Джазовый стандарт — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Джазовый стандарт (англ. jazz standard), также эвергрин (англ. evergreen) — музыкальное сочинение как часть общеизвестного джазового репертуара. Джазовый стандарт — чаще всего популярная песня, реже инструментальная пьеса — используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки, в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи. Количество джазовых стандартов точно не установлено (несколько сот пьес).
Джазовый стандарт реализуется музыкантом-солистом или джазовым ансамблем (при спонтанном ансамблевом музицировании музыкальную пьесу-прототип должны знать все участники ансамбля). В ходе обработки джазмен варьирует (обычно в сторону усложнения) не только тему (мелодию), но и гармонию, ритм, фактуру и другие элементы пьесы-прототипа, которые он индивидуально выделяет как наиболее характерные. В некоторых случаях при обработке тема может вовсе не звучать, а джазовый стандарт опознаётся знатоками и ценителями джаза по характерным гармониям, фактурным оборотам (например, basso ostinato), ритмическому рисунку и т.п.
Некоторые джазовые стандарты написали джазмены, но большинство их — популярные песни 1920-х — 1940-х гг., выпущенные нью-йоркскими издательствами Tin Pan Alley, песни из бродвейских мюзиклов, из голливудских и европейских кинофильмов. Позже стандарты стали приходить из академической музыки, латиноамериканской босса-новы, музыки популярных групп (например, «Битлз»). Знать наиболее ходовые стандарты считается в среде джазменов обязательным. Издаются специальные сборники стандартов, так называемые jazzbooks и realbooks.
Ниже следуют избранные джазовые стандарты в хронологическом порядке (указаны только композиторы, поскольку стихи не являются предметом джазовой обработки).
- Friedwald W. Stardust melodies. New York: Pantheon Books, 2002. 416 pp. (подробный анализ и история интерпретаций 12 джазовых стандартов)
- Gioia T. The Jazz Standards: A guide to the repertoire. New York: Oxford University Press, 2012. 528 p. ISBN 978-0-19-993739-4.
Дискография
Как лидер
- Нью-Йоркская сцена Бенни Голсона ( Современник, 1957)
- Современное прикосновение ( Риверсайд, 1957)
- Другая сторона Бенни Голсона (Риверсайд, 1958)
- Бенни Голсон и филадельфийцы ( United Artists, 1958)
- Унесенные Голсоном ( New Jazz, 1959)
- Groovin ‘с Голсоном (New Jazz, 1959)
- Gettin ‘with It (Новый джаз, 1959)
- Winchester Special (New Jazz, 1959) — с Лемом Винчестером
- Возьмите число от 1 до 10 ( Арго, 1961).
- Pop + Jazz = Swing ( Audio Fidelity, 1961) — также выпущен как Just Jazz!
- Поворотный момент ( Меркурий, 1962)
- Бесплатно (Арго, 1962)
- Stockholm Sojourn (Престиж, 1964)
- Настройтесь, включите ( Verve, 1967)
- Ты настоящий (CBS, 1977)
- Убийца Джо ( Колумбия, 1977)
- Я всегда танцую под музыку (Колумбия, 1978)
- Сообщение Калифорнии ( Baystate, 1980)
- Еще одна память (Baystate, 1981)
- Вверх, прыгнула весна (LRC Ltd., 1990)
- Вверх прыгнул Бенни ( Arkadia Jazz, 1997)
- Это фанки (Arkadia Jazz, 2000)
- One Day Forever (Аркадия Джаз, 2001)
- Терминал 1 (Concord Records, 2004)
- Маскарад окончен (Azzurra Music, 2005)
- Множество настроений Бенни Голсона (Arkadia Jazz, 2007)
- Три маленьких слова (OMG Synergy, 2007)
- Новое время, New ‘Tet (Concord Records, 2009)
С Джазстетом
- Познакомьтесь с Джазстетом (Арго, 1960)
- Звуки большого города (Арго, 1960)
- Джазстет и Джон Льюис (Арго, 1961)
- Джазстет в скворечнике (Арго, 1961)
- Здесь и сейчас (Меркурий, 1962)
- Другой мерзавец вместе (Меркьюри, 1962)
- Все голоса (Восток-Запад, 1982)
- Джазовый фестиваль Playboy (Электра / музыкант, 1982)
- От момента к моменту (Soul Note, 1983)
- Ностальгия (Baystate, 1983)
- Назад в город (Contemporary, 1986)
- В реальном времени (Contemporary, 1986)
Как аранжировщик
- С Кенни Барреллом
Обе ноги на земле (Фэнтези, 1973)
- С Art Farmer
Медный крик (United Artists, 1959)
- С Кертисом Фуллером
Легкое скольжение (United Artists, 1959)
- С Ред Холлоуэй
Саксофон, струнные и соул (Prestige, 1964)
- С Роландом Кирком
Квартет Роланда Кирка встречает оркестр Бенни Голсона (Меркьюри, 1963)
- С Иллинойсом Жаке
Боссы баллады (Арго, 1964)
- С Джеком Макдаффом
- Прелюдия (Престиж, 1963)
- Динамичный Джек Макдафф (Престиж, 1964)
- Прогулка мимо (Престиж, 1966)
- Полуночное солнце (Престиж, 1964-66 )
- Steppin ‘Out (Престиж, 1961-66 )
- С Фредой Пейн
Как сказать, что я больше не люблю тебя (MGM, 1966)
- С Джимми Уизерспун
Некоторые из моих лучших друзей — блюз (Престиж, 1964)
В составе набора
- С Артом Блейки
- Moanin ‘ (Голубая нота, 1958)
- 1958 — Парижская Олимпия (Фонтана, 1958)
- Исчезают женщины (Фонтана, 1958)
- С Кэсс Эллиот
Касс Эллиот (RCA, 1971)
- С Art Farmer
Современное искусство (United Artists, 1958)
- С Кертисом Фуллером
- Блюз-этт (Савой, 1959)
- Джазстет Кертиса Фуллера (Савой, 1959)
- Воображение (Савой, 1959)
- С Диззи Гиллеспи
- Головокружение в Греции (Verve, 1957)
- Работы Биркса (Verve, 1957)
- Диззи Гиллеспи в Ньюпорте (Verve, 1957)
- Величайшая труба из них всех (Verve, 1957)
- Птичьи песни: Последние записи (Telarc, 1992)
- Птицей с любовью (Теларк, 1992)
- С Эрни Генри
Последний хор (Риверсайд, 1956–57)
- С Милтом Джексоном
Опус Бэгса (United Artists, 1958)
- С Филли Джо Джонсом
Барабаны во всем мире (Риверсайд, 1959)
- С аббатством Линкольном
Это волшебство (Риверсайд, 1958)
- С Блю Митчелл
Из синего (1959)
- С Ли Морганом
Ли Морган Том. 3 (Голубая нота, 1957 г.)
- С Arkadia Jazz
Спасибо, герцог!
All Stars
- С Сарой Воан
Нахальные качели снова (1967)
Музыкальное путешествие
У Бенни Голсона теплый звук и постоянное изобретение . Он был одним из столпов комбо Арта Блейки, Jazz Messengers, в его первой версии. Композитор, мы обязаны ему одним из самых известных джазовых стандартов: Whisper Not . Он также является автором композиции, посвященной Клиффорду Брауну : « Я помню Клиффорда» . Мы также обязан ему известного марта Blues, который в течение многих лет были позывным Европы «s N 1 программы °, Для тех, кто любит джаз от Франка Тенота и Даниэль FILIPACCHI .
Он, вероятно, самый чистый потомок Коулмана Хокинса , так как его музыку никогда не воспринимают всерьез. Как и его учитель, Бенни Голсон со временем сумел адаптировать свой язык к более свободным акцентам, не стирая глубоких компонентов своего стиля.
Он играет свою роль в финальной сцене фильма Стивена Спилберга « Терминал», где он играет Киллера Джо в баре отеля.
Он записывал пластинки и особенно выступал с оркестрами Диззи Гиллеспи, Арта Блейки, Ли Моргана, Лайонела Хэмптона, Бенни Гудмана и Эрла Бостика . Он также писал мелодии для таких певцов, как Пегги Ли, Эрта Китт, Конни Фрэнсис, Элла Фицджеральд, Дайана Росс .
Он также является композитором музыки для телесериалов, таких как « Миссия невыполнима», « MASH» и « Mannix» .
Как играть в джаз на фортепиано или клавиатуре — манекены
Если есть один особый музыкальный стиль, который охватывает все, что может сделать фортепиано, это джаз , Празднованный многими как величайшая форма искусства Америки, джаз является королем, когда речь идет о интересных гармониях аккордов, изменении ритмов и импровизации. Легендарные джазовые пианисты, такие как Билл Эванс, Арт Татум, Бад Пауэлл и многие другие, взяли эти элементы и добавили их в классические песни, чтобы сделать их немного более интересными.
Истинный дух джаза всегда был импровизацией, что делает определение фактического строительства джаза самым сложным. Цель в джазе — создать новую интерпретацию установленной пьесы (называемой стандартом ) или построить на основе установленного музыкального произведения, изменив мелодию, гармонию или даже подпись времени. Это почти похоже на джаз, чтобы сломать прочь из формы.
Ближайший способ определить, как устроен джаз, — взять основную идею за вокализацию блюза — вокалы вокала и ответа — и заменить голоса различными инструментами которые составляют джазовый звук: латунь, бас, перкуссия (в том числе фортепиано) и духовые инструменты, а также более недавнее включение электрогитары. Например, в джазовом исполнении Диксилэнд музыканты по очереди играют главную мелодию на своих инструментах, в то время как другие импровизируют
контрмелоды, или контрастные второстепенные мелодии, которые следуют на заднем плане.
свободный джаз, , где нет реальных различимых правил, но используется джазовая аппаратура — это ритм. Вся джазовая музыка, за исключением бесплатного джаза, использует четкие, регулярные ритмы и сильно пульсирующие ритмы, которые можно услышать по всей музыке. Jazzing it up
Джаз для фортепиано, который звучит классно. Что играют мои ученики
В годы моей учебы в музыкальной школе ученики-пианисты почти не играли джазовую музыку. К началу профессиональной деятельности никакого понятия об ином репертуаре кроме классического у меня не было. Лишь последние несколько лет я начала набирать джазовый репертуар по запросам взрослых учащихся.
Проверенный моим опытом репертуар делится на две категории.
— Быстрый джаз представлен пьесами, для исполнения которых нужны технические навыки и беглость (разбор при этом может быть простым).
Если в фортепианном анамнезе ваших учеников годы классики, чтобы джаз «пошел», у выбранных пьес должны быть близкие к классике характеристики:
1. Яркий мелодизм, возможность запомнить и спеть мелодию, желательнa известная музыка.
2. Репетитивность в пределах возможного. Чем больше повторяющихся структур, тем лучше.3. Изложение транскрипций известных пьес не примитивное, но и не сверх-сложное.
Милан Дворжак — Этюд N15 ля мажор.
Целевая аудитория:
— средним и старшим детям на быстро выучить что-то приятное без усилий.
— новичкам чтобы начать, со 2-го года регулярных занятий.
Навыки и задачи:- знакомство с синкопой
— пение мелодии с аккомпанированием себе левой рукой арпеджиевыми цепочками.
Подробно о Джазовом Этюде Дворжака — в блоге «Что играть?»
___________________________
Людмила Марченко — «Охота на моль» (Играй и хлопай в ладоши)
«Охота на моль» — уникальная джазовая пьеса для фортепиано детям на повеселиться и подурачиться, а на самом деле на быстроту реакции и координацию. Автор пьесы, как я поняла, композитор из Таганрога Людмила Марченко, но в сети сведений об этом мало.
Ноты для детей «Охота на моль» необычные. Фортепиано здесь чередуется с хлопками в ладони, как будто мы хотим прибить моль, отсюда и название пьесы. Причём сами хлопки хитросделанные: различной частоты, очерёдности, разнообразные по ритму, синкопированные.
___________________________Джон Уильямс — Cantina Band из фильма «Звездные войны».
Пациенты: взрослые с уровнем advanced. Здесь главное — популярность. Люди моего поколения обожают этот безумный и новаторский эпизод кинематографа того времени: банда инопланетных чудищ феерично отжигает джаз на саксофонах и контрабасах. Я использую легкую аранжировку, разбор простейший, но для хорошей игры нужна беглость, фразировка и нюансы, то есть 7 классов музыкальной школы.
Разбор и скачать ноты — в блоге «Что играть?»
Оригинал:
____________________________Манфред Шмитц — «Микки-маус».Найден на российских сайтах месяц назад. Уровень — разный. Маленьким детям на вырост; взрослым от 3-го года добросовестных занятий; специалистам — блеснуть и зажечь. В зависимости от вашего уровня Микки-мауса можно играть (или давать играть) в двух вариантах.
2. Если уровень не позволяет и быстрый темп пока невыполним: играть медленно, добавив свинг. Свинг обязателен, чтобы пьеса хорошо прозвучала в медленном темпе. Без него прозвучит неестественно и заторможенно.
_____________________________
Джеральд Мартин — Honky Tonky.
Трехчастная пьеса с репризой Da Capo. В середине увлекательные басы буги с аккордами на слабую долю, на поиграть и погреметь в удовольствие. Для кого: дети после 3-го года, а взрослые после 5-6 лет добросовестных занятий. На видео играет мой ученик на концерте.
__________________________________
Когда быстрый темп — проблема, достаем из широких штанин немного медленного джаза. Здесь часто бывает наоборот: сложный разбор, но когда он осилен, есть возможность сыграть не сильно криминально и без технических усилий.
___________________________________Владимир Косма — «Сентиментальные прогулки»
Полу-джазовая красивая медленная пьеса для фортепиано из французского фильма «Дива» (1981 год), лауреата нескольких Сезаров. На фоне этой романтической музыки главные герои фильма гуляют по дождливому Парижу. a «в дождь Париж расцветает, точно серая роза», как сказал в своем стихотворении Максимилиан Волошин.
_____________________________________________________________
Харри Уоррен — I know why из фильма «Серенада солнечной долины».
Оригинал (с 1:03)
_______________________Скотт Джоплин — Solace.
— разбор тяжелый
_______________________________
Джордж Шеринг — Lullaby of birdland
Целевая аудитория примерно та же, что и у Джазового этюда Дворжака, с которого начинался пост.
— средним и старшим детям на быстро выучить что-то приятное без усилий.
— новичкам чтобы начать, со 2-го года регулярных занятий.
Навыки и задачи:
— знакомство с септаккордами и их обращениями
— пение известной мелодии с аккомпанированием себе левой рукой.
_____________________________________Джордж Гершвин — Summertime. Две версии.