Русская музыка Барокко. Подобные документы
Русская музыка XVIII и первой половины XIX века. Музыкальная культура Европы после I мировой войны: эстетика экспрессионизма
Особенности русской музыки XVIII века. Барокко — эпоха, когда идеи о том, какой должна быть музыка обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и в сегодняшний день. Великие представители и музыкальные работы эпохи барокко.
Музыкальная культура XVII-XVIII вв. Барокко
Ознакомление с особенностями музыки барокко, правилами ее переходов и контрастов. Рассмотрение музыкального наследия Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Вольфганга Амадея Моцарта, Георга Фридриха Генделя. Украшательство, пестрота русского барокко.
Музыка как стиль искусства
Понятие и история происхождения музыки, этапы ее развития. Жанры и стили музыки. «Лингвистическая» теория происхождения музыки. Становление русской композиторской школы. Отношения музыкантов с государством в советский период. Развитие музыки в России.
Русская музыкальная культура XVII века
Особенности и направления формирования музыкальной культуры в России в исследуемый исторический период, появление и использование органа, клавикордов, флейты, виолончелей. Путь развития русской многоголосной музыки в эпоху барокко. Концертное пение.
Особенности исполнения вокальной музыки
Использование полифонии и контрапункта в музыке барокко. Яркие композиторы классицизма — великие австрийцы Йозеф Гайдн и Вольфганг Моцарт. Глубокий интерес к человеческой личности, присущий романтической музыке. Экспрессионизм в музыке начала ХХ в.
Стилистические особенности инструментальных концертов XVIII века
Обобщение стилевых особенностей эволюции жанра инструментального концерта в историческом, культурологическом контекстах. Характерные особенности западноевропейского музыкального барокко. Композиционные особенности концерта для скрипки а-moll А. Вивальди.
Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в.
Теоретический анализ особенностей формирования хорового концертного жанра в русской духовной музыке. Анализ произведения — хорового концерта А.И. Красностовского «Господи, Господь наш», в котором присутствуют типические жанровые черты партесного концерта.
История развития российского хорового концерта
Роль хорового концерта как самостоятельного художественного произведения в истории русской профессиональной музыки, его расцвет в творчестве Д. Бортнянского и М. Березовского. Основные закономерности партесных концертов и музыкальной стилистики канта.
Роль трубы в эпоху барокко
Труба как духовой мундштучный инструмент древнего происхождения. Краткая характеристика особенностей эпохи барокко. Основные ноты натурального звукоряда. Трехчастная Соната для трубы и струнных инструментов ре мажор. Отношение И.С. Баха к трубе кларино.контрольная работа , добавлен 21.06.2015
Музыкальное искусство XVIII века
Жанр оратории в работах И.С. Баха. Основной музыкальный инструмент барокко. Переходная фаза между поздним барокко и ранним классицизмом. Музыка периода классицизма. Выдающиеся композиторы XVIII в. Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха.
Арканджело Корелли
Арканджело Корелли, которого современники прозвали Il Divino (Божественный), родился 17 февраля 1653 года в Фузиньяно, близ Болоньи. Он был не только композитором, но и известным скрипачом. Известность к этому итальянскому музыканту пришла в Париже в 1672 году. Хотя мы мало знаем о его юности, известно, что искусству игры на скрипке он учился у Джованни Баттисты Бассани, а композиции — у Маттео Симонелли.
Из Франции Корелли отправился в Германию, где с 1681 года работал при дворе курфюрста Баварии. Через несколько лет он вернулся в Италию. С 1685 по 1689 год Корелли жил в Риме под покровительством изгнанной шведской королевы Кристины и кардинала Пьетро Оттобони, племянника будущего папы римского Александра VIII, избранного на престол в 1689 году. С 1689 по 1690 год Корелли пребывал в Модене, где пользовался покровительством герцога Моденского. Остаток жизни композитор провел в Италии. В 1708 году он отправился в Рим, а затем в Неаполь.
Корелли занимался не только композицией. Он дирижировал исполнением опер, ораторий и других масштабных произведений. В Италии под его руководством исполняли произведения Генделя. Оратория Генделя «Триумф Времени и Разочарования» была впервые исполнена в Риме в 1708 году.
Стиль исполнения Корелли сыграл важнейшую роль в развитии скрипичного искусства. Говорят, что пути всех знаменитых композиторов-скрипачей XVIII века ведут к Арканджело Корелли. Но Корелли использовал малую часть возможностей своего инструмента. Это очевидно по его рукописям: скрипичные партии у него очень редко поднимаются выше ре на первой струне, иногда достигая ми в четвертой позиции. Однажды Корелли отказался играть в увертюре Генделя «Триумф Времени и Разочарования» пассаж, достигавший ля, и глубоко оскорбился, когда композитор, который был моложе его на 32 года, с блеском сыграл эту ноту. Тем не менее, Корелли повлиял не только на итальянских композиторов. Его сочинения изучал Иоганн Себастьян Бах — в 1689 году он написал фугу для органа (BWV 579) на основе опуса 3 Корелли.
Многим обязано Корелли и музыкальное общество Рима. Корелли был вхож в самые высокие аристократические круги. Долгое время он устраивал знаменитые понедельничные концерты во дворце кардинала Оттобони. Будучи скрипачом-виртуозом, Корелли внес огромный вклад в развитие современной техники использования смычка и одним из первых использовал эффект двойных нот. Его сочинения поражают удивительной мелодичностью и искусностью аккомпанемента. Справедливо говорят, что он освободил музыку от строгих правил контрапункта.
Корелли умер 8 января 1713 года, оставив после себя значительное состояние и прекрасную коллекцию произведений искусства. Он похоронен в римском Пантеоне.
Корелли: скрипач-виртуоз, мастер «двойных нот»
Корелли был скрипачом-виртуозом. Его считают создателем приема «двойных нот» — когда две ноты играются одновременно. Именно ему мы обязаны разработкой современной техники использования смычка. Применяя этот прием, скрипач пальцами зажимает две отдельные струны и играет на них смычком одновременно, не переходя от струны к струне.
Корелли сыграл важнейшую роль в развитии современной скрипичной техники
В книге Сесила Форсайта «Оркестровка» (Macmillan, 1914, репринт Dover, 1982) изобретение двойных нот приписывается итальянскому композитору, дирижеру и скрипачу эпохи барокко Карло Фарине. Его «Экстравагантное каприччио» (1627) было опубликовано в Дрездене, когда Фарина был скрипачом при саксонском дворе.
На сайте для скрипачей новичков предупреждают о том, что исполнять двойные ноты гораздо сложнее, чем обычные, поскольку нужно точно располагать два пальца на двух струнах одновременно. «Иногда приходится переходить в более высокую позицию, чтобы можно было физически расположить пальцы в нужных местах. Двойными нотами называют также одновременную игру на трех или всех четырех нотах, хотя было бы правильнее назвать такие приемы тройными или четверными».
Скрипач и писатель Клейтон Хэслоп (violinmastery.com) указывает, что исполнение двойных нот требует терпения и дисциплины, «даже готовности терпеть определенный дискомфорт, напоминающий артритные боли». Но наградой исполнителю будет «великолепное и почти уникальное для мира музыки звучание».
«Главная проблема — полностью контролировать руки и слух, — пишет Хэслоп. — Тогда двойные ноты будут красивыми и простыми для исполнителя. И все же это довольно сложный прием — вот почему педагоги пишут массу этюдов для отработки этой техники. Дам вам пару небольших советов. И первый: не следует сильно зажимать струны пальцами; играйте с минимально возможным давлением. Я даже не прижимаю струны к грифу, если не нужно играть фортиссимо».
Эпоха барокко. Краткая характеристика
Барокко — один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких странах, как Германия, Испания, Россия, Франция. Родиной его считается Италия. Эпоха барокко охватывает около двух столетий — с конца 16 до середины 18 века.
К отличительным чертам данного стиля относятся напыщенность, торжественность и парадность. Причем барокко охватывает не только художественное творчество, литературу и живопись, но и образ мышления человека, его существования, а также в какой-то мере и науку.
Произведения данного времени экспрессивны и выразительны, им присуща изощренность форм, создание иллюзорного пространства, а также причудливая игра тени и света.
Эпоха барокко дала жизнь науке. Именно в это время начинают свое развитие биология, анатомия, физика и химия, другие дисциплины. Ранее их изучение жестоко каралось служителями церкви.
Войны, эпидемии различных болезней, таких как чума и оспа, различные религиозные конфликты привели к тому, что человек чувствовал себя незащищенным и растерянным. Его будущее было неопределенным. Все больше и больше умы охватывали различные суеверия и страхи. В это же время церковь раскалывается на два религиозных лагеря — протестантов и католиков, что также порождает немало склок и баталий.
Все это приводит к новому пониманию Господа как Творца мироздания. Бог рассматривался лишь как создатель насущного, человек же управлял живым и неживым.
Эпоха барокко также характеризуется активной колонизацией — образовываются английские поселения в Старом и Новом Свете.
В живописи этой эпохи преобладают религиозные и мифологические мотивы, а также парадные портреты. Довольно часто на картинах изображалась Мадонна, окруженная ангелами. Наиболее знаменитые художники эпохи барокко — Микеланджело Меризи, Иасенто Риго, Диего Веласкес, Питер Пауль Рубенс.
Именно в это время зарождаются такие музыкальные жанры, как опера, фуга. Музыка становится более экспрессивной. Композиторы эпохи барокко — Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Джованни Габриели. Как видно, много выдающихся личностей творило в то время.
Закономерным продолжение этого стиля стал рококо, сформировавшийся в первой половине 18 века. Ему удалось сохранить свои позиции вплоть до конца 18 столетия.
Эпоха барокко кратко. Барокко
Барокко (итал. barocco — «порочный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») — художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII—XVIII веков, центром которого была Италия.
Стиль Барокко возник как противопоставлениеи рационализму. Главной идеей Барокко можно считать неприятие «естественности», которая становится синонимом дикости. Барокко было призвано облагораживать, приукрашивать. Именно во время Барокко в Версале появляется первый европейский парк, где все вычерчено как по линейке, деревья подстрижены в форме геометрических фигур. Барокко — это величие, пышность, совмещение реальности и иллюзии, контрастность, напряженность образов.
История возникновения барокко
Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. В те времена Италия истощена, в ней хозяйничают иностранцы, однако именно она остается культурным центром Европы. Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь, богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало. Тогда-то и появился новый стиль барокко, который допускал, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.
Эпоха романтизма (1820-1900)
Эпоха романтизма, охватывавшая 1820-1900 годы нашей эры, была временем эмоциональной, выразительной музыки.
Композиторы теперь писали музыку, чтобы выразить такие чувства, как горе и любовь, с помощью экстремального динамического диапазона, сложных последовательностей аккордов, использования рубато и других музыкальных приемов.
В нем также развивались новые формы, такие как тональные поэмы, песни, ноктюрны и рапсодии, среди прочих.
Ниже приведены некоторые из известных композиторов эпохи романтизма:
- Vincenzo Bellini (1801-1835)
- Луи-Гектор Берлиоз (1803-1869)
- Иоганн Штраус I (1804-1849)
- Феликс Мендельсон (1809-1847)
- Фредерик Шопен (1810-1849)
- Роберт Шуман (1810-1856)
- Franz Liszt (1811-1886)
- Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883)
- Giuseppe Fortunino Frencesco Verdi (1813-1901)
- Charles François Gounod (1818-1893)
- Jacques Offenbach (1819-1880)
- Clara Wieck Schumann (1819-1896)
- Сезар Франк (1822-1890)
- Антон Джозеф Брукнер (1824-1896)
- Johann Strauss II (1825-1899)
- Иоганнес Брамс (1833-1897)
- Eduard Strauss (1835-1916)
- Жорж Бизе (1838-1875)
- Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
- Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
- Antonín Dvorak (1841-1904)
- Жюль Массне (1842-1912)
- Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907)
- Gabriel-Urbain Fauré (1845-1924)
- Сэр Эдвард Уильям Элгар (1857-1934)
- Giacomo Puccini (1858-1924)
- Gustav Mahler (1860-1911)
- Клод Дебюсси (1862-1918)
- Рихард Штраус (1864-1949)
- Жан Сибелиус (1865-1957)
- Эрик Сати (1866-1925)
- Siegfried Wagner (1869-1930)
- Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
- Ральф Вон Уильямс (1872-1958)
- Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
- Густав Теодор Хольст (1874-1934)
Барокко в живописи
В XVI − XVII столетиях в Италии формируются два главных направления в живописи:
- «Болонский академизм», созданный братьями Карраччи.
- Творчество Караваджо, самого крупного художника стиля барокко.
Микеланджело Меризи да Караваджо
Именем самого значительного художника, работающего в стиле барокко, названо реалистическое течение в искусстве западной Европы (караваджизм). Микеланджело Меризи был противником «болонского академизма» и считался бунтарём.
Он уделял внимание необычным персонажам: картёжникам, авантюристам, шулерам. Картины мастера открыли новый жанр в искусстве − реалистический бытовой портрет («Игроки», 1594 − 1595; «Лютнист», 1595)
Увлечённость натурализмом в изображении людей и событий находит отражение в картине «Обращение Савла» (1601).
Религиозный сюжет использовали живописцы до Караваджо
На картинах художников главное внимание уделялось библейским персонажам. Барочный мастер новаторски смело рисует мощный круп лошади на всей верхней части полотна, реалистично изображает сморщенный лоб, натруженные ноги, редкие волосы конюха
Революционный для того времени прием используется в картине «Успение Марии» (1606). Натуралистическая трактовка образа не понравилась заказчикам. Монахи не приняли картину мастера.
Поиски новых приёмов в творчестве не заслоняют основные достоинства произведений − пластичность, драматизм, эмоциональную выразительность. Лучшие картины: «Положение во гроб» (1602 − 1604), «Распятие Святого Петра» (1601).
Трое палачей прикладывают большие усилия, чтобы перевернуть тяжёлый крест с распятым апостолом. Ответственность за преступление лежит на тех, кто совершает казнь Святого Петра.
Советую почитать:
- где посмотреть картины Караваджо в Риме бесплатно и платно
- про собор святого Петра в Ватикане
Фрески семьи Карраччи
Против Караваджо выступили Аннибале, Агостино, Лодовико, Антонио Карраччи (Annibale, Lodovico, Agostino, Antonio Carracci). Братья противопоставили караваджизму «болонский академизм». Семья художников создала в Болонье «Академию»» (1585).
Специальная программа была предназначена «вступившим на истинный путь» живописцам. Принципы болонской школы стали прообразом всех будущих европейских академий.
Братьев признали мастерами монументально-декоративной живописи. По поручению кардинала Одоардо Фарнезе (Odoardo Farnese) Карраччи работают над фресками и галереей (1595-1604) в римском палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese).
Совместная работа представляет 13 главных картин: любовные приключения греческих богов, триумфальное шествие Вакха и его свиты, супружеский союз членов династии, другие классические сюжеты. Цельная работа является образцом величайшего произведения раннего барокко.
Современный прием
Повторное открытие
После окончания эпохи барокко музыка барокко считалась устаревшей и больше не исполнялась. Не была забыта только музыка Генделя, особенно оратории, которые также исполнялись в конце XVIII — начале XIX веков. В то же время несколько меломанов начали увлекаться более старой музыкой. Примеры включают Рафаэля Георга Кизеветтера, Симона Молитора и Иоганна Николауса Форкеля .
Важной вехой для повторного открытия Иоганна Себастьяна Баха стало повторное исполнение Страстей по Матфею Феликса Мендельсона Бартольди в 1829 году. Другим композиторам пришлось ждать своего открытия до 20 века, например, Антонио Вивальди, из которого вряд ли можно было бы
до 1920-х годов был известен как «Времена года» .
Сегодняшний вид
С повторным открытием Баха Мендельсоном началась слава и почитание И. С. Баха, которое продолжается и по сей день. Многие из его работ теперь считаются воплощением, а в некоторых случаях «совершенством» барокко. Однако при жизни Баха почти не знали за пределами Саксонии и Тюрингии . В 20 веке все большую известность приобрели сочинения других композиторов эпохи барокко. Тем не менее, возрождению музыки барокко способствовал в основном интерес к Баху.
Хуго Риман и Гвидо Адлер избегали обозначения эпохи «барокко», которое было сформировано архитектурой и изобразительным искусством, а также термина «ренессанс» и попытались установить чисто историческую типологию. Для Римана «барочная» музыка означает «музыку эпохи чистокровного баса ». В «Handbuch der Musikgeschichte», опубликованном Адлером, термин «стиль барокко» используется только в небольшой главе Арнольда Шеринга .
Сегодня, в 21 веке, музыка барокко по существу интерпретируется в так называемой исторической практике исполнения . В настоящее время исполнители музыки барокко знают об этом знании, даже если в отдельных случаях кто-то идет на компромисс в отношении используемых средств или сознательно принимает иное решение. Репертуар барокко также открылся исторической исполнительской практикой, которая сначала высмеивалась и преобладала только в 1970-х годах (с такими интерпретаторами, как Николаус Харнонкур, Густав Леонхардт и т. Д.). Сегодня во всем мире продается такое же количество пластинок старинной музыки, в том числе барокко, и классической музыки последующих эпох.
Инструментальная музыка эпохи барокко
Инструментальные ансамбли эпохи барокко отличаются своим разнообразием. Каких-либо норм по сочетанию тембров еще не было выявлено. К тому же еще далеко не все музыкальные инструменты приобрели современный вид, а некоторые и вовсе не существовали. Совершенствовались и навыки игры на них – настолько, что многие инструменты приобрели значение концертных.
Одним из значимых инструментов эпохи был орган. В Западной Европе он был тесно связан с религией – католическая церковь использует этот музыкальный инструмент во время служб.
В эпоху барокко исполнение на этом инструменте приобретает концертный характер. Появляются выдающиеся исполнители, которых люди просто приходят послушать. Особенно это было выражено в Германии – там сформировалось 2 противоположных школы органной игры: северная и южная. Южная школа опиралась на традиции полифонии строго стиля, известным представителем школы был Пахельбель. Полифония была особым показателем стиля барокко в музыке. В более поздние эпохи она не будет выражена столь ярко. Северная же отличалась куда большей свободой и виртуозностью исполнения, известных представителей было больше: Букстехуде, Рейнкин, Бем.
Как ни странно, еще одним музыкальным инструментом, вышедшим на концертный уровень, стал клавесин. Возможности этого музыкального инструмента были ограничены: инструмент, ставший предшественником фортепиано, имел иное устройство. Струны при нажатии клавиш защипывались специальными крючками, звук быстро затухал. Было невозможно добиться долгого звучания звуков. При этом из инструмента нельзя было извлечь звуки различной громкости, что не давало разнообразить музыку динамическими оттенками.
На развитие исполнительских навыков повлияла доступность инструмента и возможность поставить его дома (что, например, не было возможным в случае с органом). Школы игры на этом инструменте возникают в разных странах – в Англии, во Франции (яркими представителями этой страны были Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо).
Как звучал данный инструмент, можно услышать в исполнении концерта для клавесина с оркестром Иоганна Себастьяна Баха.
Значительными достижения были и в скрипичной и ансамблевой музыке эпохи барокко. Скрипка приобрела свой внешний облик лишь в XVI веке. За столетие инструмент достиг невиданной популярности. С одной стороны, скрипка и подобные струнно-смычковые инструменты обладали удивительными ансамблевыми свойствами, гармонично сочетаясь друг с другом.
При этом сочетания тембров были порой очень интересными, в ансамблевой музыке был популярен жанр concerto grosso – «большой концерт». Ярким представителем эпохи барокко, писавшим в этом жанре, был Арканджело Корелли. Концерт – соревновательный жанр, в «большом концерте» группы инструментов соревновались между собой.
Арканджело Корелли, Рождественский концерт
С другой стороны, инструмент обладал и широкими сольными возможностями. Выдающийся композитор в музыке Барокко – Антонио Вивальди – именно для этого инструмента написал «Времена года». Вивальди стал создателем сольного инструментального концерта.
Антонио Вивальди и Арканджело Корелли
Самыми известными представителями эпохи Барокко стали Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.
Духовное происхождение
Réunion de musiciens, Франсуа Пюже, 1688: французский придворный музыкант высокого барокко.
Абсолютизм, который нашел свое чистейшее выражение при дворе Людовика XIV и чья культурная деятельность копировалась по всей Европе, типичен для периода барокко . Культура процветала при феодальной поддержке, и в зданиях, садах и других вещах искали репрезентативное и монументальное до преувеличения.
Название этой эпохи происходит от португальского «barroca» — неоднозначного термина, включающего в себя a. Глиняные сосуды, но также означает глина / щебень. Напротив, «барокка» — это более поздний итальянский вариант — здесь уже исключительно как обозначение эпохи барокко. Термин «барокко» — определенно довольно недружелюбное название, которое стало названием эпохи только в соседний период барокко. Немецко-французский словарь Фриша («другое издание», 1719 г.) описывает «барокко» как жемчужину, которая «не полностью круглая».
В остальном современник барокко чувствовал себя представителем современного, открытого, «галантного» времени. Проблематично то, что стилистический термин «барокко» обозначает совсем другие веяния того времени. Раннее барокко было грубым и грубым, что полностью контрастировало с галантностью высокого барокко. Термин «позднее барокко» также проблематичен, потому что он перекликается с более поздними эпохами, которые на самом деле имеют собственное название ( Régence, Rococo ).
В искусстве периода барокко люди были особенно заинтересованы в выражении различных человеческих настроений ( аффектов ) и их представлении в фиксированных формах.
Особое предпочтение отдавалось аллегории, в то время известной в немецкоязычных странах как «символ». Идеалы галантности на самом деле имели в виду моральную философию . Это было просто о регулировании человеческого сосуществования: внимательность, вежливость, вежливость, терпимость. Но даже тогда «легкомысленные» духи интерпретировали характер галантного человека как образ жизни, предполагавший принятие противоположного пола за себя с притворной порядочностью. Религиозные энтузиасты воспользовались этим как возможностью, как правило, предполагать греховные намерения и быть откровенно галантными дамами и джентльменами. Здесь проявляются противоречия барокко: с одной стороны, оно означает joie de vivre, lust — с другой стороны, постоянно встречаются строго аскетические установки (см., В том числе, пиетизм ).
Со смертью Короля-Солнца (1715 г.) чувство времени, казалось, изменилось. Примерно с 1715 года в моде появились совершенно новые тенденции: барокко медленно прощалось, и появлялся стиль Регентства, на смену ему пришедший рококо примерно в середине века, но термины «барокко» и «рококо» в мире стали размытыми. музыкально-историческое направление.
Что такое музыка эпохи Возрождения?
Термин «Музыка эпохи Возрождения» относится к музыке, написанной и сочиненной в эпоху Возрождения. Ренессанс был великим периодом в Европе, когда искусство, наука, литература, музыка, интеллект и образ жизни пережили второе рождение. Произошло множество пробуждений, включая повторное открытие скрытой древнегреческой и римской письменности, изобретение прессы и т. Д. Эпоха Возрождения музыки началась в 1400 году нашей эры и продолжалась до 1600 года нашей эры. В эпоху Возрождения музыку сочиняли, в основном, импровизированные люди. Ритмы ренессансной музыки были жизнерадостными, а средневековые контрапункты были развиты композиторами эпохи Возрождения для создания фуг. В этот период была разработана новая система настройки, а также Tempering.
Публикации — Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения
Составители: Т. Н. Дубравская, А. М. Меркулов
Данный сборник тематически продолжает сборник трудов Московской консерватории «Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко» (М., 2001). В нем освещаются исторические, теоретические и практические вопросы музыкальной культуры барокко.
Рассматриваются стилевые, жанровые, структурно-смысловые особенности и своеобразие музыкального языка различных национальных школ (немецкой, французской, итальянской), а также риторические традиции барокко, в частности, в творчестве В. А. Моцарта.
В ряде статей на материале руководств XVII – XIII веков раскрываются важнейшие аспекты барочной исполнительской практики: импровизация на основе basso continuo и свободное мелодическое варьирование. Исследуются общие и конкретные вопросы интерпретации, проблемы т. н. аутентичного исполнения и музыкального инструментария эпохи барокко.
Все работы публикуются впервые. Содержание сборника призвано обогатить работу в курсах истории и теории музыки, истории исполнительского искусства и методики преподавания в специальных исполнительских классах.
Серия: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Номер сборника: 37
Ю. Н. Холопов. Структура баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма 4 Ку Ле Зуен. К истории понятия «канон» 32 Л. С. Пылаева. О некоторых аспектах содержания и формы в танцах барокко (на примере сарабанд французских авторов) 49 Е. Н. Цыбко.
Французский мотет от Люлли до Куперена 67 Е. Д. Кривицкая. О некоторых аспектах французской ладовой теории XVII века 90 Л. Н. Логинова. Тональность барокко, какой мы ее слышим сегодня 105 Э. Р. Симонова.
Итальянское барочное либретто XVII – первой половины XVIII века: от ранней drama per musica к метастазиевской драме 113 М. И. Катунян. Импровизация на основе basso continuo 131 С. В. Грохотов. И. И.
Кванц о свободном варьировании в исполнительском искусстве (по его трактату «Опыт наставления в игре на поперечной флейте») 148 В. В. Березин. Кларнет в музыке барокко 181 Е. И. Чигарёва. Проблема интерпретации «риторического слова» в музыке Моцарта (на материале книги Г.
Борна «Музыкальный язык Моцарта. Ключ к жизни и творчеству») 194 А. А. Паршин. Аутентизм: вопросы и ответы 221 К. Дальхауз. Интерпретация и практика исполнения. Перевод О. В. Лосевой 234