Телевидение
Открытие и широкое распространение телевизионного вещания кардинальным образом изменило способы распространения информации в обществе. К этому мощнейшему достижению причастен и Борис Львович Розинг, который в июле 1907 года подал заявку на изобретение «Способа электрической передачи изображений на расстояния». Борису Львовичу удалось успешно передать и получить точное изображение на экране пока ещё простейшего устройства, бывшего прототипом кинескопа современного телевизора, которое ученый назвал «электрическим телескопом». Среди тех, кто помогал Розингу с опытом, был тогда ещё студент Санкт-Петербургского Технологического института Владимир Зворыкин – именно его, а не Розинга, через несколько десятилетий назовут отцом телевидения, хотя в основе работы всех воспроизводящих телевизионных устройств лежал принцип, открытый Борисом Львовичем в 1911 году.
Лампа накаливания
Если произносится «лампа накаливания», то сразу в голове звучит фамилия Эдисона. Да, это изобретение не менее знаменито, чем имя его изобретателя. Однако сравнительно небольшое количество людей знает, что Эдисон не изобрел лампу, а только усовершенствовал её. Тогда как Александр Николаевич Лодыгин, будучи членом Русского технического общества, в 1870 году предложил применять в лампах нити накаливания из вольфрама, закручивая их в спираль. Безусловно, история изобретения лампы не является результатом труда одного ученого – скорее, это череда последовательных открытий, которые витали в воздухе и были необходимы миру, но именно вклад Александра Лодыгина стал особенно великим.
Территория Российской Империи
Рассматривая историю России той эпохи необходимо помнить, что на момент образования империи к стране были присоединены большие территории. Это стало возможным благодаря успешной внешней политике страны, которую вел Петр 1. Он создавал новую историю, которая возвращала Россию в число мировых лидеров и держав, с мнением которой стоит считаться.
Территория Российской Империи составляла 21,8 миллиона км2. Это была вторая по площади страна в мире. На первом месте находилась Британская Империя с ее многочисленными колониями. Большинство из них сохранили свой статус и по сей день. Первые законы страны делили ее территорию на 8 губерний, каждая из которых управлялась губернатором. Он имел всю полноту местной власти, включая и судебную. В дальнейшем Екатерина 2 увеличила число губерний до 50. Разумеется сделано это было не за счет присоединения новых земель, а за счет дробления. Это достаточно сильно увеличило государственный аппарат и довольно сильно снизило эффективность местного управления в стране. Об этом более подробно мы поговорим в соответствующей статье. Следует отметить, что на момент распада российской империи ее территория насчитывала 78 губерний. Крупнейшие города страны при этом были:
Флаг и герб Российской Империи
- Санкт-Петербург.
- Москва.
- Варшава.
- Одесса.
- Лодзь.
- Рига.
- Киев.
- Харьков.
- Тифлис.
- Ташкент.
История Российской Империи полна, как яркими, так и негативными моментами. В этот временной отрезок, который продолжался менее двух веков, вложилось огромное количество судьбоносных моментов в судьбе нашей страны. Именно в период российской Империи случились отечественная война, походы на Кавказ, походы в Индию, европейские походы. Страна развивалась динамично. Реформы коснулись абсолютно всех аспектов жизни. Именно история Российской Империи подарила нашей стране великих полководцев, имена которых на устах и по сей день не только в России, но и во всей Европе — Михаил Илларионович Кутузов и Александр Васильевич Суворов. Эти прославленные генералы навечно вписали свои имена в историю нашей страны и покрыли вечной славой русское оружие.
Карта
Представляем карту Российской Империи, кратко историю которой мы рассматриваем. На карте представлена европейская часть страны со всеми изменениями, которые происходили в плане территорий за годы существования государства.
Карта Российской Империи на конец 18 века
«Могучая кучка» — история, вклад и значение в русской музыкальной культуре
«Могучая кучка» — творческое содружество, которое сыграло большую роль в русской музыкальной культуре. Оно состояло из гениальных композиторов, в произведениях которых отражались передовые идеи популярного в то время демократического движения. Члены «Могучей кучки» считали себя последователями великих мастеров – А.С. Даргомыжского и М.И. Глинки. В 1860-х годах все страну охватил демократический подъем, вся интеллигенция боролась за прогрессивные идеалы — как в общественной жизни, так и в культуре.
эти группы людей противопоставляют себя официальным, классическим обществам. «Могучая кучка» также становится своеобразным антагонистом академической рутины.
Главный лозунг – не отрываться от жизни! Главное в музыке – национальная направленность!
Состав «Могучей кучки» практически не менялся за все время её существования: основными членами были М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи.
Все эти яркие, выдающиеся, талантливые люди однажды встретились и, увидев друг в друге единомышленников, объединились в музыкально содружество, получившее название «Балакиревский кружок», а позже – «Могучая кучка», или «Группа пяти». Идейным вдохновителем был Владимир Васильевич Стасов, музыкальный критик – фактически, он являлся шестым членом «Могучей кучки», хоть и не был композитором. Он же дал содружеству и название – в своей статье «Славянский концерт г. Балакирева». Сами члены Балакиревского кружка ввели такое понятие, как «Новая русская музыкальная школа». Свои идеи они несли в народ: в качестве просветительской деятельности композиторы «Могучей кучки» образовали бесплатную музыкальную школу.
Киноаппарат
В 1893 году, работая вместе с физиком Любимовым, Иосиф Андреевич Тимченко создает так называемую «улитку» — особый механизм, с помощью которого в стробоскопе удавалось прерывисто менять очередность кадров. Данный механизм позже лег в основу кинетоскопа, который Тимченко разрабатывает совместно с инженером Фрейденбергом. Демонстрация кинетоскопа состоялась в следующем году на съезде русских врачей и естествоиспытателей. Были показаны две ленты: «Копьеметатель» и «Скачущий всадник», которые были сняты на Одесском ипподроме. Этому событию даже есть документальные подтверждения. Так, в протоколе заседания секции значится: «Представители собрания с интересом ознакомились с изобретением господина Тимченко. И, в соответствии с предложениями двух профессоров, решили выразить благодарность господину Тимченко».
Александр Македонский
Александр Македонский носил титул Великий, и не зря, ведь за его военные заслуги его чтят даже сегодня. Александр взошёл на престол в возрасте всего 20 лет, когда многие парни не могут решиться даже подойти к понравившейся им девушке или выбрать, на какой факультет поступать.
Он же не терялся в сомнениях и практически сразу начал действовать, подавив восстание фракийцев, и подчинив себе Грецию. После этого триумфа Александр двинулся на Персию — сильнейшее государство того времени, и разгромил её армию. Но и на этом Александр Великий не остановился, пойдя дальше в Сирию, Палестину и Египет, где провозгласил себя сыном Амона-Ра и тем самым обожествил свою личность.
Присоединив к своей державе Персию, Александр завоевал Среднюю Азию, а после практически покорил Индию, но его войска устроили бунт, и пришлось развернуться. В 324 году Александр Великий умер в возрасте 32 лет, возможно, от малярии или от воспаления лёгких.
Помимо одной из самых больших империй в истории, Александр оставил после себя ряд возведённых с нуля городов, а также распространил на всей территории завоёванных государств греческую культуру, что привело к её расцвету.
Этапы восстания
Прежде чем говорить кратко о революции 1917 года в России, необходимо ответить на вопрос о внезапности самого восстания. Дело в том, фактически сложившееся двоевластие в стране – Временное правительство и большевики, должно было закончиться неким взрывом и в дальнейшем победой одной из сторон. Поэтому Советы начали подготовку к захвату власти ещё в августе, а правительство в это время готовилось и предпринимало меры по его предотвращению. Но события, случившиеся в ночь на 25 октября 1917 года, явились полной неожиданностью для последних. Непредсказуемыми стали и последствия установления Советской власти.
Ещё 16 октября 1917 года Центральный комитет большевистской партии принял судьбоносное решение – готовиться к вооруженному восстанию.
18 октября Петроградский гарнизон отказался подчиниться Временному правительству, а уже 21 октября представители гарнизона заявили о своём подчинении Петроградскому совету, как единственному представителю законной власти в стране. Начиная с 24 октября ключевые точки Петрограда – мосты, вокзалы, телеграфы, банки, электростанции и типографии, были захвачены Военно-революционным комитетом. Утром 25 октября Временное правительство удерживало лишь один объект – Зимний дворец. Несмотря на это, в 10 часов утра того же дня было выпущено воззвание, которое сообщало, что отныне Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов является единственным органом государственной власти в России.
Вечером в 9 часов холостой выстрел крейсера «Аврора» стал сигналом начала штурма Зимнего дворца и ночью 26 октября члены Временного правительства были арестованы.
Рис. 2. Улицы Петрограда накануне восстания
Карл Великий
После падения Западной Римской империи Европа лежала в руинах. На территории некогда великого государства было множество разрозненных княжеств, постоянно воевавших друг с другом. Но этому положил конец Карл Великий — король франков и основатель империи Каролингов. Причём титул Великий, подобно Александру Македонскому, Карл получил ещё при жизни, чего удостаивались лишь редкие правители.
За что он получил такую громкую приставку? Став королём франков после смерти своего отца, он начал кампанию по завоеванию соседних княжеств и приведению язычников к христианству. За годы своего правления он завоевал земли северной Испании, остановив вторжение мусульман, провёл успешные кампании против саксов, Баварии, Аквитании и других государств, и впервые за долгое время объединил Европу под единым знаменем. После этого он получил титул «отца Европы».
Помимо военных походов, Карл Великий был известен продвижением христианства, улучшением государственного устройства и благосостояния народа. Именно от его имени происходит название западных государей в русской культуре — короли.
Гении долго не уживаются
Распалась «Могучая кучка» по нескольким причинам. Так, отстранился Балакирев, который переживал глубокий душевный кризис, ушел в Академию Римский-Корсаков, которого Мусоргский и Балакирев считали перебежчиком, хотя благодаря именно ему идеи «кучкистов» не пропали, а воплотились в творчестве композиторов-членов Беляевского кружка. У Бородина, кроме музыки, была еще и химия. Творчество «Могучей кучки» не просто оставило глубокий след в русской музыке, оно ее коренным образом изменило. В ней появилась национальная характерность, размах и народность (в произведениях было много народных сцен). Абсолютно все представители этого музыкального объединения, спаянные общей идеей, были людьми яркими и талантливыми. Творчество их пополнило сокровищницу не только русской, но и мировой музыки.
Вот мой топ-5 (по хронологии, а не по значимости):
Иван III
1). Иван III. Дедушка Ивана Грозного. Этот по-настоящему могущественный монарх умудрился объединить раздробленную Русь под эгидой Москвы, создал мощную армию и перестал платить дань Золотой Орде. Женился на племяннице сверженного турками императора Византии, тем самым поставив новообразованное Русское государство в один ряд с мощнейшими империями Европы. Первый господарь Руси, во многих европейских документах именовался как царь (от слова цезарь). Просто странно, почему современные школьники про него так мало знают, а ведь, по сути, благодаря ему и появилась Россия на карте мира.
2). Иван IV Грозный. Первый русский царь официально. Превратил Россию в империю, завоевав три татарских ханства – Казанское, Астраханское и Сибирское. Впервые дал турецкой армии по мордасам в битве под Молодями в 1572 году, причем ни один османин из этой армии обратно на родину так и не вернулся — все полегли в битве. Иван Грозный основал не только пресловутую Опричнину, но и развил довольно обширную морскую торговлю со странами Европы через порты Архангельск на Белом море и Кола (предшественник Мурманска) на Кольском полуострове. Кстати, Архангельск был создан по его указу, Кола же по его указу также превратилась в мощный по тем временам торговый порт.
3). Петр I Великий. Ну, вклад этого монарха России в развитие нашего Отечества общеизвестен, поэтому не считаю нужным распространяться особо о его заслугах. Следует только добавить, что Петр I стал первым Императором России, однако на нем династический род Романовых и пресекся по мужской линии, потому что его дочь Елизавета Петровна, во-первых, потомства не дала, а, во-вторых, династия считается по мужской линии, а не по женской.
4). Екатерина II Великая. Вклад этого российского монарха тоже общеизвестен, несмотря на то, что она была немкой, а не русской. В основном Россия в этот период значительно обогатилась в культурном отношении, но и в деле создания империи Екатерине трудно кого-то противопоставить. Можно вспомнить Крым, Аляску, Польшу и многие другие территории, которые влились в состав России. А то, что ее последователи эти территории профукали – не ее в этом вина.
5). Сталин, Иосиф Виссарионович. Кто скажет, что этот человек не был монархом в полном понимании этого слова – пусть первый кинет в меня камень. Это был самый настоящий царь России и ее император. В первую очередь он сделал для России то, чего не сделал ни один его предшественник – он вывел ее в разряд мировых лидеров, и впереди были только США
Неважно, какими методами это было достигнуто, главное – результат получился ошеломляющим
Вот такой у меня топ-5 русских монархов, думаю, что он самый объективный.
Наркоз
С древнейших времен человечество мечтало избавиться от боли. Особенно это касалось лечения, которое порой было болезненнее самого недуга. Травы, крепкие напитки лишь притупляли симптомы, но не позволяли совершать серьезных действий, сопровождаемых серьезными болевыми ощущениями. Это существенно тормозило развитие медицины. Николай Иванович Пирогов – великий русский хирург, которому мир обязан многими важнейшими открытиями, внес огромный вклад в анестезиологию. В 1847 году он обобщил свои эксперименты в монографии по наркозу, которая была издана во всем мире. Тремя годами позднее он впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях. Всего великий хирург провел около 10 000 операций под эфирным наркозом. Также Николай Иванович является автором топографической анатомии, которая не имеет аналогов в мире.
Презентация на тему: » Выполнили: Адонин Влад и Фролова Ульяна. «Могучая кучка»-это общепринятое наименование группы композиторов. Часто «Могучая кучка» именуется «Новой русской.» — Транскрипт:
1
Выполнили: Адонин Влад и Фролова Ульяна
2
«Могучая кучка»-это общепринятое наименование группы композиторов. Часто «Могучая кучка» именуется «Новой русской музыкальной школой», а также «Балакиревским кружком», по имени её руководителя М.А.Балакирева. За границей эту группу музыкантов называли «Пятёрка» по числу главных представителей. Композиторы «Могучей кучки» выступили на творческую арену в период огромного общественного подъёма 60-х годов 19 века.
3
В СОДРУЖЕСТВО ВХОДИЛИ : М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи
4
Милий Алексеевич Балакирев ( ) – тогда молодой, ярко талантливый, образованный музыкант, отличный пианист, великолепный композитор – пользовался огромным авторитетом у своих товарищей. Он направлял их по пути развития национальной русской музыки, помогал овладевать основами композиторской техники.
5
Композиторы «Могучей кучки» по праву считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве. Михаил Иванович Глинка ( )
6
М ОДЕСТ П ЕТРОВИЧ М УСОРГСКИЙ ( ) русский композитор, член «Могучей кучки». Главным его творением являются оперы «Борис Годунов», «Хованщина», сюита «Картинки с выставки».
7
А ЛЕКСАНДР П ОРФИРЬЕВИЧ Б ОРОДИН ( ) русский учёный-химик и композитор. Им создано более 40 научных работ по химии. Знаменитые музыкальные произведения А.П. Бородина: опера «Князь Игорь», симфония 2 «Богатырская», инструментальные произведения, романсы.
8
Н ИКОЛАЙ А НДРЕЕВИЧ Р ИМСКИЙ — К ОРСАКОВ ( ) Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Н.А. Римского – Корсакова называют композитором – сказочником. Среди его сочинений 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно- инструментальная, вокальная и духовная музыка.
9
Ц ЕЗАРЬ А НТОНОВИЧ К ЮИ ( ) русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки», инженер-генерал. Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели, хоры, вокальные ансамбли, романсы(более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации.
10
Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывало образцы русского музыкального фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка» (Н.А. Римский-Корсаков), «Хованщина», «Борис Годунов» (М.П. Мусоргский). Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примыкают Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин. В 70-х годах 19 века «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
11
К. Е. Маковский. Карикатура на Могучую кучку.
12
В ЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА « КУЧКИСТОВ » НА МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Творчество композиторов «Могучей кучки» является высочайшим образцом музыкального искусства; вместе с тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность. Музыка, созданная этим маленьким, но могучим по своим силам коллективом, является высоким примером служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы, пример героического художественного труда.
10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.
Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.»
7.
1861 Отмена крепостного права
В 1861 году в Российской Империи была проведена реформа, благодаря которой миллионы крестьян, до этого целиком и полностью принадлежавших помещикам, наконец получили свободу. Главной предпосылкой к изданию указа об отмене крепостного права явился глубокий кризис всей крепостнической системы. Некоторые исследователи истории утверждают, что одной из главных причин этой реформы стало резкое падение эффективности труда крестьян, не имеющих никаких прав и свобод. Также в качестве основной причины рассматривается напряженная обстановка в обществе, из-за которой все большую популярность набирали революционные движения.
Наследие
Пятерка игроков навсегда изменила отношение североамериканцев к хоккеистам из России. До 1990-х годов существовало мнение, что европейцы в целом и россияне в частности «мягкие», и что команда, в которой их слишком много, никогда не сможет выиграть Кубок Стэнли. «Русская пятерка» навсегда развеяла эти мифы не только благодаря двум победам в Кубке, но и потому, что Константинов был одним из самых опасных нападающих в НХЛ. Стив Айзерман сказал о своих бывших товарищах по команде: «То, как они себя вели, как они играли за нашу команду — это изменило тон для европейских игроков в целом».
Помимо восприятия русских, пятерка также изменила то, как хоккею преподают в Северной Америке, в немалой степени из-за того, что они придали большое значение владению шайбой. По словам Джима Лайтса, «все раньше забрасывали шайбу и гнали ее за воротами. Русские изменили это. Они изменили нашу игру». Комментируя свои способности контролировать шайбу, вратарь Red Wings Майк Вернон однажды сказал: «Были времена, когда я мог покинуть сетку и пойти поесть пиццы, а у другой команды все равно не было бы шайбы от тех парней, когда я вернулся».
Джим Девеллано считал, что влияние «Русской пятерки» вышло за рамки хоккея. «Я вырос со всем этим о том, как русские были нашим врагом. Вот и мы, ведя сюда врага. Тогда они были так хороши — последний кусок, которого нам не хватало для победы. И они стали нашими друзьями. Думаю, я кое-что узнал о пропаганде и о том, как она заставляет наши умы работать против разных людей ». Сергей Федоров согласился, сказав: «Нам нужно построить больше мостов, чем оружия. Это мое глубокое чувство по поводу того, что должно произойти между нашими странами. Как мы это сделали в Детройте, понимаете?»
Отечественные кинематографисты
Лев Кулешов – применил технику монтажа в российской кинематографии. Является первооткрывателем эффекта Кулешова, где два кадра неодинакового содержания при склеивании, придают новый смысл. Благодаря его творчеству, лучшие деятели страны стали появляться в кинокадрах.
Сергей Эйзенштейн – создатель фильма «Броненосец Потёмкин», ставший впоследствии культовым. Теоретик кино, впервые начал использовать технику динамичного монтажа. Первым стал и в другом деле, а именно в применении цвета в кино. Например, так появился красный флаг в фильме «Броненосц Потёмкин».
Михаил Ромм – режиссёр документального кино, автор научных трудов, преподаватель ВГИКа. Снял неординарные картины:
- «Девять дней одного года»;
- «Обыкновенный фашизм».
Его работы получили большой общественный резонанс. Один из лучших теоретиков кино середины XX века.
Андрей Тарковский – снимал в стиле арт-хаус, сильно отличавший его от других режиссёров. Его знаменитые фильмы «Солярис» и «Сталкер» наполнены глубокими метафорами и ярко выраженными личностными смыслами. Его работы пронизаны аллегоричностью и где-то сродни притчам.
5 декабря 1930 года родился Муся Пинкензон.
Маленький еврейский скрипач, в 11 лет погибший на Кубани в далеком 1942 году.Он не убил ни одного врага, не распространил ни одной листовки, ни разу не пускал под откос поезда с вражескими танками. Его борьба с фашизмом длилась всего несколько мгновений, а оружием его были скрипка и великое мужество…
Его практически никто и никогда не называл полным именем Абрам, все звали Мусей — так, как называла его мама. Позже из-за этого возникла путаница — некоторые считали, что полное его имя Моисей. Но родные Муси Пинкензона, пережившие войну, рассказали, что мама мальчика, Феня Моисеевна, звала его «Абрамуся». А позже это уменьшительно-ласкательное имя укоротилось до просто «Муси».⠀
Еще во младенчестве у Муси проявилась тяга к музыке. Талант раскрылся очень рано: уже в 5-летнем возрасте вундеркинд настолько виртуозно играл на скрипке, что о юном даровании писали все городские газеты.⠀В 1940 году Бессарабия, а вместе с ней и город Бельцы, вошла в состав СССР. Муся, ставший пионером, продолжал усердно заниматься музыкой, Владимир Пинкензон продолжал лечить людей. В июне 1941 года юный скрипач должен был участвовать в «1-ой республиканской олимпиаде художественной самодеятельности Молдавии», однако все планы рухнули с началом войны.⠀Семья Пинкензонов эвакуировалась на Кубань, в станицу Усть-Лабинскую. Здесь Владимир Пинкензон стал врачом военного госпиталя, а Муся пошёл в местную школу.
По вечерам он приходил в госпиталь к отцу и играл на скрипке для раненых.⠀Летом 1942 года Кубань перестала быть глубоким тылом. Стремительное наступление гитлеровцев потребовало новой эвакуации, но ни раненых, ни врачей госпиталя из Усть-Лабинской вывезти не успели.Врача Владимира Пинкензона, до последнего остававшегося со своими пациентами, арестовали гитлеровцы. Они потребовали, чтобы врач, успевший заработать авторитет и уважение у местных жителей, лечил немецких солдат. Доктор Пинкензон ответил отказом и оказался в тюрьме. Спустя некоторое время за решётку бросили жену и сына Владимира Пинкензона. Нацисты вознамерились не просто ликвидировать всех евреев, проживавших в Усть-Лабинской, но и устроить акцию устрашения для всех остальных.К месту казни согнали всё население станицы. Когда люди увидели, что среди приговорённых ведут и 11-летнего Мусю, прижимающего к груди своё главное сокровище — скрипку, пробежал ропот:–
Ребёнка-то за что? Нелюди!
Владимир Пинкензон попытался обратиться к немецкому офицеру, чтобы попросить его пощадить сына, но был убит. Следом застрелили бросившуюся к мужу маму Муси, Феню Моисеевну.Он остался совсем один, 11-летний мальчик, окружённый истинными арийцами, считающими его «недочеловеком». А за рядами немецких солдат стояли жители Усть-Лабинской, смотрящие на происходящее со страхом и отчаянием. Они ничем не могли помочь Мусе.
Внезапно сам Муся обратился к немецкому офицеру:
– Господин офицер, разрешите мне перед смертью сыграть на скрипке!
Офицер рассмеялся и разрешил. Очевидно, он подумал, что стоящий перед ним маленький еврей пытается ему угодить и таким образом вымолить себе жизнь. Через мгновение над Усть-Лабинской зазвучала музыка. Несколько секунд ни немцы, ни жители станицы не могли понять, что играет Муся. Вернее, они понимали, но не могли поверить в реальность происходящего.11-летний Муся Пинкензон, стоя перед гитлеровцами, играл «Интернационал» — гимн коммунистов, который в то время был гимном Советского Союза. И вдруг кто-то в толпе сначала неуверенно, а затем громче подхватил песню. Затем ещё один человек, ещё…
Опомнившийся немецкий офицер заорал:
– Свинья, немедленно прекрати!Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача…
Гитлеровцы в бешенстве разгоняли толпу. Акция устрашения превратилась в акцию их унижения. 11-летний мальчик, стоя перед лицом смерти, проявил такую силу духа, против которой оказалась бессильна вся мощь нацистского оружия.В этот день люди в Усть-Лабинской снова поверили в Победу. Эту веру им вернул маленький скрипач…
После войны на месте расстрела Муси Пинкензона в бывшей станице Усть-Лабинской, ставшей в 1958 году городом Усть-Лабинском, установили памятник.Его борьба с фашизмом длилась всего несколько мгновений, а оружием его были скрипка и великое мужество…
Александр Тверской: во главе антиордынского восстания
С именем этого князя связана одна их самых драматичных историй Руси эпохи татаро-монгольского ига. Отец Александра, тверской князь Михаил, и брат, Дмитрий Михайлович Грозные Очи, были убиты в Орде при непосредственном участии московских князей, боровшихся с тверичами за ярлык на Великое Княжение. Принять решение о том, стоит ли мстить своим московским родственникам за их недостойное поведение, князь не успел. В Твери в первый же год его Великого Княжения разгорелось антиордынское восстание.
Восстание в Твери. Миниатюра из Лицевого Летописного Свода. (ru.wikipedia.org)
15 августа в городе начался бунт, направленный прежде всего против ханского посла Чолхана. Тот вёл себя в Твери весьма разнузданно: выгнал из княжеского дворца Александра и поселился там, а его подручные относились к русским как к рабам. Чаша терпения переполнилась, когда татары попытались отнять кобылу у некоего дьяка Дудко — после этого инцидента начался настоящий погром. Александр не был инициатором этого выступления, но, увидев, что деваться, в общем-то, некуда и, безусловно, сочувствуя своим подданным, принял решение возглавить бунт.
На Тверь направилась карательная экспедиция, «Федорчукова рать», поддерживаемая московским князем Иваном Калитой. Узнав о приближении москвичей и татар к городу, Александр предпочёл скрыться и уехал во Псков. Каратели подвергли поселения Тверского княжества ужасным разрушениям, множество мирных жителей было убито.
Александр находился в изгнании долгие 11 лет, после чего принял решение вернуться на родину, надеясь на прощение хана. Тот сначала согласился вернуть князю-бунтовщику Тверь, но Иван Калита убедил хана Узбека в необходимости ликвидировать своего соперника. 28 октября 1339 года в Сарае Александр, не дожив до 40 лет, принял мученическую смерть. Ликвидация опасного соперника позволила Калите упрочить своё влияние на русские земли в качестве Великого князя.
Могучая Кучка Композиторов
Мощная группа композиторов. Их портреты висят в каждой музыкальной школе. В их честь названы музыкальные школы, улицы, театры и музыкальные академии. Они — главные лица музыкальной культуры XIX века. Буквально олицетворение русской музыки.
Могучая горстка образовалась в Санкт-Петербурге в 1850-х и 1860-х годах. Первыми его членами были композитор Мирий Балакирев и критик Владимир Стасов. Все остальные присоединились позже, вдохновленные идеями Балакирева («могучую кучку» иногда называют балакиревским кружком).
Композиторов объединяла идея воплощения в музыке русских национальных идей. Они считали себя наследниками Михаила Ивановича Глинки.
Композиторов объединяла идея воплощения в музыке русских национальных идей. Они считали себя наследниками Михаила Ивановича Глинки.
Он был первым профессиональным русским композитором, работавшим с материалом русской народной музыки. Члены кружка собирали элементы народных сказок и отправлялись в музыкальную командировку — из своих поездок по Волге Балакирев «привез» «сборник 40 русских песен».
Композитор использовал материал, найденный в оперных штатах. Как правило, эпические или мифологические произведения — Борис Гондонов, Хованщина, Пушковитяне Римского — Корсакова — Мусоргского, Князь Игорь — Бородина.
Народные узоры также были вплетены в паутину симфонических и вокальных произведений. Помимо народных мотивов, «куккикисты» работали с церковной музыкой, знаменными песнопениями и абсурдными церковными текстами.
Население
Уже к концу 18 века Российская Империя была крупнейшей страной мира по площади. Ее масштабы были такими, что гонец, которых направили во все уголки страны сообщить о смерти Екатерины 2, прибыл на Камчатку спустя 3 месяца! И это при том, что гонец скакал практически 200 км ежедневно.
Россия была также самой многочисленной по населению страной. В 1800 году в Российской Империи проживало порядка 40 миллионов человек, большинство из которых в европейской части страны. За Уралом проживало чуть менее 3 миллионов. Национальный состав страны был пестрым:
- Восточные славяне. Русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы. Долгое время, практически до самого конца Империи, это считался единый народ.
- Эстонцы, латвийцы, латыши и немцы проживали в Прибалтике.
- Финно-угорские (мордва, карелы, удмурты и т.д.), алтайские (калмыки) и тюркские (башкиры, татары и т.д.) народы.
- Народы Сибири и Дальнего Востока (якуты, эвены, буряты, чукчи и т.д.).
По ходу становления страны в ее подданстве оказались часть казахов и евреев, живших на территории Польши, которые после ее распада отошли России.
Основным сословием в стране были крестьяне (порядка 90%). Другие сословия: мещанство (4%), купечество (1%), а остальные 5% населения распределялись между казачеством, духовенством и дворянством. Это классическая структура аграрного общества. И действительно – основное занятие Российской Империи было сельское хозяйство. Не случайно все показатели, которыми так любят гордиться сегодня приверженцы царского режима, связаны с сельским хозяйством (речь идет об импорте зерна и сливочного масла).
К концу 19 века в России проживало 128,9 млн человек, из которых 16 млн жили в городах, а остальные в селах.