Ирландские народные музыкальние инструменты

Музыка Великобритании

Посмотрим же, что оставили современной музыкальной культуре народы разных континентов и стран, и начнем, пожалуй, с Великобритании и всего так называемого «кельтского пояса».

Огромным пластом музыкального наследия Англии, Шотландии и Ирландии являются народные баллады. Это один из самых распространенных жанров данного региона, который сформировался в конце XV века и представлял собой песню, повествующую о каком-либо событии, историческом, мифическом или бытовом. Передаваемые из уст в уста баллады были способом рассказать, например, на севере о том, что творится на юге, поведать о людских заботах и радостях, разнести по городам и весям новости о сражениях в дальних землях или бесчинствах местных феодалов. Самые популярные баллады существуют поистине в бесчисленном количестве вариаций. Самые известные из сборников произведений этого жанра — сборник Ф. Д. Чайлда «Английские и шотландские популярные баллады» («English and Scottish Popular Ballads» , 1857-1858) и выпущенный куда позже четырехтомный сборник мелодий к ним (Б. Х. Бронсон «Традиционные мелодии баллад Чайлда» («The Traditional Tunes of the Child Ballads» , 1959-1972).

Кроме того, необходимо, разумеется, упомянуть шотландскую музыку и национальный народный инструмент — волынку шотландских горцев. Помимо народных песен для волынки была написана и музыка профессиональная, собственно, и прославившая ее в мире. Это танцевальные жанры, такие как хорнпайп, кейли или страспей, а также военные марши.

Кстати, шотландская народная музыка, как и ирландская, была тесно связана не только с танцами и музыкальными инструментами, но и с языком. На севере и северо-западе страны, в небольших поселениях-общинах зачастую не было музыкантов, и гэльские певцы изобрели так называемое «инструментальное» пение, сопровождавшее не только танцы, но и многие общинные виды труда (валяние шерсти и т. д.).

Джига (англ. jig) — быстрый старинный британский танец кельтского происхождения. Во времена Шекспира сценически принял форму песенки с пляской, исполнявшейся комиком или шутом в финале спектакля. А в настоящее время — одна из основных мелодий исполнения ирландских и шотландских танцев.

Уильям Кемп, английский актер XVI века, танцует джигу

В современной ирландской музыкальной культуре разница между фольклором и популярной музыкой ощущается меньше, чем в шотландской. Ирландцы получили в наследство от предков не только множество инструментов (местные виды волынок, деревянная флейта, скрипка, свисток, бодран (ирландский бубен), но и знаменитые теперь на весь мир танцы: рил, джигу и степ, который виртуозно исполняется, к примеру, всемирно известным театральным степ-шоу «Риверданс» (Riverdаnce). Также сейчас очень популярен жанр «шан-нос» (ирл. sean-nys, «старый стиль»), то есть исполнение песен на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к XVIII веку. И в музыкальных вечерах в стиле «шан-нос» активное участие принимают не только музыканты, но и публика. Еще одним символом Ирландии стала и арфа,национальный инструмент, превратившийся даже в геральдическую эмблему.

Покорил весь мир

Riverdаnce — театрализованное танцевальное степ-шоу, впервые было показано на «Евровидении» в 1994 году. Этот синтез ирландского танца, акробатических трюков, живой музыки, прекрасных песен под аккомпанемент национальных инструментов покорил весь мир. Выступления коллектива продолжаются и по сей день

История

Известно, что инструмент использовался еще в V веке, считался крестьянским, простонародным. В начале XVII века они вошли в обиход среднего класса, стали ведущим инструментом в национальных жанрах, потеснив даже арфу. В том виде, в каком мы видим ее сейчас, волынка предстала в XIX веке. Это был стремительный взлет, расцвет иллянпайпса, который сошел на «нет» также быстро, как и вывел инструмент в разряд самых популярных в стране.

Середина 19 столетия стала для Ирландии тяжелым периодом, который в истории получил название «картофельного голода». Около миллиона человек погибло, столько же эмигрировало. Людям было не до музыки и культуры. Бедность и голод породили эпидемии, которые косили народ. Население страны всего за несколько лет уменьшилось на 25 процентов.

В начале XX века ситуация стабилизировалась, жители страны начали приходить в себя после страшных лет. Традиции игры возродили представители династий волынщиков. Лео Роусом преподавал игру на инструменте в Дублинской муниципальной музыкальной школе и был президентом клуба. А Джонни Доран выработал свой собственный стиль «быстрой» игры и был одним из немногих людей, способных играть на волынке сидя.

Русский фольклор

Россия очень долго сохраняла живую фольклорную традицию, идущую с древних времен. Тому были объективные причины: принятие православия, то есть христианства восточного обряда, монголо-татарское нашествие, крепостное право и резкое расслоение общества на так называемый образованный слой дворянства и разночинцев, все более и более европеизирующийся, и крестьянство и низшие городские слои, сохраняющие славянские традиции.

Жанровая система русской народной музыки удивительно разнообразна: календарные обрядовые песни, свадебные песенные циклы, эпос, танцы, лирика, частушки. И вокал определенно преобладает над инструментальной музыкой: возможно, что запрет на музыкальные инструменты в храмах оказал влияние и на светскую музыку. В фольклоре используется не так уж много инструментов: гудок (трехструнная скрипка, образцы были найдены на раскопках древнего Новгорода XII века), гусли, дудка (продольная флейта), жалейка (рожок), кувиклы (флейта Пана), охотничьи рога, бубны и ратные трубы — все это инструменты либо бытовые, либо военные или предназначенные для аккомпанемента танцев и песен.

Жестко регламентированы в кратных и ритмических формулах циклы календарных песен, они представляют собой наиболее устойчивую форму древнейшего бесполутонового звукоряда. К древним жанрам также относятся былины, скоморошины и духовные стихи. В отдельных районах (Север, Дон) коренная эпическая традиция сохранялась вплоть до XX века.

Одной из самых сложных форм русского фольклора является лирическая протяжная песня, которая сложилась как жанр предположительно к XVI — XVII векам в Московской Руси. Это великолепный пример народного полифонического многоголосия. Самыми поздними жанрами являются городские частушки и городская лирическая песня (романс).

Пожалуй, развитие фольклорных тем в русской композиторской школе стало одним из наиболее ярких примеров взаимодействия народной и классической музыки во всей музыкальной истории. Имена Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского и многих других композиторов неразрывно связаны с народной музыкальной традицией.

Основные жанры русского песенного фольклора

  • песни, связанные с календарем и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, колядки, гадания);
  • песни, связанные с личной жизнью людей (рождение ребенка, крестильные, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные, похоронные плачи);
  • эпические (былина, сказ, скоморошины, духовные стихи, баллады);
  • лирические (о любви, протяжные песни, «страдания», городские песни)

2. Кельтская музыка в России

Одним из первых исполнителей, чьи музыкальный стиль и аранжировки были близки к кельтской музыке, часто называют Бориса Гребенщикова и группу «Аквариум». Сам он неоднократно называл среди своих любимых шотландскую группу Silly Wizard. Таким образом, первой публикой, которая начала воспринимать кельтскую музыку, были по большей части хиппи из окружения «Аквариума». Однако более широкую известность кельтская музыка получила в среде исторических реконструкторов. Большинство клубов нашей страны занималось и занимается реконструкцией периода викингов. Их культура исторически была тесно связана как с Россией, так и с Ирландией. Для многих реконструкторов-историков ирландская музыка заняла место скандинавской, поскольку всегда была более доступна. Почувствовав интерес молодежи, кельтскую музыку стали активно разрабатывать ведущие радиопрограмм. Программы, напрямую затрагивавшие кельтскую музыку выходили в период 1992—1996 годов на радио «Эхо Москвы», «Юность», «VOX». Особенно надо отметить цикл программ Celtic time и «Музыка и Эпос» на радио «Ракурс» в 1994—1996.

С середины 1990-х стали появляться российские исполнители кельтской музыки: «Team Ocean» с альбомом «Celts» 1995 года, «Puck and Piper» и другие. В 1996 году была создана организация «Русское Кельтское Общество».

21 стр., 10304 слов

Рок-музыка и молодёжная культура

… размеры 3/4, 5/4 (размер, характерный для кельтской и славянской народной музыки), 7/4, а также переменные, постоянно меняющиеся по ходу пьесы, размеры. Рок периода своего расцвета «явился в … литературы провести краткий исторический обзор рок-музыки как культурного феномена; на основе теоретических работ провести анализ особенностей психики подростков и молодежи, связанных с их увлечением …

Интерес к кельтской музыке в России неклонно растёт, а популярность её, по заявлению источника, кроется в ментальном сходстве русского и кельтского народов. Появляются новые группы, организуются фестивали, наподобие Moscow Fleadh, Самайн, Белтайн, день святого Патрика или Волынщик (Санкт-Петербург).

В кельтской музыке в России можно выделить три основных направления:

  1. традиционная кельтская музыка, яркие представители — группы «Воинство Сидов» (Slua Si), Rún, Spiritual Seasons, Anima Helicus, Clann Lir.
  2. кельтская музыка на основе современных обработок, яркие представители — «Жители Холмов» (Si Mhor), Telenn Gwad, Welladay, «Нок-На-Рей», Ann’Sannat, Art Ceilidh, Mervent, The Moonlit Valley, Puck & Piper.
  3. кельтская музыка не является основной, музыканты часто лишь используют некоторые элементы кельтской музыки совместно с русскими, скандинавскими и другими народными мелодиями, некоторые представители — «Мельница», «Белая Сова» (White Owl), «Дар», The Dartz, Хелависа.

Техника игры

Музыкант располагается сидя, поместив мешок под локоть, а чантер на уровне правого бедра. Нагнетая воздух движением локтя, он усиливает его давление, открывая доступ потоку к верхней октаве. Пальцами обеих рук зажимаются отверстия на чантере, а запястье участвует в управлении бурдонами и игре на регуляторах.

В мире очень мало фабрик по производству ирландской волынки. До сих пор их часто делают индивидуально, поэтому инструмент стоит дорого. Для начинающих рекомендуется использовать тренировочные экземпляры, которые состоят из мешка и единственной трубки, и только освоив простейший вариант, приступать к вариациям на фул-сете.

Традиционная народная музыка

Пение купальских песен. Малороссия, 1879

Певец-сказитель Остап Вересай. 1873

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. В отличие от композиторской музыки западного образца, традиционная народная музыка не подчиняется точной записи в пятилинейной нотации, традиционный способ обучения — устный. Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен). Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы).

Основа народной музыки — песня.

Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:

  • древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историческая граница связывается со временем официального принятия той или иной государственной религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;
  • средневековье — время складывания народностей и расцвета традиционной народной музыки у народов Европы;
  • современная эпоха; для многих народов связана с переходом к капитализму, с ростом городской культуры, зародившейся ещё в средневековье. Интенсифицируются процессы, происходящие в народной музыке, ломаются старые традиции, возникают новые формы творчества.

Данная периодизация не универсальна. Например, арабской музыке не известно столь определённое различие крестьянской и городской традиций, как европейской; типично европейская историческая эволюция народной музыки — из деревни в город, в латиноамериканской музыке «перевёрнута», так же как европейским межнациональным фольклорным связям — от народа к народу — здесь соответствует специфическая связь: европейские столицы — латиноамериканский город — латиноамериканская деревня.

Музыка Северной и Южной Америки

Трудно сейчас судить о народной музыке коренных жителей Северной и Южной Америки. К сожалению, во время колонизации культура народов, населявших оба континента, безжалостно уничтожалась. Однако кое-что от музыкальной традиции древних индейцев, их населявших, дошло и до нашего времени.

Нет сомнений, что и североамериканские индейцы, и их собратья с юга имели развитую музыкальную культуру. Как и народности Африки, коренные американцы в устной — певческой и танцевальной — традиции передавали из поколения в поколение сказания о вождях и героях, о богах и ритуалах, о жизни на земле и на небе. Местных аутентичных инструментов было много, но наиболее распространенными являлись, как на юге, так и на севере, разновидности флейты и барабаны. Особая манера пения североамериканских племен европейцам казалась странной и дикой, множество одновременно поющих голосов, каждый из которых соблюдал свой ритм и гармонию, производило на них впечатление фальшивого пения, хотя на самом деле это было сложнейшим искусством. Южноамериканские народности, как и их северные собратья, сохранили от предков циклы свадебных, охотничьих, похоронных, трудовых песен.

Танго родилось в Аргентине, но популярно во всем мире

В отличие от танцев индейских племен Северной Америки, оставшихся уделом своего региона, латиноамериканские танцы оказали огромное влияние на новейшую культуру, без преувеличения, всего мира. Можно ли представить современную культуру без бразильской самбы, чилийской куэки, мексиканского харабе тапатио, колумбийской кумбии, перуанской маринеры или аргентинского танго? Немыслимо! Городские и сельские праздники, танцевальные марафоны, соревнования и концерты не обходятся без зажигательной музыки, истоки которой кроются в народной традиции индейцев.

Но если Латинская Америка подарила миру ламбаду и сальсу, то Северная Америка, впитавшая и смешавшая английские и шотландские баллады, африканские ритмы, народный скрипичный стиль Ирландии, стала родиной жанров, без которых представить современную музыкальную культуру просто невозможно. Кантри и его разновидность блюграсс, блюз и джаз — это все результат сплавления в одном огромном котле музыкальных традиций всего мира.

Славный парень Робин Гуд

Один из самых известных английских балладных циклов — о Робине Гуде, вольном стрелке, защитнике бедных и угнетенных, включает в себя около сорока отдельных баллад, а ранний свод баллад «A Geste of Robyn Hode» (нач. XVI в.) включает в себя 456 четверостиший

Поделиться ссылкой

Видео: Ирландский танец — джига

Похожие новости.

«Северсталь метиз» закончила свой проект «Север – Юг» вложив в него 34 млн $

Проект «Север – Юг» начал свою деятельность осенью 2008 года. Параллельно ему на других площадях данной компании проводились типовые проекты. Основной задачей «Север – Юг», стало создание новейшего, современного процесса

Духовые деревянные музыкальные инструменты и их виды

Если беглым взглядом окинуть многочисленные старинные картины, то можно отметить, что основными элементами в их сюжетах выступают разнообразные свирели и дудочки. Именно на них любили играть наши предшественники. Следует отметить,

Американские музыканты снова споют песни Уитни Хьюстон

Концерт, который запланирован, как мероприятие в память Уитни Хьюстон, вскоре будет транслироваться на телевидении Америки. Как сообщают официальные представители американских СМИ, о своём участии в нём уже заявили такие музыканты,

Челеста — музыкальный инструмент из Франции

Челеста – музыкальный инструмент небольшого размера, своим звучанием напоминающий колокольчики.

Принцип звукоизвлечения и диапазон инструмента — челеста

Челеста относится к клавишно-ударным инструментам. По своему внешнему виду напоминает пианино. Подобнодругим клавишно-ударным инструментам, звук

Волынка – не только неодушевленный предмет, те, кто играет на ней, утверждают, что она сродняется со своим владельцем. Для получения качественного звука волынку необходимо год разыгрывать, настраивать под себя. Лишь

Шотландские народные песни

В соответствии с вышеперечисленными темами, можно выделить различные типы песен в шотландской народной музыке: героические и разбойничьи баллады, лирические и трудовые песни.

Героические баллады

Одним из древнейших песенных жанров является баллада. Баллады – это эпические песни, то есть песни-рассказы. Как правило, в них повествуется о борьбе Шотландии против попыток Англии установить в этой стране свое господство. Одна из старинных песен на эту тему называется «Охота на Чивиоте» (Chevy Chase), где повествуется о схватке шотландского витязя с английским рыцарем.

Разбойничьи баллады

Еще одной излюбленной темой шотландского музыкального фольклора были сказания о лесных разбойниках: о Робин Гуде и его соратниках. Популярность данного персонажа была столь велика, что, наверное, многие верили в его существование. Предания о Робин Гуде так же, как героические баллады проникнуты свободолюбивым духом.

Любовные баллады

Но национальная шотландская музыка нашла в своем арсенале средства не только для приключенческой тематики, но и для сентиментальной лирики. Любовные баллады Шотландии отличаются от французских рыцарских романсов тем, что в них описываются не подвиги витязя во имя прекрасной дамы, а переживания героев.

Персонажи, как правило, являются жертвами обстоятельств, а их страдания и становились предметом песен. Иногда фантазия поэта включала в сюжет сказочные, фантастические мотивы. В качестве примера данного жанра можно назвать балладу «Прекрасная Анна из Лох-Роян».

Бози-песни

Видное место в народной музыке Шотландии занимают песни, связанные с работой фермеров и женщин в деревнях. Здесь, в первую очередь, необходимо назвать так называемые бози-песни, которые были, в основном распространены в северо-восточных районах страны.

В переводе с местного языка «бози» – это хижина, в которой трудились мужчины. Условия труда здесь были очень тяжелыми, что и определило характер данного жанра. Часто песни не имели определенного смысла, главным в них было стремление передать движение, создать образ определенного ритма работы.

Валяльные песни

Женские шотландские трудовые песни исполнялись в процессе валяния сукна. Обыкновенно мелодию заводила солистка, а остальные ей подпевали. Текст не отличался какой-либо оригинальностью и, как правило, был незамысловат. Песни распевались на гэльском языке, а их музыка отличалась четким ритмом. Вообще такое исполнение должно было скрасить суровые будни шотландской деревни.

3 главных особенности шотландских песен

  1. Тесная связь тематики шотландских музыкальных песен с жизненным циклом.
  2. Отличительная особенность фольклора страны – это боевой дух в мелодиях. Известно, что очень часто главы кланов заказывали бардам музыкальные композиции, которые должны были воодушевить борцов перед битвой с врагом.
  3. Четкий ритм и волынка в качестве музыкального сопровождения.

Музыкальные инструменты Ирландии

Как красиво и мелодично звучит ирландская музыка в современной обработке! Многие коллективы при исполнении такой музыки используют народные инструменты Ирландии.

Национальные музыкальные инструменты Ирландии:

  1.  Флейта тинвистл.
  2.  Ирландская скрипка Фиддл.
  3.  Ирландская арфа.
  4.  Ирландская волынка.

Флейта тинвистл — вид флейты, который придумал простой чернорабочий Роберт Кларк. Так как флейты из дерева стоили дорого, Роберт начал делать эти музыкальные инструменты из покрытой оловом жести. Флейты Роберта Кларка стали называть «тинвистлами».

Они очень быстро стали популярными. Успех был просто ошеломительный. Простой рабочий Роберт Кларк стал очень богатым и знаменитым. Сегодня флейта тинвистл имеет статус национального инструмента.

Скрипка Фиддл – ирландский аналог скрипки.

История появления этого музыкального инструмента очень необычна и интересна.

Получилось так, что они все делали не так, как нужно: неправильно держали инструмент, канифоли струны, вместо того, чтобы канифолить смычок. В результате всего этого появилась новая ирландская манера игры на скрипке.

Ирландская арфа — геральдический символ и национальная эмблема Ирландии. Ирландская национальная музыка известна во всем мире благодаря знаменитой арфе. Этот инструмент во все времена любили и почитали в Ирландии. Во времена кельтских вождей самым почитаемым человеком, после вождей и бардов, считался арфист. Арфисты играли на великолепных золотых инструментах, украшенных драгоценными камнями. Во время войны арфисты поднимали боевой настрой, поощряли к сражению с врагом.

Сказочные струны арфы, играющие прекрасные народные ирландские мотивы, и сегодня словно переносят в давние средневековые времена, завораживают так, что теряется чувство реальности.

Ирландская волынка – любимый инструмент музыкантов. Она не похожа на волынки Западной Европы: воздух в трубки ирландской волынки нагнетается при помощи специальных мехов, а не легкими музыканта. Ирландские волынщики по праву носят гордое имя — «короли народной музыки».

Ирландская волынка чаще всего звучала при исполнении ирландской народной музыки. Сегодня, учитывая усовершенствование инструмента и техническое мастерство исполнителей, звуки волынки можно услышать во многих музыкальных стилях.

Ирландская музыка, ирландский фолк представлены двумя видами жанров:

  •  вокальными;
  •  танцевальными.

Примечания

  1. .
  2. ↑ .
  3. ↑ . krugosvet.ru. Дата обращения: 6 декабря 2011.
  4. , с. 105.
  5. , с. 119.
  6. ↑ . Дата обращения: 13 ноября 2014.
  7. fRoots magazine, quoted in N’Dour 2004, p. 1
  8. Songlines magazine
  9. . Дата обращения: 13 ноября 2014.
  10. . Дата обращения: 8 января 2015.
  11. . Дата обращения: 14 июня 2013.
  12. . Дата обращения: 15 июня 2013.
  13. . Дата обращения: 17 января 2015.
  14. Баженова Л. М., Некрасова Л. М., Курчан Н. Н., Рубинштейн И. Б. Часть III. Музыкальная культура XX века // Мировая художественная культура. XX век. Кино, театр, музыка. — СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. — 432 с. — (Мировая художественная культура). — ISBN 978-5-91180-718-4.
  15. , с. 319–320.
  16. , с. 320.
  17. «Стиль народных песен и культура» — «Folk song style and culture», 1968
  18. Словацкая музыкальная энциклопедия, 1969
  19. «Оксфордская история музыки» — «New Oxford History of Music», 1959
  20. ↑ . krugosvet.ru. Дата обращения: 7 января 2015.
  21. ↑ Jones, A. M. (1959). Studies in African Music. London: Oxford University Press. 1978 edition: ISBN 0-19-713512-9.
  22. .
  23. . Дата обращения: 16 ноября 2014.
  24. . Дата обращения: 16 ноября 2014.

Танцевальные жанры ирландской музыки

Самым известным танцевальным жанром считается джига. Часто это слово произносят без первой буквы — жига. В давние времена так называли обычную скрипку, молодежь на вечеринках танцевала под звуки такого инструмента. Скорей всего, именно с тех пор словом «джигой» стали называть танец.

Интересна и история развития танца джига. Изначально это был парный танец, который танцевали и девушки, и юноши. Чуть позже танец приобрел юмористические черты и его стали танцевать матросы. Сегодня джига — сугубо мужской танец, иногда с элементами некоторой грубости.

Джига стала основой для большинства ирландских танцев. Мелодия джиги, в зависимости от скорости исполнения танца, делится на:

  •  сингл-джигу – самое простое исполнение танца;
  •  дабл-джигу — танец исполняется в более быстром темпе;
  •  требл-джигу – более медленный темп исполнения.

Рил – второй по популярности танцевально-музыкальный жанр. Отличается танец выразительностью очень быстрым темпом, зрелищностью и особой красотой движений.

Музыка джиги и музыка рила отличается ритмом. Жига, благодаря своим четким триольным фигурам на 6/8 или 9/8, напоминает итальянскую тарантеллу. Ровный, без остроты рил отличается двудольным или четырёхдольным размером.

Танец жига – это народный танец, который формировался довольно продолжительное время. Рил – это искусственно изобретенный танец конца XVIII века, ставший со временем очень популярным. Сегодня ирландцы не представляют свою жизнь без танца рил.

Рил чем — то напоминает польку – чешский танец, который появился на кельтских землях благодаря солдатам и учителям танцев

В польке двухдольный размер, такой же, как в риле и важное внимание уделяется ритму. Полька отличается четкостью и разделенностью – притопами. Рил характеризуется ровностью и непрерывностью движения

Рил характеризуется ровностью и непрерывностью движения.

И в настоящее время ирландские танцы остались такими же веселыми и зажигательными, как и много веков назад.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: