Waltzes, Op. 64
Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1847
Жанр
фортепианные
Страна
Польша
Вальс Op. 64 No. 1, ре-бемоль мажор
Вальс Op. 64 No. 2, до-диез минор
Вальс Op. 64 No. 3, ля-бемоль мажор
В сюите вальсов ор. 64 (сочинены в 1846—1847 годах, опубликованы в 1847 году) образный замысел целого близок замыслу сюиты вальсов ор. 34 и, вместе с тем, противоположен построению ряда опусов мазурок: в мазурках печальное окаймляет жизнерадостное и блестящее, в вальсах наоборот. Это, разумеется, не случайно, поскольку мазурки как бы посвящены Варшаве, а вальсы — Парижу.
В ор. 64 вальсы №№ 1 и 3 явственно парижские, хотя и без виртуозного блеска своих предшественников из ор. 34 и : стиль здесь скорее сдержанный, домашний, интимный. Вальс ор. 64 № 2 содержит больше польских интонаций; он полон элегической грусти, не исчезающей даже в грациозном, легком полете piu mosso.
Вальс Des-dur. По преданию, звукописует собачку Жорж Санд. Посвящение в нотах — Д. Потоцкой. Явления обыгрываний и „стилизованной гаммы» чрезвычайно развиты.
Вальс cis-moll — один из поэтичнейших вальсов Шопена. Сохранились по крайней мере два его варианта. Опять весьма последовательная и разнообразная „стилизация гаммы». Изумительны — пластика „говорящего» мелоса и выразительность плавно перемещающихся секвенций. Все мелодические построения — в духе столь характерных для Шопена прибывающих и убывающих волн. В тактах 26-30 — подголосочная полифония с упорными септимами. Во второй теме (с такта 33) — мнимая полифония. В конце средней (Des-dur’ной) части — типично орнаментальной — один из любимых Шопеном одноголосных мелодических переходов. Некоторая механичность формы этого вальса может быть легко преодолена разнообразием исполнительских оттенков — тем более ввиду выпуклой контрастности. Напрашивается, в частности, динамическое усиление репризы первой темы (по сравнению с ее первоначальным изложением) — ведь здесь печаль, возвращаясь, звучит настойчивее и упорнее.
Вальс As-dur — наиболее своеобразный по форме среди вальсов этого опуса. Тональный план: — — — указывает на излюбленную Шопеном позднего периода сложную модуляционность с тоническими опорными пунктами (As — f — С). Мелодика — типичнейшая; акценты на третьей доле несколько напоминают ритм оберка (конечно, в „парижской редакции»). Благодаря модуляциям, первая тема с каждым ее появлением сияет все новыми и новыми красками. В средней части выделяются фанфарные и призывно-тревожные интонации. Но веселый, звонкий поток танца поглощает их и сам уносится куда-то. Из деталей отметим хроматическую секвенцию-модуляцию к репризе первой темы и долгое торжество — „праздник» тоники в конце.
Ю. Кремлев
Вальсы Шопена →
General Information
Work Title | Waltzes |
---|---|
Alternative. Title | 3 Valses pour le piano |
Name Translations | Waltzes, Op. 64; Walce op. 64; Valses, opus 64; 3 Valzer op. 64; Три вальса, соч. 64; Walzer, Op. 64 |
Composer | Chopin, Frédéric |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.64 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IFC 119 |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 3 waltzes:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1846-47 |
First Publication. | 1847 |
Dedication |
see below
|
Composer Time PeriodComp. Period | Romantic |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | piano |
External Links | Wikipedia article No.1Wikipedia article No.2Wikipedia article No.3 No.1 No.2 No.3 No.1 No.2 No.3 All |