Михаил иванович глинка: биография и творчество композитора

Дворянство как образ жизни

Мировоззрение Глинки определяло его дворянское происхождение. Он не был обременен ежедневными бытовыми вопросами (их решали крепостные) и поисками средств к существованию. Финансовую стабильность обеспечивали имение в Новоспасском Смоленской губернии и успешный бизнес отца Ивана Николаевича. В годы службы в Придворной певческой капелле годовой доход Глинки мог доходить до 7000–8000 рублей (для сравнения: примерный бюджет аристократа в те времена в Петербурге на год составлял около 1500–2000 рублей). Глинка жил на широкую ногу, хотя он прекрасно знал цену деньгам. Но подобный образ жизни был обязателен для столичного русского дворянина, вынужденного постоянно подтверждать свой высокий социальный статус в обществе.

Получивший прекрасное государственное образование в элитном Благородном пансионе в Петербурге, он чувствовал себя не просто дворянином, но справедливо ощущал свою принадлежность к «аристократии духа». Они видели целью своей жизни духовное совершенствование, служение искусствам и просвещение страны. Глинку с уверенностью можно назвать интеллектуалом, который постоянно заботился о самосовершенствовании. Он знал шесть иностранных языков – обязательные французский, итальянский и немецкий, а еще английский, персидский и испанский – экзотика для того времени. Прекрасно разбирался в зоологии, освоил математику так, что был репетитором для отстающих студентов в Благородном пансионе. А для своей сестры Людмилы (в замужестве Шестаковой) написал учебник по географии. Он много читал – от Овидия, Н. М. Карамзина, Ж.-Ж. Руссо до Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, А. Дюма-сына. Не случайно его друг, художник Николай Степанов изобразил его на одной из карикатур с тележкой, доверху нагруженной книгами.

Дворянское самосознание влияло на его самоощущение как композитора и стиль его сочинений. В рафинированной салонной культуре он обретал известность как прекрасный пианист (о чем забывают сегодня) и сочинитель утонченных романсов. При этом он оказался участником больших тектонических сдвигов в организации музыкального процесса в России. Дело в том, что в 1830-е годы формировалась новая музыкальная система, характерная для модéрновых обществ – с социальными ролями, профессиями и институциями, с феноменом публики и публичными концертными залами. Покинув государственную службу, он одним из первых в России стал «свободным художником», примеряя роли виртуозного салонного пианиста, издателя и учителя пения. При этом он, безусловно, понимал, что «состояние артиста», как он сообщал в одном из писем в 1830 году, обрекает его на многие испытания (изгнанничество, социальная исключенность, финансовая нестабильность и т. д.).

Но при этом композиторство не мыслилось им как обязательный каждодневный труд (за что и ругал его более чем через полвека Чайковский), что свойственно профессиональной деятельности. Он ждал Вдохновения, Музы, в полной мере разделяя представления немецких романтиков о божественной сущности творчества.

Важно помнить, что Глинка принадлежал к поколению русских дворян, для которых понятие чести являлось абсолютным императивом. Совершить недостойный поступок считалось хуже смерти

Переживания Глинки о своей репутации оказывались, таким образом, вопросом «жизни и смерти».

Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки

Основная статья: Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки

Именем Михаила Глинки назван второй по значимости[источник не указан 699 дней

] вокальный конкурс России — Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки, который был организован в 1960 году. С 1968 по 2009 год председателем жюри являлась певица и педагог, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственных премий России, академик, профессор Ирина Константиновна Архипова.

В разные годы лауреатами конкурса имени Глинки становились такие артисты, как Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Анна Нетребко, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков, Ольга Трифонова, Елена Манистина, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Владимир Васильев, Ариунбаатар Ганбаатар и другие певцы.

Путешествие по дальним странам

Летом 1843 года он едет через Германию в Париж, где находится до весны 1844.


Возобновляет старые знакомства, дружит с Берлиозом. Глинка был впечатлен его произведениями. Он изучает его программные сочинения. В Париже поддерживает приятельские отношения с Мериме, Герцем, Шатонефом и многими другими музыкантами и литераторами. Затем он посещает Испанию, где проживает на протяжении двух лет. Он был в Андалузии, Гранаде, Вальядолиде, Мадриде, Памплоне, Сеговии. Сочиняет «Арагонскую хоту». Здесь он отдыхает от насущных петербургских проблем. Гуляя по Испании, Михаил Иванович собирал народные песни и пляски, записывал их в книжку. Некоторые из них легли в основу произведения «Ночь в Мадриде». Из писем Глинки становится очевидно, что в Испании он отдыхает душой и сердцем, здесь ему живется очень хорошо.

Воспитывался властной бабушкой


Когда родился Миша Глинка, все сильно переживали за то, выживет ли он. После рождения был очень слабым. Бабушка по имени Фекла все время обвиняла старшего внука за то, что мальчик родился раньше.

Именно поэтому после рождения Михаила, бабушка решила, что заберет мальчика себе на воспитание. Женщина она была властная, сама выбирала кормилиц и нянь. Старалась не спускать с него глаз.

Стоит отметить, что мальчик воспитывался по старинным обычаям и предрассудкам. Очень сильно Фекла переживала, что Миша заболеет, именно поэтому очень редко выпускала его из сильно натопленной комнаты. Независимо от времени года она делала его слабым и изнеженным.

Комнаты в бабушкином доме имели свои границы и законы. Все можно делать только с ее разрешения. Поэтому родители мальчика не стали вмешиваться в его воспитание, они оставили Мишу полностью на попечение любимой бабушки.

Творческий путь композитора Михаил Глинка

Первые сочинения из-под пера маэстро вышли практически сразу после выпуска из учебного заведения. Он стал автором нескольких лиричных и пронзительных романсов. Одно из произведений Михаил написал на стихи Пушкина. Речь идёт о композиции «Не пой, красавица, при мне».

Интересно, что Александр Сергеевич и Глинка познакомились во время обучения в пансионе. Их объединила любовь к музыке и литературе. Вплоть до трагической смерти Пушкина они поддерживали тёплые дружеские отношения.

В 1823 году в связи с ухудшением здоровья композитор отправился на Кавказ, в лечебницу. Он находился под впечатлением от местного колорита. Горы, неописуемые пейзажи и завораживающие места поспособствовали улучшению, в том числе, и эмоционального здоровья. Когда маэстро вернулся домой, то взялся за написание пронзительных композиций.

Через год Глинка вынужден покинуть родной дом. Он отправился в Санкт-Петербург, где занял должность в Министерстве путей и сообщения. Музыкант был доволен работой, но его категорически не устраивало то, что у него не хватало личного времени для занятия творчеством. Глинка принял решение уволиться с высокооплачиваемой должности.

Жизнь в Питере бурлила. Именно здесь проходили все знаковые события того времени. Михаилу удалось познакомиться с творческой элитой, и вобрать знания для создания гениальных классических произведений.


Михаил Глинка: Биография композитора

Пребывание в Санкт-Петербурге не прошло для Глинки бесследно. Сырость и постоянный холод поспособствовали ухудшению здоровья великого маэстро. Музыканту ничего не оставалось делать, как отправится на лечение в одну из европейских больниц.

В Италии Глинка не только лечился, но и занимался профессиональным обучением. Там он познакомился с Доницетти и Беллини, досконально изучил оперу и бельканто. Когда его здоровье полностью поправилось, композитор решил посетить Германию. Там, он продолжает учиться, посещая уроки игры на фортепиано у выдающихся германских педагогов. Вернуться на родину Михаила заставила кончина отца.

Пансион

Когда Михаилу исполнилось тринадцать, встал вопрос об образовании и карьере. Его определили в пансион в Петербурге. Сначала пансион относился к Педагогическому институту, потом его передали в университет. Там Глинка оказался под опекой Вильгельма Карловича Кюхельбекера – одноклассника Пушкина. Подружился он и с младшим братом поэта Левушкой, а затем и с самим поэтом. Самое же главное – Глинка получил возможность учиться музыке у очень хороших преподавателей, одним из которых был знаменитый тогда пианист Джон Филд, ноктюрны которого и сейчас входят в репертуар многих пианистов.Любимым учителем Глинки был Карл Мейер. В пансионе Михаил Иванович попробовал свои силы в композиции. Первыми его сочинениями стали романсы, в том числе на пушкинские стихи. Музыкальный дебют состоялся в 1822 году, на выпускном вечере.
Рис. 2. Михаил Глинка в молодости. Я. Ф. Яненко, 1840-е годы

Нет предела совершенству

Страстного мечтателя жажда познаний влечёт поближе познакомиться с западноевропейским искусством. И весной 1830 года Глинка отправляется в заграничное путешествие. Германия, Италия, Франция, где изучает основы композиции, вокальный стиль бельканто, полифонию, увидели уже зрелого мастера. Именно здесь, на чужбине, решается создать русскую национальную оперу. На помощь приходит друг – Жуковский, по совету которого в основу произведения легла история об Иване Сусанине.

Умер в Берлине 15 февраля 1957 года, затем по настоянию сестры прах перевезён в Россию. В историю мирового искусства вошёл как родоначальник русской классической музыки двух направлений – народной музыкальной драмы и оперы-сказки, заложил фундамент национального симфонизма.

Детство Глинки

Михаил Иванович Глинка – представитель старинного дворянского рода, западной его ветви, который, в свою очередь, вел свою родословную от польских шляхтичей. Он родился недалеко от Смоленска, где находилось имение его отца, отставного капитана Ивана Николаевича, в первый летний день 1804 года. Правда, тогда отсчет шел по старому стилю, и в матрикуле была указана дата рождения 20 мая.Мать и отец происходили из разных ветвей одного и того же рода, и это сказалось на здоровье наследника – мальчик рос слабым и болезненным. Детские годы его прошли под опекой бабушки Феклы Александровны. Под ее руководством он и получил первые знания о разных науках. Она была женщиной образованной, довольно строгой, но слишком трепетно относилась к малейшему кашлю или царапине. Глинка в автобиографии называл себя “мимозой” и всю жизнь пытался бороться со следами бабушкиного воспитания. Но даже в одном из самых известных портретов Глинка изображен лежащим в постели.
Рис. 1. Композитор Михаил ГлинкаМузыкальные способности проявились очень рано, когда мальчик научился точно передавать колокольный звон с помощью разных кухонных предметов. Когда Мише было шесть лет, бабушка умерла и воспитанием сына занялась мать Евгения Андреевна.

Испания

После относительной неудачи “Руслана и Людмилы” Глинка отправился лечить нервы за границу. На сей раз его целью была Испания. Сначала он заехал во Францию, где познакомился с Гектором Берлиозом, показал несколько своих произведений и даже дал благотворительный концерт. Потом он путешествовал по разным городам Испании. К нему вернулась творческая энергия. В это время появились его новые произведения – “Воспоминание о Кастилии”, “Ночь в Мадриде”, “Арагонская хота” и другие.После возвращения из Испании он поселился в своем имении, но ему очень мешала тамошняя светская жизнь. Он вновь отправился путешествовать, добрался до Варшавы. Там он написал свою “Камаринскую”, побывал в нескольких  странах. География его поездок обширна – Франция, снова Россия, в конце концов – Германия, которая стала последней остановкой на его жизненном пути. 15 февраля 1857 года он скончался в Берлине и был похоронен на местном кладбище. Но в дело вмешалась его сестра, и прах перевезли в российскую столицу, на Тихвинское кладбище.

Биография Композитора Михаила Глинки о жизни

Родился в Смоленской губернии в 1804 году. Его семья была дворянского происхождения и жила в поместье в селе Новоспасское. С раннего возраста получал домашнее образование, с ним занимались отец и мать, пытаясь дать сыну все необходимые знания. В окрестностях села очень часто были слышны звоны колоколов и песнопения священников, поэтому Глинка рано начал увлекаться музыкой. Но играть на музыкальных инструментах Михаил Иванович начал уже в подростковом возрасте, когда понял, что музыка – его призвание. Всё время посвящал занятиям и разучиванием новых композиций, не замечая ничего вокруг.

В возрасте 14 лет решает поступать в петербургский пансион и там знакомиться со Львом Пушкиным – младшим братом известного поэта, а через некоторое время встретился и с самим Александром Сергеевичем, который часто навещал своего брата. Помимо учебной деятельности в пансионе, Глинка берет уроки игры на фортепиано и совершенствует свои навыки. А на выпускном вечере сыграл известный концерт австрийского композитора Гуммеля, где его талант оценили все знакомые и преподаватели.

В это время Глинка заболевает и едет лечиться на Кавказ. Там он понимает, что нельзя бросать музыку и по возвращению, пишет несколько концертов для оркестра, которым управлял его дядя. Несмотря на это, композитору больше нравилось сочинять романсы и небольшие номера.

Глинка всю жизнь мечтал посетить Европу и в 1830 году отправляется в долгожданное путешествие. Посетив несколько стран, он познакомился со многими композиторами и музыкантами, в результате чего приобрел бесценный опыт. Он исследовал зарубежные традиции, культуру народа и быт, изучал современные тенденции и делал себе заметки. Стоит отметить, что Михаил Юрьевич замечательно играл на фортепиано и других инструментах, но плохо владел музыкальной теорией, что мешало ему развивать свое творчество. Для того, чтобы совершенствовать свои знания, он отправляется в Германию, где берет уроки по теории у известных педагогов. В то время у композитора уже были идеи для создания больших произведений – опер.

Через 4 года Глинка возвращается домой и останавливается в Петербурге. Его стали приглашать на поэтические вечера, под руководством Жуковского, и там он знакомится ос многими писателями и поэтами того времени. Его посещает мысль написать оперу «Иван Сусанин», и это принесло композитору огромный успех. Первая русская большое произведение, написанное Михаилом Ивановичем Глинкой – стало основным этапом зарождения русской оперы.

В 1835 году он узаконил свои отношения с Марией Петровной Ивановой – родственницей семьи Глинки. Но этот союз не оправдал надежд Михаила Ивановича, и брак распался.

В 1837 году Глинка хорошо общается с А.С. Пушкиным, и он предлагает поэту написать оперу на его известное произведение «Руслан и Людмила». Через 5 лет вся работа была окончена и состоялась премьера на которую приехал уважаемый и известный композитор Ф. Лист. Он был приятно удивлен таланту русского музыканта и бесконечно восхищался оперой.

Также Михаил Иванович прославился и за рубежом. В 1844 году он отправляется во Францию, где дает концерты. Публика встретила его почетно, а слава после этого прошла о нем по всей Европе.

Вернувшись домой, он становится желанным гостем многих собраний и вечеров, которые проводили деятели культуры. Там знакомится с уважаемыми людьми, а затем возглавляет «Могучую кучку», куда входили известные писатели и композиторы.

В 1856 году решает уехать в Германию. Там он провел последние месяцы жизни.

Скончался великий русский композитор в 1857 году.

3, 4, 5 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: