукоряд выстраивается путем понижения седьмой ступени обычного мажора. Вот как это будет выглядеть на примере тональности Соль-мажор.

Ее обычная форма выглядит так:

Миксолидийский же вариант следующий:

G – A – B – C – D – E – F

Аппликатуры на гитаре

Миксолидийский лад на гитаре выстраивается по стандартной для мажорной гаммы схеме, но при этом последняя нота в ней будет всегда понижена на половину тона.

Для вашего удобства мы дадим вам бокс лада, построенный от тоники Соль. Для того чтобы использовать его в любой другой тональности – просто сыграйте тот же самый от лада с интересующим вас ключом.

Аккорды от лада

Поскольку в гамме на гитаре мы понижаем седьмую ступень, то для придания характерного звучания аккорду, нам нужно добавить эту ноту в трезвучие. То есть, если мы берем аккорд Соль-мажор, то его обычный вид следующий:

Теперь нам надо добавить седьмую ступень к уже готовой форме. И у нас получится:

Что, по факту, является доминантсептаккордом. Именно они и дают композициям в миксолидийском ладе то самое «современное» звучание.

Миксолидийский лад в музыке

В музыке миксолидийский лад можно услышать во множестве композиций. Прежде всего, это, конечно блюзовые и джазовые композиции, а также песни в стиле кантри и рок-н-ролл. Также кельтская и скандинавская музыка очень часто использует миксолидийский лад в своих гармониях.

Кроме этого, услышать использование данного звукоряда можно в песнях:

  1. Lynyrd Skynyrd – Sweet Home Alabama
  2. The Beatles – Norwegian Woods
  3. Guns’n’Roses – Sweet Child of Mine
  4. Lady Gaga – You and I

Примеры использования лада

Миксолидийский лад на гитаре, в первую очередь, можно использовать для игры кантри или рок-н-ролла. Аккорды, построенные внутри этого звукоряда, можно использовать для любой современной поп и рок-музыки. Гамма, помимо очевидной игры соло-партий в блюзе на гитаре , может использоваться и для обыгрывания доминантсептаккордов в джазе и любых других композициях.

Гамма ми-мажор: ноты и табы

Гамму ми-мажор можно исполнять в разных боксах, в разных позициях на гитарном грифе. Заучивание всех боксов позволяет быстро находить нужные ноты на грифе, а также развивает умение строить гамму от любой ноты.

Табы, или табулатура, представлена схематично в виде грифа гитары. Горизонтальные линии обозначают струны, вертикальные – лады. Кружками в схемах указаны места, в которых нужно зажимать необходимые струны.

Умение читать табулатуры очень важно для гитариста. Это развивает и память, и координацию, а также облегчает игру на гитаре в принципе

Боксы, которые будут представлены ниже, можно исполнять как по-отдельности, так и вместе. По сути, каждая из них является логическим началом следующего бокса. Если все-таки исполняются эти боксы друг за другом, то между ними не нужно делать паузу. Суть такого упражнения в том, чтобы быстро сыграть гамму, а также развить свои исполнительские способности.

При разучивании и игре гаммы в разных позициях следует придерживаться рекомендуемой аппликатуры. Аппликатура – это расписанное чередование пальцев при игре на каком-либо музыкальном инструменте. Если строго придерживаться данных рекомендаций, то результатом можно получить высокую технику и игры и хорошую беглость пальцев.

Первая позиция берет начало с открытых струн, то есть не зажатых. Данная позиция доходит до IV-го лада. Открытые струны задействованы не только в начале бокса, но и на всем его протяжении.

Вторая позиция располагается недалеко от первой – на I-ом ладу. Заканчивается она на V-ом ладу.

Третья позиция начинается там, где заканчивается первая – на IV-ом ладу. Располагается она на четырех ладах, то есть ее конец находится на VII-ом ладу.

С VI-го лада начинается четвертая позиция гаммы ми-мажор. Она занимает также 4 лада, но при этом одна нота затрагивает X-ый лад.

Заключительная, пятая позиция, берет начало с VIII-го лада и завершается на XII-ом. На этом позиции  гаммы ми-мажор заканчиваются. Если двигаться ниже по грифу, то вновь получается первая позиция и новый круг.

Поэтому достаточно выучить вышеописанные позиции, чтобы с легкостью играть гамму в любом боксе и от любой ноты.

Знание всех позиций гаммы позволяет музыкантам свободно импровизировать и создавать свои разнообразные в своем звучании композиции.

Изучение

При осваивании звукоряда необходимо вникнуть в ее характер, обучаться навыкам певучести и плавности игры legato. Нужно стараться использовать различную артикуляцию, акценты, разные ритмы. Применение многообразия нюансировок, динамики, тембра позволят улучшить качество исполнения.

Гамма сравнима с фундаментом той мелодии, из которой ее извлекают. Число их довольно велико. Разные национальные культуры обладают различными звукорядами. Незнание гамм сравнимо с попыткой сочинить поэму, не используя слова. Они являются палитрой, предоставляющей ноты для создания сольных мелодий, аккордов, аккомпанементов. Чем большее количество изученных гамм, тем больше возможностей для самовыражения.

Также возможно вам будет интересно почитать:

  • о Casio
  • о Roland
  • Синтезаторы Casio с функцией обучения
  • Как научиться играть на пианино
  • Ноты на фортепиано
  • Где находится первая октава на клавиатуре пианино

Как определить лад мелодии

Любая мелодия написана в рамках определённого лада. Послушаем пример.

2 способа узнать лад

Узнать лад можно 2-мя способами:

  1. 1-ый способ – выписать все ноты мелодии в виде гаммы, начиная от самой нижней и посмотреть на формулу лада.  
  2. 2-ой спосб – послушать настроение мелодии и посмотреть на её последнюю ноту – тонику.  Видно, что она нота фа, а опорные ноты мелодии – ля и до – устойчивые 3-ья и 5-ая ступени лада.

Итак, тональность мелодии фа-мажор – с бемолем у ноты си.

Если всю мелодию выделить на нотоносце и опустить на терцию вниз, то она будет звучать в параллельной тональности – ре-минор.

Заметьте: набор нот тот же – сменилась только тоника. То есть сотрудники те же, только начальник другой – вместо ноты «фа» теперь «ре». С ней как тоникой мелодия зазвучит грустнее.

Вот кусочек мелодии. От ноты фа он звучит светло, а от ноты ре – грустно.        

Строение ладов из тетрахордов

Лад из 8-ми нот можно разбить на 2 отрезка по 4 ноты — тетрахорды.

Тетра – от лат. 4 – как в слове тетрадь – 4 стороны, а хорд – струна. Раз струна извлекает ноту или ступень лада, заменим её на слово «ступень».

И в каждом ладу есть 2 тетрахорда:

  • нижний – это 1-ая, 2-ая, 3-ья и 4-ая ступени;
  • верхний – 5-ая, 6-ая, 7-ая и 8-ая – повторение 1-ой ступени или тоники.

От их видов зависит строение и вид всего лада.

В мажоре оба тетрахорда – одинаковые: со схожей формулой — Т-Т-П. Они соединены 1 тоном.

Нижний тетрахорд не меняется, и он отвечает за качество лада. Если его формула Т-Т-П, то это мажорный лад, а если Т-П-Т – минорный.

Верхний тетрахорд может меняться и определяет тип лада.

Типы мажорного и минорного ладов

3 типа мажора

До этого мы говорили про 1-ый тип мажора – натуральный.

В уроке 6 мы поняли, что в нём все интервалы от тоники до других ступеней большие и чистые и построен он на белых клавишах фортепиано.

Но есть ещё 2 типа мажора: 2-ой тип – гармонический. Он получится, если в натуральном мажоре опустить 6-ую ступень.

При этом верхний тетрахорд станет таким – П-1,5Т-П.  У него восточный оттенок звучания из-за увеличенной секунды – между ля-бемоль и си.

Заметьте: мы изменили 1 ноту, а это привело к появлению новых интервалов:

  • 1-ое — большая секста до-ля превратилась в малую – до-ля-бемоль,  
  • 2-ое – между 2-ой ступенью – нотой ре и ля-бемоль интервал зловещего тритона,  
  • 3-ье – между 4-ой – нотой фа и ля-бемолем малая терция.  

Вывод: формула лада похоже на химическую формулу. Например, CO – 1 атом углерода и 1 атом кислорода — угарный газ, а CO2 – уже 2 атома кислорода – углекислый газ.

То есть 1 атом меняет всё вещество – его название и свойства. Так же и в ладу понижение или повышение любой 1-ой ступени меняет название и окраску звучания лада.

Название гармонический означает, что лад используется как основа гармонии – об этом будет в уроке 9.

Если в нём понизить на полутон ещё и 7-ую ступень, то получится 3-ий тип мажора – мелодический – для создания мелодии и встречается гораздо реже, чем прошлые 2 типа.

Верхний тетрахорд станет таким – П-Т-Т и теперь он зеркальное отражение нижнего тетрахорда – Т-Т-П. Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах мажора.

В натуральном мажоре она звучит радостно, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – тревожней. Причина: он почти минор – нужно только понизить 3-ью ступень.  

3 типа минора

При понижении 3-ей ступени нижний тетрахорд изменился на Т-П-Т и получился 1-ый тип минора — натуральный с 3-мя пониженными ступенями – 3, 6 и 7.

Если у натурального мажора тетрахорды одинаковые, то у минора – разные.

Вывод: главное отличие мажора от минора в терции – III-ей ступени.

Минорный лад применяется часто и звучит мягко, не напряжённо, в отличие от мажора.

Причина – в миноре нет сильного полутонового тяготения 7-ой ступени в 1-ую как в мажоре, потому что она понижена и между ними целый тон. То же самое с нотами фа и ми – 4-ой и 3-ей ступенями.  В мажоре между ними полутон, а в миноре – тон. Сравним.

У минора тоже есть те же 3 типа, что и у мажора.

Если в натуральном миноре позаимствовать острое тяготение 7-1 из мажора, то есть поднять на полутон 7-ую ступень, то получится 2-ой тип минора – гармонический.

Заметьте: верхний тетрахорд у гармонического мажора и минора одинаковый – оба с восточным звучанием из-за увеличенной секунды в 1,5Т.

Если её убрать, подняв 6-ую ступень, то тетрахорд будет как у натурального мажора – Т-Т-П, а минор при этом будет 3-его типа – мелодический.

Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах минора.  В натуральном миноре она грустная, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – светлее.

Гармонический мажор

В гармоническом мажоре, в отличие от натурального, понижается шестая ступень. Понижение происходит на полтона с помощью знака бемоль (если до понижения ступень была чистой нотой, то есть без альтерации), дубль-бемоль (если до понижения ступень и без того уже была низкой, бемольной), либо с помощью знака бекар (в том случае, если до понижения ступень была диезной нотой).

Так, например, в гармоническом Ми-бемоль мажоре (Es-dur) кроме собственных трех бемолей (СИ, МИ, ЛЯ-БЕМОЛИ) появится еще и ДО-БЕМОЛЬ (VI пониженная ступень). В гармоническом Си-мажоре (H-dur) в результате понижения шестой ступени появится СОЛЬ-БЕКАР (в этой тональности исходная, натуральная шестая ступень – СОЛЬ-ДИЕЗ).

Гармоническая пониженная VI ступень в мажоре меняет структуру звукоряда гаммы, а также вызывает появление в такой разновидности лада новых увеличенных и уменьшенных интервалов. Так, например, между III и VI пониженной ступенью образуется интервал уменьшённой кварты (ум.4), которого нет в натуральном мажоре. Между VI пониженной и VII ступенями появляется интервал увеличенная секунда (ув.2).

Кроме того, изменение всего одной ступени влияет и на образование аккордов в тональности. Так, из-за VI пониженной ступени субдоминантовое трезвучие – S53 (субдоминанта – это IV ступень, одна из главных ступеней лада) становится минорным, в то время как в натуральном мажоре оно было мажорным. Трезвучие VI ступени, бывшее в натуральном мажоре минорным, становится увеличенным (Ув.53).

Понижение VI ступени с удовольствием применяют композиторы для того, чтобы повысить красочность музыки, создать новый колорит звучания. Ведь неожиданный минорный аккорд в условиях мажорного лада создаёт оттенки мягкости, необычности звучания, иногда привносит восточные краски. Самое главное, что это простое средство никогда не остается не замеченным слушателями, понижение VI ступени всегда воспринимается по-особому.

Чтобы вы сами могли оценить красоту и интересное звучание гармонического мажора, предлагаем вам прослушать пример из музыкальной литературы. Это мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Музыкальный интервал

Музыкальный интервал — это расстояние между двумя нотами или звуками. Если ноты берутся одновременно, то это гармонический интервал. А если последовательно, то мелодический.

Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.

Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.

И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано

Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.

Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.

Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.

В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.

Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.

Таблица интервалов в музыке

Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.

Простые интервалы
Название интервала Обозначение Кол-во тонов Кол-во ступеней Тип
Чистая прима ч. 1 1 Совершенный консонанс
Увеличенная прима ув. 1 0,5 1 Диссонанс
Уменьшенная секунда ум. 2 2 Совершенный консонанс
Малая секунда м. 2 0,5 2 Диссонанс
Большая секунда б. 2 1 2
Увеличенная секунда ув. 2 1,5 2 Несовершенный консонанс
Уменьшенная терция ум. 3 1 3 Диссонанс
Малая терция м. 3 1,5 3 Несовершенный консонанс
Большая терция б. 3 2 3
Увеличенная терция ув. 3 2,5 3 Весьма совершенный консонанс
Уменьшенная кварта ум. 4 2 4 Несовершенный консонанс
Чистая кварта ч. 4 2,5 4 Весьма совершенный консонанс
Увеличенная кварта ув. 4 3 4 Диссонанс (другое название — тритон)
Уменьшенная квинта ум. 5 3 5
Чистая квинта ч. 5 3,5 5 Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квинта ув. 5 4 5 Несовершенный консонанс
Уменьшенная секста ум. 6 3,5 6 Весьма совершенный консонанс
Малая секста м. 6 4 6 Несовершенный консонанс
Большая секста б. 6 4,5 6
Увеличенная секста ув. 6 5 6 Диссонанс
Уменьшенная септима ум. 7 4,5 7 Несовершенный консонанс
Малая септима м. 7 5 7 Диссонанс
Большая септима б. 7 5,5 7
Увеличенная септима ув. 7 6 7 Совершенный консонанс
Уменьшенная октава ум. 8 5,5 8 Диссонанс
Чистая октава ч. 8 6 8 Совершенный консонанс

Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.

Составные интервалы
Название Обозначение Кол-во тонов Кол-во ступеней Тип
Чистая октава ч. 8 6 8 Консонанс
Увеличенная октава ув. 8 6,5 8
Уменьшенная нона ум. 9 6 9 Диссонанс
Малая нона м. 9 6,5 9
Большая нона б. 9 7 9
Увеличенная нона ув. 9 7,5 9
Уменьшенная децима ум. 10 7 10 Консонанс
Малая децима м. 10 7,5 10
Большая децима б. 10 8 10
Увеличенная децима ув. 10 8,5 10
Уменьшенная ундецима ум. 11 2 4 Консонанс
Чистая ундецима ч. 11 2,5 4
Увеличенная ундецима ув. 11 3 4
Уменьшенная дуодецима ум. 12 3 5 Консонанс
Чистая дуодецима ч. 12 3,5 5
Увеличенная дуодецима ув. 12 4 5
Уменьшенная терцдецима ум. 13 3,5 6 Консонанс
Малая терцдецима м. 13 4 6
Большая терцдецима б. 13 4,5 6
Увеличенная терцдецима ув. 13 5 6
Уменьшенная квартдецима ум. 14 4,5 7 Диссонанс
Малая квартдецима м. 14 5 7
Большая квартдецима б. 14 5,5 7
Увеличенная квартдецима ув. 14 6 7
Уменьшенная квинтдецима ум. 15 5,5 8 Консонанс
Чистая квинтдецима ч. 15 6 8

История ладов народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре.

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.

С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Гитара: теория для начинающих. Гармонический и мелодический мажор

На
прошлом уроке
мы познакомились с объективными признаками определения тональности.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР

До сих пор мы имели дело с натуральными мажором и минором. Однако в музыке есть и другие виды этих звукорядов. Например, гармонический и мелодический. Эти звукоряды являются искусственными, т. е. изобретёнными композиторами. Небольшие изменения, внесённые в натуральный звукоряд (альтерация той или иной ступени), создают новый звукоряд, иное музыкальное пространство, иную атмосферу, в конечном итоге — иной, особый мир.

Рассмотрим гармонический мажор. Этот звукоряд стал применяться в конце XVII — начале XVIII веков, в частности — в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, и до сих пор остаётся востребованным музыкантами всех жанров. Гармонический мажор образуется от натурального мажора, в котором нужно понизить на полутон VI ступень. При этом между VI и VII ступенями лада образуется характерный интервал: увеличенная секунда (ув. 2). Она и придаёт этому звукоряду необычный, «восточный» колорит. Появление в ладу интервала ув. 2 образует особую интервальную структуру, называемую гемиоликой.

Попробуем построить звукоряд гармонического мажора в какой-нибудь тональности. Ну, например, в Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI ступень и понижаем её на полутон. Вот и всё, гармонический Соль мажор к вашим услугам.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР

Мелодический мажор отличается от натурального мажора тем, что в нём понижены на полутон две ступени: VI и VII. В музыкальном обиходе этот лад появился в XVII веке. Мелодический мажор применяется реже, чем натуральный и гармонический.

Хроматизм (от греч. xpwua — цвет, краска) — использование полутоновых соотношений звуков в темперированной системе. Звуки, не входящие в семиступенный диатонический тональный звукоряд мажора или минора, называются хроматическими. В октаве тонального звукоряда хроматических звуков пять. Они располагаются там, где расстояния между основными ступенями имеют интервал в один тон. Так, в До мажоре хроматическими звуками будут все пять чёрных клавишей. Хроматическая гамма включает в себя все 12 звуков октавы, исполняемые подряд, без исключений, снизу вверх или в обратную сторону. А «белые» звуки составляют основной, или диатонический, звукоряд тональности. Древние греки соотносили семь диатонических ступеней с семью цветами радуги. Изме­нённые, или хроматические, звуки считались оттенками, возникавшими от смешения семи цветов радуги. Исаак Ньютон обнаружил подобие между цветным спектром солнечного света и гаммой. По его классификации нота до соответствует красному цвету, ре — фиолетовому, ми — синему, фа — голубому, соль — зелёному, ля — жёлтому, си — оранжевому. Известно, что некоторые люди «видят» музыку как игру красок. Этим даром, который учёные назвали синопсией, были наделены такие выдающиеся музыканты, как Г. Берлиоз, Ф. Лист, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев, О. Мессиан и др.

Построим звукоряд мелодического мажора в том же Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI и VII ступени и понижаем их на полутон

Обратите внимание на то, что VII ступень в Соль-мажоре — не просто фа, но фа-диез. Поэтому при понижении мы пишем знак бекар, который отменяет диез и понижает ноту на полутон

На
следующем уроке
мы познакомимся с гармоническим и мелодическим минором.

надо сыграть гамму ре-мажор гармоническую и мелодическую.помогите пожалуйста.как её сыграть?

В гармоническом мажоре понижается 6 ступень в обоих направлениях, в мелодическом мажоре — 6 и 7 ступень только в нисходящем движении.
В гармоническом миноре повышается 7 ступень в обоих направлениях, в мелодическом миноре — 6 и 7 ступени повышаются только в восходящем движении.
Хроматическая гамма — движение по полутонам, где есть особые правила повышения и понижения ступеней связанные с сродством тональностей.
Ре мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе) .
Звуки, из которых состоит Ре мажор: ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре.
Ключевые знаки в тональности Ре мажор: фа-диез, до-диез.
Гамма Ре мажор и ее ступени: ре -I, ми — II, фа-диез — III, соль — IV, ля — V, си- VI, до-диез — VII, (ре) — I.
Тоническое трезвучие в Ре мажоре: ре-I, фа-диез — III, ля — V
Вводные звуки в Ре мажоре: до-диез — VII,ми — II
ну и, собственно, дальше всё у вас получится ^-^ еще раз посмотрите, какая ступень опускаете и т. д. все аккорды

натуральный вид-ЭТО ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИНОР
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР-в нём повышается 7 ступень на пол тона.
Мелодический минор- придвижени вверх повышается 6 и 7 ступень, а придвижении вниз повышение отменяется.

натуральный вид-ЭТО ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИНОР
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР-в нём повышается 7 ступень на пол тона.
Мелодический минор- придвижени вверх повышается 6 и 7 ступень, а придвижении вниз повышение отменяется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: