Музыкальный слух: что это такое и как его развить?

Слух есть, а голос?

Вместе с музыкальным слухом нужно с детства развивать вокальные навыки у ребенка. Хорошо поставленный голос и дыхание важны не только для красивого пения, но и для выразительной речи. Вспомните, как стихи в прочтении некоторых одноклассников вызывали зевоту на уроках литературы. Даже если ваш ребенок не станет певцом, красивая речь ему не помешает.

Одним детям легче дается музыка, другим – пение, но оба эти таланта успешно поддаются тренировке. Развивать дыхание и голос дома можно с помощью несложных упражнений:

  • Дыхательная гимнастика. Тренировка дыхания никогда не бывает лишней, особенно для детей с логопедическими проблемами. Дыхание – это энергия, на которой держится речь. Дуйте вместе с ребенком на перышко, флюгер, свечу, сдувайте с ладони конфетти, толкайте кораблики в миске с водой. Дыхание должно быть однородным, медленным, выходящим из глубины тела.
  • Чтение вслух. Если ребенок знает стихи, пусть он рассказывает их с выражением. Ненавязчиво корректируйте малыша, если он невыразителен.
  • Распевайте звуки и слова. Это значит, нужно тянуть звуки «И», «Э», А», «О», «У» на одном выдохе. Это полезно также в качестве артикуляционной гимнастики. Пойте слова, которые можно петь.
  • Разрешайте ребенку кричать. Не всегда и не везде, конечно. Там, где это не помешает другим. Пусть малыш слушает свой голос, чувствует его силу. Иногда даже взрослые не знают, что имеют сильный голос, потому что никогда не пробовали петь «на полную катушку».

Этих упражнений хватит для домашних тренировок, а вот научить ребенка профессионально петь смогут  в музыкальной студии, где с детьми занимается педагог, умеющий находить индивидуальный подход к своим подопечным.

Музыкальному воспитанию уделяется не так много времени, как хотелось бы, и талант, заложенный природой, может угаснуть. Далеко не все дети сохраняют интерес к музыке в школьном возрасте. Многие идут в музыкальную школу лишь по настоянию родителей и не получают удовольствия от обучения. Может быть, домашние занятия с рождения помогут ребенку полюбить свои способности, а в дальнейшем –  осознать всю ценность природного дара.

https://youtube.com/watch?v=nU6xU-ZCQnU

Где используется подбор на слух?

Кроме очевидных случаев желания сыграть любимое произведения при отсутствии партитуры, существуют и другие области, в которых подбор по слуху играет значительную роль.

Джазовые музыканты считают это умение очень важной частью обучения. Слушая мелодии и разбирая импровизированные соло, можно улучшить слух, а также понять задумки автора

Существует также профессия «транскрибиста». Эти люди подбирают музыку на слух и переводят ее в ноты. Если вы видели партитуры каких-нибудь известных песен или мелодий, с большой вероятностью они были переведены в ноты одним из таких специалистов.

Вокалистам подбор по слуху на гитаре или фортепиано, при условии владения навыками игры, позволяет расширить свой репертуар – ведь далеко не ко всем песням существуют фонограммы. А ведь можно сделать и уникальную аранжировку, покорив ее красотой свою аудиторию!

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю.
Это, например, Шопен, Григ, Моцарт,
Чайковский. Их музыка просто красива,
мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства
с классикой можно прийти на концерт из
фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов,
мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные
произведения доступны для
восприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можно
начинать по-другому — с концерта вокальной
музыки. Это могут быть арии из опер,
романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно
развивается. Поэтому новичку легче
проследить ход мыслей автора.

Лучше
всего начинать слушать классику с
программной музыки — той, которая имеет
название, литературную программу, сюжет.
Например, можно послушать даже такого
«сложного» композитора, как Ференц Лист.
У его симфонической поэмы «Прелюды»
есть программа, которую чаще всего печатают
в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим
поинтересоваться и прочитать ее. Тогда
вы все услышите! И мечты «героя» о любви,
и как от отдыхает на природе от житейских
бурь, и сами эти бури — грозные и
воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры
такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди.
Программную музыку слушать и воспринимать
намного проще, ведь можно следить за
сюжетом.

Запомните: нельзя любить все жанры,
все эпохи. Кому-то нравится звучание
рояля, кому-то скрипки, а есть любители
хоровой музыки. Начинайте
с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в
мемуарах «Как писать книги» говорил:
«Если вы хотите научиться писать
книги, вы, в первую очередь, должны их
читать». Вывод: чтобы полюбить
классическую музыку, надо не бояться
ее слушать.

Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии

Влияние музыки на организм человека

Влияние музыки объясняется особыми её ритмами, которые совпадают с человеческими, в частности, с сердечными. Звучание некоторых музыкальных инструментов обладает полезными эффектами:

  1. Скрипка, виолончель и арфа стабилизируют сердечно-сосудистую систему и кровяное давление.
  2. Пианино и рояль положительно сказываются на работе печени и щитовидной железы.
  3. Игра на контрабасе, флейте или трубе помогает поддерживать состояние бронхолегочной системы, предотвращает образование тромбов.
  4. Ксилофон и барабан регулируют частоту сердцебиения.

Танцевальный джаз понижает уровень депрессии, улучшает циркуляцию крови и положительно влияет на дыхательную систему. Медленные джазовые ритмы позволяют избавиться от гипертонуса мышц, успокаивают.

Особым эффектом обладает классическая музыка. Произведения Штрауса и Мендельсона снижают интенсивность приступов мигрени, стимулируют иммунитет. Доказано положительное воздействие классики на онкобольных. Это доступное всем средство, которое дополняет терапию и мобилизует все силы организма.

Исследователи в 1993 году открыли «эффект Моцарта». Ученые Калифорнийского университета провели эксперимент над тремя группами студентов. Каждая из них должна была на протяжении 10 минут слушать определенные музыкальные записи. После этого студентам предстояло пройти тест на IQ. Группа, которая слушала сонату Моцарта, показала лучшие результаты. Однако, такие показатели оказались временными. Действие не продлилось дольше 10-15 минут.

Проверь себя

  • Ты любишь петь?
  • А слушать музыку?
  • Играешь на музыкальном инструменте?
  • Умеешь читать ноты?
  • Легко запоминаешь мелодии и песни?
  • Можешь сразу узнать песню и отличить ее от другой?
  • Можешь на слух определить звучание отдельных музыкальных инструментов в оркестре?
  • Напеваешь себе под нос, когда думаешь или занимаешься делами?
  • Улавливаешь ритм в окружающих тебя звуках?
  • Любишь издавать разные звуки (напевать, хлопать в ладоши, щелкать пальцами, постукивать ногой)?
  • Сочиняешь свои песни и рэп?
  • Запоминаешь факты, придумывая песни о них?

Если ты ответил «да» хотя бы на один из этих вопросов, значит, ты наделен музыкальным интеллектом.

Зачем мне это нужно?

— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.

Начинать
необходимо с желания. В любом деле
так. Вы хотите, например, научиться печь
блины. Вам могут сто раз рассказать, как
их печь, показать сам процесс, но, пока
вы сами не разведете тесто, не выльете
его на сковородку, не сможете перевернуть
блин — не научитесь.

Как развить музыкальный слух самостоятельно?

Музыкальная школа, пройденная в детстве – это хорошая основа для улучшения слуха. Но, можно обойтись и домашними упражнениями. Здесь важна частота тренировок и четкая программа. Если хотите более быстрый результат, то наймите репетитора, который даст частные уроки сольфеджио.

Как развить музыкальный слух самостоятельно? Воспользуйтесь подборкой приведенных упражнений:

Понадобится музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Вначале нажимайте клавиши подряд от ноты «до» до «си». Прислушайтесь к звучанию клавиш и пропойте гаммы. Вначале вверх, затем вниз. Если фальшивите, то начинайте сначала. Чтобы закрепить результат и прочувствовать звучание нот, сделайте упражнение несколько десятков раз (20–30 повторов).Выберите музыкальные произведения, которые вам нравятся. Подбирайте мелодичные песни. Реп и рок не подойдет, поскольку такие произведения далеки от мелодичности. Далее включайте песню, прослушиваете небольшой отрезок и останавливаете трек. Старайтесь полностью повторить песню, попадая в ноты. Если возникли сомнения, то прослушайте отрывок вновь. Поработайте эхом, дослушав песню до конца.Возьмите музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Перед вами стоит задача слушать и петь интервалы. Данное занятие эффективно помогает для развития музыкального слуха. Берете любую ноту и соединяете ее со следующей. Например, «до» — «ре» и так до ноты «си». Прослушиваете звуки, затем воспроизводите их. Повторяйте упражнение несколько раз, проигрывая музыкальную комбинацию вверх и вниз.                                                           Выберите ноту из музыкального ряда и «опевайте» ее со всех сторон. Для этого постройте следующую комбинацию. Для начала берете базовую ноту, затем повышаете на один тон вверх. После возвращаетесь в исходную позицию и берете направление к нижнему полутону. Заканчиваете «опевание» базовой нотой. На практике выглядит следующим образом: «до–ре–до–си–до». Продолжайте упражнение с каждой нотой, «опевая» на слог «ла».

Приведенная программа рассчитана на новичков. Задача упражнений – закрепить навыки и довести умения до автоматизма. Как только почувствуете, что уверенно выполняете описанные упражнения, то расширяйте количество нот. Задействуйте две клавиши, направляя их в каждую сторону. Берете нижнее «до», опускаете вниз, затем от верхнего «до» ведете вверх.

Музыкальный интеллект

Как звучит ваш голос? Какой ритм вашей речи? А в электронной интерпретации (по телефону, скайпу, в записи на диктофон)? Используете ли вы музыкальное сопровождение во время беседы, отдыха или обдумывания какого-либо вопроса? Какую именно музыку вы любите слушать? Какие мелодии помогут усилить взаимопонимание с людьми? Ответы на эти и многие другие вопросы напрямую связаны с уровнем развития вашего музыкального интеллекта.

Упражнения для развития музыкального типа интеллекта

  1. Вспомни песню. Запишите по памяти слова известной песни. Проговорите их, затем пропойте. Если запнулись — прекращайте. Сравните результаты при проговаривании и пении. Сделайте выводы и тренируйтесь.
  2. Пение. Выберите несколько любимых песен. Найдите 5-10 минут времени и пойте эти песни ежедневно, где хотите. Запланируйте это.
  3. Музыкальные секреты. Музыка способна открывать двери в подсознание. Запишите вашу проблему, отложите ручку и слушайте музыку, не думая ни о чем. Потом запишите ваши озарения.
  4. Музыкальная память. Это упражнение выполняют с партнером. Он зачитывает фразы, а вы представляете соответствующий звук: гроза; движение автомобилей на дороге; волны бьются о берег; лает собака; звучит любимая песня; рев болельщиков; играет скрипка; звонит колокол; поет хор; ваш собственный голос поет песню.
  5. Тренировка музыкальных искусств. Выберите подходящие для вас занятия из перечисленных ниже. Запланируйте для них время, место, необходимые действия (составьте план) и приступайте к выполнению!

посещать концерты, музыкальные пьесы;
научиться играть на музыкальном инструменте;
записаться в хор и петь там;
нараспев читать тексты (стихи, поэмы);
создать или выбрать список фоновой музыки для слушания;
записаться в клуб любителей музыки;
слушать разную музыку, в том числе незнакомую и необычную;
чаще слушать свои записи;
обратить внимание, как музыка влияет на вашу жизнь;
прочитать биографии великих музыкантов (композиторов, исполнителей).

Музыка для учебы и концентрации внимания: как подобрать правильную?

Для эффективной учебы студенту нужна сосредоточенность и высокая продуктивность. И в этом нам помогает музыка. Главное – правильно подобрать мелодии.

Ученые Бирмингемского университета доказали эффективность музыки при выполнении монотонных действий. Заполнение таблиц, проверка электронной почты, работы с формулами и любые другие скучные действия можно выполнять быстрее с музыкой.

Но если человек выполняет сложную интеллектуальную или творческую работу, важен грамотный подбор музыки, а не просто ее наличие. Вот примеры музыки, которая поможет лучше учиться даже когда мозг и тело сопротивляются.

Звуки природы

Исследователи Политехнического института Ренселлера увидели повышение работоспособности у людей, которые учились в опен-спейсах, где воспроизводились звуки живой природы.

Как и белый шум, звуки природы маскируют посторонние звуки (гул, человеческую речь, шум транспорта), которые так отвлекают человека. Кроме того, они улучшают концентрацию внимания и когнитивные функции.

Природные звуки явно повышали общую удовлетворенность испытуемых во время работы

Благотворным эффектом обладают звуки щебетания птиц, дождя, журчания ручья, шума горного потока

Все они повышают внимание при выполнении каких-то действий

Внимание повышается вне зависимости от того, слушаем ли мы запись отдельных звуков природы или же музыки со включением данных элементов

Любимая мелодия

У каждого из нас есть песни, заставляющие сердце биться быстрее, а улыбку расширяться в геометрической прогрессии. Так вот ученые заметили, что плей-лист из любимых треков оказывает большую пользу во время учебы.

Тереза Лисиук из университета Майами в своих исследованиях пришла к выводу, что к поспешным решениям человека приводит стресс, сильно снижая зону внимания. А вот улучшить настроение поможет любимая музыка, которая расширяет кругозор и увеличивает количество вариантов решения проблемы.

Особенно интересен факт, что любимые треки наиболее эффективны у студентов и других людей, еще не ставших специалистами в какой-то области. Приятные знакомые мелодии способствуют более быстрому выполнению задач и генерации лучших идей.

Нейтральная музыка

Разные люди по-разному воспринимают окружение. И есть те, кто отвлекается при прослушивании любимой песни, полностью уходя в нее.

Тайваньский университет провел исследования, в ходе которого установил: максимально и минимально привлекательная мелодия приводит к понижению концентрации внимания у некоторых людей.

Если вы – один из тех, кого знакомая музыка сильно отвлекает, старайтесь выбирать для учебы мелодии, к которым вы безразличны и которые не вызывают выраженных эмоций.

Инструментальная музыка

Исследования, проведенные Cambridge Sound Management, показали: к падению производительности приводит не столько шум в целом, сколько именно слова (как отдельно, так и в составе музыки).

Слыша человеческую речь, наш мозг автоматически переключается с текущей задачи, стараясь выявить тему разговора. Это наша природа, с которой не стоит бороться.

И если вы – один из тех, кто старательно прислушивается к тексту песен во время прослушивания треков, в этом случае старайтесь отдавать предпочтение инструментальной музыке.

Чем меньше слов, тем меньше отвлекающих факторов

Музыка в стиле барокко

Темп музыки во многом влияет на состояние человека. Это подтверждают канадские исследования, во время которых увидели лучшую результативность у тех, кто сдавал IQ-тесты под динамичную музыку, и в частности – под музыку эпохи барокко.

Ученые из университета Филадельфии и госпиталя Балтимора, а также малайзийского инженерного колледжа подтвердили ее эффект. Более того, в результате ее применения было выявлено значительное снижение стресса. У испытуемых отметили наличие признаков релаксации во время прослушивания музыки, темп которой соответствовал 60 ударам в минуту.

Средняя громкость

Идеальной для прослушивания является не тихая или сильная, а именно средняя громкость. К такому выводу пришли ученые сразу четырех университетов, отметив прилив сил и благоприятной воздействие на творческое мышление при средней силе звучания.

И средняя, и сильная громкость способствует абстрактному мышлению. Но чрезмерная громкость создает мозгу помехи в обработке информации.

Другая музыка, которая пригодится

Есть и другие положительные воздействия музыки, которые можно использовать в свою пользу. Классическая музыка для учебы и концентрации

При прослушивании классических произведений у человека отмечаются следующие явления:

  • повышается стойкость, 
  • появляются жизненные силы, 
  • понижается тревожность, 
  • снижается вероятность депрессии, 
  • снимается раздражительность,
  • лучше усваиваются знания.

Интересно и то, что определенные композиторы и композиции оказывают на человека определенный эффект:

  1. «Итальянский концерт» Баха борется со злобой, обидой, снижает негативные эмоции.
  2. Произведения Бетховена и Чайковского укрепляют сон, снимают раздражительность.
  3. Музыка Моцарта снимают раздражительность и головную боль.

Металл, рок

Прослушивание тяжелой музыки усиливает любые эмоции: как положительные, так и отрицательные.  Рок-музыка придает человеку энергии, но расшатывает его внутреннюю уравновешенность, меняет восприятие ритма.

Многочисленные исследования отмечают, что монотонность и ритм большинства рок-композиций оказывают негативные последствия на организм, особенно детский при возрасте 11-15 лет.

Поп-музыка

Ученые сумели доказать негативное влияние поп-музыки на память и внимательность, так как в ней преобладает монотонный ритм. Так что такая музыка не подходит для учебы и работы, для запоминания.

Хип-хоп, рэп

Рэп пробуждает в человеке агрессию, а его монотонность способствует появлению злобы, раздражительности, снижению настроения и эмоционального тонуса в целом.

Джаз, рэгги, блюз

Блюз положительно влияет на человеческие эмоции, снимая раздражительность. А вот джаз оказывает скорее негативное влияние, нарушая внутреннюю гармонию. Рэгги способствует улучшению настроения, повышает эмоциональный тонус, препятствует появлению агрессии и злобы.

Жанр «соул» заставляет человека обратиться к своей чувственной стороне. Часто люди испытывают тоску при ее прослушивании

Электронная и клубная музыка

Ученые настоятельно не рекомендуют студентам использовать эту музыку во время учебы, так как она негативно влияет на интеллект. Иногда она становится причиной повышения напряженности, раздражительности.

Зная эту информацию, можно обустроить свой учебный процесс так, что вам придется приложить лишь минимум усилий для запоминания. Львиную же часть работы за вас сделает музыка. А обратившись к сервису студенческой помощи, можете не тратить драгоценное время на выполнение курсовых, контрольных, лабораторных, а наслаждаться жизнью и любимой музыкой!

Характеристики музыкального интеллекта

Это один из видов интеллекта, предложенных Гарднером, который связан со вкусом к музыке, а также к пению, интерпретации, сочинению и игре на инструментах благодаря своей способности различать звуки, слушать ритм, тон или аккорды..

Эти люди чувствительны к звукам и ритму, имитируют звуки и мелодии, передают и улавливают эмоции с помощью музыки..

Развитие музыкального интеллекта включает в себя развитие таких умственных способностей, как:

  • кинестетический интеллект, необходимый для координации движений при игре на инструменте
  • логико-математический интеллект для единства и гармонии нот
  • языковой интеллект, необходимый для музыкального языка
  • пространственный интеллект, необходимый для временно-пространственной природы музыки
  • межличностный интеллект для понимания эмоций, которые передаются через музыку
  • внутриличностный интеллект, чтобы понять наши собственные эмоции и быть в состоянии выразить их
  • и натуралистический интеллект для познания и понимания наиболее важных фактов в жизни композитора.

Есть люди, которые проявляют особый интерес к музыке, а также имеют возможность изучать и играть на музыкальных инструментах, предполагая, что каким-то образом эти люди имеют биологическую предрасположенность к музыке..

Таким образом, определенные части мозга, расположенные в правом полушарии, играют фундаментальную роль в музыкальном восприятии и производстве, но эта способность не локализована в конкретной области, как мы можем найти язык, например.

Это фундаментальная способность при создании шаблонов звуков, которые могут быть связаны позже, будучи независимыми от слуховой способности. Это средство для обработки звуковой информации, а также характерная способность создавать, ценить и ассоциировать музыку.

Несмотря на сказанное, без биологических процессов слухового восприятия и без вклада культуры музыка не могла бы существовать. Музыкальный опыт дается благодаря интеграции тона, тембра, звуков и их интенсивности..

«Музыка может выражать социальные установки и когнитивные процессы, но она полезна и эффективна только тогда, когда ее слышат подготовленные и восприимчивые уши людей, которые поделились или каким-то образом могут поделиться культурным и индивидуальным опытом своих создателей» Джон Блэкинг, 1973.

Среди некоторых людей, для которых характерен музыкальный интеллект, мы находим Моцарта, Бетховена или Фредди Меркьюри.

Основа умения слушать

Нет универсального стиля поведения слушателя. Ситуация и психологические особенности собеседника создают ту или иную основу для взаимодействия. Деловое слушание предполагает умение уловить суть информации и зафиксировать расстановку смысловых акцентов. Личное слушание включает в себя погружение в ситуацию, эмоциональную поддержку, а иногда и желание порадовать и развлечь собеседника.

Основа умения слушать – неподдельный интерес как к самому собеседнику, так и к его рассказу. Упоминание о себе уместно только в том случае, если вы хотите расслабить человека и дать ему выговориться.

Также не следует забывать и про «синхронизацию» с собеседником, когда вы понимаете друг друга с полуслова, полувзгляда и дышите в одном ритме. Это повышает уровень доверия, и человек может по-настоящему раскрыться.

ТОП-30 IT-профессий 2022 года с доходом от 200 000 ₽

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности
и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились
с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 16902

Немаловажное значение играет и зрительный контакт. Он делает связь между вами более крепкой и наполненной позитивом

Занятия ритмикой

Ритмика важна в физическом и музыкальном воспитании дошкольника. Танцы учат ребенка чувствовать настроение через мелодию. Ритмика – это своеобразная иллюстрация музыки в движении с помощью бега, ходьбы, прыжков, элементов гимнастики. Все это направлено на развитие чувства ритма, музыкальной памяти, координации движений.

Танцуйте не только под детскую и эстрадную музыку, но и под классику. Речь не о том, чтобы в 5 лет малыш умел танцевать вальс. Позвольте ему двигаться в такт, как ему удобно. Покажите, как быстро перебегать на цыпочках или лететь в прыжке. Можно кружиться, бегать – делайте все, что угодно, будьте раскованными в танце, проявляйте фантазию и импровизируйте.

Мне всё равно не понятно

— Если в классической
музыке что-то непонятно, то надо «копать»
глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха
есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка»,
знаменитые клавирные или скрипичные
концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая
часть баховской музыки, это даже не
верхушка айсберга.
Остальные его произведения сложнее.

Книги

— В поиске книг о
музыке, нужно исходить из своего
плейлиста. Вам нравится, к примеру,
Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни,
судьбе, расширяйте свое представление
о любимом, или пока понравившемся
композиторе. Если вы прочтете книжку польского
исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то
вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».

Передачи и лекции

— Хорошо рассказывает
о классике Артем Варгафтик, музыковед
московской филармонии. У него был большой
цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится
Михаил Казиник. В интернете есть сотни
его фильмов о музыке с привлекательными
названиями «Эффект Моцарта», «Эффект
Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме
того, у него есть серия книг «Тайны
гениев». Все это очень доступно,
увлекательно, классно!

Есть различные
образовательные сайты: «Магистерия»,
Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической
музыке, где размещаются лекции, рассказы
о музыке и не только. Можете найти также
уже переведенные выступления Леонарда
Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.

Московская
филармония имеет специальный абонемент
«Мама, я меломан» — это серии ночных
концертов с предварительной лекцией о
каждом. Их записи есть в интернете, на
сайте московской филармонии.
Зарегистрируйтесь и станьте слушателем
этих лекций. Там музыковеды замечательно
рассказывают о произведениях.

Письменная система музыки

Музыка, как и язык, имеет очень развитую систему кодирования. Это позволяет записать его и передать от композитора к исполнителю. Но музыка, в отличие от языка, использует пространственное расположение высоты звука. Страница разделена на группы по пять строк в каждой. Как правило, чем выше на нотоносце расположен символ, тем выше высота звука.

В отличие от букв в тексте, высоту звука можно складывать, указывая на одновременное исполнение (аккорды). Музыка также использует систему символов, чтобы указать, как следует играть. Символы могут указывать продолжительность (ритм), громкость (динамика) и другие характеристики исполнения. В музыке также используются письменные слова, чтобы обозначить как выразительные особенности музыки, так и тексты вокальной музыки. Тексты песен могут быть на языках, на которых исполнитель не говорит.

Из-за различий в физических характеристиках письменных систем логично, что мозг будет по-разному читать музыку и текст. Похоже, что это так – по крайней мере, до некоторой степени.


Чтение музыки и чтение текста задействуют разные системы мозга

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: