Регент

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
  • Партесное пение, где включается много голосов.
  • Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.

Это интересно: Обязанности и наставления для мужа и жены в православной семье: рассматриваем детально

Русская Православная Церковь

25 октября 2021 года по окончании пятого пленарного заседания, председатель Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения протоиерей Александр Агейкин зачитал проект резолюции, который был составлен Оргкомитетом, докладчиками и участниками Съезда. Резолюция была принята единогласным решением делегатов II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви.

В Москве в Храме Христа Спасителя c 24 по 26 октября 2021 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоялся II Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви.

В его работе приняли участие 547 делегатов из 142 епархий и 15 стран, регенты соборных и приходских храмов, ставропигиальных монастырей, преподаватели церковных и светских учебных заведений. Возглавил работу Съезда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Съезд был посвящен 75-летию памяти великого композитора, церковного регента и педагога Павла Григорьевича Чеснокова.

В качестве докладчиков в работе Съезда приняли участие известные регенты, церковные композиторы и педагоги, специалисты в области пения и организации работы с хором, как из России, так и стран ближнего и дальнего зарубежья. На Съезде обсуждались проблемы и практические вопросы сохранения и развития традиций православного церковного пения, понимания богослужебного устава, строя храмового богослужения. В рамках Съезда прошли мастер-классы по работе с хором известных регентов и педагогов, концерты русской церковной музыки современной и древней певческой традиций.

По результатам работы Съезда делегаты приняли следующую резолюцию:

1. Направить письмо в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором выразить искреннюю благодарность за благословение на проведения Съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви, который принял характер Международного церковно-музыкального форума.

2. Выразить благодарность Церковно-общественному совету при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения и Оргкомитету II Международного съезда за проведенную работу по организации и проведению Съезда.

3. Поручить Церковно-общественному совету провести анализ поднятых на Съезде вопросов, выработать необходимые рекомендации и практические советы.

4. Поручить Церковно-общественному совету продолжить работу по сбору информации, аналитике проблем в области богослужебного церковного пения и Устава, систематизации работы по сохранению традиций православного пения, по подготовке круглых столов, мастер-классов, и семинаров, необходимых для проведения следующих Съездов регентов и певчих.

5. Рекомендовать членам Церковно-общественного совета из митрополий и епархий, при поддержке Совета, взять на себя работу по организации проведения конференций, собраний регентов и певчих по актуальным темам в области церковно-певческой практики в своих регионах на базе Митрополичьих округов или епархий.

6

Рекомендовать Церковно-общественному совету уделять особое внимание наполнению официального сайта Совета в сети Интернет, размещению учебно-методических материалов, видеозаписей мастер-классов, новостного контента, анонсов предстоящих событий в области церковного пения, материалов, посвященных истории и современному состоянию регентско-певческого служения и другого контента, способствующего повышению профессионального уровня регентов и хоровых коллективов, а также вопросу коммуникации представителей церковно-певческого сообщества

7. Просить Церковно-общественный совет взять на себя работу по поддержке инициатив в области нотного издательства церковно-певческих музыкальных произведений, работы по формированию и редактированию нотных сборников различного практического назначения.

8

Внимая словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прозвучавшим на Съезде, считаем необходимым просить Церковно-общественный совет активно продвигать мнение о важности решения вопроса достойного социально-материального статуса регентов и певчих на приходах Русской Православной Церкви

9. Просить Церковно-общественный совет провести работу по организации летних практических форумов для регентов и певчих на базе какой-либо из семинарий и иных регентских образовательных учреждений.

10. Провести III Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви в 2022 году в Москве.

Церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения/Патриархия.ru

Как научиться петь в церковном хоре, не зная нот

При углублении в историю церковных песнопений, обнаруживается интересный факт. Во времена Средневековья считалось, что церковные песнопения должны не доставлять слушателям чувственное удовольствие, а помогать прихожанам произнести молитву Богу. Поэтому церковное пение до XVII века было одноголосным, ритм – дисгармоничным, похожим на ритм разговорной речи, а полутона запрещали!

Немало воды утекло с тех пор. Встречаются и роскошные хоры с профессиональными вокалистами, и народные, в которых участники учатся петь, так сказать, в процессе. Но некоторые настоятели и регенты (руководители церковного хора) придерживаются мнения, что непрофессиональные хоры для церкви подходят лучше — они не отвлекают прихожан и священника от молитвы красотой исполнения песнопений.

Почему труд хорошего певчего стоит дешевле труда маникюрши

– Профессионалам, кроме всего прочего, нужно платить зарплату. Хорошо ли платят регентам и певчим? – Финансовый вопрос тут важен. Да, больше храмов, меньше прихожан, естественно, доход меньше и содержать большой хор невыгодно. И невыгодно приглашать профессионала, потому что его труд стоит больше работы тех, кто петь не умеет и готов делать это бесплатно или за копейки. Человек – это инструмент. Далеко не каждого Господь наделил прекрасным математическим умом, чтобы он мог постигать науку. Далеко не каждого Господь наградил музыкальными талантами и способностями. У каждого из нас есть какое-то предназначение. И хорошо, когда данный Богом талант используется по прямому назначению – славить им Господа. Трудиться. А каждый труждающийся достоин пропитания. Не подаяния, а именно нормальной оплаты своего труда.

Ульяна Меньшикова. Фото: Ефим Эрихман Для меня странно, что труд хорошего певчего стоит дешевле труда маникюрши, при всем моем уважении к любой профессии. Но временные затраты на обучение одного хорошего музыканта от 10 лет, а хорошего мастера маникюра – несколько месяцев. Согласитесь, разница существенная. В общем, благодаря этому мы имеем, что имеем. В том числе непонятное для меня массовое стремление «а давайте как в Византии». Во-первых, никто не слышал, что там было в Византии на самом деле: музыкальный материал той эпохи, по которой так страдают православные сердца – не сохранился. Более того, находящаяся долгое время под османами Византия вся пропиталась и вплела в свою культуру, в том числе и музыкальную, много того, что ей было несвойственно изначально, а для нас это сейчас – эталон. Ну смешно же. Почему мы «возрождаем» без конца какие-то чужие традиции, когда у нас на Руси школа придворных певчих дьяков была создана чуть ли не с первого года принятия христианства на Руси, и всегда были серьезнейшие музыкальные заведения, готовящие с детства церковных певцов? Это была профессия. Самых талантливых, кстати, отправляли на обучение в Италию, постигать секреты музыкального мастерства, откуда они возвращались уже известными композиторами и уже сами преподавали, руководили хорами. Сейчас, если иконописец – еще пока профессия, то церковный певчий – это уже не профессия, к сожалению. Потому людей талантливых, образованных все меньше и меньше. А те профессионалы, что остаются – настоящие патриоты, посвятившие себя церковной музыке. Ведь люди, работая годами, почти никогда не оформлены официально в храмах, они не получают отпускных, больничных, декретных. Странное положение, конечно. – Но разве плохо, что у нас в храмах можно услышать в том числе и византийское пение? – Не плохо, мы будем петь и греческий распев, и болгарский, и сербский. Потому что это все уже вплетено в ткань музыкальной культуры. Но нам надо все-таки любить свою музыку, тот колоссальный багаж, который не хочется терять. Жаль, что у нас нет больших всероссийских и международных фестивалей православной духовной музыки

А даже если они и бывают, не всякий хор может всем составом на них выехать – кто оплатит проезд и проживание? Опять из своего кармана? Но это важно, чтобы исполнители церковной музыки из того же Иркутска, Новосибирска или Барнаула имели возможность встречаться, обмениваться опытом, какими-то находками. Да просто пообщаться в своей среде, делиться опытом

Правда, с находками бывает сложновато. Заходишь в храм, вроде бы все красиво, стены побелены или расписаны, иконы сияют золотом, но начинается служба и все, красота заканчивается. Раньше, в моем детстве, юности, как начнет хор Херувимскую с какого-нибудь пианиссимо, и у тебя словно крылья ангельские за спиной вырастают. Красивое пение очень же способствует молитве. А сегодня стоишь среди хороших икон, возле золоченого или фарфорового иконостаса и слушаешь либо жиденькое пение на огромный храм несчастного трио, либо вообще пение людей, Господом не предназначенных для этого.

«Воспитатели стали для нас близкими людьми»

Десять лет назад руководитель праздничного хора саратовского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы Юлия Харитонова сделала для себя непростой выбор: уехала из родного Краснодарского края в Саратов — осваивать профессию регента.

«В храм я ходила с раннего детства — пела на клиросе, занималась в воскресной школе, — вспоминает Юлия. — Регентовала там моя тетя, и, глядя на нее, я тоже хотела стать регентом. Спустя какое-то время она переехала в Пензу, и когда встал вопрос о моем поступлении, рассказала, что в Саратове есть духовное училище. Вот так я здесь и оказалась. Родители, конечно, очень огорчились тому, что я уезжаю, ведь я одна в семье, но выбору моему не препятствовали.

Регентовать я никогда не пробовала, но то, что я с детства была в храме, мне очень помогло. Поначалу было непросто, особенно тяжело дались первые полгода — скучала по близким, была ностальгия по родным местам. Но, с другой стороны, здесь я попала в большую семью: мы действительно друг друга поддерживали, выручали. Воспитатели, отец Сергий Кляев (директор Саратовского межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. — Авт.) и матушка Надежда Викторовна Кляева (заместитель директора. — Авт.) стали для нас близкими людьми, в разных жизненных ситуациях мы с ними тоже советовались. Мы и сейчас поддерживаем отношения. С однокурсницами тоже стараемся не терять связь — это становится всё тяжелее, девочки в разных городах живут, обзаводятся семьями, но мы созваниваемся, иногда встречаемся.

В училище мы получали образование с точки зрения узкой специализации — регентской. В светском вузе будущему регенту столько всего не смогут дать. За время учебы у нас сменилось несколько старших регентов, и у каждого мы смогли чему-то научиться. Ведь каждый регент индивидуален.

На уроках, которые вели священники, мы не только изучали основы вероучения и богослужения — поднимались духовные проблемы, батюшки пытались объяснить нам какие-то жизненные моменты. Ведь регент — это не просто дирижер: он должен быть профессионалом как музыкант, но прежде всего он должен быть верующим и глубоко понимающим церковную жизнь человеком. На сегодняшний день певчие, к сожалению, чаще всего мало воцерковлены, и те слова, которые они поют, им не всегда понятны. Регент должен помочь им понять смысл песнопений.

На старших курсах была практика — я регентовала в больничном храме во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Как и любому человеку, мне было непросто прийти в новое место, где всё устроено по-своему. Об этом храме у меня очень теплые воспоминания — он такой маленький, уютный, было ощущение, будто я дома нахожусь».

Но домой Юлия не вернулась. В Саратове она познакомилась со своим будущим супругом, к тому же после окончания училища ей предложили остаться и преподавать в нем богослужебную практику. Затем она поступила в Саратовскую консерваторию на кафедру дирижирования, а в 2014 году по благословению Митрополита Лонгина возглавила праздничный хор Покровского храма.

Немного истории

Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух. Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие. Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.

Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.

В России во время царствования Петра Первого знаменный
распев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошло
разделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.

 Обычно было четыре
партии:

  • сопрано;
  • альт;
  • тенор;
  • бас.

Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.

Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели по
очереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хор
повторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом»
или «пасломщиком».

Как попасть в Православный хор простому человеку?

Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе. Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу. Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.

Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.

Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе

Следует сразу отметить, что православные хоры бывают разных уровней, возглавляются людьми с разными характерами и видением, соответственно, и требования к претенденту на место в хоре могут выдвигаться совершенно различные. На один клирос могут взять «с нуля», а на другом потребуют опыт и будут придирчиво прослушивать. Безусловно, на первое место выходит наличие слуха и умение хоть как-то попадать в ноты. Однако, не нужно думать, что у выпускников Гнесинки шансов больше: то, что человек прекрасно владеет эстрадным или джазовым вокалом, вовсе не означает, что ему покорится и духовное пение, не считая уже того, что пение в хоре значительно отличается от пения соло. Но, в любом случае, даже если Вы прошли прослушивание, знайте, что самое сложное только начинается. Вам придется в максимально короткое время выучить наизусть огромное количество текстов православных песен и песнопений, изучить церковный богослужебный устав, ознакомиться с разными стилями церковного пения. Но самое сложное в православном хоре – это научиться своим голосом создавать молитвенное настроение у прихожан храма.

Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?

Певчие, уже имеющие определенный опыт пения в православном хоре, советуют хороший и проверенный способ самоподготовки для тех, кто твердо решил испробовать на себе клиросное послушание: скачать музыку и тексты православных песен, богослужений и распеваться дома самостоятельно, ну и, конечно, изучать теорию: историю церковного пения, гласы, стили (человек, отличающий партесное пение от знаменного распева, уже имеет преимущества перед остальными). Кроме того, они говорят о том, что не стоит обольщаться по поводу высокой духовности и «не пыльности» этого послушания: часто в православный хор берут людей, далеких от церкви, просто за редкий тембр или другие вокальные достоинства. Но даже если на клиросе все сугубо верующие, это не означает, что здесь, как и в любом коллективе, нет склок, зависти, недовольства друг другом. Кроме того, сама по себе эта работа тяжела физически: приходится стоять на ногах и работать связками по несколько часов подряд, а что уже говорить о ночных службах на Пасху и Рождество?

Прибавить к этому частые спевки – и становится понятно, что православный активист, стремящийся на клирос, должен располагать немалым количеством свободного времени. И, прежде чем проситься в тот или иной православный хор, нужно уточнить финансовую сторону вопроса: во многих храмах работа певчих базируется на общественных началах и не оплачивается.

С тегами: молитва религия христианство

— Любовь Федоровна, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли на клирос?

— В детстве я занималась иным видом творчества: несмотря на то, что папа мечтал купить мне скрипку, я с 7-ми лет занималась в танцевальном кружке и 10 лет солисткой танцевала на сцене.

До этого я никогда не пела и не читала, но моя душа горела желанием всему научиться, поэтому с Божией помощью постепенно я стала осваивать это мастерство. Я читала шестопсалмие, каноны на утрени, часы. Очень много тренировалась дома, отмечала в книгах ударные слоги; заранее приходила в храм, смотрела, какие каноны должна читать на утрени, делала закладки, параллельно привыкая к церковнославянскому языку и изучая Богослужебный устав.

Георгий Вивдич

Регент храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье при общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия, Москва

Фото Владимира Ештокина

Я был крещен в 4 года, но моя семья — люди невоцерковленные. Осознанно пришел в храм и ощутил Христа в своей жизни, наверное, лет в 14. Тогда у меня был трудный период в жизни, и утешение я находил только в Боге.

Вначале я посещал храм только из музыкального интереса. Я стоял на клиросе, пел, но меня увлекала только музыка, больше ничего. Но со временем я приобщился к богослужению. В то время для меня идеалом стало пение Архиерейского хора в Вознесенском соборе Алма-Аты, откуда я родом. Будучи мальчишкой, я мечтал петь именно там.

Однажды я приехал в этот собор, когда не было службы. Я сидел, молился и услышал пение хора, который репетировал где-то в дальней комнате. И я начал молиться: «Господи, дай мне возможность хоть раз в жизни спеть в этом хоре, ощутить, что это такое». В это время мимо проходил священник, я с огромным волнением подошел к нему и сказал: «Отче, я хочу петь в хоре!». Он удивился и повел меня за собой прямо на репетицию! Могу сказать, что на тот момент мне было 16, я был учеником музыкальной школы, не более того. Мы зашли в комнату, он подозвал регента и сказал: «Вот, смотрите, нашел под лестницей». Я представился: «Георгий. Я бас-баритон». И вдруг все присутствующие начинают смеяться: оказывается, во время репетиции один из певцов возмущался тем, что в басовой партии не хватает людей и петь тяжело, на что регент с улыбкой посоветовала ему помолиться, чтобы кто-нибудь пришел. И через 10 минут захожу я… Этот случай серьезно укрепил мою веру во Христа.

Фото Владимира Ештокина

Жизнь сильно изменилась с приходом на клирос: я стал воцерковленным человеком, познакомился с верующими людьми, многое узнал. Уже тогда, лет 6-7 назад, у меня родилась мечта стать регентом и иметь свой коллектив.

Спустя год я переехал в Москву и поступил в музыкальное училище при Консерватории им. П.И. Чайковского. По приезде я сразу пошел в храм иконы Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, о хоре которого много слышал. Меня, как музыканта и любителя церковного пения, поразило звучание Московского Синодального хора за богослужением. Я не сдержал своих эмоций, подошел к регенту Александру Пузакову и попросился петь у него в хоре. После прослушивания он сказал: «Сейчас мы Вас возьмем на ученическую ставку, а дальше будет видно». И это «дальше видно» длится уже 6 лет.

Со временем я стал иногда руководить хором, и главный регент обратил на меня внимание. Когда появилась идея создать филиал Синодального хора в храме при общецерковной аспирантуре, он предложил мне взяться за создание коллектива и стать его руководителем

Сейчас я начинающий оперный певец, а регентство — это в некотором смысле хобби и способ самовыражения, а не просто работа.

На сегодняшний день почему-то считается, что если ты верующий человек, знаешь более или менее устав, находишься в хороших отношениях с настоятелем и чуть-чуть умеешь петь, то можешь стать регентом.

Это не так. Регент — это профессия, которая требует огромной подготовки в музыкальной сфере.

Суть профессии регента я вижу в создании молитвенной атмосферы в храме, дать возможность людям прочувствовать и понять смысл тех евангельских событий, о которых вспоминает в этот день Церковь.

Это все не для денег!

Клирос интересен не деньгами. На клиросе интересно и по своему весело. Это очень сильный генератор жизненного драйва. Можно зарабатывать много, но жить скучно. С клиросом все наоборот. Зарабатываешь мало, но живешь — очень весело.

Разумеется, клирос гораздо глубже. Верующий певчий в клиросе видит шанс на спасение своей души, тренажерный зал для прокачки чувства смирения и процедурный кабинет по избавлению от гордыни, тщеславия, самодурства и прочих негативных человеческих качеств. И, само собой, верующий певчий просто ХОЧЕТ сказать Богу нечто приятно через пение. Когда мужчина хочет задобрить женщину, он дарит ей цветы или шубу. Певчий через пение пытается угодить Богу. Конечно, далеко не все певчие верующие. Многим — просто интересно. И это доказательство того, что на клиросе в самом деле есть кипучая, полная драйва жизнь. Поэтому, если стоит вопрос «петь или не петь» — я рекомендую как минимум попробовать. Люди часто ищут драйва в жизни, платят за всякие прыжки с парашютом, или на канате. А на клиросе драйва выше головы и за это еще платят.

Так что — смелее…

Современные песнопения в церкви


Фото: Hramnagorke.ru Сейчас церковный хор размещают по традиции на солее или на специально построенном возвышении над собравшимися верующими. Это стали делать, чтобы повысить качество звука участников хора: когда они поют сверху, звук становится объемнее и лучше. Особенно хорошо это заметно в камерных уютных храмах, где хорошая акустика.

В современных церквях хор преимущественно исполняет партесное (многоголосное хоровое исполнение) пение. Произведения конкретных композиторов исполняются крайне редко, так как большинство настоятелей убеждены, что таким песнопениям не место в церкви, они должны исполняться только в концертных залах.

В последнее время набирает популярность знаменное (одноголосное хоровое исполнение) пение. Священники отдают ему предпочтение, так как песнопение в этом случае становится молитвеннее и строже. Исполнять его значительно сложнее, так как требуются специфические певческие навыки и абсолютный слух.

Типы хоровых коллективов

Хор «Грасиас» Под наименованием тип хора

понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
  • хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
  • мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
  • женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
  • детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
  • народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: