Афоризмы
- «Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение». Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что музыка способно менять настроение человека. От хорошей музыки становится теплее на душе, а от плохой – тоскливо.
- «Музыка – универсальный язык человечества». Американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло считал, что музыка может рассказать о многом без слов. Поэтому любой народ поймёт то, что хотел сказать композитор и для этого нет необходимости в знании определённого языка.
- «Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе». Американский философ Ралф Уолдо Эмерсон говорил о том, что музыка способно пробудить нечто великое в душе человека. То, о чём он раньше даже не догадывался.
- «Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств». Французский композитор Гектор Берлиоз говорил о том, что музыка способна вдохновлять человека на подвиги, поднимать его боевой дух. Поэтому правильная музыка способна увеличить армию и патриотичность каждого солдата.
- «Область музыки – душевные волнения. Цель музыки – возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими». Французская писательница Жорж Санд говорила о том, что музыка оказывает наибольшее влияние на душу человека. Из-за неё образуются волнения, ранее отсутствующие.
- «Ноты – это лишь искусство записывать идеи, главное – это иметь их». Французский писатель Стендаль говорил о том, что записанное произведение в нотную тетрадь – само по себе не так много значит, главное – это наличие таланта у композитора.
- «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Заслуженный норвежский композитор Эдвард Григ высказал своё мнение относительно того, что некоторым писательским творениям необходимо музыкальное сопровождение для раскрытия мысли или передачи эмоционального состояния главных героев. А музыка всегда способна существовать сама по себе, её не нужно никакое дополнение.
- «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья». В.М. Бехтерев всю свою жизнь посвятил медицине, поэтому не понаслышке знал о многих методах лечения. Он был уверен в том, что музыка способна исцелять не только душу, но и тело.
- «Музыка – высшее в мире искусство». Л.Н. Толстой считал музыку самым высшим видом искусство. Для него не было ничего важнее музыки, которая была способна задеть душу.
- «Музыка выражает то, что мы не можем сказать и то, о чём невозможно молчать». Французский писатель Виктор Мари Гюго говорил о том, что музыка способна донести то, чего нельзя добиться при помощи слов.
Как определить характер по жанру музыки?
Благодаря исследованиям мы теперь обладаем информацией, которая поможет вам с лёгкостью определять характер людей, слушающих ту или иную музыку. Для начала начните с себя и подумайте, что вам больше всего нравится?
Некоторые примечания:
• Меломанов не бывает! Всё равно в вашем плей-листе преобладает определённый жанр музыки. Какой именно?
• Если вам нравится сразу несколько жанров музыки, то просто читайте нужные вам расшифровки. Возможно, вы обладаете и теми и другими чертами личности.
Интересный факт: люди, которые любят одинаковый жанр музыки и даже слушают одну и ту же группу легче сходятся во всём! Вплоть до создания семьи или очень крепкой дружбы. Всё потому, что вы в прямом смысле находитесь «на одной волне»
Результаты исследований на тему: «Музыка и развитие личности»
Найдите то музыкальное направление, которое вам больше всего нравится и прочитайте о своём характере.
Рок: то, что эти люди депрессивные и замкнутые – это глупый стереотип. Наоборот, эти люди творческие и с ними очень приятно вести беседу. Они всегда готовы прийти на помощь и очень любят всё натуральное. Им по вкусу живое пение, даже если оно фальшивое! Они никогда не променяют «натуральную кожу», на «гламурно сверкающую кожу-заменитель».
Поп-музыка: эти люди очень открытые и готовы к покорению новых вершин. У данного типа людей слегка притуплено чувство к прекрасному и назвать их эстетами невозможно. Зато они очень отзывчивые и общительные люди.
Рэп: эти люди, очень уверенные в себе личности, которые готовы на всё ради достижения своей цели. Они очень простые, но с ними не стоит вступать в конфликт, иначе наживёте очень серьёзных врагов.
Классическая музыка: если думаете, такое любит лишь интеллигенция, то вы ошибаетесь. Конечно нотка «аристократизма» присутствует. Одним словом, таких людей можно охарактеризовать, как интроверты. Их тянет к высокому уровню культуры.
Электронная музыка: её любят люди с техническим и аналитическим складом ума. Зачастую она служит им как активный фон для создания чего-то нового. В категорию входят: программисты и другие IT-специалисты.
Регги: легкий характер, общительность и немножко лени – всё это присуще данному типу людей. С ними легко разговаривать, да и вообще, иногда складывается впечатление, что общаешься с «человеком-природы».
Джаз: любитель этого направления обладает нестандартным мышлением. Среди данного типа людей зафиксировано самая высокая активность и высокий уровень IQ. Общаться они предпочитают только с теми, кого считают с собой на равных.
Теперь вы знаете, как по музыке определить характер человека. Это поможет вам в будущем. Возможно, вам так проще будет избегать нежелательных знакомств или наоборот обзавестись самыми верными и преданными друзьями.
Поделись этим интересным тестом с друзьями, пусть они тоже будут в курсе!
Темп в сравнении с BPM
Возможно, в своей DAW вы сталкивались с ударами в минуту, сокращенно bpm. В западной музыке BPM служит способом измерения темпа в равномерно расположенных ударах с одинаковой скоростью. Чем выше число, тем быстрее идут удары, так как на один отрезок приходится больше ударов.
Однако важно отметить, что удары в минуту — это не то же самое, что ритм. Вы можете играть разные ритмы в одном ритме или темпе
Таким образом, темп не обязательно явно выражен в музыкальном произведении, но служит центральной структурой песни и может ощущаться. Можно иметь одинаковый ритм, совпадающий с ударами вашего темпа, но это не обязательно для того, чтобы оставаться в такт.
Как правило, количество ударов в минуту можно найти в верхней строке меню вашей DAW, в Ableton она находится в левом верхнем углу:
Короче говоря, количество ударов в минуту — это способ измерения темпа. Темп является более всеобъемлющим понятием, включающим различные формы темпа и качества каденции.
BPM в популярной музыке
Частота ударов в минуту в музыке может передавать различные чувства, фразы и даже целые жанры. Вы можете создать песню в любом жанре в любом темпе, однако существуют некоторые общие диапазоны темпа, в которые попадают определенные жанры, что может быть полезным ориентиром. Как правило, более быстрый темп означает более энергичную песню, а более медленный темп создает более спокойное произведение. Вот как выглядят некоторые из основных жанров с точки зрения количества ударов в минуту:
-
Рок: 70-95 ударов в минуту
-
Хип-хоп: 80-130 ударов в минуту
-
R&B: 70-110 ударов в минуту
-
Поп: 110-140 ударов в минуту
-
EDM: 120-145 ударов в минуту
-
Техно: 130-155 ударов в минуту
Конечно, эти рекомендации следует воспринимать с долей соли. В них есть много отклонений, но вы можете видеть, как темп может определять не только песни, но и жанры, в которых они существуют. Темп — такой же музыкальный элемент, как мелодия и ритм.
Какие бывают черты характера человека
Черта характера — самая устойчивая особенность личности, по которой можно достоверно определить поведение человека в той или иной ситуации.
Качества личности рассматриваются под 4 аспектами:
- отношение к себе (независимо от условий, в которых начинала развиваться личность, по характеру она может быть спокойной, активной или нейтральной);
- отношение к обществу (независимо от положения и возраста может быть доброй, злой, отзывчивой или равнодушной);
- отношение к работе (черты характера: ответственность, добросовестность, инициативность, трудолюбие и др.).
- отношение к материальным вещам (бережность, аккуратность, халатность и т.д.).
Индивидуальные и типичные черты
Индивидуальные черты характера — когда одна и та же черта проявляется у разных людей по-своему. В зависимости от мировоззрения, воспитания и других факторов один человек может быть героически смелым, а второй безрассудно смелым.
Люди выбирают в свой круг общения человека, с которым им комфортнее. Порой, в одном рабочем кабинете нет возможности выбирать партнера, в таких случаях приходится приспосабливаться и включать свои сильные стороны.
Типичные черты характера свойственны определенной группе людей. Они становятся общепринятыми среди конкретных объединений (по нации, возрасту, социальному статусу).
Между собой индивидуальное и типичное тесно связаны. И типичное, в свою очередь, проявляется каждым индивидуально.
5 основных групп, на которые делятся черты характера человека
Моральная
Честность, великодушие, альтруизм, лживость.
Положительные
Отрицательные
гуманизмадекватностьженственностьмужествопорядочностьадекватностьщедростьестественностьнадежностьнаходчивостьоптимизмосторожностьпониманиеприветливостьмиролюбиемечтательностьсовестливостьтактичностьтерпеливостьхаризматичностьхозяйственностьчестностьчуткостьхрабростьцеломудриезапасливостьрешительностьопрятностьскромностькомпетентность
агрессивностьнаглостьчерствостьмеркантильностьзлостьзавистьэгоистичностьалчностьбезалаберностьбезответственностьбезразличиеветреностьгордыняленостьмелочностьупрямствоэгоизм
Классика и джаз – музыка для аристократов?
Здесь уместно будет сделать небольшое отступление. Дело в том, что ещё в Средние века музыкальное искусство разделилось на два вида – народное и церковное. Первое было сугубо функциональным – оно служило аккомпанементом для торжеств, службы и прочих бытовых сторон жизни человека низших сословий. Второму, максимально обособленному от идей обыденных и потому понятных каждому, отдавали предпочтение представители духовенства и аристократии.
Гармония и композиция церковной музыки намерено строились так, чтобы не походить на «низшие» жанры, «не распалять чувства» и «не возбуждать страсти»
Для ее понимания, в противоположность народному музыкальному творчеству, необходима была тишина, покой и внимание. Именно эта музыка, кстати, стала истоком западноевропейской классической музыки. И здесь можно провести параллель между восприятием «высоких» и «низких» жанров тысячу лет назад и в наше время
Несмотря на условность такого сопоставления, можно заметить, что и тогда и сейчас существовало два разных вида музыки – музыки, как незатейливого аккомпанемента знаковых моментов человеческой жизни, и музыки, как самоценного искусства.
Выходит, что у нас до сих пор есть выбор из тех самых «низких» и «высоких» направлений, и наши предпочтения целиком зависят от социальной среды, знаний и опыта.
Так ли это? Ведь XXI век тем и характерен, что мы медленно, но верно избавляемся от предрассудков и потому более открыты всему новому. И, тем не менее, что-то ведь заставляет нас слушать классическую музыку, в то время как в нашей культурной копилке собралось бесчисленное количество простейших композиций на все случаи жизни, прослушивание которых не требует от человека и намека на усилие.
Ученые попытались ответить и на этот вопрос.
Примеры из художественных произведений
- А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда».
Главный герой рассказа – Яков Матвеевич по прозвищу Бронза. Это был простой крепкий мужик лет семидесяти, который, несмотря на пожилой возраст, работал гробовщиком и делал хорошие прочные гробы. Его главная особенность заключалась в том, что он всегда и везде видел одни убытки. Его скупость начинает даже пугать, например, в ситуации со смертью жены. Находясь возле мёртвой супруги, Бронза думает только о качестве гроба, который он подготовил уже давно. Ещё его мысли заняты тем, что похороны обошлись дёшево, но благопристойно. Вся жизнь Якова Матвеевича убыточная, но он осознает это слишком поздно, когда уже нельзя будет ничего изменить.
Бронза занимался не только гробами, он прекрасно играл на скрипке. У него был истинный талант, поэтому когда была необходимость в скрипке, его всегда звали, несмотря на отвратительный нрав исполнителя. Кроме мрачного скрипача в местном оркестре было много других музыкантов, в том числе и флейтист Ротшильд. Именно Ротшильд стал жертвой нападок Якова Матвеевича, который не только угрожал ему, а даже натравливал собак.
Всё начало меняться после смерти его жены. Бронза смотрел на смертельно больную Марфу и понимал, что она счастлива покинуть этот жестокий мир, где не видела ничего хорошего и доброго. То, что он увидел, произвело на него ужасающее впечатление
Наконец, его непомерная скупость отошла на второй план, уступая место чему-то более важному
В скором времени Яков Матвеевич сам начинает себя плохо чувствовать, а визит к врачу лишь подтвердил то, что ему осталось жить совсем недолго. После этого к нему пришло осознание того, что он ошибался на протяжении многих лет. Бронза понял, что был несправедлив по отношению к окружающим, беспричинно их обижал и унижал. В первую очередь ему стало стыдно перед Ротшильдом, поэтому он научил его играть свою самую красивую мелодию. Перед смертью гробовщик даже завещал Ротшильду свою скрипку.
Главный герой рассказа в финале смог обрести всё, чего хотел, и оставить после себя хорошую память
Ему неважно было, что люди не будут знать настоящего автора его мелодии, главное, что они получат удовольствие и душевное удовлетворение от его творения. Его будут помнить как талантливого музыканта, а не чёрствого гробовщика
Созданная Яковом Матвеевичем музыка была близка каждому, она заставляла слушателей плакать. Эта музыка символизировала его душу, которая раскрывалась людям только при помощи скрипки. Передавая скрипку Ротшильду, Бронза отдал ему часть своей души, которая будет жить вечно в музыке, звучащей от прикосновения смычка.
- Х.К. Андерсен «Соловей».
Основная проблема сказки Х.К. Андерсена «Соловей» – отличие настоящего искусства от фальшивого. Император, прочитав о соловье, захотел на него посмотреть и послушать его. Он был очень удивлён, увидев перед собой маленькую серенькую птичку, внешность которой не отличалась ничем выразительным. Император представлял её себе совершенно другой. Но когда соловей запел, все были заворожены чудесным пением, у императора даже покатились слёзы из глаз. После окончания пения правитель хотел наградить певца, но соловей отказался, сказав, что слёзы слушателей и были лучшей наградой для него. Ни сам император, ни его поданные не поняли смысла этих слов, потому что для них единственной ценной наградой были деньги.
Вдруг, случилась неожиданная беда: император оказался при смерти, и единственное чего ему хотелось – это послушать музыку, но никто не слышал его слабого голоса и не заводил искусственную птичку. В этот момент раздалось чудесное пение, это прилетел настоящий соловей, который услышал о болезни императора и решил утешить его. Истинная музыка не только порадовала правителя, но и смогла вернуть его к жизни. Целительная сила природы и искусства отогнала смерть от императорского ложа.
Мораль этой сказки заключается в том, искусственное может быть очень красивым снаружи, но только настоящая музыка способна вселять радость и надежду в человеческие сердца, делать людей лучше. Именно поэтому искусство вечно.
Меломания — это плохо?
Восприятие окружающего мира у каждого человека свое. Музыкальная пассивность (меломания) не является чем-то пугающим. Сегодня это входит в норму человеческого восприятия мира. Некоторые психологи считают, что спокойное восприятие новых жанров музыки — признак развитой адаптивной функции человека. Это очень важная функция в мире, который развивается с быстрой скоростью.
Интересуясь, кто такой меломан, можно натолкнуться на такой факт: меломаны больше остальных людей подвержены интернет-зависимости. На самом деле это так, ведь в интернете легко можно найти и скачать любое музыкальное произведение.
Много времени психологи изучают особенности меломанов. На сегодняшний день человек, который слушает все жанры музыки, считается одним из наиболее общительных людей. Благодаря своим обширным знаниям в области музыки он легко находит тему для разговора. Также было выявлено, что меломаны склонны к отстранению от окружающего мира. Это связано со стремлением в изучении новых жанров музыки.
Как выбрать между хорошим и хорошим?
Разобравшись с качеством исполнения и его стилем, можно приступать к выбору интерпретации. Тонкие нюансы авторского прочтения присутствуют в любом исполнении, и порой конвенциональная «неправильность» становится чертой стиля того или иного артиста.
Ярким примером своеобразного исполнения является Гленн Гульд — пианист, который называл себя любителем и играл Баха как никто другой. Его игра проникнута строгостью, лишена излишней педализации и романтического флера, однако глубоко прочувствованна и экспрессивна. Возможно, Гульд был первым большим пианистом, исполняющим Баха не в романтическом, а в барочном стиле. Чувственность его трактовки нередко смущает тех, кто хотел бы слышать Баха возвышенным и надмирным, а характерное подпевание на многих записях создает комическое впечатление. Однако глубина проникновения в эту музыку и ее искреннее исполнение обрело миллионы поклонников, для которых далекий барочный композитор стал близким и понятным.
Гленн Гульд исполняет «Искусство фуги» Баха
Дирижер — это тоже исполнитель. Его миссия — не только привести звучание нескольких инструментов в гармоничное целое, но и донести до слушателя определенный музыкальный образ.
Как и любой другой исполнитель, дирижер может отклоняться от ремарок композитора. Например, существует тенденция в «советском дирижировании» добавлять в музыку ритенуто (замедление). Эти порой неуместные замедления выдают грубое непонимание сложной для интерпретации музыки. Такие «советские» исполнения можно услышать до сих пор, а некоторые из них даже обзавелись сленговыми названиями. Например, вульгарное исполнение Малера называют «Махлер»: неправильная транскрипция имени композитора (Mahler) намекает на неверное, безграмотное прочтение его музыки.
Но существуют и более изысканные примеры, которые вызывают споры, например аутентичные исполнения Клаудио Аббадо. Великий дирижер в свое время принялся за аутентизм, и к нему появилась масса вопросов. То «классичное» исполнение, которое он предлагает, концептуально противостоит духу барочной музыки, тем не менее оно придется по вкусу многим любителям строгой классики. Впрочем, возможно, вам больше понравятся разухабистые исполнения Дмитрия Синьковского или Теодора Курентзиса — более соответствующие духу эпохи и гораздо более модные.
Сухое и строгое исполнение Бранденбургского концерта № 5 Баха (оркестр под управлением Клаудио Аббадо)
Более эмоциональное и красочное исполнение Бранденбургского концерта № 5 (Фрайбургский барочный оркестр)
Исполнение Бранденбургского концерта № 5 с большим вниманием к деталям и усиленной барочной агогикой (ускорением и замедлением темпа)
Как распознать меломана
Существует три основных признака заядлого меломана:
- Они хранят в памяти много информации, связанной с музыкальным произведением: название, дату выпуска, имя и фамилию исполнителя.
- Все диски, кассеты, пластинки рассортированы в строгом порядке (либо алфавитный, либо по году выпуска). Сортировка — сугубо личный выбор. Кому как нравится, так и сортирует.
- Меломан — это охотник за ценными и редкими произведениями. За коллекционную пластинку они готовы отдать многое.
Присмотритесь внимательно, наверняка среди ваших друзей и знакомых есть люди, которые подходят под это описание.
Формирование характера у ребенка
Ребенок в начале жизни берет правила поведения из семьи. Здесь учитываются отношения между взрослыми и между родителями и детьми. Привычную модель поведения он начинает применять в социуме. Также влияют наследственность, окружающие люди и обстоятельства.
Сакого возраста формируется характер
Характер начинает формироваться с первых дней после рождения. А согласно результатам исследования группы американских ученых, опубликованных в журнале Brain, Behavior, and Immunity, состав микробиома кишечника связан с темпераментом в раннем детстве,и, как следствие, характер начинает закладываться еще в утробе матери.
В 4-5 лет уже заметны основные задатки. В 10-12 лет характер сформирован, но корректируется на протяжении жизни.
Советы родителям как воспитать характер у ребенка
Каждый родитель ставит целью вырастить достойного человека из своего ребенка. Тренируя на своем чаде различные методики воспитания, мама и папа ждут, что малыш станет умным, покладистым, добрым и успешным.
В процессе взросления ребенок не всегда и не во всем оправдывает ожидания взрослых. Он начинает «показывать свой характер». И это не уживительно, ведь, когда родители пытаются внедрить лишь положительное в свое дитя, не все учитывают его характер и темперамент.
Ниже видео от доктора Комаровского
Темперамент заложен с рождения и не поддается корректировке, а вот характер можно воспитать, придерживаясь следующих советов:
Дети копируют своих родителей. Взрослым нужно фильтровать свои слова и поведение, подавая правильный пример.
Дети — индивиды, имеющие право выбора. Маме проще и быстрее самой накрыть на стол или обуть малыша. Но если он проявляет инициативу, нужно позволить ему сделать это самостоятельно. Пусть в начале это будет неправильно и нелепо, но ведь всему можно научиться. На десятый-двадцатый раз ребенку удастся делать некоторые вещи на ровне со взрослым. Он будет чувствовать себя значимым и самодостаточным.
Свобода должна быть умеренной. Объяснять, что такое «хорошо» и «плохо». Дети должны понимать закономерность, что за проступком следует наказание. Необходимо четко проговорить, почему сейчас они лишаются прогулки или просмотра мультфильма. Важна системность каждого из родителей. Определить, что неприемлемо в семье. Ни в коем случае речь не идет о рукоприкладстве
Физическая сила формирует жесткость и агрессию в детях.
Относиться к ребенку с теплотой и вниманием
Важно беспокоиться не только о физиологических потребностях ребенка
Нужно искренне общаться с ним как со взрослым с ранних лет. Интересоваться его предпочтениями и мыслями, страхами
Советоваться с ним, когда это уместно и прислушиваться к его мнению. Он почувствует себя отдельной личностью.
Хвалить и поощрять. Детские достижения порой для взрослых не имеют особой значимости. Однако для них крайне важно, чтобы их услышали и заметили. Особенно, когда дело касается их достижений, пусть даже маленьких. Не стоит скупиться на добрые слова похвалы. Конечно, не переусердствовать, иначе ребенок будет ждать комплименты от общества по любому поводу. Не нужно сравнивать его с другими детьми.
Большинство в становлении характера ребенка зависит от родителей. Создавая добрую и спокойную обстановку в доме, нужно подавать детям пример достойного человека.
Мнение психолога Евгении Стрелецкой
Отношение автора к проблеме
Наша жизнь полна разнообразных звуков и музыки: пение птиц, шум машин, детские голоса, телевизор, радио, плееры. Уже невозможно представить себе существование без музыки. В наше время большое количество учёных исследует воздействие музыки на конкретные сферы человеческой жизни, их интересует, в первую очередь то, как влияет музыка на организм человека. Существует уже множество обоснованных научных доказательств эффекта музыкальной терапии. Классическая музыка считается самой полезной. Для того чтобы понять какое именно влияние оказывает различная музыка на нас, необходимо просто прислушаться к самому себе.
Проблемы связанные с характерами
В подростковом возрасте личность определяется с манерами поведения, убеждениями и жизненными принципами. Пробует разные формы взаимоотношений. Оттуда и противоречия, конфликты, недоброжелательность. Так и формируется характер.
В случае если, молодой человек, напротив, пассивен, во всем сохраняет нейтралитет, ему сложно будет приспособиться и самоутвердиться в социуме. В дальнейшем, таким людям будет сложно находить общий язык с окружающими. Самостоятельным личностям проще найти консенсус.
Существует множество исследований и теорий о влиянии черт характера на здоровье. Есть мнение, что пессимизм плохо отражается на позвоночнике. Серднечно-сосудистым заболеваниям подвержены люди, близко принимающие мнение других.
Важно найти гармонию с самим с собой. Трезво оценивая свои недостатки, можно менять их в лучшую сторону, работая над собой
Есть возможность избавиться насовсем от нежелательных черт характера.
Термин и краткая история
Песня — самый простой вид вокальной музыки, но, пожалуй, и самый популярный, возникший за много лет до н. э. Впервые ее применение требовалось в древних обрядах и ритуалах. Только спустя много времени песня зазвучала по-иному, а именно — с художественной стороны, и потребительское отношение отошло на задний план.
Первоначальные композиции носили религиозный характер, когда существовала вера в силы природы и соответствующих ей богов. Композиции были совсем несложные, могли ограничиваться даже тремя словами.
В античный период музыка с поэзией считались неразлучными напарниками, потому их совмещали в единое искусство.
В Средневековье песни были распространены у музыкантов, таких как трубадуры, миннезингеры, труверы и мейстерзингеры. Они чувствовали неразрывную нить между музыкой и текстом, ощущали связь стихотворной формы с музыкальной строфой.
В дальнейшем одноголосие обросло с двух сторон новым звучанием, образуя дуэты, трио, квартеты и др.
Характерная черта песен — главенствующая мелодия, исполняемая голосом на протяжении всего аккомпанирующего фона
Слово, плавающее в музыкальной реке, словно лодка, в которой сосредоточено все самое необходимое и важное
Ритм
В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.
Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.
Виды ритмических рисунков
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.
В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.
Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.
Реже встречаются следующие ритмические фигуры:
- Пунктирный ритм (характерен для марша, танца ) — обостряет, активизирует движение.
- Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
- Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
- Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.