Могучая кучка русских композиторов: цезарь антонович кюи. жизненный путь

Детские и юношеские годы

Дата рождения маэстро – 6 января 1835 года. Он родился в Вильнюсе. Глава семейства был родом из Франции. Он служил Наполеону. Во время военных действий отец Цезаря получил сильное ранение. Он принял решение не возвращаться на Родину. Вскоре отец Цезаря поселился в Вильнюсе. Там он нашёл себя в роле преподавателя французского языка. В жёны он себе взял дочь знатного архитектора.

Кюи радовал родителей тягой к музыке и искусству. Уже в пятилетнем возрасте, он на слух мог воспроизвести услышанные мелодии. Игре на фортепиано его научила родная сестра, а вскоре с Цезарем занимались уже профессиональные учителя музыки.

Затем талантливый мальчик поступил в местную гимназию. Здесь он познакомился с творчеством Шопена. Под влиянием произведений маэстро молодой Кюи сочиняет мазурку, которую посвящает в честь скончавшегося педагога. Когда Монюшко впервые услышал произведения Кюи, то согласился бесплатно давать ему уроки игры на гармонике. Меньше, чем через год он уже идеально играл на инструменте.

В начале 50-х годов Цезарь стал студентом местного инженерного училища. Спустя 4 года он занял должность прапорщика. На закате 50-х годов молодой человек окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. В душе он жил только музыкой, но пока довольствовался малым.

Вскоре Кюи стал преподавателем фортификации, а затем занял должность полковника. Ему удалось построить блистательную карьеру, и стать уважаемым человеком.

Семья и дети

В доме композитора А. С. Даргомыжского Кюи познакомился с Мальвиной Бамберг. Девушка, обладая хорошим голосом, брала уроки пения у Александра Сергеевича и мечтала о выступлениях на сцене императорских театров.

Жена — Мальвина Рафаиловна

Молодые люди полюбили друг друга. Бракосочетание состоялось 19 октября 1958 г. в санкт-петербургской лютеранской церкви святой Анны. Венчание прошло скромно в присутствии немногочисленных друзей. Вместе супруги прожили 41 год. В 1899 г. Мальвина Рафаиловна скончалась.

В семье родилось двое детей – мальчик и девочка. Сын появился на свет 24 мая 1870 г. Александр Цезаревич служил в распорядительном департаменте Правительствующего Сената, произведён в чин действительного статского советника. Дочь Лидия родилась 19 мая 1872 г. Девушка вышла замуж 13 апреля 1903 г. за губернского секретаря Бориса Викторовича Аморетти, служившего в Кабинете Его Императорского Величества помощником делопроизводителя.

Влияние

В конце концов он дослужился вначале до профессора, а затем и до заслуженного профессора, и получил чин генерал-майора. Одним из первых предложил использовать бронебашенные установки в сухопутных крепостях. Также он был известным автором по своему предмету и весьма уважаемым знатоком своего дела.

Так когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с Бородиным, который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии.

Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Хотя тот был со своими причудами. Однако именно он был главным наставником таких композиторов, как Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин. В конце концов Цезарь Антонович стал членом кружка, со всеми вытекающими последствиями.

Слабой стороной Кюи были оркестровки, а потому Балакирев стал ему с ними помогать, став, таким образом, не только его педагогом, но и соавтором. Впрочем, как вы можете судить из других статей о композиторах “Могучей кучки”, Балакирева и просить-то о помощи не надо было. Порой композиторам приходилось его убеждать, чтобы он им НЕ помогал, не исправлял и не переделывал их произведения по своему усмотрению. Как бы то ни было, Балкирев оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.

Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены “Могучей кучки” (вторым после Стасова). Он публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было “***”. Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку “Бориса Годунова”, больно ранившую Мусоргского. Существует пародийный комикс по некоторым публикациям, сделанным в течение его жизни, с надписью на латыни: “Радуйся, Цезарь Кюи, мы, на смерть идущие, приветствуем тебя”.

Прожил Кюи долгую жизнь, до 1918-го года, завершив свои дни в почтенной старости. Возможно, весь его гений он передал военному делу и преподаванию, так как всех слабых мест своего композиторского мастерства он так и не искоренил.

Был даже эпизод в его творческой карьере, когда он просил публику не ходить на премьеру его новой оперы.

Но проблема заключалась не только в посредственной оркестровке, но и в неряшливом исполнении самого произведения.Тем не менее, он создал немалое количество произведений, особое место среди которых занимают произведения для детей, а также романсы.

Примерно таких же успехов Кюи добился на поприще музыкальной критики. Его манера была откровенно агрессивной. Но свое дело сделала. Даже больше того, его критические произведения, насыщенные остроумием и блестящим литературным даром, оказали немалое влияние на развитие музыки России тех времен. В своих произведениях он отстаивал принципы реализма и народности в музыке (что было вполне характерно для членов «Могучей кучки»), частенько разносил в пух и прах творчество Чайковского и, в целом, полностью отражал идейные воззрения «Могучей кучки».

Как и Бородин, который был известен в научных кругах едва ли не более, чем в музыкальных, Кюи совершил значительный вклад в развитие науки, но науки военной. Его сочинения на тему военно-инженерного дела обрели широкое признание в свое время. Хотя сейчас его помнят в основном по его деятельности в составе знаменитых кружков.

https://youtube.com/watch?v=ILXg1huLh3Y

Творческое наследие Кюи

Вклад Кюи в развитие русской музыкальной культуры трудно переоценить. Композитор сочинил 14 опер, из которых 4 – детские. Его перу принадлежат произведения для хора, оркестра, ансамблей, сольные пьесы для фортепиано. Цезарь Антонович написал романсы на стихи Пушкина, Мицкевича, Некрасова, А. К. Толстого, И. А. Крылова, А. Н. Майкова и В. А. Крылова. Композитор опубликовал более 700 статей, в которых излагаются реформаторские начинания, провозглашённые «Могучей кучкой».

Композитор Цезарь Кюи

Генерал Кюи преподавал инженерное дело в военных академиях 60 лет. Боевой опыт, полученный во время войны с Турцией, он изложил в фундаментальном труде «Путевые заметки офицера-инженера». Впоследствии очерк издавался на немецком, французском и английском языках. Учебники и статьи по оборонительным сооружениям, написанные Цезарем Антоновичем, легли в основу академического курса по фортификации. На работах адъюнкт-профессора выучилось не одно поколение военных инженеров не только в России, но и за рубежом.

Кюи одинаково страстно отдавался и служению музыке, и развитию военной инженерии. Современники, хорошо знавшие Цезаря Антоновича, называли композитора «генералом от музыки».

Воинские заслуги Ц. А. Кюи перед Россией отмечены орденами:

  • Все степени Ордена Святого Станислава.
  • Три высших степени Ордена Святой Анны.
  • Орденом Святого Владимира 4, 3 и 2 Степени.
  • Орденами Белого Орла и Святого Александра Невского.

Родословная

Свой отсчет род Мусоргских, записанный в Бархатную книгу, берет из глубины русской истории — от князя Смоленского, Рюриковича. Его потомок Роман Мусорга, живший в XV веке, дал начало роду, представители которого исправно служили государям. Один из них, Иван Николаевич, за усердную службу и доблесть в борьбе с поляками, был пожалован большим поместьем под Псковом.

Его правнук, Михаил Иванович Мусоргский, за отличие в войне 1654-1656 гг. пожалован вотчиной в Луцком уезде, рядом с родовым поместьем. В итоге его площадь составила 10 тысяч десятин. Все члены рода по мужской линии были военными. Исключение составил только отец Модеста Мусоргского. Это произошло не из-за того, что он не хотел продолжить династию.

В биографии Мусоргского Петра Алексеевича можно отметить одну пикантную деталь – он был незаконнорожденным. Его мать Ирина Егоровна — крепостная, служившая в поместье ключницей, была первой запевалой и хороводницей. Барин Алексей Григорьевич не мог ее не заметить. У них родилось трое детей: две дочки и сын Петр. До тех пор, пока была жива его жена, отец не мог усыновить их. Это стало возможным только после ее смерти. Но время было упущено, военная карьера для Петра была закрыта. Он становится наследником имения, так как сыновей от первого брака у Алексея Григорьевича не было. Вся надежда легла на сыновей Петра, которые должны были продолжить семейную династию.

Даты и события

Антон Кюи одобрял увлечение сына музыкой, но настаивал на получении профессии, дающей финансовое благополучие и обеспечивающей солидное общественное положение. Цезарь уезжает в столицу, чтобы получить специальность военного инженера.

Основные события жизни:

  1. С 1851 г. по 1854 г. Кюи учился в санкт-петербургском Главном инженерном училище. После окончания учебного заведения молодому человеку присвоено звание прапорщика.
  2. В 1855-57 гг. продолжил обучение в Николаевской военно-инженерной академии. Прапорщик Кюи произведен в поручики, и оставлен преподавать в академии топографию и фортификацию.
  3. В 1857 г. состоялось знакомство с композиторами М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским и А. С. Даргомыжским. Написаны романсы «Спи, мой друг», «Тайна» и «Так и рвётся душа».
  4. Цезарь Антонович сочиняет оркестровое скерцо фа-минор, которое посвятил супруге Мальвине. Исполнение произведения 14 декабря 1959 г. на концерте Императорского музыкального общества, стало композиторским дебютом Кюи перед публикой. Одновременно идёт работа над первой оперой «Кавказский пленник».
  5. В 1861 г. Кюи вместе с М. А. Балакиревым, А. С. Даргомыжским, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским и А. П. Бородиным организует «Новую русскую музыкальную школу». Объединение вошло в историю под названием «Могучая кучка». Композитор начинает работу над оперой «Вильям Ратклиф» по мотивам одноимённой поэмы Г. Гейне.
  6. Премьера «Вильяма Ратклифа» прошла на сцене Мариинского театра в 1869 г. В произведении отразились реформаторские начинания, провозглашённые «Могучей кучкой».
  7. В 1875 г. Кюи присвоено звание полковника.
  8. Премьера оперы «Анджело» по драме Гюго прошла в Мариинском театре в 1876 г. Произведение отличается новаторством Кюи в построении музыкальной драматургии. Летом музыкант знакомится с венгерским композитором Ф. Листом.
  9. Во время войны России с Турцией в 1877 г. участвовал в инженерных работах на позициях под Константинополем.
  10. С 1878 г. Цезарь Антонович, которому присуждено учёное звание адъюнкт-профессора, преподаёт фортификацию в трёх академиях: инженерной Николаевской, Генерального штаба и артиллерийской Михайловской.
  11. В 1880 г. становится профессором в Николаевской академии. В Париже издаётся книга композитора «Музыка в России».
  12. На сцене Мариинского театра опера Ц. Кюи «Кавказский пленник» поставлена 4 февраля 1883 г. Через два года сочинение исполнено в бельгийском городе Льеж.
  13. В 1891 г. военному инженеру присваивается чин генерал-майора и звание заслуженного профессора фортификации.
  14. 22 февраля 1894 г. в парижском театре Опера-Комик состоялась премьера оперы «Флибустьер». Президент Франции награждает композитора орденом Почётного легиона.
  15. В 1906 г. присвоено звание инженер-генерала.
  16. Ц. А. Кюи скончался в Петрограде 26 марта 1918 г. от кровоизлияния в мозг. Похороны состоялись на Немецком кладбище. В 1936 г. прах композитора перенесён в «Некрополь мастеров искусств», созданный по решению правительства на Тихвинском кладбище.

7. Литературные произведения Кюи

7.1. По музыке

7.1.1. Сборники

  • Избранные статьи. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1952. (На с. 624—660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864—1918».)
  • Избранные статьи об исполнителях. Москва: Гос. муз. изд-во, 1957.
  • Музыкально-критические статьи. Т.1. Со портретом автора и предисловием А. Н. Римского-Корсакова. Петроград: Музыкальный современник, 1918.

7.1.2. Монографии

  • История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна. 1888—1889. 2-е изд. Спб: И. Юргенсон, 1911. (Статьи впервые напечатались в 1889 г. (1) в Недели под загл. Сеансы А. Г. Рубинштейна. Курс истории литературы фортепианной музыки; в L’Art, revue bimensuelle illustree под загл. Cours de litterature musicale des oeuvres pour le piano au Conservatoire de Saint Petersbourg.)
  • Кольцо Нибелунгов, тетралогия Рихарда Вагнера: Музыкально-критический очерк. 2-е изд. Москва: П. Юргенсон, 1909. (1-й монографическое изд. 1889. Статьи впервые напечатались в 1876 г. в СПб ведомостях под загл. Байрейтское музыкальное торжество.)
  • La musique en Russie. Paris: G. Fischbacher, 1880; rpt. Leipzig: Zentralantiquariat der Deutschen Demokratischen Republik, 1974. (Статьи впервые напечатались в 1880 г. в Revue et Gazette Musicale de Paris.)
  • Русский романс: очерк его развития. Спб: Н. Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели.)

7.1.3. Разные

«A Historical Sketch of Music in Russia» , The Century Library of Music. Ed. by Ignace Jan Paderewski. Vol. 7. New York: The Century Co., 1901, pp. 197—219.

7.2. По фортификации

  • «Атака и оборона современных крепостей (Разработка этого вопроса в Прусии)». Спб: Тип. Деп. уделов, 1881. (Из Военного сборника за 1881, No. 7)
  • «Бельгия, Антверпен и Бриальмон». Спб: Тип Деп. уделов, 1882. (Из Инженерного журнала, 1881, No. 11)
  • Долговременная фортификация: исторический очерк. Курс Михайловской арт. акад.. Спб.: 187-?.
  • Записки фортификации младшего юнкерского класса Николаевского инженерного училища. Спб.: 186-?
  • Краткий исторический очерк долговременной фортификации. 3., доп. изд. Спб.: Тип. Императорской Академии наук, 1897. (1-й изд. 1877.)
  • Краткий учебник полевой фортификации. 9-е просм. изд. Спб.: В Березовский, 1903. (1-й изд.: Записки полевой фортификации. Курс младшего класса Николаевск. инж. и Михайловск. артил. училища, 1873; 2-й изд.: Полевая фортификация. Курс Николаевск.-инж., Михайловск.-артил. и Николаевск.-кавалерийск. училищ, 1877.)
  • Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей. Спб: типо-лит. А. Е. Ландау, 1899.
  • «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в европейской Турции» , Спб.: Тип. Деп. уделов, 1878. (Из Инженерного журнала, 1878, Nos. 8, 9.)
  • «Рост крепостей и изменение их формы в зависимости от увеличения численности армий». Спб: 1901. (Овщество ревнителей военных знаний, No. 37, 24 янв. 1901 г.)
  • Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ. Изд. 2-е, просм. и доп. Спб.: Воен. тип., 1899. (1-й изд. 1892)
  • Избранные письма. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1955. (На с. 624—660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864—1918».)
  • Аири Муселак, . Советская Музђіка. 1979 n°10

Дебют маэстро

Вскоре состоялась презентация дебютной оперы Цезаря. Речь идёт о произведение «Кавказский пленник». Отметим, что представленная опера была написано в русле тенденций, знакомых публике по «Русалке». Это произведение тонко намекало, что на создание «Кавказского пленника» Цезаря вдохновила французская опера.

Реформаторские начинания в драматической музыке отлично вылились в опере «Вильям Ратклиф». Маэстро приступил к сочинению музыкального произведения ещё в начале 60-х годов. Он хотел слить воедино текст и музыку. Композитор тщательно подошёл к разработке вокальных партий, применив в них мелодичный и певучий речитатив, а также симфоничность оркестрового сопровождения.


César Cui (Цезарь Кюи): Биография композитора

Представленное произведение в конечном результате открыла новый этап в развитии русской оперы. Хотя на самом деле «Вильям Ратклиф» не имеет под собой национального отпечатка. Банально, но факт. Оркестровка стала слабой стороной представленной оперы. Когда «Ратклиф» планировали поставить в театре Санкт-Петербурга, то Кюи просил публику только об одном – не посещать спектакль. Он понимал слабые стороны, и хотел оставить свою репутацию чистой.

Так опера «Ратклиф», которую он мечтал поставить на сцене, была презентована публике только спустя три десятка лет. Маэстро тщательно поработал над произведением, чтобы донести до публики идеальное звучание. Подобная же участь постигла «Анджело».

Много музыкальных произведений Кюи было адресовано детской аудитории. Он создал целых ряд незабываемых композиций, в которых нашлось место для шалостей, загадочности и волшебству. Оперы для детей были легки, но в то же время они притягивали сложностью мелодии. Они написаны простым, но понятным для детской аудитории языком.

В число самых востребованных детских опер маэстро следует отнести:

  • «Снежный богатырь»;
  • «Красная Шапочка»;
  •  «Кот в сапогах»;
  •  «Иванушка-дурачок».

Особенности творчества композиторов «Могучая кучка»

В творчестве всех пятерых преобладают народные, сказочные мотивы, часто встречаются сюжеты из истории России – композиторы постоянно ищут нравственные идеалы в исконных началах. В связи с этим, важнейшей опорой для них была народная песня (и русская, и восточная) – они собирали старинные крестьянские напевы, в которых видели корни национального русского мышления. Далее мотивы обрабатывались и воплощались в их творчестве. Кроме того, Балакирев и Римский-Корсаков собрали песни в отдельный сборник – «Сорок русских народных песен» (1860).

Что касается интонационной выразительности, «кучкисты» опирались на творчество Александра Сергеевича Даргомыжского. В его операх «Каменный гость» и «Русалка», как считали члены содружества, наиболее точно и ясно выражаются идеи, «слова». Даргомыжский, как и Глинка, был для них отцом-основателем музыкальной культуры России.

Практически всем произведениям «кучкистов» свойственны:

  • размах,
  • большие размеры,
  • эпическая широта.

В камерном же творчестве ярко проявил себя только Бородин. Однако в фортепианной литературе выделились Балакирев («Исламей») и Мусоргский («Картинки с выставки»).

Главным противником «Могучей кучки» была академическая школа, а особенно – Петербургская консерватория, которую возглавлял в то время А.Г. Рубинштейн. Члены содружества критиковали «консерваторов» за то, что те слишком тщательно следуют традициям и не признают других путей развития музыки в России, в том числе и национально-народных. Однако со временем конфликт сглаживался, и в 1871 году Римский-Корсаков даже стал профессором Петербургской консерватории.

История содружества и его последователи

«Могучая кучка» распалась в средине 1870-х годов. Причин этому было много: как лежащих на поверхности (отстранённость Балакирева из-за душевного кризиса), так и более глубоких (творческие расхождения между «кучкистами»: например, Мусоргский и Балакирев сочли Римского-Корсакова перебежчиком и предателем). Это, в общем-то, неудивительно: такие гении не могли долго находиться в одной группе, каждому был необходим индивидуальный творческий рост.

Но с распадом «Могучей кучки» никуда не пропали их идеи – ещё многие русские композиторы создавали свои произведения под их влиянием. Благодаря Римскому-Корсакову, кучкистская деятельность стала активно развиваться в Петербургской консерватории. Появился «беляевский кружок», возглавлял который сам композитор. По словам Римского-Корсакова, «беляевский кружок» нельзя считать абсолютным продолжателем «балакиревского кружка», ведь

«…кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперёд; «балакиревский» был революционный, «беляевский» же —прогрессивный…».

Среди композиторов, творящих на рубеже веков, продолжателями традиций «Могучей кучки» можно по праву считать Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Александра Гречанинова и многих других.

Значение «Могучей кучки» для русской музыки и культуры

Сложно переоценить музыкальный вклад творчества «Могучей кучки» в русскую музыку.

В их операх впервые:

  • стала ярко видна национальная характерность,
  • появились размах и народно-массовые сцены.

Композиторы стремились к яркости, стремились донести до народа свои идеи через запоминающиеся образы и эффектные картины.

Произведения «Могучей кучки» или «великой пятерки» русских композиторов вошли в мировую музыкальную сокровищницу.

1. Биография

Родился 6 января 1835 года в городе Вильне. Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии. Раненный в 1812 году под Смоленском во время Отечетвенной войны 1812 года, обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич из небогатой литовской дво­рянской семьи, преподавал французский язык в местной гимназии. Старший брат Цезаря, Александр (1824—1909), стал впоследствии известным архитектором.

В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.

В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет) и через четыре года был произведён в офицеры, с чином прапорщика. В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию, сейчас Санкт-Петербургский Военный инженерно-технический университет, с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 году получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 году был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 году, по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 году стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В. А. Крылова, «Исторический Вестник», 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова Кольцова — дуэт «Так и рвется душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг, ученице Даргомыжского. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы её фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) — идея, явно навеянная Шуманом, имевшим вообще большое влияние на Кюи. Исполнение этого скерцо в Петербурге в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества (14 декабря 1859 года) было публичным дебютом Кюи как композитора. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в оперной форме: два акта оперы «Кавказский Пленник» (1857—1858), позже переделанной в трёхактную и поставленной в 1883 году на сцене в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в легком жанре «Сын Мандарина» (1859), поставленная на домашнем спектакле у Кюи при участии самого автора, его жены и Мусоргского, а публично — в Клубе Художников в Петербурге (1878).

Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке. В 1896—1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества.

Репертуар

Нельзя не упомянуть, что репертуар маэстро был пропитан множеством романсов. Он написал свыше 400 лирических произведений. Романы Кюи лишены куплетной формы и повтора текста, но именно в этом скрывается их изюминка.

Выбор текстов для лирических произведений сделан с большим вкусом. Ему удавалось создавать целую психологическую картину из совсем коротеньких романсов. Среди произведений Кюи нашлось место не только психологическим и любовным темам. Он здорово сочинял юмористические композиции.

Но, всё же талант маэстро по большей части лирический. Отнюдь, драмы – не его стиль. Маэстро отлично удавалось передавать женские характеры. Но чего точно была лишена его музыка – грандиозности и мощности. Он искренне ненавидел грубость, банальность и безвкусицу. Кюи мог долго работать над своими произведениями. Маэстро отдавал предпочтение сочинению маленьких композиций.

Несмотря на очевидный талант Цезаря, большинство его оперных «полотен» со временем были удалены со сцены. Это вполне объяснимо и напрямую связано с особенностями его дарования, по преимуществу камерно-лирического.

Занятия с Балакиревым

Здесь он познакомился со студентом военно-инженерной академии Цезарем Кюи, страстно увлеченным музыкой. Они играли в четыре руки Шумана, Бетховена, Шуберта, показывали свои музыкальные зарисовки. Серьезно писать музыку стало возможным после знакомства с Милем Балакиревым, профессиональным музыкантом, в будущем известным композитором, который сыграл основополагающую роль в биографии Мусоргского.

Краткая встреча сблизила их. Они были ровесниками. Модест попросил Балакирева о том, чтобы заниматься с ним композицией. Тот согласился. С этого времени Мусоргский постигал науку сочинения музыки, о которой мечтал. Балакирев объяснял Модесту фактуру и форму музыки, значение оркестровки, давал задания сочинять небольшие произведения: скерцо, сонаты, перелагать для фортепиано симфонии, отрывки из опер.

Литературные произведения Кюи

По музыке

Сборники

  • Избранные статьи / Ц. А. Кюи; сост., авт. вступительной ст. и примеч. И. Л. Гусин; Гос. научно-исследовательский ин-т театра и музыки. — Ленинград: Гос. музыкальное изд-во, 1952. — LXVII, , 690, с., л. портр.: нот., портр.
  • Избранные статьи об исполнителях / . — Москва: Музгиз, 1957. — 276 с., 10 л. портр. — (Русская классическая музыкальная критика)
  • Музыкально-критическiя статьи. Т. 1: С портр. автора / Ц. А. Кюи Предисл. А. Н. Римского-Корсакова. — Петроград: ред. журн. «Музыкальный современник», 1918. — VIII, 363 с.

Монографии

  • История литературы фортепианной музыки / Курс А. Г. Рубинштейна. 1888—89; Сост. Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: типо-лит. Р. Голике, 1889. — 79 с.: портр. (Статьи впервые напечатаны в 1889 г. в «Неделе» под загл.: «Сеансы А. Г. Рубинштейна. Курс истории литературы фортепианной музыки»; в «L’Art, revue bimensuelle illustree под загл.: «Cours de litterature musicale des oeuvres pour le piano au Conservatoire de Saint Petersbourg.»)
  • Кольцо Нибелунгов / трилогия Рихарда Вагнера; музыкально-критический очерк Ц. А. Кюи. — Издание редакции музыкального журнала «Баян». — Товарищество паровой скоропечати Явлонский и Перотт, 1889. (Статьи впервые напечатались в 1876 г. в СПб ведомостях под загл. Байрейтское музыкальное торжество.)
  • La musique en Russie. Paris: G. Fischbacher, 1880; rpt. Leipzig: Zentralantiquariat der Deutschen Demokratischen Republik, 1974. (Статьи впервые напечатаны в 1880 г. в «Revue et Gazette Musicale de Paris.»)
  • Русский романс: Очерк его развития. — Санкт-Петербург: Н. Ф. Финдейзен, 1896. — , 209, с., 1 л. портр. (Впервые: «Артист». 1845. № 45, январь, с. 7—13, № 46, февраль, с. 5—16. Продолжение: «Неделя». 1845. № 25—31 под названием: «Очерк развития русского романса » // Русская музыкальная газета. 1895, № 4—6, стлб. 252—263, 362—368)

Разные

«A Historical Sketch of Music in Russia» («Исторический очерк музыки в России» ) The Century Library of Music. Ed. by Ignace Jan Paderewski. Vol. 7. New York: The Century Co., 1901, pp. 197—219.

По фортификации

  • Атака и оборона современных крепостей: (Разраб. этого вопр. в Пруссии) — Санкт-Петербург: тип. Деп. уделов, 1881. — , 36 с., 3 л. черт. (Из «Военного сборника за 1881, No 7)
  • Бельгия, Антверпен и Бриальмон. Спб: Тип. Деп. уделов, 1882. (Из «Инженерного журнала», 1881, No. 11)
  • Записки полевой фортификации: Курс млад. класса Николаев. инж. и Михайлов. арт. уч-ща / Сост. Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: тип. А. М. Котомина, 1873. — , 37 с., 9 л. черт.
  • История крепостей Европы и России / Цезарь Кюи. — Москва: Абрис, 2019. — 255 с.: ил., цв. ил., карты, портр. — ISBN 978-5-00111-479-6
  • Краткий учебник полевой фортификации: с 19 лист. чертежей — Санкт-Петербург: Изд. н.св, 1881. — 161 с.
  • Краткий исторический очерк долговременной фортификации: с атл. из 40 л. черт. / сост. Цезарь Кюи. — 3-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1897. — , II, 160, , 84 с.
  • Чертежи к Краткому историческому очерку долговременной фортификации / Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: Тип. Э. Арнгольда, 1897. — л. черт.; 35х26 см.
  • Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения / Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: тип. и лит. В. А. Тиханова, 1892. — , 41 с., 1 л. черт.
  • Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей. — Санкт-Петербург: типо-лит. А. Е. Ландау, 1899. — 18 с. (3-я премия «Инженерного журнала»)
  • Полевая фортификация: Курс Николаев.-инж., Михайлов.-арт. и Николаев.-кавалер. уч-щ / Сост. Ц. Кюи. — 2-е изд., просм. и доп. — Санкт-Петербург: тип.-лит. Арнгольда, 1877. — 45 с., 10 л. черт.
  • Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европейской Турции / Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: тип. Деп. уделов, 1878. — , 42 с., 8 л. ил. (Из «Инженерного журнала, 1878, No 8, 9.)
  • Рост крепостей и изменение их формы в зависимости от увеличения численности армий. Спб: 1901. (Общество ревнителей военных знаний, No 37, 24 янв. 1901 г.)
  • Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ / Сост. заслуж. проф. Николаев. инж. акад. инж. ген.-м. Ц. Кюи. — Казань: Казан. пехот. юнкер. уч-ще, 1892. — IV, 192, II с.
  • Избранные письма / Сост., авт. вступ. статьи и примеч. И. Л. Гусин. — Ленинград: Музгиз, 1955. — 754 с., 1 л. портр.: ил., нот. ил.
  • Анри Муселак. Французское происхождение русского композитора Цезаря Антоновича Кюи. Советская Музыка. 1979. № 10
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: