Карьера
Строительство «пятерки»
1847 г. Стасов опубликовал монографию об использовании Михаилом Глинкой народных мотивов в своей музыке; с того времени Стасов проповедовал русскость выше европейского влияния в музыке. В последующие годы он служил старшим советником группы русских композиторов, известной как «Пятерка ». Он также полюбил Петра Ильича Чайковского после того, как услышал, как композитор сыграл финал своей Малороссийской симфонии на рождественском собрании 1872 года в доме Николая Римского-Корсакова.. Вскоре после этого собрания Стасов побудил Чайковского написать произведение по мотивам шекспировской бури. Он также разработал программу, первоначально для Гектора Берлиоза, которую Чайковский в конечном итоге использовал для своей Симфонии Манфреда. Между этими двумя произведениями Стасов предложил оперу по историческому роману Альфреда де Виньи «Пятидесятилетний Марс». Чайковский тогда намеревался написать Евгений Онегин, а Шарль Гуно уже написал оперу по пьесе Cinq-Mars.
Репин и Передвижники
Начиная с 1870-х годов, Стасов горячо поддерживал художников-реалистов, известных как Передвижники, а также Илья Репин.
Не терпящий различий
Александро-Невская Лавра
Когда художники не следовали его заветам, Стасов мог становиться и нетерпимым, и громким. Стасов назвал финал Малороссийской симфонии Чайковского «одним из важнейших творений всей русской школы». В остальном его общий вердикт о творчестве Чайковского был отрицательным: «Консерватория, академическая подготовка, эклектизм и чрезмерная переработка музыкальных материалов наложили на него свою ужасную разрушительную руку. Из его общего количества произведений несколько работ первоклассны и весьма оригинальны; остальные — посредственны или слабы ».
Милий Балакирев
Еще жестче он был с журналом модернистского искусства Мир искусства и его основателями Александром Бенуа, Леоном Бакстом и Сергеем Дягилевым. когда журнал появился в 1898 году. В печати он назвал Дягилева «декадентским чирлидером», а Мир искусства — «двором прокаженных» (изображение заимствовано из романа Виктора Гюго Нотр —Dame de Paris ).
Бесценна переписка Стасова с ведущими деятелями русской художественной жизни. Он известен также своей оппозицией музыкальному критику и давнему другу Александру Серову относительно относительных достоинств Глинки две оперы.
Он был настолько впечатлен литературным талантом еврейского школьника Самуила Маршака, что устроил ему исключение из законов черты оседлости и его семья.
брат Стасова, Дмитрий Стасов (1828–1918), был известным правозащитником, принимавшим участие в основании Русского музыкального общества. Его племянница, Елена Стасова (1873–1966), видный марксист революционер и функционер советской власти.
Русский талант
Композитором, более всего разделявшим их взгляды и последовательно внедрявшим их в жизнь, был Модест Петрович Мусоргский (1839—1881). Наиболее удаленным от остальных участников был Цезарь Антонович Кюи (1835—1918), хотя пришел он в группу первым. Этих пятерых композиторов объединяли не только регулярные встречи и беседы — они систематически собирали, изучали и систематизировали русский музыкальный фольклор с целью воплощения национальной самобытности в своих произведениях. Понятно, что сюжеты эти композиторы России брали из русской истории. А новаторство их распространялось и на форму музыкальных произведений, и на гармонию и ритмику.
Эрудированный, всесторонне одаренный, талантливый
Самым ярким и радикально настроенным «кучкистом» был Модест Петрович Мусоргский. Ради музыки он оставил службу в лейб-гвардии Преображенского полка. Это был эрудированный и блестяще образованный человек, свободно говоривший на нескольких европейских языках и прекрасно игравший на рояле. Кроме того, Модест Петрович обладал замечательным баритоном. Он был самым последовательным приверженцем принципов, декларируемых «Могучей кучкой», распад которой переживал очень болезненно и считал его предательством «русской идеи». Его великие оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» выводят композитора в число величайших музыкантов России.
В последние годы жизни его новаторское творчество отторгалось не только академическими кругами, но и близкими друзьями – остальными членами «Могучей кучки». Композитор пил, последний и единственный его прижизненный портрет был сделан И. Репиным незадолго до смерти, которая настигла Мусоргского в военном госпитале Петербурга.
Композитор Бородин основал Русское химическое общество
Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой композирования. Своё первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.
Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по сюжету «Слова о полку Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов. За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов. Стоит отметить, что музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин руководил руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического общества. У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которую он исследовал первым ещё в 1861 году.
Приверженцы «русской идеи»
Это время в России связано с брожением умов, которое не обошло стороной творческую интеллигенцию. Постоянно вспыхивающие народные волнения заставляли прогрессивно мыслящих художников и композиторов обращаться к народной теме, изучать русскую народную музыку и духовные песнопения. Их объединяла идея реализация народно-эстетических принципов в музыке. Провозгласили ее глава могучей кучки М. А. Балакирев (1837—1910) и В. В. Стасов, выработавший общие идейно-эстетические позиции кружка. Они были единомышленниками и разделяли взгляды известных писателей-демократов 60-х годов. Это были патриоты, беззаветно любящие Россию, преданные «русской идее».
Творчество композиторов могучей кучки
Александр Порфирьевич Бородин, автор гениальной оперы «Князь Игорь», сначала был известным химиком и врачом. Изначально музыка была для него хобби.
Как это часто бывает в истории культуры, молодежная группа идеологически противостояла консерваторам, особенно Антону Рубинштейну. Антон Рубинштейн был активным критиком общественных идей. Рубинштейн представлял себе развитие русской музыкальной культуры по западному образцу. Идея «русской пятерки» была прямо противоположной.
Как это часто бывает в истории культуры, молодежная группа идеологически противостояла консерваторам, особенно Антону Рубинштейну. Антон Рубинштейн был активным критиком общественных идей. Рубинштейн представлял себе развитие русской музыкальной культуры по западному образцу. Идея «русской пятерки» была прямо противоположной.
Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки
Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.
Успех композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В этом музыкальном произведении композитору удалось органично соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым искусством. Впервые появился национальный герой, воплотивший в себе лучшие черты национального характера.А вот премьера второй оперы композитора — «Руслан и Людмила» — принесла Глинке ряд чувствительных огорчений. Премьера оперы состоялась в Большом театре в Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера первой оперы Глинки – 9 декабря. Высшему обществу опера не понравилась, публика её освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала. Впрочем, современники отмечали, что оперу эту Глинка писал более чем небрежно. В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: «Полной автографной партитуры «Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера посылались им в театральную контору для переписки, оттуда не возвращались и там пропадали». А план оперы, если верить современникам, и вовсе «намахал» Константин Бахтурин «в четверть часа под пьяную руку». Тем не менее опера в первый свой сезон прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как, по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.Известно, что Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем. Это, однако, не мешало ему путешествовать, к тому же географию композитор знал прекрасно. Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и персидский.
Особенности творчества композиторов « Могучей кучки»:
-
Отражение идей времени, приближение музыки к проблемам и запросам современности
-
Поиск новых форм и способов воплощения данных идей, главной из которых является прославление патриотизма, героизма народа России
-
Отражение ярких страниц истории России
-
Критическое отражение социальной действительности
-
Отражение народного быта, наличие фольклорных и сказочных элементов в произведениях
«Могучая кучка» оказала огромное влияние на развитие музыкального искусства в России, её идеи, принципы, формы методы отражения действительности стали школой для многих композиторов последующих эпох.
Руки Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов
Сергей Васильевич Рахманинов – крупнейший мировой композитор – покинул Россию в 1917 году и осел в США. Практически 10 лет после отъезда из России он не писал музыку, много гастролируя по Европе и Америке, где его признали крупнейшим дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом Рахманинов на протяжении всей своей жизни оставался человеком , стремящимся к уединению, неуверенным в себе и ранимым. Всю жизнь он искренне переживал, что покинул Родину. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной армии.
У Рахманинова была уникальная особенность – самый большой из всех известных пианистов охват клавиш. Он охватывал сразу 12 белых клавиш, а левой рукой брал совершенно свободно аккорд «до ми-бемоль соль до соль». При этом у него в отличие от многих концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!»
Интересный факт:Оркестр Военно-воздушных сил Норвегии записал компакт-диск с произведениями русских и советских композиторов, а 18 апреля 2013 году в Тронхейме состоялся концерт. Это уже третья часть «русского репертуара» оркестра норвежских ВВС. Альбом называется «Сталинградская битва», а главное произведение — сюита Хачатуряна из одноименного советского фильма режиссёра Петрова. На диске собраны другие произведения Хачатуряна, и произведения Дмитрия Кабалевского, Рейнгольда Глиэра и Римского-Корсакова.
Гении долго не уживаются
Распалась «Могучая кучка» по нескольким причинам. Так, отстранился Балакирев, который переживал глубокий душевный кризис, ушел в Академию Римский-Корсаков, которого Мусоргский и Балакирев считали перебежчиком, хотя благодаря именно ему идеи «кучкистов» не пропали, а воплотились в творчестве композиторов-членов Беляевского кружка. У Бородина, кроме музыки, была еще и химия. Творчество «Могучей кучки» не просто оставило глубокий след в русской музыке, оно ее коренным образом изменило. В ней появилась национальная характерность, размах и народность (в произведениях было много народных сцен). Абсолютно все представители этого музыкального объединения, спаянные общей идеей, были людьми яркими и талантливыми. Творчество их пополнило сокровищницу не только русской, но и мировой музыки.
http://www.classicalmusicnews.ru/articles/mighty-handful-10-facts/http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/moguchaya-kuchka-istoriya-vklad-i-znachenie-v-russkoy-muzyikalnoy-kulturehttp://www.syl.ru/article/201399/new_moguchaya-kuchka-sostav-kompozitorov
Русский талант
Композитором, более всего разделявшим их взгляды и последовательно внедрявшим их в жизнь, был Модест Петрович Мусоргский (1839—1881). Наиболее удаленным от остальных участников был Цезарь Антонович Кюи (1835—1918), хотя пришел он в группу первым. Этих пятерых композиторов объединяли не только регулярные встречи и беседы — они систематически собирали, изучали и систематизировали русский музыкальный фольклор с целью воплощения национальной самобытности в своих произведениях. Понятно, что сюжеты эти композиторы России брали из русской истории. А новаторство их распространялось и на форму музыкальных произведений, и на гармонию и ритмику.
Деятельность сообщества
Состав Могучей кучки был представлен М. Балакиревым, М. Мусоргским, А. Бородиным, Н. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи. Члены творческого содружества находились под влиянием своего идейного вдохновителя – художественного критика и литератора В. Стасова. Он же выступал в качестве главного немузыкального консультанта.
Название кружка впервые появилось в работе Стасова «Славянский концерт г. Балакирева», увидевшей свет в 1867 г. В этой статье Стасов восхищался поэтическими талантами, умениями немногочисленной группы творцов. Участники объединения выдвинули и название «Новая русская музыкальная школа», представляя себя в качестве главных наследников творческих традиций М. Глинки.
В качестве ключевой цели деятельности они представляли воплощение русских национальных идей в музыкальных произведениях
Поскольку деятели искусства обратились к поиску истоков отечественной культуры, то они стали обращать огромное внимание на народные темы в искусстве
Главные идеологи Могучей кучки Стасов и Балакирев провозгласили основные национально-эстетические принципы, к реализации которых и приступили участники кружка. Однако степень их вовлеченности и последовательности были неодинаковыми. Если М. Мусоргского можно назвать самым последовательным в решении поставленной задачи, то в наименьшей степени к этому стремился Ц. Кюи.
Члены Балакиревского кружка регулярно осуществляли записи образцов отечественного музыкального фольклорного искусства, а затем тщательно исследовали его
Внимание уделялось и русскому церковному пению. Результаты они воплотили в своих работах, представлявших камерный и крупный жанр
Особенно это ярко проявилось в операх. Творческий поиск велся и в сфере драматургии, жанров, отдельных категорий, присущих музыкальному языку.
На собраниях творческого сообщества все встречи были весьма оживленными, но протекали исключительно в дружеской и творческой среде. На встречи приходили писатели А. Григорович, А. Писемский, И. Тургенев. Посещали их И. Репин и М. Антокольский. Интерес к деятельности Могучей кучки проявлял и П. Чайковский.
Балакиревский кружок в начале 70-х гг. перестал быть сплоченной группой единомышленников. В итоге кружок прекратил существование, оставив заметный след в развитии искусства.
Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский стал одним из первых «профессиональных» композиторов. Теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Академические навыки и талант помогли ему стать композитором мирового уровня. Наследие Моцарта, Бетховена и Шумана Петр Ильич Чайковский сочетал с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Он был не только композитором, работал педагогом, дирижером, критиком, общественным деятелем, выступал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.
Произведения Чайковского любимы многими, потому что его музыкальный диалог со слушателем был практически универсален: его музыка отражала образы жизни и смерти, любви, природы, детства, духовная жизнь русского народа.
Римский-Корсаков умер из-за своей оперы
Николай Андреевич Римский-Корсаков — известный дирижёр, музыкальный критик, великий русский композитор и общественный деятель. Сын крепостной и помещика он получил хорошее образование, много путешествовал, а вернувшись на Родину успевал абсолютно везде: был инспектором духовых оркестров Морского ведомства, преподал в Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой являлся, дирижировал симфоническими и оперными спектаклями, помогал управляющему Придворной певческой капеллы.
Одной из любимых его тем в творчестве были сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» закрепили за ним прозвище Сказочник.Опера «Золотой петушок» Римским-Корсаковым была написана 1908 году по одноимённой сказке Пушкина. Цензура узрела в этом произведении язвительную сатиру на самодержавие, и оперу запретили. Это стало причиной инфаркта композитора. Скончался он от повторного приступа в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года.Первая постановка оперы состоялась уже после смерти великого композитора — 24 сентября 1909 в Оперном театре Сергея Зимина в Москве. Премьера предварялась анонсом в газете «Русские ведомости»: «Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре Зимина
Гениальные композиторы, талантливые публицисты
Их было немного, но они оказали огромное влияние не только на музыкальную жизнь России, но и на всю культуру. Поэтому так понятно название, данное им В. В. Стасовым, — «Могучая кучка». Состав этого вольного содружества объединял самых талантливых композиторов того времени, кроме П. И. Чайковского, с которым отношения у «Пятерки» были тесными, но сложными.
Свои взгляды эти композиторы России пропагандировали и в печати. Так, с 1864 года систематически публиковался Кюи, отстаивая свои взгляды и тенденции, которые во многом совпадали с позицией Балакиревского кружка. Так же много в периодических изданиях выступал и Бородин. А Римский-Корсаков регулярно излагал свои позиции и принципы, основополагающими из которых были народность и национальность музыки. Поэтому и тематика их творчества связана была только с Россией, ее историческим прошлым, древними верованиями, народными сказками и сказаниями.