Певческое дыхание: что это, почему правильно дышать при пении так важно + упражнения на постановку опоры

Опора в вокале: подробный разбор

Как писал в своих воспоминаниях Федор Иванович Шаляпин, известный русский оперный певец, его учитель, тенор Дмитрий Усатов, подходил к своим ученикам, бил их в грудь и восклицал: “Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!”. Певческая опора — одно из самых загадочных понятий в вокале. Все описывают ее по-разному. Как мы уже сказали, опора — это субъективное ощущение в области торса, возникающее при правильном диафрагменном дыхании во время пения. Простыми словами, это ощущение внутреннего давления. Например, вы чувствуете “опору” в тот момент, когда кашляете (в утрированной форме) или, предположим, фыркаете на кошку.

Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту.

Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.

Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать

Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы “толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.

Зачем вокалистам дыхательная гимнастика

Чтобы уметь красиво петь – нужно учиться правильно дышать, именно для этого вокалистам нужна дыхательная гимнастика. Энрико Карузо говорил: «На умении набрать достаточно воздуха и умении его правильно и экономно использовать зиждется все искусство пения.» Это высказывание подходит не только для академического, но и для любого вокального стиля.

Постановка голоса – процесс небыстрый

Для начинающих заниматься вокалом не достаточно понять умом, как правильно дышать, очень важно закрепить этот навык в памяти мышц. Для этого нужно как в спорте регулярно делать специальные дыхательные упражнения для пения, которые мы сейчас и рассмотрим

Пение на опоре

Предположим, вы определились, как теперь будете брать воздух. Это еще не всё. Вот тут многие неопытные вокалисты начинают всей силой своего пресса выталкивать воздух и «громко звучать». Представьте, вся громада воздуха с большой силой ударяет по связкам. Сопоставьте в уме размеры и силу вашего пресса и размеры голосовых связок. Это неравный бой. Связкам не справится с таким мощным потоком воздуха, это называется форсированием, и это неправильное звукоизвлечение. Громкость достигается работой резонаторов, а не чрезмерным нажимом дыхания.

Для пения нам нужно медленное и равномерное выдыхание через открытую, нигде не зажатую трубу или «рупор», начинающуюся от трахеи и заканчивающуюся губами. Нужны открытое расслабленное горло и работа диафрагмы. Нужно научиться медленно расслаблять её, оставлять как бы в расплющенном состоянии при пении. Чтобы этого добиться, нужно после вдоха выполнить короткую задержку дыхания на долю секунды (в горле при этом ничего не происходит!). Далее, НЕ ОПУСКАЯ НИЖНИЕ РЕБРА (а для высоких голосов грудную клетку), регулировать животом выходящий воздух. По ощущением это часто воспринимается, как «посадить рёбра на живот». Надо заметить, что описывать словами процесс дыхания в вокале — дело сомнительное, такие вещи должен показывать и разъяснять педагог. Но если вы занимаетесь вокалом самостоятельно, вы должны очень тонко чувствовать свой организм, чтобы найти верные ощущения.

Главное, чтобы вы смогли перенести всё напряжение с горла на вашу диафрагму. Никаких усилий на уровне голосовых связок быть не должно. Только диафрагма принимает на себя лишний напор воздуха. Ваши рёбра должны оставаться приподнятыми при пении, чтобы они не давили на легкие и не выталкивали воздух напором на связки. Вот почему многие педагоги просят ученика ощутить спину. Если вы все сделаете правильно, будет казаться, что вы работаете спиной.  Есть так же выражение «пояс напряжения«, которое тоже не противоречит такому дыханию. Ощущения могут быть описаны по разному: будто резиновый мячик в животе, на который вы давите, а он давит в ответ; «врастание» ногами в пол, ощущение, будто вас раздувает изнутри и пр. Есть и такое выражение – «парадоксальное дыхание». Оно так называется, потому что при выдохе вы будто продолжаете вдыхать. Ваши ребра не опускаются. В повседневной жизни человек так не дышит. Именно поэтому сложно найти нужные ощущения, но при должном упорстве они обязательно найдутся. Главное – заниматься регулярно и правильно.

Типы дыхания

На практике, в чистом виде типы певческого дыхания не встречаются. В теории выделяют 4 типа:

  1. Ключичный. Не дает возможности контролировать скорость звукоизвлечения, голос получается малоподвижным, то есть не подходит для пения.
  2. Грудное. Свойственно женщинам, при котором работают межреберные мышцы. Не подходит для пения, ограничивает подвижность гортани и способствует напряжению мышц горла.
  3. Брюшное. Базируется на работе диафрагмальных мышц.
  4. Смешанное. Задействует брюшной отдел и грудиной. 

Типы дыхания в пении: А — чисто брюшной (абдоминальный, диафрагматический) тип дыхания, когда грудная клетка неподвижна, вдох осуществляется только опусканием диафрагмы, живот при этом выпячивается вперед. Б — грудобрюшной тип (нижнереберный-диафрагматический или костоабдомиальный) с превалированием брюшного дыхания. В дыхание включается кроме диафрагмы — нижний отдел грудной клетки. Диафрагма при этом растягивается. В — грудобрюшной (реберно-диафрагматический или костоабдомиальный) тип дыхания, где во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки и диафрагма. Г — чисто грудной тип дыхания (костальный, реберный), где диафрагма во время вдоха почти не принимает участия и живот втягивается.

Ключичное 

В процесс включается верхняя часть грудного отдела, плечи и шея. Правильное дыхание во время пения по этому типу невозможно, является поверхностным. Голосообразование затруднено, все шейные мышцы напряжены. В жизни встречается во время занятий спортом, в частности бегом или при повышенной температуре тела. Нередко наблюдается у начинающих вокалистов.

Чтобы избавиться от ключичного дыхания во время пения, необходимо постоянно следить за плечами и постоянно мысленно опуская их, постепенно переходить на брюшное и смешанное.

Грудное 

Его еще называют реберное. При его использовании ребра верхней части грудной клетки расширяются, воздух равномерно поступает в легкие. Верхние ребра активно работают, но диафрагма выполняет пассивную функцию, лишь следует за движениями легких.

Итальянская музыкальная школа в начале XIX века отдавала предпочтение именно этому типу. Сейчас используется для звукоизвлечения в высокой тесситуре, рулад, пассажей и трелей.

Брюшное 

Для дыхания требуется оставить грудную клетку в покое, живот немного выдвинуть. В этот момент будет происходить фактически противостояние между брюшным прессом при выдохе и диафрагмой на вдохе. Выделяют нижнебрюшное и верхнебрюшное, в зависимости от того, в каком отделе диафрагмы больше сокращаются мышцы. В первом случае работает нижняя часть, а во втором подложечная область.

Смешанное или диафрагмальное 

Этот вид дыхания обеспечивает максимальный объем воздуха. Считается, что именно он является оптимальным выбором для пения. 

Увеличение объема происходит за счет прохождения воздуха через носоглотку, трахею и бронхи. И только после этого он попадает в легкие. Диафрагма прижимается книзу, а нижние ряды ребер разводятся в стороны. 

Какие фонопедические упражнения используют для восстановления голоса

До начала занятий необходима консультация отоларинголога или фониатра, тщательный сбор анамнеза. После того как причина нарушений определена, разрабатывается программа реабилитации речевого аппарата. В нее входят:

  • Дыхательная гимнастика. Коррекция дыхания — первый этап при голосовых расстройствах. Необходимо скоординировать работу гортани и дыхания. Для этого пациент выполняет статические и динамические упражнения, тренирует длительный выдох.
  • Координация фонации и артикуляции. Фонация — озвучивание речи, в ней задействованы гортань, голосовые связки, рот, глотка. Артикуляция — положение языка, челюстей и мягкого неба для громкой четкой речи. Оба механизма должны работать в комплексе.
  • Автоматизация навыков.

Примеры упражнений

Дыхательная гимнастика:

  • вдох и выдох через нос;
  • вдох через нос, выдох через рот и наоборот;
  • вдох и выдох попеременно через левую и правую ноздрю;
  • вдох через левую, выдох через правую ноздрю и наоборот;
  • вдох через нос, выдох через нос толчками и т. д.

Тренировка мышц шеи, гортани:

  • руки в замок на затылке, отклонять голову назад, преодолевая сопротивление рук;
  • кулаками подпереть подбородок, наклонять голову вперед;
  • ладони на ушах, наклонять голову в стороны;
  • надувать щеки;
  • доставать языком мягкое небо и другие.

Стимуляция фонации:

  • Чистое естественное произношение звука «м» с плавным затиханием в положении стоя, при шагах. Далее к нему добавляют гласные.
  • Произнесение изолированных гласных звуков и сочетаний.
  • Гласные и звук «й».
  • Закрепление навыка голосоведения в словах, фразовой речи.
  • Вокальные упражнения.

Выбор речевого материала подбирается индивидуально в зависимости от причин голосовых нарушений и поставленных задач. Например, при узелках на голосовых связках звуки на занятиях сначала произносят в уме, потом работают над артикуляцией, постепенно усложняя задание

При хроническом ларингите важно научиться использовать гортань без перенапряжения, в удобном регистре и диапазоне, с выдохом «на опоре»

«Как работать над дыханием»

Если центральная нервная система, по современной теории, представляет собой как бы «штаб» речевой деятельности, то работу дыхательного аппарата можно назвать одним из главных «полей сражения».

Дыхание играет большую роль в образовании звука, так как от величины давления зависит амплитуда колебания голосовых складок. Кроме того, дыхание поднимает тонус внутренних мышц гортани, определяя интенсивность речевого голоса и в какой-то мере — его тембр.

Особенности физиологического и речевого дыхания. Когда человек молчит и его речевой аппарат находится в состоянии покоя, задача дыхания только в вентиляции легких.

При дыхании во время речи к функции газообмена присоединяется голосовая деятельность, то есть вовлекаются голосовой и артикуляционный аппараты. Такое дыхание называется речевым ,т.е. дыханием, участвующим в голосообразовании.

В физиологии и экспериментальной фонетике делается различие между спокойным дыханием вне речи и речевым дыханием. Учитывая разницу между обычным газообменным и фонационным дыханием, следует различать виды тренировочной работы по воспитанию навыков в работе над дыханием и упражнения, укрепляющие мышцы и обеспечивающие правильное дыхание. Это могут быть упражнения по лечебной физкультуре. Кроме того, для развития речевого голоса необходима тренировка дыхания со звуком или мысленным чтением.

Особого внимания требует правильная дозировка вдоха, создающая верное соотношение между надскладочным и под- складочным давлением в процессе колебания голосовых складок.

Эта же концепция говорит и о большой пользе тренировки дыхательного аппарата со звуковым или мысленным чтением.

Обычной ошибкой начинающих заниматься речевым голосом является стремление набрать как можно больше воздуха. Они перебирают дыхание, поднимают плечи, тем самым переполняя легкие воздухом. При таком дыхании очень затруднен выдох, а речевой голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и неприятно, теряется ровность звучания.

Следует придавать также большое значение упражнениям по дыханию в движении. По существу, все упражнения, делаются с движением, которое косвенным путем способствует установлению правильного дыхания.

Упражнения делаются сначала плавно, легко, без резких движений, затем, по мере освоения, убыстряются. Правильное использование дыхания проверяется в ходьбе, беге, танце.

Дыхание, тренированное длительное время в статическом положении и без звука, во время движения и речи расстраивается.

Нарушается его правильность и ритмичность, дискоординируется грудное и брюшное дыхание, выключается носовой вдох, что ведет на практике к ухудшению речевого звучания и появлению одышки.

Итак, рациональная тренировка речевого дыхания должна, в конечном счете, привести к тому, чтобы занимающийся во время движения (бега, ходьбы и т.д.) не задыхался и мог использовать лучшие качества голосового звучания.

Дыхание и диафрагма

На самом деле, дышим мы конечно лёгкими. Всё дело в диафрагме — большой мышце, которая представляет собой перегородку между лёгкими и желудком (посмотрите на рисунок).Она имеет вид купола. Когда вы набираете воздух, ваши лёгкие расширяются, давят на диафрагму, она расплющивается и давит на желудок и все органы ниже него, эти органы давят на живот изнутри, поэтому он выпячивается при вдохе. Управлять сознательно самой диафрагмой мы не можем, только опосредованно через мышцы, через дыхание.

Вы, наверное, уже знаете, что в вокале очень большую роль играет воображение, которое помогает найти правильные певческие ощущения. Поэтому, чтобы набрать воздух правильно, представляйте, что набираете его вниз живота, а нижние ребра при этом сами приподнимутся. Если у вас лёгкий, высокий голос, вам может хватить и нижнереберного дыхания с наполнением грудной клетки (без поднятия плеч!!!), для всех остальных голосов глубокое нижнереберно-диафрагмальное дыхание признано наиболее благоприятствующим пению.

Чтобы почувствовать это дыхание, лягте на пол, положите стопку книг на область пупка и поднимайте её при вдохе. При этом плечи должны быть полностью расслаблены, грудь и ключицы не поднимаются, выпячивается живот и нижние ребра, полезно еще представить, что дыхание идет в поясницу. Старайтесь дышать глубоко, но не перебирать воздух чрезмерно. Для наработки правильного дыхания часть педагогов предлагают выполнять упражнения на дыхание без звука, другая часть говорит, что они бесполезны и только утомляют мышцы, а все нужные ощущения нарабатываются во время пения. Решать вам.

Чек-лист по вокалу для новичков

Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:

  • Хватает ли вам воздуха, чтобы удержать длинную ноту при пении?
  • Можете ли вы пропеть целую фразу на одном вдохе?
  • Звучит ли ваш голос в полную силу и можно ли определить его тембр?
  • Что с вашими плечами — они на месте, не скачут? : )
  • Вы способны управлять резкостью голоса? “Мягко” ли он звучит?
  • Как себя чувствует ваше горло — в порядке ли оно, не болит ли?

Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.

Процесс восстановления голоса

На подготовительном этапе фонопед объясняет пациенту, как работает речевой аппарат, откуда берется звук и какие органы в этом задействованы. Рассказывает о фонопедической методике, каким образом она помогает убрать хрипоту, сиплость, восстановить нормальную громкость и тембр. Проводит дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Цели занятий: постановка правильного дыхания, тренировка мышц голосового аппарата, упражнения на развитие силы, тембра, длительности звучания голоса.
Весь процесс находится под контролем фонопеда. Он объясняет, для чего конкретно нужно правильно дышать, отрабатывать произношение гласных и согласных, пропевать звуки. Без активного включения пациента в работу добиться стойких заметных результатов невозможно.

Причины потери голоса:

  • Заболевания ЛОР-органов. Воспаление миндалин, отек глотки, гортани сказываются на силе, тембре и тональности голоса. Без своевременного лечения осиплость перерастает в полную невозможность говорить.
  • Перенапряжение голосовых связок. Это «профессиональная» болезнь педагогов, экскурсоводов, чтецов, публичных ораторов. Дети тоже могут охрипнуть после шумных праздников, пения, но у них восстановление происходит быстрее. У взрослых складки слизистой гортани менее эластичны, при полной афонии («пропал голос») нужна консультация врача-фониатра.
  • Стресс. Резкие перемены в жизни, нервное перенапряжение приводят к психогенной афонии и дисфонии, так организм защищается от потрясений. Без лечения есть риск органических изменений связок — на них появляются доброкачественные образования — «узелки». Человек начинает хрипеть при разговоре, говорит тихо, слабо, в горле есть чувство жжения. Терапия комплексная — с голосовыми упражнениями, медикаментозным лечением.
  • Нарушения эндокринной системы. В данном случае в первую очередь влияет гипотиреоз (щитовидная железа), который провоцирует отек складок и осиплость. Гормональный взрыв у подростков тоже сказывается на работе голосового аппарата. Для правильного лечения нужно сперва определить причину, в реабилитации подключать фониатра.
  • Новообразования. На гортани могут появляться доброкачественные опухоли — кисты, фибромы и т. д. Часто их вызывает хронический ларингит. Методы лечения: хирургия, фонопедическая терапия.

Это самые частые варианты, кроме них возможны врожденные нарушения в области гортани, химические ожоги, травмы, психосоматика и т. д.

Упражнения постановку правильного дыхания

Упражнение №1

Начнем с самого простого упражнения: это упражнение на каждый день:

  1. Лягте на спину.
  2. Руки расположите на боках;
  3. Большие пальцы направьте в центр живота;
  4. Вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.

Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям — это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул. Не забывайте, что ваша грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно захватываете воздух грудной клеткой. Следите за своей брюшной полостью: она должна быть как бы “надута” во время пения. Удерживайте себя в таком состоянии во время ваших занятий.

Упражнение №2

Во время пения диафрагму нужно “выдавливать” из себя, чтобы воздух медленно без усилий выходил через голосовую щель.

  1. Перед тем, как начать петь, наберите животом воздух;
  2. Удерживайте воздух в себе (не забывайте: грудь и плечи должны быть спокойны!);
  3. Начните петь, как бы “выдавливая” брюшную полость вперед;
  4. Снизьте давление, когда пропоете фразу.

Упражнение №3

Попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с предыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным количествах.

Упражнение №4

Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день будете выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно удлинится.

Еще упражнения:

  1. Берем звук “с” и начинаем его ритмично “выталкивать”. Четыре коротких захода, один длинный.
  2. Берем слог “ма” и пробуем протянуть его несколько тактов. Ваша задача — гласную потянуть как можно дольше. Сделайте вдох, возьмите ноту: удерживаем.
  3. Идем на усложнение: возьмите несколько слогов. Поем на одной ноте. Ваша задача — распределить воздух таким образом, чтобы вам хватило до конца фразы.

Удачи! И напоследок поговорим о техниках безопасности.

Полезные дыхательные упражнения

Здесь мы собрали для вас наиболее эффективные упражнения для развития певческого дыхания:

• «Насос». Встаньте прямо перед зеркалом, расправив плечи. Руки сложите замком и положите их на низ живота. При вдохе живот под руками должен подниматься, а при выдохе опускаться. Руками нужно контролировать этот процесс. Следите за тем, что бы область ключиц не двигалась. Представьте себе, что у вас под руками насос, который наполняется воздухом и выдувает его. Нужно почувствовать руками, что вы вдыхаете глубоко!

• «Собачка». Встаньте ровно. Откройте рот и высуньте язык. Дышите так будто вы собака, быстрым вдохом и выдохом. Делать это нужно на протяжении минуты или меньше. Следите за тем, что бы дыхание производилось низом живота. Постепенно повышайте скорость. После упражнения выпейте немного воды, если пересохло горло.

• «Свечка». Сядьте ровно возле зажженной свечи так, что бы пламя располагалось напротив вашего рта на расстоянии 20 см. Сделайте вдох животом, следя за неподвижностью плеч и ключиц. Сложите губы трубочкой и выдыхайте мягко и медленно прямо на пламя, стараясь его не задуть. Выдох должен быть непрерывным, что бы огонь постоянно колебался. Чем дольше вы сможете заставлять пламя колебаться, тем лучше.

• «Домкрат». Лягте на пол. Подышите спокойно диафрагмой. Затем возьмите внушительную по размерам книгу и положите ее на живот. Нужно вдыхать и выдыхать, поднимая животом выбранный вами томик. Дыхание должно быть медленное и ровное.

• «Раздувание огня». Представьте себе, что перед вами угли. Ваша задача, сделав правильный вдох, раздувать их в течение минуты. И делать это нужно с силой, будто вам надо добыть из них огонь, во что бы то ни стало. При этом упражнении может начать кружиться голова, это происходит из-за гипервентиляции легких. Не забывайте делать перерывы на 2-3 минуты.

• «Разогрев аппарата». Выпрямитесь. Сделайте глубокий вдох животом через нос и резко выдохните через открытый рот. При этом небо должно быть приподнято, а корень языка опущен. Это упражнение полезно делать непосредственно перед каждым уроком. Столб теплого воздуха при выдохе прекрасно согревает связки, тем самым подготавливая их к работе.

• «Комплексное дыхание». Это упражнение достаточно сложное, требующее довольно хорошей координации дыхательных мышц. Встаньте ровно, расправив плечи. Считая в уме до пяти, вдыхайте животом. Не делая выдох, продолжайте вдыхать грудью, на следующие 5 счетов. При этом нужно следить что бы плечи не поднимались. Задержите дыхание, просчитайте до пяти и начните медленно выдыхать. Выдох происходит в обратном порядке. На 5 счетов – легкие, на 5 – живот. И в конце снова задержка дыхания.

• «Листопад». Для упражнения понадобятся высохшие листочки с дерева или сделанные из бумаги (как вариант, можно взять маленькие ватные шарики – тогда упражнение будет называться «Снегопад» :)) Положите их на ладошку и сдувайте активным и чуть продолжительным выдохом. Старайтесь сдуть с первого раза, за один выдох. Перед началом упражнения – вдохните незаметно, бесшумно и глубоко под ребра воздух, но не много, а достаточно для того, чтобы сделать один резкий короткий целенаправленный выдох. Губы при этом соберите в трубочку, но не зажимайте их.

• «Свечка на торте». Представьте, что на торт поставили одну свечку, празднуя какое-нибудь событие. Вдохните бесшумно и глубоко, чтобы объема воздуха было достаточно для более длительного выдоха. Далее один раз активно и коротко выдохните так, чтобы свечка сразу погасла. Вариант упражнения: длительным и активным выдохом погасите много свечек на торте.

После выполнения упражнений вдыхайте и выдыхайте медленно, ровным потоком воздуха.

Люди, занимавшиеся вокалом, заметны всегда: их дыхание не прерывается на половине фразы, они разговаривают мелодично и тембристо. Голос звучит свободно, не зажато, без надрыва. При пении они легко доводят каждую фразу, дыхание даже остается в запасе. Все это результат методичных и систематичных занятий, которые включают в себя не только уроки вокала, но и самостоятельные занятия над развитием певческого дыхания. Голос – очень тонкий и хрупкий инструмент, который требует внимания, времени и стараний для того что бы красиво и свободно зазвучать. Но насколько он будет разнообразен, индивидуален и неповторим, зависит от ваших усилий и от поставленного дыхания!

Приходите к нам на онлайн уроки вокала и вместе будем учиться правильно дышать!

Поделиться

Важность правильного дыхания

Умение дышать — самое естественное, что мы делаем с рождения. Поэтому принять, что все время вы дышали неправильно и нужно переучиваться, достаточно сложно. Есть разница между дыханием для того, чтобы жить, и для того, чтобы говорить. Правильные вдох и выдох дадут вам более сильный, красиво окрашенный голос, четкую выразительную речь.
Признаки того, что вы дышите неправильно:

  • Вам не хватает воздуха закончить фразу.
  • К концу предложения переходите почти на шепот.
  • Вы вообще говорите негромко, людям приходится переспрашивать.
  • Во время пения, декламации стихов, монологов быстро устаете.
  • Чувствуете напряжение в горле и легких.
  • В речи слышатся шипение и хрипы.

Все эти проблемы можно скорректировать одной только гимнастикой. Полноценное дыхание позволит вам чувствовать себя уверенно, придаст вашим сообщениям больше энергии, округлит тон, добавит силы и насыщенности тембру, расширит вокальный диапазон. Кроме того, снизит нагрузку на связки и гортань, поможет быстрее восстановиться после заболеваний, травм, избежать перенапряжения.
Дыхательные техники направлены на:

  • эффективную работу легких;
  • контроль воздуха, проходящего через гортань;
  • долгий полноценный выдох.

Заключение

Как мы уже поняли – дыхание это естественный процесс организма, но в речевой технике это первое над чем необходимо начинать точную и аккуратную работу. Если вы владеете своим дыханием неправильно, у вас уходит гораздо больше сил и энергии на формировании направленного слова, создания речевых особенностей персонажа и даже вполне элементарную работу в других регистрах диапазона.

Как следствие неправильной работы — мы приобретаем голосовые нарушения, болезни, падает выносливость мышц, появляется одышка.

Но благодаря упражнениям, можно всего этого избежать и не просто верно орудовать дыхательной системой, а ещё и продвигаться дальше в освоении техник речи.  Актер умеющий очень точно владеть своим голосом, способен захватить внимание зрителя с первого вдоха. Это не просто физическое свойство организма, это тонкое орудие, с помощью которого можно добиться очень многого

Это не просто физическое свойство организма, это тонкое орудие, с помощью которого можно добиться очень многого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: