Художественный облик татьяны николаевой

6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 — 1915)

Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры

Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.

Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности

В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.

Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия. 

Ещё одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов. 

Последняя незаконченая «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

Цитата А.Н.Скрябина: «Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.»

Цитата о А.Н.Скрябине: «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим». Г. В. Плеханов

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский – композитор из России, являлся гражданином США и Франции. Появился на свет в 1882 году, ушел из жизни в 1971 году.

В его музыке сочетается большое количество стилей. В самом начале творческого пути Стравинский создавал произведения, которые несли яркий отпечаток русской культуры.

На позднее творчество композитора оказывали влияние Новая венская школа, неоклассицизм.
Стравинский появился на свет недалеко от Санкт-Петербурга. В университете он учился на юриста, музыку изучал сам.

Композитор подчинял мелодии своим правилам. Он свободно соединял стили, формы и жанры, поэтому его творчество всегда с трудом поддавалось классификации.

Исаак Дунаевский


Советский дирижер и композитор Исаак Дунаевский появился на свет в 1900 году и ушел из жизни в 1955 году.

Народный артист РСФСР, создатель известных советских песен, музыки к кинокартинам, 4 балетов и 11 оперетт.

Будущий композитор появился на свет в еврейской семье. Его музыкальный талант проявился с ранних лет: мальчик поражал чистотой голоса, легко воспроизводил сложные мелодии.

Дунаевский учился в музыкальной школе, но его основной специальностью стала юридическая. Однако потом молодой человек все же выбрал музыку.

Он работал в оркестре харьковского драмтеатра, а потом написал музыку для одной из постановок. Через некоторое время Дунаевский переехал в Москву, и там его талант раскрылся в полной мере.

Биография

Татьяна Николаева родилась 4 мая 1924 года в Бежице (ныне — в черте Брянска).

На фортепиано стала играть с трёхлетнего возраста. В 1937—1941 годах училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского (ЦМШ) у А. Б. Гольденвейзера. Тогда же начала сочинять музыку. Из-за трудного материального положения семьи была вынуждена работать концертмейстером в Высшем училище военных капельмейстеров (ныне Военный институт (военных дирижёров); 1943—1945) и в ЦМШ (1945—1946). Окончила Московскую консерваторию в 1947 году по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера и в 1950 году по классу композиции у В. Я. Шебалина, позже у Е. К. Голубева. В 1953 году окончила аспирантуру.

В 1942 дала первый сольный концерт. С 1945 года — солистка Московской филармонии.

В 1950 году выиграла главный приз Международного конкурса им. И. С. Баха, посвященного 200-летию со дня смерти композитора. Членом жюри этого конкурса был Д. Д. Шостакович. В дальнейшем пианистка стала первым исполнителем «24-х Прелюдий и фуг» Д. Д. Шостаковича. С тех пор композитора и пианистку связывала глубокая пожизненная дружба.

С 1942 по 1993 годы сыграла около 3000 концертов, исполнив около 1000 произведений 74 авторов.

Репертуар пианистки включал все клавирные произведения И. С. Баха («Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги», все токкаты, партиты, «Гольдберг-вариации», Французские и Английские сюиты, клавирные концерты), 32 фортепианные сонаты и 5 концертов для фортепиано с оркестром Л. Бетховена, сочинения Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Й. Брамса, Б. Бартока, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, 24 прелюдии С. В. Рахманинова, 10 фортепианных сонат А. Н. Скрябина, сонаты С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Е. К. Голубева.

Пианистке посвящены «Славянский концерт» Б. Н. Лятошинского, Третий концерт для фортепиано с оркестром Е. К. Голубева, Концерт для фортепиано с оркестром А. Я. Эшпая, сонаты Ан. Н. Александрова и др.

Записала свыше 50 грампластинок и 20 компакт-дисков (фирма «Мелодия» и ряд зарубежных фирм), среди которых — И. С. Бах, включая его «Искусство фуги». Был записан альбом со всеми сонатами Л. Бетховена. За исполнение произведений Р. Шумана в 1971 году была удостоена в ГДР премии Роберта Шумана.

Однако на Западе известность пришла к ней уже только под конец жизни. После распада СССР сделала несколько концертных туров по Европе и Америке, и принята была с большим успехом.

Член КПСС с 1956 года.

С 1959 года преподавала в Московской консерватории на кафедре специального фортепиано (с — профессор, с 1985 — заведующая кафедрой). Среди учеников: А. Батагов, М. Евсеева, Т. Левитина, Н. Луганский, М. Петухов, Т. Пикайзен, С. Сенков, Б. Шагдарон, Г. Ширинская, О. Яблонская, Г. Торма (Венгрия).

Пианистка избиралась депутатом Московского горсовета и в Советский комитет защиты мира, была вице-председателем Ассоциации дружбы со странами Латинской Америки, членом Союза композиторов СССР, членом редакционного совета издательства «Советский композитор», работала в жюри многих международных конкурсов и т. п. Татьяна Петровна был членом жюри конкурса пианистов Сантандера Паломы О’Ши в 1990 годах. Oпубликовала немало статей в прессе.

Её третья запись «24 Прелюдий и фуг» Д. Д. Шостаковича в 1991 году принесла пианистке премию Gramophone в инструментальной категории. 13 ноября 1993 года во время исполнения этого произведения на концерте в Сан-Франциско, была поражена кровоизлиянием в мозг и вынуждена была прервать своё выступление.

Татьяна Николаева скончалась девять дней спустя, 22 ноября. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Награды и звания

  • Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Праге (2-е место, 1947)
  • Международный конкурс имени Иоганна Себастьяна Баха в Лейпциге (1950, 1-я премия)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1955)
  • Народная артистка РСФСР (1977)
  • Народная артистка СССР (1983)
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за концертно-исполнительскую деятельность и за сочинение концерта для фортепиано с оркестром
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1966) — за заслуги в подготовке высококвалифицированных музыкальных кадров и в связи со 100-летием Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
  • Премия Роберта Шумана (Цвиккау, ГДР, 1971)
  • Член Шведской королевской музыкальной академии (1988)
  • Премия «Gramophone» (1991)
  • Почётный член Кёльнской консерватории

3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

  Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову

8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)

Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.

В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский — космополит, вынуждено сменив несколько стран — Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода — «русский», «неоклассический», американский «серийного производства», периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому «почерку». 

Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.

Последнее высшее достижение Стравинского — «Реквием» (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.

В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», недаром его называли «композитором тысячи одного стиля», постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета — каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

Цитата И.Ф.Стравинского: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе»

Цитата о И.Ф.Стравинском: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… » Д.Шостакович

Интересный факт (байка): 

Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.

— Вы не родственник композитора? — спросил он у шофера.

— Разве есть композитор с такой фамилией? — удивился шофер. — Впервые слышу. Впрочем, Стравинский — фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой — моя фамилия Россини…

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков должен был продолжить семейную традицию. Он стал морским офицером, на военном корабле обошел много стран Европы и двух Америк, но музыкальный дар, унаследованный от матери, определил судьбу великого русского композитора.

Центральное место в его музыкальном наследии занимают оперы. Это 15 произведений, которые демонстрируют разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений Римского-Корсакова. Все они имеют особый почерк — мелодичные вокальные линии на фоне оркестровой музыки. Ключевыми темами произведений Римского-Корсакова были русская история и мир сказки и эпоса. Его даже называли «сказочником».

10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.

Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году. 

До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие. 

Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.

Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.»

Сочинения

  • Кантата «Песнь о счастье» (сл. А. Чуркина, 1950)
  • Симфония (1955, 2-я ред. 1958)
  • Картина «Бородинское поле» (1968)
  • Фантазия «Из русской поэзии» (1975)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Си мажор, op. 10 (1950)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Ми-бемоль мажор, op. 32 (1966)
  • Вальс-каприччио для скрипки с оркестром (1960)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1972)
  • Поэма для виолончели с оркестром (1960)
  • Фортепианный квинтет (1947)
  • Струнный квартет (1960)
  • Трио для флейты, альта и Фортепиано (1954)
  • Сонатина для скрипки с Фортепиано (1953)
  • Сонаты для виолончели с Фортепиано № 1 (1960)
  • Сонаты для виолончели с Фортепиано № 2 (1973)
  • Сонаты для Фортепиано № 1 (1949)
  • Сонаты для Фортепиано № 2 (1977)
  • Вариации памяти Н. Я. Мясковского (1951)
  • Полифоническая триада (прелюдия, ария, фуга, 1949, 2-я ред. 1966)
  • 24 концертных этюда (1953)
  • Детский альбом (1958)
  • Пять этюдов (1959)
  • Цикл «Шалды-балды» (12 пьес с эпиграфами, 1974)
  • Цикл «Исландия» (сл. А. Софронова, 1950)
  • Романсы на сл. А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского и др.
  • Музыка к драм. спектаклям
  • Музыка к фильму «Женщина в искусстве» (1970)
  • Каденции к фортепианным концертам Й. Гайдна (1966).

Александр Скрябин

Александр Скрябин – очень значимый музыкант в мировой культуре, русский пианист и популярный композитор. Появился на свет в 1872 году, ушел из жизни в 1915 году.

Его творчество отличалось глубокой поэтичностью и самобытностью. Оно считалось новаторским даже для начала XX века.

Период с 1903 по 1908 годы стал самым плодотворными в жизни композитора. Именно тогда были созданы «Сатаническая», «Трагическая» фортепианные поэмы, «Поэма экстаза», Третья симфония и многие другие его произведения.

«Прометей» – еще один шедевр композитора. Именно в этом творении он отступил от общепринятой тональной системы.

Гармонический язык Скрябина оказался полностью обновленным. Творчество композитора очень сильно повлияло на симфоническую и фортепьянную музыку XX века.

Биография

Татьяна Николаева родилась 4 мая 1924 года в Бежице (ныне — в черте Брянска).

На фортепиано стала играть с трёхлетнего возраста. В 1937—1941 годах училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского (ЦМШ) у А. Б. Гольденвейзера. Тогда же начала сочинять музыку. Из-за трудного материального положения семьи была вынуждена работать концертмейстером в Высшем училище военных капельмейстеров (ныне Военный институт (военных дирижёров); 1943—1945) и в ЦМШ (1945—1946). Окончила Московскую консерваторию в 1947 году по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера и в 1950 году по классу композиции у В. Я. Шебалина, позже у Е. К. Голубева. В 1953 году окончила аспирантуру.

В 1942 дала первый сольный концерт. С 1945 года — солистка Московской филармонии.

В 1950 году выиграла главный приз Международного конкурса им. И. С. Баха, посвященного 200-летию со дня смерти композитора. Членом жюри этого конкурса был Д. Д. Шостакович. В дальнейшем пианистка стала первым исполнителем «24-х Прелюдий и фуг» Д. Д. Шостаковича. С тех пор композитора и пианистку связывала глубокая пожизненная дружба.

С 1942 по 1993 годы сыграла около 3000 концертов, исполнив около 1000 произведений 74 авторов.

Репертуар пианистки включал все клавирные произведения И. С. Баха («Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги», все токкаты, партиты, «Гольдберг-вариации», Французские и Английские сюиты, клавирные концерты), 32 фортепианные сонаты и 5 концертов для фортепиано с оркестром Л. Бетховена, сочинения Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Й. Брамса, Б. Бартока, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, 24 прелюдии С. В. Рахманинова, 10 фортепианных сонат А. Н. Скрябина, сонаты С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Е. К. Голубева.

Пианистке посвящены «Славянский концерт» Б. Н. Лятошинского, Третий концерт для фортепиано с оркестром Е. К. Голубева, Концерт для фортепиано с оркестром А. Я. Эшпая, сонаты Ан. Н. Александрова и др.

Записала свыше 50 грампластинок и 20 компакт-дисков (фирма «Мелодия» и ряд зарубежных фирм), среди которых — И. С. Бах, включая его «Искусство фуги». Был записан альбом со всеми сонатами Л. Бетховена. За исполнение произведений Р. Шумана в 1971 году была удостоена в ГДР премии Роберта Шумана.

Однако на Западе известность пришла к ней уже только под конец жизни. После распада СССР сделала несколько концертных туров по Европе и Америке, и принята была с большим успехом.

Член КПСС с 1956 года.

С 1959 года преподавала в Московской консерватории на кафедре специального фортепиано (с — профессор, с 1985 — заведующая кафедрой). Среди учеников: А. Батагов, М. Евсеева, Т. Левитина, Н. Луганский, М. Петухов, Т. Пикайзен, С. Сенков, Б. Шагдарон, Г. Ширинская, О. Яблонская, Г. Торма (Венгрия).

Пианистка избиралась депутатом Московского горсовета и в Советский комитет защиты мира, была вице-председателем Ассоциации дружбы со странами Латинской Америки, членом Союза композиторов СССР, членом редакционного совета издательства «Советский композитор», работала в жюри многих международных конкурсов и т. п. Татьяна Петровна был членом жюри конкурса пианистов Сантандера Паломы О’Ши в 1990 годах. Oпубликовала немало статей в прессе.

Её третья запись «24 Прелюдий и фуг» Д. Д. Шостаковича в 1991 году принесла пианистке премию Gramophone в инструментальной категории. 13 ноября 1993 года во время исполнения этого произведения на концерте в Сан-Франциско, была поражена кровоизлиянием в мозг и вынуждена была прервать своё выступление.

Татьяна Николаева скончалась девять дней спустя, 22 ноября. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Микаэл Таривердиев

Микаэл Таривердиев появился на свет в 1931 году и ушел из жизни в 1996 году. Это народный артист РСФСР, российский и советский композитор.

Таривердиев создавал концерты, симфонию, камерные вокальные циклы, оперы, балеты, романсы. Этот композитор писал музыку к ряду спектаклей и большому количеству кинофильмов («Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны» и многим другим).

Родина Таривердиева – Тбилиси. Происхождение Сато Акоповой, матери композитора, было благородным, но в годы Гражданской войны она начала увлекаться идеями большевиков. Ее супругом стал красный командир конного полка.

Микаэл стал единственным сыном Сато. Желая дать ему лучшее образование, она отвела его в музыкальную школу. Потом Микаэл попал в музыкальное училище.

Музыкант еще в юности написал два одноактных балета. Потом Таривердиев переехал в Москву и поступил в институт Гнесиных. Там круг его интересов определился окончательно: музыка к кинокартинам, камерные вокальные и оперные произведения.

Награды и звания

  • Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Праге (2-е место, 1947)
  • Международный конкурс имени Иоганна Себастьяна Баха в Лейпциге (1950, 1-я премия)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1955)
  • Народная артистка РСФСР (1977)
  • Народная артистка СССР (1983)
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за концертно-исполнительскую деятельность и за сочинение концерта для фортепиано с оркестром
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1966) — за заслуги в подготовке высококвалифицированных музыкальных кадров и в связи со 100-летием Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
  • Премия Роберта Шумана (Цвиккау, ГДР, 1971)
  • Член Шведской королевской музыкальной академии (1988)
  • Премия «Gramophone» (1991)
  • Почётный член Кёльнской консерватории

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович – советский пианист, композитор, преподаватель, профессор. Он появился на свет в 1906 году и ушел из жизни в 1975 году.

Шостакович с 13 лет обучался в Петроградской консерватории. Его дипломной работой стала Первая симфония, которую слушатели восприняли очень хорошо. Потом это произведение стало известным за пределами Советского Союза.

Шостакович создал большое количество музыкальных произведений, среди которых симфонии, балеты, оперы, концерты, квартеты, музыка для театров и фильмов.

Его творения выражали летопись тяжелых событий XX века и внутреннюю драму человека.

Сочинения

  • Кантата «Песнь о счастье» (сл. А. Чуркина, 1950)
  • Симфония (1955, 2-я ред. 1958)
  • Картина «Бородинское поле» (1968)
  • Фантазия «Из русской поэзии» (1975)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Си мажор, op. 10 (1950)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Ми-бемоль мажор, op. 32 (1966)
  • Вальс-каприччио для скрипки с оркестром (1960)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1972)
  • Поэма для виолончели с оркестром (1960)
  • Фортепианный квинтет (1947)
  • Струнный квартет (1960)
  • Трио для флейты, альта и Фортепиано (1954)
  • Сонатина для скрипки с Фортепиано (1953)
  • Сонаты для виолончели с Фортепиано № 1 (1960)
  • Сонаты для виолончели с Фортепиано № 2 (1973)
  • Сонаты для Фортепиано № 1 (1949)
  • Сонаты для Фортепиано № 2 (1977)
  • Вариации памяти Н. Я. Мясковского (1951)
  • Полифоническая триада (прелюдия, ария, фуга, 1949, 2-я ред. 1966)
  • 24 концертных этюда (1953)
  • Детский альбом (1958)
  • Пять этюдов (1959)
  • Цикл «Шалды-балды» (12 пьес с эпиграфами, 1974)
  • Цикл «Исландия» (сл. А. Софронова, 1950)
  • Романсы на сл. А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского и др.
  • Музыка к драм. спектаклям
  • Музыка к фильму «Женщина в искусстве» (1970)
  • Каденции к фортепианным концертам Й. Гайдна (1966).

Сергей Рахманинов

Сергей Рахманинов создал собственный стиль, отличавшийся неповторимостью и уникальностью. Он объединил традиции Петербургской и Московской композиторских школ. Композитор появился на свет в 1873 году и умер в 1943 году.

Этот гениальный музыкант и потомственный русский дворянин стал символизировать русскую музыку во всем мире. Когда композитор оканчивал Московскую консерваторию, экзамен у него принимал Чайковский.

За одноактную оперу, созданную в качестве дипломной работы, он поставил юному Рахманинову пятерку с несколькими плюсами. Потом эта опера была рекомендована к постановке в Большом театре.

Московская публика очень быстро полюбила начинающего композитора. Потом Рахманинова настиг внутренний и творческий кризис, но он смог его преодолеть и снова завоевал статус известного российского музыканта.

Композитор много дирижировал, писал, давал концерты в Канаде, Америке и европейских странах. После революции 1917 года Рахманинов уехал из России вместе с семьей.

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: