Логопедическая ритмика
Данная ритмика построена на дидактических и специфических принципах. Эти принципы взаимосвязаны между собой и отображают единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей, у которых имеются некие речевые расстройства.
Так, принцип систематичности всегда обуславливает последовательность в изложении информации общего курса логопедической ритмики, что соотносит теоретические положения с практическими разработками.
Данный принцип обязателен как для логопедического, так и для логоритмического набора мероприятий, которые используются во время занятий с ребятами, страдающими речевыми патологиями.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Они заключаются в размеренном проговаривании текста стихотворений и синхронном выполнении действий. Это и будет ритмической основой для физических упражнений. Для этого вида подойдут следующие занятия.
- Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:
Едем, едем, долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там и сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Переходят на нормальный шаг:
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:
Плыли гусята — красные лапки,
Озером, озером — все по порядку.
Серые плыли, белые плыли,
Красными лапками воду мутили.
Ходьба по кругу на носках:
Маме надо отдыхать.
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я ее не разбужу.
- «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся, расставив руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают).
И под ногами шуршат, шелестят (движения руками влево-вправо),
Будто опять закружиться хотят (снова кружатся на носочках).
Предпрофессиональное
Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности (фактически это своего рода ранний предуниверсарий для тех, кто собирается поступать в музыкальные вузы) и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.
Все программы дополнительного предпрофессионального музыкального образования ДМШ и ДШИ разрабатывают с учетом ФГТ (федеральных государственных требований), утвержденных Минкультуры РФ. Учиться можно только очно на бюджетном или платном отделении. Количество бесплатных мест зависит от квот на прием, выделенных по распоряжению муниципальных управлений культуры.
Профили
- «»;
- «»;
- «»;
- «»;
- «» — виолончель, скрипка, арфа, альт, контрабас и др.;
- «» — баян, гитара, аккордеон, домра, балалайка, гусли, национальные инструменты народов России;
- «» — труба, фагот, кларнет, флейта, валторна, гобой, саксофон, туба, тромбон, ударные инструменты;
Учебные предметы по предпрофессиональным программам должны вести специалисты со средним или высшим образованием по соответствующему профилю.
Аккредитацию ДМШ и ДШИ не проходят (для ведения дополнительной образовательной деятельности им достаточно лицензии), поэтому детям, освоившим предпрофессиональные программы, вручают свидетельства не государственного, а установленного музыкальными школами образца.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
Формирование диафрагмального дыхания, силы, длительность выдоха и его правильное распределение — ключевые задачи данного вида упражнений. Постоянные занятия делают голос более выразительным, а тренировка артикуляции позволяет научиться правильному звукопроизношению, сделать язык, губы и челюсти подвижными. А также такие упражнения являются отличной профилактикой. Рассмотрим их подробнее.
- «Кораблик». Для занятия нужно подготовить бумажный кораблик и попросить малыша дуть на него так, чтобы он добрался до другого края стола.
- «Буря в стакане». Можно показать малышу, что можно не только втягивать в себя напитки во время питья из трубочки, но и выдувать через нее воздух. Затем пусть ребенок попробует сам создать такую бурю. Упражнение будет еще эффективнее, если переходить от толстых соломинок к более тонким.
- «Три медведя» (с 3 лет). Нужно рассказать ребенку сказку Л. Толстого «Три медведя», а затем вместе разыграть голоса всех трех мишек — низкий, обычный и высокий. Далее предложить произнести сначала звук «Э!», а затем некоторые реплики из сказки (к примеру, «Кто сидел на моем стуле и сломал его?») голосами разной высоты.
- «Рыжик»:
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем с Рыжиком гулять (маршируют)!
Раз-два-три-четыре,
Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот).
Пожевали (жевательные движения), постучали (стучат зубами)
И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).
Кот снежинки ртом ловил (ловят ртом воображаемые снежинки),
Влево, вправо он ходил (двигают языком вправо-влево).
Скучно Рыжику, ребятки,
Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).
По мере успешного преодоления речевых проблем количество таких занятий в середине и конце лоритмического курса снижается, но не исключается, так как необходимо придерживаться преемственности в использовании материалов.
С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?
Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.
Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.
На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.
Картотека тем танцевальных занятий
Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.
Представленный фрагмент планирования по ритмопластике во второй младшей группе включает рассмотрение таких тем, как:
- «Путешествие в страну танца»;
- «Мишка косолапый»;
- «Весёлый зоопарк».
С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.
Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.
Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени
Ритм в образных картинках
Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности — прием известный и получающий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д.
Категория длинны и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и пониманию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам» могут быть «красноречивыми».
Для чего нужна ритмика?
Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.
Какую же пользу несет ритмика детям?
- Развивает музыкальные способности.
- Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
- Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
- Способствует развитию творческого воображения.
- Формирует навык самовыражения с помощью движений.
- Развивает эстетические чувства, вкус.
- Повышает познавательную активность ребенка.
- Помогает дать выход отрицательной энергии.
- Поднимает настроение.
- Снимает излишнее нервное напряжение.
- Повышает активность.
- Способствует развитию инициативы.
- Улучшает координацию движений.
- Помогает дошкольнику развиваться физически.
- Формирует уверенность в себе.
Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление. Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста
Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность
Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.
При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.
Ритмические слоги
Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст пока еще не носит достаточного понимания.«Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха — привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».Часто ритмические слоги подменяют счетом — «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните — «раз-и-два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна!«Мать не понимала, что Ася за роялем, по малолетству, просто невыносимо скучает и только от собственного засыпания берет мимо (нот!), как слепой щенок – мимо блюдца. А может быть, сразу брала по две ноты, думая, что так скорее возьмет – все положенные?.. Так или иначе, игра была не только плачевная, но и слезная, с ручьями мелких грязных слез и нудным комариным: и—и, и—и, и—и, от которого все в доме, даже дворник, хватались за голову с безнадежным возгласом: «Ну, завела!».«Ученик считает: «раз-и-два-и-три-и-раз-и» и т.д., и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соответствующей счетной единицы… При этом предполагается, сто ритм получится сам собой, сам «сложится», если звуки будут правильно укладываться в эту отсчитываемую схему. Такой счет можно назвать арифметическим счетом. Он, безусловно, вреден, так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма применение этого приема (особенно в первый период музыкального обучения) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития».Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты — «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее. Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» докажет вам эту разницу.«А не попытаться ли как-то оценивать отдельные звуки? Попробовали. Маленьким детям показывают две матрешки – во всем одинаковые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: «Вот две сестрички. Одну зовут А, другую — И. Отгадай, которую зовут И? И представьте себе — большинство детей показывает на маленькую матрешку.Одну девочку спросили:— А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут «И» ?Та отвечает:— А потому что она маленькая.
Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением».Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картинках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочтением.Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
- любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей.
Кому нужна логоритмика?
Исследования практикующих врачей и ученых доказали, что регулярные движения в динамичном темпе под музыку способны помочь детям справиться с самыми разными заболеваниями и не только улучшить самочувствие, но и настроение. Малыши, которые регулярно занимаются логоритмикой, начинают использовать в общении мимику и жесты, отличаются от своих сверстников общительностью и веселым расположением духа, их произношение правильное и мелодичное, они активно стремятся обучаться и познавать мир. При верном подборе занятий, маленькие непоседы легко успокаиваются, а медлительные и нерасторопные дети, наоборот, становятся активными и энергичными.
Особенно настойчиво заниматься логоритмикой рекомендуют детям:
-
с дизартрией (расстройство произношения, связанное с нарушением речедвигательного анализатора и неправильной работой артикуляционных мышц);
-
с задержкой развития речи;
-
страдающим нарушениями произношения звуков и слов;
-
заикающимся;
-
отличающимся быстрой, прерывистой или медленной речью;
-
имеющим нарушенную моторику и координацию движений;
-
с ослабленным иммунитетом, часто болеющим.
Если у ребенка отсутствуют речевые отклонения, освобождать его от занятий логоритмикой все равно не стоит, уроки благотворно скажутся на его общем состоянии здоровья и развитии. Поэтому можно говорить о том, что логоритмика показана всем малышам, особенно – в период интенсивного формирования речи, на который приходится возраст от двух до четырех лет.
Что такое ритмика?
Коротоножкин Евгений Алексеевич,
Учитель физической культуры ГБОУ
школа №630 Санкт-Петербург
В развитии и воспитании детей младшего школьного возраста большое значение имеет всестороннее развитие личности обучающихся, которое формируется благодаря таким урокам, как музыка, рисование, ритмика, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др
особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные мелодии и песни, произведения современных композиторов.
Что такое ритмика? Это комплекс физических упражнений взаимодействующих с музыкальным сопровождением. На занятиях ритмикой дети должны передать суть музыкального произведения при помощи движений
Целью ритмики является воспитание у детей музыкального восприятия, улучшение двигательных навыков и общей двигательной подготовки, развитие чувства ритма и такта. Основная роль уходит на темпо-ритмическое чувство.
Главной целью этих занятий является формирование способности выражения своих эмоций не только с помощью движений, но и с помощью мимики и жестов. На занятиях по ритмики используются упражнения, которые состоят из простейших танцевальных движений. В ритмике используются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки, выполнение заданий с предметам
Также важно во время ритмических уроков использовать элемент игры — таким образом у педагога получится поддерживать интерес детей и развить социально-ролевые навыки. Такие музыкально-двигательные уроки включают в себя следующие компоненты: контроль за правильным дыханием, движением; ритмопластика; задания способствующие психоэмоциональному расслаблению; подвижные игры; сюжетные танцы
Во время ритмики особое внимание уделяется умению владеть телом, развитию гибкости, формированию правильной осанки и координации. Мелодии должны также отличаться по своему темпу и ритму. И не стоит забывать о том, что подбирать музыкальное сопровождение нужно с учетом возрастной категории учащихся.
Основными принципами отбора репертуара занятия по ритмике являются следующие:
-художественность музыкальных произведений, динамичность их образов, яркость;
-активный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;
-разнообразие жанров, тематики, характера музыкальных произведений на примерах классической, народной и современной музыки;
-соответствие движений образам музыки, характеру;
-разнообразие движений.
Если уроки организованы правильно, ребенок становится эмоционально устойчивее, застенчивые ребята становятся более открытыми, заметно улучшается двигательная активность. Очень важно, чтобы на занятиях ребенок чувствовал себя комфортно, у него было уважительное и доверительное отношение к педагогу. Для этого нужно соблюдать следующие рекомендации: занятия проводятся в игровой форме; правильное музыкальное сопровождение; педагог должен разрешать ребятам проявлять свои эмоции, нужно прислушиваться к пожеланиям детей; замечания нужно делать спокойным тоном и пояснять, что именно ребенок сделал не так; постепенно усложнять занятия. Ритмика дает заряд положительных эмоций и позволяет детям выплеснуть свою энергию. Постепенно ритмические уроки помогают сформировать музыкальный вкус, ребенок усваивает основные танцевальные движения.
Для детей с нарушениями речи особенно важной является возможность формирования правильной темпо-ритмической стороны речи. Во время занятий дети также могут разучить небольшие песенки в игровой форме. Часто ритмические занятия проводятся как физкультминутки, что особенно полезно для учащихся начальной школы, потому что им важно давать возможность выплеснуть энергию, во время таких занятий игры проходят организованно.
Ритмика — это не просто движение под музыку, то целая система построенная на всестороннем развитие личности ребенка.
Чтение слов в ритме
Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам — де-ре-во, те-ле-фон – нивелируя ритм
Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти
Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка).Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.)Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. И если в начале дети будут подбирать самые разнообразные картинки, то в последствии можно предлагать игру, в которой картинки будут выбираться и компоноваться по определенным заданиям.Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с животными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями в ритме четверть и две восьмых и т.д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь.
Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следует, ориентируясь на величину записи букв — слоги, записанные большими буквами следует читать четвертными длительностями, маленькими буквами записаны слоги в ритме восьмых. Предлагаемая техника работы над стихотворными текстами, когда они записаны по слогам большими и маленькими буквами (или простым и выделенным (жирным) шрифтом) давно известна в мировой практике. Это помогает детям не столько читать, сколько запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно наглядно по ритмическим формулам, методически соединяется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках.
Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопровождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы)
После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели
Сложные моменты обучения
Конечно, нужно сказать и о трудностях, их не так много. Минусы могут быть не в самом образовании. Существует ещё организация учебного процесса, которая построена людьми.
Некоторые преподаватели предъявляют к ученику слишком завышенные требования. И некоторые родители, в свою очередь, мечтают сделать из ребёнка Моцарта.
Иногда встречаются педагоги, несдержанные на язык и эмоции. В таком случае изначальная заинтересованность ученика тает, как снег. Результатом бывают слёзы, непонимание, выяснение отношений. Конечно, радости к обучению это не добавит. К счастью, немудрых преподавателей всё-таки меньшинство. Большая часть влюблена в своё дело.
Неделикатный педагог способен отбить у ребёнка любовь к музыке навсегда
Перед приёмом в школу ребёнку нужно обязательно пройти контрольное прослушивание. Не все дети справляются с экзаменом.
Стандартное обучение длится около 8 лет, в неделю занятость составляет примерно 4–5 часов. В программу входит 4–5 предметов, по каждому из которых нужно делать домашнее задание. При этом не все родители способны помочь в приготовлении уроков.
На период обучения требуется приобретать выбранный музыкальный инструмент. Надо сказать, что это покупка будет заметна для семейного бюджета среднестатистического гражданина, даже если приобретать бывший в употреблении. К тому же по мере роста ребёнка инструмент нужно менять.
Поэтому семья, которая выбирает для своего малыша музыкальное образование, должна быть морально, физически и материально готова к преодолению трудностей.
Условия поступления и сроки обучения
Прием заявлений на поступление в музыкальную школу для обучения по предпрофессиональным программам проводится с 15.04 по 15.06. Если необходим дополнительный набор, его объявляют с 15.08 по 30.08. Возраст детей, которых принимают на бюджетное отделение, рассчитывают таким образом, чтобы к моменту окончания учебы выпускнику еще не исполнилось 18 лет.
Нормативные сроки обучения по уровням:
- стартовый – 3 года;
- базовый – 5–6 лет;
- углубленный – 7 лет;
- предпрофессиональный – 8–9 лет.
Последний, шестой (или девятый), год предусмотрен для особо одаренных детей, которые в дальнейшем хотят работать в области культуры и искусства, а потому готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Программы/ Отделение | Возраст (лет) | Срок обучения (лет) |
---|---|---|
Предпрофессиональные | 6,5 | 8 (9) |
8–10 | 5(6) | |
Общеразвивающие | 6–17 | 1–5 |
18–25 | ||
Подготовительное | 3–6 | 1 |
Платное | 3,5–25+ | Зависит от специальности |
В соответствии с законом об образовании прием поступающих на все отделения происходит по результатам вступительных испытаний для выявления музыкальных способностей.
На отделение предпрофессионального образования детей принимают согласно регламенту, установленному приказом Министерства культуры РФ № 1145. Вступительные испытания для поступления на общеразвивающие и предпрофессиональные программы могут различаться. Школы самостоятельно устанавливают их формы.
Программы | Критерии |
---|---|
Общеразвивающие | Слух |
Ритм | |
Память | |
Предпрофессиональные | Слух — звуковысотная ориентация (воспроизведение) |
Ритмическое восприятие | |
Ассоциативное восприятие | |
Зрительная, словесная память | |
Мышление | |
Воображение |
Методы проверки способностей зависят от выбранной специальности. При поступлении на хоровое отделение попросят справку от фониатра, на струнное – проверят пластичность рук, а для игры на духовых инструментах важен правильный прикус. Отбор производит комиссия в составе не менее трех человек. В нее должны входить представители каждого отделения. Решение о зачислении принимает педагогический совет.
ДМШ и ДШИ дают дополнительное музыкальное образование высокого уровня. Получить его имеют право все, кто прошел вступительное прослушивание
Большинство выпускников в дальнейшем не станет профессиональными вокалистами или инструменталистами, но зато они будут настоящими любителями и искушенными ценителями музыкальных произведений разных жанров – и это очень важно, ведь для развития и вообще существования искусства нужны не только творцы, но и те, кто сможет по достоинству оценить их творения