Теория музыки: курс музыкальной грамотности

Переносим все аккорды песни в другую тональность

Мы с Вами рассмотрели, как перевести только первый аккорд песни в другую тональность на гитаре. А что же нам делать с другими аккордами песни? А ведь они тоже переносятся на тональность выше. Ну, например, есть у нас песня, в которой имеется цепочка аккордов:Am, Dm, E, Am. Первый аккорд песни — Am. И вот захотели мы перейти с него в тональность Hm (смотри схему тональностей выше), получается, сразу на две тональности вверх. То есть нам нужно передвинуть все пальцы на два лада вперед, к корпусу гитары. И все остальные аккорды, естественно, тоже будут передвинуты на два лада. Таким образом, цепочка аккордов будет теперь такая: Hm, Em, F#, Hm.. Тем, как Dm перешёл в Em, я мог Вас запутать. А теперь постараюсь распутать.. Аккорды можно ведь брать не только в одной позиции. Так вот, Dm же можно взять еще и так:

И вот мы двигаем его на два лада вперед:

А это уже получился аккорд Em, но в другой позиции. Нам здесь играть не удобно, поэтому мы берем его в привычной для нас позиции:

EmYour browser does not support the audio element.

Таким образом, глядя на схему тональностей на гитаре, которая находится в пункте выше, можем сказать, что, дойдя до аккорда Dm, путем передвигания пальцев, мы уже не берем его (аккорд Dm) с помощью баре, а берем в привычной для нас позиции. А, что касается аккорда D#m (следующего после Dm), то его мы взять сможем только с помощью баре. А вот следующий аккорд (Em) опять берем без баре, а в обычной позиции.

Уроки и структура курса

Чтобы вам было проще овладеть элементами музыкальной грамотности, но при этом не перегружать восприятие информацией, которая мало востребована в прикладном плане, мы структурировали весь доступный материал по теории музыки так, чтобы сосредоточиться преимущественно на полезных в практической деятельности аспектах.

Мы рекомендуем изучать материал последовательно, не пропуская уроки даже в случае, когда тема кажется вам хорошо знакомой. Прочитайте урок с целью убедиться, что вы не пропустили ничего, когда обращались к данной теме ранее.

Урок 1. Свойства звука

Цель данного урока – понять физические свойства звука, разобраться, чем отличается музыкальный звук от любого другого. Кроме того, нужно понять, что такое октава, получить представление о нотно-октавной системе, ступенях звукоряда, тонах, полутонах. Это все напрямую связано со свойствами звука и последующими темами курса.

Урок 2. Нотная грамота

Данный урок имеет целью познакомить вас с нотной грамотой «с нуля», дать представление о нотах, паузах, знаках альтерации и их расположении на нотном стане. Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Урок 3. Гармония в музыке

Цель данного урока – разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использовать их на практике. В уроке дается представление об интервалах, ладах, тональностях, что вплотную приближает вас к навыкам самостоятельного подбора мелодий, в том числе на слух.

Урок 4. Полифония и сведение музыки

Целью данного урока является понять, что такое музыкальная полифония, многозвучие и многоголосие, как на их основе формируется мелодия и каковы основные приемы и принципы соединения мелодических линий в полифонических мелодиях. Эти знания полезны для записи и сведения голоса и музыкальных инструментов для получения готового аудиотрека.

Урок 5. Развитие музыкального слуха

Цель урока – понять, что такое музыкальный слух и как его развивать, что такое сольфеджио и как оно поможет развитию музыкального слуха. Вы получите конкретные инструменты и рекомендации, как проверить свой музыкальный слух, и конкретные упражнения для тренировки музыкального слуха.

Урок 6. Музыкальные инструменты

Цель урока – дать представление о наиболее популярных музыкальных инструментах, рассказать об отличиях инструментов, которые традиционно путают, как, например, пианино и фортепиано. Кроме того, в этом уроке вы найдете ссылки на книги, обучающие видеоматериалы и курсы по музыке, которые облегчат вам освоение музыкального инструмента.

Лады народной музыки и аккорды-функции

Помните в статье гармония писалось о тонике, субдоминанте и доминанте? Сейчас, руководствуясь информацией, приведенной выше, о ладах мы расставим многие точки над «и» в этой теме. Вы уже знаете что тоника — это первая ступень, доминанту можно брать от 3-ей, 5-ой, 7-ой ступеней, субдоминанту от 4-ой, 6-ой и 2-ой, но какие именно аккорды от этих ступеней строить? Заметьте — мы перечислили ступени, которые соответствуют всем нотам главной тональности (которая тоника). Вы уже наверно догадались о чем речь. Если нет то скажу — каждому ладу соответствует своя функция, проверьте это с нашей главной сегодня тональностью ре-мажор… первый аккорд — тоника, ре-мажор, или ионийский лад, затем субдоминанта (2-ая ступень — ми-минор) или дорийский, третий — доминанта, т.е. фа-диез минор или фригийский и так далее…

Тот порядок, в котором мы перечисляли лады народной музыки в начале статьи выбран не случайно, это поступенный порядок построения аккордов-функций в мажорной гамме, в нашем случае от «ре» до «ре» или от тоники до тоники. В минорной гамме, тональности си-минор (параллельная тональности для ре-мажора), порядок нот, а соответственно и ладов такой же, только они идут подряд от «си» до «си».

Названия аккордов по теории музыки

Нужно еще отметить чтобы не было путаницы. Если вы уже знаете теорию музыки, то вас может удивит то почему мы называем вторую ступень например субдоминантой, третью доминантой. Для начала я объясню почему мы так называем — это просто для упрощения, чтобы когда вы играете вы особо не заморачивались и легче запомнили бы какие аккорды можно брать в доминанте или субдоминанте, для практичности. В теории же музыки каждая ступень гаммы (а соответственно и аккорд, отстроенный от неё) имеет свое название:

На рисунке вы видите название каждой ступени гаммы пройдемся по ним. Приставка «суб-» перед названиями означает нижний, то есть ниже относительно тоники. Так, медианту от шестой ступени — называют субмедиантой, потому что она ниже тоники чем медианта от третьей ступени, также с доминантой и субдоминантой, верхний вводный тон тоже называется так потому что вторая ступень выше тоники, а седьмая ниже поэтому 7-ую называют нижним вводным тоном:

Почему 2 и 7 ступени вводные? Потому что они обе тянутся в тонику, «вводят» в неё, с помощью них можно услышать какая тоника у нас, особенно сильно притягивается к тонике седьмая ступень, ведь она ближе к ней чем вторая. Да, еще интересно то, что обе вводные присутствуют в доминантовом аккорде в случае с тональность ре-мажор это аккорд A7, а мы знаем, что доминантовый септаккорд «тянется», требует разрешения в тонику — вот теперь знаем и за счет каких ступеней.

Насчет аккордов, которые мы строили в начале статьи работают все те же принципы — мы строили септаккорды, поэтому они по-научному будут называться так же как и ступени гаммы, от которых мы их строили, например септаккорд от второй ступени будет называться «септаккордом верхнего вводного тона» и так далее. Почему же мы так назвали их вначале странно — доминантами и субдоминантами? Потому что так проще — дело в том, что септаккорды от 5-й, 7-й, 3-ей ступеней очень похожи по звуковому составу — разница у них лишь в одной ноте, поэтому они звучать очень похоже и они в гармонии взаимозаменяемы, получается их все можно взять вместо доминанты. Аналогично и для септаккордов от 2-ой, 4-ой и 6-ой ступеней.

Лады

Второй центральный элемент гармонии – это лад. По мере развития теории музыки господствовали разные определения лада. Его понимали как систему объединения тонов, как организацию тонов в их взаимодействии, как звуковысотную систему соподчинения тонов. Сейчас больше принято определение лада как системности звуковысотных связей, объединенных при помощи центрального звука либо созвучия.

Если это пока сложно, просто представьте по аналогии с окружающим миром, что лад в музыке – это когда звуки как бы ладят друг с другом. Как о некоторых семьях можно сказать, что они живут в ладу, точно так об определенных музыкальных звуках можно сказать, что они находятся в ладу друг с другом.

В прикладном значении термин «лад» наиболее часто используется применительно к минору и мажору. Слово «минор» происходит от латинского mollis (переводится как «мягкий», «нежный»), поэтому минорные музыкальные произведения воспринимаются как лирические или даже грустные. Слово «мажор» происходит от латинского major (переводится как «больший», «старший»), поэтому мажорные музыкальные произведения воспринимаются в большей степени как напористые и оптимистичные.

Таким образом, основные виды ладов – это минорный и мажорный. Зеленым для наглядности отмечены ступени (ноты) ладов, которые отличаются для минора и мажора:

На обывательском уровне существует упрощенная градация и такая характеристика минора как «грустный», а мажора как «веселый». Это весьма условно. Вовсе необязательно, что минорное произведение всегда будет печальным, а мажорная мелодия всегда прозвучит радостно. Причем этот тренд прослеживается, как минимум, с 18 столетия. Так, произведение Моцарта «Соната №16 до мажор» звучит местами весьма тревожно, а зажигательная песенка «В траве сидел кузнечик» написана в минорной тональности.

И минорный, и мажорный лады начинаются с тоники – основного звука или основной ступени лада. Далее идет сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в своей для каждого лада последовательности. Тут можно провести аналогию с возведением кирпичной стены. Для стены нужны как твердые кирпичи, так и полужидкая связующая смесь, иначе конструкция не обретет нужную высоту и не удержится в заданном состоянии.

И в мажоре, и в миноре есть 3 устойчивые ступени: 1-я, 3-я, 5-я. Остальные ступени считаются неустойчивыми. В музыкальной литературе можно встретить такие термины, как «тяготение» звуков, или «стремление к разрешению». Если сказать проще, мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.

Далее в уроке вам встретится такой термин как «аккорд». Во избежание путаницы сразу скажем, что устойчивые ступени лада и основные ступени аккорда – это не тождественные понятия. Тем, кто хочет быстрее приступить к игре на музыкальном инструменте, для начала стоит пользоваться готовыми аппликатурами аккордов, а принципы построения будут понятны по мере того, как вы будете осваивать приемы игры и простые мелодии.

Более подробно про лады, минор и мажор можно прочитать в учебнике «Элементарная теория музыки», который написал российский музыковед, профессор Московской консерватории Игорь Способин . Там, к слову, разобраны примеры из классической музыки, которые помогут вам лучше понять, как применяются эти понятия в классике.

Кроме того, в специальных музыкальных изданиях вам могут встретиться такие названия ладов как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Это лады, которые строятся на основе мажорной гаммы, а в качестве тоники используется одна из ступеней гаммы. Они еще называются натуральными, диатоническими или греческими.

Греческими их называют потому, что их названия произошли от племен и народностей, населявших территорию Древней Греции. Собственно, с тех времен ведут отсчет и музыкальные традиции, лежащие в основе каждого из названных диатонических ладов. Если вы намерены в будущем писать музыку, вам есть смысл вернуться к этому вопросу позже, когда разберетесь с построением мажорной гаммы. Кроме того, стоит изучить материал «Диатонические лады для начинающих» с аудиопримерами звучания каждого из них []:

А пока подытожим более применимые на практике понятия мажорного и минорного ладов. В целом, когда нам встречаются словосочетания «мажорный лад» или «минорный лад», имеются в виду лады гармонической тональности. Разберемся, что такое тональность вообще и гармоническая тональность в частности.

Тональность

Итак, что такое тональность? Как и для многих других музыкальных терминов, для тональности существуют разные определения. Сам по себе термин произошел от латинского слова tonus. В анатомии и физиологии это означает длительное возбуждение нервной системы и напряжение мышечных волокон, не приводящее к усталости.

Все отлично понимают, что значит словосочетание «быть в тонусе». В музыке дела обстоят примерно таким же образом. Мелодия и гармония пребывают, условно говоря, в тонусе на протяжении всего времени звучания музыкальной композиции.

Мы уже знаем, что любой лад – минорный или мажорный – начинается с тоники. И минорный, и мажорный лады можно отстраивать от любого звука, который будет принят за основной звук, т.е. тонику произведения. Высотное положение лада с его привязкой к высоте тоники называется тональностью. Таким образом, образование тональности можно свести к простой формуле.

Формула тональности:

Тональность = тоника + лад

Именно поэтому определение тональности часто дают как принцип лада, главная категория которого – тоника. Теперь подытожим.

Основные виды тональностей:

Минорная.
Мажорная.

Что означает эта формула тональности и эти виды тональности на практике? Допустим, мы слышим минорное музыкальное произведение, где минорный лад выстроен от ноты «ля». Это будет означать, что тональность произведения «ля минор» (Am). Сразу скажем, что для обозначения минорной тональности к тонике добавляется латинская m. Другими словами, если вы видите обозначение Cm, это «до минор», если Dm – это «ре минор», Em – соответственно, «ми минор» и т.д.

Если вы видите в графе «тональность» просто большие буквы, обозначающие ту или иную ноту – C, D, E, F и прочие – это значит, вы имеете дело с мажорной тональностью, и перед вами произведение в тональности «до мажор», «ре мажор», «ми мажор», «фа мажор» и т.д.

Пониженная или повышенная относительно основной ступени звукоряда тональность обозначается известными вам значками диеза и бемоля. Если вы видите запись тональности в формате, к примеру, F♯m или G♯m, это значит, что перед вами произведение в тональности «фа-диез минор» или «соль-диез минор». Сниженная тональность будет со значком бемоля, т.е. A♭m (ля-бемоль минор»), B♭m («си-бемоль минор») и т.д.

В мажорной тональности возле обозначения тоники будет стоять значок диеза или бемоля без дополнительных символов. Например, C♯ («до-диез мажор»), D♯ («ре-диез мажор»), A♭ («ля-бемоль мажор»), В♭ («си-бемоль мажор») и т.д. Можно встретить и другие обозначения тональностей. Например, когда к ноте дописывается слово major или minor, а вместо значка диеза или бемоля – слово sharp или flat.

Есть и другие варианты записи, которые мало используются в повседневной практике. Поэтому мы не будем на них подробно останавливаться, а приведем в виде нижеследующих картинок исключительно в ознакомительных целях.

Это варианты представления минорных тональностей:

Далее варианты обозначения мажорных тональностей:

Все вышеперечисленные тональности являются гармоническими, т.е. предопределяющими гармонию музыки.

Итак, гармоническая тональность – это мажорно-минорная система тональной гармонии.

Существуют и другие виды тональностей. Перечислим их все.

Разновидности тональностей:

  • Одноименные – образованные от одной тоники, но принадлежащие к разным ладам. Например, «фа минор» и «фа мажор».
  • Параллельные – с разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Например, «ля минор» и «до мажор», «соль-диез минор» и «си-бемоль мажор».
  • Однотерцовые – с совпадающей терцией и разницей между тониками в 1 полутон (малая секунда). Например, «до мажор» и «до-диез минор», общая терция «ми».

В последней разновидности нам встретился термин «терция». Ранее мы выяснили, что терция может быть малой (3 полутона) или большой (4 полутона). Тут мы подходим к такому понятию как «гамма», с которым нужно разобраться, чтобы окончательно понять, что же такое лады, тональности и прочие составляющие гармонии.

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.

Вот представьте: ДО МАЖОР и ЛЯ-МИНОР – это параллельные тональности. А теперь скажите: на какой ступени ДО МАЖОРА находится «вход в параллельный мир»? Или, иначе говоря, какая ступень ДО МАЖОРА является тоникой параллельного минора?

Теперь поступим «шиворот-навыворот». Как из мрачного ЛЯ МИНОРА выбраться в параллельный солнечный и радостный ДО МАЖОР? Где находится «портал» для перехода в параллельный мир на этот раз? Иначе говоря, какая ступень минора является тоникой параллельного мажора?

Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.

Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.

Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.

Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.

Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах
Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима
Лидийский Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Ионийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Миксолидийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Дорийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Эолийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Фригийский Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Локрийский Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

В Индии используется система гармонии с семью основными тонами и 15 дополнительными (22 посадки на октаву).

А нужен ли переход?

В музыке применяется три десятка тональностей. Из них половина мажорные, а половина — минорные. Ни одна тональность не «прозябает в одиночестве», каждая имеет пару. Итого — 15 пар тональностей с одинаковыми знаками. Запомнить уже проще. Из этих 15 пар — семь диезные и семь бемольные, а одна пара без знаков — эдакая белая ворона. Если вы подбираете мелодию на инструменте, то помните, что всегда можно сделать ее более гармоничной для собственного слуха и голоса, если осуществить переход в новую тональность в музыке.

Осуществить такую задумку можно разными путями. Так, можно произвести модуляцию, то есть окончательно сменить тонику. Этот процесс подразумевает подготовительную фазу, сам переход и закрепление полученной тональности с тем, чтобы мелодия продолжала развитие. Второй вариант — это отклонение, то есть временный переход без закрепления. Это своего рода намек на новую тонику, но не доходящий до полноценной реализации. В этом случае мелодия «виляет» в рамках своей тональности, изредка «выпрыгивая» за ее пределы.

Состояния (мажорно-минорной) тональности

Общепризнанно, что тональность на протяжении веков не оставалась неизменной. Особенно значительные изменения она претерпела в музыке второй половины XIX — начала XX веков. Обозначая формы такой тональности обобщённо, говорят «позднеромантическая» или «расширенная», или «хроматическая» тональность. Для обозначения характерных частных проявлений расширенной тональности разные исследователи предлагают разные термины.

В учении о гармонии Ю. Н. Холопова предлагается классифицировать эти частные формы по четырём критериям (названным «тональными индексами»):

  • Центр (в дальнейших схемах сокращённо — Ц), его наличие или (изредка) отсутствие.
  • Тоника (Т), её наличие или отсутствие.
  • Сонантность (С), уровень консонантного и диссонантного напряжения.
  • Функциональное тяготение (Ф).

В зависимости от комбинации указываемых индексами критериев тональности отмечаются те или иные состояния расширенной тональности. Некоторым из них (вследствие их характерности) присвоены особые названия:

1. Рыхлая тональность (Ц+ Т+ С+ Ф-), то есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс подчинён, функции не указывают однозначно на тонику-центр.

2. Диссонантная тональность (Ц+ Т+ С- Ф+), то есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс самостоятелен (не подчинён консонансу), функции центростремительны (определённо указывают на центр).

3. Парящая тональность (Ц+ Т- С± Ф+), то есть центр однозначен, тонический аккорд не появляется, диссонанс может быть подчинён, но может быть и свободен, функции указывают на центр. В отношении такой формы тональности также употребляют термин «атоникальность».

4. Инверсионная тональность (Ц12 Т+ С+ Ф+), то есть всё как в обычной гармонической тональности, но — вследствие действия функциональной инверсии — либо окончание не на тонике, либо в начале нет ощущения тоники, либо и начало и конец не на тонике.

5. Переменная тональность (Ц1-2+ Т+ С+ Ф+), то есть начало в одной тональности (полно выраженной и определённой), а окончание в другой. Тональности либо равноправны, либо соподчинены.

6. Колеблющаяся тональность (Ц1-2-3 Т+ С+ Ф-), то есть центр неустойчив (хотя в каждом случае тоника вполне однозначна), диссонанс подчинён, функциональность не указывает на общую тонику. От рыхлой отличается тем, что в той — тоника в конце и в начале одна и та же, здесь нет. От переменной отличается тем, что в той есть сквозное тональное тяготение (при том, что центров два или более), здесь его нет.

7. Многозначная тональность (Ц1-2 Т- С± Ф-), то есть гармония определённа в одной тональности, но примерно так же и в другой в одно и то же время. От колеблющейся отличается тем, что обе тональности слышатся сразу, а не попеременно. Пример многозначной тональности — доминантовый лад минора, или (принятое ныне сокращённое наименование) доминантовый лад.

8. Снятая тональность (Цнеопред. Т- С- Ф-), то есть каждый из аккордов, взятый сам по себе, легко угадывается в какой-нибудь тональности, при этом никакой тоники и функциональных тяготений не слышно.

9. Политональность (Ц1+/Ц2+ Т+ С+ Ф+), то есть сочетаются две музыки, каждая в своей (функционально определённой) тональности.

Определение главных трезвучий лада

Главными трезвучиями лада называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы. Называются они так же, как и эти ступени гаммы — тоника — I ступень, субдоминанта — IV ступень, доминанта — V ступень. Тоническое трезвучие (на I ступени), Субдоминантовое трезвучие (на IV ступени), и Доминантовое трезвучие (на V ступени).

ИНТЕРЕСНО: Кто кому дал названия? Ступени дали название трезвучиям или, наоборот, по названию трезвучий стали называть ступени, на которых они строились? До прихода эпохи классицизма, не было мажорного и минорного ладов. Тогда существовали ладыдиатонические ( их также называют древнегреческими ладами, средневековыми, ладами народной музыки). А вместе с приходом мажора и минора пришли названия — Тоника, Субдоминанта, Доминанта с их функциональностью. Получается, что трезвучия дали название ступеням? Ну а что тут такого? Мы же не удивляемся, что курица появилась сначала, а потом яйцо!

Обозначаются главные трезвучия латинскими буквами T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта). К этим буквам добавляются цифры 5/3. Это означает, что между крайними звуками трезвучия образуется квинта (5), а между нижним и средним — терция (3). Любое трезвучие, на какой бы ступени оно не было построено, обозначается цифрами 5/3.

Превращение мажора в минор и наоборот

Зная различающиеся ступени в одноименных тональностях, можно легко превращать мажорные гаммы в минорные, а минорные, наоборот, в мажорные.

Например, превратим ля минор (тональность без знаков) в Ля мажор. Повысим три нужные ступени и нам сразу станет ясно, что в Ля мажоре есть три диеза – до-диез, фа-диез и соль-диез. Осталось расположить эти три диеза в правильном порядке (фа, до, соль) и записать их при ключе.

Аналогично можно совершать метаморфические переходы от мажорной тональности к минорной. Например, мы имеем тональность Си мажор (пять диезов), одноименная – си минор. Понижаем три ступени, для этого отменяем диезы их повышающие, и получаем, что в си миноре всего лишь два диеза – фа и до.

В теории

Прежде чем изменить тональность музыки, хорошо бы понять, как это сделать. Придется немного разобраться в сфере и начать с вопроса: что такое лад? По сути, это музыкальная организация, которая базируется на соподчинении звуков. Основные характеристики лада — это его устойчивость и неустойчивость. Если звуки устойчивые, то они притягивают к себе другие звуки, но сами никуда не стремятся. В результате создается ощущение покоя. А вот неустойчивость — это функция динамическая, с ней звуки тяготеют к разрешению, а потому создают ощущение движения. В ладу идет чередование, так что устойчивыми являются первая, третья и пятая ступень. Соответственно, неустойчивые ступени — 2, 4, 6 и 8.

Еще нужно вспомнить про мажор и минор. В первом устойчивые звуки образуют трезвучие в мажоре и соответствующее — в миноре. А про тональности нужно сказать, что это высотные положения лада. Они бывают одноименные, параллельные, однотерцовые, энгармонически равные, употребительные и неупотребительные.

Коротко и по фактам

И все-таки, что такое тональность в музыке? Само слово встречается достаточно часто. Мы слышим термин от певцов, которые подбирают тональность под свой голос, чтобы гармоничнее существовать в песне. Мы знаем, как меняется звук двигателя при повышении скорости. Это тоже смена тона. Исходя из этих фактов можно ли понять, что такое тональность в музыке?

Если брать за основу специализированные термины в сольфеджио, то это определенное положение музыкального лада, а этих ладов существует ровно два — мажорный и минорный. Различать их совсем нетрудно, если знать ключевые особенности. Итак, мажорный звучит бодро, весело и порой даже бравурно. Минор же символизирует печаль и грусть. Каждый лад состоит из семи ступеней, что позволяет охватить диапазон октавы.

Главные выводы по устойчивости ступений и тяготениям

Вывод: в любом ладу нечётные ступени – 1, 3, 5 – устойчивые, а чётные – 2, 4, 6 + нечётная 7-ая — неустойчивые.

Каждый неустой тяготеет и разрешается в ближайший устой.

У ступеней 2 и 4 рядом по 2 устоя, а у 6 и 7 – по 1.  Ступени 2 и 7 ближе к тонике – планете с большим притяжением, поэтому они сильнее тяготеют к ней и они сильно неустойчивые. Причём полутоновое тяготение «си-до» острее, чем целотоновое – «ре-до».

А ступени 4 и 6 – дальше от тоники и они мягко неустойчивые.

В любой мелодии сочетаются устои и неустои – напряжение и покой.

Чем больше устоев, тем спокойнее и радостнее звучит мелодия. Так в мелодии про ёлочку большинство нот – устойчивые ступени: фа – 1-ая, ля – 3-ья и до – 5-ая. Неустоев заметно меньше.

И ещё все тяготения – слабые: между ближайшими нотами целый тон. Поэтому нота си опущена на 1 полутон, чтобы сильное тяготение к ноте «до» превратить в слабое.

Здесь 1 сильное тяготение — между си-бемоль – 4-ой ступенью и ля – 3-ей.

Вывод: если строить мелодию в основном на устойчивых ступенях, где тяготений мало и они целотоновые, то мелодия будет устойчивой и не напряжённой.

Это относится к классической музыке, поэтому для многих она скучная и её не часто слушают.

Наоборот, если в мелодии будет больше неустойчивых ступеней и полутоновых тяготений, то она будет более чувственной и напряженной. Это относится к популярной музыке. Так в основе мелодии из терминатора полутоновое тяготение – ми-фа или II->III.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: