Программы для работы с нотами
У тех, кто освоил нотную грамотность, часто возникает желание записать самостоятельно сочинённую или подобранную мелодию на гитаре. Сделать это можно разными способами. С помощью обычной ручки или карандаша на нотном листе, либо используя современные технологии – многофункциональные нотные редакторы. Перечислю самые основные из них.
Guitar Pro
Сложно представить себе более удобную программу для записи нот для гитары. Самым главным плюсом этого редактора является то, что вы можете проигрывать аудиофайлом то, что записываете на нотный стан, при этом меняя темп композиции как угодно, выделяя и зацикливая определённые такты произведения. Также программа позволяет транспонировать гитарные ноты в другую тональность, добавлять табы ниже нотоносца (это удобно, чтобы смотреть позицию) выставлять множество нестандартных строёв гитары и многое другое.
Finale
Я долгое время работал в Finale. Очень серьёзная программа с огромнейшими возможностями и большой базой инструментов. Она также может проигрывать ноты и добавлять в них табулатуры. Но на мой взгляд, если вы не пишите огромные партитуры для оркестра, где есть духовые, скрипки, контрабасы, и т.д., а также не занимаетесь профессиональной композиторской деятельностью, то покупка этого мощного гиганта (да, программа платная и стоит очень дорого) будет неоправданной шагом.
MuseScore
Несложный нотный редактор, главным преимуществом которого является то, что он бесплатный. В нём можно вводить ноты как с клавиатуры компьютера, так и с внешнего синтезатора, подключив его к компьютеру. Огромным плюсом является то, что программа MuseScore может читать табы Guitar Pro.
Динамика
Динамические оттенки являются одними из самых важных символов на любой диаграмме ударных. Они помогают вам играть с чувствительностью и передавать важные изменения в музыке. Если вы добьётесь динамики на барабанах, все в группе вас полюбят!
Вот несколько наиболее распространенных динамических маркировок от самых тихих до самых громких:
ppp (triple pianississimo, иногда называемый «triple-p» или «triple piano») — это означает «очень, очень тихо». Так тихо, как вы можете играть!
pp (pianissimo или «двойное р») — это означает «очень тихий» или чуть громче ppp.
p (фортепиано) – Тихо
mp (меццо-фортепиано) – средний или умеренно тихий
mf (меццо-форте) – средний или умеренно громкий, но не слишком громкий
f (форте) – Громко
ff (фортиссимо) – Очень громко. Мы не совсем на максимальной громкости, но мы близки!
fff (фортиссиссимо) – очень, очень громко. Иногда это также называют «тройное форте». Самый громкий звук.
Наряду с этими основными динамическими обозначениями, которые говорят вам, насколько громко или тихо играть, есть также несколько важных символов, которые указывают на изменения в динамике.
Крещендо — это постепенное увеличение громкости, обозначаемое направленной вправо «шпилькой». Не играйте громко сразу и позволяйте громкости постоянно увеличиваться.
Декрещендо (или диминуэндо) наоборот. Опять же, убедитесь, что вы не достигли окончательного объема слишком быстро. Следите за продолжительностью динамического изменения и постепенно уменьшайте громкость. Эти тонкие динамические изменения могут сильно изменить ваш звук!
Наряду с этими основами, вот несколько других динамических символов, которые важны для барабанщиков.
Если вы видите слово subito (или «внезапно», иногда сокращенно «sub.») перед динамической маркировкой, это означает, что вы вносите резкое изменение. Например, если вы пыхтите на «mf» или «f» и видите «sub. p», сразу уменьшите громкость.
Другая похожая концепция использует знак «fp» или фортепиано. Это громкая первая нота, за которой следует немедленное падение громкости. Вы часто будете видеть их на первой ноте драматической дроби (подумайте о классической барабанной дроби, используемой для создания напряжения и игры исполнителей водевиля на сцене).
Также обратите внимание на символ «sfz» или «сфорцандо», что буквально означает «внезапно, с силой». Идея здесь состоит в том, чтобы подчеркнуть атаку ноты или фразы (шлепните ее, а затем вернитесь к тому динамическому уровню, на котором вы были раньше)
Знаки сокращения письма
Умение читать дорожную карту — ключ к успешному путешествию по любой барабанной карте. Вот несколько наиболее распространенных указателей, с которыми вы столкнетесь:
Повторы
В барабанной музыке много повторений, так что вы можете часто их видеть. Повтор записывается в виде двух вертикальных полос с двумя соседними точками, которые сигнализируют о том, что вы должны вернуться и снова воспроизвести часть.
— Но куда мне вернуться? Просто обратите внимание на перевернутый знак повтора, чтобы указать границу повторяющегося раздела. Если нет инвертированного повторяющегося сигнала, вернитесь к началу диаграммы
Повторите раздел один раз, если не указано иное.
Первая и вторая вольта
Иногда часть музыкального произведения повторяется, но последний такт или два каждый раз немного отличаются. Маркеры первой и второй концовок облегчают чтение всего, поскольку они обозначают эти различные окончания, не переписывая весь раздел (так что в конечном итоге вы получите более короткую запись с меньшим количеством перелистываний страниц).
В первый раз сыграйте первую концовку (такт с «1» над ним) и вернитесь к перевернутому знаку повтора. После того, как вы пройдете второй раз, пропустите первую концовку и прыгайте сразу ко второй.
Некоторые записи имеют даже более двух концовок, так что просто продолжайте повторять, пока не дойдете до последней.
Кода
Это еще один способ сократить длину нотной записи, прыгая назад и вперед, чтобы вам не приходилось переписывать раздел, который повторяется. Поначалу эта концепция может показаться сложной, но как только вы ее освоите, вы будете в отличной форме, чтобы читать любые барабанные ноты.
Первое, на что вам нужно обратить внимание, это «DS» или Dal Segno, что означает «от знака».
Думайте об этом как о портале обратно к более раннему символу на графике (обычно называемому «Сеньо»). Он выглядит как буква «S» с обратной косой чертой и двумя точками по бокам.
«D.C.», или Dal Capo, — это похожее понятие, которое означает «вернуться к началу», а не к сеньо. В любом случае, вы прыгаете назад к более ранней точке на графике.
Обычно после маркера DS или DC стоят слова «al Coda» или «al Fine». Это говорит нам, следует ли играть прямо до конца, или нам нужно сделать еще один прыжок («al coda»). Если это «al coda», продолжайте играть, пока не увидите маркер «To Coda».
Кода, которая выглядит как фонарь (или круг со знаком плюс внутри), является нашей конечной целью, а маркер «К Коде» — это еще один портал, который отправляет нас вперед, чтобы добраться туда (это как деформация в видеоигре). После того, как вы прыгнете вперед к Coda, пройдите до конца и получите свой приз.
Измерение повторов
Они часто появляются в барабанных нотах. Повторы полных тактов записываются в виде обратной косой черты с двумя точками и сигнализируют о том, что вы должны играть то, что играли в предыдущем такте. Многотактовые повторы будут иметь 2 косые черты и количество тактов, написанное над этим символом.
Во многих таблицах ударных также используется концепция, называемая косой чертой, чтобы указать, что барабанщик должен играть время или продолжать грув. Эта концепция включает кривые решетчатые метки на каждой доле такта вместо написания нотной записи или паттернов.
По сравнению с повторами такта косые метки предлагают немного больше гибкости для изменения паттерна, который вы играете.
Числа и буквы повторов
Номера тактов — это ориентиры, которые говорят вам, сколько тактов в произведении.
Репетиционные буквы обычно соответствуют разным частям песни. Куплет может быть «Буквой А», припев — «Буквой Б» и т. д.
Оба эти типа маркеров особенно полезны, когда вы репетируете более длинные музыкальные произведения, и обычно они появляются слева от нотоносца.
Барабанная табулатура
Барабанные табулатуры — это еще один тип записи, который может помочь вам выучить паттерны, если вы не умеете читать ноты. Этот стиль записи чаще используется гитаристами, но полезно знать, как он работает.
Каждая часть барабана обозначена сокращенно на горизонтальной линии, а разные буквы обозначают различные способы удара по ним. Вместо пауз промежутки между нотами обозначаются тире.
Вот некоторые из наиболее распространенных символов:
x – тарелка или хай-хэт
X – Акцентная тарелка
o – Обычный удар по барабану или открытому хай-хэту
O – ударная нота на барабане
g – более тихая нота
f – флэм
d — отскочившая нота или перетаскивание
b – колокольчик для тарелок
@ – Обод малого барабана
Суть
Нотация ударных во многом похожа на музыку, написанную для других инструментов, но есть и масса важных отличий. Независимо от того, являетесь ли вы новичком или опытным исполнителем, знание того, как распознавать и интерпретировать ноты, паузы, динамику и направления в таблице ударных, поможет вам стать лучшим барабанщиком и более сильным музыкантом в целом.
Надеемся эта статья помогла вам понять как читать ноты для барабанов. Всем приятного обучения и успехов!
6 629
Как читать ноты для барабанов
Обозначение нот барабанной установки
Обозначения ударных имеют много общего с обозначениями других инструментов, поскольку они расположены на наборе из пяти горизонтальных линий (называемых «нотоносцем»). Каждая часть ударной установки написана на одной линии или в промежутках между строками, так что вы можете визуально отличить все друг от друга.
Более низкие частоты, такие как бас-барабан и напольный том, расположены ближе к нижней части нотоносца, а малый барабан и томы – посередине. Более высокие тона, такие как тарелки, находятся наверху.
Этот рисунок показывает, где на нотоносце появляются наиболее распространенные части ударной установки. Все это имеет смысл, когда вы смотрите на это!
Например, хай-хэт находится и вверху (когда по нему бьешь палкой), и внизу (когда на него наступаешь).
Два вертикальных прямоугольника слева называются «барабанными ключами», что говорит нам о том, что эта музыка предназначена специально для ударных. Это точно так же, как скрипичный и басовый ключи, которые вы увидите в нотации для мелодических инструментов.
Барабанный ключ, скрипичный ключ и басовый ключ
Тактовый размер
Это одна из первых вещей, на которые вы должны обращать внимание, когда видите барабанные ноты. Тактовый размер представляет собой две цифры, расположенные друг над другом на левой стороне нотоносца. . Письменная музыка делится на части, называемые тактами
Думайте о такте как о пироге. В каждом такте есть определенное количество отсчетов или «долей», которые составляют доли всего такта.
Письменная музыка делится на части, называемые тактами. Думайте о такте как о пироге. В каждом такте есть определенное количество отсчетов или «долей», которые составляют доли всего такта.
В тактовом размере верхнее число говорит вам, сколько долей в каждом такте. Нижнее число говорит вам значение каждого удара. Например, размер 4/4 состоит из 4 долей в такте, и каждая доля соответствует одной четвертной ноте. Размер 6/8 имеет 6 долей в такте, но каждая доля соответствует одной восьмой ноте.
Также важно проверить темп или «количество ударов в минуту» в левом верхнем углу нотной записи. Темп 60 ударов в минуту (BPM) в размере 4/4 означает, что каждая из четырех четвертных нот такта повторяется один раз в секунду (точно так же, как секундная стрелка часов)
Обозначения
Теперь, когда вы знаете основы нотного стана, тактового размера и темпа, пришло время проверить нотацию ударных!
Начнем сверху. Ноты тарелок и хай-хэта обычно пишутся как «x», а барабаны пишутся сплошными круглыми нотами.
Вот некоторые из наиболее распространенных длительностей нот, с которыми вы столкнетесь, и их значение в размере 4/4:
Добавление дополнительного хвостика к основе ноты снижает ее длительность вдвое.
Пошаговое изучение расположения нот на гитаре
Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:
Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.
Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие
В стандарте это выглядит так
В стандартном строе это выглядит так
Для стандартного строя разметка следующая
Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.
День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот
Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:
- Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
- Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.
Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе
Это очень важно в таком вопросе, как играть соло,поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место
День восьмой. Все ноты на пятом ладу
В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.
День девятый. Все ноты на десятом ладу
То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.
В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах
Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах
В стандарте нота C находится на этих ладах
Эту ноту прозвучивают эти лады
Данную ноту обозначают эти лады
Эта нота находится на следующих ладах