Как играть блюз на гитаре: особенности игры и советы новичкам

Бэнды

Бэнд на гитаре – это изменение высоты звучащей струны путем ее подтяжки.

Возьмите в руки гитару и зажмите средним пальцем 3 струну на 10 ладу. Это нота фа. Теперь ударьте по струне и потяните ее пальцем вверх к 4 струне. Звучащая нота становится выше. Это и есть бэнд.

Существует несколько видов бэндов:

  • простой бэнд
    – сначала вы бьете по струне медиатором, а потом делаете подятжку;
  • пребэнд
    – сначала делаете бэнд, а потом играете струну;
  • обратный бэнд
    – сначала делаете бэнд, потом бьете по струне, потом возвращаете струну;
  • легатный бэнд
    – сначала вы играете струну, потом делаете подтяжку, потом возвращаете струну на место;
  • бэндовый форшлаг
    – вы одновременно бьете по струну и делаете бэнд;
  • унисонный бэнд
    – вы бьете по двум струнам одновременно, потом нижнюю ноту подтягиваете до верхней.

На табулатуре бэнд изображается следующим образом:

Бэнды

Cлайды

Слайды, или глиссандо – это типичная блюзовая «фишка».

Суть слайда заключается в извлечении нот, не отрывая пальцы от струн.

В блюзе слайды играются с помощью слайдера.

Слайдер

Слайдер – это маленькая трубка из стекла или стали, которую гитарист надевает на палец. Первыми слайдерами были горлышки бутылок из-под виски.

Если у вас нет слайдера, то его можно заменить зажигалкой или любым другим похожим предметом.

Слайды можно играть и одними пальцами. Зажмите 4 струну на 2 ладу. Ударьте по струне и, не отрывая палец от грифа гитары, переместите его на 7 лад. Звук отличается от игры с помощью слайдера.

На табулатуре слайд изображается следующим образом:

Слайд

Звук слайда вы наверняка слышали в песне Bad to the bone
.

Вибрато

Вибрато на гитаре – это контролируемое периодическое раскачивание струны вверх-вниз. С помощью этого приема гитарист добавляет вибрации уже звучащей ноте. Таким образом он контролирует высоту и продолжительность звука.

Зажмите 3 струну на 7 ладу и сыграйте ноту Ре. Раскачивайте звучащую струну вверх-вниз. Получается, что вы делаете микробэнды, повышая и понижая звук струны.

Несмотря на кажущуюся простоту, вибрато является технически сложным приемом. Гитарист должен слышать мельчайшие нюансы звука и уметь пальцами полностью контролировать струну.

На табулатуре вибрато изображается следующим образом:

Вибрато

Настоящим мастером красивого вибрато считается Би Би Кинг. Великолепно исполняет этот прием Джо Бонамасса.

Работа рычагом

Некоторые гитары оснащены тремоло-системой.

Это приспособление позволяет добавлять к сыгранным нотам эффекты вибрато и тремоло без участия пальцев левой руки.

Нажимая на рычаг, гитарист изменяет высоту нот и частоту колебаний.

Среди наиболее известных поклонников тремоло-систем Джефф Бек, Стиви Рэй Вон, Сергей Табачников
.

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Прежде чем перейти к практике, разберем азы теории. Зная правила построения различных музыкальных фраз, вы сможете гораздо легче осваивать новый материал. 

Как строится блюзовая гамма

Для понимания необходимо сначала ознакомиться с пентатоникой. Различие в одной ноте, обозначения такие:

  • Б – большая;
  • М – малая;
  • 2 – секунда;
  • 3 – терция.

Минор

Рассмотрим такую схему. 

М3 – Б2 – М2 – М2 — М3

Если отстроить в Ми миноре, получим:

  1. От «ми» – полтора тона – открытая 6 – 3 лад на шестой («соль») – например, безымянным;
  2. От g – 1 тон («ля» — открытая 5);
  3. От a – 0,5 тона – («a#» — 1 лад пятой) – указательным;
  4. От a# – 0.5 – («h» — 2 лад пятой) – средним;
  5. От H – 1,5 – («d» — открытая четвертая).

Мажор

Здесь последовательность будет иметь такой вид.

Б2 – М2 – М2 – М3 – Б2

Играем следующим образом:

  1. От ми  (открытая 6) – 1 тон – фа# (2 лад шестой струны) – указательным;
  2. От f# – 0,5 – соль (3 лад той же струны) – средним;
  3. От g – 0,5 – соль # (4 лад и снова на шестой) – безымянным;
  4. От g# – 1,5 – си (2 лад пятой) – указательным;
  5. От h – 1 т. – C# (4 лад пятой) – безымянным. 

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как и в других комбинациях, построение интервалов и создает отличительные звуковые особенности. Для «параллельных» гамм действуют те же правила, что и для натуральных. В качестве примера возьмём популярные a-moll и C-Dur:

A – C – D – D# — E – g

C – D – Eb – E ♮– G – A

Знание параллельных тональностей помогает сориентироваться во время импровизаций, а также на грифе. Например, чтобы из C-Dur перейти в a-moll, не обязательно учить их обе. Достаточно отложить вниз М3 (C – 1,5 – получится как раз «a»). Их аппликатура одинакова. Поэтому при переходе даже не придётся менять пальцы.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Этот звук значительно дополняет вашу импровизацию. Вы сможете раскрыть новые грани музыки, добавлять краску в разучиваемые произведения.

Для минорный комбинаций следует обратить внимание на промежуток между ступенью 3 и 4. Мы понижаем 4 – это будет та самая блюзовая нота

В мажорных смотрим на 2 и 3 струны. При понижении 3 получаем то, что требуется.

Смотрите в видео: Одна нота, которая сделает ваши соло по-настоящему блюзовыми (блюзовая Нота) — уроки игры на гитаре.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд
– самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд
. Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада – и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто

Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание. Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко

Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона. Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз – это играть его.

Спонсор статьи.
Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать

С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.

Использование в разных стилях


В чистом виде пентатоника используется в фолк-роке — мелодичные соло с ее использованием на акустической гитаре придают музыке особый колорит. Уместно использование баллады секвенции в медленном-среднем темпе.

В основе партий пентатоника стала классикой блюза. Множество известных произведений и сам дух этого музыкального направления делают пентатонику необходимым элементом в обучении начинающего блюзмена.

Пятиступенчатая интервальная система распространилась на новые отрасли тяжелой музыки: тяжелый металл, готику, альтернативу. В взвешенной версии пентатоника часто исполняется триолями, что придает партии динамизм и скорость.

Что такое блюз? История блюза

Блюз – это народная афроамериканская музыка. Жанр сформировался на юго-востоке США, в дельте реки Миссисипи. По своей сути блюз – это сплав африканских ритмов, городской песни американского юга и фольклора каторжников.

Первые блюзовые записи были сделаны в первой четверти прошлого века. Одновременно с началом урбанизации и социализации черного населения Америки блюз распространился по всем Штатам.

Блюзмен на пороге бара на Юге США

К середине столетия блюз, а также его поджанр ритм-энд-блюз стали самой популярной коммерческой музыкой.

В середине 50-х годов Чак Берри
и другие молодые музыканты стали исполнять блюзовые мелодии в ускоренном темпе. Так появился рок-н-ролл, из которого родились все современные жанры рок и поп-музыки.

Таким образом, блюз является основой современной западной музыкальной культуры.

Как играть блюз — последовательность аккордов

Нам необходимы двенадцать тактов и триольный ритм, чтобы получился блюз, триоли создают такое «качание», а аккорды вы уже знаете…

Напомню, что за единицу отсчета в музыке берутся четверти, поэтому их ногой и отсчитываем во время игры, в свою очередь, четверти в голове (можно считать про себя что-то вроде та-та-та…та-та-та) разбиваем на три равные части, получив, таким образом, триольные восьмые — это позволит вам в дальнейшем усложнять ритмическую конструкцию своего блюза, делая его разнообразнее и разнообразнее (смещение акцентов и так далее).. Но в самом начале мы будем играть на сильную долю, четвертными (но не забывайте, что разбивать мысленно на триольки все же надо, чтобы последовательность звучала как блюз).

рис.6

На рисунке 6-ть мы красными линиями обозначили единицу отсчета (удары ногой) и то, что каждая четвертная нота разбивается мысленно на три равные части (триольки) для создания «качания». А также написан вариант как можно распределить наши три аккорда в 12-ти тактах. А вот форма, в которой их брать на грифе:

рис.7

Самое простое, что можно сделать с этими простыми аккордами, чтобы разнообразить эту последовательность — переходить в основные аккорды через их пониженные на полутона варианты. Ну например в до семь прийти предварительно взяв до-диез семь в точно такой же форме. Или можно в ре-семь перейти через последовательно взятые до-семь, до-диез-семь. Получатся такие хроматические переходы.

Собственно, на этом мы пока что прервёмся, а потом будет самое интересное — это то, как эту стандартную блюзовую последовательность можно дополнять или изменять и что вообще делают, чтобы звучало приятно на слух. Вы, наверное, заметили, что мы изменяли так или иначе обычную диатоническую гармонию, вот для блюза превратили все аккорды в доминантсепт и стиль нашей музыки поменялся. Если бы мы брали тонику, субдоминанту, доминанту из последовательности, описанной в статье о ладах народной музыки (по-другому «диатонической шкалы»), то звучание было бы совершенно другим.

Таким образом, теперь вы знаете, как играть блюз, в его стандартном варианте, а также можете объяснить это с точки зрения теории.

Дополнение: минорная блюзовая гамма

А какой альтернативный звукоряд брать в случае если у нас минорная тональность?

Для этого есть минорная блюзовая гамма. Это просто минорная пентатоника с добавленной пятой пониженной ступенью (или 4-ой повышенной, что одно и то же).

рис.8

В следующих статьях мы будем добавлять к нашим аккордам что-то новое и интересное, делая звучание блюза разнообразнее и разнообразнее.

Подготовка к игре

Этот раздел руководства предназначен для всех, кто хочет научиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не требуется — просто бери и играй. Но здесь можно настроить эквалайзер или добавить в цепочку пару педалей, добившись желаемого звучания.

Прежде всего, забудьте об искажениях. Блюзмены используют чистый или слегка нагруженный звук, то есть небольшой овердрайв. Высокий уровень усиления вызовет множество отвратительных шумов и многократно усилит шум через оболочку струны. Он также сжимает поток, обрезая всю динамику блюзового звука.

Есть специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Если вы не можете его найти, используйте обычный овердрайв

Здесь важно не переборщить. В некоторых композициях хорошо себя проявит эффект Wah-Wah

Но на этапе обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не загружайте в эквалайзер слишком много частот. Вместо того, чтобы увеличивать средние частоты, лучше уменьшить уровни низких и высоких частот. Этот простой прием даст вам более приятный и естественный звук.

Теория джазовой мипровизации

Сперва я бы хотел вернуться к пентатонике, да-да именно к ней, той самой пентатонике, которую я когда-то оставил. Если добавить всего одну ноту, мы получим настоящее плачущее блюзовое звучание

Обратите внимание на схему:

Красной обводкой я пометил расположение блюзовых нот тональности Ля минор. Кстати, если Вы всё ещё не знаете что такое тональность — это принцип лада, центральной категорией которого является тоника (основной тон). Остальные категории и функции тональности (прежде всего, доминанта и субдоминанта) прямо или косвенно связаны с тоникой.

Всё, что нам нужно сделать чтобы запомнить расположение всех блюзовых нот — это знание того, что мы понижаем 4-ю ступень пентатоники, а именно ноту Ми на всём грифе. Давайте просто разберём какие ноты (ступени) присутствуют в Ля минорной пентатонике: 1-я ступень Ля-A, 2-я степень До-C, 3-я ступень Ре-D и четвёртая Ми-E (её нам и нужно сдвинуть на полтона влево)

Если Вас заинтересовала блюзовая гамма, то предлагаю немного по импровизировать в ней, если Вы являетесь участником чата Миши Ряженки, то наверняка обладаете приличным количеством минусовок, если нет, зайдите на эту страницу https://misharyazhenka.ru/lessonsprice.

Помните, если Вы освоили Ля минорную блюзовую пентатонику, обязательно играйте её в других тональностях, ведь далеко не все песни написаны в Ля миноре. Постарайтесь уложить аппликатуру первого бокса в пальцы и играть его от любой ноты на 6-й струне.

Следующая гамма, которую стоит освоить, а точнее добавить к нашей существующей блюзовой гамме, это гамма натурального минора, одна из самых распространённых гамм, которые используются в роке. Как, наверное, Вы уже заметили, весь материал я буду давать вам постепенно, не пытайтесь от «кузнечика» перейти сразу к Ингви Мальмстину. Как только Вы понимаете, что полностью разобрались в теме, переходите к следующей.

В сочетании с блюзовой гаммой, натуральный минор работает просто превосходно. Попробуйте поставить минус тональности Ля минор и погоняйте эту гамму, иногда вставляйте фразы из блюзовой пентатоники. Отличный метод «вопрос-ответа», играйте фразу в одной гамме, отвечайте в другой. Также старайтесь заимствовать фразы у других гитаристов, в этом нет ничего плохого, потому что в своей импровизации, вероятно, вы сыграете её по-другому. Практикуйтесь в разных стилях и под метроном.

Что касается других ладов (мажорного, лидийского и т.д.), то я думаю этой теме посвятить отдельную статью, т.к. это требует более детальной проработке и объяснению. Вы вполне можете посмотреть эту информацию в интернете, но будьте осторожны, в сети очень много шарлатанов

Давайте не будем о грустном, дальше я хочу рассказать Вам о том, как использовать натуральный минор для игры в мажоре! Представьте, что Вам говорят: «Сыграй мне импровизацию в тональности Ля только в мажоре!». Если вы сыграете гамму до мажора, это будет другая тональность и над Вами посмеются, но, если вы сдвинете ту же самую гамму Ля минора на три лада влево…. Вуаля! – Ваша импровизация прозвучит! По сути это будет гамма Фа# минор, которая в свою очередь является параллельной тональностью Ля мажора. Только начинать играть её нужно будет от ноты Ля.

Если у вас есть преподаватель, обязательно задавайте ему такие вопросы, если же, он не отвечает Вам внятно, настоятельно рекомендую найти другого.

Теперь давайте поговорим о довольно интересной гамме гармонического минора. В ней повышена 7-я ступень, которую очень часто называют – «чувственная нота»:

Жёлтым я пометил основной тон, серым – повышенную 7-ю. Эта нота придаёт нам неустойчивости и тяготения к основному тону. Когда звучит аккорд Е7, вы вполне можете использовать эту ноту (это при условии нахождения в тональности Ля минор). И в целом звучание такой гаммы имеет восточное, местами еврейское, а может испанское звучание всё зависит от контекста. Главное, не пытайтесь вставлять эту ноту слишком часто, Вы просто рискуете утомить своего слушателя. Экспериментируйте с этими гаммами, пытайтесь понять, что Вам больше всего по душе.

А теперь давайте подведём итог, мы освоили Пентатонику, Блюзовую гамму, Натуральный минор, Гармонический минор. Это уже огромный пласт информации, который поможет Вам импровизировать «вкусно»! Но это только начало, поэтому жду Вас в следующей главе ;)

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» – пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой. Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подробнее…

Это интересно: Как научиться петь скрим: излагаем вопрос

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

  1. Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
  2. Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
  3. Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
  4. Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
  5. Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
  6. Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
  7. Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Jam Track — 70 bpm

Jam Track — 100 bpm

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.

Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну

Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.

Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой

Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.

Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Приемы игры

Хочется, также, пару слов сказать о приемах игры на гитаре, которыми часто пользуются блюз мены
:

  • Бенд
    – прием игры на гитаре, при котором играемая нота, в процессе звучания, подтягивается до нужно высоты. Длительность бендов может быть: коротка и длинная;
  • Вибрато
    – прием игры на гитаре, при котором извлекается звук с колебанием струны. Очень выразительный и популярный прием, очень часто используется в блюзе.

На сегодня это все, надеюсь, вы разобрались с техникой и приемами игры и можете играть блюз.

Доброе время суток, господа гитаристы. В этой статье, которая по сути является уроком, речь пойдет о блюзе. Точнее о том, как же начать его играть, если Вы до сих пор этого не умеете. За основу мы сейчас возьмем 2 момента: импровизацию и аккомпанемент. Если Вы еще никогда не импровизировали — не беда, сейчас научитесь.

А начнем мы, пожалуй, с импровизации. Для начала Вам необходимо выучить ля-минорную пентатонику. Пентатоника — это такой лад или гамма, в которой только 5 звуков. Этот лад очень часто используется в блюзовой игре на гитаре. На мой взгляд именно с него легче всего начать играть блюзовые штрихи. Вот этот лад:

Сперва-наперво Вам необходимо выучить эту пентатонику Am (ля-минор). Как видите играется она от 5 лада шестой струны до 5 лада первой струны. Вам просто нужно запомнить ее аппликатуру — последовательность движения звуков на грифе гитары, или по-другому — рисунок лада на грифе гитары.

Отыграв Am-пентатонику Вы готовы к тому, чтобы начать импровизировать. Вы будете делать это под аккомпанемент. Но для начала скажу пару слов о принципах импровизации. Импровизация — это спонтанная игра, когда Вы играете все, что получится — как рука возьмет. Этот процесс должен проходить у Вас при отключенном контроле со стороны сознания. Постарайтесь не думать о том, как сыграть. Просто играйте в рамках данного лада, который Вы только что выучили.

Теперь что касается аккомпанемента. Здесь я представляю, на мой взгляд, одну из самых распространенных блюзовых аккордовых структур:

Вы можете записать аккомпанемент самостоятельно и импровизировать под него, а можете попросить кого-то подыграть Вам. Необязательно играть аккомпанемент именно таким способом, как показано на рисунке. Тут я хотел просто продемонстрировать как идут аккорды. Два такта идет квинтовый аккорда Ля. Затем один такт Ре, потом опять возврат на Ля. Далее Ми и Ре по одному такту и… снова два такта Ля. Потом все повторяется. Импровизируйте по ля-минорной пентатонике под данный аккомпанемент.

В заключение хочу сказать кое-что о повторении. Вы вполне можете придумать какой-то один мотив, например, длиной в один такт. И играть его на всем протяжении аккомпанемента. Смена аккордов придаст этому мотиву типичный блюзовый колорит. Ну вот и все. Если Вы мало-мальски умеете играть на гитаре, то рекомендаций из этого урока вполне достаточно, чтобы Вы начали играть блюз. Действуйте!

Самоучитель
: «Блюз на электрогитаре»Год выпуска
: 2005Издатель
: АкеллаСтрана
: РоссияЖанр
: Мультимедиа / обучение

Описание
: «Блюз на электрогитаре» — это медиа-школа для начинающих гитаристов, желающих освоить один из популярных направлений в музыке – блюз. С помощью этой программы вы получите все необходимые теоретические знания, научитесь аккомпанировать в различных блюзовых стилях, научитесь импровизировать.

Обучение построено на изучении рифов и соло известнейших блюзовых музыкантов, таких как: B.B. King, Eric Claptone, Stive Ray Vaughan и других.

Все уроки и примеры наглядно проиллюстрированы видео и аудио материалыми

Особое внимание уделено импровизации. Одна из основных задач программы – развить ваш собственный, неповторимый и узнаваемый стиль

Кроме того, вы узнаете как выбрать гитару и дополнительное оборудования для игры в блюзовом стиле, а также об особенностях звукоизвлечения.

Школа рассчитана на тех, кто уже владеет электрогитарой, и задумывалась как вторая часть «Школы игры на электрогитаре. Акелла»

Видео
: DivX 3 720×576 25.00 FPSАудио
: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256 кбит/сек

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Немного из истории блюза

До недавних пор в учебниках по музыкальной литературе можно было увидеть определение блюза, как ночная песня. По своему звучанию она является разновидностью джаза, о чем свидетельствуют: синкопированный ритм аккомпанемента, возможность импровизации во время исполнения, распевность верхней (вокальной партии).

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Как строится?

Как и в случае с классическими гаммами, существует 2 типа пентатоники: мажор и минор. А пентатонические гаммы строятся на основе соответствующих диатонических последовательностей музыкальных звуков. Это удобнее рассмотреть на примере до мажор и параллельного ля минор.

В мажорной гамме C между шагами III и IV (ноты E и F), а также между шагами VII и I (ноты C и C) интервалы высоты тона равны полутонам. В гамме ля минор звуки такие же, как и в до мажоре, но расположены в другом порядке (начиная с ноты ля). Поэтому, конечно, полутоновые интервалы остаются между теми же парами звуков (Mi-Fa и Si-Do), но только теперь у них совершенно разные номера шагов:

  • ноты Mi и Fa — это шаги V и VI соответственно;
  • ноты C и C — II и III степени соответственно.

В пентатонике нет полутонов между соседними звуками (они устраняются исключением 2 ступеней). Эти шаги (как мы только что узнали):

  • в мажорной пентатонике — IV и VII степени;
  • в минорной пентатонике — II и VI степени.

Конечно, из двух пар звуков каждой клавиши мы удалили те, которые не входят в тональные трезвучия (основные аккорды тональности). В нашем примере (параллельные гаммы до мажор и ля минор) звуки F и C были удалены. Следовательно, пентатонические последовательности до мажор и ля минор выглядят следующим образом.

На изображении показаны отрывки, удаленные из классических гамм до мажор и ля минор (зачеркнутые звуки), и остается только пентатоническая последовательность этих ладов.

Необходимое гитарное оборудование

Блюз можно исполнять в двух вариантах: акустическом и электрическом.

В первом случае вам хватит одной акустической гитары и слайдера. Если же вы поклонник Джо Бонамассы, Бадди Гая
или Би Би Кинга
, то все немного сложнее.

Во-первых, вам нужна электрогитара. Во-вторых, гитарный усилитель (комбик или голова+кабинет). Опционально вам могут понадобиться гитарные педали: перегруз, квакушка, дилей.

Ниже несколько советов по выбору гитарного оборудования.

Гитары

При покупке первой электрогитары не берите новую гитару и не гонитесь за брендами. Японский или корейский инструмент за 300 – 500 евро станет отличным решением.

Обратите внимание на бренды Fernandes, Greco, Westminster, Coolz, History, Edwards. Гитара формы Stratocaster

Гитара формы Stratocaster

При покупке гитары осмотрите ее. Голова должна быть целой, гриф ‑ прямым, лады ‑ без ямок. На сколы и царапины не обращайте внимания.

Усилители

Лучший вариант для дома – это маломощный (1 – 5 Вт) ламповый комбик

Среди транзисторных аппаратов уделите внимание моделям с чистым звуком. Ни в коем случае не берите себе домой 50-ваттных монстров

Вы никогда не сможете использовать их на полную мощность.

Для дома вам подойдут Vox AC4, VHT, Yerasov Gavrosh
.

Педали

Педаль №1 для блюзового гитариста – это овердрайв. На первое время вам вполне хватит одной примочки. Среди недорогих и качественных вариантов – Boss SD-1, Boss BD-2
и продукция отечественных мастеров Shiftline, Yerasov, AMT Electronics
.

Также вместо усилителя и педалей вы можете использовать компьютерные программы (VST). Среди лучших Guitar Rig, Amplitube, Bias Fx
. Но в этом случае вам понадобится внешний аудиоинтерфейс или звуковая карта с поддержкой Asio. Кроме того, цена на эти программы сравнима со стоимостью аналогового оборудования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: