Краткое содержание
Действие романа происходит сначала в Петербурге, а затем переносится в российскую глубинку. Чтобы понять, каков в книге Обрыв смысл сюжета, нужно начать с характеристики персонажей.
Главные герои:
- Борис Райский – молодой человек, не лишенный талантов, но из-за лени не способный ничего довести до конца. Большую часть времени отдает созерцанию и размышлению о высоких материях.
- Марк Волохов – революционно настроенный юноша, нигилист, отвергающий традиционные ценности.
- Татьяна Марковна – бабушка, незаурядная, яркая личность, придерживается патриархального уклада семьи. Но так как в юности сама пережила любовную драму, лучше всех понимает Веру, поддержав ее и простив ошибки.
- Вера – молодая девушка со сложным характером, живо интересующаяся взглядами Волохова, что отразилось на ее чувствах к нему.
- Марфа (Марфинька) – сестра Веры, юная, наивная девушка, во всем слушается бабушку, занимается домашним хозяйством.
Произведение состоит из 5 частей, в каждой из которых Гончаров постепенно раскрывает смысл «Обрыва».
Знакомство с Райским
Начинается повествование с описания жизни главного героя в Петербурге. Райский мучается бездельем и со скуки начинает писать роман, параллельно ухаживая за овдовевшей Софьей Пахотиной. Но молодая вдова, влюбленная в итальянского графа, отвергает Райского.
Райский приезжает на лето в родное имение, где всем заправляет бабушка Татьяна Марковна. Обрадованная бабушка пытается приобщить внука к ведению хозяйства, но Борис совершенно не интересуется делами имения.
Происходит ряд событий:
- приезжает друг Марфиньки – помещик Викентьев;
- Райский знакомится с Марком Волоховым;
- возвращается домой Вера, гостившая у попадьи.
Борис, сначала увлекшийся Марфинькой, переключается на старшую сестру – Веру.
Жизнь в Малиновке
Райский постоянно думает о Вере, но девушка избегает его. Постепенно отношения между молодыми людьми налаживаются, но девушка равнодушна к Райскому.
Борис, застав однажды Веру за чтением письма, подозревает, что она влюблена. Райский пытается выяснить через бабушку имя возлюбленного Веры. Татьяна Марковна предполагает, что это помещик Тушин, с которым девушка издавна дружит. Но героиня отвергает это предположение.
Марфинька получает предложение руки и сердца от Викентьева, начинается подготовка к свадьбе.
Выбор Веры
Избранником Веры оказывается Марк Волохов, с которым она тайно встречается. Но Марк не собирается жениться на Вере, брак не входит в его планы.
Девушка от отчаяния обращается к Райскому, прося помочь ей. Но стоило ей услышать условный сигнал от возлюбленного, как она сбегает к нему на обрыв.
Борис подсматривает за девушкой, чтобы узнать имя ее избранника.
Развязка
Вера рассказывает Борису о своих отношениях с Марком, прося передать обо всем бабушке.
Во время именин Марфиньки Тушин делает предложение Вере, но девушка отказывает, признавшись в своем падении.
Татьяна Марковна, узнав от Райского историю Веры, тяжело заболевает. Вслед за ней падает в горячке и Вера. Бабушка, поднявшись с постели, сама ухаживает за внучкой.
Марк присылает два письма Вере, где сообщает о своей готовности обвенчаться. Но в записке, переданной через Тушина, узнает о разрыве отношений. Через время приходят известия об отъезде Марка на Кавказ.
По городу ползут нехорошие слухи о Вере. Чтобы пресечь их, Тушин готов рассказать всем, что сделал девушке предложение, но получил отказ. Помещик действительно мечтает о женитьбе на Вере, но Татьяна Марковна советует ему немного повременить.
После свадьбы Марфиньки имение пустеет. Уезжает и Райский, так и не закончив свой роман о Вере. Теперь он мечтает заняться лепкой в Италии.
Борис путешествует по загранице, но ностальгирует по родным – Вере, Марфиньке и бабушке.
Марфенька и Вера
Ко времени второго приезда Райского на Волгу из его шести-семилетних племянниц уже успели вырасти взрослые девушки. Кажется, перед читателем хорошо известная русской литературе пара сестер «Ольга и Татьяна» — на сей раз их зовут Марфенька и Вера. Однако автор вкладывает в их образы неожиданный смысл. Именно простая и искренняя Марфенька, а не самоуглубленная, но склонная к самонадеянным суждениям и «оригинальным» выходкам Вера ближе Гончарову. Марфенька, любящая детей, созданная для мужа и семьи и вообще буквально излучающая нравственное здоровье, едва ли не есть в романе Гончарова его новый писательский идеал героини-женщины. Вере же (по сути, духовной преемнице главных героинь «Обыкновенной истории» и «Обломова») предстоит оказаться на страницах романа жертвой тех житейских соблазнов, от которых абсолютно защищена своей естественностью, верой в Бога и ясной моралью Марфенька.
В чем суть концовки
История, описанная в романе, заканчивается роковой ошибкой Веры, едва не приведшей к позору. Но девушке удается найти силы для сохранения духовной, нравственной чистоты и отказаться от опасных отношений с Волоховым.
Дальнейшая судьба Веры остается неопределенной. Автор не показывает, состоялась ли свадьба героини с Тушиным.
Ничего не сказано и о том, как сложилась жизнь Райского. Можно лишь предполагать, что его желание «лепить» в Италии также завершится обрывом, как и предыдущие начинания.
Гончаров сознательно оставляет финал открытым, желая подчеркнуть нравственный смысл романа «Обрыв»
На примере Веры автор показывает, насколько важно не поддаваться своему внутреннему, деструктивному «я», разрушающему цельность и душевную гармонию
Образ Марка Волохова
Райский в романе в соответствии с логикой своей эмоциональной натуры поочередно безрезультатно влюбляется во всех трех своих кузин (Софью Беловодову, Марфеньку и Веру). Вера же тайно дружит с местным двадцатисемилетним нигилистом Марком Волоховым, который привык постоянно дразнить жителей городка необычностью своего облика и жизненного поведения. Горький парадокс в том, что от природы умную, начитанную, однако склонную к экстравагантностям (и при этом совершенно неопытную) Веру влечет к этому господину, превратившему свою жизнь в непрерывный дешевый театр, хвастаясь, что «привык уж все в жизни без позволения делать». Подобная «свобода» совершенно не нужна Марфеньке, но в глубине души привлекательна для Веры (впрочем, Гончаров показывает, что Марк неглуп и не лишен особого коварного обаяния, так что его шутовские нагловатые выходки поначалу вызывают определенный интерес, смешанный с жалостью, и у зрелого Райского). В итоге в определенный момент на пике своего увлечения Вера уступает Марку, совершая совместно с ним поступок физически непоправимый и по здравым нормам русской общественной морали XIX в. для девушки непозволительный. После этого она быстро осознает ничтожность сего «нового человека» и с презрением отвергает его неуверенные предложения «обвенчаться».
История
Старый клён, старый клён,
Старый клён стучит в стекло,
Приглашая нас с друзьями на прогулку.
Отчего, отчего, отчего мне так светло?
Оттого, что ты идёшь по переулку.
Снегопад, снегопад,
Снегопад давно прошел,
Словно в гости к нам весна опять вернулась.
Отчего, отчего, отчего так хорошо?
Оттого, что ты мне просто улыбнулась.
Отрывок из песни
Для фильма «Девчата» композитор Александра Пахмутова и поэт Михаил Матусовский написали две песни — «Старый клён» и «Хорошие девчата». Их мелодии «проходят по этому фильму как лейттемы», — контрастируя друг другу, они дополняют царящую там «атмосферу юношеского веселья, шутки, смеха, первой печали и первого раздумья». В частности, песня «Старый клён» является «спутницей трогательной привязанности» поварихи Тоси Кислицыной (Надежда Румянцева) к бригадиру лесорубов Илье Ковригину (Николай Рыбников).
Рассказывая об истории создания песни, Александра Пахмутова вспоминала, что Михаил Матусовский принёс ей «замечательные стихи», а она положила их на музыку, троекратно повторяя первые слова каждого четверостишия: «Старый клён, старый клён, старый клён…» По словам Пахмутовой, «там, казалось, от стихов ничего не осталось, но он , как песенный мастер, почувствовал, что это более песенно, что вот именно эти стихи, более примитивные, принесут песне какую-то жизнь», и «он уступил: сделал подтекстовку, и получилась песня „Старый клён“».
В фильме «Девчата» песню исполнили актёры Люсьена Овчинникова и Николай Погодин. Изначально предполагалось, что вместе с Овчинниковой песню будет исполнять Лев Барашков, но он от участия в фильме отказался (по некоторым сведениям, певец запросил гонорар, который не вписался в бюджет, выделенный для создания фильма). За песни «Старый клён» и «Геологи» Александра Пахмутова получила 1-ю премию на Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов 1962 года.
После выхода фильма песня «Старый клён» стала очень популярной — её пели и в туристских походах, и в электричках, и во время застолий; многими она воспринималась как «русская народная песня». Впоследствии был написан ряд пародий, самой известной из которых является «Свадебная», которая, в частности, включает в себя следующие строчки: «Отчего, отчего, отчего мне так тепло? / Оттого, что я стою у батареи» и «Отчего, отчего, отчего гармонь поёт? / Оттого, что воздух давит на мембраны».
История создания песни «Девочка-виденье»
Слова и музыку «Видения» сочинил Максим Леонидов. Идея будущей композиции появилась у него на знаменитом курорте, во время съёмок в телепередаче «Эх, дороги», над которой он работал с Андреем Макаревичем.
Позже автор вспоминал:
Меломаны, хорошо знакомые с зарубежной музыкой, сравнили рефрен песни Макса Леонидова со строчкой из трека Safe from Harm группы Massive Attack: I was lookin’ back to see if you were lookin’ back at me to see me lookin’ back at you. Когда во время интервью журналу Maxim ему указали на совпадение, певец отреагировал так:
Maximonline.ru, 2005
В другом интервью Макс объяснил происхождение фразы так:
Для полноты картины опубликуем также выдержку из беседы Максима Леонидова с Михаилом Козыревым, состоявшейся в эфире телеканала «Дождь».
Tvrain.ru
Релиз и достижения
Вернувшись домой, музыкант отправился к своему продюсеру и заявил:
Записав песню, Леонидов снова отправился на съёмки телепередачи. В течение длительного времени его не было в Санкт-Петербурге. А когда он приехал, его ждал очень приятный сюрприз.
Tvrain.ru
Композиция вошла в альбом «Проплывая над городом», изданный в 1997 году.
Новый век
В 2001 году появились первые файлообменники. Все больше людей начинали пользоваться Интернетом, альбомы исполнителей стали выкладываться в Сеть, и мировая музыкальная индустрия оказалась на пороге серьезного кризиса. Часть звукозаписывающих компаний оказалась вынуждена на время прекратить работу, некоторые и вовсе закрылись из-за банкротства.
Не обошел кризис и «На-На». Ушел Анисимов, из-за чего новым вокалистом стал Семидьянов. Участники понимали, что пик славы уже позади, но не оставляли надежд вновь оказаться в центре внимания. Алибасов взялся за создание программы Big Bang, ориентированной на американскую публику. Но после того как инвестор Дик Кларк решил прекратить сотрудничество, проект закрыли.
Затем группу покинул и Семидьянов. Оставшиеся участники не опустили руки и начали работу над программой «Шок-шоу», в основе которой идея о конфликте между полами. С ней они побывали в Китае, Польше, Болгарии, Турции и выступили перед самим Владимиром Путиным. Вскоре был выпущен одноименный музыкальный альбом.
Но, несмотря на успех шоу, летом 2008-го из коллектива ушел Соколов. Ему на смену взяли Михаила Игонина, который сперва отвечал за ударные, а затем и за вокал. Спустя 2 года новый состав группы собрал «Лужники», подготовив юбилейный концерт под названием «Нам 20 лет». Вместе с «На-На» на сцену вышли Иосиф Кобзон, балет Аллы Духовой «Тодес», Александр Панайотов, группа «Челси».
Состав группы «На-На» сейчас: Владимир Политов, Михаил Игонин, Леонид Семидьянов, Вячеслав Жеребкин / @group_nana_
Значимое событие в истории коллектива случилось зимой 2014-го, когда Алибасов в сопровождении подопечных пронес в Кронштадте олимпийский огонь в честь Олимпиады в Сочи. В рамках этого мероприятия «нанайцы» дали 6 концертов.
В следующем году в «На-На» вернулся Семидьянов, тем самым завершив формирование состава, в котором группа выступала до 2022-го. Вместе с ним на сцене появлялись Политов, Жеребкин и Игонин.
В 2017-м, после небольшого перерыва, певцы подали серьезную заявку на возвращение былой популярности: они записали композицию «Зинаида» и выпустили клип, в котором главную роль исполнила модель Ксения Пунтус. Режиссером стал Антон Родин.
В дальнейшем исполнители не переставали радовать поклонников новыми треками, не прекращая творить и в разгар пандемии коронавируса. В этот период они выпустили композиции «Ненормальная» и «Красные розы».А в декабре 2020-го была завершена запись песни «Фаина 2.0», ставшей настоящим новогодним подарком.
Сейчас за творчеством музыкантов следят тысячи поклонников, которые подписаны на их страницы в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) и во «». Участники активно гастролируют, устраивая концерты в России и за рубежом. В июне 2021 года они появились на фестивале «Жара».
В том же месяце на НТВ вышел выпуск программы «Секрет на миллион» Леры Кудрявцевой. Гостями студии стали как бывшие, так и действующие участники коллектива, которым пришлось ответить на провокационные вопросы телеведущей.
Образ Райского
В окончательном варианте Борис Райский — по-прежнему человек художественно-творческого склада. В русской литературе трудно найти другие примеры столь же прозорливого, подробного и внимательного изображения личности этого типа. Уже в детстве оказалось, что Райский какой-то иной, чем прочие люди. Этому герою свойственны необыкновенная наблюдательность в сочетании с неумением логически последовательно мыслить в простых ситуациях, когда прочим детям это дается без затруднения, зато он способен иногда каким-то невероятным озарением, нетривиальным путем («путем сверкающей в голове догадки») добраться до результата раньше других.
Именно Райский со специфическими особенностями его личности избирается Гончаровым на роль героя, вокруг которого выстраивается многогранный сюжет «Обрыва» — и его петербургские, и его волжские перипетии. В город на Волге Райский приезжает дважды. В первый раз — юношей. Гончаров, мало уделявший внимания пейзажным описаниям в первых двух романах, в «Обрыве» вдруг оказывается мастером словесной живописи. Эту грань его писательского таланта помогает здесь выявить, несомненно, то, что описываются родные места самого автора:
Группа «На-На» сейчас
Поклонники «золотого состава» группы с большой радостью восприняли новость об их воссоединении. Поводом появиться на одной сцене Павлу Соколову, Валерию Юрину, Александру Запорожцу и Владимиру Левкину стал 55-летний юбилей последнего. Экс-солист «На-На» анонсировал на осень 2022 год большой концерт в «ГлавКлубе». К слову, поздравить и порадовать публику согласились и другие звезды, исполняющие музыку 90-х, — Анна Семина (Юта), Игорь Корнилов, Дмитрий Мурин, Марина Хлебникова.
В качестве участников группа предстала в шоу «Битва поколений» на «Муз-ТВ». Суть передачи сводилась к своеобразным батлам между исполнителями разных возрастов. Старую школу вместе с «На-На» представили «Иванушки International», Николай Басков, Диана Арбенина. Среди молодых талантов — Даня Милохин, Хабиб, Ваня Дмитриенко.
В октябре 2022-го группа выступала на «Дискотеке МУЗ-ТВ. Золотые хиты», но на сцене появились только трое участников — Политов, Жеребкин и Игонин. Позже они сообщили, что Леонид Семидьянов больше не относится к коллективу — он прекратил сотрудничество с Алибасовым.
История создания и состав
В истории создания «На-На» нет ничего примечательного. В 1989 году продюсер Бари Алибасов объявил конкурс на право стать участником нового музыкального коллектива. В то время предыдущий проект Бари Каримовича под названием «Интеграл» уже сдал позиции и потерял былую популярность, поэтому гуру шоу-бизнеса решил собрать другую команду.
На кастинг пришли 700 человек, но понравились продюсеру только Владимир Левкин и Александр Запорожец. К ним присоединились бывшие участники «Интеграла» — вокалистка Марина Хлебникова и соло-гитарист Валерий Юрин. Это и был первый состав коллектива. Позднее он расширился за счет клавишника, басиста, ударника и саксофониста.
Репетиции были изнуряющими — они проходили в театре Айседоры Дункан и занимали до 16 часов в день. Исполнители не только работали над вокалом, но и оттачивали танцевальное и актерское мастерство под руководством знаменитых Анны Тереховой и Николая Добрынина.
Алибасов, по собственному признанию, не сразу определился с музыкальным стилем нового проекта. Ближе всего продюсеру был диско-поп, однако Бари Каримовичу хотелось добавить рок-музыки, элементы джаза, мелодичность фолка. В итоге получилось именно так — песни коллектива получались разноплановыми, но неизменно заводными и танцевальными. Дополнительную популярность придавала и тематика композиций — разумеется, о любви.
Рабочим названием проекта было «Шоу Бари Алибасова», ведь продюсер был полон решимости делать настоящие перфомансы. Эта задумка удалась — каждый концерт «На-На» сопровождался профессиональным световым оформлением и хореографическими постановками. И, конечно, яркими и провокационными нарядами исполнителей. Смелость на грани скандала и при этом неизменная романтика — вот, пожалуй, то, что стало залогом успеха.
Участники группы «На-На» в молодости — Владимир Политов, Владимир Анисимов, Вячеслав Жеребкин, Павел Соколов / «»
Уже спустя несколько дней после создания группа появилась на фестивале Face to Face, где ее представили уже как «На-На». Выступление артистов произвело фурор, они удостоились хвалебного отзыва от редакции газеты «Вечерняя Москва». А в конце 1989-го их признали открытием года.
После этого исполнители продолжали регулярно появляться на фестивалях и концертных площадках, побывали за пределами России. Они выпустили дебютный мини-альбом «Не женись», два трека из которого были отмечены в рубрике «Звуковая дорожка» «Московского комсомольца».
В начале 90-х коллектив покинул Запорожец, а ему на смену пригласили вокалиста Владимира Политова. Яркий брюнет гармонично дополнял голубоглазого блондина Левкина
Такой дуэт просто не мог не обратить на себя внимание женской аудитории
В обновленном составе участники появились на шоу «50х50», где впервые в истории стали победителями по мнению спонсорского, зрительского и профессионального жюри. Это вдохновило артистов на создание новых музыкальных программ и увлекательных шоу.
Первое из них «нанайцы» представили в 1991 году под названием «История одного бенефиса». Больше всего зрителей шокировала постановка под песню «Эскимос и папуас», которую артисты исполняли практически обнаженными на фоне танцоров, облаченных в меховые шубы. Номер вызвал скандал, а Бари Каримович довольно потирал руки: продюсер добился цели — о коллективе узнала вся страна. «На-На» стали приглашать на телевидение.
Позднее музыканты выпустили дебютную пластинку «На-На-91», которая была тепло встречена многочисленными слушателями. Появился и первый фильм с участием вокалистов группы и Хлебниковой, которая к тому времени уже почти прекратила участие в проекте. Он назывался «Солнце, воздух и… На-На».
Дальше — больше. В 1992 году ушел Юрин, но к Политову и Левкину присоединились Владимир Асимов и Вячеслав Жеребкин. Так завершилось формирование состава, который позже начали называть золотым. Начался период расцвета в творчестве «На-На».
Эротическая проблематика
Гончаров впервые отдал в «Обрыве» щедрую дань и эротической проблематике, дотоле бывшей своего рода прерогативой такого крупного романиста-современника, как А. Ф. Писемский, но не принадлежавшей к числу характерных черт произведений самого Гончарова. Нельзя не заметить, что случившееся в конце концов с Верой происходит в «Обрыве» на фоне цветастой эротики — читатель как бы подготавливается к этой драме автором. Гончаровым явно не случайно подробно, все с той же картинностью, описываются похождения двух любвеобильных красавиц — Уленьки и Марины. Сюда же следует отнести пребывающую в непрестанной готовности к флирту со всяким свежим человеком Полину Карповну. Да и Райского «страстный змей» однажды доводит то такого состояния, что лишь невинное простодушие Марфеньки спасает саму девушку и отрезвляет «братца». Естественно, все это так подробно изображается писателем, поскольку высвечивает неблагоприятное моральное состояние современного общества, способствующее бедам, в которые попадает молодежь. Однако Гончаров, пожалуй, порой излишне увлекается нагнетанием подобных коллизий, подспудно едва ли не любуясь той же Мариной.
Интересные факты
- Существует легенда, что название группы придумал конферансье Олег Марусев прямо перед их первым выходом на сцену. Артисты постоянно просили у него сигареты, раздавая которые он говорил «На, на…», а потом так и объявил молодых музыкантов.
- За самые успешные 7 лет в творческой карьере коллектив дал 25 тысяч концертов (это около 400 выступлений в год — более одного в день). Благодаря подобной популярности певцы удостоились премии «Овация» целых 12 раз, а в 2001 году даже стали заслуженными артистами РФ.
- В сентябре 1992 года во время войны в Абхазии автобус с группой «На-На» был захвачен боевиками. Но артистов отпустили, как только выяснилось, что это они исполняют песню «Фаина».
Роман «Обрыв»: критика
Нужно отметить в целом отрицательное отношение к его роману со стороны «революционно-демократической» критики. Впрочем, громоздкий «Обрыв» был прохладно встречен и критиками других направлений. Подобные факты, однако, не дают настоящих оснований считать произведение «неудачей» Гончарова. Суд современников далеко не всегда справедлив. В начале XXI в. уже вряд ли актуальны волновавшие когда-то критику вопросы наподобие того, есть ли образ Марка Волохова карикатура на революционера-демократа или, напротив, недостаточно резкое его разоблачение. В романе есть немало сторон, сильных в чисто художественном отношении.
Так, Гончаров проявил себя именно в «Обрыве» великолепным бытописателем. Словесные картины жизни волжского городка поражают авторской наблюдательностью и по своей зримости напоминают полотна жанровой живописи.
Питомец натуральной школы неожиданно сказался в знаменитом писателе, который находчиво и непринужденно применяет литературную «технику» физиологических очерков времен его молодости, насыщая повествование и описание множеством конкретных жизненных деталей.
В романе «Обрыв» Гончаровым создан целый ряд ярко написанных колоритных характеров (председатель казенной палаты Нил Андреевич, старинный друг бабушки Тит Никоныч Ватутин, провинциальная «львица» Полина Карповна Крицкая, университетский друг Райского учитель Леонтий Козлов и его жена Уленька, дворовый Савелий и его жена Марина и т. д.).
Опасное задание
Какое-то время такой метод борьбы приносил результаты, но вскоре бандиты «вычислили» виновников своих провалов и безжалостно их перестреляли. Вот тут-то и начались события, ставшие яркой и героической страницей в биографии Маруси Климовой (Мурки). Дело в том, что положение в городе сложилось до такой степени критическое, что его взяло под свой контроль Главное управление всероссийской чрезвычайной комиссии.
В Москве на Лубянке решили для проведения очередной операции внедрить в наиболее опасную банду своего агента, которым должна была стать женщина. Эта хитрость помогла бы усыпить подозрительность уголовников и обеспечить успех всего дела. Наиболее подходящей сочли кандидатуру Марии Прокофьевны Климовой − 25-летней сотрудницы, имевшей уже достаточный опыт работы в уголовном розыске. Она-то и отправилась в Одессу с секретным заданием.
Для полной объективности следует сказать, что данных, позволивших бы составить полную биографию Маруси Климовой – Мурки, как принято называть эту женщину, − не существует. Та часть архива Московской ВЧК, в которой помещалось ее личное дело, была уничтожена (по крайней мере, считается таковой), и в руках исследователей имеются лишь отрывочные сведения.
Новая профессия
Прежде всего, стало известно, что родилась она в 1897 году в Москве. Это позволило говорить о ней как о 25-летней сотруднице, направленной в 1922 году для выполнения сложного и опасного задания. Кроме того, выяснилось, что по образованию Мария Климова была врачом. Что же касается причины, побудившей молодую женщину расстаться со столь престижной профессией и посвятить себя поимке преступников, то об этом можно лишь строить предположения.
Возможно, ее привлекла романтика сыскного дела или подтолкнули на этот шаг нежные чувства к кому-то из оперативников. Все может быть, но не исключено и то, что в те трудные времена закрылась больница, в которой она работала, и Мария решила устроиться в ЧК, зная, что сотрудники там обеспечены всем необходимым.