Джакомо пуччини, биография, личная жизнь

Вступление

Опера начинается с очень динамичного момента: приверженец республики, сторонник Наполеона Анджелотти, бежит из замка и прячется в римской церкви, где работает главный герой, талантливый художник Марио Каварадосси. Из его вступительной арии зритель узнает о его любви к знаменитой оперной певице Флории Тоске.

Его нежная мелодичная песня резко контрастирует с тревожной мелодией бывшего римского консула, который оказался его старым знакомым и товарищем. Оба встречаются, и из короткого отрывистого диалога зритель узнает о том, что художник сочувствует республиканскому делу. Он предлагает Анджелотти помощь: дает ему еду и предоставляет убежище в своем загородном доме. Их разговор прерывается появлением главной героини. Опера Пуччини «Тоска» насыщена драматизмом и динамизмом действия. Молодая певица сразу обнаруживает своей очень непростой характер.

Она ревнива, подозрительна, но вместе с тем горячо, почти исступленно любит Марио. Последний скрывает от нее свою тайну. Оба поют замечательный любовный дуэт и договариваются о встрече вечером. Их совместный номер показывает зрителю глубину чувств этих героев и вместе с тем как бы предвещает трагическую развязку действия.

Основа истории

В 1900 году была написана опера «Тоска». Краткое содержание нового шедевра Пуччини основано на популярной в свое время пьесе В. Сарду. Этой драмой заинтересовались также и другие композиторы, в том числе знаменитый Дж. Верди. Однако после долгих переговоров именно Пуччини получил право использовать сюжет произведения в своей новой опере. Либретто было создано К. Л. Иллике и Дж. Джакозой. Автор, однако, не принял пьесу в оригинальном виде. По его настоянию в текст произведения были внесены существенные изменения

Сюжет драмы был значительно упрощен; были сокращены второстепенные линии, все внимание было сконцентрировано на трех главных персонажах, которые образовали любовный треугольник. Опера «Тоска», краткое содержание которой интересно не только с драматической, но и с исторической точки зрения, не была сразу оценена по достоинству

Автора упрекали в повторности музыкальных номеров и натурализме сцен (в первую очередь речь идет об эпизоде пытки главного героя). Но со временем произведение получило огромную популярность в музыкальном мире.

Отклики и мнения некоторых современников Пуччини

В 1912 году один очень известный итальянский критик, в связи с постановкой одной из опер Пуччини, написал в своей статье следующее: «Это просто позор, что мир думает, будто итальянская музыка — это, в основном, произведения этого старомодного мелодиста, в то время как в Италии есть такие композиторы-интеллектуалы, как Ильдебрандо Пиццетти».

Другой критик, Карло Берсезио, так описал свои впечатления от премьеры «Богемы» (в «La gazetta»): «„Богема“ не оставит никакого следа в истории оперного театра. Автору этой оперы следует считать своё произведение ошибкой».

Издатель Рикорди, узнав о сомнениях, терзавших композитора во время первых репетиций «Богемы», написал ему: «Если этой оперой вы не попали в точку, маэстро, я сменю профессию и начну торговать салями».

Либреттист Иллика писал Пуччини: «Работать с вами, Джакомо, — это как жить в аду. Сам Иов не вынес бы таких мучений».

В 2006 году опера «Богема» отметила своё стодесятилетие. Во второй половине двадцатого века она заняла место в пятерке самых часто исполняемых в мире опер и с тех пор из этой пятерки уже не выходила.

В честь Пуччини назван кратер на Меркурии.

Финал

В начале последнего действия звучит знаменитая ария Марио, в которой он, приговоренный к расстрелу, прощается со своей жизнью и грустит по своей возлюбленной. Этот номер – один из самых душераздирающих в мировом оперном репертуаре, так же, как вышеуказанную арию Тоски, его часто можно услышать на концертных выступлениях.

Затем появляется героиня и сообщает своему возлюбленному о своем преступлении, а также посвящает его в подробности плана инсценировки казни. Оба поют замечательный по своей выразительности дуэт, в котором выражают надежду на будущую светлую жизнь. Затем следует сцена казни, которая обнаруживает все коварство Скарпии: последний распорядился по-настоящему расстрелять Марио. Героиня, увидев своего возлюбленного мертвым, бросается с башни вниз. Опера «Тоска», отзывы о которой вначале ее постановки были не очень положительными, в настоящее время по праву считается шедевром мирового музыкального театра. Лучшие сопрано и тенора мечтают петь в партиях этого спектакля. Номера из этого произведения Пуччини часто включаются в концертные программы ведущих мировых исполнителей.

(1858—1924)

Итальянский
композитор. Родился в семье музыкантов. Учился игре на органе под руководством
отца Микеле Пуччини (1813—64) —органиста, дирижёра, композиторы, основателя музыкальной
школы в Лукке. С 1872 занимался в Музыкальном институте имени Дж. Пачини в
Лукке (классы органа и фортепьяно), в 1880—83 в Миланской консерватории у А.
Баццини (музыкально -теоретические предметы) и А. Понкьелли (композиция). Уже
первая опера «Виллисы» (1883) принесла Пуччини успех и определила его
творческий путь как оперного композитора. Творчество складывалось под
воздействием веризма, однако композитор преодолел его ограниченность.
Выразительные средства, используемые Пуччини, значительно богаче,
разнообразнее, тоньше. Он глубоко раскрывает сложную психологию героев,
изображая правдивые жизненные ситуации. В центре опер Пуччини — образ женщины,
способной на жертву во имя любви. Основное средство музыкальной выразительности
— напевная мелодия, связанная с итальянской бытовой песней. Пуччини создал
гибкий речитативно-ариозный стиль, поручив оркестру роль активного участника
лирической драмы; широко использовал приёмы лейтмотивного развития, а также
импрессионистичность звукописи. Лучшие оперы Пуччини : «Богема» (1895), Тоска
(1899), Мадам Баттерфлай (1903). В последней опереТурандот (1924, завершена Ф.
Альфано) Пуччини отошёл от характерной для предыдущих опер камерности, соединив
в ней лиризм с героикой и трагедийностью. Композитор-новатор, Пуччини развил
реалистические тенденции позднего периода творчества Дж. Верди, внёс большой
вклад в оперное искусство 20 в.

Завязка интриги

Когда последняя возвращается, Скарпиа намекает ей на возможность увлечения Марио другой женщиной. Эти слова приводят героиню в отчаяние, и она бросается в загородный дом художника, чтобы удостовериться в своих подозрениях. Скарпиа же приказывает проследить за ней, не сомневаясь, что в этом убежище прячется тот, кого он искал. Вместе с тем Скарпиа понимает, что ему выпал удобный случай обвинить Марио в государственной измене и приговорить его к смерти за укрывательство мятежника-республиканца. Очень сложным получился финал первого действия музыкального спектакля «Тоска». Сюжет оперы построен по принципу контраста. В конце акта звучат песнопения в честь победы над армией Наполеона. В это время Скарпиа замышляет погубить своего противника.

Ария Чио-Чио-Сан из оперы «Мадам Баттерфляй»

Можно полюбить и гейшу. Такое случилось с лейтенантом военно-морских сил США, он даже собирается жениться на Чио-Чио-Сан. Но американский консул выясняет, что его приятель-офицер вполне циничен: он прекрасно знает, что брачный договор будет действителен только в Японии.

Офицер Пинкертон уезжает в США, там он снова женится, а в это время несчастная 15-летняя Чио-Чио-Сан продолжает его ждать. Она рожает сына и не верит, что ее возлюбленный смог ее предать. Чио-Чио-Сан совершает харакири.

В этой знаменитой арии Мадам Баттерфляй еще ждет своего мужа, она высматривает в окно корабли, она верит в любовь и верность. Ведь и ей самой пришлось даже предать веру предков и принять христианство, и она теперь презираема и своими родственниками.

Сочинения:

оперы-

Виллисы (Le
villi, одноактная, 1883, поставлена 1884,театр «Даль Верме», Милан;
2-я редакция, 1884, театр «Реджо», Турин), Эдгар (1885-88, поставлена
1889, театр «Ла Скала», Милан; 2-я редакция, 1892, театр
«Реале», Мадрид), Манон Леско (1890- 1892, поставлена 1893, театр
«Реджо», Турин), Богема (La boheme, 1893-95, поставлена 1896, там
же), Тоска (1896-99, поставлена 1900, театр «Костанци», Рим), Мадам
Баттерфлай (Madame Butterfly, Госпожа Бабочка, 1901-03, поставлена 1904, театр
«Ла Скала», Милая: 2-я редакция, 1904, театр «Гранде»,
Бреша; в России- под названием Чио-Чиo-сан, 1908, силами студентов
Петербургской консерватории; 1911,Оперный театр Зимина, Москва), Девушка с
Запада (La fanciulla del West, 1907-10, поставлена 1910, театр
«Метрополитен-опера», Нью-Йорк), Ласточка (La rondine, 1914-16,
поставлена 1917, театр «Опера», Монте-Карло), Триптих (Trittico:
Плащ-Il tabarro, 1915-16; Сестра Анджелика-Suor Angelica, 1916-17; Джанни
Скикки, 1917-18; поставлена 1918, театр «Метрополитен-опера»,
Нью-Йорк), Турандот (1921-24, закончена Ф. Альфано, поставлена 1928, театр
«Ла Скала», Милан);

кантаты-

Сыны прекрасной
Италии (I figli d’Italia bella, кантата-гимн, 1877), кантата Юпитеру (cantata a
Giove, 1897);

для оркестра-

Прелюдия
(Preludio sinfonico, 1876), Adagietto (1883), Симфоническое каприччио
(Capriccio sinfonico, 1883), 2 марша (1896);

камерно-инструментальные
ансамбли-

трио (для 2
скрипок и фортепиано, 1880?), струнный квартет (D-dur, 1880), скерцо (a-moll,
для струнного квартета, 1880-83), фуга (для струнного квартета, 1883), струнный
квартет Хризантемы (Crisantemi, памяти А. ди Савойя, 1890), 3 менуэта (для
струнного квартета, 1890); для хора и фортепиано- Гимн Риму (Inno а Rота, на
cлова Ф. Сальватори, 1919);

для голоса с
фортепиано-

4 романса на
cлова А. Гисланцони (Изящный ум — Spirito gentil. Меланхолия — Malanconia,
Когда я умру — Allor ch’io saro morto, Мы читаем- Noi legger; 1881-82),
Маленькая история любви (Storiella d’amore, cлова Пуччини, 1883), Солнце и
любовь (Sole е amore, cлова Пуччини, 1888), Сольфеджио (Solfeggi, 1888), Птичка
(Е l’uccellino, cлова Р. Фуччини, 1898), Земля и море (Terra е mare, 1902),
Песня души (Canto d’anima, 1907 — ?), Скажите ей (Ditele, 1908 — ?), Умереть
(Morire, cлова Дж. Адами, 1917), Вперёд, Урания! (Avanti, Urania!,
cлова Р. Фуччини);

церковная музыка-

мотет
(1878), Salve del ciel regina (для сопрано и гармониума, до 1880), месса (Messa di Gloria,
A-dur, 1880);

для органа-

фуги, прелюдии,
и др.

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Подробнее

Поможем написать работу на аналогичную тему

Реферат

Любая тема

От 850 руб.

Контольная работа

Любая тема

От 850 руб.

Курсовая

Любая тема

От 1500 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту

Узнать стоимость

Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus.
Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Узнать цену

Второе действие

Второй акт открывается сценой во дворце шефа полиции. Он поет свою известную арию, которая раскрывает его как человека гордого, самолюбивого, надменного. Скарпиа поет о том, что ему доставляет наслаждение мучить своих жертв не только физически, но и психологически. Эта ария является как бы вступлением и объяснением той страшной сцены, которая последовала в дальнейшем. Автор оперы «Тоска» умело построил действие на контрасте: мрачная зловещая ария этого отрицательного персонажа звучит почти в одно время с праздничным выступлением главной героини во дворце. Затем сторожа вводят арестованного Марио. Его задержали по подозрению в укрывательстве Анджелотти. Впрочем, у Скарпии нет прямых доказательств вины художника: беглец успел укрыться в потайном колодце, и стражники так и не сумели его найти. Тогда шеф решает использовать привязанность главной героини для того, чтобы выпытать у нее местонахождение бежавшего узника.

Примечания

  1. Ravenni, Gabriella Biagi and Michele Girardi, Giacomo (Antonio Domenico Michele Secondo Maria) Puccini (ii) in Grove Music Online, accessed 9 August 2012. — введение
  2. Dry, Wakeling. Giacomo Puccini (неопр.). — London & New York: John Lane, 1905.
  3. . Centro di Studi Giacomo Puccini. Дата обращения: 3 ноября 2012.
  4. Цодоков Е. . operanews.ru. Дата обращения: 2 февраля 2015.
  5. Fairtile, Linda Beard. Giacomo Puccini: A Guide to Research (неопр.). — , 1999. — ISBN 0-8153-2033-7.
  6. . Дата обращения: 9 сентября 2013.
  7. Weaver, p. 301
  8. Wilson (2007), 192
  9. Pugliese, Stanislao G. Fascism, Anti-Fascism, and the Resistance in Italy: 1919 To the Present (англ.). — Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers, 2004. — ISBN 0-7425-3122-8.
  10. Carner, Mosco: Puccini: A Critical Biography (2nd ed.) Duckworth, 1974.

Кульминация

В этом моменте звучит одна из лучших арий в опере в исполнении героини: она сетует на свою судьбу и поддается отчаянию из-за разыгравшейся трагедии. Показателен тот факт, что сам композитор изначально не хотел включать этот номер в спектакль, так как он, по его мнению, замедлял динамичное действие представления, но ария оказалась так хороша, что в конце концов была вставлена и со временем стала знаменитой: многие известные певицы исполняют ее в концертных выступлениях.

Тоска соглашается на условие Скарпиа, получает пропуск на выезд из страны, после чего в порыве гнева и негодования убивает своего мучителя.

«Nessun Dorma» («Пусть никто не спит»)

Степень популярности этой арии невозможно переоценить. Вряд ли в самой Италии найдется хоть один человек, который ее не знает. Но она знаменита и по всему миру, звучит часто по разным официальным поводам. А ведь обычная сказка, история о жестокой принцессе Турандот и неизвестном принце.

Дочь китайского мандарина, жившего «в легендарные времена», мужененавистница и очень требовательна к женихам, всем она загадывает загадки, которые никто не может разгадать, всех их казнят. Но появляется незнакомец, который не только разгадывает загадки, но и загадывает свою (а как меня зовут?).

Ночь перед тем, как Турандот должна отгадать имя принца, и есть та ночь, когда не «должно спать!». Все разными способами пытаются вызнать имя. Все кончается хорошо — поцелуй, растопленное сердце и имя его — Любовь (хотя принцесса и узнает подлинное имя).

Эта сказка итальянского драматурга 18 века Карло Гоцци живет уже долго (как и его же «Любовь к трем апельсинам»). С написанием по ней оперы Пуччини она будет жить вечно (и все эти «вечно» — отнюдь не преувеличение). Но все же интересно, как ария из оперы со сказочным сюжетом стала даже неким символом. «Не спать!» — поют даже перед крупнейшими футбольными чемпионатами. Конечно же, звучит ария и во многих кинофильмах, и мне кажется, что ее культурное влияние будет только нарастать.

Здесь и сама полная драматизма музыка, и смысловой акцент — не спать, впереди что-то важное, и оно будет совсем не плохим, а очень даже хорошим, очень. И имя этому пока никто не знает

Но мы-то уже сейчас вполне можем догадаться…

Стиль

Необыкновенно одарённый мелодически, Пуччини твердо следовал своему убеждению, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны. По этой причине, в частности, в операх Пуччини нет увертюр. Известны так называемые «пуччинивские октавы» — излюбленный и хорошо узнаваемый приём оркестровки, когда мелодию ведут в разных регистрах разные инструменты (или в пределах одной оркестровой группы). Гармонический язык композитора также очень интересен, есть типичные для композитора ходы, например, разрешение доминанты в субдоминанту вместо тоники, параллельные квинты и т. п. Влияние музыки импрессионистов слышится в ярких тембральных решениях и постоянной игре оркестровыми красками. В «Тоске» мастерски применяются акустические эффекты, создающие иллюзию многомерного пространства. Особенно прекрасна мелодика Пуччини. Благодаря богатству мелодий, оперы Пуччини, наряду с операми Верди и Моцарта, являются наиболее часто исполняемыми операми в мире.

Краткая характеристика творчества композитора

Джакомо Пуччини – один из наиболее известных итальянских композиторов. Многие его оперы и в настоящее время регулярно ставятся на ведущих театральных площадках мира. Он был крупнейшим после Верди автором крупных произведений. Вместе с тем он отличался от своего знаменитого предшественника приверженностью новому направлению в искусстве – веризму. Данный стиль предполагал акцент на социально-психологические конфликты между персонажами.

Это и определило особенности музыкальных произведений композитора («Богема», «Манон Леско» и другие). Он считал, что мелодия и действие на сцене должны быть неразрывно связаны между собой, поэтому в его сочинениях нет увертюр, которые исполняются без сценического представления. Музыка в операх Пуччини звучит сплошным потоком, без переходов, которые в произведениях его предшественников разделяли музыкальные номера. Такое новаторство не сразу встретило понимание не только публики, но и профессиональных критиков. Впрочем, многие из них уже тогда отмечали смелость музыкальных решений композитора, его оригинальный, ни с чем не сравнимый стиль, который оказал влияние на последующих авторов (И. Кальмана, И. Дунаевского и других). Произведения композитора отличаются ярким драматизмом и сложной оркестровкой, поэтому не все певцы могут петь под его музыку. Несмотря на оригинальность многих находок автора, он многое заимствовал у своих предшественников, в первую очередь у Верди (динамичный сюжет, драматизм).

Литература

  • Ashbrook W., Powers H. Puccini’s Turandot: The End of the Great Tradition, Princeton Univ. Press, 1991.
  • Author unknown, Hampton’s Magazine Vol. 26 No. 3, March 1911.
  • Author unknown, «The Stage, » Munsey’s Magazine Vol. 44 p. 6., 1911.
  • Author unknown, «New York Acclaims Puccini’s New Opera, » Theatre Magazine, Vol. 13 No. 119, January 1911.
  • Berger, William, Puccini Without Excuses: A Refreshing Reassessment of the World’s Most Popular Composer, Random House Digital, 2005, ISBN 1-4000-7778-8.
  • Budden, Julian, Puccini: His Life and Works, Oxford University Press, 2002 ISBN 978-0-19-816468-5
  • Carner, Mosco, Puccini: A Critical Biography, Alfred Knopf, 1959.
  • Centro di Studi Giacomo Puccini, «Catedrale di S. Martino», Puccini.it, Retrieved 3 November 2012.
  • Checchi, Eugenio, in Nuova Antologia, Francisco Protonotari. ed (in Italian), December 1897, pp. 470—481.
  • Dry, Wakeling Giacomo Puccini, London & New York: John Lane, 1905.
  • Eaton, W.P., «Where We Stand in Opera, » American Magazine, Vol. 71 No. 5, March 1911.
  • Espinoza, Javier, «Revealed: the identity of Puccini’s secret lover», The Guardian (London), 29 September 2007.
  • Fisher, Burton D., Puccini’s IL TRITTICO, Miami: Opera Journeys Pub., 2003, ISBN 0-9771455-6-5.
  • Kendell, Colin (2012), The Complete Puccini: The Story of the World’s Most Popular Operatic Composer, Stroud, Gloucestershire: Amberley Publishing, 2012. ISBN 978-1-4456-0445-9 ISBN 1-4456-0445-0
  • Keolker, James, «Last Acts, The Operas of Puccini and His Italian Contemporaries», 2001.
  • Gervasoni, Carlo, Nuova teoria di musica ricavata dall’odierna pratica (New theory of music distilled from modern-day practice) Milano: Blanchon, 1812.
  • Montgomery, Alan, Opera Coaching: Professional Techniques And Considerations, New York: Routledge Taylor and Francis Group, 2006, ISBN 978-0-415-97601-5.
  • Mourby, Adriano, «Scandalissimo! Puccini’s sex life exposed, » The Independent, 6 July 2008.
  • Osborne, Charles, The Complete Operas of Puccini: A Critical Guide, De Capo Press, (1982).
  • Randall, Annie J. and David, Rosalind G., Puccini & the Girl, Chicago: University of Chicago Press ISDN 0226703894
  • Ravenni, Gabriella Biagi and Michele Girardi, Giacomo (Antonio Domenico Michele Secondo Maria) Puccini (ii) in Grove Music Online, accessed 9 August 2012.
  • Siff, Ira, «Puccini: La Fanciulla del West, » Opera News, Vol. 77 No. 1, July 2012.
  • Sadie, Stanley; Laura Williams Macy, The Grove Book of Operas.
  • Sadie, Stanley (ed.), The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London: Macmillan/New York: Grove, 1980, ISBN 1-56159-174-2.
  • Smith, Peter Fox. A Passion for Opera. Trafalgar Square Books, 2004. ISBN 1-57076-280-5.
  • Streatfield, Richard Alexander, Masters of Italian music, C. Scribner’s Sons, 1895.
  • Weaver, William, and Simonetta Puccini, eds. The Puccini Companion, W.W. Norton & Co., 1994 ISBN 0-393-02930-1
  • Wilson, Alexandra, The Puccini Problem: Opera, Nationalism, and Modernity, Cambridge University Press (2007)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: