Как играть гамму до мажор на фортепиано

Идеальное ухо

Если вы действительно ищете приложение для Android, чтобы разучивать фортепиано и ноты фортепиано, вам необходимо установить Perfect Ear. Зачем? Потому что для того, чтобы играть содержательную и проникновенную музыку, вы должны сначала развить музыкальный слух.

Вам необходимо научиться распознавать аккорды и мелодии, не глядя на ноты

Не менее важно слышать гаммы и интервалы, когда вы играете на фортепиано. Perfect Ear начнет с теоретических занятий, а затем перейдет к практическим занятиям

В приложении есть множество упражнений, которые вы можете практиковать в свободное время, но за определенную плату. Perfect Ear можно загрузить бесплатно, но для доступа к дополнительным материалам в нем предусмотрены покупки в приложении.

Почему стоит учиться игре на пианино?

Игра на музыкальном инструменте развивает хорошую координацию. Ученик учится играть обеими руками на равных, следить сразу за положением рук, смотреть в ноты и нажимать педаль. Практически, как вождение автомобиля.

Также занятия музыкой помогают развивать творческие способности у человека, аналитические. Уже неоднократно доказано учеными, что музыканты лучше запоминают любую информацию, прекрасно справляются с изучением иностранных языков. В процессе обучения у учеников затрагиваются одновременно оба полушария мозга, что значительно улучшает интеллектуальные способности музыкантов.

Главное достоинство обучения — музыка воспитывает в обучающимся человеческие качества, делает его более дисциплинированным. Способность прислушиваться и учиться понимать любые изменения настроения в мелодии, помогают ученикам и в жизни. Они становятся более понимающими и терпеливыми людьми, более чуткими к эмоциям других людей.

Теория построения

Мажорная гамма строится по следующему принципу:

Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. Это самая стандартная схема, от которой и отталкиваются все музыканты.

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Минорная гамма строится так:

Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Хроматическая гамма же отталкивается от этой схемы, и повышает все ноты на половину тона, кроме шестой ступени, вместо которой понижается седьмая, если мы говорим о мажоре, или за исключением первой, вместо которой понижается вторая, если говорим о миноре. Стоит учитывать, что мы достраиваем до каждой ноты дополнительный полутон, а не меняем ее на диезную или бемольную.

Знаки альтерации – изменения высоты тона звука

Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез,  при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по  одной общей струне.Расположение полутонов на пианино

Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:

  • Ми # = Фа
  • Фа b = Ми
  • Си # = До
  • До b = Си

Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Знаки альтерации

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

  • Диез – повышает высоту ноты на полтона
  • Бемоль – понижает на столько же
  • Дубль-диез – повышает на целый тон
  • Дубль-бемоль – понижает на столько же
  • Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:

фа-до-соль-ре-ля-ми-си

Бемоли при ключе записываются в таком порядке:
си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.

Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона.  Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.

Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.

Цель изучения гамм

В начальный период обучения игры на музыкальном инструменте идет закладка фундамента технических навыков игры, основных понятий, развиваются и закрепляются приемы построения звуковых интервалов и трезвучий. Звуковые ряды, в виде музыкальных гамм, тренируют пальцы рук, позволяют оттачивать технику игры на инструменте. В результате ежедневных тренировок происходит наработка беглости, четкой последовательности движения пальцев. Звуковые ряды отлично развивают слух и чувство ритма, помогают отшлифовать технику звукоизвлечения, выработать скорость. Обычно вначале осваивают прямые звукоряды, затем переходят на расходящиеся.

Примерно так выглядит и играется гамма на фортепиано:

https://youtube.com/watch?v=cKkArtxrRm8

Практика игры и обучения на духовых инструментах

Практика игры и обучения на духовых инструментах показывает, что существуют разные способы исполнения гамм и арпеджио, которые обусловливаются как конструктивными особенностями духовых инструментов, так и индивидуальной манерой играющего.

Что касается конструктивных особенностей, то их влияние на исполнение гамм и арпеджио заключается в различии диапазонов духовых инструментов.

Так, например, гаммы и арпеджио могут исполняться по-разному в зависимости от величины диапазона: в одну, две или три октавы. При этом на медных духовых инструментах (кроме валторны) гаммы и арпеджио исполняются обычно в две октавы, а на деревянных духовых инструментах и на валторне — в две-триоктавы.

Еще большее различие в способах исполнения гамм и арпеджио существует благодаря индивидуальной манере их исполнения.

Третьи — применяют игру гамм с неполными октавами (до терцового или квинтового звука):

Подобная индивидуализация способов исполнения возникла вследствие того, что в педагогической литературе для духовых инструментов этот вопрос излагается также по-разному.

2 упражнения для разработки пальцев

Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончикам пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки».

Игра «Поцелуйчики»

Покажите малышу как делать упражнение: cложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.

Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.

Игра «Паровозик»

Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами

Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев

Вы слегка тянете руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук родителя и ребенка следует поменять местами.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные недостатки исполнения гамм и арпеджио, которые встречаются в практике

Характер этих недостатков показывает, как важно, чтобы музыканты при игре любых упражнений научились ставить перед собой определенные цели (звуковые, технические или художественно-выразительные) и с помощью умелого самоконтроля осуществляли их практическое решение. Музыкант, который научится это делать сможет избежать превращения своих занятий на инструменте в механический, а потому — бесполезный процесс

В заключение данного раздела и всей статьи в целом приводим примерные образцы упражнений в гаммах и арпеджио, которые составлены с учетом исполнения их на различных духовых инструментах:

варианты исполнения:

варианты исполнения:

варианты исполнения:

варианты исполнения:

варианты исполнения:

варианты исполнения:

варианты исполнения:

хроматическая гамма:

варианты исполнения:

Предлагаемые упражнения, как уже указывалось, не являются единственными возможными способами исполнения гамм и арпеджио. Многообразие различных приемов использования гаммообразных и арпеджированных пассажей в практике настолько велико, что оно, естественно, не может быть уложено в раз и навсегда данные каноны. При исполнении гаммообразных и арпеджированных упражнений музыканты могут и должны пользоваться и другими возможными вариантами, которые приводятся в педагогических пособиях для духовых инструментов.

Однако при исполнении любых гамм и арпеджио необходимо стремиться к тому, чтобы гаммообразные или арпеджированные пассажи всегда имели четкое ритмическое оформление и исполнялись с максимальной выразительностью и точностью.

Только соблюдая эти важные принципы, музыкант сможет достигнуть заметных успехов в развитии своего исполнительского мастерства.

Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки (выпуск 2) 1966г.

Гаммы табы GTP

В этом разделе вы найдете табулатуры к разным видам гамм, многие из них представляют собой упражнения и разные вариации исполнения стандартных гамм

Однако еще раз акцентируем внимание, что проще всего выучит боксы, и запомнить, какой начинается от какого лада. После этого вы по факту выучите все гаммы, вам останется только двигать их вниз по грифу

  1. Algerian Traditional Music Scales.gp4 – Скачать (6 Kb)
  2. Hromaticheskaya_gamma_oktavyi.gp5 – Скачать (2 Kb)
  3. Major Scale Positions.gp3 – Скачать (9 Kb)
  4. Scales and Arpeggios — B SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  5. Scales and Arpeggios — C SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  6. Scales and Arpeggios — D SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  7. Scales and Arpeggios — E Aeolian.gp3 – Скачать (1 Kb)
  8. Scales and Arpeggios — E SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  9. Scales and Arpeggios — Gb-F#.gp3 – (1 Kb)
  10. Scales and Arpeggios — Lots Of Scales in C.gp3 – Скачать (2 Kb)
  11. Scales and Arpeggios — Modes.gp3 – Скачать (2 Kb)
  12. Scales and Arpeggios — Scales of all kind.gp3 – Скачать (6 Kb)
  13. Scales and Arpeggios — Scales.gp3 – Скачать (5 Kb)
  14. Scales and Arpeggios — Thirds Exercise.gp3 – Скачать (2 Kb)
  15. Scales and Arpeggios — Various Warm.gp4 – Скачать (5 Kb)

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

11 Арпеджио

11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/12/11-арпеджио.mp3

Из чего состоят 11 арпеджио:

Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие

Арпеджио 2 — минорное трезвучие

Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд

Арпеджио 4 — минорный секстаккорд

Арпеджио 5  — мажорный квартсекстаккорд

Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд

Арпеджио 7 — доминантсептаккорд

Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд

Арпеджио 9  — терцквартаккорд

Арпеджио 10 — секундаккорд

Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд

Практика после теории

Изучение теории

Изучение литературы часто не вызывает интереса среди людей, мечтающих научиться играть на пианино с нуля взрослому или ребенку. Однако этот этап следует пройти, чтобы перейти к следующему – практике.

Особенности теоретического ознакомления с игрой на пианино:

  1. Нотная грамота. Метод перенесения звуков на бумаги посредством специальных знаков. Грамота включает в себя изучение обозначения нот, темпа, существующих длительностей и др. Освоив эту информацию, ученик научится чтению с листа музыкальных произведений.
  2. Темп и ритм. Набор звуков не является музыкой. Только при выполнении определенного порядка исполнения звуков рождается музыка. Для нее характерен соответствующий ритм и темп, поэтому эти понятия имеют большое значение в обучении.
  3. Гармония. Механизм объединения между собой звуков, способствующий образованию красивой и приятной слуху мелодии. Здесь потребуется углубленное изучение видов тональности, звукорядов, интервалов, построения и последующего сочетания аккордов. Знания станут полезны при самостоятельном подборе аккомпанемента к мелодии, мелодии на слух, формировании аранжировки и др.

На пианино научиться играть мелодию вполне реально человеку уровня «чайника», но только при условии его старательности и ответственного отношения к процессу обучения.

Частая и регулярная практика

Определяясь с частотой и регулярностью практических занятий, правильнее будет организовать ежедневные недлительные уроки. Пусть это будут 15-минутные занятия, но они будут с максимально эффективной отдачей, чем 45 минут монотонной «безвкусной» игры. Если изучить произведения за 15 минут представляется невозможным для ученика, можно разделить его на несколько частей и качественно прорабатывать каждую из них.

Во время занятий важно, чтобы никто не мешал играть, не отвлекал. Ученик должен пребывать в хорошем настроении, спокойном состоянии

Что входит в практические занятия:

  1. Разучивание мелодий по нотам. Достаточное владение основами нотной грамоты здесь имеет большое значение. Хорошо изучив данную информацию, следует приступать к разучиванию мелодий. Можно выбирать в интернете композиции, которые нравятся, находить их ноты и работать над ними.
  2. Совместная игра «с оркестром». Если пианино цифровое, то обычно присутствует функция «оркестровое сопровождение». Ее можно применять к определенным мелодиям и самостоятельно разучивать их, развивая и улучшая чувство темпа, ритма, способность играть в составе группы исполнителей.
  3. «Перекладывание» композиции в разные тональности. Когда гармонии будут освоены полностью, правильно будет усложнять занятия. Для этого хорошо подходит упражнение перевода композиций в разные тональности, подбора аккомпанемента, создания собственных аранжировок и др.

Рассуждая над вопросом: «Можно ли научиться играть на пианино?» важно понимать, что каждый день необходимо играть гаммы. Это упражнение является эффектным и благоприятствует тренировке пальцев и проработке тональностей

Как заниматься

  1. Играйте гамму диапазоном в 1-2 октавы.
  2. Доведите до автоматизма сперва одну, а затем другую руку. Только потом соединяйте.
  3. Играйте пробежками — 2 ноты медленно, 4 быстро. На тонике «висим» долго, остальные клавиши играем быстро.
  4. Чтобы добиться четкости артикуляции поставьте кисть руки на стол так, как она у вас должна лежать на пианино. По очереди «играйте» каждым пальцем по столу, пока не добьетесь одинакового стука. На пианино играйте пунктирным ритмом.

Отличная статья110Бесполезная статья11

Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.

Надеюсь, статья оказалась вам полезной и теперь вы знаете, что такое гаммы и какими они бывают. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу , где много интересного!

А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский

https://youtube.com/watch?v=McUQ7aj2E5g%3F

Читка нот и музыкальная грамота

Как научиться читать ноты

О том, как быстро научиться играть на пианино, рассуждать следует осознанно. Если это новичок, то музыкальная теория в полном ее представлении будет сложна. В этом случае человеку, не имеющему никакого отношения к музыкальному образованию, правильнее будет остановиться на изучении основных семи нот, их расположении на нотных линиях. Информация не окажется полностью новой для ученика, так как обычно она включена в школьную программу музыкального направления. В качестве обучающих материалов хорошо зарекомендовали себя уроки Давыдова, Варламова и Вахромеева. Посмотрев несколько раз уроки, проработав предложенные элементы, можно освоить несложные мелодии.

Данная статья https://nauchitsya.ru/articles/music/kak-nauchitsya-igrat-na-pianino/ из раздела https://nauchitsya.ru/articles/category/music/ энциклопедии https://nauchitsya.ru/

Прежде чем научиться играть на пианино детям и взрослым, следует выучить основные теоретические понятия:

  • гамы, ладовое тяготение (мажор и минор);
  • мелизмы – это украшения мелодического характера для дополнения основной мелодии, представлены в нескольких типах (трель, мордент и группето);
  • трезвучия, септаккорды – усложненные музыкальные мелодии, состоящие из 3 или 4 звуков.

Человек, желающий познать основы игры на пианино, должен точно понимать следующие термины:

  • метр и ритм – это пульсация музыки, отличие сильных и слабых долей;
  • темп – определение скорости в музыке;
  • штрихи – знаки, присутствующие в нотном тексте и подразумевающие закрепление за собой определенного способа исполнения того или иного музыкального исполнения (например, портаменто, стаккато или легато).

Перед тем, как научиться играть песню на пианино, следует обязательно изучить и научиться определять упомянутые выше термины.

Вне зависимости от выбранного способа обучения игре на пианино необходимо обязательно соблюдать три основных правила:

  1. Практика только после качественной проработки теории.
  2. Практика должна присутствовать часто и регулярно.
  3. Вдохновение имеет большое значение.

Ниже о каждом правиле рассматривается подробнее.

Отсутствие ровности звучания

Этот недостаток проявляется в том, что при игре гамм и арпеджио не все звуки звучат одинаково в смысле полноты, силы и тембра. Например, одни звуки заметно «выпирают», то есть звучат более громко, другие, наоборот, звучат более тускло и слабо. Подобный недостаток частично зависит от конструктивных особенностей духовых инструментов, которые не имеют одинаково полноценных по звучанию регистров, однако многое здесь зависит и от исполнителей. Последние, зная особенности своих инструментов, должны «исправлять» дефекты их конструкции специальными упражнениями. В частности, тускло звучащие звуки духовых инструментов можно «раздуть» и тем самым выровнять звучание всего диапазона. Из практики известно, что почти у каждого инструмента есть такие «капризные» звуки, над которыми следует отдельно работать.

  • флейта: это будут звуки: до, до-диез, фа-диез и си-бемоль
  • гобой: ми, фа-диез и до-диезз
  • кларнет: соль-диез ля и си-бемоль

а также все звуки «вилочной» аппликатуры

  • труба: звуки до-диез и соль-диез
  • тромбон: звуки, входящие в так называемую «мертвую зону» (до — ми-бемоль большой октавы) и т. п.

Сюда же следует отнести и все звуки верхнего регистра духовых инструментов, поскольку достижение полноты звучания этих звуков требует особых, целенаправленных упражнений.

С чего начать

Чтобы звук был чистый и звонкий или мелодичный и протяжный, в каждый момент времени отражающий настроение музыки, важно с первых дней уделять внимание правильной посадке ученика. Среди музыкантов это называется «работой над аппаратом». Если не придавать значения посадке, из-за отсутствия правильного положения тела в будущем не получится отрабатывать навыки мелодичной и быстрой игры

Если не придавать значения посадке, из-за отсутствия правильного положения тела в будущем не получится отрабатывать навыки мелодичной и быстрой игры

С зажатыми мышцами невозможно играть легко и красиво

Поэтому следить за посадкой важно и для начинающих, и для опытных пианистов. Если не придавать значения посадке, из-за отсутствия правильного положения тела в будущем не получится отрабатывать навыки мелодичной и быстрой игры

С зажатыми мышцами невозможно играть легко и красиво

Если не придавать значения посадке, из-за отсутствия правильного положения тела в будущем не получится отрабатывать навыки мелодичной и быстрой игры. С зажатыми мышцами невозможно играть легко и красиво

Поэтому следить за посадкой важно и для начинающих, и для опытных пианистов

Как проверить, правильно ли ты сидишь за фортепиано:

  • В теле должна чувствоваться легкость;
  • Стул необходимо отрегулировать по высоте так, чтобы ноги чувствовали опору и были расслаблены;
  • Спина прямая и спокойная;
  • Локти смотрят вниз и не торчат в стороны;
  • Плечи спокойные и опущенные вниз;
  • Кисти рук должны напоминать купол (будто в руке яблоко или теннисный мяч). Обе руки находятся над клавиатурой на уровне ширины плеч.

Гимнастика для рук

Гимнастика для рук

Обучение игре на фортепиано будет эффективным при соответствующей подготовке рук к предстоящей работе.

Комплекс упражнений  для исправления ощущения дискомфорта в руках:

  1. Упражнение «Угроза». Сжать кулак и провести движение кистью руки. Это поспособствует расслаблению суставов. Как вариант, можно выполнять упражнение локтевым суставом.
  2. Упражнение «Мельница». Для исходного положения руки опустить вниз, чтобы почувствовать максимальное расслабление игрового аппарата, начиная от плеча. Теперь следует имитировать движение лопастей мельницы руками, сохраняя при этом синхронность.
  3. Упражнение «Вкручивание лампочки». Кисти рук задействуются активно, имитируя процесс вкручивания лампочки. Поочередно упражнение осуществляется во внутреннюю и внешнюю стороны.

Описанные выше упражнения не отнимают много времени и сил, но при регулярном их выполнении можно рассчитывать на качественную игру. Проработка мышц и суставов кистей рук, их расслабление перед каждым занятием поспособствует устранению физического дискомфорта.

Как заинтересовать ребенка

Детям сложно сохранить интерес к одному занятию на протяжении долго времени. Особенно если они не самостоятельно решили им заняться, а родители против воли записали в музыкальную школу.

В силу своего возраста ребенок не может просчитывать планы на многие годы вперед, и оценить полезность музыкальных навыков в дальнейшем. Его нужно мотивировать другими способами.

  1. Окружите его музыкой. Включайте дома и в машине классическую музыку или его любимые песни из мультиков. Сводите в филармонию, запускайте ролики с музыкантами-детьми, которые с удовольствием занимаются на пианино и создают шедевры.
  2. Просите научить вас. Активно интересуйтесь успехами малыша, и попросите помочь вам. Спросите о разных техниках игры, о методиках обучения, о сочетании нот или попросите сыграть определенные мелодии. Детям очень льстит, когда они знают что-то лучше взрослых.
  3. Обучайтесь в играх. Существует много игровых упражнений для изучения музыкальных произведений, чтобы превратить учебу в интересное приключение. Ежедневные задания, награды, бонусы и просто увлекательный процесс позволит ребенку играючи овладеть музыкальной теорией.

Если ребенок категорически отказывается заниматься музыкой, стоит поговорить с ним без давления и криков. Попробуйте узнать конкретную причина отказа, и после этого решить ее. Ему может не понравиться преподаватель или программа обучения, не интересно играть скучные «взрослые» мелодии. А может быть чрезмерная нагрузка вызывает усталость.

Прислушивайтесь к ребенку и идите на встречу, ведь музыка – это лишь часть жизни, а ваши отношения намного дороже.

В любом возрасте можно начать играть на пианино и добиться успеха. Даже самому можно освоить инструмент, пусть будет и не легко. Но все возможно, если задаться целью и регулярно тренироваться.

Отсутствие выразительности исполнения

Указанный недостаток часто является следствием недооценки гамм и арпеджио как одного из средств для развития художественного вкуса музыканта. Некоторые музыканты почему-то считают, что гаммы и арпеджио — это лишь «сухие» технические упражнения и на них не обязательно развивать свою музыкальность. Вряд ли нужно говорить, что подобное «заключение» неверно.

Так же как и любые другие виды упражнений, гаммы и арпеджио требуют выразительного исполнения, достичь которого можно лишь при определенных условиях.

Одним из основных средств увеличения выразительности исполнения гамм и арпеджио является широкое применение разнообразных штрихов. Из практики игры известно, что гаммы и арпеджио рекомендуется исполнять с применением следующих штрихов:

  • detache
  • legato
  • staccato
  • non legato
  • portamento

Распространенные ошибки новичков

Опытные пианисты советуют новичкам не игнорировать следующие советы:

  1. Уйти от спешки. Это касается абсолютно всего – обучения теории, знакомства с инструментом, практических занятий и др. Конечно, хочется сразу начать работать с красивого и непростого произведения. Такой подход приведет к тому, что интерес к обучению игре на пианино пропадет сразу из-за отсутствия успехов и способностей. Начинать необходимо поэтапно с небольших и несложных композиций, а переходить на новый уровень только после полного освоения предыдущего.
  2. Отказаться от пропуска занятий. Если обучение происходит в домашних условиях самостоятельно, то это правило должно соблюдаться обязательно. Только при регулярных уроках можно добиться хороших результатов.
  3. Регулярность обязательна. Нельзя пропускать без уважительной причины занятия, надеясь, что получится все наверстать за один урок. Такой трюк здесь не пройдет. Только регулярные занятия приведут к желаемому результату, даже если они продолжаются 1 минут, но каждый день.
  4. Выбор качественной литературы для изучения теории. Можно отталкиваться от рекомендаций профессиональных пианистов, которые представлены в открытом доступе в интернете.

Рассматривая тему, как научиться играть на фортепиано, необходимо подвести итоговую черту. Итак, освоить самостоятельно этот инструмент вполне реально. Однако потребуется приложить силы, упорство и старательность.

Как научиться играть на пианиноhttps://www.youtube.com/watch?v=AKtPQ69Ug5k&ab_channel=WOL-WorldofLeisure
Как научиться играть на пианино с нуля

Разновидности

Разновидностей звукорядов – несколько десятков. Тональная музыка имеет разделение на две крупные группы гамм, с которых начинается обучение:

  • Мажорные гаммы. Принцип построения основан на чередовании тонов и полутонов: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон. Простейший звукоряд для скрипки – ре мажор, для фортепиано – до мажор. Звучание этих звуковых рядов имеет радостный оттенок.
  • Минорные гаммы. Принцип построения: тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона. Простейшая гамма для фортепиано – ля минор. Звучание воспринимается, как лирическое, грустное.

Существует также разделение этих двух групп на диезные и бемольные. Первые характеризуются наличием в тональности диеза при ключе: C dur, a moll. Вторые отличаются наличием бемолей при ключе: F dur, d moll.

Отдельную нишу занимают хроматические гаммы, построение которых идет по принципу – полутон, полутон.
Могут быть и необычные звуковые ряды. Гаммы можно сравнить с каким-либо блюдом, которому изменения придают новый особый вкус. В модальной и атональной музыке существует безграничное количество ладов, дающее возможность придумывать свой звуковой ряд. Для увеличения возможностей для самовыражения необходимо знать их как можно большее количество.

Мажорная и минорная пентатоника, мажорная, натуральная минорная гамма – составляют основу музыки. Зная лишь их, можно исполнить до 95% музыки, в том числе рок. Можно остановиться на этом количестве. При желании можно изучить более редко используемые звукоряды: гармонический и мелодический минор, мажорные и минорные лады, множество экзотических гамм, применяемых в народной музыке.

Разновидности гамм

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Сами по себе эти боксы могут быть диезными и бемольными – если внутри них есть, соответственно, ноты с этими знаками. Кроме того, имеется и особый подвид – хроматическая гамма, при которой каждая нота, входящая в тональность, повышается на полтона, за исключением одной.

Аппликатура гамм для фортепиано:

  • До мажор (C-dur), Соль мажор (G-dur), Ре мажор (D-dur), Ля мажор (A-dur), Ми мажор (E-dur)
  • Ля минор (a-moll), Ми минор (e-moll),  Ре минор (d-moll), До минор (c-moll), Соль минор (g-moll)

Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)

Тональности интересны тем, что гамма заканчивается на четвертом пальце (а не на пятом, как обычно). Это касается правой руки, аппликатура в левой руке обычная.

Правая рука: 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3  (4)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)

В этих тональностях правая рука стандартна, а в левой придется начать с 4-го пальца

Правая рука: 123 1234 123 1234

Левая рука:    4321 4321 321 4321

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 321 4321 321 4321 (2)

Правая рука: 21 234 123 1234 123

Левая рука: 321 4321 321 432(2)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321

Правая рука: 23 1234 123 1234 12

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 21 321 4321 321 432

Правая рука: 234 123 1234 123 12

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)

Правая рука: 231 231 234 123 123

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

На уроках в музыкальной школе начинать рекомендуют с Шопеновских гамм: Си мажор для правой и Ре бемоль для левой руки, т.к. в них заложена формула Шопена. На них у ученика сразу вырабатывается правильная модель руки: длинные пальцы на черных, короткие на белых клавишах. Такая позиция исключает зажим руки, кисть приобретает естественную форму,  находится на середины клавиатуры,  не спускается к краям клавиш. 

Мы начали не так. Наша отправная точка — гамма До мажор

Музыкально-исполнительская практика насчитывает немало разнообразных упражнений, в основе которых лежат гаммы и арпеджио самых различных видов.

Особенно много подобных упражнений применяется в практике игры и обучения на фортепиано и на смычковых инструментах. Пианисты и скрипачи, например, широко используют: игру различных гамм в одну, две, три и четыре октавы; исполнение гамм в терциях, секстах и октавах; игру малых, ломаных и больших арпеджио; исполнение арпеджированных септаккордов и т. п. Примерно такие же виды гаммообразных и арпеджирозанных упражнений употребляют и при игре на духовых инструментах.

  • диатонические;
  • хроматические;
  • целотонные.

Поскольку каждая из этих, гамм имеет свои специфические особенности, возникает необходимость остановиться на этих особенностях несколько более подробно.

Наибольшее распространение в практике игры на духовых инструментах имеют гаммы диатонические, мажорные и минорные. При этом, в зависимости от изменения отдельных ступеней лада, мажорные и минорные гаммы могут быть:

арпеджио уменьшенного вводного септаккорда в обращениях:

Необходимо отметить, что на практике исполнители на духовых инструментах, нередко смешивают виды арпеджио, особенно часто путают арпеджио в обращениях и ломаное арпеджио.

Какие же способы исполнения гамм и арпеджио следует признать наиболее рациональными?

Не менее важно для музыканта овладеть и наиболее рациональными способами исполнения различных арпеджио. Арпеджирозанпые трезвучия, как правило, должны исполняться в трехдольном размере, что будет соответствовать внутреннему строению трезвучий

Арпеджирозанпые трезвучия, как правило, должны исполняться в трехдольном размере, что будет соответствовать внутреннему строению трезвучий.

Арпеджированное трезвучие в обращениях может исполняться как триолями, так и квартолями, благодаря удвоению в октаву нижнего звука трезвучия.

Арпеджированные септаккорды следует исполнять только квартолями, поскольку сам аккорд состоит из четырех звуков. При исполнении септаккорды необходимо разрешать в тонику:

Важнейшей практической особенностью рационального исполнения гамм и арпеджио можно считать также умелое использование штрихов и аппликатуры. Применение различных штрихов дает возможность разнообразить звучание инструмента, а различная аппликатура облегчит исполнителю процесс овладения техническими трудностями, а также достижение чистоты интонирования в процессе игры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: