Напетые номера по учебнику «СОЛЬФЕДЖИО». Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах
является составной частью профессиональной подготовки учащихся,
сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии,
полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.
ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.ГАРМОНИЯ (греч. — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие». РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ — возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, «специальная литература», «справочная литература», «научная литература». Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков.
Вступайте в группу сайта lafamire ВКОНТАКТЕ http://vk.com/lafamire
Романтическая гармония
Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.
С одной стороны, в гармонии композиторов-романтиков допускается куда большая свобода в голосоведении, возможны отклонения от строгих правил классической гармонии. С другой — сами созвучия, аккорды становятся более сложными. Возрастает роль диссонирующих аккордов: увеличенных и уменьшенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Применяются альтерированные аккорды (то есть аккорды с повышенными или пониженными звуками). Возрастает количество неаккордовых звуков. Приобретают большое значение диссонансы, теряется общая тональная устойчивость. Приобретает значение такой термин, как «расширенная тональность», в которой гораздо больше функций. По определению Холопова появляются различные техники гармонии. Гармонический язык становится очень индивидуальным, до появления «именных аккордов», применение аккордов в качестве лейтгармонии. Например, для творчества Ф. Шопена характерна доминанта с секстой, для Ф. Шуберта — VI минорная.
В опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» появляется так называемый «Тристанаккорд», с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.
Увертюра к опере «Тристан и Изольда» особенно показательна с точки зрения особенностей романтической гармонии: неустойчивость, диссонансы (цветом выделены тритоны, иногда в такте встречается даже 3 тритона), обилие неаккордовых звуков (обозначены крестиками над нотами), альтерации, диссонирующие трезвучия — все это встречается даже в небольшом фрагменте, приведенном выше, музыка же просто завораживает!
Таковы основные особенности романтической гармонии
Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль
Определение
Гармония — многоплановый термин. Понятие гармонии в музыке включает в себя различные грани: это и термин, означающий «благозвучие», и наука об аккордах и созвучиях, и учебная дисциплина. Рассмотрим определения, которые даются в учебных пособиях более подробно.
Действительно, определения гармонии разнообразны
Но все они говорят о важности этой неотъемлемой части музыки. О важности ее для композиторов
Ведь чтобы писать красивую музыку, нужно уметь грамотно выстраивать музыкальную мысль. Хаос звуков вряд ли будет считаться шедевром (хотя в современном искусстве возможно все…). Исполнителю также необходимо понимать гармонию, ведь она — одно из средств, с помощью которых создается музыкальный образ.
В современном значении термин «гармония» начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.
Как должно работать звуковое исцеление?
То, как работает звуковое исцеление, зависит от того, какие частоты сольфеджио используются. На клеточном уровне звуковое исцеление запускает генетические изменения. Лечебные частоты могут даже повредить клеточные стенки раковых образований в случае лечения рака с помощью высокочастотной звуковой терапии.
Было показано, что на терапевтическом уровне воздействие определенных звуковых частот изменяет деятельность мозга и тела таким образом, что способствует снижению уровня стресса и более высокому самовосстановлению иммунологического ответа.
Считается, что более низкие частоты колебаний вызывают раздражение, болезни и другие негативные эффекты на человеческий организм, более высокие частоты обычно используются для лечебных целей в альтернативной медицине.
Какое влияние на людей оказывает низкочастотный звук?
Низкочастотные звуки связаны не только с болезнью человека, но и с раздражением, отсутствием способности сосредотачиваться или концентрироваться и неспособностью сохранять информацию (проблемы с памятью).
Некоторые считают, что одни люди действуют с большей частотой, а другие действуют с меньшей частотой, исходя из явного уровня стресса или неразрешенных чувств, которые человек неизбежно излучает в социальных взаимодействиях с другими. Это означает, что один человек, находящийся в состоянии стресса, может передать эту низкую частоту и негативное отношение любому, с кем столкнется.
По совпадению, многие животные выражают неудовольствие или тревогу с помощью звуков более низкой частоты, таких как стоны, шипение или рычание. Показано, что низкочастотные звуки не только причиняют людям психологическое беспокойство — они также могут вызывать физическую усталость и дискомфортное давление на барабанную перепонку.
Окружающие низкочастотные звуки связаны с увеличением количества ошибок на рабочем месте, а также с общим чувством дискомфорта у людей. Это связано с тем, что низкие звуковые частоты конфликтуют с собственными частотами, производимыми человеческим телом.
Вот полный список негативных симптомов, связанных с воздействием низкочастотного звука:
- Потеря сна
- Раздражительность
- Усталость
- Потеря концентрации
- Тошнота
Правительство пошло еще дальше на применение низкочастотного звука в качестве оружия, внедрив инфразвуковую технологию в транспортные средства для разгона толпы, такие как танки LRAD. Эти звуковые резервуары издают низкочастотный звук, призванный вызвать немедленную тошноту и головокружение в беспорядочной толпе с помощью звуковой волны.
Лечебная способность высокочастотных звуков ставится под сомнение в медицинском и холистическом сообществе. Низкие частоты не вызывают сомнений в отвратительной способности при их использовании в акустическом оружии.
Может ли звук исцелить тело?
Если низкочастотные звуки могут навредить телу, само собой разумеется, что высокочастотные звуки могут излечить его, и наука все больше и больше обнаруживает, что это так. Вековые достижения целостной медицины открываются и проверяются с помощью научных исследований.
Ответ в том, что да, звук использовался для исцеления тела в самых разных областях. От шаманской игры на барабанах, используемой для позитивного направления измененных состояний сознания до гиперзвукового лечения рака. Снова и снова доказывалось, что звук оказывает лечебное воздействие на человеческое тело. Это родственная практика Энергетического Исцеления, отличным примером которой является Рейки.
Научные исследования постепенно догоняют многовековую историю древней медицины. Возобновившаяся популярность частотно-зависимых методов лечения, таких как звуковые ванны и пение медитации, также возрождает научный интерес к доказательству объективной основы звуковой терапии в широком спектре медицинских направлений.
Помимо способности физически исцелять тело, звуковое исцеление обладает сильной способностью вызывать положительные психологические воздействия на человеческий разум. От воздействия музыкальной терапии на аутичных детей до когнитивной перестройки, связанной с частотной терапией, было показано, что звук исцеляет организм всеми способами.
Ритм
Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.
Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).
Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.
Полезные приложения для развития музыкального слуха
Не у всех есть возможность и желание заниматься с педагогом в вокальной студии, поэтому на выручку приходят современные технологии. Прогресс в музыкальной сфере шагнул далеко вперед, появилось великое множество приложений для мобильных устройств и онлайн сервисов для самостоятельного развития музыкального слуха и обучения пению.
- Приложение “Абсолютный слух”. Все уроки в приложении делятся на 3 основные разделы: нотная грамота, упражнения на ритм и упражнения на интервалы. Благодаря этим урокам, построенным на теории и практике, вы сможете довольно быстро изучить музыкальную теорию и улучшить свой слух;
- Eartech. Подходит для уже более-менее продвинутых учеников. В приложении можно найти уроки по гаммам, арпеджио, интервалы.
- Созвучное первому варианту приложение “Слух абсолютный”. Главное отличие от своего собрата в том, что в приложении можно выбрать инструмент, под который вы будете заниматься.
- Functional ear trainer. Приложение построено на технике композитора А. Бенбассата. Принцип построен на том, что ученики сначала учатся слышать разницу между нотами, а уже после начинают учить их название. Приложение отлично подойдет тем, кому тяжело дается нотная грамота.
- Pitchimprover. Задача учащегося воспроизвести мелодию, которую они только услышали в приложении.
Уроки сольфеджио улучшают память
Теория музыки предполагает выполнение повторяющихся упражнений. Их надо не просто делать, но и заучивать наизусть, а также интегрировать в сами занятия фортепиано. Реализовать это за один день невозможно. Обычно весь процесс занимает пару недель, но иногда на отработку одного упражнения может уходить и пара месяцев.
Не надо форсировать события. Все люди, которые начинают заниматься на фортепиано, имеют разный уровень знаний и подготовки. У одних память и координация развиты достаточно хорошо, чтобы быстро совершенствовать навыки музицирования. А другим на это требуется больше времени. Но одно можно сказать точно – изучение сольфеджио влияет сразу на несколько видов памяти человека:
- на кратковременную память. Здесь обрабатывается и хранится от 1 секунды до 10 минут вся новая информация, которую вы получаете. Но помните, что без дальнейшей практики вы её очень быстро забудете.
- на оперативную память. Это промежуточный этап, на котором вы помните, мелодии, выученные несколько дней назад, но вряд ли вы сможете их воспроизвести через месяц.
- на долговременную память. Если вы продолжаете своё обучение игре на фортепиано, то все знания переходят в “долговременное хранилище”. На данную тему был проведён целый ряд исследований. Так, в одном из них пожилая пианистка, которая страдала от болезни Альцгеймера и не узнавала даже своих близких, без труда смогла сыграть по памяти более 400 фортепианных пьес. Фантастика, не правда ли?
- на двигательную память. Не зря пианисты говорят, что “руки помнят”. Достигнув определённого уровня мастерства вы перестанете думать о нотах, пальцы сами будут играть знакомые композиции.
- и даже на эмоциональную память. Музыка – это мощный инструмент, который влияет на наши чувства и эмоции. Когда по радио играет песня нашей юности, мы мгновенно вспоминаем то, что было с ней связано в прошлом. С игрой на пианино аналогичная история.
Как видите, польза игры на фортепиано уже подтверждена учёными. Однако начинать придётся с базы, а именно с уроков сольфеджио. Вы можете заниматься самостоятельно по видео или методичкам, записаться на групповые курсы или дополнительные занятия с репетитором, который преподаёт сольфеджио. Если ваш ребёнок ходит в музыкальную школу, то там эти уроки включены в обязательную программу.
Лучшие преподаватели по фортепиано доступны для занятий
5 (8 отз.)
Манана
₽1200 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (7 отз.)
Alana
₽450 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Мариам
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (4 отз.)
Диана
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
Ольга
₽1700 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
Анастасия
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Ольга
₽750 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Ольга
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (8 отз.)
Манана
₽1200 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (7 отз.)
Alana
₽450 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Мариам
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (4 отз.)
Диана
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
Ольга
₽1700 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (2 отз.)
Анастасия
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Ольга
₽750 /ч
1е занятие бесплатно!
5 (5 отз.)
Ольга
₽1000 /ч
1е занятие бесплатно!
Поехали!
В каких областях медицины практикуются лечебные частоты сольфеджио?
Хотя эффективность целительных частот оспаривается некоторыми учеными, нет сомнений в том, что музыкальные инструменты создают частоты, способные изменять человеческое сознание. Вот почему мистики и музыканты использовали это мощное манипулирование звуковыми частотами, чтобы двигать толпы в течение сотен лет.
Восстановительная терапия после инсульта
Музыкальная терапия, проводимая жертвам инсульта, увеличивает скорость восстановления основных двигательных функций и речи.
Больничные условия
Музыкальные частоты снижают тревожность и способствуют повышению морального духа в больницах и медицинских учреждениях с высоким уровнем стресса.
Улучшение акупунктуры
Наряду с терапией цветным светом, использование камертонов в сочетании с иглоукалыванием, как неофициально доказано, более эффективно, чем использование только иглоукалывания.
Лечение рака без хирургического вмешательства
Ученые только недавно обнаружили, что высокочастотный шум можно использовать для атаки и разрушения раковых клеток, устраняя при этом необходимость в хирургическом вмешательстве, которое подвергает пациента риску послеоперационных осложнений.
Управление мозговыми волнами
Рекламируемое специалистами по альтернативной медицине как эффективный способ лечения различных заболеваний. Вовлечение мозговых волн включает в себя воздействие на мозг различных звуковых частот для решения множества когнитивных проблем, от головных болей и стресса до предменструальных симптомов и хронической боли.
Изменение гормонов стресса
Музыкальные частоты уже давно используются в терапевтических целях, чтобы успокоить людей, которые злятся, разочарованы или находятся в стрессе.
Усиление нейрогенеза
Как у нерожденных младенцев, так и у пожилых людей, страдающих деменцией, использование частот исцеления и музыкальной терапии использовалось для улучшения нервного здоровья, снижения стресса и улучшения памяти. Похожий подход к снижению стресса, который набирает популярность — это снижение стресса на основе осознанности.
Улучшение программ физической реабилитации
Было показано, что люди, проходящие физическую реабилитацию, улучшают результаты при выполнении упражнений под музыку, которая их мотивирует.
Снижение восприятия боли
Для тех пациентов, которым приходится иметь дело с проблемами хронической боли, музыкальная терапия связана со снижением восприятия боли и является эффективным методом лечения, не требующим приема лекарств.
Врачи в древние времена знали достаточно из наблюдательной медицины, чтобы обнаружить связь между звуком и исцелением. Когда человечество разработало технологию двадцать первого века, мы начали последовательно проводить измерения мощного воздействия музыки и звуковых частот. в наших умах и телах.
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Как практиковать пение гармонии
Если научиться гармонии на инструменте, таком как фортепиано или гитара, может быть легко, поскольку вы можете играть несколько нот одновременно, то научиться петь гармонию может быть гораздо сложнее, поскольку вы не можете петь несколько нот одновременно своим голосом.
Для тренировки вокальной гармонии вы можете практиковать гармонизацию с записями собственного пения.
Начните с записи своей мелодии из одной из ваших любимых популярных песен. Затем, воспроизводя запись, попробуйте гармонизировать мелодию. В процессе гармонизации запишите все неровности, с которыми вы столкнулись, а затем спросите: «Почему?».
Возможно, вы поете интервал, который не совсем подходит к данной ноте мелодии, так что было бы неплохо поменять его и посмотреть, что получится. Чем больше и чаще вы будете практиковаться, тем лучше будут становиться ваш тембр и подача, и тем легче будет гармонизировать на слух.
Как быстро и эффективно развить музыкальный слух?
Во-первых, желательно развивать сразу все виды слуха.
По нашему мнению, развивать один вид слуха полезно в комплексе с другими видами. Потому что все виды музыкального слуха очень взаимосвязаны. Для этого существует специальная музыкальная дисциплина – СОЛЬФЕДЖИО. Сегодня сольфеджио консервативно преподается в групповой форме, причем в рамках стандартных, если не сказать устаревших, обязательных программ. Наша школа отличается от стандартной музыкальной школы индивидуальными занятиями сольфеджио, а также специальными уроками по развитию музыкального слуха.
Во-вторых, нужно создать условия для развития слуха, при которых будут развиваться все его виды и, каждый в отдельности.
Следует заметить, что в семьях, где есть музыканты или музыкальные педагоги, где любят музыку, слушают ее часто, много музицируют, дети гораздо чаще имеют хороший музыкальный слух. В связи с этим не зря рекомендуют ДОНОТНЫЙ период. Для чего? Для активации навыка правильного восприятия музыки, ее слышания и слушания, а, значит, и для развития музыкального слуха. Чтобы развивать музыкальный слух, надо, как и в изучении языка, ПОГРУЗИТЬСЯ в музыкальную среду.
Любые навыки развиваются с помощью активной деятельности, поэтому нужно начать :
Слушать много музыки, исполняемой на вашем инструменте (если учитесь играть) или вокалистами (если учитесь петь)
Важно слушать различные направления и жанры, не только свои!
Учиться играть на музыкальном инструменте (важно для вокалистов!). Дома необходимо иметь инструмент.
Учиться петь (важно для инструменталистов!) у квалифицированного педагога.
Заниматься сольфеджио
Индивидуально и систематически.
Каждый пункт помогает в развитии слуха, но эффективнее всего выполнять все.
Эти условия для развития музыкального слуха, например, создает хорошая музыкальная школа. В ней чаще всего есть предметы – хор или вокал, сольфеджио, инструмент, слушание музыки или музыкальная литература. Заметим, что школа не всегда эффективно развивает музыкальный слух. Тем не менее, большой процент профессиональных музыкантов вышли из недр «музыкалок».
Джазовая гармония
Главной гармонией в джазе становится септаккорд, роль диссонанса очень велика. Голосоведение в этом типе гармонии еще более свободное. Наверное, джазовая гармония — один из самых демократичных типов.
Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.
Вместо привычных функций — T-S-D-T — используются основные тоны аккордов, например, в До-мажоре последовательность, состоящая из главных трезвучий, будет выглядеть так: C-F-G-C. Буквенные обозначения в целом соответствуют классическим:
- C — до;
- D — ре;
- E — ми;
- F — фа;
- G — соль;
- A — ля.
Лишь нота си встречается в двух вариантах, и В — не всегда обозначает си-бемоль, как в классической гармонии.
H, B — си
Особенностью является и то, что вместо маленьких букв, применяемых в классической гармонии, для обозначения минорных трезвучий в джазовой системе просто добавляется буква m. Необычно и обозначение секстаккордов, цифра 6 возле буквы, обозначающей трезвучие означает, что к трезвучию прибавлена секста. То есть C6 — это не ми-соль-до, а до-ми-соль-ля. Чтобы обозначить секстаккорд через черточку прописывается бас, например, C/E — до мажор с басом ми.
Количество септаккордов можно увидеть в произведении Е.Медведского — «Гамма-джаз».
В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.