Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной

Что такое синестезия?

Многие изучающие синестезию единодушны в описании своих исследований словами Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Отдельные результаты публикуются в признанных медицинских журналах, но они дают возможность судить лишь о некоторых аспектах этого сложного психологического феномена. Синестезия, как явление комплексное, изучена недостаточно, проявляется индивидуально у разных людей и ставит больше вопросов, чем наука знает ответов. Хотя последнее время исследования и продвинулись вперед.

Что такое синестезия? Наиболее емкие энциклопедические определения несколько отличаются между собой. 1. Синестезия (от древнегреческого «συναίσθηση») – явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. 2. Это явление восприятия, когда сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются и синтезируются. В результате человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус. Это разные виды синестезии, большинство из них – феномен для психологов и нейробиологов, но они едины в том, что это не имеет ничего общего с психическими расстройствами.

Почему возникает синестезия? Последние данные, полученные учеными, приближают к пониманию этого явления. Так, доктор П. Гроссенбахер, работающий в Американском национальном институте ментального здоровья, пришел к следующему выводу. Он уверен, что синестезия объясняется тем, что в мозге человека есть такие участки, где нервные окончания разных органов чувств пересекаются. Следовательно, можно предположить, что иногда импульсы, посылаемые одним сенсорным органом, в местах пресечения могут передаться по каналам других органов, что и вызовет двоякие ощущения. Также, по мнению ученых, мы все рождаемся синестетами. До полугода импульсы от всех органов чувств в мозгу перемешаны. В дальнейшем некоторые люди эту способность сохраняют.

Почему формы и содержание синестезии неодинаковы у разных людей? На этот вопрос наука пока не имеет ответа. Одним из наиболее частых проявлений синестезии является цветной слух. Это явление синестезии, проявляющееся в способности при прослушивании музыки видеть цветовые образы. По утверждению Ш. Дэя из Калифорнийского университета, из всех синестетов тех, кто «видит» звуки, 13%. При этом цвета, которые они видят, у каждого свои.

Синестетов с графема-цветовой синестезией (тех, у кого буквы, цифры и слова прочно ассоциируются с конкретными цветами) больше всего – 69%. Лишь 0,6% синестетов имеют слуховую и вкусовую синестезию. Слуховая значит, что такие люди способны слышать звук, когда смотрят на движущиеся предметы или картинки, которые не сопровождаются звуком. Вкусовая синестезия – способность чувствовать вкус предмета при взгляде на него. Например, репортер Л. Шерешевский, по сведениям психолога А. Лурия, однажды описал ему забор, мимо которого ходил в институт, как очень «соленый».

О других формах синестезии можно (на английском языке).

Разновидности феномена

Журналист Соломон Шерешевский

Выделяют 2 формы феномена: ассоциативная и проекционная. Ассоциаторы чувствуют сильную связь между самим ощущением и стимулом. Проекторы испытывают синестетические переживания в момент действия раздражителя. Виды явления достаточно разнообразны.

Свои названия они получают в зависимости от участников процесса. В синестетическом акте обычно принимают участие 2 (в более редких случаях 3) вида восприятия. Журналист Соломон Шерешевский – один из немногих, у кого были задействованы все 5 чувств.

Среди наиболее распространённых видов синестезии отмечают:

  1. Лексико-гастический. Вкусовые ассоциации возникают от каких-либо образов или слов. Пример: любимая мелодия имеет вкус малинового варения.
  2. Эмпатия прикосновений (синестезия зеркального прикосновения). Один из самых редких типов. Человек ощущает действия, осуществляемые по отношению к другому человеку. Пример: синестет стал свидетелем того, как кто-то кого-то ударил по щеке, и чувствует удар на собственной щеке.
  3. Порядковая лингвистическая персонификация. Форма явления, при которой любая порядковая последовательность (дни недели, месяцы, цифры, буквы и т. д.) вызывает ассоциации с определёнными личностями.
  4. Акустико-тактильный. Один из самых распространённых видов, при котором звук вызывает тактильные ощущения.
  5. Числовая линия. Синестет способен непроизвольно увидеть карту чисел при воспоминании о них.
  6. Локализация последовательностей. Представляет собой возможность наблюдать числовую последовательность в виде точек в пространстве.
  7. Кинестико-слуховой. Это способность «слышать» звуки при их отсутствии. Пример: наблюдать издалека, как кто-то стучит палкой о землю, и «слышать» глухой звук.
  8. Графемно-цветовой. Это видение цифр, букв и других графем в цвете.
  9. Фонопсия. Представляет собой совместное восприятие звуков и цветов. Один из наиболее распространённых типов.

Недостаток или преимущество?

Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы — непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания. Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент — попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950—2008 гг. Синестетики называли даты точнее — благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций. Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно — совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.

Синестезия может помогать и в творчестве — хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии. В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками. Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.

Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах — порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.

В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.

Известные люди-синестетики

Владимир Набоков

Автор романов, стихов и рассказов, Набоков был не единственным синестетиком в своей семье, те же ощущения испытывали его мать и сын Дмитрий. Вот что писал в автобиографии знаменитый писатель:

Поскольку мать Набокова сама обладала синестезией, она сразу поняла, что мальчик имеет в виду несоответствие реальной окраски букв и их «внутреннего» цвета, возникающего в его сознании.

Наталья Сарандук (Романова), «Портрет Владимира Набокова»Фото: Общественное достояние

Анализ Набоковым своего состояния (он называл его галлюцинацией) описан так же увлекательно и ярко, как и все его литературные труды. В своих мемуарах «Говори, память» он описывает феномен так:

Дюк Эллингтон

В книге «Sweet Man: The Real Duke Ellington» автор Дон Джордж передает высказывания Эллингтона о том, как его синестезия повлияла на музыку:

Винсент Ван Гог

Бедный Ван Гог! Похоже, он был одним из тех синестетов, которому его состояние принесло больше вреда, чем пользы, по крайней мере, в юные годы. Винсент Ван Гог, «Автопортрет», 1887 г.Фото: Общественное достояние

Когда Ван Гог брал уроки игры на фортепиано в 1885 году, его учитель понял, что тот связывает разные ноты с определенными цветами. К несчастью для Ван Гога, учитель воспринял это как признак безумия и заставил его уйти.

Джефри Раш

В одном интервью Раш сказал, что его синестезия уходит корнями в детство:

Актер Джефри РашФото: Martin Kraft, ru.wikipedia.org

Раш испытывает несколько типов синестезии, второй из которых, пространственно-временной, он описывает, объясняя:

К синестетам относятся также такие знаменитости, как Франц Лист, Вольфганг Амадей Моцарт, Эдгар Дега, Билли Джоэл, Мэрилин Монро, Джими Хэндрикс, и многие другие известные личности.

Нельзя встретить двух людей, обладающих одинаковыми проявлениями синестезии. И не потому что буква «А» будет окрашена для них в разные цвета, а потому, что эта буква каждый раз будет иметь разное значение.

Синестезия — результат того, каким образом такие символические явления, как алфавит, речь, счет или музыка, обретают для нас индивидуальную физическую реальность. Именно это делает синестезию универсальным феноменом человеческого сознания.

Интересные факты о типах синестезии

Любопытно в синестезии то, что существует очень много разных способов ее ощущения — на сегодня их насчитывается 80.

  • Самый распространенный тип — это когда буквы и цифры «окрашены» в цвет: чаще всего «A» — красный, «B» — желтый. Но встречаются и другие ассоциации.
  • Другой распространенный тип — когда дни недели или месяцы в году окрашены в определенные цвета (вторник может быть оранжевым, а среда зеленой).
  • Как уже говорилось, у обладающих этим даром чаще всего прекрасная память. Интересно, что они запоминают в первую очередь свое синестетическое впечатление, а не то, чем оно было вызвано. Например, типичный синестетик вполне может сказать: «Я не помню, как зовут эту девушку, помню только, что ее имя фиолетовое».
  • Для некоторых звуки, такие как открывание дверей или гудок паровоза, могут быть окрашены в цвета, у других те же звуки могут также вызвать тактильные ощущения — например, чувство чьего-то прикосновения.
  • Встречаются и более редкие формы синестезии. Некоторые люди при виде картинки, когда кого-то похлопывают по плечу, могут явственно почувствовать похлопывание по своему плечу.
  • Один из самых интересных редких типов феномена — ощущение человеком определенного вкуса, когда он слышит некие звуки: например, вкус заварного крема, когда хлопает дверь, или вафель, когда слышит слово «ткань».

Эффект Кики и Буба

«Эффект „буба-кики“ — соответствие, которое человеческий разум устанавливает между звуковой оболочкой слова и геометрической формой объекта» (Википедия).

Где буба, и где- кики?Фото: ru.wikipedia.org

По материалам Википедии:

Что это такое

Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.

Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный — когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант — «ассоциативный». когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений. Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения — в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта — с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.

Акустическая классификация согласных, основанная на данных органов слуха

Согласные с точки зрения их восприятия при помощи органов слуха характеризуются пятью признаками.

Во-первых, рассматривается преобладание голосового (ларингального) тона или шума. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на две группы. Первая группа согласных представлена сонорными, которые состоят из музыкальных тонов и в незначительной части из шума. Вторая группа согласных представлена шумными, которые состоят из голоса и шума или только из шума.

К сонорным в русском языке относятся следующие согласные: л, л’, м, м’, н, н’, р, р’, j. Кроме того, к сонорным относятся «в» и «в’», но только перед гласными и сонорными согласными. Остальные согласные являются шумными.

Во-вторых, наличие или отсутствие голоса. В соответствии с этим признаком согласные могут быть либо звонкими, которые состоят из голоса и шума, либо глухими, которые состоят только из шума. Большинство согласных образуют соотносительные пары по глухости / звонкости. У таких шумных согласных, как «х», «ц», «ч», нет соотносительных звонких как самостоятельных звуков. Но в сочетании перед звонкими согласными они произносятся тоже как звонкие: «оглоγ=бы», «наконедз=бы», «испедж’=бы», то есть «оглох бы», «наконец бы», «испечь бы». Нет соотносительных пар по глухости / звонкости у сонорных согласных.

В-третьих, способ образования шума. В зависимости от этого согласные могут быть:

  1. взрывными (эксплозивными, мгновенными);
  2. фрикативными;
  3. аффрикатами.

В артикуляционной характеристике согласных взрывным соответствуют смычные, а фрикативным – щелевые. Одно- и двухфокусным в артикуляционной классификации («с / з», «ш / ж») соответствуют в акустической свистящие и шипящие.

Замечание 2

Термин «аффриката» используется в обеих классификациях, но в каждой из них обладает своей специфической характеристикой, которая основана на системе понятий, свойственных этим классификациям.

В-четвёртых, общее слуховое впечатление. По этому признаку все согласные можно разделить на две группы: твёрдые согласные и мягкие согласные. В отличие от твёрдых согласных мягкие воспринимаются слушателем как звуки с «и-образным оттенком».

В-пятых, длительность звучания. Согласные, как и гласные, в зависимости от длительности произношения могут быть либо долгими, либо краткими. Первые из них звучат приблизительно в два раза дольше, чем вторые. Долгие и краткие гласные и согласные в акустической классификации совпадают с такими же звуками по своему качеству в артикуляционной классификации. И это вполне понятно. Длительность артикуляции того или иного звука вызывает соответственно длительность звучания произносимых и воспринимаемых на слух звуков.

Таким образом, формирование акустической классификации согласных, которая основана на данных органов слуха, осуществляется на учёте пяти основных признаков. Это позволяет выявить и полностью продемонстрировать те характеристики согласных звуков, которые могут быть восприняты человеком на слух.

В итоге можно заключить, что была полностью охарактеризована классификация гласных и согласных, которая учитывает данные органов слуха человека.

Можно ли стать синестетиком?

Синестезия — явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию. Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни. Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.

Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто. В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз — хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам. МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.

Часто задаваемые вопросы

Что дает возможность исследовать ОАЭ-тест?
Данная технология изучает состояние периферического отдела слуховой системы, то есть улитку, наружное и среднее ухо. Для более тщательной диагностики в клинике ЦЭЛТ предусмотрены другие методы диагностики, которые будут рекомендованы специалистом в случае такой необходимости.

Какой специалист будет заниматься лечением пациента, у которого отсутствует отоакустическая эмиссия?
Как правило, лечением такого пациента занимается врач-сурдолог. Специалист решает вопрос о необходимом лечении, способах коррекции слуха: слухопротезировании или кохлеарной имплантации (установки протеза, который компенсирует потерю слуха), все зависит от степени тяжести тугоухости.

Аудиологический скрининг: безопасно ли его проведение у новорожденных?
Да, аудиологический скрининг новорожденных является быстрым, абсолютно безопасным и безболезненным способом выявления патологии слуховой системы. Мало того, данная процедура позволяет предотвратить развитие более серьезных осложнений, связанных с потерей слуха.

История изучения вопроса

Синестезия как феномен изучается уже более трех столетий. Пик интереса пришелся на рубеж ХІХ и ХХ веков, когда ею заинтересовались не только медики, но и деятели искусств

До этого, отдельные способности к синестезии (в частности цветной слух) привлекали внимание греческих мудрецов Античности. Именно тогда некоторые философы впервые утверждали, что звуки музыки имеют цвет

Позже И. Ньютон также предположил, что музыкальные тона и оттенки цветов имеют нечто общее. То же самое описал в своей книге «К теории цвета» И. В. Гете. Первым медицинским трудом, посвященным изучению цветного слуха, стала диссертация немецкого ученого Г. Фехнера. Он провел серию опытов с привлечением к участию в них 73 людей с синестезией. Исследования были подхвачены в других странах и послужили началом бурного обсуждения этого явления. Но трудности в измерении субъективных переживаний и развитие бихевиоризма, который    накладывал табу на изучение любого субъективного опыта, привели к тому, что синестезия практически не изучалась в период между 1930 и 1980 годами.

В 1980-х когнитивная психология снова сосредоточилась на изучении внутренних субъективных состояний, а ученые, в первую очередь Великобритании и США, принялись осваивать феномен синестезии. В конце 90-х гг. наблюдался небывалый интерес к анализу явления графема-цветовой синестезии, в связи с чем сегодня она изучена лучше всего. В наше время термин широко известен, стремление понять синестезию движет учеными, в результате чего выходят монографии и диссертации, снимаются документальные фильмы.

С распространением Интернета в 1990-х гг., синестеты стали связываться друг с другом, появились сайты для них. Сегодня такие ресурсы действуют по всему миру – в Британии,  США, России. На этих сайтах собрано много информации о синестезии, организованы форумы для синестетов.

Я – синестет

Многие люди узнают о том, что принадлежат к числу синестетов, совершенно случайно. Ранее они не обращали внимания на то, что видят музыку в цвете или чувствуют её на вкус.

Человек, узнав, что он не такой, как все, задаёт себе вопрос: хорошо это или плохо? На самом деле, у данного явления нет ни плюсов, ни минусов. Наличие совосприятия не влияет ни на какие другие функции организма.

Однозначного ответа на вопрос о том, можно ли развить в себе необычные способности, нет. У человека можно просто вызвать ассоциации объекта с определённым звуком. Однако это будет условный рефлекс.

Синестезия – спонтанное явление, возникающее непроизвольно. Помимо этого, феномен отличается избирательностью и субъективностью. Один человек видит какой-либо звук красным, другой воспринимает тот же самый звук фиолетовым.

Реакция совосприятия может возникать далеко не на все слова и звуки. Явление нередко вызывается употреблением алкоголя и наркотиков. Но временные галлюцинации, возникшие в результате применения психоактивных веществ, не делают человека синестетом.

Пытаться избавиться от своей «странности» необязательно. Вероятно, это просто невозможно. Однако если синестезия неожиданно возникла в достаточно зрелом возрасте, человек должен насторожиться и пройти обследование головного мозга.

Приобретённый вкусовой или цветовой слух может свидетельствовать о височной эпилепсии, опухолях головного мозга, черепно-мозговых травмах, инсульте и некоторых других заболеваниях или повреждениях. В подобных случаях избавляться нужно не от синестезии, поскольку она является только следствием, а от того, что спровоцировало соощущения.

Тест на синестезию — можете ли вы попробовать звук на вкус:

Синестезия

Спросите любого условно «обычного» человека, какого цвета вентиль холодной воды? Почти наверняка вы услышите: «Синий». Ведь это знание сформировано нашим опытом: холодный кран чаще всего обозначают синим цветом.

Но на самом-то деле цвет крана и температура воды далеко не одно и то же и никак не зависят друг от друга. Но у синестета есть ощущения, что предметы, звуки или символы обладают какими-то свойствами, которые не определяются другими людьми. Однако, в отличие от нашего «синего крана», синестет не может точно определить, что сформировало его ассоциации. Причем для таких ощущений характерно постоянство: они остаются стабильными на протяжении всей жизни, и если слово «молоток» еще в детстве представлялось какому-нибудь синестетику красным с черными вкраплениями, то он в старости будет воспринимать его точно так же.

Синестезия была объектом пристального внимания ученых в конце XIX и начале XX веков. О феномене синестезии много говорили, устраивали специальные вечера цвето- и светомузыки, на которых звучал инструмент, напоминающий орган: клавиши его извлекали не только звуки, но и цвета. Во Франции и России композиторы и поэты специально писали для таких концертов «цветную» музыку и стихи. В. Брюсов и А. Блок, не будучи по природе синестетиками, следовали моде и использовали цветовые ассоциации в качестве поэтического приёма.

В середине XX века исследования синестезии были заброшены. Сегодня же к ней снова проснулся интерес — психологи и неврологи начали изучать этот феномен в первую очередь для достижения лучшего понимания процесса познания и восприятия мира. Сам же процесс является общим как для синестетов, так и для обычных людей.

В 2015 году австралийские ученые из исследовательской школы психологии ANU (Australian National university) посвятили год широкому исследованию этого феномена, которое показало, что у синестетов гораздо более сильные психические ассоциации между родственными понятиями, чем у обычных людей.

По окончании серии экспериментов доктор Стефани Гудхью (Stephanie Goodhew) выявила, что у синенстетов гораздо сильнее развиты связи между различными областями мозга, особенно между тем, что мы считаем языковой частью мозга, и его «цветовой» частью. Благодаря этому сигналы от органов чувств, воспринимаемые одной зоной мозга как триггер, активизируют другую.

Арифметика для синестетиковФото: ru.wikipedia.org

Полученные данные могут помочь исследователям лучше понять тайны синестезии («единства чувств»), которой, по статистике, страдает примерно один из каждых 1000 человек. Хотя слово «страдает» здесь, пожалуй, неуместно. Не страдают же сомелье (специалист по винам) или нюхач (мастер-парфюмер) — наоборот, им дана особая способность различать запахи или вкус, или и то, и другое. Такие специалисты высоко ценятся в своей профессиональной области.

Еще раньше австралийцев ученые из Университета Калифорнии (США) предположили, что слышать цвета и ощущать слова на вкус людям позволяют мутировавшие гены. Также было установлено, что синестезия передается по наследству, причем чаще всего встречается у художников, писателей и поэтов.

Многие синестеты утверждают, что эта особенность восприятия помогает им запоминать определенные факты (как многие из нас используют для запоминания ассоциации). Эксперты говорят, что у людей, обладающим таким свойством, память намного лучше, чем у остальных людей, выросших в том же окружении и практически с таким же образованием.

Интересные факты

Социум всегда относился с подозрением к «странным» людям, которые отличались от других. Человека, способного воспринимать мир по-другому, могут считать психически больным. Тем не менее, синестезия должна вызывать интерес, а не ужас и отвращение.

Среди интересных фактов о феномене можно отметить следующие.

Главным является то, что синестезия, с точки зрения психологии, не является расстройством или заболеванием. Это такая же особенность человеческого организма, как цвет волос или глаз. «Цветовой слух» впервые был описан в 1812 году немецким врачом Саксом.

Явлением интересовались не только психиатры, но и люди искусства. В конце XIX-начале ХХ века предпринимался ряд попыток донести смешение чувств до тех, кому эти ощущения недоступны. В 1915 году для исполнения световой партии из «Прометея» А. Скрябина был создан особенный инструмент, позволяющий одновременно слушать музыку и видеть цвета, ассоциирующиеся с тем или иным звуком.

Не существует единого мнения о том, сколько всего синестетов живёт на планете. Некоторые исследователи полагают, что феномену подвержено 4% населения Земли. Кто-то приводит цифру 0,05%.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: