Функции распевки
- Является зарядкой для голоса.
- Положительно сказывается на технике вокала.
- Готовит голос для исполнения сложной музыкальной композиции.
- Помогает научиться правильно дышать, отрабатывать разные приемы и техники.
- Упрощает исполнение сложных произведений, а также взятие высоких и низких нот.
Подбирая распевку, учитывайте специфику тембра, особенности исполнительского направления и собственные физические особенности. К примеру, упражнения для взрослых людей отличаются от детских. А распевки для сопрано и баритона отличаются по тональности.
Прежде чем переходить к распевке, слегка разомнитесь: сделайте наклоны или приседания. И только после этого приступайте к упражнениям по вокалу.
Зачем нужна распевка для голоса?
Распевка нужна не только для того, чтобы подготовить голос для исполнения сложного музыкального произведения. Распевки являются зарядкой для голоса, помогают отрабатывать новые техники и сложные приемы. На начальных этапах вокалист учится на распевках правильно дышать, так как это основная составляющая исполнения. Без правильного дыхания никакие голосовые данные не помогут.
Распевки положительно сказываются на технике вокалиста, с каждым разом голос будет становиться всё более податливым, вокалист учится брать полный контроль над своим голосом. После распевки исполнять сложные элементы произведений, а также брать высокие и низкие ноты становится проще.
Составляющие распевки
Дыхательная гимнастика. Первое, чему учится вокалист — правильно дышать. Это нужно делать не грудью, а диафрагмой. Знаменитые исполнители нередко нарушают это правило, чем усложняют себе задачу. В качестве дыхательной гимнастики можно провести комплекс упражнений йоги, чтобы избавиться от зажимов в теле, которые возникают после длительных напряжений, поднятия тяжестей, а также длительное пребывание в одном положении.
Голосовые упражнения. Это самая сложная и самая важная часть распевки. Здесь уже необходимо выполнять упражнения для разогрева на гласные буквы или вокализы. Но начать нужно с букв. Их можно тянуть, исполнять всё выше или ниже, отрабатывать стаккато, а также многое другое. Вокализы уже для исполнителей с опытом. Голосовые упражнения сложно выполнять без знания нот, поэтому для начала стоит изучить нотную грамоту, чтобы понимать о чём идёт речь.
Главные правила
- Распевайтесь в комфортной тональности. Не «задевайте» слишком высокие и низкие звуки.
- Начинайте распевку для голоса с одной ноты, постепенно переходя на терцию, а затем на квинту. Заканчивайте разминку на диапазоне в октаву или даже больше. Если сложно справиться, остановитесь на квинте.
- Определяйте набор упражнений и их длительность, исходя из своего опыта. Начинающие исполнители тратят на разминку и технику большую часть урока. Вокалисты с опытом могут обойтись исполнением нескольких миниатюр.
- Разминайтесь в полный голос, но избегайте форсирования и перехода на крик. Не атакуйте звук слишком сильно: так можно «сорвать» связки. Если нет возможности петь в полный голос, попробуйте делать это с закрытым ртом.
Распев, как важный этап вокально-хоровой работы
Организация: МОБУ «Оброченская СОШ»
Населенный пункт: с. Оброчное
Совсем недавно в нашей школе прошел мастер-класс «Петь красиво и удобно», который был посвящен самому любимому виду деятельности учащихся на уроке музыки – вокально-хоровой работе, вернее подготовки к ней – распеву.
К сожалению, часто учителя музыки, педагоги вокальных кружков не всегда уделяют данному виду деятельности полноценное внимание, очень часто просто пропуская его и переходя сразу к разучиванию песни. Но это категорично не правильно, ведь распев – это комплекс упражнений, позволяющих не только подготовить наш голосовой аппарат к предстоящей нагрузке ( ведь наши голосовые связки – это мышечные волокна, которые можно развивать и укреплять) и учиться правильной технике певческого дыхания, артикуляции и т.д., но и, что самое главное, такие упражнения позволяют избежать травм голосовых связок, т.е
сберечь здоровье. А здоровье, как известно, надо беречь смолоду! Поэтому мы обязаны этому учить наших воспитанников.
Распевок великое множество, главное, нужно выбрать те, которые помогут нам в работе и которые будут интересны детям, особенно малышам! В нашей школе так сложилось, что все уроки в первом классе ведет учитель начальных классов. Это помогает первоклассникам быстрее и безболезненнее адаптироваться к обучению в школе. Поэтому актуальность данного мастер-класса очевидна. Кроме этого, вот уже второй год школа участвует в программе «Наставничество», где рассматривается возможность обучения и передача опыта педагога – наставника своим коллегам. В нашем случае – учителя музыки – учителям начальных классов. При этом учитывается то, что учитель начальных классов не владеет игрой на музыкальном инструменте, поэтому представлялся материал, который не предполагает данного мастерства, тем более, что на сегодня очень много музыкального материала по данному виду деятельности можно найти в интернете.
Итак, наша аудитория – это ученики 1 класса, самые младшие учащиеся школы. Как же сделать обучение интересным, увлекательным? Конечно, играть – обучая. Ведь мы знаем, что для младших школьников игра – это основной метод в обучении. Поэтому наши упражнения – это детские потешки, стишки, которые мы распеваем на одной, двух, трех…нотах. При этом не только поем, но и придумываем различные движения. Например, мы – звонари, которые звонят во все колокола, призывая помочь потушить «Кошкин дом», или мы – маленькие мышата, которые стараются очень тихо проскользнуть около старого хитрого кота, что спит на крыше… А вот мы веселимся, хохоча как медвежонок или утенок… При отработке навыков правильного певческого дыхания, мы задуваем огонек воображаемой свечи или нашей ладошке становится жарко и мы ее «остужаем»… Играем в Деда Мороза и Снегурочку, когда разогреваем мышцы лица; «чистим» зубки, «едем на машине», «скачем на лошадке», когда приводим в тонус язычок
Часто играем в игру на внимание, где по руке дирижера ( учителя) дети поют упражнения на определенный слог при этом подчиняясь только определенным жестам дирижера. А вот нас снимает камера… и мы артисты, которые не только поют, но и играют роль « Кота Воркота, у которого разболелась голова…» Каждый урок стараюсь придумать что-то интересное, новое
Постепенно включаю упражнения с сопровождением – фонограммой распевки. В конце распевания обязательно упражнение «Бегемот разинул рот», которое помогает нашим голосовым связкам расслабиться и «встать на место». При системной работе с такими упражнениями на распевание, формируется условная реакция организма — готовность к более интенсивным, полноценным нагрузкам – к разучиванию и исполнению песен без риска «сорвать» связки, речь у ребенка становится более четкой, ясной, эмоционально окрашенной.
Конечно, чем старше школьный возраст, тем насыщеннее и интенсивнее становятся упражнения на распевание. Необходимо сказать, что учащиеся настолько привыкают к распевкам, что начинают использовать их в повседневной жизни. Например, когда ученик выступает перед аудиторией, защищая проектную, исследовательскую работу, которая предполагает интенсивную нагрузку на речевой аппарат.
Список источников
1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб., 2000
2. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: 2006
3. Штрауб И.А. «Нетрадиционные упражнения на развитие голоса на основе использования системы Е.Емельянова» : 2016
4. Канареева О.Н.
URL:https://www.youtube.com/watch?v=mqVwiyyBYEU
Приложения:
-
file0.docx.. 14,8 КБ
Опубликовано: 08.12.2021
Хоровое пение
- Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:
- – петь песни разного эмоционального содержания;
- – чувствовать настроение песни и передавать его в своем исполнении;
- – петь двухголосные песни;
- – соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова);
- – понимать основные дирижерские жесты – «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).
Наряду с пением по слуху целесообразно активизировать процесс музицирования пением по нотам. При этом основными критериями правильного пения младших школьников по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость», звонкость, полетность.
Подбор вокально-хорового репертуара в начальных классах осуществляется на основе следующих положений:
– соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей;
– высокий уровень художественных достоинств, художественная ценность музыкального материала;
– небольшие объемы;
– адекватность психическим особенностям учащихся начальной школы;
– образные и жанровые контрасты выбираемых песен;
– воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
Отбор музыкального материала для хорового пения осуществляется самим учителем музыки на основе национальных особенностей музыкальной культуры и традиций каждого конкретного региона России.
Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе – способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.
Задачи:
– образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;
– воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;
– развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.
Основные вокально-хоровые навыки. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка.
Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию.
Формирование певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.
Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох.
Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным расширением передней стенки живота.
Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, – недопустимо!
С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации.
Возобновление дыхания производится в установленные и отмеченные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений, фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяется цепное дыхание. Основные рекомендации при цепном дыхании следующие:
- – не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
- – не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
- – брать дыхание незаметно и быстро;
- – вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;
- – чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.
- Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования, при формировании которого должны предъявляться следующие требования:
- – перед своим возникновением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;
- – звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.
Обучение пению на клиросе
Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.
Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:
- иметь музыкальный слух;
- красивый по тембру голос;
- желательно иметь музыкальное образование.
Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.
Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.
Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.
Виды богослужебного пения:
- Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
- Партесное пение, где включается много голосов.
- Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.
Это интересно: Обязанности и наставления для мужа и жены в православной семье: рассматриваем детально
Виды хорового пения
Хоровое пение также классифицируют и существуют различные виды хора, зависящие от количества человек в нём. Во-первых, собрание людей не может называться хором, если в нём менее 3-х человек.
Так вокальный ансамбль состоит из 12-20 участников, камерный — 20-50 исполнителей, среднего размера хор включает 40-70 вокалистов, большой — 70-120 людей и самый крупный – сводный хор, в нем могут быть до 1000 участников.
Разные типы хорового пения по уровню подготовки:
- Хоры высокого уровня. В нём поют только профессиональные вокалисты с соответствующим образованием и уровнем подготовки;
- Самодеятельные. Тут участники создают сами собственную группу, исполняющую часто популярные композиции или в узком направлении. Такие коллективы формируют хоровую культуру и позволяют широкому кругу людей развить свои хоровые навыки и проявить себя в вокальном творчестве;
- Церковные группы. Такой тип коллективов действует на церковных службах, репетиции обычно проходят при церквях или церковных школах;
- Учебный коллектив. Здесь преподаватели могут набирать и обучать своих учеников хоровому творчеству. Действуют такие хоры при музыкальных школах или бюджетных творческих центрах для детей и молодежи.
Церковный хор
Упражнения
- Пение с закрытым ртом. Начинайте распевку именно с этого упражнения. Зубы должны быть разжаты, а вибрации — направлены на губы. Повышайте звук с каждым извлечением на полтона. Спев так несколько нот, продолжите упражнение с открытым ртом, используя «ми», «мэ», «ма», «мо», «му». По достижении максимальной высоты постепенно возвращайтесь к начальному тону.
- Мычание. Встаньте в удобную позу, расслабьтесь. Вдохните и помычите обычным голосом. Потом раскачайте звук между двумя удобными нотами.
- Вертолет. Вдохните среднее количество воздуха, слегка вытяните губы. Направляйте воздух под верхнюю губу, чтобы получилась трель. Начните с коротких звуков.
- Глиссандо. Упражнение называют также скольжением. Начните с одной ноты, потом, плавно повысьте высоту до следующей ноты, и, не прерываясь, вернитесь на исходную.
- Диапазон. Для начала спойте терцию, переключаясь с одного звука на другой. Постепенно увеличивайте диапазон. Через несколько занятий необходимо добраться до октавы, чтобы смело петь перепады звуков.
Выполняйте каждое упражнение по 2–3 минуты.
Методический материал «Распевание хора»
- Распевание хора
- (вокально-хоровые упражнения)
- Несколько взглядов на вокально-хоровые упражнения.
- I.
Необходимые в хоровом пении навыки, которые мы назвали вокально-хоровой техникой, требуют обязательной повседневной тренировки.
Естественно, что различная степень подготовленности коллектива потребует и различных методов этой тренировки и, главное, постепенности в усложнении заданий.
В начинающем хоре вокальные упражнения помогут участникам овладеть правильными приемами дыхания, будут способствовать развитию навыков одновременного пения, расширению диапазона партий и всего хора.
По мере роста художественно-исполнительского мастерства хорового коллектива повышаются и требования, а следовательно, усложняются и вокально-хоровые упражнения.
Вопросы вокально-хоровой техники никогда не должны выпадать из орбиты внимания дирижера. В течение всего процесса занятий руководитель в той или иной форме должен работать над сохранением и повышением мастерства исполнительского коллектива.
Обычно вокально-хоровые упражнения называют распеванием хора, но это определение не совсем точно. Распеванием хора в буквальном смысле этого слова можно назвать упражнения, которые даются хору, чтобы приготовить или, как говорят, «разогреть» хор для репетиционной работы, перед выступлением на концерте. Еще более правильно под распеванием понимать сам процесс подготовки хора к работе.
В работе над техникой руководитель не должен стремиться к большому количеству вокальных упражнений, так как важно не количество и разнообразие , а последовательное применение приемов, преследующих определенную цель
Одну и ту же мелодию можно использовать для разрешения нескольких задач вокально-хоровой техники, как, например: одновременность вступления, цепное дыхание, пение с различным характером звуковедения, пение на различные слоги, сопоставление нюансов, акценты, внимание к дирижерской руке и т.д. Певцы, не отвлекаясь на разучивание новой мелодии, все свое внимание направляют на выполнение конкретной вокальной задачи
Не надо, следовательно, бояться малого количества попевок для упражнений; это кажущееся однообразие должно быть расцвечено многочисленными и разнообразными приемами
Певцы, не отвлекаясь на разучивание новой мелодии, все свое внимание направляют на выполнение конкретной вокальной задачи. Не надо, следовательно, бояться малого количества попевок для упражнений; это кажущееся однообразие должно быть расцвечено многочисленными и разнообразными приемами
Приемы можно варьировать в сочетании с задачей, стоящей в данный момент перед дирижером и хором, а также в зависимости от специфических условий, создавшихся на репетиции или концерте. Так, одну и ту же попевку можно спеть закрытым ртом на согласную м или н
Школа церковного пения осьмогласия
Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.
Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви
Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.
Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.
Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.
Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.
Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.
Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.
Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.
Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.
Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.
Типы хоровых коллективов
Хор «Грасиас» Под наименованием тип хора
понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.
- смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
- хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
- мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
- женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
- детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
- академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
- народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
Сборник методов, приемов, упражнений для работы с детским вокально-хоровым коллективом
- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»
- Сборник
- методов, приемов, упражнений
- для работы с детским вокально-хоровым коллективом
- Автор-составитель: Романова
- Гульнара Зиннуровна,
- педагог дополнительного
- образования
- высшей квалификационной категории
- МАУДО ЦДТ «Радуга»
г. Гай, 2019г.
Романова Г.З.. Сборник методов, приемов, упражнений для работы с детским вокально-хоровым коллективом. Гай, 2019г.
Автор-составитель: Романова Г.З., педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
- Сборник предназначен для учителей музыки общеобразовательных организаций, педагогов организаций дополнительного образования, занимающихся вокально-хоровой работой с детьми младшего и среднего школьного возраста.
- В данном сборнике показана возможность использования дидактических материалов для развития вокально-хоровых навыков, четкого звукопроизношения, певческого дыхания.
- В сборнике представлены следующие дидактические приемы и упражнения: точечный массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие дикции, распевание.
В сборнике переработан и использован «Точечный массаж» А.А. Уманской, «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова, элементы «Дыхательной гимнастики» А.Н. Стрельниковой, упражнения и распевания из пособий: Э. Саратьян, М.А. Сабаевой, Д.Ю. Степаненко, М.Ю. Лященко.
Введение
Роль музыки в нашей жизни огромна. В одних случаях она просто улучшает настроение, в других – расслабляет и умиротворяет
Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность
Настоящее целительное действие оказывает песня – музыка и положенные на нее слова
Медики давно обратили внимание: пение, в особенности занятия вокалом, оказывает самое благотворное влияние на здоровье
Для детей пение особенно важно. Переоценить его влияние на здоровье и развитие ребенка невозможно
Занятия вокалом – действенная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболеваний.
Трудно переоценить роль занятий вокалом при совершенствовании речевых функций. Исполнение любимых песен улучшает произношение и практику разговорной речи. Тренируя дикцию, можно справиться с таким дефектом как заикание.
Эти вибрации благотворно влияют на здоровье, они как бы пронизывают организм поющего ребенка, способствуя очищению клеток и их регенерации.
Столь широкий диапазон колебаний человеческого голоса также улучшает кровообращение: высокие частоты благоприятствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – ее току в артериях и венах.
С давних времен известно положительная роль пения – и сольного, и хорового – при лечении нервных и психических недугов.
У вас плохое настроение? Испытываете напряженность и усталость? Часто болеете? Посоветовать можно только одно – пойте! Главное, делайте это от всей души.
- Аннотация
- Представленный сборник содержит набор методов, приемов, упражнений для работы с детским вокально-хоровым коллективом.
- В сборник включены универсальные материалы, которые можно использовать для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста на разных ступенях обучения вокалу.
- Все методы, приемы и упражнения сборника можно отнести к элементам здоровьесберегающих технологий, поскольку занятия вокалом, в целом, благотворно влияют на физическое, психическое и духовное здоровье подрастающего поколения.
- Содержание сборника можно условно разделить на следующие разделы:
- Точечный массаж.
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Упражнения на развитие дикции.
- Распевание.
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, повышают сопротивляемость организма воздействию бактерий и вирусов и являются профилактикой простудных заболеваний.
Виды вокальных коллективов
Классифицировать хоры можно по нескольким признакам: по составу исполнителей, по вокальному направлению, по количеству участников и профессиональной подготовке, по виду исполнения. Рассмотрим некоторые основные виды коллективов в хоровом искусстве.
По составу и голосам коллективы можно разделить на 4 вида:
- коллективы с женскими голосами. В женском хоре голоса делятся на сопрано и альт;
- группы, у которых основой является мужское хоровое пение. Здесь можно встретить такие голоса, как теноры, баритоны и басы;
- коллективы, у которых основным направлением является детское хоровое пение. К ним относятся такие голоса, как дисканты и альты. Кружки пени в детских вокальных студиях помогут детям познакомиться с хоровым творчеством;
- хоры, у которых основой звучания являются голоса юношей. Состоит такой хор из дискантов и альтов, а иногда встречаются даже теноры и басы;
- смешанный хор. Он – самый распространённый, в нём звучат как женские, так и мужские голоса. У данных групп наиболее широкий репертуар и многообразное звучание.
Детский хор мальчиков с дискантами и альтами
Также коллективы можно разделить по жанру хоровой музыки:
- Первый тип хора – академический. Классическая манера исполнения в таком коллективе основана на канонах и традициях академической хоровой культуры. Сюда относится профессиональная музыка, опера и камерный жанр;
- Народные коллективы. Отличительные черты в исполнении таких хоров является использование основ и традиций фольклорной культуры, которые касаются народного пения. Натуральный звук голоса – это еще одна характерная черта народного вокала. Для того, чтобы попасть в народный хор, стоит предварительно посетить уроки народного пения.
Народный хор
Каждый их этих хоров может исполнять музыкальные композиции в сопровождении музыкальных инструментов. Для классических хоров это может быть фортепиано или ансамбль классических инструментов, а в профессиональных коллективах аккомпанементом может выступать оркестр. Для народных хоров характерный аккомпанемент из народных инструментов, таких, как гармонь, гусли, трещотки или ложки. Во время обучения хоровому пению чаще всего в качестве аккомпанемента используется фортепиано.
«Ты слышишь, море!» в исполнении детского хора под фортепиано
Хоры могут исполнять произведения и без музыки или инструментального сопровождения
Но тут важно помнить о хоровом строе. Ведь неопытный хор может нарушить строй песни и «съехать» по тональности вверх или вниз
«Щедрик» М. Леонтовича в исполнении хора а капелла