7 ми струнная гитара. что играть на семиструнной гитаре? строй роковой семиструнной гитары латинскими буквами

Как учиться по самоучителю?

Чтобы научиться игре на достаточном уровне на семиструнной гитаре, удобнее всего для начинающих выучить обозначения всех аккордов и выписать их в специальную тетрадь. С этого начинаются уроки игры на семиструнной гитаре.

Нужно правильно подобрать самоучитель игры, исходя из вашего уровня знаний и предпочтений в музыке для тренировки игры на семиструнной гитаре. Очень удобны для начинающих такие видеоуроки, где исполнитель играет, и одновременно демонстрирует аккорды.

Плюс таких уроки игры на семиструнной гитаре в том, что вы можете наглядно увидеть, как выполняется то или иное задание, как правильно исполнить композицию и избежать ошибок. Вы постоянно слышите звучание самой молдоодии в исполнении профессионала, чего не может предоставить вам книга.

Очень хорошо подойдет такой самоучитель игры для начинающих, где будет подробно показан крупным планом процесс выполнения исполнителем каких-либо приемов. Опыт показывает, что такие уроки помогают лучше понять материал и повторить его на практике. Также удобно, когда показ сопровождается текстом нот, аккордов, струн.

Игра – процесс не очень сложный, и обучиться игре по силам абсолютно каждому. Конечно, музыкальные данные играют важную роль, но далеко не ключевую. Игра на гитаре во многом построена на аккордах, то есть на том, как хорошо вы знаете комбинации струн и ладов, можете их зажимать.

Если вы начинаете играть с нуля, лучше использовать самоучитель, где будут показаны именно аккорды. Уроки игры на семиструнной гитаре с нуля в таком виде будут более простыми. Начните, безусловно, с основных. Внимательно следите, как выполняет тот или иной прием профессионал, снимающий видеоурок для вас.

Если вы не обладаете уникальными музыкальными талантами, вы всегда можете упорным трудом учить аккорды и их последовательность. Пусть это не будут виртуозные исполнения и не ваши собственные композиции, но вы сможете достойно играть выученные мелодии.

Если вы новичок в игре на семиструнной гитаре, то должны знать, что струны такой гитары, как правило, металлические. Это говорит о том, что ваши пальцы будут болеть от игры на гитаре. Можно, конечно, взять нейлоновые, но звук у них не такой чистый и звонкий. А уроки игры на семиструнной гитаре с нуля могут быть короче, чем занятия с классическим инструментом.

Если вы учитесь играть на семиструнной гитаре по видеоурокам, то у вас могут возникнуть проблемы с пониманием некоторых нюансов игры. Вы можете, если что-то непонятно, посмотреть уроки от других гитаристов или написать автору видео, с просьбой рассказать о чем-то подробнее. Обычно «учителя» охотно соглашаются помочь – так у вас будет дистанционный преподаватель игры на гитаре. Не стоит «налегать» на человека – ведь вы просто просите человека о помощи, а не нанимаете его.

Немного музыкальной теории

Какие знания нужны, чтобы играть по нотам как ваш любимый гитарист? Конечно, в идеале вам необходимо поступить в музыкальную школу или нанять преподавателя. Но для начала можно ограничиться минимальными знаниями теории музыки и двигаться вперед шаг за шагом.

Сначала вам нужно понять, что такое нота, какие они бывают, как и по какому принципу складываются в созвучия. Кроме того необходимо осознать понятие паузы и то, что пауза не менее важна в музыке, чем звук.

Без этих базовых знаний ваше дальнейшее самостоятельное обучение бессмысленно. Поэтому уделите пять минут на прочтение краткого курса сольфеджио.

Конструкция гитары

Стоит упомянуть, что русская семиструнная классическая гитара почти полностью отличается от обычной акустической. Несмотря на очевидное одно маленькое различие, её устройство конструкторы радикально переработали. настройка и игра на которой немного специфичны, потребуют от музыканта повышенных навыков (баррэ, например, взять будет сложнее).

  • Во-первых, строй на русской гитаре полностью другой — D (самая толстая струна), G, H, d, g, h, d1 (там, где ноты с маленькой буквы, — это означает, что нота на октаву выше той, которая написана с большой). Есть и другие строи, но это уже информация для энтузиастов, ибо используются они редко.
  • Во-вторых, в русской гитаре используются только металлические струны. Никакого нейлона.
  • В-третьих, гриф крепится к корпусу при помощи винта, который определяет угол наклона грифа.
  • И в-четвёртых, другое расположение планок внутри корпуса.

Как видно, конструкционная разница довольно большая, но классический инструмент ничуть не сложнее, чем 7-струнная гитара, настройка которой никогда не была проблемой для гитаристов. Даже начинающим музыкантам с лёгкостью удавалось привыкнуть к новой конструкции.

Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной?

Сравнение шестиструнной и семиструнной электрогитары

Не считая количества струн, шестиструнные и семиструнные инструменты отличаются используемыми звукоснимателями и их характеристиками, длиной и шириной грифа, а также разным диапазоном звучания. Но обо всем по порядку.

Звукосниматели

Набор хамбакеров для 7-струнной гитары Fokin Pickups Demolition

Чаще всего семиструнные гитары используются в экстремальных и тяжелых стилях музыки — альтернативном метале, разнообразных -корах, дженте. Низкое звучание инструмента обеспечивается специальными высоковыходными хамбакерами наподобие тех, что есть среди продуктов DiMarzio, EMG или Fokin Pickups.

Мензура

Jackson Chris Broderick Pro Series Soloist 7

Часто спуск шестой струны на обычной гитаре вызывает проблемы с настройкой инструмента даже при использовании струн экстра-сильного натяжения. Чтобы семиструнные гитары лучше держали строй, производители оснащают инструменты грифами с мензурой от 26 до 29,4 дюйма (от 660 мм до 749 мм). Такой размер дает большую стабильность строя. Иногда на рынке встречаются модели гитар с грифами как у шестиструнных инструментов — длина мензуры у таких грифов составляет 25,5 дюйма (648 мм), прямо как у гитар Fender, но это скорее исключение из правил.

Так как возросшее натяжение струн и увеличенная длина грифа могут стать источником многочисленных проблем со строем, производители дополнительно усиливают грифы электрогитар. К примеру, специальные материалы и конструктивные элементы повышают сопротивляемость грифа и всего инструмента к воздействию струн, что улучшает стабильность строя.

Ширина грифа

Jackson Chris Broderick Pro Series Soloist 7

Стандартная ширина грифа электрогитары составляет 43 мм. Ширина грифа семиструнной гитары увеличена до 48 мм. Несмотря на увеличенный размер, производители активно работают над повышением удобства игры на таких гитарах. Благодаря этому гитаристы не ощущают неудобства по всей длине грифа и не ограничены в скорости передвижения по ладам.

Строй семиструнной гитары

Стандартный строй семиструнной электрогитары: B, E, A, D, G, B, E

В индустрии стандартным строем для таких инструментов считается такой (от нижней к верхней):

  • Си (B);
  • Ми (E);
  • Ля (A);
  • Ре (D);
  • Соль (G);
  • Си (B);
  • Ми (E).

Строй drop A для семиструнной электрогитары: A, E, A, D, G, B, E

Подобно тому, как на шестиструнных гитарах спускают шестую струну в Ре для получения строя drop D, на семиструнных электрогитарах используют строй drop A, спуская седьмую струну в Ля. В таких случаях строй гитары становится следующим:

  • Ля (A);
  • Ми (E);
  • Ля (A);
  • Ре (D);
  • Соль (G);
  • Си (B);
  • Ми (E).

Струны

Jackson Chris Broderick Pro Series Soloist 7

На семиструнные электрогитары устанавливают специальные комплекты увеличенного диаметра и более сильного натяжения. Если не считать увеличенного калибра, отличий от комплектов струн для шестиструнных гитар нет.

Строй семиструнной гитары

Седьмая струна формирует строй октавой ниже классического 6-струнного диапазона. Принятый за стандарт строй таков:

  • ре – 1-ая октава;
  • си, соль, ре – малая октава;
  • си, соль, ре – большая октава.

Начинают настройку на слух с первой струны по камертону «ля», прижимают на 7-ом ладу (либо свободную настраивают по фортепианному «ре» 1-ой отавы). Далее настраивают с учетом повторяющихся интервалов. У малой терции определено 3 полутона, у большой – 4, у чистой кварты – 5. На грифе последующий лад по сравнению с предыдущим меняет высоту звука на полутон. То есть лад с прижатой струной указывает на число полутонов, изменяющих звучание свободной струны.

Тональность, оптимальная для игры на русской гитаре:

  • мажор – соль, до, ре;
  • минор – ми, ля, си, ре, соль, до.

Более сложные и менее комфортные по реализации тональности:

  • мажор – фа, си, си-бемоль, ля, ми, ми-бемоль;
  • минор – фа, фа-диез.

Прочие варианты применить сложно.

Список аккордов для начинающих

И вот мы подошли к самой важной части статьи – списку и разбору аккордов для начинающих. Всего их восемь, и для их игры не требуется никаких других навыков кроме зажатия струн. Они без проблем играются на первых трех ладах, и именно из них состоит большая часть популярных песен

Они без проблем играются на первых трех ладах, и именно из них состоит большая часть популярных песен.

Аккорд C – До Мажор

Более сложный аккорд, особенно в комбинации с некоторыми, однако стоит немного потренироваться и поделать упражнения – и он окажется таким же простым, как и остальные. Состоит из нот До, Ми и Соль.

Постановка:

Палец Струна Лад
Указательный 2 1
Средний 4 2
Безымянный 5 3
Мизинец

Аккорд Dm – Ре Минор

Это трезвучие похоже по своему составу на предыдущее, лишь с одним изменением – оно состоит из нот Ре, Фа и Ля.

Постановка:

Палец Струна Лад
Указательный 1 1
Средний 3 2
Безымянный 2 3
Мизинец

Как и в случае с предыдущим аккордом, для чистого звучания требуется бить только по первым четырем струнам.

Аккорд D – Ре Мажор

Этот аккорд состоит из нот Ре, Фа Диез и Ля.

Постановка:

Палец Струна Лад
Указательный 3 2
Средний 1 2
Безымянный 2 3
Мизинец

Важно отметить, что для чистого звучания этого трезвучия нужно бить по струнам начиная с четвертой – как со струны-тоники. Остальные при этом в идеале звучать не должны

Аккорд Em – Ми Минор

Еще один популярный аккорд для начинающих, который по частоте использования может соперничать с Am. Состоит из нот Ми, Си, Соль.

Постановка:

Палец Струна Лад
Указательный 5 2
Средний 4 2
Безымянный
Мизинец

Это трезвучие также относится к так называемым «пауэр-аккордам», если в нем играть только на последних трех струнах.

Песни в ми миноре

Для закрепления изученных аккордов, последовательностей, в ми миноре – поиграть, например, такие песни:

Пачка сигарет – КИНО:

Em/ Am/ C/ D/

Бой: вниз-вверх – вниз-вверх

Просвистела – ДДТ:

Em/ C/ G/ B7

Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз

Также в ми миноре несложные песни:

  • Когда твоя девушка больна – КИНО
  • Метель – ДДТ
  • Выхода нет – Сплин
  • Танцуй! – Сплин
  • Яблони – Ляпис Трубецкой

Аккорд E – Ми Мажор

Один из самых популярных аккордов даже в метал музыке – поскольку хорошо звучит на электрогитаре. Состоит из нот Ми, Си, Соль Диез.

Постановка:

Палец Струна Лад
Указательный 3 1
Средний 5 2
Безымянный 4 2
Мизинец

Состоит из нот Соль, Си, Ре.

Постановка:

Палец Струна Лад
Указательный 5 2
Средний 6 3
Безымянный
Мизинец 1 3

Аккорд Am – Ля минор

Это трезвучие состоит из трех нот – Ля, До и Ми. Этот аккорд присутствует в огромном количестве песен, и каждый гитарист начинал именно с него.

Постановка:

Палец Струна Лад
Указательный 2 1
Средний4 4 2
Безымянный 3 2
Мизинец

Популярные песни на Am, Dm и E

«Частушки» – народный мотив, просто играем:

Dm/ Am/ E/ Am

Ритм (бой) уже знакомый вам по предыдущим упражнениям: вниз-вверх 2 раза на каждом аккорде.

«Летел голубь» – русская народная песня:

Текст с аккордами:

Сыграть можно так:

Бой – комбинирование двух простых ритмов из упражнений. Можно сразу потренироваться под метроном на одном аккорде медленно: на «раз и» – один удар вниз; на «два» – вниз, на «и» – вверх; на «3 и», «4 и» бой повторяется.

  • Первая строчка по куплету: мотив «летел…» начинаем без гитары;
  • На слово «голубь» играем Am – бой 1 раз (вниз – вниз-вверх);
  • Потом на E – бой 1 раз;
  • Am – играем ритм уже 2 раза, из вторым разом мотив 2-ой строчки;
  • E – 2 раза;
  • Возвращаемся на Am – 2 раза;
  • И последние две строчки на каждый аккорд бой 2 раза: Dm/Am/E/Am.

«Коробейники» – всё те же самые популярные 3 аккорда:

Играется таким же боем, как и «Летел голубь», но в более быстром темпе. А разучивать песню, конечно, сначала нужно медленно.

Аккорд A – Ля мажор

Менее популярный аккорд, который, тем не менее, присутствует в огромном количестве знакомых всем песен. Он состоит из нот Ля, Ми и До Диез.

Постановка:

Палец Струна Лад
Указательный 4 2
Средний 3 2
Безымянный 2 2
Мизинец

Конструктивные особенности

Семиструнная гитара условно делится на классическую тонкострунную и цыганскую со стальными струнами. Длина рабочей струны – 55-65 см.

По толщине гитарные струны делятся на:

  • квинты – тонкие;
  • секунды – средние;
  • терции – толстые.

Каждая следующая ниже предыдущей по тону.

Гитарный полый барабан (основа) состоит из двух дек, скрепленных обечайками (боковинами). Для его изготовления используют древесину – липу, ель, кедр – создающую густой, насыщенный звук. Внутри корпуса установлены по схеме Шерцера (параллельно относительно друг друга, поперечно относительно верхней деки) пружины – планки, защищающие деревянную конструкцию от деформации. Лицевая поверхность барабана ровная, нижняя незначительно выпуклая.

Центральная круглая дыра называется розеткой. Бридж делают из плотной древесины, его седло костяное (преимущественно на старых инструментах) либо пластмассовое. Пластиковой накладкой часто украшают цыганскую разновидность музыкального инструмента, на классической элемент отсутствует.

Гриф тонкий: 4,6-5 см в верхнем порожке, 5,4-6 см в нижнем. Его накладку делают из эбенового или иного твердого дерева. Лады стальные либо латунные.

Что стоит знать об обучении игре на семиструнке?

Если говорить в целом об игре на семиструнной гитаре, можно с уверенностью сказать такие вещи:

  • этот инструмент много лет не теряет и не утратит своей актуальности и популярности;
  • семиструнка – это универсальный музыкальный инструмент, который поможет вам (при наличии музыкального слуха) сыграть на гитаре любую песню даже в походных условиях;
  • семиструнная гитара во многом отличается от акустической, но она от этого не станет ни лучше, ни хуже. Просто она – другая;
  • учиться играть на семиструнной гитаре тому, кто рассчитывает на мгновенный результат – бесполезно, особенно если вы занимаетесь самостоятельно по самоучителю.
  • самое главное – труд и упорство.

На первый взгляд ответ очевиден. Разница в одной струне. Но это не так, потому что можно из шестиструнной гитары сделать семиструнную и без добавления седьмой струны.
Например, исполняет свои песни, как известно на семиструнке, но на сам деле на шести. Просто она настроена под семиструнную, но без пятой струны – Н (си).

Теперь смело делаем логичный вывод, что разница не в количестве струн, а в музыкальном строе. Открытые струны семиструнной гитары
звучат в соль-мажоре. Отсюда и название данного строя “оpen G”.

Если вы уже играете на шестиструнной гитаре, то вам придется переучиваться при желании играть русским семиструнным строем, т.к. аккорды с такой настройкой зажимаются иначе.
И немного лирики.:)
Многие выросли на мелодиях семиструнки. Те, кто смотрел фильм «Неуловимые мстители», тот никогда не забудет в кабаке. Играл он именно на родной семиструнной гитаре
!

Настройка 7-ми струнной гитары:

  • Первая струна
    , прижатая на 7-м ладу, должна звучать в унисон с камертоном Ля (440 Гц)
  • Вторая струна
    , прижатая на 3-м ладу, должна звучать в унисон с открытой перовой струной.
  • Третья струна
    , прижатая на 4-м ладу, должна звучать в унисон с открытой второй струной.
  • Четвертая струна
    , прижатая на 5-м ладу, должна звучать в унисон с открытой третьей струной.
  • Пятая струна
    , прижатая на 3-м ладу, должна звучать в унисон с открытой четвертой струной.
  • Шестая струна
    , прижатая на 4-м ладу, должна звучать в унисон с открытой пятой струной.
  • Седьмая струна,
    прижатая на 5-м ладу, должна звучать в унисон с открытой шестой струной.

Мощность и диапазон звука семиструнных электрогитар превышает возможности более привычных шестиструнных инструментов. Дополнительная струна снизу дает больший простор для самовыражения гитариста, а обновленные аккорды с измененной аппликатурой и новыми звуками открывают дорогу к новым интересным звуковым решениям.

Понятие и обозначение нот

Нота – это графическое изображение звука, его длительности, высоты и порядка исполнения. Говоря проще, это музыкальная «буква». Существует несколько способов ее изображения:

  • Графически на нотном стане. Это самое грамотное отображение ноты в музыке. Здесь зашифрована вся информация о звуке (высота, длительность, порядок исполнения).

  • Графически на табулатуре. Это специализированное изображение для гитары. Здесь зашифрована информация о высоте, длительности звука, а также о ладе и струне, на которой этот звук должен быть извлечен.

  • Одиночной заглавной буквой. Это любительский способ записи, но он помогает при сопоставлении нот с исполняемыми аккордами. C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль, A – ля, B – си.
  • Словом (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Так записывают ноты в учебной литературе при начале обучения музыке.

Нотный стан или табулатура?

На нотном стане ноты располагаются следующим образом:

Четыре октавы на нотном стане

Преимущество такой записи гитарной партии заключается в том, что у гитариста есть выбор, в какой позиции сыграть мелодию. То есть исполнитель может сам подобрать удобную для себя аппликатуру, ведь классическая запись показывает лишь длительность и высоту звука, который нужно извлечь.

Мало кто из музыкантов-любителей утруждает себя изучением классическому способу записи музыки. Большинство отдает предпочтение табулатуре.

Табулатура – это способ записи, при котором ноты изображаются схематично в виде указания, на какой струне и каком ладу должен располагаться палец для извлечения нужного звука. Узнайте как читать табулатуры для гитары

Так выглядит гамма До-мажор и Ля-минор на табулатуре

Это наиболее удобный способ записи гитарных партий.

История семиструнной гитары

Русская семиструнная гитара – результат экспериментов французского мастера Рене Леконта, хотя считается, что создателем был русский композитор чешского происхождения Андрей Осипович Сихра. Француз первым сконструировал семиструнную модель, но она не прижилась в Западной Европе, а Сихра лишь популяризировал 7-струнную гитару, которая появилась в России в конце 18 века. Всю творческую жизнь композитор посвятил инструменту, создал и исполнял более тысячи музыкальных композиций. Возможно даже, сформировал ныне применяемый строй инструмента. Первый скромный концерт организовал в 1793 году в Вильно.

Есть другая версия возникновения семиструнной гитары. Изобретателем может быть чешский композитор Игнатий Гельд, живший и работавший в то же время, что Сихра. Его перу принадлежит учебник игры на семиструнной гитаре, подаренный в 1798-ом супруге Александра I.

Наибольшую популярность семиструнная модель обрела в России. На ней легко играл и опытный гитарист, и новичок, дворяне исполняли романсы, а цыгане – свои трогательные песни.

Сегодня семиструнный инструмент не концертный, даже не эстрадный. Его ценят и выбирают преимущественно барды. Стоит вспомнить романтичные, мелодичные выступления Окуджавы, Высоцкого. Хотя несколько концертных произведений все же создано. Так, в 1988-ом композитор Игорь Владимирович Рехин написал «Русский концерт», а в 2007-ом гитарист Алексей Александрович Агибалов представил программу «Для гитары с оркестром».

Фабрика Луначарского производила 7-струнные гитары с 1947 года. Помимо классических, сегодня выпускаются электрогитары, применяемые в стилях джент, рок-металл.

Упражнения для запоминания нот на грифе гитары

Чтобы научиться быстро находить нужные ноты на каждой струне и безошибочно составлять аккорды, не глядя в книгу, гитаристу стоит прибегнуть к небольшим подсказкам:

  • При проигрывании нот повторяйте название каждой и смотрите на лады. Так активизируются все виды памяти, и информация лучше откладывается. Еще один плюс этого – развитие слуха – мозг запоминает не только название или расположение, но и звучание каждой ноты.
  • Проигрывать ноты нужно как в прямой, так и обратной последовательности.
  • Начинать игру следует с 1 струны. Постепенно, по мере освоения, нужно подключать по порядку дальше, пока все 6 не будут задействованы в игре.
  • Репетиции. Самое главное – практика. Чем больше уделяется времени занятию на инструменте, тем быстрее произойдет освоение нужной информации.
  • Первое время можно использовать наклейки на лады. Первое время можно будет подсматривать, а затем они уже и не понадобятся.

Хроматическая гамма

Гамма – это последовательное исполнение 7 нот с повышением на тон. Гаммы бывают 2 типов: мажорные и минорные. Они находятся в параллели друг от друга. Хроматическая гамма – это такой вид, при котором все звуки повышаются на пол тона, за исключением одной ноты. На гитаре это выглядит как проигрывание звуков, начиная с открытой струны, заканчивая 12 ладом. С помощью хроматической гаммы отрабатывается техника игры и быстрота движений пальцев и кисти

Важно соблюдать темп и играть ритмично каждую гамму в прямом и обратном порядке

Октавы

Гитарный гриф при классическом строе содержит малую, первую, вторую и третью октавы.

Малая располагается на струнах басового регистра. Представлена не полностью: от открытой ми до 7 лада – си на шестой струне.

Первая октава занимает треть всех звуков на гитаре. Не задействована в данном случае только 1 струна.

Вторая октава имеет звучание на каждой струне. На 6 – это 20 лад, а на первой – восьмой.

Третья – самая высокая и играется на 1,2,3 струнах.

Тест на память

После прохождения всех этапов запоминания звуков, отработки на практике, попробуйте самостоятельно тренировать воспроизведение их по памяти.

Такой тест нужно проходить ежедневно до успешного и безошибочного заполнения каждой его вариации.

Принцип у него следующий:

В текстовом файле создать таблицу из 6 столбцов – это будут струны, и 22 строк – это лады.

Каждый день заполняйте эту таблицу разными способами: сначала столбцы, затем строки, потом только определенные звуки.

Когда результат теста будет 100%, попробуйте его перенести на гриф, проигрывая и называя каждый звук.

Простейшие мелодии

Пройдя все уроки, выучив все ноты, отработав на практике движение пальцев по ладам и между струнами, можно приступить к исполнению несложных композиций, которые можно проигрывать на каждой струне поочередно. К таким произведениям относятся «В траве сидел кузнечик», «Мурка», «Три веселых гуся», «В лесу родилась ёлочка» и прочие. При игре нужно следить не только за перемещениями пальцев левой руки, но и за техникой правой. Не следует сильно зажимать струны или натягивать их – движения должны быть плавными и четкими. Если используется медиатор, то он должен двигаться параллельно струнам.

Если следовать всем советам и щепетильно осваивать каждый урок, то научиться на гитаре играть не составит большого труда. Даже небольшие неудачи при терпении, и старательности помогут в обучении.

Видео для новичков:

Гибридные конструкции

В начале 2000-х гг. Роджер МакГуинн (известен своими навыками игры в двенадцатиструнная гитара и за его долгую связь с The Byrds ) работал с К. Ф. Мартин и компания разработать семиструнный народная гитара. Гитара Макгуинна (в настоящее время продаваемая Мартином) настроена так же, как и стандартная фолк-гитара со стальными струнами, но третья струна (G) дополнена струной с высокой октавой. Многие из известных гитарных соло МакГуинна используют струну G двенадцатиструнной гитары для исполнения основной мелодии, и поэтому семиструнная гитара Martin была разработана для достижения этого расширенного диапазона игры без необходимости дублировать все шесть струн гитары.

Необходимые базовые знания

Обозначение нот

Для начала необходимо знать, что их всего 7.  Каждой соответствует буква латинского алфавита:

  • До – С;
  • Ре – D;
  • Ми – E;
  • Фа – F;
  • Соль – G;
  • Ля – A;
  • Си – B.

В такой очередности они образуют октаву. Буквы латыни — универсальные обозначения, которые используется повсеместно для удобства записи и использования в тексте.

Длительности

При составлении композиции ноты могут быть написаны не только на разных линейках, но и выглядят по-разному.

Каждая нота должна проигрываться в определенном порядке и с определенной скоростью. Именно это и есть длительность нот.

Различают пять основных видов:

  • Целая – имеет форму овала, не закрашенного внутри – самая долгая нота, длится целый такт;
  • Половинная – форма не закрашенного овала со штилем – палочкой сбоку; по названию понятно, что по времени проигрывается быстрее целой в 2 раза, т.е. пол такта;
  • Четвертная – в 2 раза короче половинной ноты или ¼ целой ноты; форма – закрашенный овал со штилем;
  • Восьмая – это одна 1/8 часть целой ноты, по форме похожа на четвертную, но имеет хвост на штиле;
  • Шестнадцатая – в 2 раза короче восьмой ноты, имеет двойной хвост.

Восьмые и шестнадцатые ноты записываются двумя способами: отдельно каждую, либо объединять под одно ребро.

Ноты на открытых струнах

Если брать стандартный строй, то на нем 1, 2, 3, 6 струны построены в кварту, а 4, 5 – в квинту. Это обусловлено тем, что при таком расположении куда проще зажимать аккорды на грифе, изучать гаммы, боксы и пентатоники.

На грифе шестиструнной гитаре струны располагаются таким образом: E B G D A E.

Что означает диез и бемоль

Эти понятия используются не часто и редко кто понимает их значение. Диез и бемоль – знаки альтерации – изменения основных ступеней звукового ряда. На фортепиано большинство полутонов звучат на черных клавишах. Диез повышает звук на полтона, а бемоль понижает. Они обозначаются специальными знаками и могут располагаться перед нотами, в начале нотного стана, либо перед ключом.

Где не используются бемоли и диезы

В тональностях ля–минор и до–мажор не используются знаки диез и бемоль из-за того, что звукоряд состоит из белых клавиш, а черные являются повышенными или пониженными ступенями нотного ряда.

Что такое натуральный ряд

Под этим понятием понимается звуковой ряд, в который входят основные звуки и обертоны – гармонические призвуки. Такой ряд имеет 7 ступеней и структуру мажорной гаммы. В натуральный звукоряд также входят частичные тоны; их количество различное для разных октав.

Как играть на семиструнной гитаре. Упражнения и примеры

Привыкание к инструменту

Первое знакомство с семиструнными электрогитарами удивляет тем, насколько низко звучит дополнительная струна. Чтобы понять, как играть на семиструнной электрогитаре, поиграйте простое упражнение с применением глушения ладонью (palm muting). Благодаря этому упражнению вы поймете общую специфику игры на семиструнной гитаре и ощутите резонанс инструмента (он не такой, как у шестиструнных гитар).

1 Глушение струн

Так как седьмая струна продолжает звучать при переходе к другим струнам, исполнение риффов в открытых позициях часто сопряжено с риском загрязнения окружающей музыкальной среды. Чтобы избежать грязи, глушите открытую струну кончиком пальца, которым зажимаете ноты на других струнах.

2 Обыгрывание гамм

Третий пример направлен на улучшение растяжки пальцев. Из-за более широкого грифа в первое время могут возникать проблемы с игрой на нижних (басовых) струнах, поэтому рукам и пальцам нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Для большего удобства расположите большой палец в нижней части грифа и сделайте вылет ладони как можно шире. Так будет легче дотягиваться до самых низких струн.

3 Смена струн

Четвертое упражнение развивает четкость и чистоту звукоизвлечения отдельных нот, особенно тех, что расположены на разных струнах

Обратите внимание, что в примере игра идет переменным штрихом, а не прямым

4 Рифф на пауэр-аккордах

Освоившись с инструментом, поиграем пауэр-аккорды. Разница пауэр-аккордов на шести- и семиструнных электрогитарах заключается в количестве струн — на семиструнном инструменте мощные аккорды можно играть на четырех струнах. Благодаря этому, аккорды звучат мощнее, а за счет глушения ладонью можно добиться еще более тяжелого звука.

В первом такте используется прямой штрих (даунстрок), в то время как во втором упражнение переходит на переменный.

5 Стиль Trivium

Пример вдохновлен стилистикой игры Кори Больё из группы Trivium. Смысл примера в комбинировании пауэр-аккордов и коротких мелодических линий. Глушите все пауэр-аккорды, выпадающие на слабую долю, а пауэр-аккорды на сильную долю играйте без приглушения. Это расставит акценты во время игры и придаст партии больше динамики.

Игра мелодических отрезков также требует приглушения, но глушить мы будем нижние струны, чтобы избежать грязи и лишних шумов (см. Пример 2 выше).

6 Стиль Криса Бродерика

Пример на основе стиля игры Криса Бродерика из Megadeth и Act of Defiance. Пример исполняется во фригийском ладу (см. Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов). Не гонитесь за скоростью исполнения, сначала отработайте чистое исполнение упражнения в более медленном темпе.

Самый сложный момент в примере — переход с ритмической линии на мелодическую. Отработайте переход очень медленно и постепенно набирайте скорость. При исполнении мелодической линии глушите нижние струны, чтобы избежать появления грязи во время игры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: