Джазовые аккорды на гитаре. последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами

Техника джазовых аккордовых прогрессий

Джазовые аккордовые прогрессии уникальны по своему звучанию и эффекту. Вот некоторые ключевые приемы, которые делают джазовые аккордовые прогрессии такими волшебными, какими они являются:

Замена тритона

Тритоновая замена, когда аккорд доминанты 7 заменяется на другой, расположенный на тритона дальше, широко используется в импровизации и применяется для создания напряжения, особенно во время соло.

Вторичный доминант

Вторичный доминантсептаккорд — это создание доминантсептаккорда 7 (или аккорда 5 с добавленной 7-й), построенного на любой степени шкалы, кроме аккорда 5. Этот звуковой прием создает удовлетворительную вариацию и помогает при переходе от одного движения к другому.

Уменьшающиеся пассирующие аккорды

Между ключевыми аккордами прогрессии в джазовых стандартах часто используются уменьшающиеся пассажные аккорды. Эти аккорды помогают создать напряжение и разрядку, особенно при движении между тоникой и 4 и 5 степенями гаммы.

Муки

Хотя это довольно общее и трудноопределимое понятие, джазовые аккордовые прогрессии обычно сложнее, чем типичная комбинация аккордов. Вместо прямолинейного перехода между минорными и мажорными аккордами вы работаете с прогрессиями типа Em7 A7 Dm7 G7 Cmaj7.

В джазовой музыке это видно на примере стекинга, добавления шагающих басовых линий и дополнительных ведущих нот, чтобы перейти от одной модуляции к другой. В джазовой музыке эти дополнения являются приоритетными, поскольку в них заключен дух импровизации.

Метки

Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд dаккорд dm
аккорд
e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара

Что такое джазовая музыка?

Чтобы понять эклектичный фирменный знак джазового прогрессива, полезно обратиться к истокам или корням жанра. Джазовая музыка зародилась в Новом Орлеане в начале XX века.

Этот город был невероятно разнообразен, что привело к тому, что джазовые музыканты объединили звуки свинга, джаз-блюза, регтайма и оркестровых маршей для создания фирменного звучания. Этот жанр широко основан на импровизации и экспериментах с такими героями жанра, как Дюк Эллингтон и Бенни Картер.

Джазовые исполнители и певцы известны тем, что обладают заметным уровнем технического мастерства и опыта. Как говорится, чтобы нарушать правила, нужно знать правила, и многие джазовые музыканты принимают это на веру, когда речь заходит о теории музыки.

Затакт

Затакт – это начало музыки со слабой доли, еще один часто встречающийся в вид ритма. Для того чтобы понять это, нужно сначала вспомнить, что в основе музыкального времени лежит принцип регулярного чередования биений сильных и слабых долей метра. Сильная доля – это всегда начало нового такта. Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.

Пример №7 «Новогодняя песня». Текст известной новогодней песни «В лесу родилась елочка» начинается с безударного слога «В ле», соответственно, безударный слог в мелодии должен приходиться на слабое время, а ударный слог «су» – на сильное. Вот и получается, что начинается песня еще до наступления сильной доли, то есть слог «В ле» остается за тактом (до начала первого такта, до первой сильной доли).

Пример №8 «Государственный гимн». Еще один характерный пример – современный российский гимн «Россия – священная наша держава» по тексту также начинается с безударного слога, а по мелодии – с затакта. Кстати, в музыке гимна много раз повторяется фигура уже знакомого вам пунктирного ритма, который прибавляет музыке торжественности.

Важно знать, что затакт не является самостоятельным полноценным тактом, время для его музыки заимствуется (занимается) из самого последнего такта произведения, который, соответственно, остается неполным. Но вместе, в сумме затакт и последний такт образуют один полный нормальный такт

Примеры построения аккордов на фортепиано

Запутались? Ничего. Просто посмотрите примеры, и все станет на свои места.

Итак, берем тональность До мажор. Основные ступени (1, 4, 5) в этой тональности – это ноты До (C), Фа (F) и Соль (G). Как мы знаем, в До мажоре знаков при ключе нет, поэтому и все аккорды в ней будут играться на белых клавишах.

Как видно, аккорд С состоит из трех нот С (до), Е (ми) и G (соль), которые нетрудно одновременно нажать пальцами левой руки. Обычно при этом пользуются мизинцем, средним и большим пальцами:

Попробуйте сыграть левой рукой аккорд С, начиная с любой ноты С (до) на клавиатуре. Если вы начнете с самого нижнего До, звучание будет не очень разборчивым.

Аккомпанируя мелодиям, лучше всего играть аккорд С, начиная с первой ноты до (С) ниже до первой октавы, и вот почему: во-первых, в этом регистре фортепиано аккорд звучит особенно хорошо и полнозвучно, во-вторых, он не включает тех клавиш, которые могут понадобиться для исполнения мелодии правой рукой.

В любом случае поиграйте аккорд С на разной высоте, чтобы привыкнуть к его внешнему виду и научиться быстро находить его на клавиатуре. Это у вас получится быстро.

Аккорды F (фа мажор) и G (соль мажор) по внешнему виду аналогичны аккорду С (до мажор), только начинаются, естественно, с нот фа (F) и соль (G).

Быстро построить аккорды F и G будет для вас не сложнее, чем аккорд С. Когда вы будете играть эти аккорды на разной высоте, вы хорошо усвоите, что клавиатура фортепиано — это просто целая серия повторений одного и того же фрагмента.

Это как если бы перед вами были выстроены в ряд восемь одинаковых печатных машинок, только с лентой разного цвета в каждой из них. Можно напечатать одно и то же слово на разных машинках, однако выглядеть оно будет по-другому. Из фортепиано тоже можно извлечь самые разные краски, в зависимости от того, в каком регистре вы играете. Всё это я рассказываю для того, чтобы вы поняли: научившись «печатать» музыку на одном небольшом отрезке, вы затем сможете по своему желанию пользоваться всем звуковым объемом инструмента.

Сыграйте аккорды С (до мажор), F (фа мажор) и G (соль мажор) столько раз, сколько вам понадобится, чтобы находить их не более чем за две-три секунды. Сначала ищите нужное место на клавиатуре глазами, потом располагайте пальцы на клавишах, не нажимая их. Когда вы обнаружите, что ваша рука занимает нужную позицию почти мгновенно, начните действительно нажимать клавиши

Это упражнение важно, чтобы подчеркнуть значение чисто зрительного аспекта в игре на фортепиано. Как только вы сможете зрительно представлять то, что вам нужно сыграть, проблем с физической стороной игры не будет.. Теперь возьмем тональность Соль мажор. Вы знаете, что при ключе в ней один знак – фа-диез (f#), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем с диезом, а именно аккорд ре-фа#-ля (D)

Теперь возьмем тональность Соль мажор. Вы знаете, что при ключе в ней один знак – фа-диез (f#), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем с диезом, а именно аккорд ре-фа#-ля (D)

Время приступать к практике

Давайте теперь немного попрактикуемся на примерах. Вот вам несколько примеров песен, написанных в разных тональностях. Не забывайте про ключевые знаки. Не спешите, все успеете, играйте сначала каждой рукой отдельно, а потом соединяйте их вместе.

Сыграйте мелодию медленно, нажимая аккорд каждый раз вместе с той нотой, над которой он указан.

Когда вы несколько раз сыграете песню и добьетесь того, что без труда и достаточно непринужденно будете сменять аккорды в левой руке, можете попробовать строить один и тот же аккорд несколько раз даже там, где он не обозначен. Позже мы познакомимся с самыми разными способами исполнения одних и тех же аккордов. Пока же ограничьтесь тем, что играйте их или как можно реже, или как можно чаще.

Я надеюсь, у вас все получится

https://youtube.com/watch?v=8x4NPPn8rwA

Зачем играть с закрытыми глазами

Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.

Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.

Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.

Обращение аккордов.

Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:

Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:

Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:

Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:

Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:

Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:

Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.

Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.

Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:

Почему уметь обращать аккорды так важно

Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:

Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:

Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.

Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.

Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».

Билл Эванс (Bill Evans)

Когда пианист Билл Эванс объединился с барабанщиком Полом Мотианом (Paul Motian) и контрабасистом Скоттом ЛаФаро (Scott LaFaro), они сформировали одно из самых прекрасных трио за всю историю джаза! Великолепная сыгранность музыкантов подтверждается их совместным выступлением в Village Vanguard в 1961 году. Вдохновленный французскими композиторами-импрессионистами Клодом Дебюсси (Claude Debussy) и Морисом Равелем (Maurice Ravel), Билл Эванс особенно трепетно относился к аранжировкам – вспомните знаменитые Blue in Green и Flamenco Sketches из альбома Майлса Дэвиса из альбома Kind of Blue.

Самыми значимыми альбомами в карьере Эванса музыкальные критики называют Portrait in Jazz (1959), Waltz for Debby (1962) и его дуэт с Тони Беннеттом (Tony Bennett) в 1975 году.

Слушать Bill Evans

Стили игры

Ритм биг-бэнда

В джазовых биг-бэндах , популярных в 1930-1940-х годах, гитарист считается неотъемлемой частью ритм-секции (гитара, барабаны и бас ). Обычно они играли четыре обычных барабана в такт, хотя возможна и гармоничная импровизация. Фредди Грин , гитарист оркестра Count Basie , был известным представителем этого стиля. Гармонии часто минимальны; например, основная нота часто опускается в предположении, что она будет исполнена басистом.

Сбор в малых группах

Когда джазовые гитаристы играют аккорды под мелодию песни или сольные импровизации другого музыканта, это называется « компилирование », сокращение от «аккомпанемент». Аккомпанемент в большинстве джазовых стилей отличается от аккордового сопровождения многих популярных музыкальных стилей. Во многих популярных стилях музыки, таких как рок и поп, ритм-гитарист обычно исполняет аккорды в ритмической манере, которая задает ритм или грув мелодии. Напротив, во многих современных джазовых стилях в пределах меньшего размера гитарист играет гораздо реже, смешивая периодические аккорды и нежные голоса в паузах в мелодии или соло и используя периоды тишины. Джазовые гитаристы обычно используют при сочинении самые разные инверсии , а не только стандартные голоса.

Аккордовая мелодия и соло без аккомпанемента

В этом стиле гитарист стремится воспроизвести всю песню — гармонию, мелодию и бас — примерно так, как это могут сделать классический гитарист или пианист . В этом стиле нельзя оставлять аккордовые корни на усмотрение басиста. Сами аккорды могут использоваться редко или более плотно, в зависимости как от отдельного исполнителя, так и от его или ее аранжировки конкретной пьесы. В разреженном стиле полный аккорд часто играет только в начале мелодической фразы. Напротив, более плотные аккордовые текстуры подходят для аккордового соло (см. Ниже). Третий подход — поддерживать стабильную, насыщенную басовую партию, как у пианиста из Нового Орлеана. Здесь одновременно воспроизводится не более двух или трех нот, а полная гармония обозначается арпеджиацией. Представители этого стиля часто происходят из кантри , фолка или рэгтайма , такие как Чет Аткинс , хотя иногда его используют и прямые джазовые практики, например Мартин Тейлор . Мелодию-аккорд часто играют на плектре (см. Тал Фарлоу , Джордж Бенсон и др.); тогда как , как практикуется Джо Пассом , Джорджем ван Эпсом , Тедом Грином , Робертом Конти , Ленни Бро или гибридным пикированием, как практикуется Эдом Бикертом , Ласло Сирсомом и другими, позволяет использовать более сложный, полифонический подход к соло без сопровождения аккомпанемента.

«Дувание» или одиночное соло

Обычно считается, что Чарли Кристиан и Джанго Рейнхардт инициировали использование гитары для воспроизведения мелодий и импровизаций на других инструментах, причем первый использовал раннюю форму усиления, а второй играл с силой на акустической гитаре. На протяжении многих лет джаз-гитаристы могли солировать в стандартных джазовых идиомах, таких как бибоп , крутой джаз и т. Д., В то же время впитывая влияния рок-гитаристов, такие как использование электронных эффектов.

Аккордовое соло

Джазовые гитаристы не ограничиваются импровизацией одной ноты. При работе с аккомпанементом аккордовые соло создаются путем одновременной импровизации аккордов (гармонии) и мелодии, обычно в верхнем регистре на струнах 1,2,3 и 4. Уэс Монтгомери был известен тем, что играл последовательные припевы в отдельных нотах, затем октавах и, наконец, аккордовое соло — это можно услышать в его импровизации на стандарт Lover Man (Oh, Where Can You Be?) . Играя без аккомпанемента, джазовые гитаристы могут создавать аккордовые соло, играя бас, мелодию и аккорды, индивидуально или одновременно, на любой или всех струнах — например, работы Ленни Бро , Джо Пасс , Мартина Тейлора и других. Этот метод также может быть включен в несопровождаемый солирования: например , Джанго Рейнхардт «s „импровизации“ , как он называл его сольным.

Оскар Питерсон (Oscar Peterson)

Канадский пианист Оскар Питерсон с более чем 60-летним музыкальным стажем завоевал 8 премий «Грэмми» и записал более 200 композиций. Ловкость пальцев во время игры на пианино Питерсон продемонстрировал еще ребенком, а выступать профессионально стал в подростковом возрасте. Оказавшись под сильным влиянием творчества Арта Тэйтума (Art Tatum), пианист выпустил несколько знаменитых альбомов на лейбле Verve в 1950-60-е годы, включая пластинки The President Plays with the Oscar Peterson Trio (1964) с участием Лестера Янга (Lester Young), и Night Train (1962).

Слушать Оскар Питерсон

Как создать джазовую аккордовую прогрессию

Вы слышали о волшебстве джазовых аккордовых прогрессий, теперь пришло время создать свою собственную! Вот как вы можете построить свои собственные джазовые аккорды за 5 простых шагов.

1. Выберите начальную клавишу

Для того чтобы построить аккордовую прогрессию, сначала нужно выбрать ключ или семейство нот для создания аккордов. Джазовая музыка уникальна тем, что вы часто переходите из одной тональности в другую, поэтому нелишним будет наметить все другие родственные тональности для будущих модуляций.

Выберите тональность в пределах вашего вокального или инструментального диапазона, в которой вам удобно играть. Если вы сомневаетесь, выберите тональность C, чтобы избежать случайностей при исполнении сложных оборотов и вариаций в вашей музыке.

2. Выпишите аккордовую диаграмму

После того, как вы выбрали ключ, настало время написать аккордовые диаграммы. В джазовых аккордовых прогрессиях целесообразно выписывать как мажорные, так и минорные аккордовые конфигурации, поскольку вы будете регулярно переходить от одного ключа к другому, добавляя при этом уменьшенные аккорды и другие изыски. Вы также можете воспользоваться справочником по аккордовым диаграммам, если вдруг застрянете.

3. Экспериментируйте с новыми комбинациями

Теперь пришло время повеселиться! Вы можете начать с традиционных для джаза комбинаций аккордовых прогрессий, таких как vi ii v, или играть на основе джазовых стандартов, но вы также можете смешивать и сочетать их по своему вкусу

Обратите внимание, что некоторые из самых сильных звуковых связей в джазовой музыке основаны на взаимодействии между степенями шкалы i, ii, iv и v, поэтому вам обязательно следует поиграть с этими различными комбинациями

4. Добавьте фирменную приправу

Играть джазовую музыку — значит добавлять в свои мелодии дополнительный слой вкуса. Как только вы выбрали аккордовую прогрессию, которая вам нравится, найдите способы добавить вариации, движение и дополнительные слои в контексте вашей песни.

Может быть, вы возьмете мажорный аккорд и превратите его в Cmaj7. Может быть, вы включите изменения ритма, позволяя аккорду v ударять в такт. Может быть, вы используете полууменьшенные аккорды между аккордами сигнатуры, чтобы преодолеть разрыв.

В джазе нет правил! Играйте с фразировкой, чтобы сделать вашу мелодию как можно более динамичной и разнообразной.

5. Импровизируйте, пересматривайте и повторяйте!

Вот и все! Когда у вас есть аккордовая прогрессия, настало время импровизировать и дополнять музыку в истинно джазовом стиле. Играйте на джазовой гитаре, скат или рифф на клавишах поверх вашей прогрессии. Возможности безграничны.

Джазовые аккордовые прогрессии — особенные. Они идут на риск, добавляют расцветки и нагнетают напряжение, создавая в музыке глубину и измерения, которые трудно найти в другом месте. Надеемся, что это руководство облегчит вам использование джазовых аккордов в вашей музыке.

Мажорные джазовые гаммы — лидийская гамма

Лидийская мода очень похожа на ионную шкалу. Только одна нота отличается.

Четвертая нота в этой гамме заострена, что придает гамме восточное ощущение. Это фантастическая альтернатива мажорной гамме, так как у нее уникальный цвет и звук.


https: //national-guitar-academy.ru/wp-content/uploads/2016/12/C-Lydian.mp3

The lydian scale is made up of the following intervals:

  • Корень.
  • Большая секунда.
  • Большая третья.
  • Sharpened fourth
  • Идеальная квинта.
  • Мажорная шестая.
  • Мажорная седьмая.

Вы видите, как четвертая нота в масштаб увеличивается, а не остается естественным? Это то, что придает лидиевой гамме такой крутой звук.

Септаккорды – аккорды из 4х звуков

Чтобы научиться играть красивые аккорды, трех звуков недостаточно. Давайте познакомимся с септаккордом, его видами и разберемся, как их строить.

Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда образует септиму, поэтому аккорд и получил такое название.

Музыканты используют 7 септаккордов, хотя теоретически их может быть больше. Мы с вами рассмотрим только те, которые действительно стоит использовать чтобы украсить музыку – их четыре.

  • Малый мажорный
  • Малый минорный
  • Большой мажорный
  • Уменьшенный

Теперь поговорим о каждом по подробно.

Малый мажорный

Такое название аккорд получил потому, что его фонизм мажорный, а крайние звуки образуют малую септиму. Звучит он вот так:

Этот аккорд получить очень просто – нужно построить мажорное трезвучие и от звука, который лежит в вершине аккорда, построить малую терцию. Построим малый мажорный от ноты До:

Малый минорный

Этот аккорд имеет минорный фонизм, а крайние звуки образуют малую септиму. Чтобы получить этот аккорд, нужно взять минорное трезвучие и от его вершины построить малую терцию:

Малый минорный звучит очень приятно, мягко – убедитесь сами:

Большой мажорный

Крайние звуки этого аккорда образуют большую септиму, а в основание его лежит мажорное трезвучие. Чтобы получить такой аккорд, нужно взять мажорное трезвучие и от звука, находящегося в вершине, построить большую терцию:

Фонизм такого аккорда мажорный, светлый, прозрачный:

Уменьшенный септаккорд

Уменьшенный септаккорд получить проще всего – строим уменьшенное трезвучие и к вершине добавляем малую терцию:

Звучит такой аккорд напряженно, тревожно:

Итак, мы познакомились с четырьмя септаккордами:

Существуют и другие септаккорды, но мы их не рассматриваем потому, что их звучание более терпкое, и чтобы применять их на практике, нужен опыт.

Умение строить септаккорды – отличный навык, но это только половина дела. Сами по себе они не имеют особой ценности

Умение употреблять такие аккорды в контексте произведения – гораздо более важно и ценно, ведь они звучат фирмово и придают особый вкус вашей импровизации

Если вы до этого использовали только трезвучия, пришла пора превратить их в септаккорды. Давайте рассмотрим, какие ступени входят в состав септаккорда. Возьмем за основу ноту Ре:

Получились следующие ступени: 1, 3, 5, 7. Разница между трезвучием и септаккордом состоит в одной ноте – той, что располагается на 7 ступени. Именно она придает неповторимое звучание аккорду.

Сравните как звучит трезвучие и септаккорд:

Трезвучие

Септаккорд

Давайте построим минорное трезвучие от ноты Ми и попробуем добавить 7 ступень – ноту Ре:

Тоже самое проделаем с аккордом До мажор – добавим 7 ступень:

Не путайте 7 ступень тональности и 7 ступень аккорда. Например, в тональности Ля минор седьмой ступенью является нота Соль. Если добавлять ноту Соль ко всем подряд аккордам, ничего хорошего не выйдет. У каждого конкретного аккорда существует своя 7 ступень, которая является украшением музыкального полотна.

Возникновения джаза, регтайм (1880—1910-е)

Считается, что джаз возник в среде чернокожих рабов, привезенных из Африки в Соединенные Штаты Америки еще в XVIII веке. Так как плененные африканцы не были представлены единым племенем, им приходилось искать общий язык с сородичами в Новом Свете. Подобная консолидация привела к появлению унифицированной африканской культуры в Америке, включившей в себя и музыкальную культуру. Лишь в 1880—1890-х годах в результате появилась первая джазовая музыка. Этот стиль был вызван мировым спросом на популярную танцевальную музыку. Так как африканское музыкальное искусство изобиловало подобными ритмичными танцами, именно на его основе зародилось новое направление. Тысячи американцев среднего класса, не имевшие возможности освоить аристократические классические танцы, начали танцевать под пианино в стиле регтайм. Регтайм привнес в музыку несколько будущих базисов джаза. Так, главный представитель этого стиля Скотт Джоплин, является автором элемента «3 против 4» (перекрестное звучание ритмических схем с 3 и 4 единицами соответственно).

Телониус Монк (Thelonious Monk)

Известный своим резким, нестандартным подходом к гармонии и ритму Телониус Монк – один из самых оригинальных джазовых пианистов. Студийные записи, которые выпускал Монк в 50-е, включая альбомы Brilliant Corners и Thelonious Monk with John Coltrane, невозможно было сравнить с его живыми совершенно необыкновенными выступлениями. Особенно его концерт в нью-йоркском клубе Five Spot, вышедший на диске под названием Misterioso: Thelonious in Action.

На одной из наиболее значимых его работ – сольной пластинке Alone in San Francisco – Монк исполняет свои самые великолепные баллады: Pannonica, Reflections и Ruby, My Dear.

Слушать Thelonious Monk

Кул-джаз, хард-боп, соул-джаз и джаз-фанк (1940—1960-е)

В 1950-х годах такой жанр музыки как джаз стал развиваться в двух противоположных направлениях. Сторонники классической музыки «охладили» бибоп, вернув в моду академическую музыку, полифонию, аранжировку. Кул-джаз стал известен своей сдержанностью, сухостью и меланхоличностью. Главными представителями этого направления джаза стали: Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Дэйв Брубек. А вот второе направление, напротив, стало развивать идеи бибопа. Стиль хард-боп проповедовал идею возвращения к истокам музыки чернокожих. Вернулись в моду традиционные фольклорные мелодии, яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и импровизация. В стиле хард-бопа известны: Арт Блэйки, Сонни Роллинз, Джон Колтрейн. Данный стиль развивался органично вместе с соул-джазом и джаз-фанком. Эти стили приблизились к блюзу, сделав ключевым аспектом исполнения ритмику. Джаз-фанк, в частности, был представлен Ричардом Холмсом и Ширли Скоттом.

Итоги

Вся вышеизложенная информация – это скромная попытка объяснить некоторые особенности учения о гармонии, которые сложно уловить во всем своем объеме без базовой теоретической подготовки. Не всем она покажется простой, но возможно кого-то немного заинтересует, а потому отдельно упомяну учебные пособия, которые позволят чуть лучше ознакомиться с предметом:

Гарц Фред «Гармония для гитаристов» – вариант для учащихся на классической или электрогитаре. Содержит минимум теории и немного упражнений, которые помогут раскрыть основные принципы классической гармонии;

А. Должанский «Краткий курс гармонии» – один из самых доступных по изложению учебников;

И. Дубовский, С. Евсеев «Учебник гармонии» – по нему до сих пор изучают гармонию в училищах и вузах. Довольно сложно написанный, но один из самых толковых по сути.

Девуцкий В. «Стилистический курс гармонии» – можно изучать в качестве дополнительной литературы к основному курсу гармонии.

Ю. Чугунов «Гармония в джазе» – небольшой по объему учебник, раскрывающий основные принципы гармонизации в джазе.

Превью: Depositphotos

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: