Конспект музыкального занятия «три кита в музыке» (старшая группа)

Народная музыка Африки

Африка всегда была для европейцев загадкой, далеким и странным континентом, полным тайн и чудес. Пестрота — вот слово, которое лучше всего его характеризует. Огромное количество стран, племен, традиций, обрядов, переливающаяся разноцветная мозаика, в которой сочетается, казалось бы, несочетаемое.

Эта пестрота ярко отражается и в народной музыке Африки. Удивительно музыкальные народы, населяющие континент, и по сей день считают, что на музыке, пении и танце держится мир. Это неотъемлемая часть ежедневного быта как древних племен, так и современных африканцев.

Главной особенностью африканской народной музыки является ритмичность. Это характерно как для северного и северо-восточного регионов, тесно связанных с культурой и традициями исламского Востока, так и для остальной части континента, сохранившей определенную аутентичность.

Африканские племена по большей части не имели письменности. И музыка, а именно барабанный бой на знаменитых тамтамах, издревле являлась средством передачи информации. Удивительно ли, что даже в настоящее время на территории Западной Африки существуют жрецы-музыканты, которых называют гриотами. По сути, это отдельная каста, более семисот лет передающая из уст в уста сказания и историю своего народа.

Кроме традиционных барабанов, многие африканские племена использовали кору, струнный инструмент, похожий на арфу, и балафон, который в Европе стали называть ксилофоном. Экспрессия африканских напевов нисколько не уступает сложностью и эмоциональностью, например, тому же фламенко или блюзу. За пределами Африки известны и глиняные уду, а также местные музыкальные инструменты, имитирующие человеческий голос.

Джембе — западноафриканские барабаны, ошибочно их принято называть тамтамами

Взаимодействие и слияние арабской, нубийской и древней африканской культур породили удивительный музыкальный сплав, несущий в себе традиции йоруба, хауса, бини, искусство маромбе и гриотов, и многих, многих десятков иных племен, видоизмененный и усложненный восточными традициями. Позже, с появлением европейцев, народная музыка Африки попала под влияние христианской культуры, которую несли на континент колонизаторы. Активная христианизация племен заставляла постепенно отмирать культовое пение и танцы. Но взамен в христианские богослужения приходила традиция барабанного боя и танцев, которые сейчас нередко можно увидеть на мессах христианских общин афро-американцев в США.

В свою очередь, Африка оказала огромное влияние на музыку других континентов. Чернокожие рабы, привезенные в Новый Свет, принесли с собой и музыку далекой родины, существенно изменившую народную музыку некоторых стран Латинской Америки (Бразилия, Гаити, Куба). Возникновение блюза и спиричуэлса в США, креольской сеги или индийского малабара было бы невозможно без колоссального африканского влияния.

Ах, мой милый Августин

Считается, что одна из самых известных народных австрийских песен «Ах, мой милый Августин» (нем. Ach, du lieber Augustin) была написана во время эпидемии чумы 1678– 1679 года. Ее пел один из пьяниц, свалившихся в чумной ров для захоронений, чтобы доказать, что он не мертвец. Русские переводы песенки, как правило, очень далеки от оригинала.

Нарисуем кита благодаря крафт-бумаге

Почему стоит воспользоваться данным вариантом? Известно, что на крафт-бумаге рисунки обладают увеличенной реалистичностью и яркостью. Потому гоните лень и приступайте к работе. В этот раз можно использовать различные карандаши. Это будет ваш очередной шаг для обретения разносторонних художественных навыков. Скорее приступайте к новому этапу обучения:

  1. Используйте обычный карандаш. В качестве наброска используйте большой овал на середине листа. Наложите на него длинный, но узкий овал. Они должны быть поверх друг друга.
  2. Сделайте из овалов общую композицию. Используйте соединительные линии для образования гладких контуров. Справа создайте образ хвоста путём добавления двух соединённых линий. Выделите плавники на хвосте.
  3. Добавьте плавники на боковых частях рыбы. Опирайтесь на волнообразные линии. Сделайте акцент на передний плавник. На заднем плане не должен сильно выделяться. Чтобы выделить живот, проведите черту от рта до хвоста.
  4. Сотрите лишние элементы наброска. Выделите маленький глаз. В нижней части проведите полосы.
  5. Образ животного успешно создан. Переходите к использованию красочных цветов, поскольку необходимо оживить изображение. Используйте белый карандаш для качественного выделения бликов.
  6. По большей части опирайтесь на синий цвет. Но благодаря белому выделите блики и нарисуйте воду. Пускай она свободно располагается по всему телу кита.
  7. Не забывайте о теневых местах. Для выделения примените чёрную ручку либо карандаш.

Вы сумели нарисовать данный вариант. Либо как говорят американцы вы good draw кита. Что означает вы нарисовали хорошего кита другим способом.

Нарисуем кита благодаря карандашам

Рыбы отличаются красотой и грациозностью, благодаря этому для рисунка доступны различные сюжеты. Для первого урока используйте карандаши это разовьёт осознание верного оформления рисунка. Но в этот раз допускается применение маркера, чёрной ручки. Будем начинать? Вы готовы? Разворачивайте лист бумаги, поскольку не терпится опробовать свои силы на основе новой тематики:

  1. Нарисуйте большой круг в центральной части листа. Допускается использование стакана для увеличения чёткости геометрической фигуры.
  2. С левой стороны круга сформируйте хвост. Проведите длинную и короткую линии как на примере. Сотрите лишению часть круга. Добавьте плавники для хвостового отдела. Они должны быть похожими на листки дерева.
  3. Выделите отдел живота благодаря длинной изогнутой линии в нижней части наброска. Добавьте плавники в районе головы и боковой части тела кита.
  4. Необходимо обозначить овальные глаза. Дугой выделите рот животного.
  5. Используйте чёрную ручку, чтобы выделить контуры рисунка. Закрасьте глаза, но сохраните блики. Голубой карандаш подойдёт для штриховки живота кита.
  6. Дорисуйте тени в районе плавников, боков и хвоста. Возле рта рекомендуем сохранить светлые места. Теперь закройте их розовым карандашом.

Этим способом может воспользоваться любой ребенок, поскольку такой рисунок очень легко оформляется.

марш, танец и песню ? Дошкольное образование

Почему эти понятия называют китами? Потому что в древности считалось – землю держат именно эти морские животные. Теперь основа, база чего-то часто ассоциируется именно с китами. Чтобы дети лучше запомнили, чем танец и марш отличаются друг от друга, можно им сначала включить музыку из популярных произведений. Они смогут пуститься в пляс под звуки танца. Ноты марша помогут им совершать ритмичные движения ногами в такт.

После того как слуховые процессы задействованы, пора подключать зрительные. Для изображения марширующих, лучше нарисовать людей в военной форме, например, на параде.

Сначала начертайте человечков схематически в полупрофиль. Обозначьте небольшой окружностью то место, где будет голова. Дальше идут шея и плечи. Две параллельные черточки, обозначающие левую руку, проведите вниз от плеча. Те, которые отвечают за правую, делают изгиб в 90 градусов у линии локтя. Правая рука будет согнута в локте.

Дальше схематично рисуйте китель, он заканчивается на уровне бедер. Правая нога – прямая. А левая – согнута в колене.

Теперь фигура марширующего обретает формы. Нарисуйте детали лица, фуражку, брюки. Кителю добавьте дополнительные аксессуары.

Затем нужно нарисовать танец. Пусть на холсте бумаги под звуки музыки движутся дети. Изобразите пару – мальчика и девочку. Нарисуйте человечка как обычно. У девочки волосы собраны в два хвостика. Чтобы рисунок не вышел статичным, изобразите их слегка волнистыми линиями. «Хвостики» развиваются в такт движениям.

Одна рука девочки держит платочек и поднята вверх, одна нога – на пятке. У мальчика другая нога – на пятке, а руки его – на поясе. Их обозначьте при помощи округлых линий. «Оденьте» детей в русские народные костюмы. Рисунок танца готов.

В отличие от двух предыдущих рисунков, в следующем нужно показать, что дети поют. Создайте сначала схематические очертания людей. Затем добавьте им объема. На мальчиках нарисуйте мужскую, а на девочках – женскую одежду.

Приступаем к обозначению деталей лица. В отличие от предыдущих художеств, здесь необходимо нарисовать детям полуоткрытые ротики. Пусть будет видно, что они поют.

Если им аккомпанирует взрослый, то изобразите пианино. Начертите прямоугольник, у которого горизонтальные линии немного длиннее вертикальных. Посередине обозначьте клавиши, на стуле пусть сидит играющий педагог.

Нарисуйте несколько нот, которые витают в воздухе.

Вот так просто можно нарисовать песню, марш и танец. Соедините 3 рисунка воедино и под каждым из них изобразите по одному киту, которые состоят из чуть вытянутой округлой головы, переходящей в овальное тело и раздвоенного хвоста. Образное художество готово.

www.kakprosto.ru

Изучение народной музыки

Теоретическим изучением народной музыки специалисты начали заниматься лишь в начале XIX века. И одним из первых ее систематизаторов стал Иоганн Готфрид Гердер, немецкий поэт, философ и историк. Вслед за своим соотечественником-фольклористом Якобом Гриммом Гердер отмечал неразрывную связь народной музыки и природы, именно он ввел термин Volkslied (народная песня). Но, читая его труды, следует помнить, что первоначально все теории касались лишь понятия народной музыки, а не ее самой. Проще говоря, теория так и оставалась лишь теорией.

Более поздние работы, касавшиеся народной музыки, поднимали самые разные вопросы, но два из них оставались главными: есть ли связь между народной и классической музыкой и можно ли обнаружить следы народной музыки в языке или движении? Высказывалось мнение, что народная музыка — это «сниженная» классическая, подслушанная необразованными музыкантами из народа при феодальных дворах и в церквях и скопированная ими. И напротив, что классическая музыка — это наивысшая форма народной, а профессиональные композиторы использовали и обрабатывали народные мотивы. Но современным исследователям ближе третья версия: музыка — и классическая, и с определенного момента народная — развивалась во взаимодействии и взаимовлиянии.

Во второй половине XIX века ученые перешли от теории к практике и начали серьезное изучение народной музыки, собирая и записывая ее, сначала нотной, а позже и фонографической и магнитофонной записью. Особенный интерес из исследований того времени представляют музыкально-этнографические работы американского филолога Френсиса Джеймса Чайлда в Великобритании и венгерского композитора и фольклориста Белы Бартока в Восточной Европе. Чайлдом было собрано 305 английских и шотландских баллад.

Однако Чайлд был уверен, что музыка не столь существенна, как тексты, а музыкальные записи стали вести и исследовать, когда появилась звукозаписывающая аппаратура. Бела Барток и Золтан Кодай, отправившиеся изучать фольклор Восточной Европы, уже были вооружены фонографами. После изучения собранных материалов они пришли к выводу, что музыка является не просто явлением из сферы искусства. Их научный и методический подход и положил начало серьезным исследованиям своеобразного отображения национальной истории стран в их народной музыке.

Баллада (фр. ballade, от позднелат. ballo — танцую) в музыке — объединяет несколько значений: средневековая одноголосная танцевальная песня у романских народов; лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV – XVI веков; поэтический и музыкальный жанр, возрожденный в эпоху романтизма.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. Основной особенностью фольклора является устный способ передачи информации. Сам термин введен в 1846 году английским археологом У. Дж. Томсом

Музыка Северной и Южной Америки

Трудно сейчас судить о народной музыке коренных жителей Северной и Южной Америки. К сожалению, во время колонизации культура народов, населявших оба континента, безжалостно уничтожалась. Однако кое-что от музыкальной традиции древних индейцев, их населявших, дошло и до нашего времени.

Нет сомнений, что и североамериканские индейцы, и их собратья с юга имели развитую музыкальную культуру. Как и народности Африки, коренные американцы в устной — певческой и танцевальной — традиции передавали из поколения в поколение сказания о вождях и героях, о богах и ритуалах, о жизни на земле и на небе. Местных аутентичных инструментов было много, но наиболее распространенными являлись, как на юге, так и на севере, разновидности флейты и барабаны. Особая манера пения североамериканских племен европейцам казалась странной и дикой, множество одновременно поющих голосов, каждый из которых соблюдал свой ритм и гармонию, производило на них впечатление фальшивого пения, хотя на самом деле это было сложнейшим искусством. Южноамериканские народности, как и их северные собратья, сохранили от предков циклы свадебных, охотничьих, похоронных, трудовых песен.

Танго родилось в Аргентине, но популярно во всем мире

В отличие от танцев индейских племен Северной Америки, оставшихся уделом своего региона, латиноамериканские танцы оказали огромное влияние на новейшую культуру, без преувеличения, всего мира. Можно ли представить современную культуру без бразильской самбы, чилийской куэки, мексиканского харабе тапатио, колумбийской кумбии, перуанской маринеры или аргентинского танго? Немыслимо! Городские и сельские праздники, танцевальные марафоны, соревнования и концерты не обходятся без зажигательной музыки, истоки которой кроются в народной традиции индейцев.

Но если Латинская Америка подарила миру ламбаду и сальсу, то Северная Америка, впитавшая и смешавшая английские и шотландские баллады, африканские ритмы, народный скрипичный стиль Ирландии, стала родиной жанров, без которых представить современную музыкальную культуру просто невозможно. Кантри и его разновидность блюграсс, блюз и джаз — это все результат сплавления в одном огромном котле музыкальных традиций всего мира.

Славный парень Робин Гуд

Один из самых известных английских балладных циклов — о Робине Гуде, вольном стрелке, защитнике бедных и угнетенных, включает в себя около сорока отдельных баллад, а ранний свод баллад «A Geste of Robyn Hode» (нач. XVI в.) включает в себя 456 четверостиший

Поделиться ссылкой

Немецкая музыка

Германия издревле славилась великолепными хоровыми ансамблями. Да, там, безусловно, существует и танцевальная традиция. Но прекрасно организованные мужские хоры с давних пор поют не только в церкви, но и на улицах, при большом скоплении народа во время общественных празднеств. Репертуар хоров необычайно богат: традиционные народные песни, вокальная танцевальная музыка, романсы. И хотя такие хоры в настоящее время встречаются всё реже, традиция совместного пения в пивных, ресторанчиках и церквях сохраняется и по сей день.

Страница немецкого песенника XVI века

Из Южной Германии пришла традиция короткой песни «шнадерхюпферль» (Schnaderhupferl). Простая, состоящая из куплетов всего в четыре строки, она представляет собой задорную, а зачастую и остро сатирическую импровизацию на какую-либо актуальную тему, причем диапазон тем невероятно широк — от любви до политики. Часто эти песни исполнялись на местных диалектах. Ну и, конечно, следует упомянуть лендлер, медленный величавый танец в размере три четверти, который танцевали не только крестьяне, но и буржуа, и дворяне в своих гостиных. Построенный на плавном кружении пар, лендлер стал предшественником вальса.

Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев

Предварительный просмотр:

Тема: «Три кита в музыке».

— учить высказываться о музыке.

-учить различать музыку по жанрам.

— расширение словарного запаса.

— развивать способность эмоционально откликаться на музыку.

— воспитывать в детях чувство любви к музыке, написанной в различных жанрах.

Методы и приемы:

-наглядный (показ картинок)

-практический (показ движений, слушание музыки)

Музыкальный центр; изображения трех китов; карточки с изображениями танцующих, марширующих и поющих детей; кассеты с записями музыкальных произведений, дидактический материал к игре «Песня-танец-марш».

«Военный марш» Г.Свиридова.

«Итальянская полька» С.Рахманинова.

«Три кита» Д.Кабалевского.

Дети под музыку заходят в музыкальный зал, садятся на стулья, здороваются.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами, дети, отправмся путешествовать в волшебную страну музыки. И поговорим о музыкальных жанрах. Замечательный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский назвал их так: «Три кита» в музыке. Вы спросите меня: причем же здесь киты, ведь мы говорим о музыке, а кит это что?

Дети: это такая большая рыба.

Музыкальный руководитель: правильно. Посмотрите на наших трех китов (показ китов на мольберте). А вот чтобы вы поняли, какое отношение киты имеют к музыке, я расскажу вам интересную историю. Давным-давно, очень много лет тому назад, люди пытались понять, на что похожа Земля, на которой они живут. Они еще не знали, что Земля похожа на что?

Дети: мячик, шарик.

Музыкальный руководитель: правильно. Земля похожа на большой круг, со всех сторон окруженный морями и океанами. А чтобы этот круг никуда не провалился, держат его три огромных, могучих кита. Древние люди верили, что эти три кита поддерживают Землю. Есть также «три кита» в музыке.

На этих «трех китах» — трех основных жанрах – держится вся волшебная страна музыки.

Что же это за «три кита», спросите вы? Самое интересное, что они вам очень хорошо знакомы.

Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение, а вы скажите, что под эту музыку можно делать.

(Прослушивание «Военного марша» Г.Свиридова).

Дети: Под эту музыку можно маршировать.

Музыкальный руководитель: правильно, дети, под эту музыку можно маршировать, это марш.

Марш-это наш первый «кит» (поставить изображение танцующих детей в кармашек к киту №1).

А теперь давайте послушаем другую музыку. Это будет наш второй «кит», попробуйте его отгадать (Прослушивание «Итальянской польки» С.Рахманинова).

Вместе с детьми определяем, что веселая, задорная музыка – это полька.

Дети, а полька это что, как можно назвать ее другим словом.

Музыкальный руководитель: правильно, конечно это танец.

Танец – это наш второй «кит».

Ну а теперь пришло время встретиться с третьим «китом». Его вы тоже узнаете без труда (Прослушивание произведения М.Глинки «Жаворонок»).

Музыкальный руководитель: правильно, это песня, молодцы.

Песня – это наш третий «кит».

Вот видите, все «три кита» музыки нам с вами хорошо знакомы. Давайте еще раз их назовем: первый «кит» — это марш, второй – танец, третий – песня.

Ребята, а сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Песня-танец-марш». Сейчас я раздам вам карточки, а потом объясню правила игры. Дети, я буду играть вам музыкальные произведения, а вы будете поднимать соответствующую карточку. Если вы услышите марш, поднимайте карточку с изображением барабана. Если услышите танец – поднимайте карточку с бубном. Если песню, то карточку с флейтой.

(проводится дидактическая игра «Песня-танец-марш», первый раз с карточками, второй раз с исполнением музыкально-ритмических движений).

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, почему можно назвать марш, песню и танец тремя «китами» и сказать, что на них держится вся музыка? (ответы детей).

Тремя китами их называют, потому что на Земле нет ни одного человека, который бы не спел ни одной песни, не танцевал и не маршировал бы хоть раз под звуки музыки. Поэтому, хотя в музыке есть и другие, более сложные жанры, основными жанрами все-таки являются марш, песня и танец.

На этом наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся (дети поют «До свидания»)

Вот они — три настоящих кита.

Прислушайтесь, как будто кто-то поет:

Во поле березынька стоя-ла…
Во поле кудрявая стоя-ла…

Теперь постарайтесь припомнить, как всей дружиной в пионерском лагере вы пели:

Взвейтесь кострами,
Си-и-ни-и-е ночи…

И еще попробуйте услышать, будто большой хор, поддержанный оркестром, поет:

Люди мира, на минуту встаньте!..

А теперь ответьте мне на вопрос: какая это была музыка? К какой области она относится, к какой форме, к какому жанру?

Не сомневаюсь, что все вы без исключения, ни секунды не раздумывая, скажете: «Это песни».

Ну конечно, песни! Разные песни: сперва русская народная песня, потом первая песня советских пионеров — сочинили ее поэт А. Жаров и композитор С. Кайдан-Дешкин, и, наконец, песня в защиту мира «Бухенвальдский набат» — ее написали поэт А. Соболев и композитор Вано Мурадели.

Вот вы сами и назвали первого кита, имя которому — ПЕСНЯ.

И второго, я уверен, вы назовете без всякого труда. Для этого вам надо только прислушаться к музыке, которая, кроме песен, звучит на любом школьном вечере, на любой домашней вечеринке, когда вы собираетесь, чтобы отпраздновать чей-нибудь день рождения или просто чтобы отдохнуть и поразвлечься в свободный час. Эта музыка звучит даже в детском саду, пожалуй, каждый день. Тут уж вы, конечно, в один голос скажете: «Это танцевальная музыка!..».

Верно! И бывает эта музыка, так же как и песня, очень разной. Так же как веками создавали все народы мира свои песенные богатства, создавали они и богатства танцевальные.

Новые танцы приходили на смену старым. Одни были любимы нашими бабушками и дедушками, даже прабабушками и прадедушками, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и полька, гопак и лезгинка, русская и краковяк, многочисленные народные танцы-хороводы…

О других танцах мы знаем только по картинам, по книжным описаниям да по лучшим образцам музыки, сохранившей и для нас свою привлекательность. Это, например, танцы XVI, XVII и XVIII веков, такие как испанская павана, французский менуэт, английский контрданс.

И, наконец, современные танцы, довольно быстро сменяя друг друга уже на наших глазах, живут рядом со старым, но вечно юным и увлекательным вальсом.

Вот, значит, и второго кита вы сами назвали — ТАНЕЦ.

Теперь вам останется назвать третьего — это будет совсем уже несложно. Я только слегка обрисую несколько самых обычных для нашей жизни картин, а вы мысленно прислушайтесь к тому, какая музыка будет при этом звучать.

Вот физкультурники перед началом соревнования идут по стадиону в легких спортивных костюмах, с огромными, развевающимися по ветру знаменами — белыми, голубыми, зелеными, красными, — радуя зрителей изяществом своего шага, отличной выправкой, цветущим, здоровым видом…

Вот идет по улице воинская часть. Четко держат солдаты шаг. Идут как один, твердой, бодрой походкой. Впереди сверкают до зеркального блеска начищенные медные инструменты — трубы и корнеты, валторны и альты, теноры, баритоны, басы. В первом ряду, возглавляя этот яркий громогласный оркестр, шествуют музыканты с барабанами, огромным и маленьким, с ослепительно звонкими тарелками. А совсем впереди — украшенный конскими хвостами и колокольчиками бунчук, который, двигаясь перед глазами музыкантов то вверх, то вниз в такт музыке, заменяет в походе дирижерскую палочку…

А вот совсем маленькие ребятишки-дошкольники ходят по большой комнате, вооружившись красными флажками. Вид у них такой торжественный, будто они участвуют в самом «взаправдашнем» первомайском параде. А за пианино сидит их воспитательница…

Вы, конечно, уже приготовили свой ответ. Мне даже кажется, будто все вместе, по-военному четко и стройно, вы сейчас отчеканите это короткое и само по себе чеканное слово: МАРШ!

Вот они все три — ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ — словно выстроились перед нами в ряд, чтобы ответить на вопрос: почему же на них держится все богатейшее, многообразно развитое, прекрасное здание, именуемое музыкой? Давайте начнем вот с чего: посмотрим, как буквально на каждом шагу…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: