Скрипка почему нет ладов

Происхождение, история скрипки

Скрипка имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, германская рота, слияние которых и образовало виолу.

Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620 год) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764 гг), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Современный вид скрипка приобрела в XVI веке, широко распространилась в XVII веке.

Где сидит первая скрипка

Первая скрипка располагается слева от дирижёра на первом стуле (отсюда и её название). Это место позволяет исполнителю быть одновременно в контакте с дирижёром и с остальными музыкантами, передавая им его сообщения.

Тимоти Ли рассказывает: «‎Все дни недели у меня разные. Репетиционные дни начинаются у нас середины недели. Для каждой программы нужно от трёх до пяти репетиций.

В дни репетиций я встаю очень рано, чтобы успеть дома разыграться. Репетиция идёт с 10 до 12.30. Если есть вторая, она начинается после обеденного перерыва в 14.00 и заканчивается в 16.00. Примерно за 6-8 месяцев до начала репетиций у меня есть ещё одна задача: я должен пройтись по всему репертуару и отметить все штрихи в партии первых скрипок. Это отнимает много времени, особенно если вещь до этого не была разобрана.

На самих репетициях я очень много общаюсь с дирижёром и с другими скрипачами, а иногда и со всей струнной группой. Так мы приходим к единообразию в исполнении. Довольно часто приходится менять штрихи или артикуляцию, для того чтобы справиться с задачей, которую ставит перед нами дирижёр».

Как и многие профессиональные музыканты из оркестра, Лиз работает в консерватории. Он говорит: «Когда у меня нет репетиций, я преподаю студентам и аспирантам в Музыкальном колледже-консерватории Цинциннати. В среднем это 10-14 часов в неделю».

Техника игры на скрипке, приёмы

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.

Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.

От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.

На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.

Весьма распространен оркестровый прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.

Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки — пиццикато (pizzicato).

Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной — металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.

На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.

Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления. Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.

Устройство скрипки

Струнный смычковый инструмент имеет узнаваемую конструкцию, состоит из корпуса, грифа и четырех струн. Скрипка устроена довольно сложно. Чтобы она могла звучать, подобно «человеческому голосу», передавать мысли и настроение композитора, вызывать эмоции у слушателя, важны все детали скрипки.

Корпус

Характер звучания зависит от величины устройства и качества древесины. Обычно используется ель, которая лучше резонирует и проводит вибрацию струн, чем клен. Состоит из двух дек – задней и передней, соединенных между собой полосой древесины, названной обечайкой. В качестве резонаторных отверстий на верхней деке вырезаются два проема в виде латинской буквы «f», их называют эфами. Форма корпуса напоминает трапецию, верхняя и нижняя грань которой округлена, а в середине сужена. Талия и округлости создают удобство для скрипача во время игры.

На силу звука и тембр влияют толщина древесины, высота обечайки. Чем больше эти показатели, тем звучание ниже, чем меньше – тем звонче «поет» инструмент. Характер звучания определяют и другие детали корпуса:

душка – еще одна деревянная деталь

Она передает высокочастотное звучание на нижнюю деку, очень важно правильно установить ее, чтобы не испортить звучание, поэтому этим занимается только мастер-настройщик.
уголки – служат для определения положения смычка.
струнодержатель – состоит из петли и отверстий по количеству струн, служит для их крепления.
петля – является частью подгрифка, изготавливается из проволоки или части струны.
пуговка – плотно вставленная в отверстие в нижней части корпуса, удерживает подгрифок.. Еще одна важная деталь скрипки – подставка

Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют

Еще одна важная деталь скрипки – подставка. Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют.

Гриф

Еще одна деталь, сделанная из дерева. Представляет собой пластину из дерева, которая крепится к корпусу. Гриф имеет головку и шейку. В отличие от других струнных, он не имеет накладки ладов, поэтому музыканту нужно точно знать, где находится определенная нота. В месте перехода грифа в головку накладывается порожек, фиксирующий и приподнимающий струны.

Еще одно отличие от группы струнных – колки колковой коробки, не имеющие шестерней, как, например, у гитары. Они просто вставляются в корпус коробки и фиксируются натяжением струн.

Самая эффектная часть музыкального инструмента – шейка, за которую скрипач удерживает скрипку. Она может выглядеть просто, как отогнутый конец грифа. Нередко бывает в форме головы какого-нибудь животного. Такая шейка будет являться настоящим украшением «королевы музыки».

Струны

Тембр скрипки зависит от качества изготовления струн. Количество их – четыре, каждая настраивается на определенную ноту: «ми», «ля», «ре», «соль». Во времена возникновения в качестве струн выступали жилы животных. Сегодня их изготавливают из высокоуглеродистой стали или полимерных материалов, оформляя алюминиевой, стальной или серебряной оплеткой. Диапазон скрипки – «соль» малой октавы – ля четвертой и выше.

Трудно ли попасть в оркестр?

Да, трудно. Это требует долгих лет практики в музыкальной школе, частных уроков, прослушиваний, большого опыта выступлений в разных оркестрах. Первая скрипка — самая престижная позиция в оркестре, поэтому тот, кто хочет её занять, должен быть на вершине своего исполнительского мастерства.

Лиз рассказал нам как он стал первой скрипкой: «Моя карьера началась когда я получил место в небольшом оркестре, после окончания Истманской школы музыки со степенью бакалавра. В тот год я играл в четырёх разных коллективах: в ансамбле, в эстрадном оркестре и в двух оперных.

Следующий шаг — должность помощника первой скрипки в Чарльстонском симфоническом оркестре. Два года спустя я стал первой скрипкой в этом же оркестре. За пять лет в Чарльстоне я прошёл восемь прослушиваний (все на главные должности), и на некоторых прошёл в полуфинал, на некоторых — в финал. В последний год моего пребывания в Чарльстоне я был на двух прослушиваниях на первую скрипку с разницей в несколько месяцев: одно было в Симфонический оркестр Нью-Джерси, другое в Симфонический оркестр Цинциннатти. Я стал работать в Цинциннати, и в следующем году буду отмечать с ними свой двадцатый сезон.

Таким образом, на моём пути было несколько прослушиваний, причём именно на руководящие должности (помощник и заместитель первой скрипки, первая скрипка). Ещё с университетских лет я был хорошо знаком с репертуаром оркестровых прослушиваний, а во время учёбы был запасным скрипачом в Рочестерском филармоническом оркестре».

Другие знакомые мне первые скрипки начинали с музыкальных конкурсов, затем решили продолжить карьеру в оркестре. Третьи получили работу сразу в крупных оркестрах, затем решили пройти прослушивания на первую скрипку. Нет единой формулы для карьерного пути первых скрипок, но в нём точно должно быть много упорства и самоотдачи».

Музыкальные возможности скрипки

Каковы же музыкальные возможности скрипки? Прежде всего, стоит отметить, что ей подвластно огромное множество интонаций. Еще несколько веков назад именно скрипка считалась инструментом, звучание которого наиболее схоже с человеческим голосом. Недаром многие композиторы писали главные свои мелодии для скрипичной партии. Возможно, причина кроется в том, что этот струнный инструмент очень чутко отзывается на малейшие движения кистей рук. Скрипичные струны послушно передают эмоции музыканта, будь то нежность или ярость.

В зависимости от движений смычка скрипка может издавать как нежный шепот, исполненный любви, так и громкий крик, полный боли и страдания, способный заставить содрогнуться слушателей. В руках талантливого музыканта скрипка ведет себя как живой организм, то засыпая, то вновь пробуждаясь.

В музыке существует понятие «атака звука», характеризующее начало звучания. Например, сравните, как человек управляет голосом, готовясь отдать команду или обращаясь с нежными словами к любимой девушке. В первом случае связки заранее напрягаются, а затем на них подается сильная струя воздуха, делая звук резким и четким.

Во втором случае звучание человеческого голоса предваряет медленный выдох, придающий плавность и мягкость речи. Скрипка отлично умеет передавать подобные оттенки. Чтобы добиться уверенного и резкого звука, музыкант прижимает смычок к струне и двигает его, не ослабляя нажима. Если же нужно добиться обратного эффекта, т. е. мягкого звучания, напоминающего полушепот, движение смычка следует начать еще в воздухе, а затем плавно опустить его на струну, избегая чрезмерного нажима. Вряд ли такие тончайшие оттенки звука возможно воспроизвести при помощи MIDI-стандартов.

Технические возможности скрипки поистине потрясают: ей подвластен практически любой темп и ритм. При использовании приема легато, т. е. связного исполнения соседних звуков, достигается практически непрерывное звучание. Смычок плавно передвигается по струнам, в то время как пальцы левой руки попеременно прижимают их. Прибегая к синтезу звука, невозможно достичь такой плавности и непрерывности.

При игре стаккато смычок сбрасывается на струны с небольшой высоты, а затем благодаря упругости конского волоса сразу же отскакивает, извлекая отрывистые звуки. Близок к этому приему и штрих «спикатто», когда движения кистей и предплечий рук дополняются движениями плеча. При игре «спикатто» звук становится еще более отрывистым и отчетливым, при этом темп может быть очень быстрым. Играя на скрипке, можно воспроизвести и флажолеты, т. е. выделить обертон из состава тембра струны. Скрипичные флажолеты отличаются легкостью и невесомостью.

Однако, возможности скрипки не безграничны: она имеет и свои ограничения. Во-первых, изначально этот инструмент создавался как имитация человеческого голоса, поэтому можно сделать вывод, что ей неподвластны многоголосые мелодии. В отличие от гитары, скрипичные струны опираются на подставку, имеющую дугообразную форму. Благодаря этому, музыкант может касаться смычком одной струны, не задевая соседних. При определенных углах наклона смычка можно одновременно касаться двух струн, но это – максимум, на который способна скрипка. Такой прием игры используется, когда необходимо добиться двухголосия, например, исполнения мелодии параллельными октавами или терциями.

Игра «двойными нотами» довольно трудна, поэтому прибегают к ней не так часто. Крайне редко партиях, предназначенных для скрипки, встречается запись четырехголосых аккордов, но исполняются они, можно сказать условно: сперва зажимаются две нижние струны, а затем смычок быстро переносят на верхние струны, чтобы успеть извлечь их звук, пока по инерции звучит нижняя пара

Второе важное ограничение возможностей скрипки обусловлено ее строением: ее нижняя струна настроена таким образом, что самый низкий звук, который можно извлечь при помощи этого музыкального инструмента, — это «соль» малой октавы

Особенности игры на скрипке для начинающих

Самостоятельно освоить скрипку будет достаточно проблематично. Учитывая высокий уровень сложности смычкового инструмента, самоучителя будет мало.

Немаловажным моментом перед началом учебы является выбор скрипки. Величина инструмента должна соответствовать длине руки музыканта. Взрослые люди, как правило, отдают предпочтение размеру четыре четверти. Перед приобретением лучше всего посоветоваться с профессионалами.

Для того чтобы научиться играть, не обойтись без изучения особенностей настройки, несмотря на всю сложность процедуры. Для того чтобы скрипка звучала правильно, следует произвести обработку смычка канифолью. Настройка струн на нужные ноты выполняется посредством применения камертона.

Осваивать музыкальный инструмент необходимо последовательно, чтобы не упустить важных моментов:

  • от правильного обращения со смычком зависит многое. Его нужно держать расслабленной рукой, при этом избегая контакта с ладонью. Указательный палец нужно расположить на обмотке, мизинец согнуть и зафиксировать на плоском участке трости. Кончик безымянного пальца и мизинца должны располагаться параллельно, в то время как большой палец должен быть напротив колодки с другой стороны смычка;
  • для того чтобы начать воспроизводить мелодию, можно как стоять, так и сидеть. Взяв за гриф инструмент в левую руку, и установив напротив шеи, нужно соблюдать соприкосновение нижней деки с ключицей, нижней челюстью необходимо поддерживать инструмент. Правильно зафиксированная скрипка не будет соскальзывать;
  • расположив смычок между накладкой на гриф и подставкой, легким надавливанием на струны можно начинать воспроизведение звуков. Угол наклона смычка можно регулировать, наклоняя его на сорок пять градусов. Громкость звучания зависит от силы надавливания;
  • менять струны можно, смещая угол наклона смычка. Отточить мастерство поможет игра на одной струне.

Лучше всего уроки проводить под присмотром грамотного специалиста. Результат зависит от способностей каждого отдельного человека.

8. Классическая музыка I: Сборник магистр. 1 [Больше не доступно]

Изучение нового музыкального инструмента само по себе является сложной задачей. Но постоянное воспроизведение одной и той же горстки песен снова и снова может сделать процесс еще более утомительным.

Вместо того, чтобы физически учить вас играть на скрипке, Classical Music I: Master’s Collection Vol. 1 приложение дает вам бесплатный доступ к более чем 100 шедеврам. Это позволяет легко просеять и выбрать то, что вы хотели бы изучить. Лучшие инструкторы советуют скрипачам играть вместе с записанной музыкой, и это приложение позволяет легко это делать.

Бесплатная версия приложения дает вам доступ к вырезанным подборкам классических звуковых дорожек. Если вам нравится то, что вы слышите, вы можете обновить до версии Deluxe для приложения с полным набором параметров воспроизведения.

Для аналогичной опции на Android, проверьте Скрипка Музыка .

Скачать — Классическая музыка I: Сборник магистр. 1 для iOS (версия Deluxe за $ 4,99)

Как настроить смычок

Чтобы проверить готовность смычка к работе – осмотрите его. Если волос провисает или трость изогнута – необходимо исправить натяжение волоса. В случае провисания – подтянуть волос, а если трость изогнута – расслабить его.  Также перед игрой натирайте смычок канифолью – 5-6 раз проведите камешком вверх и вниз. Есть скрипачи, которые советует протирать около двадцати раз – звук получается ярким и богатым, но скрипка покрывается липким налётом.

Для того, чтобы скрипка дольше держала строй – обращайтесь с ней бережно: храните в чехле, вдали от перепадов температур и влажности, избегайте механических воздействий.

Как настроить скрипку без фортепиано

Первая струна, с которой начинают процесс настройки – струна Ля. Всё, что нужно – это эталон звука. Вы можете использовать:

  • камертон;
  • записанный эталонный звук;
  • тюнер.

Ваша задача подстроить струну так, чтобы звуки сливались в унисон, не издавая никаких лишних стуков.  Камертон Ля звучит именно так, как должна звучать вторая открытая струна. Остальные струны скрипачи обычно настраивают на слух. Настраивая скрипку, придерживайтесь техники «пиано» при работе со смычком.

Для скрипачей-новичков, а также для родителей маленьких музыкантов хорошим вариантом решения задачи будет использование тюнера. Он крепится к грифу скрипки, а когда вы играете по открытой струне – показывает на табло, настроена ли струна.

Настройка скрипки на профессиональном уровне – понятие относительное. Эталонное Ля отличается в разных помещениях, при игре под разные инструменты. Например, для игры в оркестре, все скрипки, альты, виолончели и контрабасы настраивают под музыкальный инструмент – гобой. А если планируется игра с соло фортепиано, то настраивают под фортепиано.

Настроить скрипку без фортепиано в 21 веке не проблема – в сети Интернет вы легко найдете эталонные записи всех струн, а камертон и вовсе лежит в каждом чехле для скрипки.

Перед началом занятия по скрипке, перед выступлением или репетицией музыканты приводят инструмент в рабочее состояние: проверяют, настроена ли скрипка, и подготавливают смычок к работе.

Вариант №2

Скрипка – это смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, натянутыми на гриф. Корпус музыкального инструмента изготавливается из дерева, верхняя часть из ели, для нижней используется клен. Гриф постоянно соприкасается со струнами и быстро изнашивается, в связи с этим его делают из палисандрового дерева, которое отличается особой прочностью. Дерево для изготовления скрипки тщательно выбирается, ведь от этого будет зависеть ее звучание. Смычок для скрипки – это трость, на которую натягиваются 150-200 конских волосков.

Сегодня скрипку считают королевой академической музыки, но так было не всегда. Скрипку изобрели в народе. На ней играли бродячие музыканты и по форме она напоминала грушу. Похожей на современную она стала только в 16 веке благодаря Гаспаро да Сало. Именно его инструмент стал образцом классической скрипки. В то же время Андреа Амати основал школу скрипичных мастеров, которые довели форму скрипки до исключительной изысканности.

Считается, что самые лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Технологии изготовления скрипок держались в строгом секрете и передавались по наследству. Одним из самых известных мастеров являлся Антонио Страдивари. Его скрипки и по сей день считаются непревзойденными и очень высоко ценятся. На них играют только самые лучшие музыканты мира.

Одним из самых выдающихся классических скрипачей считается Николо Паганини. Он был гениальнейшим виртуозом и именно по этому его личность считали демонической. Люди не могли поверить, что человек способен настолько искусно играть на музыкальном инструменте.

Скрипка очень изысканный и утонченный инструмент с красивейшим звучанием. Именно по этому для нее пишутся произведения самых различных жанров современной музыки. Своим звучанием она всегда будет покорять сердца людей с разными музыкальными предпочтениями и возбуждать их воображение.

2, 3, 4, 5, 6 класс кратко. Музыкальный инструмент

Звукоизвлечение

Звукоизвлечение при игре на скрипке имеет определенные особенности, не характерные для других классов струнных инструментов. Перед началом выступления или репетиции музыкант подготавливает смычок, натирая его канифолью, т. е. сосновой смолой. Натянутый волос из конского хвоста превращает канифоль в липкий мелкий порошок. Таким образом, когда смычок касается струны, он прилипает к ней. При дальнейшем движении смычка струна начнет слегка натягиваться, следуя за ним. Однако наступает момент, когда она проскальзывает, отцепляется и двигается в обратную сторону. Затем струна вновь притягивается к смычку, и все повторяется сначала. Таким образом, движение струны можно описать как равномерное в одну сторону и синусоидальное – в обратную.

Однако это не единственная сложность воспроизведения скрипичного тембра при синтезе звука. Звучание скрипки, конечно же, не ограничивается основным тоном – есть еще целый ряд обертонов, т. к. призвуков, расположенных выше главного тона. Кроме того, смычок не просто натягивает струну, но и немного перекручивает ее, в результате чего она колеблется в разных плоскостях. Следует учитывать и другие факторы, позволяющие скрипичной струне свободно колебаться и передавать колебания другим струнам. Например, искажения, возникающие вследствие трения о канифоль, отсутствие жестких креплений (в скрипке струны крепятся при помощи деревянного или пластмассового подгрифка). А резкие обертоны скрипач приглушает подушечками своих пальцев, делая звук теплее. Благодаря таким особенностям звукоизвлечения, скрипке и присущ неповторимый сложный тембр.

В подобной звуковой волне практически невозможно найти несколько похожих по фазе и спектру участков. Осуществить это можно только двумя способами: либо значительно сократить количество обертонов, либо отказаться от их фазовращения. Однако при таких методах теряется сходство со звучанием настоящей скрипки – это одна из причин того, почему использование волновой таблицы при синтезе звука не может передать тембр «царицы музыки».

Немаловажную роль играет и невозможность имитировать при синтезе звука скрипки все движения смычка. Музыканты используют несколько приемов игры на скрипке. Например, смычок можно вести так, чтобы пучок натянутого волоса всей шириной прилегал к струне, или же наклонить его, ограничив площадь его соприкосновения со струной.

Кроме того, сильно прижимая смычок, музыканты добиваются насыщенного, объемного звука, а едва касаясь струн – легкого и беззаботного звучания. Использование скрипачами различных штрихов при исполнении музыкальных произведение дает такое богатство палитры звуков, которое вряд ли под силу воспроизвести какому-либо MIDI-стандарту. Таким образом, даже очень мощный компьютер вряд ли сумел бы полностью заменить этот сложный и уникальный музыкальный инструмент.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: