Ноктюрн до-диез минор, соч. posth. (шопен) — nocturne in c-sharp minor, op. posth. (chopin)

Nocturnes, Op. 27

Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1836
Жанр
фортепианные
Страна
Польша

Op. 27 No. 1, до-диез минор
Op. 27 No. 2, ре-бемоль мажор

В 1834—1835 годах сочинялись ноктюрны ор. 27 (опубликованы в 1836 году), отмеченные уже полной зрелостью жанра.

Ноктюрн cis-moll содержит чрезвычайно развитую фактуру с широкими расположениями в левой руке. В нем крайне рельефен контраст тоскливой мечтательности и драматизма. В такте 3 ми-бекар звучит диссонансом, благодаря созвучию обертона eis от нижнего cis. На обычные черты мышления Шопена — подголоски, столкновения, фольклорные попевки и т. п. — указывать не будем. Любопытно выделение триумфальных интонаций (Е-dur и As-dur) в средней части. Речитативно декламационные октавы перед репризой первой темы несколько напоминают патетический стиль Листа. Конец ноктюрна — типичное романтическое просветление.

Ноктюрн Des-dur (быть может, созданный под впечатлением встреч с Марией Водзиньской) — один из трех-четырех совершеннейших шопеновских ноктюрнов. В чем его несравненное очарование? Отчасти в форме и фактуре. Тут нет даже контрастного противопоставления. Схема рондообразного типа весьма проста (А — В — А — В — А — В — кода) и дает разнообразные вариации (орнаментальные, динамические, гармонические) единой, восторженно-сладостной, упоенной эмоции. Тональный план тонично плагален (центры: Des — b — es — А — cis — Des). Фактура с ее необыкновенно колоритно (лучше, чем в предыдущем ноктюрне) звучащими ломаными широкими арпеджиями левой руки и „воздушной» мелодией правой создает впечатление как бы парящего в прозрачной звуковой атмосфере журчаний и шелестов мелоса. А мелос этот так выразителен, так нежен, так очаровательно переменчив — то наполняясь теплом лирической речи, то переходя в узорчатые переливы орнамента!

С такта 10 развитая мелодика терций — одна из лучших подобного рода у Шопена (ранняя аналогия — Larghetto концерта e-moll, поздняя — баркарола; см. также коду предыдущего ноктюрна). В тактах 15, 17, 35, 38, 39 и дальше, в тактах 8-5 от конца — примечательные образцы подголосочной полифонии. В тактах 22-24 — своеобразная и яркая гармоническая последовательность, уже предвещающая будущий ля мажор. Такты 40-45 — выразительная подготовка репризы: сужение масштаба, драматизм, хроматические гармонии (cis, es, fis, Des). Мелодика такта 45 с его мнимой полифонией и мелодическими обыгрываниями характерна для Шопена (см. также такт 52 и, например, прелюдии ор. 28 №№ 5, 16, 18). Свойственные второй теме ноктюрна задержания (пример 45) тоже весьма присущи Шопену (сравни, например, побочную тему фантазии f-moll, побочную тему баллады g-moll, мелос вальса As-dur ор. 69, этюда cis-moll ор. 25 и т. д. и т. п.); можно даже назвать их типичнейшими.

Отметим еще следующие детали: такты 49-52 — устойчивый доминантсептаккорд (вспомним ноктюрн ор. 9 № 1); такт 60 — квартовая мелодика; такты 16-14 от конца — весьма выразительные опадающие уменьшенные септаккорды на тоническом басу (вздохи тритонов в правой руке); такты 9, 7, 5 от конца — „фольклорное» наслоение доминанты и тоники.

Чередования сольности и дуэтности — характерная черта ноктюрна Des-dur, явственно связывающая его, несмотря на все инструментальные особенности мелоса, с образами баркарольного пения.

Ю. Кремлев

Ноктюрны Шопена →

В массовой культуре

  • Ноктюрн показан в Романе Полански фильме Пианист. Его играет дважды (оба раза не полностью) в фильме, в начале и в конце, главный герой Владислав Шпильман в студии звукозаписи на Варшавское Радио. Полный фрагмент представлен в саундтреке, сыгранном польским классическим пианистом Янушем Олейничаком.
  • . Он также показан в Терминатор: Хроники Сары Коннор, в 7-й серии сезон 1. Ближе к концу серии Кэмерон танцует балет под пьесу.
  • Эту пьесу ненадолго играет в первой серии 1 сезона сериала Война Фойла. Персонаж Дэвида Хоровича, Томас Крамер, в начале эпизода.
  • Классически обученный RB / Соул певица Алисия Киз отрывок из пьесы «As I Am (Intro)» из ее альбома 2007 года As I Am.
  • Версия, играемая на скрипке, представлена ​​в фильме 2010 года The Karate Kid с Джеки Чаном в главной роли и Джейден Смит.
  • Он показан в боевике 1997 года Миротворец (с Джорджем Клуни и Николь Кидман) в 1:02:42.
  • Ннека Люсия Эгбуна, нигерийско-немецкая хип-хоп / соул-певица, использует отрывок из этого произведения в своей песне «My Home».
  • Он показан в The Killing в начале 4-го эпизода 4 сезона.
  • Он был показан в фильме ужасов The Innkeepers, которого играет призрак в одной из драматических сцен фильма.
  • Он разыгрывается во время карантинной зоны в видеоигре Dying Light.
  • Он показан в документальном фильме 2015 года Going Clear, играемый в дуэте терменвокса и клавесина терменвоксом Дорит Крайслер и пианистом Федоном Пападопулосом.
  • Это слышно из Mafia III, где Линкольн Клей посещает загородный клуб, принадлежащий Салу Маркано.
  • Российская фигуристка Евгения Медведева установила новый мировой рекорд в короткой программе по фигурному катанию на зимних Олимпийских играх в Пхенчхане 2018 года.
  • Он показан в фильме 2016 года Франц. Его фрагменты играются в нескольких сценах, сначала в дуэте для скрипки и фортепиано главных героев Адриана и Анны, а затем Франца на скрипке соло.
  • Ноктюрн также фигурирует в Вере (сериал), Первый сезон, Эпизод 2: Сказки.

General Information

Work Title Nocturnes
Alternative. Title
Name Translations Nokturna; Nocturner af Frédéric Chopin; Nocturnos; Notturni; 夜想曲; 녹턴; Nocturner; Noktürnler; 夜曲; المقطوعة الحالمة; Νυχτερινά; Список ноктюрнов Фридерика Шопена; Nocturne (Chopin); Ноктюрни; נוקטורנים; 夜曲 (蕭邦); Nokturnoj (Chopin)
Name Aliases Ноктюрни (Шопен)
Authorities
Composer Chopin, Frédéric
I-Catalogue NumberI-Cat. No. None
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 19 nocturnes:
  • Nocturnes, Op.9
  • Nocturnes, Op.15
  • Nocturnes, Op.27
  • Nocturnes, Op.32
  • Nocturnes, Op.37
  • Nocturnes, Op.48
  • Nocturnes, Op.55
  • Nocturnes, Op.62
  • Nocturne in E minor, Op.72 No.1
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation piano

General Information

Work Title Nocturne in C-sharp minor
Alternative. Title
Name Translations Nocturne No. 20 in C-sharp minor, Op. posth.; 夜想曲第20番 (ショパン); Nocturne nº 20 en do dièse mineur; 升C小調夜曲Op. posth.; Lento con gran espressione; Nocturn en do sostingut menor; Nokturn cis-moll Lento con gran espressione; المقطوعة الحالمة Op.posth.20; Nocturno nº 20 en Do sostenido menor, op. post.; نوکتورن شماره ۲۰ در دو دیز مینور; Νυχτερινό σε Ντο δίεση ελάσσονα, Op. posth.; Do Diyez Minor Sonatası (Şopen); Նոկտյուրն Op. 20 (Դո-դիեզ մինոր) (Շոպեն); 녹턴 올림다단조, Op. posth (쇼팽)
Name Aliases 夜想曲第20番; Notturno in Do diesis minore; Notturno n. 20; المقطوعة الحالمة Op.posth.٢٠ (شوبان)
Authorities
Composer Chopin, Frédéric
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. B.49
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IFC 62
Key C-sharp minor
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s Lento con gran espressione
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1830
First Publication. 1875/1894
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation piano
Discography (with description by Robert Cummings)
External Links Wikipedia article
Extra Information Main soundtrack of the 2002 film The Pianist. A comparison of the piece played by Adrien Brody in the film with the score above will illustrate some differences. This is because the PDF version provided above is a slightly simplified version that contains some modifications from the original Chopin manuscript. The Henle Urtext versions, considered by many to be accurate, appears to contain many editorial modifications from the original manuscripts, including the F# in place of the original D# as mentioned in the miscellaneous notes above. The Leon Erdstein edition appears to be faithful to the original manuscript, for this particular piece at least. Finally, the Paderewski editions of Chopin, considered by some to be spurious, contain a commentary at the back of the volume which details the sources with any known modifications clearly listed.

Музыкальная структура

Контрастная тема из первого раздела

Кусок отмечен Lento con gran espressione и написано в обычное время. После мягкого, грустного вступления основной тема начинается с такта 5, играет левая рука сломанные аккорды в легато ругательства по всему разделу, придавая музыке запоминающееся и непрерывное качество (похоже на Лунная соната ). Затем тема переходит в мечтательную пианиссимо в такте 21, прежде чем вернуться к исходной теме в такте 47 и, наконец, закончить C♯ основной. Первые два такта темы из средней части (такты 21 и 22) напоминают основную тему из третьей части Шопена. второй фортепианный концерт фа минор, который был написан примерно в то же время (1829 г.). Следующие два такта (23 и 24 такта) напоминают вторую часть второстепенной темы первой части из его второго фортепианного концерта. Отрывок в средней части ноктюрна в 3/4 времени, начиная с такта 33, напоминает скерцандо из третьей части второго фортепианного концерта, начинающегося в такте 145, в котором левая и правая рука играют на октаву друг от друга.

Тема из средней части в 3/4 раза

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: