10 интересных фактов об александре бородине

Вокальное творчество

Бородин написал шестнадцать романсов и песен на тексты А. С. Пушкина, А. Н.Некрасова, А. К. Толстого, Г. Гейне, а также на собственные стихи. По содержанию они очень разнообразны. В некоторых показаны образы народного эпоса и сказки („Песня темного леса”, „Спящая княжна”, „Морская царевна”), в других воплощены душевные переживания и тонкая лирика („Отравой полны мои песни”, „Для берегов далекой отчизны”), еще одна группа — юмористические миниатюры („Спесь”, „У людей-то в дому”). Композитор не стремился передавать в музыке речевые интонации, а создавал обобщенный образ, раскрывающий содержание текста. В каждой песне и романсе на первом плане — пластичная и выразительная мелодия.

Сказочный фантастический образ показан в романсе „Морская царевна” на собственные слова композитора. Музыка рисует картину спокойной морской глади, полной обольстительного очарования. В партии фортепиано звучат яркие, красочные аккорды, передающие тихий плеск волн и игру света на воде.

Творчество Бородина, ставшее важным вкладом в русскую музыку, повлияло на многих композиторов конца XIX — начала XX века.

«Всякий раз, слушая Бородина…»

Знаете что-нибудь о крупном русском композиторе Александре Бородине? Неуверенно спрашиваю, потому что после уроков музыки еще в советской школе сам мгновенно и основательно забыл, кто это. Вероятно, Вы также забывчивы. Приглашаю на мимолётный класс музыки… а также химии и истории.

Листая страницы под вечер, наткнулся на строки Чарльза Буковски. Попробую вольно перевести, раскрасить свои абзацы его цитатами.

Химиком? Да-да, причем известным, стоявшим на передовых позициях тогдашней науки и параллельно создававшим яркую, самобытную музыку. До сих пор сложно разобраться, кем он был в большей степени – ученым или композитором. Но обо всём по порядку. Как это нынче водится, полез в Интернет: «Окей, Гугл, расскажи о Бородине». Вот что вышло.

Распад «Могучей кучки» и ее последователи

Глава кружка Балакирев со временем оставил сочинительство музыки, что и послужило толчком к прекращению тесных дружеских контактов между композиторами. Все, кто входил в «Могучую кучку» продолжали свою деятельность в других областях, за исключением Римского-Корсакова, который преподавал в Петербургской консерватории, долгое время выступал, как руководитель музыкального общественного движения, оставаясь верным традициям кружковцев.

«Беляевский кружок», лидером которого стал Римский-Корсаков, продолжил идеологию кучкистов с ориентацией на академизм, находя своих приверженцев среди молодых выпускников консерватории и маститых музыкантов — Глазунова, Соколова, Антипова, Витоля. Симпатии к множеству иных музыкальных течений от Вагнера и Чайковского до Ревеля и Дебюсси были принципиальным отличием от «Балакиревского кружка», ориентированного на русскую национальную тематику.

Великий музыкальный талант, которым были наделены «кучкисты», за короткий период существования «Балакиревского кружка» создал мощное направление в развитии русских композиторов и музыкантов. Последователи создавали особую национальную эстетику музыки, как сплав академизма, фольклорных оттенков и нетрадиционных течений различных исторических периодов.

Интересные факты

1. рассеянность бородина

Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили:
«Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?»
Тот удивился:
«Как это куда? Домой! уже поздно, а у меня завтра лекция…»
Все рассмеялись, а хозяин вспомнил, что он у себя дома.

2. флейта бородина

Однажды Бородин со своим приятелем возвращался с вечера, на котором они тоже играли и пели. Было темно, а фонари едва мерцали. Вдруг шаги Бородина пропали, а откуда-то из-под земли вдруг раздались звуки флейты. Оказалось, что он угодил в подвал какой-то лавки и испугался за сохранность своей флейты.

3. за меня не волнуйтесь…

Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг — на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал… Вдруг какой-то странный и непонятный шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться…
— Эй! — позвал он, однако никто ему не ответил.
Бородин исчез…
Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты… Удивительным было то, что они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму…
— Александр, с тобою все в порядке? — крикнул вниз приятель.
— Пока не знаю, — отозвался молодой музыкант, — но, слава Богу, флейта, кажется, цела!

4. пора и честь знать…

Однажды вечером к Бородину в гости пожаловали друзья. Играли его произведения, ужинали, беседовали… Вечер прошел так замечательно, что никто и не заметил, как время пролетело.
Неожиданно Бородин посмотрел на часы и, ахнув, заспешил: он поднялся из-за стола, вышел в прихожую, торопливо надел пальто и принялся дружески со всеми прощаться.
Друзья были в полном недоумении.
— Куда это вы, Александр Порфирьевич?
— Будьте здоровы, милые мои, а мне, пожалуй, уже и домой пора… Засиделся я с вами, а ведь у меня завтра лекция…
И долго еще Бородин не мог понять, отчего все вокруг так хохочут.

5. ты скажи хотя бы, как тебя зовут…

Однажды Бородин с женой отправились за границу. На пограничном пункте, оставив жену на улице, Бородин зашел в комендатуру.Чиновник, проверявший паспорта, проформы ради спросил Александра Порфирьевича, как зовут его жену.
Бородин же, отличавшийся чрезвычайной рассеянностью, никак не мог вспомнить имя своей супруги… Разумеется, для человека, не знавшего Бородина, это выглядело крайне подозрительно, и чиновник уже хотел было задержать этого странного проезжего.
К счастью, в это время в помещении появилась заждавшаяся на улице жена, и, обрадовавшись от всей души, Александр Порфирьевич закричал:
— Катенька, ради Бога, как тебя зовут?..

6. ваше сиятельство!

Очень часто Бородину, профессору Медико-хирургической академии, приходилось отправляться к высокопоставленным лицам, чтобы хлопотать о ком-либо из своих студентов или коллег. При этом полагалось надевать парадный генеральский мундир, регалии. Не без юмора описывал композитор свой вид в подобных случаях:
— Стоит мне возложить на себя «амуницию», от меня во все стороны начинает распускаться сияние, можно писать картину «Преображение», вроде рафаэлевской; сияет воротник, сияют обшлага, сияют шестнадцать пуговиц, как звезды; сияют эполеты, как два солнца, сияет темляк, сияет околыш кепи. Одним словом, Ваше сиятельство, да и только».

7. работать надо!

Перефразируя известную фразу, вечный труженик Бородин любил часто повторять:
— Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!

Действие второе

В половецком стане шли свои гуляния. В центре внимания дочь хана Кончака. Любовные песни были слышны на весь двор. Кончаковна пела о предмете своей страсти Владимире, княжеском сыне. Под занавесом ночи Владимир проникает к любимой в шатер. В отличие от своего отца, страдающего в плену и мечтающего о скором освобождении, его все устраивало. Один из половцев проникся симпатией к князю. Он искренне желал помочь Игорю совершить побег, но князь считал, что принимать помощь от врага это ниже своего достоинства. Он отказывает Овлуру.

Следующим, кто услышал категоричный отказ, стал сам половецкий хан, предложивший дружбу и союз. Все что хотел князь, получить свободу. Он честно озвучил свое желание и не стал скрывать, что получив ее, вновь пойдет на половцев. Хан оценил искренность пленника. Желая поднять князю настроение, хан устраивает половецкие пляски.

Александр Порфирьевич Бородин

Бородин Александр Порфирьевич (31.10.1833-15.02.1887),
русский композитор, ученый и общественный
деятель. Учился в Медико-хирургической академии
(1850 — 56) в Петербурге; в 1858 доктор медицины, с 1864 —
профессор, с 1877 — академик Медико-хирургической
академии. Занимался у химика Я. Я. Зинина, изучая
проблемы органической и аналитической химии,
автор свыше 40 исследований по вопросам химии и
медицины. С 1874 руководил химической лабораторией
в Академии. В 1870 — 71 — один из редакторов журнала
“Знание”, организатор и педагог Женских
врачебных курсов (1872 — 85) в Петербурге.

В 1862 Бородин сблизился с М. А.
Балакиревым
и вошел в его кружок “Могучая
кучка”. Бородин — автор симфоний (среди них
“Богатырская”, “Русская”),
камерно-инструментальных, вокальных и др.
сочинений. Им создана монументальная
героическая опера “Князь Игорь” (завершена уже
после смерти Бородина его другом А.К.Глазуновым
в 1888).

В. А. Федоров

БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833—1887) — российский деятель культуры,
композитор, ученый-химик, общественный деятель. В 1858 г. — доктор медицины, с
1864 г. — профессор, с 1874 г. — руководитель химической лаборатории, с 1877 г.
— академик Медико-хирургической академии

Основное внимание уделял проблемам
органической и аналитической химии. Автор более 40 научных работ

В 1870—1871 гг. — один из редакторов журнала «Знание», организатор и педагог
Женских врачебных курсов (1872—1885).

В 1862 г. вошел в кружок М. А. Балакирева («Могучая кучка»). Написал ряд
классических симфоний («Богатырская», «Русская»), камерно-инструментальных и
вокальных произведений, монументальную героическую оперу «Князь Игорь»
(завершена А. К. Глазуновым после смерти автора).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 46.

Бородин Александр Порфирьевич (1833, Петербург — 1887, там же) — композитор, ученый-химик. Отец Б. — грузинский князь Гедианов, мать — солдатская дочь Антонова. Мальчик был записан сыном дворового Порфирия Б. и по закону стал крепостным собственного отца. В 1843 отец Б, перед смертью подписал ему вольную. Мать пригласила учителей для обучения сына дома. С детства Б. легко давалось учение. Он любил рисовать, лепить, в совершенстве овладел четырьмя языками, много читал, самостоятельно производил химические опыты, начал писать музыку. Несмотря на одаренность, ему как вольноотпущенному дворовому путь в гимназию был закрыт. Мать с помощью больших Денег сумела добиться, чтобы сына приписали к купечеству 3-й гильдии. В 1850 Б. блестяще выдержал экзамен на аттестат зрелости и поступил в Медико-хирургическую академию. Здесь он стал любимым учеником известного химика-органика Н.Н. Зинина. Серьезные занятия не мешали Б. сочинять романсы. В 1856, окончив с отличием академию, он получил назначение в госпиталь в качестве врача-ординатора, где проработал четыре года. В 1858 Б. защитил докторскую диссертацию и «для усовершенствования в химии» был направлен в Германию. В Гейдельберге Б. совмещал научную работу с музицированием и сочинил Струнный секстет ре-минор. В 1862 он впервые в истории химии получил фтористый бензоил. Вернувшись в Россию, Б. стал адъюнкт-профессором Медико-хирургической академии, с 1864 стал ординарным профессором, а в 1877 был избран академиком, а также преподавал химию на Высших женских медицинских курсах, в организации к-рых принял деятельное участие. В 1862 Б. вошел в содружество рус. композиторов во главе с М.А. Балакиревым — «Могучая кучка». Человек исключительной широты интересов, он писал музыку для камерно-инструментальных ансамблей, оркестровую музыку, музыкально-драматические и вокальные произведения. Широкую известность в России и за рубежом получили его Первая и Вторая («Богатырская») симфонии, опера «Князь Игорь», романсы. В.В. Стасов писал о нем: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии. Так и в опере, и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстностью, нежностью и красотой». Многочисленные исследования по органической химии принесли ему широкую известность в научном мире.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Могучая кучка

На музыкальном вечере в доме С. Боткина Александр Порфирьевич знакомится с Балакиревым — известным деятелем культуры. Они обсуждали традиции народного творчества и искусства, быстро стали друзьями. Также они стали много общаться с Римским-Корсаковым, Мусоргским и другими, их интересы совпали. Позже их стали называть «могучей кучкой», это содружество прочно вошло в историю классической музыки. Именно эта дружба помогла Александру Боткину поверить в свои силы и больше посвящать времени творчеству. Если говорить кратко в биографии Бородина, то эти встречи стали судьбоносными.

Личная жизнь

Во время пребывания за границей Бородин ухаживал за юной пианисткой Екатериной Протопоповой, проходившей в Германии курс лечения от хронической астмы. Девушка, обладавшая абсолютным слухом, часто музицировала в компании ученого, знакомя его с сочинениями европейских композиторов. Молодые люди много времени проводили вместе, посещали концерты в Баден-Бадене, вскоре полюбили друг друга и решили пожениться.

Екатерина Протопопова, жена Александра Бородина

Свадьба состоялась весной 1863 года. Пара поселилась в Санкт-Петербурге, в доходном доме на Бочарной улице.

Из-за хронических проблем с легкими Екатерина Сергеевна не могла подолгу оставаться в северной столице. Ее отъезды в Москву в дом матери омрачали личную жизнь Бородина. Многие факты биографии ученого и композитора потомки почерпнули из писем, которыми обменивались супруги во время разлуки. Пара не имела детей и скрашивала одиночество заботами о взятых на попечение воспитанницах, которых считали родными дочерьми.

Частная жизнь

Композитор Бородин, краткая биография которого представлена в статье, прожил чрезвычайно насыщенную научную и творческую жизнь. А в семейной жизни был не до конца счастлив. Со своей женой он познакомился во время заграничной командировки. Они поженились только в 1863 году, жена страдала астмой и плохо переносила климат Санкт-Петербурга, ей часто приходилось уезжать в теплые края, что сильно подрывало семейный бюджет. Детей у пары не было, но они взяли несколько воспитанниц, которых Бородин считал дочерьми.

Трудная и интенсивная жизнь подрывала здоровье Бородина. Он разрывался между творчеством, наукой и службой, и сердце его не выдержало такой нагрузки. 27 февраля 1887 года он скоропостижно скончался. После его ухода друзья во главе с Римским-Корсаковым завершают «Князя Игоря» и тщательно собирают все творческое наследие великого русского композитора.

Биография Александра Бородина о главном

В1833 в Санкт – Петербурге году появился на свет будущий великий композитор и ученый от внебрачных связей. Далее мать выдали замуж за врача, а его записали сыном крепостного слуги. До 8 лет Александр Порфирьевич являлся крепостным своего отца, и лишь перед смертью тот купил вольную и дом для Бородина и его матери. Жизнь у будущего великого ученого началась нелегко.

Обучения проходило на дому, учил немецкий, французский. Поразительно, в 9 лет впервые написал музыкальное произведение «Польку». Научился играть на флейте, фортепиано, виолончель.

Но на этом его таланты не закончились, с 10 лет заинтересовался химией, где и достиг небывалых успехов.

Но факт того, что он незаконно рождённый ребёнок, ставило перед дальнейшим образованием большие препятствия. По — этому его мать и отчим пошли на хитрость, что бы он мог получить образование в первой гимназии. Далее поступил в Медико — хирургической академии изучал медицину и химию.

В 1857 году его направили во второй военно — сухопутный госпиталь в роли врача ординатора. Через год, защитив диссертацию, получил научную слепить. Вскоре ему дали задание по исследованию минеральных вод в водолечебнице города Солигалич. Отчет об этой работе был опубликован с Московской газете и принёс ему не бывалую славу.

Дальнейшее свое обучение Бородин провел за границей в Европе. Слушал лекции, занимался в библиотеке, много работал.

В 1861 году, когда Бородин посещал Германию, он познакомился с Екатериной Протоповой. Она обладала абсолютным слухом, что позволяло обворожительно играть на пианино. И именно благодаря этому знакомству у него пробудилась тяга к музыке.

По возвращению на родину он достиг звания адъюнкт — профессора той же академии, где и учился.

За все жизнь написал более 40 работ, за что и получил сначала должность ординарный профессор, потом научную степень академика и в 1883 году почетный член Общества русских врачей.

Бородин всегда уделял внимание музыке, писал много композиций, но его наставник считал, что музыка служит помехой науке, потому, во время заграничной поездки, он скрывал свое второе увлечение. Но, тем не менее, Бородин считается отцом симфонии и квартета в России

Даже за границей он пользовался популярностью, благодаря своим знаменитым композиция Первый и Второй квартет. Свою самую успешную оперу «Князь Игорь», он писал на протяжении 18 лет, но так и умер, не закончив ее. Лишь со временем ее дописали и Мариинском театре ее услышали многие, она отличалась яркостью национального колорита, мощностью народных хоровых сцен.

Поразительно, при всей его занятости Бородин занимался и общественной работой. Он содействовал идеи приобретению высшего образования женщинами. Пользуясь своей репутацией, защищал студентов от политических преследований.

В 1887 году внезапно умер от разрыва сердца. В память об этом выдающимся человеке симфонический оркестр в Москве и многие детские музыкальные школы России носят его имя.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Популярные люди

  • Римский-Корсаков

    Великий композитор родился в дворянской семье в 1844 году. С детства у него была отличная музыкальная память, абсолютный слух и точное чувство ритма. В 12 лет он поступил в кадетский корпус в Петербурге, так как с детства он мечтал стать моряком.

  • Леопольдовна Анна

    Анна Леопольдовна малоизвестная личность в отечественной истории. Она была матерью самого молодого монарха в истории нашего государства и, по факту, его регентом. Анна Леопольдовна была матерью Ивана VI. Родилась Анна Леопольдовна в декабре 1718 года

  • Солженицын Александр Исаевич

    Имя Александра Солженицына широко известно не только российской аудитории, но и читателям всего мира. Преодолевший тяготы лагерного существования и лишения жизни после освобождения; отлучение от родины и вынужденную жизнь

  • Всеволод Большое Гнездо

    Имя Всеволода Большое гнездо часто встречается в учебниках по истории, ведь личность эта действительно многое сделала для истории нашего государства. Родился в 1154 году, а скончался в 1212 году. Сын Юрия Долгорукова и брат Андрея Боголюбского

  • Толстой Лев

    Лев Толстой — один из самых известных писателей в мире. Его произведения читают во всем мире. Его называют духовным наставником. Его религиозное течения называлась «толстовство», которое было создан им. Люди со всей

  • Брюсов Валерий Яковлевич

    Знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед. Человек, который стал одним из немногих основоположников русского символизма. Человек, которого помнят и любят, произведения которого перечитывают

Музыкальные сочинения[ | ]

Основная статья: Список произведений Александра Бородина

Оперы

  • Князь Игорь (закончена и отредактирована Н. А Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1869—1887)
  • Млада (IV действие; остальные написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским, 1872)

Для камерного инструментального ансамбля

  • Трио на тему русской песни «Чем тебя я огорчила» для двух скрипок и виолончели (g-moll, 1854—1855)
  • Струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • Фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • Струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • Соната для виолончели и фортепиано (h-moll, 1860—1861)
  • Секстет (d-moll) для 2-х скрипок, 2-х альтов и 2-х виолончелей (1860—1861)
  • Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (c-moll, 1862)
  • Струнный квартет № 1 (A-dur, 1879)
  • Струнный квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели (D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Для фортепиано

в три руки

Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова; 1878)

в четыре руки

  • Полька «Helene » (d-moll, 1843)
  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Романсы и песни для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (слова неизвестного автора, 1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (слова неизвестного автора,1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
  • Что ты рано, зоренька (запись русской народной песни,1850-е годы)
  • Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне; 1854—1855), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
  • Отравой полны мои песни (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1868)
  • Из слез моих (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1871)
  • У людей-то в дому (Н. А. Некрасов; 1881), в сопровождении оркестра или фортепиано
  • Для берегов отчизны дальней (А. С. Пушкин; 1881)
  • Спесь (слова А. К. Толстой; 1884—1885)
  • Чудный сад (Septain; слова бельгийского поэта С. С.;1885), для голоса и фортепиано
  • Морская царевна (А. Бородин; 1868)
  • Спящая княжна (А. Бородин; 1867), для голоса с фортепииано. Оркестровка Н. А. Римского-Корсакова
  • Фальшивая нота. Романс (А. Бородин; 1868)
  • Песня тёмного леса (А. Бородин; 1868)
  • Море. Баллада для тенора и фортепиано (А. Бородин; 1870). Оркестровка Н. А. Римского-Корскова
  • Арабская мелодия (А. Бородин; 1881)

Для вокального ансамбля

Серенада четырёх кавалеров одной даме = Serenade de quatre galants a une dame (А. Бородин; 1868—1872), партитура, для мужского вокального квартета без сопровождения

  • Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачено)
  • Богатыри (1868)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Неоконченное струнное трио: Для 2-х скрипок и виолончели

Краткая биография Бородина

Александр Порфирьевич Бородин

Александр Порфирьевич Бородин — русский композитор, воплотивший в своих произведениях принципы эпической оперной драматургии. Это химик, доктор медицины и участник содружества «Могучая кучка». Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном грузинского князя Луки Гедианова и мещанки. Мальчик был крепостным у отца. В 1840 году князь дал сыну вольную и приобрел дом.

Александр обучался в домашних условиях. Он изучал латынь и английский язык. В детстве мальчик уже умел играть на виолончели, фортепиано, флейте. В 1847 году он написал первое произведение, которое до сегодняшних дней не сохранилось.

С десятилетнего возраста Александр интересовался химией. Из-за «незаконного» происхождения юноша не мог получить высшее образование. Мать воспользовалась ведомством чиновников казенной палаты и записала сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Таким образом юноша закончил гимназию и продолжил обучение в высшем учебном заведении. В 1850 году Бородин получил аттестат зрелости в гимназии Санкт-Петербурга. В этом же году юноша стал вольнослушателем в Медико-хирургической академии.

В 1853 году Бородин работал вместе с химиком Николаем Зининым. Одновременно Александр писал романсы и фортепианные пьесы. Зинину это не нравилось. Он считал, что музыкальная деятельность мешает научной работе.

После окончания академии Бородин работал врачом-ординатором в госпитале. Также он проводил практические семинары и читал лекции, посвященные химии. В 1857 году Александр Порфирьевич сдал экзамен на степень доктора медицины, а в следующем году защитил диссертацию. В этом же году Бородин отправился в Солигалич. Здесь он изучал состав минеральных вод. На основании полученных результатов впоследствии был открыт лечебный курорт.

В 1856 году Александр Порфирьевич познакомился с Мусоргским. В дальнейшем они общались и делились мыслями о музыке.

В 1857 году Бородин отправился в Европу. Он был переводчиком и секретарем окулиста царского двора. В 1859 году Александр стажировался за границей, чтобы получить должность адъюнкт-профессора химии. На протяжении трех лет Бородин работал в лабораториях Италии и Германии.

В 1860 году Александр Порфирьевич побывал на съезде химиков в Карлсруэ. В 1861 году он разработал метод получения бромзамещенных кислот. Также ученый открыл реакцию, которую сейчас называют реакцией Бородина-Хунсдиккера.

В 1862 году ученый познакомился с Милием Балакиревым и стал участником содружества «Могучая кучка». Бородин способствовал организации Высших женских врачебных курсов. Он преподавал химию и был редактором журнала «Знание». Самым известным произведением композитора является опера «Князь Игорь». Над ней Бородин работал на протяжении 18 лет, но так и не закончил. Когда композитор умер, оперу дописали.

В 1863 году Бородин заключил брак с Екатериной Протопоповой. Жена не переносила петербургский климат, поэтому много времени жила у матери в Москве. Лето 1865 года Бородины провели в Австрии. Здесь композитор написал первую симфонию.

В последние годы жизни Бородина беспокоили боли в сердце. Композитор умер 27 февраля 1887 года в Санкт-Петербурге во время костюмированной вечеринки, посвященной Масленице. Александра Порфирьевича похоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.

Самодельные краски и концерт для флейты в 13 лет


Андрей Деньер. Портрет Александра Бородина (фрагмент). 1848. Историко-литературный журнал «Исторический вестник», т. 28. Санкт-Петербург: Типография А.С. Суворина, 1887

В 1843 году умер отец. Незадолго до смерти Гедианов дал сыну вольную грамоту. Мать вскоре стала жить с учителем немецкого языка Федором Федоровым. В 1846 году он познакомил Александра Бородина с Михаилом Щиглевым — сыном преподавателя математики в Царскосельском лицее. Детей решили обучать вместе: так было дешевле нанимать педагогов по каждому предмету. Щиглев вспоминал: «Федоров уговорил моих родителей отдать меня в Петербург, в семейство Саши Бородина, чтоб ближе было ходить в 1-ю гимназию, куда меня хотели отдать, и чтоб готовиться по наукам вместе Таким образом, я переехал в дом к матери Бородина». В дом приходили учителя по русскому, французскому и немецкому языкам, истории, географии, математике, рисованию и черчению. По сложности материала программа мало отличалась от Царскосельского лицея — за планом учебных занятий следил отец Щиглева. Ученикам также преподавали танцы и музыку.

Когда Александру Бородину было 13 лет, он сочинил свой первый концерт для флейты с фортепиано. Композитор исполнял партию флейты, Щиглев — фортепиано. Преподаватель по музыке похвалил произведение и посоветовал ученику продолжать писать. Вскоре Бородин закончил трио для двух скрипок и виолончели. Мать издала пьесы сына

В предисловии было написано: «Просим читателей обратить внимание на новое прекрасное сочинение адажио для фортепиано, написанное А. Бородиным

В этом небольшом произведении столько души и творческой силы, что мы заранее поздравляем любителей музыки с новым талантом».

Однако музыка была не единственным увлечением Александра Бородина. Свою комнату он превратил в импровизированную химическую лабораторию: на подоконниках стояли банки с растворами, на столе — колбы, трубки и горелка. Будущий композитор читал книги по химии, сам делал акварельные краски к уроку рисования и экспериментировал с фейверками. Он решил превратить увлечение в профессию: в 1850 году Александр Бородин поступил на медицинский факультет Медико-хирургической академии. Сделать это было непросто: закон не позволял бывшим крепостным получать высшее образование. Тогда мать пошла на хитрость. Авдотья Антонова договорилась с чиновником в Тверской губернии, и тот приписал Александра Бородина к купечеству третьей гильдии. Композитор сначала сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой петербургской гимназии, потом — вступительные в академию, и все — на отлично.

Симфонии А.П.Бородина

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es—dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:

  • широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений;
  • картинность.

Также здесь сформировался характерный оркестр композитора.
Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.

Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:

Симфония №3 a—moll(неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Другая деятельность

Бородин был прекрасным ученым, сделал ряд открытий, много работал, выступал с лекциями. Например, он изобрел покрытие для партитур, которые позволили им сохраниться в идеальном состоянии до сих пор. Он же первым описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами. Известно, что сам Менделеев сожалел о том, что Бородин увлекается музыкой и недостаточно сил отдает науке.

В ноябре 1872 года он открыл женские врачебно-акушерские курсы. Бородин преподавал и поддерживал студенток, помогал найти место работы, устраивал благотворительные музыкальные вечера.

Он также занимался редакторской работой в журнале «Знание», и там впервые была опубликована работа Дарвина в России. После чего пришлось оставить эту должность, так как теории дарвинизма возмутили общественность и Министерство внутренних дел.

Входил в «Могучую кучку»

Так называли творческий союз русских композиторов. Официальное название «Новая русская музыкальная школа». Кроме Бородина в число участников вошли М.П Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др. (основной состав 5 человек). Были еще участники, которые состояли в «кучке» непродолжительное время.

Эта организация считала своей первостепенной целью продвижение русской музыки. Основными принципами их творчества являлись народность и национальность. Они обрабатывали народные песни, интересовались фольклором других стран, в особенности восточных. Творческая деятельность «кучкистов» — важный этап в развитии русской музыки.

Тяга к науке

Уже в 12-летнем возрасте будущий композитор Бородин встретился со своим вторым делом жизни – с наукой. Началось все с фейерверков, как и многие дети,
Саша восторгался этими вспыхивающими огнями, но ему захотелось сделать их своими руками. Он хотел проникнуть в состав вещей, сам делал краски для рисования, смешивал различные
препараты. Дом юного естествоиспытателя был заполонен колбами и ретортами. Мама мальчика переживала за безопасность дома, но не могла запретить ему проводить
опыты. На
этаже, где была детская, все время что-то шипело, дымилось, иногда взрывалось. Все боялись, что баловник сожжет дом. А чтобы домашние отстали от него, Саша делал к праздникам
фейерверки. К 13 годам ребенок обзавелся своей домашней лабораторией и мучил близких вонью реактивов. Волшебные превращения
растворов, яркие химические реакции завораживали Сашу Бородина, и препятствовать его увлечению было невозможно. К окончанию школы страсть к науке перевесила любовь к музыке, и Бородин начал
готовиться к поступлению в вуз.

Медицина и химия

По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.

Александр Бородин

В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении 2 лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».

Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.

На родину Александр вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчет о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.

Александр Бородин среди основателей Русского химического общества

В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.

В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: