Как быстро научиться играть на гитаре самостоятельно в домашних условиях: 6 основных аккордов для 6-струнной гитары, бой и схемы переборов для начинающих с обучающими видео

Сложность самостоятельного обучения

Освоить гитарное мастерство самому, без чьей-либо помощи будет достаточно сложно. Но при должном усердии, терпении и огромном желании, это возможно. Рассмотрим положительные и отрицательные моменты самостоятельного обучения.

Плюсы обучения дома

Несмотря на отсутствие помощи извне, домашнее обучение имеет ряд положительных моментов, например:

Можно изучать то, что хочется и когда хочется.
Не нужно тратить деньги на обучение. Можно осваивать игру на гитаре бесплатно с помощью видеоуроков и статей в интернете.
Не каждый преподаватель сможет в полной мере объяснить, как работает тот или иной жанр

Поэтому и в том и в другом случае вам придется тратить собственное время на поиск важной информации.

И еще одно преимущество домашнего обучения в том, что не нужно соблюдать дедлайны (встреча с учителем, необходимость срочно выучить какой-то материал и т. д.) и можно музицировать в любое удобное время (хоть ночью, было бы желание).

Минусы самостоятельного подхода

Но у самостоятельного обучения есть и минусы. Вот самые очевидные:

Процесс обучения займет намного больше времени, нежели это было бы с грамотным педагогом.
Преподаватель может составить персональную программу обучения, рассчитанную на ваш уровень игры

Тогда как при самостоятельном подходе придется искать материал самому, сортируя, что сейчас важно, а что нет.
Сложность в изучении музыкальной теории.

Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы

Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.

Все струны пронумерованы с 1-й по 6-ю: первая является самой тонкой, шестая – самой толстой. Также струны с 4 по 6 иногда называют «басовыми» или «низкими», 1-3 струны – «высокими», несмотря на то, что на плоскости гитары они расположены ниже.

Нумерация струн на гитаре

Для удобства записи гитарных партий и игры гриф гитары по горизонтали разделен на лады – на отдельных ладах есть отметки для быстрого визуального понимания и ориентации на грифе (обычно это 12-й лад, а также 3-5-7-9 лады и 15-17-19-21).

Нумерация ладов на гитаре

Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».

Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:

  • Указательный — №1
  • Средний – №2
  • Безымянный — №3
  • Мизинец — №4
  • Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет

Как брать аккорды

Для правильного взятия аккордов важна правильная постановка рук. Расслабьте левую руку и вложите в нее гриф гитары так, чтобы его задняя часть опиралась на большой палец, а пальцы находились напротив струн. Не надо обхватывать гриф и сжимать его – старайтесь, чтобы левая рука всегда была расслаблена.

Согните пальцы и их подушечками зажмите любой аккорд. Если вы делаете это впервые – то, скорее всего, правильно поджать струны у вас не получится. Давите на струны до тех пор, пока не получите четкий звук без какого-то дребезжания, но не перестарайтесь, и не прижимайте их сильно к накладке грифа – иначе звук сильно исказится. Скорее всего, подушечки начнут болеть – и это нормально, просто продолжайте ставить аккорды, пока на пальцах не появятся мозоли, и они не привыкнут к тому, что сталь их режет и трет. Не ставьте пальцы на порожки ладов – иначе будет возникать противное дребезжание.

Настройка гитары

Чтобы добиться максимум результатов во время занятий, предварительно:

Убедитесь в том, что высота струн над грифом на оптимальном расстоянии. И при этом все струны хорошо звучат, в прижатом состоянии не бьются об лады. На акустической шестиструнной гитаре расстояние от порожка 12-лада до струн должно составлять примерно 2-5 мм.

В противном случае (если струны высоко над грифом) осваивать аккорды вам будет очень сложно. Пальцы будут быстро уставать. И мозолей на пальцах будет больше обычного (в любом случае они появятся, но если высота струн большая, проблема усугубляется).
Высота струн регулируется путём настройки грифа и другими способами. В рамках этой статьи мы не будем их рассматривать. Если вам сложно отрегулировать высоту, лучше обратитесь к гитарному мастеру.

Настройте гитару. Это можно сделать под тюнер, ориентируясь по шкале высоты звука в соответствие с заданной нотой. Или же на слух – по заданному звуку. В интернете есть множество сервисов онлайн для настройки гитары. Не получается самостоятельно – попросите товарищей-гитаристов настроить. Но ни в коем случае не играйте на расстроенной гитаре. От таких занятий толку мало.

Как зажимать аккорды

Перед тем, как начнём уроки игры на гитаре – последний подготовительный этап. Рекомендации – как избежать распространённых ошибок новичков, возникающих при изучении первых аккордов.

  • «Не прячьте», не прогибайте мизинец под гриф. Он должен быть над грифом. Сразу отрабатывайте правильную постановку. В дальнейшем и мизинец «задействуете» в более сложных аккордах, обыгровках, басовых линиях.
  • Не выворачивайте слишком кисть левой руки вправо или влево относительно плоскости грифа. Верхние фаланги пальцев на прижатых струнах должны быть примерно в перпендикулярном положении от поверхности ладов.
  • Пальцы, прижимая струны, не должны касаться соседних струн.
  • Для прижатия струн прилаживайте ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы прозвучал звук аккорда. И не слишком слабо (струны не звучат), и не слишком сильно (звучат струны, но чрезмерная нагрузка на пальцы).

Как играть инструментальные или классические произведения

Произведения для струнных инструментов записывают нотами на нотном стане. Сложные построения с музыкальными темами невозможно научиться играть без знания нотной грамоты. По сути — это законченные мелодичные фразы, которыми композитор выражает собственные мысли.

https://youtube.com/watch?v=2J5sbA4uEHA

Изучение музыкальных текстов для человека, знающего нотную грамоту, — несложная задача. Он как бы читает открытую книгу, состоящую из звуков.

Разбираться в музыкальной грамоте необходимо, чтобы играть по нотам на гитаре в ансамбле. У каждого исполнителя там отдельная партия, которую мало кому удается выучить на слух. Хотя, конечно, встречаются и такие таланты. Совместное творчество — это высокое мастерство, для достижения которого нужно совершенствовать знания и навыки.

Простые способы запомнить формулы построения аккордов

Познакомившись с теорией, теперь мы можем перейти к практической части. Давайте начнём с некоторых общих наблюдений.

Наблюдения

  • Всё аккорды (за исключением аккордов с задержанием) состоят из 1 (тоники), 3 (терции) и 5 (квинты) ступеней. Для аккордов с задержанием заменяют 3 ступень на 2 (sus2) или 4 (sus4) ступень.
  • Мы не рассматривали пауэр-аккорды, потому-что они состоят всего из 2 нот: тоники (1) и квинты (5). Пауэр-аккорд от ноты C обозначается как C5 и строится из ноты C и G.

Как названия аккордов связаны с 3, 5 и 7 ступенями

  1. Мажорные и доминантсептаккорды имеют в основе 3 ступень (большую терцию).
  2. Минорные и уменьшенные аккорды имеют в основе пониженную ♭3 ступень (малую терцию).
  3. Мажорные септаккорды имеют в основе 7 ступень (большую септиму).
  4. Минорные и доминантсептаккорды имеют в основе пониженную ♭7 ступень, так же как и пониженную ♭3 ступень (потому-что строятся из минорного трезвучия).
  5. Уменьшенные аккорды имеют в основе пониженную ♭5 ступень, так же как и пониженную ♭3 ступень (потому-что строятся из минорного трезвучия).
  6. Увеличенные аккорды имеют повышенную ♯5 ступень.
  7. Аккорды с задержанием заменяют 3 ступень на 2, если это sus2 или 4 ступень sus4.

7 правил в формате таблицы

Аккорд 3 ступень 5 ступень 7 ступень
Major и Dominant 3
Minor ♭3
Major 7 7
Minor 7 и Dominant 7 ♭7
Diminished ♭3 ♭5
Augmented 3 ♯5
Sus2 2
Sus4 4

Блок питания усилителя

Блок питания тоже не сложный. Анодное напряжение выпрямляется с помощью моста и фильтруется RC-фильтром, состоящим из резисторов R101-R102 и конденсаторов C101-C107. Резистор R108 разряжает высоковольтные конденсаторы после выключения питания.

Резисторы R105, R104 симметрируют напряжение накала на землю, так что шум сети, слышимый в динамиках, должен быть минимален. Резистор R101 довольно сильно нагревается, поэтому для лучшего отвода тепла его можно разместить на небольшом радиаторе, либо два сразу подключить — последовательно или параллельно (путем выбора сопротивления отдельных резисторов соответственно). Этот источник питания обеспечивает питание одновременно обоих каналов УНЧ.

   

После включения усилитель должен прогреться несколько минут, чтобы стабилизировались токи протекающие через лампы. Резисторы R101 и R102 в блоке питания, а также R9 и R9A на лампах будут нагреваться до высокой температуры, это нормально. Однако если в воздухе есть запах выжженного лака и видим, что краска на одном из резисторов меняет цвет, значит у резистора слишком мало запаса. В этом случае его следует заменить на такой же по номиналу, но с большей мощностью. После более длительного периода работы снова проверяем напряжение питания и падение напряжения на катодных резисторах ламп. Производим коррекцию анодных токов лампы L2 (L2A).

Что такое гитарный бой

Гитарный бой – это резкие ритмичные удары сразу по нескольким струнам. В результате звучат не отдельные ноты, а целые аккорды. Таким образом, звук инструмента становится плотнее и монолитнее.

С помощью боя гитарист обыгрывает ритмический рисунок песни. Так лучше слышна гармония песни, но при этом теряется ее мелодия.

Если играют две гитары, то одна держит ритм, а вторая ведет мелодическую линию.

Гитарный бой ведет свое начало от фламенко. В этой испанской музыке гитаристу требовалось аккомпанировать танцору или певцу. Так как других инструментов в ритм-секции не было, то гитара одновременно задавала темп и ритм композиции и вела основную мелодию.

Со временем такой способ звукоизвлечения перекочевал в популярную музыку.

Советы, как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях

Подведем итоги! Чтобы научиться играть на гитаре с нуля, необходимо выполнить такие действия:

  1. Разберитесь с устройством гитары. Попробуйте ее подержать, потрогайте струны. Когда выберете инструмент, к которому «душа лежит», приступайте к обучению.
  2. Попробуйте несколько раз настроить гитару по принципу 5 лада, проверяя свою работу тюнером. Чем лучше у вас это получится, тем легче будет воспроизводить на гитаре услышанные мелодии.
  3. Учите аккорды. В начале без схем обойтись не получится, но со временем пальцы автоматически будут прижимать нужные аккорды.
  4. После освоения аккордов учитесь проигрывать их боем и перебором. Основная задача — заставить руки работать синхронно.
  5. Играйте ежедневно. Регулярные уроки помогут развить моторику пальцев и мышечную память. Благодаря этому, у вас получится научиться играть на гитаре за короткий срок.
  6. Если уверены, что добились результатов, запишите свою игру на диктофон и постарайтесь оценить ее со стороны.
  7. Учитесь играть на гитаре на любимых песнях. Это будет стимулом не бросить начатое на половине пути.

Этап №2: изучаем другие простые аккорды

Двигаемся дальше: на очереди изучение других аккордов из тональности до-мажор: соль-мажор (G) и фа-мажор (F).

Данный этап немного посложнее, так как вам потребуется использовать прием под названием баррэ – ваш указательный палец должен будет одновременно зажать несколько струн на одном ладу.

Начнем с фа-мажор:

  • Указательный палец поместите на 1 лад: в этом аккорде он должен будет одновременно зажимать 1 лад на 6, 1 и 2 струне. Это ноты фа (1 и 6 струна) и до.
  • Безымянный палец поместите на 3 лад 5 струны – это также нота до.
  • Мизинец поставьте на 3 лад 4 струны – это нота фа.
  • Наконец, средний палец зажимает 3 струну на 2 ладу – нота ля.

Данная аппликатура (порядок расположения пальцев) является одной из основных и классических в гитарной музыке и позже вы будете использовать её очень часто

Поэтому уделите особое внимание отработке данного аккорда – добейтесь максимально чистого и ровного звучания при комфортной постановке рук. Повторимся: по началу подушечки пальцев и суставы будут не в восторге от вашего нового хобби

Но оно того стоит!

Переходим к аккорду G, или соль-мажор.

  • Зажмите средним пальцем 3 лад 6 струны – это басовая нота соль;
  • Указательным пальцем зажмите 2 лад 5 струны – нота си;
  • Далее оставляем три открытых струны – с четвертой по вторую, ноты ре, соль и си.
  • Наконец, безымянным пальцем или мизинцем (более предпочтительно) зажмите 3 лад первой струны – нота соль.

У этого аккорда есть и еще один вариант для данной позиции:

Обратите внимание, что 2 струну мы оставляем не открытой, а зажимаем её на 3 ладу безымянным пальцем, мизинцем зажимаем 3 лад 1 струны. А теперь немножечко магии, которая очень поможет вам в будущем! Аккорды фа-мажор (F) и соль-мажор (G) идентичны, отличаются они лишь высотой: последний на 2 полутона (2 лада) или на 1 целый тон выше

Догадались, что это означает? Мы можем сыграть ту же аппликатуру, которую используем для аккорда фа-мажор (F), только на 2 лада выше – и получим соль-мажор (G)!

А теперь немножечко магии, которая очень поможет вам в будущем! Аккорды фа-мажор (F) и соль-мажор (G) идентичны, отличаются они лишь высотой: последний на 2 полутона (2 лада) или на 1 целый тон выше. Догадались, что это означает? Мы можем сыграть ту же аппликатуру, которую используем для аккорда фа-мажор (F), только на 2 лада выше – и получим соль-мажор (G)!

Как играть боем

Скользящий удар по струнам в музыкальной терминологии называется боем. Его играют внешней стороной пальцев или ногтями. Для овладения этой техникой выполняют сначала простые, затем более сложные упражнения.

Главная задача боя — извлечь ровный по интенсивности звук из всех струн, выдержать ритм и создать музыкальный рисунок. Подобный метод применяют многие эстрадные рок- и поп-звезды.

У новичков часто пальцы цепляются за струны, выделяя из аккорда отдельные звуки. Со временем это проходит, но требуется упорная тренировка. Начинать нужно с движения вверх-вниз.

Затем бой усложняют, переходя на сочетания:

  • «четверка»;
  • «шестерка»;
  • «восьмерка».

Наиболее красивый — испанский бой с нисходящим, восходящим или кольцевым расгеадо. Его исполняют во время фламенко — зажигательного темпераментного танца жителей южной Андалузии.

Простые ноты для гитары

Поиграй простые ноты для гитары, расположенные на этой странице. Кое-что можно выучить наизусть и с этого начнется твой личный репертуар, который ты будешь постоянно расширять, а со временем и менять (с повышением уровня мастерства как гитариста).

Запомни: на любом музыкальном инструменте играть нужно много разных пьес, потому что раз за разом ты ступаешь выше на одну ступеньку к гитарному Олимпу, хорошо разобрав и выучив без ошибок каждую последующую пьесу.

Лень не сопутствует успеху ни в одном деле и ты это должен понимать. Да, многие гитаристы ленивы, но только не в случае работы с гитарой!

————————————————————————————————–1. Красивая пьеска С.Марышева “Небо в тучах”. Злободневная летняя тема для дождливых районов России…

—————————————————————————————————

2. Легко и непринуждённо сыграй “Этюд в мажоре”. Ты знаешь о том, что слово “мажор” означает хорошее настроение, бодрость, весёлость? Так и действуй!

—————————————————————————————————

3.  Непревзойдённый мастер по красивым этюдам и коротеньким пьесам  (на мой взгляд) М. Джулиани. Известное всем гитаристам сочинение под наиболее распространённым названием “Аллегро”. Красиво, ничего не скажешь!

————————————————————————————————–

На следующей странице относительно сложная “вещица” с Дуная. Прошу пожаловать!

Аккорд A (Ля мажор)

Смотрим на обозначение аккорда A. Будем считать, что справа расположен верхний порожек и головка грифа. Слева идут 1,2,3 и так далее лады. Кружочки с цифрами — это места, где нужно зажимать струны и указано какими пальцами. 1 — это указательный палец, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец. Крестиком указывают струну, которую играть не следует. Здесь стоит отметить тот факт, что аккорд должен начинаться с тоники (главный звук в аккорде). Тоника должна звучать на басовых струнах (три толстые струны гитары). То есть если у нас аккорд Ля Мажор (A), то и начинаться он должен с ноты Ля (A), поэтому басовую ноту Ми (E) мы не играем.

Далее приведу изображения ещё нескольких простых аккордов на гитаре.

Баррэ-аккорды

При игре на гитаре баррэ отличаются способом исполнения. Когда их играют, указательным пальцем одновременно зажимают несколько струн. Иногда этого бывает достаточно, а в некоторых случаях необходимо прижать струны дополнительно другими пальцами.

Когда берутся баррэ необходимо приложить большее физическое усилие, чем обычно. Поэтому для их освоения придется потренироваться, а возможно и обратиться к преподавателю по гитаре.

5 советов как брать баррэ

Для того, чтобы научиться брать аккорды баррэ, будет полезно ознакомиться с советами:

Когда гитарист только учится, осваивать движение на первом ладу нельзя. Рекомендуется начать на пятом или седьмом. Это связано с тем, что на различных участках грифа натяжение будет отличаться: в середине оно слабее, а у края сильнее. После освоения можно переходить на четвёртый, третий, второй и первый лады. Если тренироваться каждый день, то можно освоить баррэ на каждом участке грифа.
При исполнении, например, аккорда Bm на гитаре надо зажимать пальцем рядом с внутренним краем лада. Если так сделать, то звук будет приятным и мелодичным. Если зажать их посередине или с внешнего края лада, то звук будет менее благозвучным.
При выполнении баррэ исполнители будут зажимать струны немного по-разному. Это связано с тем, что размер и строение ладони у людей отличаются. Поэтому нужно действовать так, как удобнее исполнителю

Эта манера является индивидуальной.
Во время уроков баррэ нужно перестать концентрировать внимание на правой руке. Ей нужно просто делать взмахи вниз и не стоит перебирать струны

Особое внимание при этом нужно уделять движениям левой руки.
Обучение выполнения баррэ включает не только репетиции и тренировки, но и отдых. При постоянном выполнении упражнений будут уставать руки и болеть пальцы. Нужно давать себе время для отдыха и восстановления.

Эти советы помогут легче научиться брать баррэ — F, Hm, Cm, Gm, B на гитаре. Однако это не отменяет необходимости постоянно учиться и посещать курсы игры на гитаре для совершенствования своего мастерства. 

Как выбрать для себя гитару

Правильно подобранный инструмент обеспечит комфорт во время музицирования и поможет ускорить процесс обучения. Чтобы пальцы сильно не уставали во время игры, новичку стоит приобрести классическую гитару. У нее мягкие струны (нейлоновые) и более удобный корпус, в отличие от акустической.

Акустические гитары

У акустических гитар металлические (стальные) струны, поэтому на первых занятиях пальцы могут сильно уставать (вплоть до появления мозолей). Но зато инструмент издает более звонкий и насыщенный звук. И в этом его главное преимущество.

При выборе инструмента необходимо «примерить» его на себя, попробовать что-нибудь сыграть и т. д. Если гитарист будет чувствовать себя комфортно, значит гитара подходит

И, конечно же, стоит обратить внимание на цену. Качественная гитара всегда стоит дороже

Басовые инструменты

Бас-гитара — это одновременно ритмический и мелодический инструмент, в классическом варианте имеющий 4 струны (но бывают и больше). Бас придает звуку особую глубину и форму, поэтому используется в таких жанрах, как рок, метал, блюз или джаз.

Бас-гитара подходит для музыкальной группы, а не соло выступлений.

При выборе инструмента важно учитывать качество сборки и стоимость. Как правило, чем выше цена, тем насыщеннее будет звучать бас-гитара

У новичка могут возникнуть сложности с выбором, поэтому можно попросить помочь человека с опытом или в крайнем случае проконсультироваться у продавца.

Как правильно выбрать акустическую гитару для начинающих: советы


Зная устройство инструмента, можно научиться играть на гитаре дома. Для новичков подойдет стандартная акустическая гитара. Ее основная часть является самой большой — это дека. К ней крепится ручка, именуемая – грифом. На ее конце располагается головка с натяжителями (колками). Последние служат для подтягивания струн. Гриф разделен металлическими вставками на лады. К ним, для получения звука, прижимают струны кончиками пальцев. Отсчет ладов производится от головки и заканчивается последней металлической полоской возле деки. По длине грифа и части деки натянуто 6 струн. Их счет начинают с нижней, самой тонкой.

Акустические гитары делятся на два вида:

  1. Классическая. Имеет широкий гриф и струны из нейлона. Благодаря такой особенности, расстояние меж струнами широкое, что минимизирует шанс задеть соседнюю. Нейлоновые струны мягче и не набивают мозолей.
  2. Дредноут (вестерн). Благодаря натяжению металлических струн инструмент звучит лучше. Если начинать учебу с этого вида гитары, то пальцы быстрее привыкнут, загрубеют и мозоли перестанут натираться.

Формулы аккордов

Представляю вам список с формулами для построения трезвучий, септаккордов и расширенных аккордов. Он включает около 90% аккордов, с которыми вы столкнётесь в реальной жизни. Остальные вы сможете наработать самостоятельно, изучая тонкости построения аккордов.

Формулы для построения трезвучий

Большинство трезвучий строятся из 1 ступени (тоники), 3 ступени (пониженной если это минорный аккорд или повышенной если это мажорный) и 5 ступени. Для аккордов с задержанием, вместо 3 ступень заменяется на 2 или 4.

Полное название Сокращённое название (например от тоники C) Формула Интервальная формула Аудио
Major (Мажор) C 1-3-5  Root-M3-P5
Augmented (Увеличенный) Caug 1-3-♯5  Root-M3-Aug5
Minor (Минор) Cm 1-♭3-5  Root-m3-P5
Diminished (Уменьшенный) Cdim 1-♭3-♭5  Root-m3-dim5
Suspended 4 (Задержанный) Csus4 1-4-5  Root-P4-P5
Suspended 2 (Задержанный) Csus2 1-2-5  Root-M2-P5

Формулы для построения септаккордов

Если вы посмотрели на таблицу, перед тем, как прочитали это, то вы могли заметить, что септаккорды строятся по верх трезвучий, к которым просто добавляется 7 ступень. Давайте посмотрим на формулы для построения наиболее популярных септаккордов:

Полное название Сокращённое название Формула Формула интервалов Аудио
Major 7 (Мажорный септаккорд) Cmaj7 1-3-5-7 Root-M3-P5-M7
Dominant 7 (Доминантсептаккорд) C7 1-3-5-♭7 Root-M3-P5-m7
Minor 7 (Минорный септаккорд) Cm7 I–♭3–5–♭7 Root-m3-P5-m7
Minor 7♭5 (Минорный септаккорд с пониженной 5 ступенью) Cm7♭5 I–♭3–♭5–♭7 Root-m3-dim5-m7
Diminished 7 (Уменьшенный септаккорд) Cdim7 I–♭3–♭5–♭♭7 (или 6) Root-m3-dim5-dim7

Формулы для построения расширенных аккордов

Ниже вы найдёте формулы для построение самых распространённых расширенных аккордов. Их полезность меняется от стиля к стилю. Например джаз музыканты, обычно начинают играть септаккорды и уже потом добавляют дополнительные тона. Блюзовые музыканты, чаще всего используют доминантсептаккорды с добавленной 9 ступенью. В рок и поп стилях, такие аккорды используют довольно редко.

Посмотрев на формулы вы заметите, что расширенные аккорды строятся поверх септаккордов, которые в свою очередь строятся поверх трезвучий. Мы начинаем использовать термин «расширенный», когда переходим к септаккордам с добавленной 9, 11 или 13 ступенями.

Вы так же заметите, что доминантсептаккорд с добавленной 13 ступенью состоит из 7 нот, в то время, как на гитаре всего 6 струн. На практике, некоторые из этих нот пропускаются. Давайте посмотрим на таблицу:

Полное название Сокращённое название Формула Формула интервалов Аудио
Major 9 Cmaj9 1-3-5-7-9 Root-M3-P5-M7-M9
Dominant 9 C9 1-3-5-♭7-9 Root-M3-P5-m7-M9
Dominant 11 C11 1-3-5-♭7-9-11 Root-M3-P5-m7-M9-P11
Dominant 13 C13 1-3-5-♭7-9-11-13 Root-M3-P5-m7-M9-M13

Два свойства аккорда – структура и функция

Любой аккорд можно рассматривать двояко. Во-первых, можно построить его от звука и рассматривать структурно, то есть по интервальному составу. Этот структурный принцип как раз таки и отражён в уникальном названии аккорда –мажорное трезвучие, большой минорный септаккорд, минорный квартсекстаккорд и т.д.

По названию мы понимаем, как нам построить тот или иной аккорд от заданного звука и каково будет «внутреннее наполнение» данного аккорда. И, заметьте, ничто не мешает нам построить любой аккорд от любого звука.

Во-вторых, аккорды можно рассматривать на ступенях мажорного или минорного лада. В этом случае на образование аккордов оказывают большое влияние вид лада, знаки тональностей.

Так, например, в мажорном ладу (пусть будет До мажор) мажорные трезвучия получаются только на трёх ступенях – первой, четвёртой и пятой. На остальных ступенях возможно построение только лишь минорных или уменьшённого трезвучия.

Аналогично в миноре (для примера возьмём до минор) – минорные трезвучия также будут находиться только на первой, четвёртой и пятой ступенях, на остальных же можно будет получить либо мажорные, либо уменьшённое.

В том, что на ступенях мажора или минора можно получить только определённые виды аккордов, а не любые (без ограничений) состоит первая особенность «жизни» аккордов в условиях лада.

Другая особенность заключается в том, что аккорды приобретают функцию (то есть определённую роль, значение) и ещё одно дополнительное обозначение. Всё зависит от того, на какой именно ступени аккорд построен. Например, трезвучия и септаккорды, построенные на первой ступени, будут называться трезвучиями или септаккордами первой ступени или тоническими трезвучиями (тоническими септаккордами), так как они будут представлять «тонические силы», то есть будут относиться к первой ступени.

Трезвучия и септаккорды, построенные на пятой ступени, которая именуется доминантой, будут называться доминантовыми (доминантовое трезвучие, доминантсептаккорд). На четвертой ступени строятся субдоминантовые трезвучия и септаккорды.

Это второе свойство аккордов, то есть умение выполнять какую-то функцию, можно сравнить с ролью игрока в какой-нибудь спортивной команде, например, в футбольной. Все спортсмены в команде – футболисты, но одни поставлены вратарями, другие – защитниками или полузащитниками, а третьи – нападающими, и каждый выполняет только свою, строго определённую задачу.

Функции аккордов не следует путать со структурными названиями. Например, доминантсептаккорд в ладу по своему строению является малым мажорным септаккордом, а септаккорд второй ступени – малым минорным септаккордом. Но это совсем не значит, что любой малый мажорный септаккорд можно приравнять доминантсептаккорду. И это также не значит, что в роли доминантового септаккорда не может выступить какой-нибудь другой по структуре аккорд – например малый минорный или большой увеличенный.

Итак, в сегодняшнем выпуске мы рассмотрели основные типы сложных музыкальных созвучий – аккордов и кластеров, затронули вопросы их классификации (аккорды с терцовой и нетерцовой структурой), описали обращения и выявили две главные стороны аккорда – структурную и функциональную. В следующих выпусках мы продолжим изучать аккорды, подробнее рассмотрим виды трезвучий и септаккордов, а также самые основные их проявления в ладу. Следите за обновлениями!

Музыкальная пауза! За роялем — Денис Мацуев.

Ян Сибелиус — Этюд ля минор соч. 76 № 2. 

Какие аккорды бывают

Трезвучия могут быть минорными или мажорными. Найти аккорды можно по их обозначению. Названия первых включают в себя большую латинскую букву и «m» после неё. В названии мажорных последней буквы нет. 

Трезвучия различаются настроением, которое создают. Минорные создают печальную, грустную мелодию, а мажорные — бравурную и уверенную.

Аппликатура даёт полную информацию о том, как играть в песне. Изучение цифровок является обязательной темой уроков обучения игры на гитаре с нуля. Для графических записей используются следующие обозначения:

  1. Струны имеют номера от первой до шестой, если считать снизу вверх, от самой тонкой до самой толстой.
  2. Лады хорошо видно на грифе. Это его участки, отделенные вертикальными линиями. Самым крайним является первый, затем идут второй, третий и другие.
  3. Пальцы обозначают цифрами 1-4. Их нумеруют от указательного к мизинцу. Большой палец обозначают буквой «Т».

Обычно в цифровках делается обозначение в виде прямоугольника с вертикальными и горизонтальными линиями, на которой показаны детали: номера пальцев. Горизонтальные линии — это струны, вертикальные обозначают лады. Положение пальцев показывают черными кружками с цифрами внутри. Чтобы научиться играть на гитаре с нуля, нужно уметь читать такие обозначения.

Цифровки популярный гитарных аккордов

Для чего нужен этот самоучитель, кому он подойдет

Сайт посвящен акустической гитаре. Тем, кто хочет играть на электрогитаре, стоит заглянуть на первый урок, он самый главный, попробовать  удар апояндо, особенно басистам, воспользоваться моей училкой нот на гитаре в 3-м упражнении 3-го урока,, а позже –  посмотреть аккорды: уроки с 12  по 17.  Вальс из 17-го урока годится для игры медиатором. 

Гитара и руки

Уроки написаны для правшей, потому что понятия «правая рука» и «левая рука» в гитаре довольно устойчивы. Я приношу левшам свои извинения и прошу их самих поменять слова местами, а струны на гитаре натянуть инверсно (вместо шестой – первую, и т.д.). Категорически не советую левше играть на гитаре под правшу и наоборот. Ни  табулатуры, ни анимация для левшей не помеха: привыкаешь очень быстро.

Устройство гитары

 Минимальные сведения об устройстве гитары и нотной грамоте выделены в отдельные разделы. Первый урок идет вообще без гитары. Еще 5 -7 уроков можно пройти с любой гитарой и любыми струнами. Не стоит сразу бежать в магазин, если гитары нет: одолжите гитару у друзей, потом будете их учить. Если на Вашей гитаре нет или не хватает струн, купите и натяните самый плохой и дешевый (ясное дело, отечественный) комплект нейлоновых струн для акустической гитары. Настроите потом, в процессе. На всякий случай купите в запас еще один комплект и несколько отдельно продающихся четвертых струн (Ре). Желательно иметь еще одну совсем плохую гитару для того, чтобы брать ее с собой туда, где хорошую гитару жалко. 

Слух и ритм

Насчет слуха и ритма. Я не встречал человека без музыкального слуха или чувства ритма. Не рекомендую комплексовать по этому поводу. В армии, например, солдаты маршируют, поют –  и не комплексуют. Другое дело – тонизация, способность точно спеть конкретный звук. Но и это вопрос тренировки. И, кстати, застенчивости. Поэтому пойте больше. Когда смотрите на ноты, табулатуру, анимацию. Не стесняйтесь. 

Что со звуком

Если на Вашем компьютере не работает анимация или звук, возможно, не поставлены флажки на опциях браузера. Что-нибудь типа «воспроизводить анимацию на веб – страницах» и «воспроизводить звук на веб – страницах». Проверьте опции в меню «Сервис». Включение звука останавливает анимашку, захотите ее оживить – выключите звук и обновите страницу. Есть такая команда в браузере. Анимацию делать довольно сложно, поэтому те пьесы, где могут быть проблемы и с правой, и левой рукой, снабжены анимацией, а там, где трудности только с постановкой левой руки, обхожусь табулатурой.

Немного про гитарные аккорды

Сразу про аккорды. Аккордов для гитары  –  тысячи. Я постараюсь объяснить как можно лучше то, что понимаю сам, но имейте в виду, что знание аккордов – вовсе не гарантия их правильного применения. Торжественно обещаю, что Вы поймете,  как строятся аккорды. Табы (или табулатуры) основных аккордов Вы тоже получите. Объяснение того, как строятся аккорды, я положу в раздел “нотная грамота”, а работать с аккордами будем на уроках.

И в нотных магазинах, и в Интернете много самоучителей. Зачем нужен еще один? Какая цель?

Цель этого самоучителя – в простой форме показать новичку как можно больше возможностей гитары. И научить использовать эти возможности. Чтобы когда он услышит СВОЮ музыку, он смог ее сыграть.

Метки

Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд
e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm

аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры
на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара

Блок питания УНЧ на лампах

Блок питания УНЧ на лампах — схема электрическая Элементом, который занимает при самостоятельной сборке больше всего времени, является красивый корпус. Он сделан из деревянных реек, купленных в магазине мебели. Корпус склеен и скручен изнутри, так что винты не видны. Дно изготовлено из панелей для пола типа ламинат, а верхняя из МДФ.

Трансформатор был слишком высоким, поэтому пришлось его разместить еще выше и сделать крышку из решетки динамика. Идея о ламповых основаниях была в голове давно: они сделаны из алюминия жестких дисков.

Предусилитель будет управлять усилителем на микросхемах ЛМ3886, который тоже самодельный. На данный момент он прошел все испытания, прослушивания. Звук стал мягче, а бас более утонченным.

Все необходимые данный про УНЧ читайте в PDF документе.

Переборы с басовым ходом

Ну что ж, продолжаем обучение – далее красивые переборы для гитары с басовым ходом. В том смысле, что если перебирать струны по этим схемам, дополнительно ещё и прослушивается линия баса в аккомпанементе. Как бы одна гитара за две: аккорды + бас.

бас-3-2-1-2-3-бас

С баса начинаем перебор (восходящий + нисходящий) и басом заканчиваем. Затем схема повторяется: и опять же начинается с баса.

бас-3-2-1-2-3-бас

А разобраться с ритмическим рисунком этого перебора нам поможет упражнение в ля миноре (скачать в файле guitar pro тут).

Играем на «раз и, два и»:

  • на «раз» – бас, на «и» – 3-ая, затем 2-ая;
  • на «два» – 1-ая, 2-ая (начинаем обратный ход);
  • на «и» – 3-ая, бас.

В каждом такте упражнения схема повторяется два раза (на два аккорда)

Обратите внимание, в завершении перебора басовая нота на аккорде может звучать уже другая (как на Dm – начинаем с ре и заканчиваем фа)

аккорды + басовая линия восьмыми

Возможно, вам уже приходилось слышать инструментальные аранжировки, когда бас ритмично выдаёт одну и ту же ноту, а на гитаре аккорды звучат лишь отдельными штрихами (протяжные акценты на весь такт или полтакта).

И вот этот вариант струнного щипка позволяет создавать на гитаре примерно такое же звучание.

  • бас – большим пальцем;
  • аккорд защипывается с басом на верхних струнах: 1-ая – безымянным; 2-ая – средним; 3-я – указательным.

Используя этот приём, сыграйте аккорды в ми миноре – Em/ C/ Am/ B7/ (файл .gp):

Придумайте свой вариант на 4/4. Добавьте больше акцентов с аккордами или, наоборот, меньше.

Ошибки новичков

Выбор слишком сложных произведений — не беритесь сразу за сложные песни, начинайте с чего-то простого, постепенно усложняя выбор материала.
Мало практики — практика всему голова! Уделяйте игре на гитаре хотя бы пару часов в день.
Зацикливание на скорости — быстро не значит хорошо

Уделяйте внимание технике исполнения, а не скорости.
Играть песни одного жанра — многообразие вашего репертуара ключ к развитию, не останавливайтесь на чем-то одном.
Не использовать метроном — хотя игра под метроном очень утомляет, это важная составляющая любого гитариста. Метроном научит вас играть ритмично.

Научиться играть на гитаре не обладая до этого никакими знаниями – тяжело, но возможно. Занимайтесь, не бойтесь выступать на публике и верьте в себя, тогда в вашей жизни появится очень интересное и по-настоящему полезное хобби!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: