Секреты русских народных танцев

Необходимость танцев для гармоничного развития ребёнка

Народный танец — это музыкальное творчество народа, в котором отражается его культура, быт и настроение. Это понятие сформировалось еще в Древней Руси и передается из поколения в поколение с внесенными дополнениями.

Малыши на сцене

Он имеет четыре формы:

  • хоровод — сопровождается движениями по кругу;
  • пляска — прыжки, активные движения;
  • перепляс — танцевальный батл между танцорами;
  • кадрили — несколько фигур парных танцев, сменяющих друг друга по сигналу ведущего.

Русская пляска подходит и для маленьких детей. Она служит помощником в гармоничном формировании личности, познании себя и самовыражении. Это способ развития навыков общения, пополнения словарного запаса малыша, а также преодоления страха перед публичными выступлениями.

Важно! Танцуя, дети вырабатывают навыки артистизма, умение красиво говорить, захватывать внимание публики, что решает проблемы с дальнейшей адаптацией в социуме и обучении

Понятие «народный танец»

Большое разнообразие природы поспособствовало возникновению её различного восприятия, у каждого отдельного человека, ещё в период первобытнообщинного строя, а потом и целых народов на различных территориях. Важные события в жизни людей сопровождались танцами и песнями, но вскоре танец отделился от песни.

Так, сформировались народные танцы, которые сегодня являются огромной ценностью при изучении развития человечества и отдельных его групп.

Народный танец – это танец, присущий отдельной территории и народу, который характеризуется своими особенными движениями, ритмом, костюмом и другими атрибутами.

Такой танец передает эмоции танцующего, его отношение к чему-либо и только во вторую очередь обращен к обществу зрителей. Он абсолютно демократичен в отношении к танцующему и доступен всем. Не нужно быть профессионалом, достаточно иметь желание передать свои эмоции с помощью танца.

В ходе истории у этого понятия сложилось несколько синонимов – фольклорный, этнический и традиционный танец. Кто-то посчитает такое объединение ошибкой, но люди неизменно вкладывают в них примерно одну трактовку.

Народные танцы могут носить разный характер и смысловую основу. Часто они являются больше историческими или религиозными, это связано с тем, что большую роль в их становлении сыграли ритуальные, религиозные, этнические обряды. Но главная их особенность – это ориентация на демонстрацию традиций того времени и той территории, где они сформировались. Традиционные танцы всегда были очень живыми и наполненными движением. Много поколений дополняли и совершенствовали танец.

Сегодня считается, что народный танец передается генетически от матери к ребенку и так поколение за поколением. Фольклорный танец не имеет ни конкретной даты возникновения, ни автора. Его дух и движения мы чувствуем с детства во всем.

Он визитная карточка каждого народа.

Терминология

Термин «народный танец» иногда применяется к танцам, имеющим историческое значение в европейской культуре и истории. Для других культур термины «этнический танец» или «традиционный танец» иногда используются, хотя («традиционный танец») может включать в себя условия церемониального танца.

Ёмкую и лаконичную характеристику народным танцам дал Н. В. Гоголь в своих «Петербургских записках 1836 г.»:

Есть целый ряд современных танцев, таких как хип-хоп, которые развиваются спонтанно, но термин «народный танец», как правило, не применяется к ним, вместо него используется термин «уличные танцы». Термин «народный танец» предназначен для танцев, которые в значительной степени связаны с традицией и зародились в те времена, когда существовали различия между танцами «простого народа» и танцами «высшего общества».

Термины «этнический танец» и «традиционный танец» используются, чтобы подчеркнуть культурные корни танца. В этом смысле почти все народные танцы являются этническими.

В народно-сценическом танце профессиональное искусство эстетизирует фольклор, приукрашивает его (а иногда, намеренно огрубляет), в целом, — усложняет, модифицирует

Танцовщики и хореографы стремятся показать своё мастерство, привлечь внимание публики сюжетными сценическими композициями. Для творчества профессиональных ансамблей народного танца характерна сценическая обработка — создание новых художественных произведений на основе традиционных танцев, которые не основываются целиком на фольклорном материале и не являются подлинниками народного искусства.

Игровые русские народные танцы

Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

Русская народная музыка для танцев

Если в основу национальной песни ложился быт, трудовые будни, лирика отношений, ритуальные возношения, то в танцах данные аспекты жизни еще больше усиливались. При этом в танке, к примеру, музыкальные инструменты не использовались, а вот в орнаментальном хороводе запевала вступал лишь для создания темпа, а дальше к нему подключался весь хор участников.

Веселый ритм и драматическую мелодию помогали создавать традиционные музыкальные инструменты, которые, впрочем, могли отличаться кардинально или приоритетно, в зависимости от местности:

  • балалайка;
  • гармонь;
  • гудок;
  • гусли;
  • домбра;
  • скрипка;
  • рожок;
  • кугиклы;
  • жалейка;
  • баян;
  • мандолина;
  • гитара.

Русская плясовая в исполнении хора Александрова:

Народный танец с медведями

Славяне чтили этих животных и не забывали их в своих ритуалах. Если королем саванны был лев, то наши предки были знакомы только с лесным жителем и безусловно считали его сильнейшим представителем фауны. Культ медведя на Руси отразился в мифическом персонаже — Лешем, который носил его шкуру и был покровителем охотников. Также в некоторых областях встречали весну с момента выхода косолапого из берлоги, на Комоедицу.

В хореографии обряд отразился другим образом — один или два участника наряжались в шкуры или костюмы медведей, а другие танцоры с удалью пытались их разозлить, прыгая и выплясывал вокруг. Это древнейшее выражение искусства было даже зафиксировано в летописи о Вещем Олеге, датированной 907 годом.

Русская кадриль

При Петре Первом в России произошло немало перемен, связанных с интеграцией европейских новшеств. Французский танец проник за стены дворцов по той же причине, а вот стал народным уже иначе. Император не заставлял крестьян разучивать изысканные «па», скорее простой люд, увидев и запомнив его, понес искусство в массы.

Слуги и придворные исполняли кадриль со своими родными, знакомыми, на скромных посиделках и шумных гуляниях. Конечно же, изучить хореографию сполна не было возможности, поэтому фигуры додумывались, придумывались с нуля. Кадриль преобразилась до неузнаваемости, стал более размашистым, простым, но все же сохранил кокетство и изящество.

Русская народная пляска

Особенностью вида является импровизация и нарастающая сложность движений, коленец, с каждым тактом. Посмотреть на зрелище, а то и поучаствовать, созывали весь окрестный люд. Хоть в центре внимания мог оказаться не коллектив, а один-два человека, народ долго не расходился, а под конец нередко подключался к исполнению.

Существует сразу несколько видов плясок, разнящихся по виду аккомпанемента, песни, количеству участников, жанру и посылу. Хореографические фигуры могли быть парными, массовыми и одиночными. А вот поводов для затеи и вовсе было не счесть — от ритуального праздника. веселой ярмарки до свободной минутки после работы. Выделяют самые популярные виды:

  • бычок — топочущие движения исполняются в быстром или среднем ритме;
  • голубец — изображает ссору двух влюбленных, которое в кокетливой и задорной форме в итоге мирятся;
  • барыня — имеет шутливую форму и ироничный мотив;
  • камаринская — в этом мужском танце чаще повторяются шаговые движения, прискок и присядки;
  • казачок — в быстром темпе и весело исполняются энергичные движения, схожие с гопаком, но без боевого подспорья;
  • трепака — один из разновидностей козачка;
  • топотуша — в приоритете характерные движения стопами;
  • матаня — коллектив движется вокруг аккомпаниатора хороводом под быструю мелодию.

Ансамбль народного танца представляет вниманию зрителя танец Барыня:

Танец представлял собой сольное, парное, массовое действо, которое нередко переходило в перепляс. Этот вид отличался тем, что в его основе заложена конкуренция. Один или несколько участников старались «перетанцевать» друг друга всеми возможными способами. Играли по таким правилам:

  1. В наиболее распространенной вариации исполнители по очереди демонстрировали элементы, которые соперник должен был в точности повторить. Когда у того не хватало сноровки, он отправлялся к проигравшим;
  2. Также случались переплясы, целью которых было не повторить, а показать новое движение, а выигрывал тот, у кого их было больше в запасе;
  3. Танцевали и «на убой» — пока соперник не упадет от усталости. При этом дойти до финального этапа соревнований нужно было достойно и с улыбкой.

Кадриль

Этот бальный парный танец имеет французские корни, а родом из сельской местности. Название буквально переводится, как группа из четырех человек, так как две или четыре пары образуют при постановке квадрат. Известны пять основных фигур, которые были приписаны кадрили от основания, а со временем их список расширился.

Русская кадриль отличается самобытностью — в ней другие переходы, элементы. Некоторые были взяты из других народных танцев и плясок, другие выдуманы исполнителями и закрепившиеся со временем, ставшие классикой. Выделяют как давние виды, которые появились сразу же после введения Петром Первым танца в список придворных бальных (московская, ярославская, уральская), так и более новые (волжская, калининская).

Хоровод

Большой простор русской земли сказывается не только экономическим разнообразием, но и культурным. Народный русский танец за сотни лет существования набирался многогранности под влиянием различных факторов:

  1. Местность. На юге страны хореография была энергична, прерывиста, а вот на себе размеренна. По сей день фигуры с одним названием могут кардинально отличаться друг от друга;
  2. Время года. На формирование искусства, как сказано было выше, в значительной степени повлияли верования древних славян, а их праздники отличались сезонностью — на Масленицу встречали весну, летом собирали урожай с Обжинками, Осенинины помогали подготовиться к холодному периоду, а зимой все ждали Коляду;
  3. История. За время становления государства происходили события, в корне изменившие быт простого населения: завоевание земель различными племенами, расширение территорий, принятие Киевской Русью христианства, свержение империи и другие. Сторонние культуры, новые правители привносили свои обычаи.

Игровые русские народные танцы

Нередко кроме общего сюжета в хореографических фигурах присутствовали конкретные персонажи, разыгрывалась постановка, а в истории были все элементы произведения: завязка, конфликт, разрешение ситуации и завершение. Главные герои активно используют актерские навыки, а кроме движений в ход идет мимика и второстепенные жесты.

Исполняются как в виде хоровода, так и попарно, и массово. Чаще всего в центре внимания два-три персонажа, которые разыгрывают костяк сюжета, а остальные участники изображают стихийные процессы или отображают бушующую жизнь, которая царит вокруг на фоне драматических страстей.

Основные фигуры в хороводе

Теперь необходимо разобраться с основными фигурами в хороводе. Движение по кругу — это лишь вершина айсберга. На самом деле в танце существует минимум 7 форм движения, о которых мы сейчас расскажем. 

«Столбы» — чаще всего используется в самом начале хоровода. Несколько человек встают квадратом по парам. По очереди начинается движение от одной пары к другой по мере входа в квадрат новых участников.

https://vk.com/video_ext.php

 «Вожжа» — подразумевает собой движением волнами. Первая волна при этом самая большая. Постепенно волна становится меньше, в итоге превращаясь в точку. 

Затем из точки начинает образовываться спираль. Это фигура называется «Плетень».  Начиная движение из точки и создавая спираль, символизируется творение вселенной. Плетень постепенно переходит в круг. Самое известное движение в хороводе сегодня. Круг символизирует завершение этапа сотворения мира.

«Сторона на сторону» — во время выдвижения этой фигуры девушки и парни выстраиваются в шеренгу друг напротив друга. Далее две шеренги начинается сближаться друг с другом и отдаляться. В процессе девушки «случайно» роняют платки, венки. А парни подбирают их, а затем возвращают вещи владельцам. Это фигура показывает взаимодействие мужского и женского начала.

 «На четыре стороны» — участники хоровода образуют квадрат. Его стороны при этом символизируют четыре стороны света. Во время движения участники хоровода показывают «сеяние просо», чтобы вскоре собрать урожай.

 И наконец, «Плясовая» часть хоровода. Является самой задорной.  Во время плясовой части, участники исполняют народные танцы под гармонь. При этом соло-танцоры входят в круг и показывают свою удаль и мастерство.

Часто во время движения хоровода по кругу проводятся различные игры, которые веселят и радуют народ. К таковым относятся гусыня и селезень, пузырь, грушка и т.д. Самым популярным игровым хороводом сегодня является именинный хоровод. Когда именинник стоит в центре, а хоровод ходит по кругу и поет песню про каравай.

Русские народные танцы для детей в детском саду

Детские танцы бывают современными и русскими народными. Вторые более распространены в ДОУ за счет развития ритмических способностей. Техника исполнения простая: дошкольники водят хороводы под детскую песню, повторяя слова, меняя направление и используя жестикуляцию.

«Калинка-малинка»

«Калинку-Малинку» танцуют дети под русскую народную песню с аналогичным названием автора А. П. Ларионова. Движения веселые, энергичные, веселые и не перестают нравиться детям и взрослым.

Номер «Калинка-Малинка», танцуют дети в детсаду

Основные движения:

  • хоровод;
  • приседания;
  • топанье ногами;
  • хлопанье руками.

«Метелица»

«Метелица» танцуется в парах под песню «Русская метелица». Основные движения изображают метель за счет ритмичных перестроений, кружения по залу, бега, разновидности шагов, сопровождаемых движениями рук.

К сведению! Постановка в детском саду часто проходит в рамках зимних праздников.

«Во поле березка стояла»

Младший дошкольный возраст подразумевает начало обучения народной танцевальной технике. Знакомство начинается со знаменитой песни «Во поле березка стояла». Движения состоят из плавного хождения по кругу, кружения, сужения, расширения хоровода.

«Как на тоненький ледок»

Исполнение происходит в виде хороводной игры. В танцевальной игре «Как на тоненький ледок» дети поют песню, танцуя вокруг «Вани», который выполняет движения по тексту.

Детский русский народный танец

Малыши активно принимали участие в праздниках древних славян, так как являлись неотъемлемой частью общины. Им отводилась символическая роль в обрядах, которая была важна прежде всего для передачи семейного обычая.

В наше время участие детей в самодеятельности также помимо развития физических навыков и памяти, помогает привить любовь к родине, узнать ее культуру.

На начальном этапе обучения танцу ребенок базовые факты о происхождении, причем на простых и понятных для него примерах. Каждое движение объясняется балетмейстером — так сеяли зерно, так собирали лен, так плели плетень. В некоторых случаях фигуры происходят из явлений природы, в постановке присутствуют: волны, солнце, колыхание ветвей деревьев на ветру.

Понятный детям язык повествования на самом деле не далек от истинного источника вдохновения создателей танца. Представления древних славян о мироздании в чем-то были по-детски наивными и прямыми. Малыши учат базовые народные танцы: «Барыня» « Акулинка», «Пересек», «Во саду ли, в огороде», «Матаня».

Детский коллектив танца демонстрирует адаптированную версию народной хореографии:

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми

Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Игровые имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая.

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная.

Парная исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски — разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Перепляс — это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Кадриль — французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

  • Квадратная кадриль — исполняется четырьмя парами, стоящими квадратом. Передвижения и переходы осуществляются исключительно путем обмена местами по диагонали.
  • Линейная кадриль. Участниками танца являются 2 или 16 пар, которые расположены по линии, в шахматном порядке.
  • Круговая кадриль – участвовать могут 4, 6, 8 пар, которые располагаются по кругу, и движение идет как по часовой, так и против часовой стрелки.

Поделиться ссылкой

Танцы народов мира

  • Польский народный танец
  • Хорватский народный танец

Русский танец

Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.

Известный исследователь фольклора народов России Якоб Штелин в XVIII веке писал:

Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.

Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связаны с обрядами.

Русский народный танец в зависимости от местностях исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.

Украинский танец

Сценический украинский танец в исполнении ПГАТиНМ «Виорика»

Специфика жизни древних восточнославянских племён — древлян, дреговичей, вятичей, северян, волынян, белых хорватов, бужан и других — служили за основу самобытного, оригинального, хореографического искусства украинского народа. Все обряды, магические обращения, заклинания и т. п. напрямую зависели и были органически связаны с земледелием и анималистическим культом.

Танцевальные движения характерны для «Гопака», «Казачка», «Метелицы», составляют основу танцев Центральной Украины, определяют главные национальные черты украинской народной хореографии, если посмотреть украинские хороводы и сюжетные танцы, легко заметить, что среди этих произведений являются одноимённые произведения. Все украинские народные танцы, которые сохранились в художественном быту народа, выполняют под музыкальное сопровождение. Украинский народ создал своё самобытное, оригинальное хореографическое искусство, которое занимает одно из ведущих мест в мировой духовной культуре.

Белорусский танец

На протяжении длительного времени белорусский танец был малоизвестен даже на родине и редко выходил за пределы деревни. В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сценических площадках не только Белоруссии, но и за её пределами большая заслуга труппы Игната Буйницкого — талантливого самородка, создавшего в 1907 г. белорусский народный театр, в котором сам Буйницкий принимал участие как режиссёр, актёр и танцор. В концертах исполнялись народные песни, произведения белорусских поэтов и танцы под аккомпанемент традиционной «траістай» музыки — скрипки, цимбал и дуды. В сценической интерпретации народных танцев И. Буйницкий почти не отходил от фольклорной основы.

Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого. Наиболее популярны белорусские народные танцы — «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка», «Полька-Янка», «Чарот», «Таукачыкi», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Бульба», «Ручнікi», «Млынок», «Касцы», «Козачка», «Мяцеліца», «Мікiта», «Дударыкi», «Бычок», «Казыры».

Особенность белорусского танца динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и коллективный характер исполнения. В настоящее время белорусский народный танец представлен профессиональными танцевальными коллективами, самые известные из которых — Государственный ансамбль танца Беларуси, ансамбль «Хорошки», «Лявониха».

Русский хоровод

Зародился вид искусства во времена язычества, когда фундаментальная составляющая уклада простого славянина зиждилась на ритуальном почтении природных сил и явлений. Во время обрядовых праздников и началась практика водит хороводы. Круг, в глазах людей того времени, символизировал Коло Сварога — жизненный цикл в руках бога солнца и всего существующего.

Кроме того, древний предок считал священным единение семьи и крепость родства, поэтому в танце в обязательном порядке каждый участник держится друг за друга. По сей день в хореографии используют различные виды связи:

  • держаться за руки;
  • кладут ладонь на плечо;
  • скрепляют мизинцы;
  • берутся за платок, венок, пояс соседа или соседки.

Обновляя мировоззрение, народ отошел от языческих верований, однако танец сохранил. Фигуры по прежнему отражают природные стихии, движения животных, а в переходах прослеживаются элементы игры. Самые первые хороводы старались максимально изобразить слова, которые поются в песне, под которую они исполняется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: