Построение аккордов на гитаре

2 способа научиться строить аккорды

Есть два основных способа, с помощью которых люди строят аккорды. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Метод 1: Формула + мажорный лад

Если вы знаете и понимаете мажорный лад, то с данным методом не должно возникнуть проблем.

  1. Выбираем тонику (например нота C).
  2. Строим мажорный лад от этой ноты: C-D-E-F-G-A-C.
  3. Применяем формулу для аккорда, которая будет приведена ниже.

Например, вы хотите построить аккорд C (До-мажор). Нам необходимо взять 1-3-5 ступени мажорного лада . После этого мы получаем 1, 3 и 5 ноты мажорного лада и можем построить аккорд. Таким образом, аккорд C состоит из нот C-E-G.

В некоторых формулах может быть модифицирована одна из ступеней аккорда. Например, чтобы построить аккорд Cm, мы должны воспользоваться вот такой формулой: 1-♭3-5. Аккорд Cm состоит из следующих нот: C-E♭-G.

Как я уже говорил, аккорд может дублировать ноты. Например аккорд C в открытой позиции дублирует тонику (C) на 2 струне и 2 ступень (E) на 1 струне.

Как вы знаете, мажорный лад имеет всего 7 нот и вы могли бы задать вопросом: «Как мы можем построить расширенные аккорды, которые включаю в себя 9, 11 или 13 ступени, если нот всего 7?». Всё очень просто, названия нот дублируются через октаву: C-D-E-F-G-A-B-C-D-E-F-G-A-B.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
C D E F G A B C D E F G A B

Метод 2: Интервалы

Аккорды могут быть построены с помощью формул интервалов. Все эти формулы я приведу немного ниже. Если вам нужно освежить память, то я вам советую посмотреть мой урок о музыкальных интервалах.

По отношению к тонике

Если вы захотите построить скажем аккорд Cmaj7 с использованием интервалов, то вам нужно будет придерживаться следующей формуле:

То есть с точки зрения нот, вам нужно будет зажать следующие ноты: C-E-G-C. В отличи от первого способа, где нужно ориентироваться по ступеням конкретного лада, здесь вы ориентируетесь с помощью музыкальных интервалов и их аппликатур.

По отношению к предыдущей ноте

Иногда интервалы указываются по отношению к предыдущей ноте, потому-что аккорды (как правило) состоят из мажорных или минорных терций. Для аккорда Cmaj7 можно составить следующую формулу:

То есть с точки зрения нот, ван нужно будет зажать те же самые ноты: C (тоника)-E (мажорная терция от тоники)-G (минорная терция от мажорной терции)-B (мажорная терция от минорной терции).

Советы по изучению

  1. Изучая позиции, помните, какая нота на клавиатуре каким пальцем вашей левой руки играется.
  2. Изучая сетки расположения гитары, запоминайте положение ступеней гаммы на грифе. Во-первых, вы можете сосредоточиться на отрывках минорных аккордов: там, где есть шаги 1, b3 и 5. Если эта задача кажется трудной, вы должны просто запомнить основную ноту: на каких струнах в поле находится 1-я ступень минорной гаммы.
  3. Включите игру гамм на позициях в свою ежедневную практику игры на гитаре. Вы можете последовательно переключаться между тональностями по мере изучения: сначала ля минор, затем ми минор, си минор и так далее. Или вы можете работать только над тональностью, в которой играется произведение, которое вы сейчас разучиваете, или только над риффом.
  4. В ключах отдельные позиции повторяются каждую октаву. Например, в ля минор есть 1 позиция от основной ноты (A) до 5-го и 17-го ладов. Играйте повторяющиеся аппликатуры. Это поможет вам быстро узнать положение звуков шкалы на всех клавишах клавиатуры.
  5. Запомните позиции аккордов. Вы можете сыграть аккорд, а затем гамму. Например, ля минор: полоса Am на 5-м ладу и тональная гамма.

Удачной разучки минорной гаммы на гитаре!

Как использовать сложные аккорды

Помните, что аккордовая последовательность может состоять не только из классических мажорных и минорных трезвучий. Вы также можете использовать более сложные аккорды, такие как септаккорды, нонаккорды и прочие. Главное, чтобы дополнительные ступени входили в тональность.

Например, в тональности до-мажор вместо аккорда третьей ступени Em можно использовать септаккорд Em7. Он состоит из нот E, G, B, D, которые входят в состав тональности C (до-мажор). По такому же принципу можно использовать и другие аккорды. Это разнообразит звучание и внесет дополнительные настроения в вашу музыку.

Обращение аккордов

Помимо основного вида, существуют так называемые обращения. Это тот случай, когда вместо основного тона, в аккорде “C”, к примеру, берётся не нота «до», а второй или третий звук трезвучия. “С” состоит из звуков до-ми-соль. Если мы применим первое обращение трезвучия, то получится, что порядок звуков будет уже такой: ми-соль-до, а записывать он будет C/E. Если применим второе обращение трезвучия, то в басу уже окажется третий звук – соль-до-ми Записываться он будет C/G.

Обращения трезвучий применяются в музыке часто, и значительно украшают музыку.

Из практических примеров можно вспомнить песню ДДТ – Это всё. Песня начинается с аккордов: G – D – Em – C. Однако вместо D здесь используется первое обращение трезвучия и получается D/F#, что придаёт этому месту особую красоту.

Еще 5 простых трезвучий

Добавим к 3-м популярным трезвучиям еще 5 простых. Вот как выглядят все 8 на схемах: гитарный гриф расположен здесь вертикально.

Освоив на шестиструнной гитаре все 8 аккордов для начинающих, вы заметно расширите свой репертуар. К примеру, песня В. Цоя «Звезда по имени Солнце» строится на созвучиях Am, C, Dm, G, а «Метель» группы «ДДТ» – на Em, C, G, D.

Em (ми минор). Весьма популярное трезвучие. Его звуковой состав: ми, соль, си.

C (до мажор). Строится по звукам до, ми, соль

Обратите внимание: 6-я струна не должна звучать

А (ля мажор). Состоит из нот ля, до-диез, ми. В нем тоже не участвует 6-я струна.

D (ре мажор). Строится по нотам ре, фа-диез, ля. Играется с 4-ой струны, а 5 и 6-я при этом звучать не должны.

G (соль мажор). Звуковой состав: соль, си, ре.

Практика изучения аккордовых звуков

Всё что вы изучили в этому уроке, было нацелено на то, чтобы дать вам понимание и упростить сложный материал. Несмотря на это, я дал вам очень много информации и запомнить всё это быстро у вас не получится. Для того, чтобы запомнить и усвоить данный материал, вы должны практиковаться.

Что практиковать?

Вот несколько рекомендаций:

  1. Изучите мажорные и минорные трезвучия.
  2. Изучите мажорные, минорные и доминантсептаккорды.
  3. Изучите уменьшенные трезвучия и minor 7♭5.
  4. Изучите аккорды с задержанием sus2 и sus4.
  5. Изучите расширенные аккорды.

Как практиковаться?

  1. Играйте диатоническую последовательность в наиболее популярных тональностях. Например в тональности C (До-мажор): C, Dm, Em, F, G, Am Bdim. Затем сыграйте тоже самое, но использую септаккорды: Maj7, Dm7, Em7, FMaj7, G7, Am7, Bm7♭5.
  2. Играйте диатоническую последовательность двигаясь сначала вверх на квинту (5), затем вниз на кварту (4). Например: С, G, Dm, Am, Em, Bdim, F, C. Затем тоже самое, но уже с использование септаккордов.
  3. Возьмите одну аппликатуру форм CAGED и попробуйте сыграть по всему грифу. Например сыграйте форму C, затем форму A, форму G, форму E и форму D. Если вам попалась сложная аппликатура или позиция, попробуйте выбрать другую. Обычно форму G наиболее сложно сыграть (если вы конечно не находитесь в открытой позиции).
  4. Попробуйте по импровизировать поверх аккордовой последовательности используя известные вам гаммы.
  5. Хотя я не рассматривал арпеджио в данной статье, но вы так же можете попробовать их сыграть.

Что такое аккорд?

В первую очередь нужно понять – чем же вообще является аккорд? Этот термин общий для всей теории музыки – и проще всего его можно объяснить, как нотное трезвучие. По сути, это одновременное звучание трех нот, выстроенных между собой определенным образом

При этом важно, чтобы они играли одновременно и не были последовательностью тонов – именно при этом условии из трех нот образуется аккорд

Конечно, помимо простых аккордов существует еще масса других, которые представляют из себя четыре, пять и больше звуков, однако эта статья не будет их касаться. Аккорды для начинающих – это трезвучие и ничего больше.

Мы сняли Бесплатный видео курс игры на гитаре! Все 45 видео уроков скоро появятся на нашем сайте Pereborom.ru в отдельном разделе.

Советы, как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях

Подведем итоги! Чтобы научиться играть на гитаре с нуля, необходимо выполнить такие действия:

  1. Разберитесь с устройством гитары. Попробуйте ее подержать, потрогайте струны. Когда выберете инструмент, к которому «душа лежит», приступайте к обучению.
  2. Попробуйте несколько раз настроить гитару по принципу 5 лада, проверяя свою работу тюнером. Чем лучше у вас это получится, тем легче будет воспроизводить на гитаре услышанные мелодии.
  3. Учите аккорды. В начале без схем обойтись не получится, но со временем пальцы автоматически будут прижимать нужные аккорды.
  4. После освоения аккордов учитесь проигрывать их боем и перебором. Основная задача — заставить руки работать синхронно.
  5. Играйте ежедневно. Регулярные уроки помогут развить моторику пальцев и мышечную память. Благодаря этому, у вас получится научиться играть на гитаре за короткий срок.
  6. Если уверены, что добились результатов, запишите свою игру на диктофон и постарайтесь оценить ее со стороны.
  7. Учитесь играть на гитаре на любимых песнях. Это будет стимулом не бросить начатое на половине пути.

Ключевые знаки

Если песня написана в до мажоре (C D E F G A B), вы скорее не увидите какие-либо диезы и бемоли.

Но что, если мы играем в тональности, в которой используется много диезов и бемолей?

Наличие большого количества этих знаков может быстро затруднить чтение нот. Взгляните на приведенный ниже пример и на то, насколько загромождена запись диезами:

К счастью, существует другой способ написания нот, который облегчает чтение.

Ключевые знаки – диезы или бемоли прописываются в начале строчки, и действуют на протяжении всего музыкального произведения.

Вот снова приведенный выше пример, но на этот раз он использует ключевые знаки:

Обратите внимание на все диезы после скрипичного ключа. Это означает, что указанные диезы находятся на определенной строчке или между и говорят вам, что отныне вы должны играть эти ноты на пол тона выше

Это означает, что указанные диезы находятся на определенной строчке или между и говорят вам, что отныне вы должны играть эти ноты на пол тона выше.

Итак, первый символ диеза, который мы видим, находится в верхней строке, нота F. Эта ключевой знак говорит нам, что каждый раз, когда мы видим F (в любой октаве), нам нужно вместо этого играть F #.

В этом примере есть пять символов диеза, поэтому есть пять нот, которые нам нужно запомнить, чтобы играть диез вместо чистой ноты.

Вот более простой пример:

Здесь мы имеем один бемоль на средней линии, которая представляет собой ноту B. Этот ключевой знак говорит нам играть Си-бемоль вместо Си.

Все остальные ноты остаются прежними, но когда мы дойдем до ноты Си, нам нужно не забыть сыграть Си-бемоль.

Ключевые знаки могут измениться в любое время, поэтому следите за изменениями.

Как играть аккорды на гитаре для начинающих: 7 проверенных советов

Если вы раньше не играли на гитаре, то поначалу пальцы будут не слушаться и болеть, а аккорды звучать нестройно. Это нормально. Главное – понимать, как правильно зажимать аккорды на гитаре. Плюс регулярно тренироваться. И результат придет. Проверено.

Рассказываем, на что стоит обращать внимание с самого начала. Наши рекомендации позволят вам избежать лишних трудностей и ошибок

Вот они:

На первом месте должна стоять техника, а не скорость

Это важно! Освоите технику – скорость появится сама. Если же станете играть аккорды быстро и неправильно, то звучать они будут плохо, а левая рука начнет зажиматься, что затормозит скорость

Так далеко не продвинуться.

Как именно брать аккорды. Следите, чтобы звучали сразу все нужные струны, особенно бас (основной тон)
Проверяйте звучание каждой струны: оно должно быть чистым, без дребезга и глушения.

Уделите внимание левой руке. Она должна быть расслаблена, а пальцы активны
Плюс соблюдайте правильную постановку руки, о чем мы говорили чуть раньше. Так вы избежите зажимов, не станете задевать соседние струны и сможете быстро наращивать темп игры.
Не напрягайте пальцы излишне. Достаточно зажимать струны с такой силой, чтобы аккорд хорошо звучал.
Учите аккорды по очереди, не все сразу. Отрабатывайте их по одному. Лишь затем соединяйте по 2-3 и больше. Занимайтесь в медленном темпе, чтобы играть было удобно. Постепенно скорость придет.
Что делать правой рукой? Просто играйте по всем струнам вниз. Кроме тех, что не должны звучать: напомним, что они отмечены на схемах аккордов крестиками.
Хорошо, если у вас получится тренироваться 1-2 часа в день. Можно в несколько подходов. Главное – регулярность. Лучше заниматься хотя бы по 20-30 минут каждый день, чем 3 часа раз в неделю.

Иногда возникает такой вопрос: куда девать незанятые пальцы левой руки. Не напрягайте их и не прячьте за гриф: это неудобно и смотрится некрасиво. Лучше держите их в расслабленном состоянии перед грифом.

Септаккорды на пианино

Ранее мы познакомились с аккордами, состоящими из трех звуков – трезвучиями. Но число звуков, входящих в аккорд, может быть и большим.

Рассмотрим, созвучие, состоящее из четырех звуков, расстояние между соседними звуками в котором – терции. Такой аккорд носит название септаккорда. Крайние звуки септакко/рда составляют интервал «септима», отсюда и название созвучия, а также его сокращенное написание – цифра 7.



Как и у трезвучия, каждый звук аккорда имеет свое название. Нижний звук – это основа аккорда, он называется примой и обозначается цифрой 1.

Второй звук – терция, краткое написание – цифра 3. Третий звук – это квинтовый звук. Он называется квинтой и его обозначение – цифра 5. И, наконец, четвертый звук септаккорда – септима – обозначается цифрой 7.

Все септаккорды состоят из трезвучия и терции, присоединенной к трезвучию. В зависимости от трезвучия, которое лежит в основе аккорда и септимы, которая образуется его крайними звуками, можно выделить наиболее распространенные виды септаккордов:

Виды септаккордов

а) Малый мажорный септаккорд. Этот вид аккорда встречается в музыке очень часто. Крайние звуки этого аккорда составляют малую септиму, а в основе лежит мажорное трезвучие. Краткая формула такого аккорда: мажорное трезвучие + м.3 (СМ. картинку, пример 1).

б) Реже встречается минорный септаккорд. По названию можно догадаться, что в его основе лежит минорное трезвучие, а крайние звуки аккорда образуют малую септиму. Краткая формула этого аккорда: минорное трезвучие + м.3. (СМ. картинку, пример 2).

в) Малый септаккорд с уменьшенным трезвучием. И снова название аккорда подсказывает нам его состав: в основе – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки, как и в предыдущих случаях, составляют малую септиму. Формула такого аккорда – ум. трезвучие + б.3 (СМ картинку, пример 3).

Как видим, в рассмотренных примерах трезвучия, лежащие в основе септаккордов разные, но крайние звуки во всех трех случаях образуют м.7. Но есть септаккорды, в которых между крайними звуками уменьшенная септима или же большая септима. Рассмотрим их:

Уменьшенный и увеличенный

г) Уменьшенный септаккорд. В основе такого аккорда – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки составляют интервал уменьшенная септима. Формула аккорда такова – ум. трезвучие + м.3. (фото 2).

д) Большие септаккорды. Такие аккорды не характерны для музыки 18-го столетия. С ними музыканты стали экспериментировать со 2-ой половины 19-го века. Большие септаккорды бывают 3-х видов: большой мажорный (1), большой минорный (2) и большой септаккорд с увеличенным трезвучием (3). Состав таких аккордов можно увидеть на примерах (СМ. картинку снизу)

Знания об аккордах помогут нам самостоятельно гармонизировать мелодии, полнее понимать музыку, слышать все музыкальные оттенки и нюансы.

Как научиться играть перебором на гитаре новичку по схемам?

Перебором называют зацепление струн при игре на гитаре по определенному порядку. Научиться играть перебор несложно. Чтобы понять, как он «работает», разберем, какие пальцы являются «ответственными» за какие струны.

  1. Большим пальцем зацепляют басовые струны (Б), это 6, 5 или 4.
  2. Указательный «работает» с 3 струной.
  3. Средний со 2.
  4. Безымянный цепляет 1 струну.

Повторяя зацепы без перерыва в последовательности 1234, получите перебор.

Попробуем на практике рассмотреть несколько видов перебора.

Шестерка.

Шестерка считается простым перебором, последовательность зацепов пальцами следующая: Б12321_Б123321_Б12….. На схеме перебор выглядит так:Восьмерка.

Один из часто используемых. С его применением играют множество песен. Б3231323_Б3231323_Б323… Услышать звучание восьмерки можно, сыграв по схеме:
Разберем данную схему. Для обучения перебору на схеме указано, какие лады следует зажимать. Двойка на 4 струне показывает, что перед ее зацепом нужно зажать 4 струну на 2 ладу грифа. Единички означают прижатие 3 струны на 1 ладу перед зацепом перебора.

Если разобрались, как читать схемы переборов, потренируйтесь выполнить еще несколько вариантов.Вальсовый. Четверка. Блатной.

Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E

Берем аккорд E и двигаем его по грифу, используя баррэ.
Если взять баррэ на первом ладу, наш E (ми-мажор) превратится в F (фа-мажор). Как брать аккорд F — смотри в одном из предыдущих уроков.
Если сдвинуть еще на 1 лад вверх, т.е. взять баррэ на втором ладу- получится F#. Еще на лад — G. И т.д.

Если в аккорде E поднять указательный палец — получится Em.
Если в F поднять средний палец — получится Fm. И т.д.
Т.е. мажорный аккорд отличается от минорного лишь наличием одного дополнительного пальца.

Под аппликатурами написано, какими пальцами их играть. Слева от аппликатур есть цифра, которая показывает, на каком ладу нужно взять баррэ.

Обратите внимание на аккорд E на 12 ладу. Это тот же E, что на открытых струнах, только на октаву выше

Это хорошо видно, если посмотреть, из каких нот они оба состоят.
Разумеется, вы уже догадались, что если взять баррэ на 13 ладу — мы получим аккорд F. На 14
ладу F# и т.д. Т.е. начиная с 12 лада аккорды повторяются на актаву выше.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E:

Более удобно все это смотреть в программе Guitar Pro. О том, как ее установить и пользоваться рассказано в одном из предыдущих уроков.
Для удобства просмотра необходимо внести в Guitar Pro следующую настройку: над грифом гитары есть кнопка «показать долю+такт». Необходимо ее изменить на «показать долю».

Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E, в формате gp

Список аккордов для начинающих

И вот мы подошли к самой важной части статьи – списку и разбору аккордов для начинающих. Всего их восемь, и для их игры не требуется никаких других навыков кроме зажатия струн

Они без проблем играются на первых трех ладах, и именно из них состоит большая часть популярных песен.

Аккорд Am – Ля минор

Это трезвучие состоит из трех нот – Ля, До и Ми. Этот аккорд присутствует в огромном количестве песен, и каждый гитарист начинал именно с него.

Палец Струна Лад
Указательный 2 1
Средний4 4 2
Безымянный 3 2
Мизинец

Аккорд A – Ля мажор

Менее популярный аккорд, который, тем не менее, присутствует в огромном количестве знакомых всем песен. Он состоит из нот Ля, Ми и До Диез.

Палец Струна Лад
Указательный 4 2
Средний 3 2
Безымянный 2 2
Мизинец

Аккорд D – Ре Мажор

Этот аккорд состоит из нот Ре, Фа Диез и Ля.

Палец Струна Лад
Указательный 3 2
Средний 1 2
Безымянный 2 3
Мизинец

Важно отметить, что для чистого звучания этого трезвучия нужно бить по струнам начиная с четвертой – как со струны-тоники. Остальные при этом в идеале звучать не должны

Аккорд Dm – Ре Минор

Это трезвучие похоже по своему составу на предыдущее, лишь с одним изменением – оно состоит из нот Ре, Фа и Ля.

Палец Струна Лад
Указательный 1 1
Средний 3 2
Безымянный 2 3
Мизинец

Как и в случае с предыдущим аккордом, для чистого звучания требуется бить только по первым четырем струнам.

Аккорд E – Ми Мажор

Один из самых популярных аккордов даже в метал музыке – поскольку хорошо звучит на электрогитаре. Состоит из нот Ми, Си, Соль Диез.

Палец Струна Лад
Указательный 3 1
Средний 5 2
Безымянный 4 2
Мизинец

Аккорд Em – Ми Минор

Еще один популярный аккорд для начинающих, который по частоте использования может соперничать с Am. Состоит из нот Ми, Си, Соль.

Палец Струна Лад
Указательный 5 2
Средний 4 2
Безымянный
Мизинец

Это трезвучие также относится к так называемым «пауэр-аккордам», если в нем играть только на последних трех струнах.

Аккорд C – До Мажор

Более сложный аккорд, особенно в комбинации с некоторыми, однако стоит немного потренироваться и поделать упражнения – и он окажется таким же простым, как и остальные. Состоит из нот До, Ми и Соль.

Палец Струна Лад
Указательный 2 1
Средний 4 2
Безымянный 5 3
Мизинец

Буквенно-цифровые обозначения аккордов

Для того, чтобы не записывать каждый раз аккорды нотами, приняли решение записывать их буквами, и, если у них есть какие-либо надстройки или добавления, то эти надстройки записываются цифрами. Понять соотношение букв и звуков легко. Достаточно вспомнить английский алфавит и обычный звукоряд, но только не от ноты «до», как мы привыкли, а от ноты «ля». A-B-C-D-E-F-G, и, соответственно, ноты: ля-си-до-ре-ми-фа-соль. Буква A соответствует ноте «ля», буква В ноте «си» и т.д. Например Am7. Буква A значит основание аккорда, т.е. звук, с которого он начал формироваться по терциям, «m» – что он минорный, т.е. в его основании лежит малая терция, а цифра 7 означает, что к нему добавлена надстройка. В данном случае седьмая ступень. Об этом подробнее позже.

Здесь сразу же нужно сказать о путанице в музыкальном мире в связи с разной трактовкой аккордов от ноты «си». В советской школе принято обозначать аккорд Си – буквой «H», а Си-бемоль – буквой B. Это отличается от современных европейских стандартов, где буква B – это аккорд от ноты «си», а «си-бемоль» обозначается Bb. Откуда взялась эта разница трактовок, сказать сложно. Существует множество теорий на эту тему. Я придерживаюсь современных взглядов, и называю «си-бемоль» – Bb.

Составление названий аккордов по нотным записям

На следующем рисунке выделены ноты, которые исполняются одновременно. Чтобы определить, какому аккорду принадлежат эти ноты, необходимо выделить неповторяющиеся ноты и определить интервалы до одной из нот аккорда.

Рис. 15. Пример написания аккорда. Ноты аккорда Фа, Ля, До выделены красным.

Наиболее компактное расположение нот аккорда получается относительно ноты Фа. Как было показано на рис.8, ноты, расположенные относительно тоники на 4 и 3 полутона, образуют мажорный аккорд. Следовательно, в записи рис. 15 указан аккорд Фа-мажор (F).

Рис. 16. Компактное расположение нот аккорда.

Что такое аккорды на гитаре

Аккорд на гитаре и вообще в музыке – это созвучие из 3-х и более звуков. Аккорды из 3-х звуков называют трезвучиями. С них и стоит начать.

Различают трезвучия мажорные и минорные. Мажорные звучат светло и радостно, а минорные темно и лирично, печально.

Теория и практика аккордов выглядят сложнее. Но сейчас мы не будем углубляться в эту тему, чтобы никого не запутать и не отвлечь от главной задачи.

Мажорные и минорные трезвучия разной высоты обозначают по нижнему звуку. Его называют основным тоном или басом: трезвучие ми мажор – это мажорное трезвучие с басом «ми», трезвучие ля минор – это минорное трезвучие с основным тоном «ля».

Аппликатура гитарных аккордов

Аппликатура (от латинского applico — прижимать) — это схема расстановки пальцев на музыкальном инструменте, обычно обозначается с помощью цифр. В случае гитарной аппликатуры следующие цифры относятся к пальцам:

  1. указательный
  2. средний
  3. безымянный
  4. мизинец

Большой палец не имеет обозначения

Подробный разбор схемы гитарной аппликатуры, можно посмотреть на рисунке ниже.

На данной схеме изображен аккорд Фа-минор он же F Minor (сокращенно Fm), зажимается он на первом ладу при помощи приема баррэ, данный прием обозначен черной линией и цифрой 1.

Однако о баррэ мы поговорим чуть позже, а пока остановим внимание на базовых аккордах

Структура аккордов

Рассмотрим состав нот, образующих одноименный аккорд в разных позициях, например Ля-минор (Am) вблизи порожка и на пятом ладу:

Рис. 6. Аппликатура и ноты аккорда Am (Ля-минор) вблизи порожка и на 5 ладу

<Первый аккорд Ля-минор состоит из трех нот E (ми), двух A (Ля) и C (до). Аккорд Ля-минор на пятом ладу состоит из трех нот A (ля), двух E (ми) и C (до). Если сгруппировать ноты вблизи ноты-тоники в названии аккорда, то получится, что минорный аккорд состоит из трех нот: тоники и нот, сдвинутых относительно тоники на 3, а затем на 4 полутона, как показано на рисунке слева. Если аналогично выстроить ноты мажорного аккорда (на рисунке справа), то можно заметить, что мажорный аккорд от минорного отличается только положением средней ноты.

Рис. 7. Ля-минорный аккорд состоит из нот Ля, До и Ми, а Ля-мажорный аккорд – из нот Ля, До-диез и Ми. Аккорды отличаются положением средней ноты.

<Общие правила для нахождения нот минорных и мажорных аккордов показаны на рисунке ниже. Зная тонику (ноту в названии аккорда) и относительное положение нот аккорда, можно построить любой аккорд, например, Соль-диез-минор G#m, который состоит из трех нот: тоники G#, ноты H (Си), сдвинутой на три полутона, и ноты D# (Ре-диез или Ми-бемоль), сдвинутой на 7 полутонов относительно тоники.

Рис. 8. Интервалы мажорного и минорного аккордов.

<Сравнение нотного состава мажорных (минорных) септаккордов показывает, что септаккорд включает три ноты мажорного (минорного) аккорда и дополнительную ноту (септиму), отстоящую на 10 полутонов от тоники:

Рис. 9. Построение септаккорда на примере Am7 (септаккорд Ля-минор).

Как научиться играть бой на гитаре самостоятельно в домашних условиях?


Одних аккордов для игры на гитаре недостаточно. Для получения звука из инструмента используют бой и перебор. В первом случае играющий ударяет по струнам, во втором — перебирает их пальцами. Видов боя множество, но заучивать все ни к чему. Достаточно попробовать несколько вариантов боя, а со временем рука сама будет подстраивать движения под услышанные звуки.

Простой бой.

  • На зажатии одного аккорда делается 4 двойных движения вверх, вниз.
  • А – означает удар сверху вниз.
  • V – удар снизу вверх по струнам.
  • Указатель больше (>) — это акцент, где нужно делать более сильный удар.

Эстрадный бой играется по такой схеме.

Как правильно выбрать акустическую гитару для начинающих: советы

Зная устройство инструмента, можно научиться играть на гитаре дома. Для новичков подойдет стандартная акустическая гитара. Ее основная часть является самой большой — это дека. К ней крепится ручка, именуемая – грифом. На ее конце располагается головка с натяжителями (колками). Последние служат для подтягивания струн. Гриф разделен металлическими вставками на лады. К ним, для получения звука, прижимают струны кончиками пальцев. Отсчет ладов производится от головки и заканчивается последней металлической полоской возле деки. По длине грифа и части деки натянуто 6 струн. Их счет начинают с нижней, самой тонкой.

Акустические гитары делятся на два вида:

  1. Классическая. Имеет широкий гриф и струны из нейлона. Благодаря такой особенности, расстояние меж струнами широкое, что минимизирует шанс задеть соседнюю. Нейлоновые струны мягче и не набивают мозолей.
  2. Дредноут (вестерн). Благодаря натяжению металлических струн инструмент звучит лучше. Если начинать учебу с этого вида гитары, то пальцы быстрее привыкнут, загрубеют и мозоли перестанут натираться.

Аккорды

Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).

Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.

Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:

  • 3 — трезвучие
  • 4 — септаккорд
  • 5 — нонаккорд
  • 6 — ундецимаккорд
  • 7 — терцдецимаккорд

Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:

  • мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
  • минорное трезвучие = малая терция + большая терция
  • уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
  • увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция

Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.

Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.

Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.

  • малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
  • большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
  • малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
  • большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
  • уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
  • полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
  • увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция

Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.

Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:

  • малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
  • большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция

Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.

Почему полезно знать о том, как строить аккорды?

Если вы когда-либо импровизировали, то вы вероятнее всего изучали шаблоны пентатоники, диатонических ладов и других гамм. Вообще это очень круто, когда вы можете импровизировать под популярные аккордовые последовательности или любимые песни. Шаблоны позволяют вам с легкостью импровизировать особо не вникая в сами аккорды, так как играя их, вы практические всегда попадаете в тональность.

К сожалению, а может быть и к счастью, для любого гитариста наступает момент, когда он начинает замечать, что играя например блюзовую пентатонику он играет одно и тоже, звуча при этом практически неизменно. В определённый момент вам попросту надоедает это однообразное звучание и у вас появляется желание добавить новых красок в свою игру.

Изучив аккордовую теорию, вы будите способны определить и сыграть аккордовые звуки, при этом мысля в более музыкальном ключе. Вам не придётся просто сидеть и учить ноты, вы должны будите овладеть ими, понять определённые правила и заставить их работать на вас. Данный пост охватывает всё, что вам необходимо знать о построении аккордов на гитаре, вместе с моими практическими советами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: