Знаменный распев

Три направления

Первоначально русские певцы только учились пению по византийским, в основном, болгарским, образцам. О первых создателях древнерусского распева сохранилось немного сведений. Известно лишь, что это были монахи, обучавшиеся пению «из уст в уста». Постепенно на Руси возникло множество певческих школ: киевская, новгородская, ростовская, и уже летописи 11 века повествуют о «гораздых» певцах.

Со временем выделилось три направления:

  • «провизантийское»;
  • «прорусское»;
  • «компромиссное».

К первому направлению принадлежала киевская знать и высшее византийское духовенство, прибывшее с православной миссией на Русь. Его сторонники не вносили никаких поправок и дополнений в византийскую манеру пения. По сути, это была «кальки» с греческих распевов.

Противоположной точки зрения придерживались сторонники русской старины: они предлагали использовать только тексты, которые «накладывали» на национальные мелодии.

Представители третьего течения – образованные люди, принадлежавшие к разным сословиям – купцы, духовенство, военные, имевшие контакты с Византией, воспринимали из греческого певческого искусства тексты, нотацию, осьмогласие, композиционные приёмы. В то же время ладо-интонационный фонд был заимствован из русской музыки.

Так, путём осмысления лучших образцов певческого искусства Византии и «привития» его на русскую почву появился знаменный столповой распев – основа основ русского богослужебного пения.

Респонсорный вид

Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

  1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
  2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

Ритмическая система

В основе ритмики знаменного распева начиная как минимум с XVII века лежит бинарное ритмическое деление (длительности соседних ритмических уровней соответствуют отношению 2:1, или отношению 1:2). Это деление со всей однозначностью впервые зафиксировано в памятниках киевской нотации и сохраняется поныне в транскрипциях знаменного распева в круглой («итальянской») 5-линейной нотации. Исследователи полагают, что «рациональная» бинарная ритмика установилась в знаменном распеве ещё в XVI веке и обязана влиянию западной профессиональной музыки.

Дискуссионным на протяжении веков остаётся вопрос, было ли бинарное деление исконно присуще знаменному распеву, либо он зиждился исключительно на просодии молитвословного текста. С. В. Смоленский ещё в XIX веке отмечал, что «особенности знаменного пения никаким нотным письмом кроме крюков непередаваемы, ибо квадратно-ритмическое движение и вообще размерное на 2 и 3 есть только наименее встречаемое в древнерусских напевах». Ещё с большей определённостью высказывался И. А. Гарднер: «При монодическом пении не было… метрономической точности исполнения временнóго (ритмического) значения звуков, указываемых безлинейным знаком».

Обозначение

Знаменные песнопения пишутся не нотами (так называемая линейная нотация), а специальными знаками, называемыми Знамена (По-русски «знаки», «баннеры») или Крюки («крючки»), так как некоторые формы этих знаков напоминают крючки. Каждый знак может включать в себя следующие компоненты: большой черный крючок или черную полосу, несколько меньших черных «точек» и «запятых» и линий возле крючка или пересечения крючка. Некоторые знаки могут означать только одну ноту, некоторые — от 2 до 4 нот, а некоторые — целую мелодию из более чем 10 нот со сложной ритмической структурой.

Нарисованный от руки лубок с «обозначением крючка и баннера».

Обозначения штолпа были разработаны в Киевская Русь как Восточнославянский уточнение византийский невматический нотная запись.

Наиболее примечательной особенностью этой системы обозначений является то, что она записывает переходы мелодии, а не Примечания. Знаки также представляют настроение и градацию того, как эта часть мелодии должна петься (темп, сила, преданность, кротость и т. Д.). Каждый знак имеет свое собственное имя, а также является духовным символом. Например, есть особый знак, который называется «голубчик». (голубчик)), который представляет два восходящих звука, но также является символом Святой призрак.

После падения Киевской Руси на Монголы, знаменный пение и нотация столпа продолжали развиваться на севере (особенно в Новгород ), где он процветал и был принят на протяжении Великое княжество московское.

Постепенно система становилась все более сложной. Эта система также была неоднозначной, так что почти никто, кроме самых подготовленных и образованных певцов, не мог спеть незнакомую мелодию с первого взгляда. Знаки только помогали воспроизвести мелодию, не кодируя ее однозначно.

Из-за сложности системы Иван Шайдуров разработал упрощение около 1600 г. так называемые «красные знаки» (рус. киноварные знаки (киноварные знаки)), который состоял из маленьких букв красного цвета и ставился перед каждым знаменным знаком. Они указывают на самую высокую ноту знака, который стоит перед ним. Обычно это считается первым шагом к определенному упрощению системы.

Использование и развитие системы прекратились в середине 17 века, после церковные реформы к Патриарх Никон. С этого времени западная музыка начала проникать в русскую культуру, и Русская Православная Церковь ввела «латинское», полифоническое пение, основанное на польских, немецких и итальянских гармониях. Однако термин «латынь» считался уничижительным, поскольку он также относился к «еретической латинской вере». Знаменный пение, однако, до некоторой степени сохранилось в традициях песнопения, которые непосредственно от него произошли.

В настоящее время в русском языке продолжает использоваться обозначение столбов (знаменные знаки). Старообрядцы, в основном в сочетании с вышеупомянутыми «красными метками», как показано на первой иллюстрации. В 19 веке Единоверцы, особенно за пределами России, пытались перейти к современной невматической форме записи, которая пытается уловить точные отношения между поля; и в настоящее время они используют стандартный линейная запись.

Традиции пения, которые сохраняют и / или происходят от пения Знамени, включают следующее:

  • Воспевательные традиции русских Старообрядцы
    • Собственно Знаменный распев (Знамя, Большое Знамя)
    • Столповой распев
    • Демесвенный распев или же Демство (Демество)
    • Поморский распев
    • Киевский распев
  • ‘украинец Песнопения
    • Песенная традиция Галиция (известный как Самойлка петь)
    • Простопинье (или обычное пение) Карпато-русины
  • Валаамский распев
  • Пение псалма духобор может быть производным или, по крайней мере, родственным

ср. Ф. Марк Милинг / Наш народный путь / Этюд в духоборских гимнах и народной жизни. У. Пенна, 1972 г. Строчной распев (раннерусский полифония ) также был основан на Знаменном распеве, и хотя в настоящее время он не получил широкого распространения в церковной практике, иногда его исполняют некоторые хоры. Многие русские композиторы (Сергей Рахманинов, Александр Гречанинов, Максимилиан Стейнберг, и Владимир Мартынов ) изучал Знаменные песнопения и использовал их в своих сочинениях. Также существует множество обработок Знаменных мелодий для четырехголосного хора, популярных как в России, так и за рубежом.

Как выучить гласы

Так, в православии существуют определённые, простые и доступные, рекомендации по их изучению:

учить медленно, не спеша;
уделять особое внимание качеству изучения;
постоянно проверять себя (выступать в роли экзаменатора или режиссёра);
не забывать, что повторение – основа любого учения;
проделывать распевки (для формирования звука с точки зрения вокала);
не начинать разучивать следующий глас, пока не будет идеальным образом выучен предыдущий;
начинать осваивать тропарные гласы лишь тогда, когда будет освоено всё стихирное осьмогласие.

Именно это поможет выучить гласы быстрее и качественнее. Ведь в данном случае именно время играет важную роль для изучающего – чем дольше, тем лучше.

О том, что такое гласы в церковном песнопении, можно узнавать бесконечно, ибо в каждом из них кроется огромный и глубокий смысл истинного Слова Божьего, что соединяет человека с Создателем во время исполнения и делает его ближе к заветной жизненной цели – познанию и обретению благодати и вечной жизни.

Лучшая статья для Вас, переходите: Как почистить квартиру от негатива с помощью церковной свечи

Вот к примеру церковное песнопение — гласы 1, 8:

Пусть хранит Вас Господь!

Исторический очерк

Древнейшие нотированные крюками рукописи относят к XI веку. К XVII в. в крюковой записи появились дополнительные знаки — «призна́ки» и «пометы», ранние рукописи представляют «беспометную» нотацию. Рукописи XVII века фиксируют появление, наравне с традиционным одноголосным пением, раннего «народного» многоголосия (строчное пение), которое также было записано знамёнами. В ходе реформ XVII в. в России монодическое знаменное пение постепенно вытеснялось различными формами многоголосной музыки на основе мажорно-минорной тональности западновропейского образца.

Эта же Стихира Евангельская первая, глас 1, Фёдора Крестьянина в расшифровке Б. Кутузова.

Евангельская стихира «Мариины слезы» в нотации «топориками» (фрагмент). Из кн.: Октоих нотного пения. 7-е изд. Москва, 1811

Начиная с XVII века знаменные распевы (всех стилей и исторических традиций) стали записывать в системе киевской нотации (в разговорной лексике — «топориками»), напоминающей отчасти квадратную нотацию (принятую в певческих книгах католиков), отчасти (позднюю) мензуральную нотацию. «Топорики» записывались на пятилинейном нотоносце и только в ключе C («цефаутном»).

Именно в такой нотации в 1772 году Синодом в Москве был выпущен свод основных церковных песнопений — 4 певческие книги (Обиход, Ирмологий, Октоих и Праздники), которые впоследствии неоднократно переиздавались. Дополнительно, в 1778 году в Москве был издан «Сокращённый Обиход нотного пения», в котором квадратной нотой были записаны наиболее ходовые песнопения из всех четырёх книг. Это издание получило всеобщее распространение и было принято в качестве первоначального руководства при обучении церковному пению в духовных учебных заведениях. В 1899 году (также в киевской нотации) была выпущена Триодь постная и цветная.

В XIX веке знаменное пение постепенно было вытеснено «партесным» (многоголосным). Это означало фактический отказ от основных принципов знаменной монодии. В то же время некоторые композиторы предприняли усилия по встраиванию «знаменных» мелодий в партесный обиход, гармонизируя их в логике западноевропейской тональности. В настоящее время песнопения знаменного распева, как правило, нотируются как в традиционной «крюковой», так и в круглой (школьной, «итальянской») нотации. Компромиссное решение состоит в записи знаменного распева в виде так называемых «двознаменников». При таком способе записи сочетается использование знаменной и «классической» пятилинейной нотаций. Существует несколько разновидностей крюкового письма, в зависимости от вида распева, времени и места возникновения традиции, в том числе может характеризоваться особыми пометами (см. Киноварные пометы).

Крупнейшие мастера знаменного пения: Савва Рогов, Фёдор Крестьянин (Христианин), Иван Нос, Маркелл Безбородый и Стефан Голыш, творившие в эпоху Василия III и Ивана IV Грозного, митрополит Варлаам и Исайя Лукошко, творчество которых приходится на эпоху Смутного времени и правления Михаила Фёдоровича. Крупным мастером был представитель усольской школы Фаддей Субботин, работавший в Комиссии по реформе церковного пения патриарха Никона. Одним из лучших специалистов в области знаменного пения и создателем фундаментальной работы «Азбука знаменного пения» (1688), которая является полным изложением теории знаменного пения, был Александр Мезенец.

Исполнительская практика

Поскольку Знаменный пение требует особой манеры исполнения, сборники пений содержат несколько инструкций по динамике и темпу. Для старообрядцев церковное песнопение имеет еще и воспитательную функцию: нужно петь так, чтобы звук удивлял слух, а истина, заключенная в песнопениях, проникала в сердце. Знаменная исполнительская практика исключает обучение классическому вокалу. Певцы выступают своими естественными голосами, иногда в стиле, напоминающем народную музыку. В Знаменном пении нет пауз и пауз, все пения исполняются плавно. В идеале певцы будут петь так, чтобы их голоса сливались в один голос. Первоначально Знаменный распев исполнялся только мужскими голосами. Сегодня, из-за небольшого числа людей, способных петь на церковных службах, и развития традиции, это обычно исполняется как мужскими, так и женскими голосами.

Литература[ | ]

  • Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.— Л.: «Музыка», 1976.— 160 с.
  • Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.— Л.: Музыка, 1980.— 216 с.
  • Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.— М.: Музыка, 1967.
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.— М.: Советский композитор, 1974.
  • Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.— Музгиз, 1957.
  • Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. — 2-е издание. — СПб.: изд-во «Лань»; изд-во «Планета музыки»,2018.
  • Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. — Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
  • Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. — М.: Музыка, 1987.
  • Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.— М.: Владос, 2003.
  • Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.— М.: Советский композитор, 1985.
  • Казачков С. А. Дирижёр хора — артист и педагог / Казан. гос. консерватория.— Казань, 1998.— 308 с.
  • Казачков С. А. От урока к концерту.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.— 343 с.
  • Краснощеков В. Вопросы хороведения.— М.: Музыка, 1969.
  • Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры.— М.: Музгиз, 1963.
  • Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.— М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01077-8
  • Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.— М.: Музыка, 1998.
  • Памяти Н. М. Данилина. Письма, воспоминания, документы.— М.: Советский композитор, 1987.
  • Пигров К. Руководство хором.— М.: Музыка, 1964.— 220 с.
  • Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории.— М.: Музыка, 1970.
  • Работа с хором. Методика, опыт.— М.: Профиздат, 1972.— 208 с.
  • Сивизьянов А. Проблема мышечной свободы дирижера хора.— М.: Музыка, 1983.— 55 с.
  • Романовский Н. В. Хоровой словарь. — Л.: Музыка, 1980
  • Самарин В. Хороведение. — М.: Музыка, 2011.
  • Соколов В. Работа с хором.— М.: Музыка, 1967.
  • Тенета-Бартенева Л. Б. Лебедев Константин Михайлович. (Очерк о жизненном и творческом пути выдающегося хорового дирижера и педагога). — М.: 4 филиал Воениздата,2002
  • Чесноков П. Г . Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е.— М., 1961.
  • Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.— М.: Музыка, 1981.— 174 с.]
  • Садовников В. И. Орфоэпия в пении. — М., 1958. — 80 с.
  • Риман, Гуго. Музыкальный словарь : CD-ROM / пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. — М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

Знаменный распев

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва­лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан­тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под­твер­жден­ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе­ния Григорианское пение — литургическое одно­голосное пение, принятое в Римско-католи­ческой церкви. Название получило благода­ря папе Григорию I Великому (590–604), со­бравшему песнопения литургического оби­хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер­шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече­ского происхождения.

Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви­ва­лось в устной форме. Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа­ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю­щими на опре­деленные мелодии, датируется только рубежом XI–XII веков «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись.. Вос­при­няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради­ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе­вания и тек­стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време­ни пре­образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде. По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве­ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль­ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.Пасхальные стихиры (знаменный распев)Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). Т. Ф. Владышевская Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра­ди­­ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру­гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно­пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним­ными, однако на протяжении XVI–XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол­кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя­щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла­амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова­тель­ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди­че­ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте­пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Канонарх

Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:

  • это оптимальный способ исполнения для монастырских хоров, разделенных надвое;
  • канонарх применяется не во всех песнопениях, а только в стихирах;
  • допускается воссоединение хора в центре монастыря;
  • при объединении певцы формируют полукруг;
  • певца-канонарха нельзя путать с головщиком.

Антифонный вид

«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.

Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

Кондакарное пение

Особое место в древнерусском богослужебном пении занимало кондакарное пение.  Название поисходило от термина «кондак», переводимого с греческого языка как κοντάκι(ον) от κόνταξ , «палочка, жердь», имевшего первоначальное значение «пергаментный свиток с текстом песни, намотанный на палочку», поскольку древние тексты записывались на свитках.

В древней Византии кондак играл весьма важную роль. Это было многострофное развёрнутое сочинение – богословская поэма в звуках. Он занимал довольно много времени от богослужения. Кондакарным пением владели только искусные мастера: протопсалт – главный певчий – выходил на середину храма, восходил на диаконский амвон, и с него воспевал Христа, Божью Матерь или святых в сочинённом им самим кондаке. Кондакарное пение считалось элитным, и передавалось от мастера к мастеру.

Запись кондакарного пения несколько отличалась от записи знаменного распева – здесь присутствовали две строки, а также знаки, подчёркивавшие торжественность этого вида пения. Его точная расшифровка записи недоступна до сего дня.

Русские монахи-песнотворцы опирались на греческие книги – кондакари. Поскольку русское богослужение, в подражание Византии, тяготело к пышности и царственной роскоши, первые праздничные кондаки пели особым торжественным распевом. Расцвет кондакарного пения на Руси приходится на XI—XII века, но к XIV веку оно исчезло, вероятно, по причине упадка церковной жизни, связанного с татаро-монгольским нашествием.

Византийское пение

Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан­тич­ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко­ря­ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра­жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне­гре­че­ской му­зы­ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре­менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро­ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер­ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:

Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак­терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши­тель­но отвергнуты.

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен­трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но­вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело­дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный). Наконец, к VII веку была оформлена система визан­тий­ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст­ной форме и на письме не отражались

Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно­ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы­ки Византийской империи.Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев)Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. Cappella Romana

Православное песнопение — гласы

Гласы – это система в музыке, состоящая из 8-ми ладов, которая является основой всех самых давних песнопений Православной Церкви. В более широком смысле так называют определённый набор мелодий, на которые и поются песнопения – так называемый «шаблон» для исполнения.

Попевки каждого не похожи, так как в богослужении используются песнопения разных типов:

  • тропарь;
  • стихира;
  • прокимен.

И для каждого для них установлены разные напевы. Сделано это для того, чтобы пение было правильным как со стороны произношения текста, так и со стороны соответствия музыкального оформления. Поэтому нужно знать не только гласа по счёту, но и его тип.

И всё же музыкальная основа всех вариантов одного и того же гласа в первоначальном виде сохранилась и до сегодня.

Лучшая статья для Вас, переходите: Образ пресвятой Девы Марии

Гимнический песенный вид

Если песнопенье необходимо исполнить без перерывов, на едином дыхании, лучшим решением будет гимнический вид. С применением данной техники исполняются такие произведения, как «Свете тихий» и «Херувимская песнь». Этот тип подходит и для литургических песнопений, а также для утрени и вечерни. Когда священник хочет провести церемониальное действие, он тоже выбирает гимническую разновидность церковного вокала. Примером могут служить:

  1. Торжественный проход служителя сквозь царские двери.
  2. Облачение архиерея.

Помимо кондака, литургий и стихиров в православных храмах нередко исполняется акафист. Название имеет древние корни — греческое слово «кафизо» переводится как «сажусь». Это песнь, носящая благодарственно-хвалебный характер. Акафисты славят Иисуса Христа и Богородицу и состоят из 25 строф. А вот сидеть при исполнении этих произведений запрещается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: