Аппликатуры аккордов для гитары

Подробное описание схемы

В первую очередь рассмотрим пустую схему. Аппликатура представляет собой изображения неполного гитарного грифа, в этом случае шестиструнной гитары, и необходимым количеством ладов. Внешне точно напоминает гриф.

Что обозначает сетка аппликатуры

Главным ориентиром считается верхний порожек. Он обозначается толстой черной чертой. Если она присутствует, то автоматически стоит брать на начало нулевой лад.

Далее все лады отделяются простыми черточками, которые образуют вместе со струнами прямоугольники, а все вместе выглядит как сетка с четко указанным необходимым ладом и струной.

Отсчет струн с 1 по 6 в основном происходит справа налево.

Таким образом можно быстро находить нужные струны и лады по схеме при чтении табов.

Номера пальцев левой руки

Пальцы левой руки имеют свои номера: 1, 2, 3, 4, которыми обозначаются пальцы от указательного до мизинца в соответствующем порядке.

В основном номера пальцев указывают в аппликатурах аккордов на гитаре для начинающих, чтобы им не только проще было ориентироваться, но и научиться брать аккорда правильным образом для определенной композиции

Это важно для того, чтобы быстро и правильно менять положения пальцев и не терять заданный темп

Чаще всего такой прием используют в блюзовой, рок – музыке и произведениях бардов для зажатия баса или глушения.

Обозначение верхнего порожка на сетке

Толстая полоса вверху схемы обозначает нулевой порожек. На гитаре этот порожек расположен вверху струн, и используется для поднятия струн над грифом.

Буква обозначающая аккорд

При написании аккордов на аппликатурах используют эквивалентные им наименования латинскими буквами. Для мажорных – C, D, E, F, G, A, B (H иногда), а для минорных Am, Bm(Hm иногда), Cm и т.д.

Если аккорды повторяются, схематично их уже не показывают, а записывают только буквенное обозначение.

Точки на сетке

Отдельное внимание стоит уделить точкам на схеме

Их расположение очень важно соблюдать при переносе схемы на гитару

Черные точки обозначают те лады, которые нужно зажать. Их рисуют точно на тех струнах, лады которых необходимо зажать.

На начальном этапе можно сделать рисунок схемы и построить аккорд, приложив листок к грифу.

Точки за сеткой аппликатуры

Круги, которые внутри белого цвета, находятся за рисунком схемы и означают струны, не требующие зажатия, но звучащие в данном аккорде.

Иногда в произведении необязательно их играть или игра может быть несколько приглушенной, если этого требует концепция композиции.

Цифры внутри черных точек соответствуют номеру пальца, которым правильно и целесообразно его зажимать.

Буквы на точках

В продвинутых записях аппликатур используются буквенные обозначения внутри черных кругов. Это необходимо для того, чтобы знать, какие звуки должны играться.

Такой способ записи ориентирован на более профессиональную игру, которая позволяет не только безоговорочно считывать и воспроизводить информацию, но и управлять звучанием.

Что означает символ x

Можно предположить, что этот символ обозначает что-то запрещающее, что не стоит играть. Этим символом обозначаются струны, которые не играются в данном аккорде. Расположены крестики за схемой, где обозначаются также белые круги открытых струн.

Обозначение баре

Многие построения трезвучие невозможно сыграть, не применив прием баррэ. Баррэ бывает малое или большое.

На гитарных аппликатурах баррэ обозначается дугой, которая объединяет то количество струн, которое должен покрыть палец.

Номера ладов

Не все аккорды строятся на открытых струнах или первых нескольких ладах, поэтому придумали также обозначение, которое помогает ориентироваться в записи поиска лада.

За схемой справа или слева будет написаны цифры как раз между линиями, которыми разделяются лады.

Что такое джазовая гамма?

Шкала — это группа музыкальных нот, которые работают вместе. Весы используются для создания мелодий и соло.

Джазовая гамма — это просто гамма, которую можно использовать над произведением джазовой музыки. Джазовые гаммы часто сравнивают с «блюзовыми». «Блюзовая» гамма — это особая гамма, которая используется в блюзовой музыке.

Многие гитаристы ошибаются, полагая, что есть специальная «джазовая гамма», которую они могут использовать в любом виде джазовой прогрессии.

Однако джаз немного сложнее блюзовой музыки. На самом деле, чтобы выучить джазовые гаммы, вам нужно выучить более одной гаммы.

Как и любой другой тип гаммы, джазовые гаммы делятся на две категории: мажор и минор.

Let’s learn to play some jazz scales.

Самая важная последовательность в джазе

Самая, еще раз, САМАЯ важная гармоническая последовательность в джазе это последовательность II — V — I (читается как два пять один). Без понимания этой последовательности, можете даже не пытаться что-то понять в джазовой гармонии и импровизации. Аккордовая последовательность 2-5-1 — это база с которой начинается все в джазе.

Что это такое, и откуда это берется. В статье про аккордовую гамму на бас гитаре я рассказывал, что во всех мажорных тональностях на каждой ступени гаммы строятся одни и те же типы септаккордов. Так вот, 2 5 1 это всего лишь короткое обозначение аккордов определенных ступеней без учета конкретной тональности.

С точки зрения классической гармонии и функций аккордов 2-5-1 это не что иное как движение субдоминанты в доминанту с разрешением в тонику (T-S-D).

Почему аккорд II ступени это функция субдоминанты?

Если вы немного знакомы с наукой гармонии, то должны знать, что функций у аккордов всего три:

  1. Тоника (T) — остановка, статика, разрешение.
  2. Субдоминанта (S) — движение, уход от тоники.
  3. Доминанта (D) — максимальная неустойчивость, стремится к разрешению в тонику.

Строятся они на соответствующих ступенях лада, от которых и получили свое название: тоника — I ступень, субдоминанта — IV ступень, доминанта — V ступень.

Видим, что если тоника и доминанта у нас совпадают, то с субдоминантой есть вопрос. Но! Давайте построим трезвучие от IV ступени лада, для простоты возьмем тональность до-мажор. Получим ноты F, A и C. А септаккорд от II ступени в тональности до-мажор состоит из нот D, F, A и C. Как видите, добавилась только одна нота, но субдоминантовая функция сохраняет свое звучание на 100%.

Возможно, это несколько упрощенное объяснение, и тру-теоретики меня закидают тапками, но, для дальнейшего понимания нам этого будте достаточно.

Два типа аккордов

Если рассматривать два вида аккордов с точки зрения обывателя, то можно с лёгкостью определить какой аккорд вы слышите в данный момент и отнести его к той или иной категории аккордов. Этих категорий всего две. Это мажорные и минорные аккорды.

Минорные аккорды

Минорные аккорды напротив, звучать грустно, печально, хочется плакать и уйти с работы, но уйти нельзя(( Но это конечно же очень упрощённое определение. Для построения мажорных и минорных аккордов существует определённая система, сейчас я вытру рукавом скупые слёзы и расскажу вам о ней более подробно.

Построение мажорных и минорных аккордов

Для того, чтобы нам было легче понять строение мажорных и минорных аккордов мы с вами обратимся к фортепианной клавиатуре, так как она даёт более наглядную информацию, которую в последствии мы перенесём на гриф гитары.

Сейчас на экране вы видите фрагмент фортепианной клавиатуры состоящей из двух октав.

Доминантные джазовые гаммы — миксолидийская шкала

Другой тип аккорда, который обычно используется в джазовой музыке, — это доминантный аккорд, также известный как аккорд «7». Часто вы видите эти аккорды в блюзе из 12 тактов.

Джаз считается более продвинутой версией блюза

Таким образом, уменьшение масштаба важно, если вы хотите привнести в свою игру звук джазового блюза

Вот табуляция и обозначения, мы все еще используем тональность C для этого! Таким образом, вы можете использовать эту гамму поверх аккорда C7 или C-блюза.

Миксолидийская шкала очень тесно связана с мажорной шкалой, отличается только одним интервалом. Это 7-й интервал. Вот интервалы для миксолидийской шкалы:

  • Корень.
  • Большой второй.
  • Главный третий.
  • Совершенный четвертый.
  • Идеальный пятый.
  • Мажорная шестая.
  • Сглаженная седьмая.

В мажорной гамме у нас есть мажорная седьмая.

В миксолидийской шкале у нас есть сглаженная седьмой. Это то, что придает миксолидийской шкале ее блюзовый звук.

Составление названий аккордов по нотным записям

На следующем рисунке выделены ноты, которые исполняются одновременно. Чтобы определить, какому аккорду принадлежат эти ноты, необходимо выделить неповторяющиеся ноты и определить интервалы до одной из нот аккорда.

Рис. 15. Пример написания аккорда. Ноты аккорда Фа, Ля, До выделены красным.

Наиболее компактное расположение нот аккорда получается относительно ноты Фа. Как было показано на рис.8, ноты, расположенные относительно тоники на 4 и 3 полутона, образуют мажорный аккорд. Следовательно, в записи рис. 15 указан аккорд Фа-мажор (F).

Рис. 16. Компактное расположение нот аккорда.

Джаз

А теперь внимательный читатель мог задать вопрос, а при чем тут Новый Орлеан? И если блюз и регтайм — это такие классные родоначальники джаза, но они и также самостоятельные музыкальные жанры, то что такое джаз?

Очень мало известно о конкретных людях того времени, считается что первый джазмен — это корнетист Бадди Болден (Buddy Bolden). У него был свой марширующий бэнд, с которым он выступал на похоронах и свадьбах, и в моменты особого веселья и танцев он переносил ритмический акцент бас бочки с первой доли маршеобразного ритма создавая неожиданную синкопу, которая заставляла танцевать еще сильней.

А это очень много чего значит, как мне кажется, от такой трансформации они что-то почувствовали. Почувствовали, что «качает» намного круче, когда не акцентируешь сильные доли!

Вот теперь всё сливается в одно целое, потому как, где кроме Нового Орлеана могло произойти пересечение оркестра Бади Болдена, блюза, регтайма и испанской хабанеры? Там было для этого всё: люди, инструменты, атмосфера. Чтобы было понятнее давайте смоделируем весь процесс.

У нас есть типичный ритм регтайма в 2/4 маршеобразным аккомпанементом:

Теперь мы увеличим длительности в два раза и размер такта с 2/4  до 4/4:

Здесь в дело вмешивается еще одна звезда того времени — Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton). И да это еще один важный пианист в этой истории.   Джелли Ролл Мортон внедрил в свою игру ритм хабанеры в левую руку и блюзовые нотки в правую:

Это заставило ритм качать еще сильней, а в купе с синкопой Бади Болдена привело музыкантов на мысль, что если синкопировать и опираться не на первую и третью доли такта, тогда можно заставить ритм «качаться». А если качается ритм, то и качаются люди в такт и пританцовывают. В итоге получился вот такой вот вариант:

Почти всё. Если уже сыграть в таком варианте, то вы просто не сможете устоять и играть идеально ровно, вы начнете «качаться» относительно второй и четвертой долей такта. Произошла первая революция джаза — родился свинг! 

Опять же, трудно обрисовать картину, когда не живешь в то время, возможно есть упущения в моей истории, буду рад любым вашим конструктивным дополнениям. Как мне кажется, это первый важный этап джазовой истории.

Всем усердия в занятиях!

Роман Алексеев

Просмотры:
3 823

Обращение аккордов

Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.

Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.

Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.

Список упражнений даст возможность потренироваться:

  1. Закрыв глаза, выстраивайте септаккорды по определенному плану.
  2. Делайте обращение снизу вверх, а потом наоборот. Сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
  3. Обращение септаккорда с зафиксированным положением пальцев пробуйте перемещать, играя на других нотах.

Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.

Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.

Джазовое фортепиано — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Джазовое фортепиано — собирательный термин для техник, которые применяют пианисты играя джаз. В расширенном смысле слово может употребляться и для таких же техник игры на любом другом клавишном инструменте. Фортепиано было неотъемлемой частью джазового стиля с самого начала, и соло и в составе ансамбля. Его роль одна из самых многогранных, в значительной степени из-за объединённой мелодичной и гармонической природы инструмента. По этой причине фортепиано важный инструмент в понимании теории джаза и аранжировок для джазовых исполнителей и композиторов. Наряду с гитарой, а также вибрафоном и другими клавишными, фортепиано — один из немногих инструментов в инструментальном джазовом ансамбле, который может играть аккорды, а не только отдельные ноты, как саксофон или труба.

Metaphors For The Musician от Randy Halberstadt: ознакомление с практически всеми аспектами джазового фортепиано

  • Jazz on Piano — портал и блог посвящённый секретам джазового фортепиано
  • DailyImprov.net — примеры сольных джазовых импровизаций на фортепиано

Как играть в джаз на фортепиано или клавиатуре — манекены

Если есть один особый музыкальный стиль, который охватывает все, что может сделать фортепиано, это джаз , Празднованный многими как величайшая форма искусства Америки, джаз является королем, когда речь идет о интересных гармониях аккордов, изменении ритмов и импровизации. Легендарные джазовые пианисты, такие как Билл Эванс, Арт Татум, Бад Пауэлл и многие другие, взяли эти элементы и добавили их в классические песни, чтобы сделать их немного более интересными.

Истинный дух джаза всегда был импровизацией, что делает определение фактического строительства джаза самым сложным. Цель в джазе — создать новую интерпретацию установленной пьесы (называемой стандартом ) или построить на основе установленного музыкального произведения, изменив мелодию, гармонию или даже подпись времени. Это почти похоже на джаз, чтобы сломать прочь из формы.

Ближайший способ определить, как устроен джаз, — взять основную идею за вокализацию блюза — вокалы вокала и ответа — и заменить голоса различными инструментами которые составляют джазовый звук: латунь, бас, перкуссия (в том числе фортепиано) и духовые инструменты, а также более недавнее включение электрогитары. Например, в джазовом исполнении Диксилэнд музыканты по очереди играют главную мелодию на своих инструментах, в то время как другие импровизируют

контрмелоды, или контрастные второстепенные мелодии, которые следуют на заднем плане.

свободный джаз, , где нет реальных различимых правил, но используется джазовая аппаратура — это ритм. Вся джазовая музыка, за исключением бесплатного джаза, использует четкие, регулярные ритмы и сильно пульсирующие ритмы, которые можно услышать по всей музыке. Jazzing it up

Джазовое пение

В джазовом вокале ключевую позицию занимают безупречное чувство ритма и гармонии, подвижность голоса. Джазовый вокалист должен ощущать конструкцию мелодии. Задача его состоит в том, чтобы не отходя от основной гармонии, показать свое видение мелодической темы, видоизменив ее по своему усмотрению. В настоящее время джазовый и эстрадный вокал довольно тесно связаны друг с другом, так как в популярной эстрадной музыке много элементов джаза. Мощный голос с широким рабочим диапазоном, высокоразвитый мелодический и гармонический слух отличают профессионального джазового вокалиста.

Практика игры на музыкальном инструменте — это отличный метод развития гармонического слуха и мышления. Музыканту необходимо проработать стандартные гармонические последовательности в различных тональностях и проанализировать весь гармонический материал.

Sus аккорды

Никто не спорит, что мажорные и минорные аккорды — самые важные типы аккордов в музыке. Мажорные аккорды легкие и радостные; меньшие темнее и печальнее.

Сус-аккорды — это особые аккорды, которые находятся где-то между минорным и мажорным. У них нет определенной эмоциональной окраски. Их звук всегда нейтрален, но это не мешает им проявлять интерес к различным последовательностям трезвучий.

Попробуйте объединить простые минор-мажор с их разновидностями сус в цепочку.

Аккорды Sus всегда будут хорошо звучать перед аналогичными минорными или мажорными аккордами: Bsus4 перед B, Dsus2 перед D и т.д.

Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы

Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.

Все струны пронумерованы с 1-й по 6-ю: первая является самой тонкой, шестая – самой толстой. Также струны с 4 по 6 иногда называют «басовыми» или «низкими», 1-3 струны – «высокими», несмотря на то, что на плоскости гитары они расположены ниже.

Нумерация струн на гитаре

Для удобства записи гитарных партий и игры гриф гитары по горизонтали разделен на лады – на отдельных ладах есть отметки для быстрого визуального понимания и ориентации на грифе (обычно это 12-й лад, а также 3-5-7-9 лады и 15-17-19-21).

Нумерация ладов на гитаре

Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».

Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:

  • Указательный — №1
  • Средний – №2
  • Безымянный — №3
  • Мизинец — №4
  • Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет

Что такое джазовая гамма?

Шкала — это группа музыкальных нот, которые работают вместе. Весы используются для создания мелодий и соло.

Джазовая гамма — это просто гамма, которую можно использовать над произведением джазовой музыки. Джазовые гаммы часто сравнивают с «блюзовыми». «Блюзовая» гамма — это особая гамма, которая используется в блюзовой музыке.

Многие гитаристы ошибаются, полагая, что есть специальная «джазовая гамма», которую они могут использовать в любом виде джазовой прогрессии.

Однако джаз немного сложнее блюзовой музыки. На самом деле, чтобы выучить джазовые гаммы, вам нужно выучить более одной гаммы.

Как и любой другой тип гаммы, джазовые гаммы делятся на две категории: мажор и минор.

Let’s learn to play some jazz scales.

Практический метод построения хорды

Ранее в этом уроке вы узнали первый метод построения аккордов. Теперь вы изучите более быстрый и практичный метод.

Первый шаг – запоминание аккордов и тонов аккорда до мажор и их формул аккордов :

Cmaj7 CEGB 1 3 5 7
Dm7 DFAC 1 b3 5 b7
Em7 EGBD 1 b3 5 b7
Fmaj7 FACE 1 3 5 7
G7 GBDF 1 3 5 b7
Am7 ACEG 1 b3 5 b7
Bm7b5 BDFA 1 b3 b5 b7

Вы должны быть в состоянии представить себе типы аккордов, тоны аккордов и формулы до мажор, не задумываясь.

Остальную часть этого метода лучше всего пояснить на нескольких примерах …

Примеры построения аккордов

Теперь, когда вы знаете аккорды до мажор, легко найти аккорды других тональностей.

Пример 1 : чтобы найти тоны аккорда Cm7 :

  1. Вы знаете аккордовые тона Cmaj7: CEGB
  2. Вы знаете формулу аккорда Cmaj7: 1 3 5 7
  3. Вы знаете формулу аккорда минор 7: 1 b3 5 b7
  4. Адаптируйте тоны аккордов Cmaj7 к формуле минорной 7: опустите 3 и 7 на полтона вниз.
  5. Заключение: аккордовыми тонами Cm7 являются: C Eb G Bb

Пример 2 : аккордовые тона Ddim7 :

  1. Вы знаете аккордовые тона Dm7: DFAC
  2. Вы знаете формулу Dm7: 1 b3 5 b7
  3. Вы знаете формулу убавленного 7: 1 b3 b5 bb7
  4. Адаптируйте аккордовые тона Dm7 к формуле уменьшенной 7: опустите5 и 7 на полnjyf вниз.
  5. Заключение: аккордовыми тонами Ddim7 являются: DF Ab B

Пример 3 : аккордовые тона F # 7 :

  1. Вы знаете аккордовые тона Fmaj7: FACE
  2. Чтобы найти аккордовые тона F # maj7, вам просто нужно поднять каждый тон аккорда на полтона: F # A # C # E #
  3. Вы знаете формулу мажора 7: 1 3 5 7
  4. Вы знаете формулу доминанты 7: 1 3 5 b7
  5. Адаптируйте аккордовые тона F # maj7 к формуле доминанты 7: опустите 7 на полтона вниз.
  6. Заключение: аккордовые тона F # 7: F # A # C # E

Теперь вы знаете, как найти ноты в аккорде, но как перевести их на гитару?

Немного физики о нотах

Звук — колебания, которые воспринимает наше ухо. Среди звуковых частот можно выделить частоту камертона, например, ноту Ля 440 Гц. Ноты удвоенных частот имеют те же названия, но принадлежат разным октавам, например, частоты 220 Гц (440/2) и 880 Гц (440*2) тоже образуют звук Ля, но они принадлежат разным октавам.

Частоты одной октавы делятся на 12 интервалов (полутонов) по формуле f(i) = f0*2^(i/12). Известные ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си располагаются в пределах одной октавы как показано на рисунке ниже, причем, ноты Си и До а также Ми и Фа располагаются по соседству (имеют полутоновый интервал), а между всеми другими нотами интервал равен двум полутонам или целому тону.

Примечание: на гитаре расстояние между соседними ладами или между открытой струной и первым ладом соответствует полутону.

Рис. 3. Расположение нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си в октавах.

Для обозначения звуков между нотами До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, и Ля-Си, расположенных через полутоновый интервал, используются знаки # (диез) или b (бемоль) и название ближайшей ноты, причем диез означает более высокий звук, а бемоль – более низкий. Например, ноту между До и Ре можно назвать как До-диез или как Ре-бемоль и обозначить как C# или Db соответственно:

Рис. 4. Обозначение пяти нотных звуков 12-интервальной октавы, которым не хватило места в ряду До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Зная начало отсчета и порядок следования нот можно определить расположение нотных позиций на музыкальном инструменте. Например, началом отсчета для шестиструнной гитары могут служить названия её струн: Ми (самая тонкая, первая), Си (потолще, вторая), Соль, Ре, Ля и Ми (самая толстая, шестая струна) или E, H, G, D, A, E. Гриф гитары разделен на полутоновые интервалы ладами. Между открытой струной и первым ладом тоже один полутон. Построеное по вышеизложенным правилам распределение нотных позиций вдоль каждой гитарной струны показано ниже:

Рис. 5. Обозначение нотных позиций шестиструнной гитары.

Можно заметить, что порядок нот для всех струн повторяется с 12 лада в более высокой октаве. Звуки двенадцатого лада созвучны пению открытых струн.

Одноименные звуки разных октав должны быть созвучны, поскольку их частоты кратны двум. Одноименные звуки одной октавы, извлекаемые на разных струнах, должны звучать в унисон. Это правило используется при настройке инструмента. Например, вторая струна, зажатая на пятом ладу Ми (E), и открытая самая тонкая струна Ми (E) должны звучать в унисон, и когда их частоты совпадают, то извлечение звука E на пятом ладу второй струны вызывает заметное глазом резонансное колебание открытой (не зажатой) первой струны. Чем больше амплитуда резонирующей открытой струны – тем точнее строй гитары. Создавая и наблюдая резонансные колебания можно настроить струнный инструмент не по слуху, а по амплитуде колебаний.

Как прочитать аппликатуру аккорда

Как уже было сказано выше, для игры аккордами не требуется знание и понимание того, как они построены, а также не надо искать их на грифе – все уже давно сделано и записано в виде особых схем – аппликатур. Зайдя на любой ресурс с подобранными композициями, под названиями аккордов можно увидеть картинку сеткой и точками на разных местах. Это и есть схема аккорда. Для начала, разберемся, что это за сетка.

По сути, это нарисованные четыре лада гитарного грифа. Шесть вертикальных линий обозначают шесть струн, а горизонтальные линии отделяют лады друг от друга. Таким образом, в базовой аппликатуре представлены четыре лада – плюс «нулевой», открытый – а также шесть струн. Точки обозначают лады и струну, которая зажимается в аккорде.

Кроме того, многие точки пронумерованы между собой, и эти цифры соответствуют пальцам, которыми надо зажимать струну.

1 – Указательный палец; 2 – Средний палец; 3 – Безымянный палец; 4 – Мизинец.

Открытая струна либо никак не обозначается, либо же отмечается крестиком или цифрой 0.

Что это такое?

Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.

Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».

Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии. Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов

Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.

Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.

Какие же бывают?

  • минорные, мажорные (за интервалом);
  • увеличенные, уменьшенные;
  • устойчивые, неустойчивые (место в тональности);
  • диатонические, хроматические(в системе музыки).

Аккорды нетерцовой структуры

В современной музыке нередко можно встретить аккорды, в которых звуки расположены не по терциям, а по другим интервалам – обычно по квартам или квинтам. Например, из соединения двух кварт образуется так называемый квартсептаккорд (обозначается комбинацией чисел 7 и 4) с септимой между крайними звуками.

Из сцепления двух квинт можно получить квинтнонаккорды (обозначается с помощью чисел 9 и 5), между нижним и верхним звуком будет составной интервал нона.

Классические терцовые аккорды звучат мягко, гармонично. Аккорды же нетерцовой структуры имеют пустоватое звучание, зато они очень красочны. Вероятно поэтому эти аккорды так уместны там, где требуется создание фантастически-загадочных музыкальных образов.

В качестве примера назовём Прелюдию «Затонувший собор» французского композитора Клода Дебюсси. Пустые аккорды из квинт и кварт здесь помогают создать образ движения воды и появления легендарного невидимого днём собора, лишь в ночную пору поднимающегося из водной глади озера. Эти же аккорды словно передают звон колоколов и полночный бой часов.

Ещё один пример – фортепианная пьеса другого французского композитора Мориса Равеля «Виселица» из цикла «Призраки ночи». Здесь тяжёлые квинтнонаккорды как нельзя кстати подходят для обрисовки мрачной картины.

Тональность и ее ступени

Опытные исполнители уже знают, какие гармонии лучше всего вставить в ту или иную тональность. Для начала часто остается загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть элементы математики. Есть «формулы» в виде таблиц и последовательностей.

Каждая гамма имеет ступени — от 1 до 7. Например, всем известный паттерн «до-ре-ми-фа-соль-ла-си» — это ступени гаммы до мажор. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, входящие в определенный ключ.

Отрывки всегда отсчитываются от тоники: она самая важная и устойчивая в гамме (основе аккорда). В до мажоре присутствуют ноты CDEFGAB, но в зависимости от диапазона тональности их также можно найти в ля минор, только в другой последовательности.

Конечно, есть отклонения от нормы, многие музыкальные жанры вышли за рамки классической гармонии. Но сначала хорошо изучить стандартные таблицы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: