Дмитрий борисович кабалевский: биография, семья, творчество

Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)

Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.

Музыкальный стиль Шостаковича ярок и самобытен. Велико влияние на его творчество Мусоргского и Чайковского, а из зарубежных композиторов — Малера. Также огромную роль в творчестве играет творчески постигнутая русская народно-песенная традиция. Опера «Нос» (по Гоголю, 1927—1928 гг.), балеты «Золотой век» (1930 г.) и «Болт» (1931 г.), Вторая («Посвящение Октябрю», 1927 г.) и Третья («Первомайская», 1929 г.) симфонии, музыка для драматического театра и кино говорили о тяготении к злободневным темам и идеям, о стремлении к новизне музыкального языка. Наиболее крупные произведения — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1932 г.; во второй редакции — «Катерина Измайлова», 1956 г.), Концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра (1933 г.), Четвертая симфония (1936 г.).

6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 — 1915)

Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры

Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.

Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности

В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.

Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия. 

Ещё одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов. 

Последняя незаконченая «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

Цитата А.Н.Скрябина: «Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.»

Цитата о А.Н.Скрябине: «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим». Г. В. Плеханов

Сочинения 50-х годов

В 1955 году была написана и состоялась премьера оперы «Никита Вершинин». В следующем году была создана Четвертая симфония. В 1957 год Кабалевским написаны два крупных сочинения — кантата «Песни утра, весны и мира», посвященная теме борьбы за мир, и оперетта «Весна поет», в которой продолжается тема молодости, которая была очень любима композитором.

Кабалевский — композитор много работал над музыкой к кинофильмам, среди которых «Академик Иван Павлов», «Первоклассница», «Вихри враждебные», «Вольница», «Мусоргский», «Хождение по мукам» по роману А. Толстого.

В 1962 году Кабалевский написал Реквием на стихи Роберта Рождественского, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне. Это произведение было написано в традициях советского атеистического реквиема, который не только не содержал богослужебных текстов, но и прославлял борцов за коммунизм.

Детям – детская музыка

Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте.

Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста

Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии.

Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.

Детство

Дмитрий Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге. Его дед был военным инженером, отец – математиком, окончившим Петербургский университет. Мать воспитывала детей. С раннего возраста у мальчика проявились разнообразные творческие способности, одной из которых была музыкальность. В семье это, конечно, поощрялось. Однако учительница музыки, с которой занимался юный Кабалевский, была слишком уж строга и не разрешала ему импровизировать. Это надолго отвратило Дмитрия от музыки. Увлеченность музыкой сменилась желанием рисовать. Желая выразить себя, Кабалевский стал заниматься в училище живописи и ваяния.

Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

  Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта,Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора:

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе:  «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.ЧеховИнтересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

«Детская тема»

На протяжении всех этих лет Дмитрий Борисович Кабалевский не прерывал «детскую тему». Несмотря на то, что он уже не занимался преподавательской работой, композитор писал инструктивные пьесы. В эти годы Кабалевский возглавляет некоторые международные общества и комиссии, специализирующиеся на эстетическом воспитании молодежи. Им написано множество статей о молодежи, он проводит лекции, беседы в концертных залах и по телевидению. Кабалевский встречается с юными исполнителями и слушателями, систематически посещает крымский пионерский лагерь «Артек», а также другие пионерские лагеря, там проходят его встречи с ребятами у пионерских костров.

Композитор становится автором труда «Про трех китов и про многое другое», в которой рассказывает о марше, танце и песне, как о «трех китах» музыки, о связи различных видов искусства.

В 60-е годы в Куйбышеве появился конкурс юных пианистов, которому Дмитрий Кабалевский дал свое имя. На первых его проведениях он считает необходимым свое присутствие. Кроме того, он специально для него пишет музыку, участвует в качестве дирижера в гала-концертах лауреатов.

«Детская тема»

На протяжении всех этих лет Дмитрий Борисович Кабалевский не прерывал «детскую тему». Несмотря на то, что он уже не занимался преподавательской работой, композитор писал инструктивные пьесы. В эти годы Кабалевский возглавляет некоторые международные общества и комиссии, специализирующиеся на эстетическом воспитании молодежи. Им написано множество статей о молодежи, он проводит лекции, беседы в концертных залах и по телевидению. Кабалевский встречается с юными исполнителями и слушателями, систематически посещает крымский пионерский лагерь «Артек», а также другие пионерские лагеря, там проходят его встречи с ребятами у пионерских костров.

Композитор становится автором труда «Про трех китов и про многое другое», в которой рассказывает о марше, танце и песне, как о «трех китах» музыки, о связи различных видов искусства.

В 60-е годы в Куйбышеве появился конкурс юных пианистов, которому Дмитрий Кабалевский дал свое имя. На первых его проведениях он считает необходимым свое присутствие. Кроме того, он специально для него пишет музыку, участвует в качестве дирижера в гала-концертах лауреатов.

Личная жизнь композитора

О Дмитрие Борисовиче Кабалевском много пишут в прессе. Он рассказывает авторам о своем творчестве, общественной деятельности. Но личная жизнь композитора – это закрытая информация. Известно лишь, что он рано женился. Эдварда Иосифовна Блюман — преподаватель английского языка, переводчик художественной литературы – женщина, на которой женился Кабалевский. К сожалению, семья просуществовала совсем недолго. От этого брака у него появился сын Юрий Дмитриевич.

Второй брак стал более удачным. С Ларисой Павловной, второй женой, композитор прожил всю жизнь. У него родилась дочь Мария, которая впоследствии возглавила Музыкальный культурно-образовательный центр имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Система Карла Орфа

Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании. В игре на простейших, в основном, ударных, шумовых музыкальных инструментах. В движении под музыку. В инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более, что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и «звучащими жестами» — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и проч.

Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма. Чтобы понять, как конкретно можно использовать метод К.Орфа, приведём конкретный пример.

Песенка-игра «Добрый жук»

Все вы с детства знаете эту песенку на музыку Е.Шварца из кинофильма «Золушка», но на всякий случай напомним слова:

Встаньте дети, встаньте в круг,Встаньте в круг, встаньте в круг.Жил на свете старый жук,Старый, добрый друг!Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал.Громко крыльями трещал,Ссоры запрещал.

Встаньте дети, встаньте в круг,Встаньте в круг, встаньте в круг.Ты мой друг и я твой друг,Старый верный друг.Полюбили мы жука,Старика, добряка,Очень уж душа легкаУ того жука.

Встаньте дети, встаньте в круг,Встаньте в круг, встаньте в круг.Ты мой друг и я твой другСтарый, добрый друг!

Система Карла Орфа рассчитана на участие нескольких детей, но, проявив некоторую фантазию, мы вполне можем применить её элементы и в занятиях с одним ребёнком — вашими сыном или дочкой. Что для этого нужно?

  1. Придумать вместе (подчёркиваем — вместе) с вашим ребёнком танцевальные движения. Например: шаг в сторону — притоп. Шаг в другую сторону — притоп. На припеве хлопанье в ладоши. Движения, имитирующие жука. Например, вы прыгаете, сгорбившись, на согнутых ногах, с поднятыми как рога пальцами.
  2. Сопровождение танца и пения игрой на любых шумовых инструментах и (или) некоторыми «звучащими жестами», о которых мы уже говорили.
  3. Постарайтесь обыграть сюжет. Например, на слова «встаньте в круг» двигаться по кругу.

Папы и мамы (бабушки, дедушки) тоже «впадают в детство», что иногда бывает приятно, — танцуют и поют вместе с ребёнком. Подвигайтесь так, и в дом придёт настоящее веселье.

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 — 1943)

Сергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор», подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.

Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, — и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально

Его последнии сочинения — Симфония № 3 (1937) и «Симфонические танцы» (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Цитата С.В.Рахманинова:

«Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире.» 

«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность.» 

«Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки..

Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора…. По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран.»

Цитата о С.В.Рахманинове: 

«Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото — в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека.» И.Гофман»Музыка Рахманинова — это Океан. Его волны — музыкальные — начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают… что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание.» А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946)
  • Народный артист РСФСР (1954)
  • Народный артист СССР (1963)
  • Ленинская премия (1972) — за новую редакцию оперы «Кола Брюньон» (1968)
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за 2-й квартет (1945)
  • Сталинская премия второй степени (1949) — за концерт для скрипки с оркестром (1948)
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за оперу «Семья Тараса» (1950)
  • Государственная премия СССР (1980) — за 4-й концерт для фортепиано с оркестром («Пражский») (1979) (премия за произведения литературы и искусства для детей)
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1966) — за «Реквием» для солистов, двух хоров и симфонического оркестра (1962)
  • Премия Ленинского комсомола () — за выдающиеся заслуги в воспитании детей и юношества
  • Четыре ордена Ленина (1964, 1971, 1974, )
  • Орден Трудового Красного Знамени (1966)
  • Орден «Знак Почёта» (1940)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • ВКФ (1958, Приз за лучшую музыку, фильм «Хождение по мукам»)
  • Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
  • Почётный профессор консерватории в Мехико (Мексика) (1959)
  • Доктор искусствоведения (1965)
  • Почётный член-корреспондент Академии искусств ГДР (1969)
  • Действительный член АПН СССР (1971).
  • Почётный член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО
  • Почётный член Международного общества имени З. Кодая (Венгрия).

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков должен был продолжить семейную традицию. Он стал морским офицером, на военном корабле обошел много стран Европы и двух Америк, но музыкальный дар, унаследованный от матери, определил судьбу великого русского композитора.

Центральное место в его музыкальном наследии занимают оперы. Это 15 произведений, которые демонстрируют разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений Римского-Корсакова. Все они имеют особый почерк — мелодичные вокальные линии на фоне оркестровой музыки. Ключевыми темами произведений Римского-Корсакова были русская история и мир сказки и эпоса. Его даже называли «сказочником».

Творчество

В основе большинства произведения Кабалевского — социально значимая тематика. Музыке Кабалевского, связанной с гуманистическими традициями русской и мировой музыкальной культуры, свойственны оптимизм, пафос жизнеутверждения. Кабалевский внёс ценный вклад в область музыки для детей и юношества (тема юности — одна из центральных в его творчестве).

Оперы

  • Кола Брюньон (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленинградский Малый оперный театр; 2-я редакция 1968, поставлена 1970, Ленинградский Малый театр оперы и балета, одновременно в театре «Эстония», Таллин),
  • В огне (Под Москвой, 1943, Большой театр),
  • Семья Тараса (по повести «Непокорённые» Горбатова, 1950, Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова),
  • Никита Вершинин (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» Bс. Иванова, 1955, Большой театр),
  • Сестры (по повести «Встреча с чудом» Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета);

Для симфонического оркестра и хора

  • Поэма борьбы (1930),
  • Родина великая (кантата, слова разных поэтов, 1942),
  • Народные мстители (сюита, 1942),
  • Песня утра, весны и мира (кантата, 1958),
  • Ленинцы (кантата, 1959),
  • Реквием (посвящён «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», слова Р. И. Рождественского, 1962),
  • О родной земле (кантата, 1965);

Сюиты

  • из оперы Копа Брюньон (1941),
  • Комедианты (из музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» Даниэля, 1946),
  • Ромео и Джульетта (музыкальные зарисовки, 1956);
  • симфоническая поэма Весна (1960),
  • Патетическая увертюра (1960);

для фортепиано с оркестра

  • 4 концерта (1929, 1936, 1952, 1975),
  • рапсодия на тему песни «Школьные годы» (1964),
  • концерт для скрипки с оркестром (1948);

для виолончели с оркестром

2 концерта (1949, 1964);

камерно-инструментальные произведения-
2 струнных квартета (1928, 1945);

для фортепиано (всего около 150)-
в том числе 3 сонаты (1928, 1947, 1948), 2 сонатины (1932, 1934), 24 прелюдии (1945), рондо (для 1-го Международного конкурса им. Чайковского, 1958), Из пионерской жизни (5 детских пьес, 1931), 30 детских пьес (1938), 24 лёгкие пьесы для детей (1944), 4 рондо (1958), 6 прелюдий и фуг (1959) и др.;

для скрипки и фортепиано-
Импровизация (из музыки к фильму «Петербургская ночь»), рондо (для 2-го Международного конкурса им. Чайковского, 1962), 20 лёгких пьес для скрипки и фортепиано (1965);

для виолончели и фортепиано-
соната
;

для голоса с фортепиано-
10 сонетов Шекспира (1955, перевод С. Я. Маршака), романсы на слова Р. Гамзатова и др.;

Песни

7 весёлых песен (слова С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (слова С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945), Четвёрка дружная ребят (слова С. Я. Маршака), Наш край (слова А. Пришельца), Пионерское звено (слова О. И. Высоцкой), Про вожатую (слова О. И. Высоцкой), Школьные годы (слова Е. А. Долматовского), Спокойной ночи (слова В. И. Викторова), Часовые стоят (слова В. Шляхова), Не только мальчишки (слова В. И. Викторова), Счастье (слова О. И. Высоцкой), Артековский вальс (слова В. И. Викторова) и др.;

Музыка к драматичeским спектаклям

  • «Земля и небо» 6р. Тур (1932, МХАТ 2-й),
  • «Мстислав Удалой» Прута (1932, Центральный театр Красной Армии, Москва),
  • «Шутники» Островского (1933, там же),
  • «Гибель эскадры» Корнейчука (1934, там же),
  • «Дорога цветов» Катаева (1934, Театр им. Вахтангова),
  • «Слава» Гусева (1936, Центральный театр Красной Армии),
  • «Весёлый портняжка» (1935, Центральный кукольный театр),
  • «Мера за меру» Шекспира (1940, Театр им. Вахтангова),
  • «Чёртов мост» А. Толстого (1939, Московский театр Сатиры),
  • «Школа злословия» Шеридана (1939, МХАТ),
  • «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Московский Камерный театр),
  • «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, Московский театр им. Ленсовета),
  • «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ),
  • «Ромео и Джульетта» Шекспира (1956, Театр им. Вахтангова);

Музыка для кино

  • «Петербургская ночь» (1933),
  • «Аэроград» (1935),
  • «Щорс» (1938),
  • «Антон Иванович сердится» (1941),
  • «Первоклассница» (1946, совместно с М. П. Зивом),
  • «Сёстры» (1957),
  • «Восемнадцатый год» (1958),
  • «Хмурое утро» (1959)
  • и др.

По пути с музыкой

Вновь осваивать фортепьяно Дмитрий Сергеевич начал в 1919 году параллельно занятиям в общеобразовательной школе, работе и борьбе с голодом.

Он поступил в 3-ю Государственную музыкальную школу на Арбатской площади, был принят в класс к ее директору В.А. Селиванову, «испугавшись» внешности одной из знаменитых сестер Гнесиных.

По завершении обучения у Селиванова в школе, который, как утверждает сам композитор, вечно его подгонял, Кабалевский был принят в музыкальный техникум, продолжая при этом относиться к музыке, как к занятию дополнительному. «О сочинении музыки я все еще не думал и не пытался наверстать упущенные годы», – писал сам композитор.

Окончив школу, Кабалевский попытался поступить в институт и освоить профессию, далекую от музыки, также он изучал живопись и продолжал учиться в музыкальном техникуме.

Но постепенно будущий композитор понял, что совмещать не выйдет. Он бросил сначала студию, затем институт, и в его жизни остался только Первый Музыкальный Техникум.

«Постепенно я стал чувствовать, что весь смысл моего существования – в музыке и, главное, что музыка может и должна стать моей профессией».

А потом, с 1922 по 1925 год, были занятия сочинительством и, по настоянию Селиванова, создание для единственного ученика класса композиции в техникуме – много труда, тяжелая работа, первые успехи.

Затем – Московская Консерватория, которую Кабалевский окончил с большим успехом, и сочинение музыки длинною в жизнь, музыки для детей и взрослых, музыки, которая звучала для молодого советского народа, с которым Дмитрий пережил все радости и невзгоды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: