Как научиться слушать музыку: с чего начать изучать музыкальные жанры

Текст этой презентации

Слайд 1

Что Вы знаете о А. Лядове?
В каком жанре преимущественно работал А. Лядов?
Что такое «лейтмотив»?
Дайте характеристику симфонической картинке «Кикимора» А. Лядова.Повторение пройденного

Слайд 2

Тема урока: Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Слайд 3

Жанр —  (франц. genre — род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства.Понятие  «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Слайд 4

Различают жанры: — По способу исполнения (вокальные — сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные; инструментальные — сольные, ансамблевые и оркестровые)
— По содержанию (лирический, эпический, драматический) Месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка) По назначению (прикладные: марш, танец, колыбельная песня и др.)

Слайд 5

Жанры вокальной музыки: Песня
Месса
Мотет
Романс
Баллада
Серенада
Кантата
Оратория
Опера

Слайд 6

Жанры инструментальной музыки: — Пьеса
— Ноктюрн
— Прелюдия
Этюд
Вариации
Рондо
Симфония
Скерцо
Марш
Токката

Слайд 7

Мелодия – главное выразительное средство в музыке. Мелодия – это мысль, выраженная звуками.

Слайд 8

Слайд 9

Вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке.

Слайд 10

Сергей Васильевич Рахманинов«…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». «Вокализ»

Слайд 11

Песни без слов в инструментальной музыке: Мелодия
Ария
Романс
Серенада

Слайд 12

Георгий Васильевич Свиридов«Романс»Рома́нс в музыке (исп. romance, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — камерное музыкально –поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.Певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека.

Слайд 13

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «песня без слов»: это — пьеса с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано ( Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Слайд 14

Феликс МендельсонЦикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов»Баркарола (barca — лодка), песня лодочника.

Слайд 15

Слайд 16

В мире существуют вокальные и инструментальные баркаролы.

Слайд 17

Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»Франц Шуберт романс «Баркарола»

Слайд 18

Словно как лебедь по влаге зеркальной,
Тихо качаясь, плывет наш челнок,
О, как на сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нем минувших тревог (2 раза). В небе заката лучи догорают,
Розовым блеском осыпан челнок (2 раза).
Час незаметно за часом проходит, Дальше скользим мы по зеркалу вод.
О, как на сердце легко и спокойно, Нет в нем и тени минувших забот (2 раза).
О, неужели на крыльях туманных
Утро с собой их опять принесет?
О, неужели опять принесет? О, неужели опять принесет!

Почему наш мозг любит классическую музыку?

Нашему мозгу нравится классическая музыка, и это связано с ее композицией.

Классическое произведение — это четко выстроенная модель из звуков, обертонов, последовательностей. Это не случайно нанизанные звуки, которые упали на лист после случайного удара по клавишам. Даже если произведение кажется вам сложным и непоследовательным, внутри него есть строго выстроенная система и порядок. Вы можете не осознавать этого, но ваш мозг обязательно уловит эту математику. А ведь он любит, когда все предсказуемо и последовательно. Каждый раз, когда мозгу удается предвосхитить следующий звук или смену темпа, он награждает сам себя небольшим выбросом дофамина, гормона радости. Именно дофамин помогает снизить стресс и усилить интерес к действию.

Вспомните, как вы слушали «Зиму» Вивальди. В этом произведении из цикла «Времена года» как раз прослеживается эта последовательность и композиция. Когда вы слушаете произведение в первый раз, вам немного некомфортно от переходов, они слишком резкие и быстрые. Но под конец мозг решает для себя эту задачу, выводит последовательность и начинает радовать себя дофамином.

А еще мозгу может нравиться не только математичность классической музыки. Порой он улавливает то, что она ему напоминает. Многие музыкальные произведения вдохновлены природой, и инструменты воспроизводят ее звуки. А некоторые произведения идут дальше и воспроизводят звуки города, поездки или любви, как в композиции «Тристан и Изольда» Вагнера. Здесь логика такая же: мозгу нравится то, что он может узнать. А слушая музыку, мы развиваем свою чувствительность к окружающим нас звукам. Согласитесь, это может стать приятной альтернативой тому, что мы слушаем каждый день: грохот железнодорожных составов, дрель соседа или разговоры за соседним столиком в кафе.

Мы привыкли, что музыка — это слова плюс аранжировка, и именно на словах мы концентрируемся. По тексту песни мы понимаем, веселая она или грустная. Надо ли под нее танцевать с друзьями на столе или томно заваривать чай осенним днем?

Когда слов нет, мы как слушатели можем сконцентрироваться на самом звучании. Порой оно оказывается даже более содержательным, чем текст. У музыкального произведения больше средств выразительности, на которых мы можем концентрироваться: гамма, тональность, высота звука, консонанс или диссонанс.

У нас развязаны руки, мы можем сами решить, в какую сцену нашей жизни ляжет то или иное произведение. Для кого-то Пятая симфония Бетховена будет идеальным саундтреком для проверки отчетов, а кому-то идеально подойдет «Полет шмеля» для ситуации параллельной парковки.

Причина вторая. Классическая музыка полезна для здоровья

Неизвестно, профессионализм ли классических композиторов тому причина, или это следствие их гениальности, но факт остается фактом: прослушивание классической музыки полезно для здоровья.

Польза классической музыки настолько объемно исследована, что для перечисления всех выявленных достоинств не хватит нескольких страниц: классика нормализует давление, успокаивает нервы, улучшает сон, помогает обрести нормальный аппетит и вес и т.д. Есть даже «специализация» по композиторам, например, музыка Вивальди утоляет боль, а произведения Моцарта — вообще волшебный эликсир от всех болезней. Не стану утомлять подробностями, все исследования и статьи легко найти в интернете.

Непрофессиональная музыка, наоборот, может оказывать противоположный эффект и вредить здоровью: разбалансировать нервы, вызывать бессонницу, депрессию, усиливать хронические заболевания.

Вы наверняка слышали про опыты Масару Эмото по влиянию музыки на структуру воды, и его опыты отчасти объясняют этот эффект (когда после одной музыки кристаллическая решетка в молекулах выравнивается до идеальной, а после другой — деформируется до неузнаваемости).

Чтобы не рисковать здоровьем, выгоднее слушать проверенную веками классическую музыку.

Эмпатичные люди слушают R&B

Если музыкальные вкусы отражают наши личные качества, можно ли судить по ним о нашем стиле мышления? Таким вопросом задались кембриджские исследователи. Оказалось, действительно: одни слушают музыку умом, то есть воспринимают ее прежде всего на уровне аналитического интеллекта, а другие — сердцем, задействуя эмоциональный интеллект. 

Люди первого типа склонны к систематизации: они анализируют и прогнозируют, стараются выявить закономерности и механизмы. Ко второму типу относятся эмпатичные люди, которые интуитивно понимают чужие эмоции и могут предсказать поведение другого человека. Есть еще «сбалансированный тип»: его представители одинаково хороши и в эмпатии, и в систематизации. 

Исследователи из Кембриджа протестировали 4000 добровольцев на уровень эмпатии и систематизации, а затем сопоставили результаты тестов с их музыкальными предпочтениями. Оказалось, люди с высоким уровнем эмпатии предпочитают эмоционально глубокую и проникновенную музыку типа софт-рока, R&B и авторской песни. Например, многим эмпатам нравится Hallelujah в исполнении Джеффа Бакли. Систематизаторы предпочитают более насыщенные композиции, с сильными и даже агрессивными элементами: классический рок, хеви-метал, панк. Тяга к сложным структурам выражается у них и в выборе музыки с интеллектуальной глубиной и сложностью. Например, авангардной классики вроде Etude opus 65 no 3 Александра Скрябина.

Судя по всему, систематизаторов больше привлекает музыкальная структура. Эмпаты получают удовольствие от музыки благодаря сопереживанию выраженным в ней эмоциям. А представителей «сбалансированного типа» привлекает и то и другое.

Правда, точно определить степень эмпатии по плейлисту не получится из-за того, что музыкальные жанры не укладываются в строгие научные рамки. Возьмем, к примеру, джаз. Его любят и эмпаты, и систематизаторы. Но эмпатичные люди предпочитают мягкий, расслабленный, неприхотливый mellow jazz и unpretentious jazz. А люди, склонные к систематизации, — быстрый, сложный и напористый sophisticated jazz и intense jazz.

Но для экспресс-теста на эмпатию можно воспользоваться методом английских и финских ученых. Их заинтересовал парадокс: мы слушаем грустную музыку — и нам становится приятно. Почему? Они дали послушать сотне добровольцев фрагмент малоизвестной и очень грустной музыкальной композиции Discovery of the Camp Майкла Кэймена из саундтрека к сериалу про Вторую мировую войну Band Of Brothers. Она звучит в тот момент, когда американские солдаты входят в оставленный охраной немецкий концлагерь. Как показали опросы испытуемых до и после эксперимента, а также электрическая активность кожи и сердечный ритм в процессе прослушивания, есть прямая связь между удовольствием от грустной музыки и уровнем эмпатии. Так что если при звуках печальной баллады вы ощущаете сладкую тоску, значит, с эмпатией у вас все в порядке. 

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю.
Это, например, Шопен, Григ, Моцарт,
Чайковский. Их музыка просто красива,
мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства
с классикой можно прийти на концерт из
фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов,
мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные
произведения доступны для
восприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можно
начинать по-другому — с концерта вокальной
музыки. Это могут быть арии из опер,
романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно
развивается. Поэтому новичку легче
проследить ход мыслей автора.

Лучше
всего начинать слушать классику с
программной музыки — той, которая имеет
название, литературную программу, сюжет.
Например, можно послушать даже такого
«сложного» композитора, как Ференц Лист.
У его симфонической поэмы «Прелюды»
есть программа, которую чаще всего печатают
в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим
поинтересоваться и прочитать ее. Тогда
вы все услышите! И мечты «героя» о любви,
и как от отдыхает на природе от житейских
бурь, и сами эти бури — грозные и
воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры
такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди.
Программную музыку слушать и воспринимать
намного проще, ведь можно следить за
сюжетом.

Запомните: нельзя любить все жанры,
все эпохи. Кому-то нравится звучание
рояля, кому-то скрипки, а есть любители
хоровой музыки. Начинайте
с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в
мемуарах «Как писать книги» говорил:
«Если вы хотите научиться писать
книги, вы, в первую очередь, должны их
читать». Вывод: чтобы полюбить
классическую музыку, надо не бояться
ее слушать.

Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии

Что читать и смотреть в интернете

Как слушать современную академическую музыку

theoryandpractice.ru

Расшифровка лекции композитора Сергея Невского о том, как слушать современную академическую музыку

В ней он разбирает, существуют ли сегодня такие категории, как «мелодия» и «мотив», почему важно взаимодействие музыки и окружающей среды. Каждый абзац пояснений сопровождается отрывком из определённого музыкального произведения — получается и правда настоящая лекция

Похожая лекция есть и на Arzamas: там свою же музыку по кирпичикам разбирают три российских композитора.

Гид по новой композиторской музыке на The Guardian

theguardian.com

В течение 52 недель музыкальный обозреватель The Guardian Том Сёрвис рассказывал о главных композиторах XX и XXI века: Альфреде Шнитке, Терри Райли, Арво Пярте, Мередит Монк, Пьере Булезе, Хельмуте Лахенмане и многих других. Получился более чем исчерпывающий гид по современной композиторской музыке.

contemporary-music.syg.ma

Русский вариант проекта композитора Сергея Невского об истории современной академической музыки последних 25 лет. Текст разделён на пять частей: «Перестройка: молодое вино в ветхих мехах», «Девяностые: импорт и релакс», «2000–2005 годы: цифровая революция и объективная музыка», «2005–2012 годы: новые платформы и бум музыкальных театров» и «2012–2014 годы: маленькие сети и возвращение в локальное». Каждую часть иллюстрируют музыкальные видео.

Алексей Мунипов — о том, чему нас научил Джон Кейдж

daily.afisha.ru

Редакционный директор Arzamas Алексей Мунипов объясняет самые важные идеи и открытия Джона Кейджа. Для тех, кто не может осилить 400 страниц «Разговоров с Кейджем», но хочет понять, почему Кейдж стал одной из ведущих фигур послевоенного авангарда.

100 музыкальных сочинений, с которых нужно начинать слушать классику

daily.afisha.ru

Музыкальный критик Илья Овчинников составил список из 100 произведений, после которых можно без памяти полюбить классику. В блоке «Классика XX века» можно найти 17 сочинений музыкантов — символов прошлого столетия: от Игоря Стравинского и Арнольда Шёнберга до Стива Райха и Пьера Булеза.

Изучать контекст, историю создания

Следующий шаг, который нужно сделать, чтобы научиться слушать музыку – теория, азы. Обычно новичкам, желающим изучать классику, рекомендуют курс Роберта Гринберга How to Listen and Understand Great Music и курс Great Masters. Во втором лекции посвящаются известным композиторам. Есть ещё хороший вводный курс Крейга Райта Listening to Music и лекция Бенджамина Зандера «Сила классической музыки».

Можно почитать «Кратчайшую историю музыки» (Дарен Хенли) или «Когда можно аплодировать» (Дэниэл Хоуп) или биографии композиторов из серии «ЖЗЛ».

Знакомство с другими жанрами происходит подобным образом – с помощью теории на тему интересную вам.

Когда появилась опера?

Появилась опера в начале 17 века, в те далекие времена она не была такой как сейчас. В ней отсутствовали торжественные выходы примадонн, виртуозное пение, танцевальное сопровождение. Первоначально даже название было другим: раннее название оперы – это «музыкальная драма». Драма – это род произведения, в котором показаны тревожные противоречия, напряженный конфликт, острая борьба противоположных сил. В основу ранней оперы был положен сказочно-мифологический сюжет, в ней звучали мадригалы – старинные многоголосные  произведения лирического содержания, исполнявшиеся хором. Номера соединялись декламационно-речитативным чтением, то есть  герои читали стихи подчеркнуто торжественно, величаво и напевно.

Эстетическое действо исполнялось при королевских дворах, оно было адресовано эрудитам и любителям искусств. Сегодня опера – это вовсе не элитарное искусство, в котором разбираются богатые интеллектуалы. Оно доступно всем, привязанность к классическим произведениям обнаруживается у многих людей с детства.

Литературная основа современной оперы – либретто. Сюжетом для либретто обычно служит литературное произведение известного автора, переделанное сообразно музыкально-сценическим требованиям. Словесный текст, полностью подчиненный музыке, может быть написан либреттистом специально для оперного действия.

Средневековье

Основу музыкальной мысли средневековья составляет Григорианский хорал, который, образуя базу всей церковной католической музыки, складывается в результате отбора и переработки римской церквью множества местных христианских песнопений.

На рубеже 6-7 веков культовые напевы при непосредственном участии папы Григория 1 были окончательно канонизированы и строго распределены в пределах церковного года. Григорианский хорал исполнялся профессиональными певцами. После освоения церковной музыкой многоголосия, Григорианский хорал остался тематической основой (cantus firmus) полифонических культовых произведений (месс, мотетов и др.).

Барокко

Барокко — стиль вычурный, причудливый. В музыке эпохи Барокко расцветают такие полифонические формы, как инвенции, прелюдии . Высшего развития и кристаллизации достигает форма фуги. Получают свое развитие такие формы вокальной музыки, как месса, страсти, оратория. Складываются формы концерта. Появляется жанр concerto grosso. На первый план выдвигается внутренний мир человека. Музыка эпохи Барокко, Рококо глубоко самосозерцательна. Сам принцип подхода к музыкальному тематизму позволяет высветить личность человека какбы изнутри. Его глубокие философские переживания, его внутренние мыслительные и духовные события представляют особый интерес для композиторов того времени и являются основой музыкальной ткани.

Джаз — для либералов, кантри и метал — для спортсменов?

Первый факт, которые установили ученые, когда исследовали вкусы более трех с половиной тысяч взрослых, — большинство из нас абсолютно уверено: выбор музыки отражает нашу личность. Но не наивно ли так считать?

Оказалось — нет: музыкальные предпочтения действительно совпадают с определенными чертами характера. Сопоставив данные о вкусе участников исследования и с Пятифакторной моделью личности (Big Five), исследователи вывели четыре музыкальных типа личности.

  1. Рефлексивная сложная музыка. Блюз, джаз, классическая и народная музыка сложны по структуре и способствуют рефлексии. Люди, которые предпочитают эти жанры, редко ведут спортивный образ жизни. Зато они открыты новому опыту и изобретательны, имеют хорошие вербальные способности и развитое воображение. Часто они придерживаются либеральных взглядов и отвергают консервативные. Они не стремятся к социальному доминированию, терпимы к другим и ценят эстетический опыт. 

  2. Энергичная бунтарская музыка. Рок, альтернативная музыка и хеви-метал в плейлисте у взрослых, в отличие от подростков, редко является маркером невротизма, агрессии или неприязни. Любители таких стилей любят рисковать, физически активны и открыты новому опыту.

  3. Оптимистичная традиционная музыка. Кантри, инструментальная, религиозная и поп-музыка — жанры, которые акцентируют положительные эмоции и структурно просты. Они встречаются в плейлистах приветливых, сознательных экстравертов. Часто у них консервативные взгляды, они избегают нового опыта, но любят спорт и стремятся помогать другим.

  4. Энергичная и ритмичная музыка. Рэп, хип-хоп, электронная и танцевальная музыка — тоже излюбленные жанры экстравертов, но среди них меньше консерваторов и больше уступчивых и снисходительных людей.

Эти профили составлены в рамках научного проекта Musical Universe, объединяющего музыку, науку и психологию. Ученые продолжают собирать данные. Вы еще можете пройти онлайн-тест (ответить на несколько вопросов о своем характере, оценить 25 коротких музыкальных сэмплов и заполнить короткую демографическую анкету) и получить свой профиль с оценкой музыкального вкуса и личностных черт. Сокращенная версия доступна бесплатно. Расширенная — тем, кто пожертвует $25 на развитие проекта.

Методы погружения в музыку

Мы выбрали несколько эффективных методик для тех, кто хочет начать слушать музыку.

Последовательно слушать признанных классиков

Самый традиционный способ знакомства с академической музыкой. Те, кто его практикует, рекомендуют слушать знаковые произведения в хронологическом порядке, выбирая эпохи, наиболее близкие по духу и останавливаясь на них.

Слушать близких по духу

Не всем подходит Моцарт и Бах. Есть классические композиторы, работы которых более созвучны жизни современного человека, например, Шостакович, Малер и Стравинский. Интересных композиторов и исполнителей можно найти в любом жанре.

Подбирать музыку по настроению

Ещё один способ познакомиться с музыкой – выбирать произведения, соответствующие эмоциям и настроению слушателя. Если говорить о классике, то для сосредоточенной работы подойдёт Бах, в минуты гнева Вагнер или Бетховен, когда хочется трагедии Брамс, для романтики Дебюсси, в период душевной смуты Шуберт и Шопен, когда весело Моцарт.

К сожалению, добиться абсолютного объективного восприятия музыки невозможно. На наш музыкальный опыт влияют наши предпочтения, переживания и память. В этом нет ничего плохого, но если вы хотите добиться большей объективности, замещайте лишнюю информацию полезной: культурным контекстом, сведениями об авторе и его творческом процессе.

Еще больше музыкальных принтов

Произведения Вивальди стимулируют работу мозга

Антонио Вивальди — один из ярчайших представителей композиторов эпохи барокко. Это время ознаменовалось новым направлением в классической музыке, преобладавшим в 1600–1750 годах. Музыка барокко отличается размеренным темпом композиций (около 60 ударов в минуту) и наличием высокочастотных гармонических обертонов — дополнительных нот, подкрепляющих мелодию и привносящих в музыку оттенок экстравагантности и эмоциональной наполненности.

Проверить влияние барочной музыки на настроение может каждый: неспешный ритм приводит к успокоению, но при этом не парализует умственные процессы. Наличие данного эффекта подтвердили и учёные.

Например, в 2007 году команда исследователей из Стэнфорда, в которую входили сотрудники Школы медицины и музыкального факультета, провела эксперимент Music moves brain to pay attention, organize events. , в ходе которого проверялись способности испытуемых к концентрации, запоминанию и составлению прогнозов. Исследователи изучали с помощью томографа работу мозга при прослушивании музыки барокко.

Выяснилось, что пиковая активность мозга фиксируется в краткие моменты тишины между музыкальными частями. Это связано с тем, что музыка барокко обладает определённой долей непредсказуемости: мы строим прогнозы и анализируем будущие мелодические сочетания в следующем музыкальном фрагменте.

Подобный эффект возникает при прослушивании не только Вивальди, но и Баха, Генделя, Альбинони. Вслушиваясь в барочные произведения, мы тренируем мозг, заряжаем его на активную работу. Стоит отметить, что такого рода музыкальная терапия должна не сопровождать умственную деятельность, а предшествовать ей. Тем, кто не знает, с чего начать, поможет наша подборка.

? Назовите топ-10 произведений, которые, по-вашему, должен знать каждый

Я считаю, что никто ничего никому не должен. Вся эта модальность, чувство обязанности, по-моему, сильно испортили репутацию академической музыке. Я могла бы перечислить совершенно условный список сочинений чуть-чуть вне оттоптанного списка бестов с «Временами года» и «Осенней песнью» Чайковского, которые, по-моему, очень приятно послушать каждому начинающему и любопытному слушателю.

Из такой музыки я составила отдельный плейлист для спецпроекта «Шедевры мировой классики» — кажется, он называется «Для новичков», — поэтому расскажу про 10 произведений из него.

10. Скрипичный концерт Эриха Вольфганга Корнгольда (1945)

Корнгольд начинал как серьезный академический композитор, а в результате стал оскаровским лауреатом за киномузыку. В концерте слышно и одно, и другое: он восхитительный, сладкий и хрупкий, с патетикой и полным Индианой Джонсом в конце.

9. Песня «К Миньоне» Франца Шуберта (1815)

Что сказать об этой песне? В немецком языке рифмуются «herz» («сердце») и «schmerz» («боль»). Не представляю музыки, говорившей бы об этом яснее.

Главная героиня оратории — аллегорическая Красота — на протяжении сочинения проходит слегка пугающий путь от жизнелюбивой кокетки до истовой монахини. Эта фантастическая ария — последний его отрезок, дорога прямо на небо.

7. «Музыка в двух измерениях» Бруно Мадерны (1952)

Для любителей странной электронной музыки с чмоканьем, бульканьем и вздохами — убедиться в том, что все началось на 20 лет раньше, чем вы привыкли думать.

6. «Фантазия на одну ноту» Генри Пёрселла (1680)

Представьте музыку, странноватую, реликтовую и непонятную по состоянию на 1680 год. Представьте музыку для пяти виол — вымершего ансамбля, модного на заре эпохи Стюартов. Представьте клубок голосов, змеящихся вокруг гудящего, как телеграфный провод, дрона. В общем, отличная штука.

5. Соната для двух фортепиано и ударных Белы Бартока (1937)

Знойная и экзотическая, какой-то гибельной красоты. В ХХ веке вообще написано много роскошной музыки для перкуссии, но этот опус, по-моему, лучший.

4. «В сторону лебедя» Леонида Десятникова (1995)

Звуковое воплощение 1990-х годов — ранимая, романтичная, хаотическая, любовно перебирающая осколки музыка. Режет как скальпель.

3. Фантазия «Чувства К. Ф. Э. Баха» Карла Филиппа Эмануэля Баха (1787)

Был немецкий музыкальный критик, разницу между XVII и XVIII веками в музыке объяснявший таким обобщением, мол, сначала все писали про объективное, внеположное себе, а потом переключились на субъективное, на первое лицо. Отец и сын Бах аккурат по разные стороны этого разлома. Бесхитростно названная «Чувства К. Ф. Э. Баха», эта музыка Баха-младшего каждый раз поражает меня своей меланхолической красотой

2. «Прелюдия, фуга и вариация» Сезара Франка (1860–1962)

Крауд-плизерный потенциал этого сочинения просто раздавливает: с момента, как я впервые его услышала, я недоумеваю, почему до сих пор эта музыка не стала навязшим в зубах хитом почище адажио лже-Альбинони.

  1. Квартет для струнных № 1 Иоганнеса Брамса (1869)

Когда я делала плейлист «Для новичков», я решила представить, что ставлю музыку друзьям. Как всегда бывает в таких случаях, начинаешь с чего-то любопытного и необычного, стараешься вытащить каких-то зайцев из шляпы. А в конце вечеринки настройки слетают и звучит то, что составляет твою основу. В моем случае — эта музыка.

? С чего лучше всего начинать?

Так же как с любым другим миром, я бы отталкивалась от того, что вам уже нравится, и постепенно делала из этой точки вылазки в другие стороны, постепенно расширяя границы своих знаний.

Если любите Клауса Шульце, Tangerine Dream и всю эту немецкую космическую тянучку, то с большой вероятностью, вам понравится музыка Вагнера, на которого то и дело ссылаются немецкие электронщики. Зафанатели от Филипа Гласса? Поэкспериментируйте с чуть более сложным минимализмом.

Tangerine Dream. Концерт в соборе Ковентри, 4 октября 1975Фото: Michael Putland / Getty Images

Рихард Вагнер, гелиографияФото: Imagno / Getty Images

Нет чего-то, что вам заведомо нравится? Можно пойти другой дорогой, послушав яркого исполнителя, и следовать за ним как за проводником. Если билет на его концерт дороговат, слушайте записи. Сравнивайте разные интерпретации одного сочинения — фантастическое преимущество, которое есть только у классики.

Походите на лекции; сейчас их очень много, каждый уважающий себя концертный зал старается перед концертом поймать слушателя за пуговицу и напомнить ему, как не спутать Шопена и Шумана. Если времени на офлайновые лекции не хватает, то всегда можно послушать их в интернете.

Вы справедливо возразите, что все эти знания только частично пересекаются с любовью (предположим, что наша цель — именно полюбить большую музыку, а не просто узнать, кто в каком году родился). Здесь у меня, с одной стороны, нет рецепта — возникновение любви всегда иррационально.

С другой — иррационального в музыке и так достаточно; самое чувственное из искусств, она ворочает абстракциями и выстраивает свою замысловатую архитектуру из чистого эфира. Вполне можно позволить себе узнать что-то конкретное, фактологическое, терминологическое, чтобы в этом эфире чувствовать себя увереннее.

Произведения Моцарта помогают учиться и творить

О физиологическом влиянии музыки австрийского композитора спорят не один десяток лет. Многие исследователи заявляют о положительном воздействии композиций Моцарта не только на умственную деятельность, но и на здоровье. Термин «эффект Моцарта» был введён в 1991 году отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.

В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки исследовали Music and spatial task performance. влияние прослушивания одной из сонат Моцарта на умственную деятельность. Они дали испытуемым один и тот же тест на пространственное мышление, разница заключалась только в музыке, сопровождающей прохождение задания.

Выяснилось, что лучшие результаты испытуемые демонстрировали при прослушивании Моцарта. Такого эффекта не наблюдалось при тишине или устных расслабляющих инструкциях. К сожалению, подобное воздействие не долговременное: эффект наблюдался только в течение 15 минут после прослушивания.

В скором времени эффект Моцарта стал зарегистрированным товарным знаком, а в рамках его популяризации было выдвинуто немало смелых тезисов, к которым мы советуем отнестись скептически. Но если физиологическое воздействие остаётся предметом споров учёных, то благотворное влияние музыки австрийского композитора на настроение и концентрацию — факт, который каждый может проверить на себе. Для ознакомления с произведениями Моцарта Лайфхакер предлагает следующую подборку.

МУЗЫКА

Вечные темы искусства и жизни

Все искусства имеют единую основу — жизнь. Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, мир и война, жизнь и смерть. Отношение к этим вечным темам воплощается в художественных образах музыки и театра, изобразительного искусства и литературы. Но каждый из видов искусства живёт по своим, определённым законам.

По способу исполнения музыкальные произведения подразделяют на вокальные и инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия — на камерные и симфонические. Камерная музыка (от латинского camera — комната) начиная с XVI в. предназначалась для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Позднее она наряду с симфонической музыкой зазвучала в концертных залах.

Инструментально-симфоническая музыка бывает программная и непрограммная. К программной музыке относятся произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии, к непрограммной — квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий.

Существуют два направления программной музыки. В одном — на первый план выступают красочные, изобразительные свойства музыки, её способность создавать образ — портрет какого-либо действующего лица или пейзажные зарисовки. В другом — программа становится основой переинтонирования литературного сюжета, его обобщённого музыкального воплощения.

К первому направлению можно отнести симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева, «Океан-море синее» — вступление к опере Н. Римского-Корсакова «Садко», «Рассвет на Москве-реке» — вступление к опере «Хованщина» и сюиту «Картинки с выставки» М. Мусоргского, симфоническую поэму «Море» К. Дебюсси. Ко второму — симфоническую сюиту «Пер Гюнт» Э. Грига, написанную к одноимённой драме Г. Ибсена, увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» П. Чайковского по одноимённой трагедии У. Шекспира, увертюру «Эгмонт» Л. Бетховена из музыки к трагедии И.-В. Гёте и др. Однако надо сказать, что границы между этими направлениями весьма условны.

В вокальной музыке содержание художественного образа во многом связано со словом, поэтическим текстом

В инструментальной музыке, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе принципы развития, построения музыки

Сходство и различие (повтор и контраст) — основной принцип развития, построения музыкальной формы. Повторение интонаций, ритмических фигур, музыкальных фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволяет запоминать музыку, узнавать её образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких образов: их сопоставление, столкновение, конфликт.

В этом разделе ты познакомишься с шедеврами мировой музыкальной классики и современной музыки. Это расширит твой кругозор, позволит глубже понять мир, взаимоотношения между людьми, самого себя. Музыкальные образы раскроют перед тобой особенности времени, в которое создавалось произведение, введут в мир самых разных композиторов, чувства и мысли которых созвучны нашему времени, мировосприятию. Именно такие музыкальные произведения стали образцами классического искусства и потому живут в веках.

Выполни задания в творческой тетради на с. 34-35.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: